/\YHA 22

Автор ronatu, 06.04.2004 12:04:56

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

X

Очень и очень прискорбно, что многие документы и архивы уже потеряны :(
Надо спасать и сохранять в электронном виде все, что сохранилось, записывать интервью с участниками тех событий, пока есть такая возможность. Сведения-то бесценные...

VK

ЦитатаVladimir пишет:
Что касается первой из станций Е6-ЛС №111 («Космос-159»), запущенной на околоземную орбиту, то по ней не сохранилось ни программы полета, ни отчета по летным испытаниям, кроме итогов отработки нового радиокомплекса ДРК. Да и у ветеранов эта машина в памяти не осела. Поэтому пришлось привести только фактические параметры орбиты, взятые из сообщения ТАСС.
Во-первых, огромное спасибо Владимиру. Как всегда, он дает ценнейшую информацию.

Во-вторых вот такой вопрос. Нельзя ли по данным о РН, использовавшейся в этом запуске, чего-либо понять?  Может быть, промежуточная орбита, время пребывания на ней? У знатоков-ракетчиков не найдется чего-нибудь такого?  Дело в том, что дата старта №111 четко укладывается в окно для полета 6ЛС к Луне - траектория-то у них у всех должна быть одинаковая (плюс-минус)? Отсюда предположение, что все-таки это была попытка запуска к Луне.

И еще. Владимир, а если никаких данных не осталось, то почему на сайте заявлено, что на 111-й не было научного оборудования? Это-то откуда выкопано?

Pavel

А можно ложку дегтя? :(
http://www.laspace.ru/rus/history4.php

Именно посадочному аппарату станции "Венера-7" (1970 г.) впервые в мире удалось после спуска на поверхность передать данные о температурном режиме, давлении, газовом составе атмосферы этой загадочной планеты.

Поправте уж...

Pavel

Ой. Все новые открытия.

С сентября 2003 г. по январь 2005 г. НПО им. С.А.Лавочкина руководил генеральный конструктор и генеральный директор Константин Михайлович Пичхадзе.

С 31 января 2005 г. генеральным конструктором и генеральным директором НПО им. С.А.Лавочкина назначен Георгий Максимович Полищук.



Почему Пичхадзе сняли? И ведь нигде не слова. Пропустил новости Железнякова, ФКА через поисковик нет ни слова.
Ссылка в которой шла речь об этом периоде не работает.
http://www.laspace.ru/rus/news4.php

Что случилось? Это как нибудь на МФГ повлияет?

Liss

ЦитатаVladimir пишет:

Что касается первой из станций Е6-ЛС №111 («Космос-159»), запущенной на околоземную орбиту, то по ней не сохранилось ни программы полета, ни отчета по летным испытаниям, кроме итогов отработки нового радиокомплекса ДРК. Да и у ветеранов эта машина в памяти не осела. Поэтому пришлось привести только фактические параметры орбиты, взятые из сообщения ТАСС.

Vladimir.
У меня записано, что данное изделие предназначалось именно для проверки радиокомплекса в интересах программы лунной экспедиции и именно на вытянутой орбите ИСЗ, с пометкой "орбита расчетная".
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

X

ЦитатаА можно ложку дегтя? :(
http://www.laspace.ru/rus/history4.php

Именно посадочному аппарату станции "Венера-7" (1970 г.) впервые в мире удалось после спуска на поверхность передать данные о температурном режиме, давлении, газовом составе атмосферы этой загадочной планеты.

Поправте уж...
Насколько я знаю, на «Венере-7», когда она 15 декабря 1970 года вошла в атмосферу планеты над ночной стороной, не было заданной последовательности посылок, из-за чего информация не расшифровывалась. Характер измерения доплеровской частоты отличался от расчетной. На СА вышли из строя телеметрические коммутаторы.  Передавался только один параметр - температура атмосферы планеты. По характеру измерения доплеровской частоты удалось установить, что на конечном участке спуска парашютная система работала ненормально. С помощью ЭВМ удалось обработать очень слабые сигналы, которые передала экспериментальная аппаратура с поверхности планеты. Установлено, что СА функционировал после удара о поверхность планеты в течение 23 минут. По изменениям Т удалось рассчитать изменения Р по высоте и установить, что Р у поверхности = 90+-15 атм. Т=747+-20 К.

X

ЦитатаПочему Пичхадзе сняли? И ведь нигде не слова. Пропустил новости Железнякова, ФКА через поисковик нет ни слова.
Что случилось?
Перминов же говорил, что будет укреплять руководство предприятий... Вот и укрепляет.

VK

ЦитатаУ меня записано, что данное изделие предназначалось именно для проверки радиокомплекса в интересах программы лунной экспедиции и именно на вытянутой орбите ИСЗ, с пометкой "орбита расчетная".
А первоисточник кто? И когда была сделана запись?

X

ЦитатаVladimir пишет:
Хочу сделать некоторые пояснения к материалам на сайте НПО им. Лавочкина по лунной теме, к написанию которых я имел непосредственное отношение.
Владимир, огромное вам спасибо, я уже и не помню когда испытывал столь глубокое удовлетворение как от чтения ваших материалов. Можно сказать вы удовлетворили мечту всей моей жизни.

ЦитатаВо-вторых, информация по «Луне-15» никакая не отмазка. Да, отчетов по полету этой станции в архивах не сохранилось. Но я разговаривал с еще живыми участниками управления «Луны-15». Они все убеждены в этой версии.
Не воспринимайте близко к сердцу слово "отмазка". Можно сказать "версия-оправдание". :)
 Насколько я понимаю причина осталась неизвестной и очевидно даже самые полные отчёты не смогут пролить на неё ясность. В такой ситуации остаётся простор для фантазий. Участникам событий естественно хочется чтобы их детище было не при чём поэтому они вольно или невольно стараются переложить вину на стихию. Масконы там или что. Поэтому всётаки нгадо смотреть по возможности нейтральным взглядом и искать более вероятную причину а не причину оправдывающую станцию.
 Версия о мгновенной аварии типа взрыва двигателя более реалистична чем неожиданно вставшая на пути многокилометровая гора.
 Впрочем насколько я в курсе двигатели Исаева ни разу не подводили лавочкинские станции так что версия с взрывом двигателя тоже не особо типична...

ЦитатаА такой промах в месте посадки явился следствием ошибки баллистиков из ИПМ, которые выдали неточный прогноз для момента включения двигателя на торможение. Впоследствии баллистический прогноз на орбите выдавался на 4-6 часов вперед, а не на 24 часа, как для «Луны-15». Это позволило уменьшить разброс места посадки до заданных по ТЗ ±5 км.
Авария произошла слишком рано. Высота была ещё велика, таких гор то на Луне не бывает...

ЦитатаЧто касается версий про отказ передатчика, то на «восьмерках» все приборы радиокомплекса были задублированы.
Ну к примеру не радиопередатчика а электропитания. Мало чтоли случаев когда связь внезапно обрывается и концы в воду а до ближайших гор миллионы км...

ЦитатаВерсия внезапного взрыва двигателя или топливных баков тоже плохо склеивается, поскольку моментально взрываются только боеприпасы.
Перегретый гидразин в баке взрывается не хуже пороха. Не гексоген, конечно, но тоже неслабо. Или разрыв камеры сгорания. Сервейер-2 (или 4?) помните? Синком-1?


ЦитатаТехнические катастрофы развиваются быстро, но их вполне можно зафиксировать, в чем можно убедиться, прочитав отчеты по авариям Н-1, гибели «Челленджера» и «Колумбии».
В этом случае слишком крупномасштабные объекты. Взрыв двигателя на Н-1 не мог мгновенно разметать на куски всю ракету. Ну а на Шаттлах авария первоначально носила характер прогара а не взрыва, потому развивалась медленно.

ЦитатаКстати, при запуске межпланетной станции В-70 № 631 22 августа 1970 года произошел взрыв разгонного блока НВЛ. Но ситуацию удалось проследить почти всю от начала до конца, и даже с раненной станции, оставшейся без одной из панелей СБ, удалось получить телеметрию.
Станция была слишком далеко от двигателя. Будь она поближе и от неё отлетела бы не только СБ. А если аккумулятор, передатчик и антенну взрывом раскидало в разные стороны то связь прервётся мгновенно.
 Так или иначе версия о столконовении с горой требует хоть какогото подтверждения. Передавались ли в ходе торможения показания радиовысотомера? Они могли бы пролить свет, если бы высота вдруг начала внепланово снижаться то это значило бы что под станцией поднимается уровень рельефа.

X

ЦитатаВ заключение хочу поблагодарить всех за высказанные замечания. Постараемся впредь их учитывать. Тем более что в ближайшем будущем на сайте НПО им. Лавочкина появятся материалы по всем межпланетным станциям.
Владимир, спасибо ещё раз.
 Раз уж вы взялись за этот вопрос, то не могли бы вы всётаки внести ясность, что же всётаки так много весило в Лунах-19, 22? И заодно уточнить, что находилось в приборных отсеках Лун-11, 12?

Николай Павловский

ЦитатаВерсия о мгновенной аварии типа взрыва двигателя более реалистична чем неожиданно вставшая на пути многокилометровая гора.
 Впрочем насколько я в курсе двигатели Исаева ни разу не подводили лавочкинские станции так что версия с взрывом двигателя тоже не особо типична...
А Вы вообще много припомните случаев отказа исаевских ЖРД? И хотя бы одно со взрывным разрушением?

ЦитатаАвария произошла слишком рано. Высота была ещё велика, таких гор то на Луне не бывает...
Чуть ли не в этом топике и я считал, и Владимир приводил данные о высоте возможного столкновения. Не так уж много, и горы такие бывают. Тут вот какой момент - рассуждая о высоте гор, не забывайте, что высота орбиты (и начала спуска) дается над условным "уровнем моря" с радиусом 1730 км от центра Луны.
А вот высоты у поверхности - уже от рельефа.
И когда получаем те 4-5 км горы - это, судя по всему, от 1730 км.

Цитата
ЦитатаЧто касается версий про отказ передатчика, то на «восьмерках» все приборы радиокомплекса были задублированы.
Ну к примеру не радиопередатчика а электропитания.
У Е-8-5 есть еще радиокомплекс на взлетной ракете. Со своим питанием. На Л-18 именно он помог понять, в чем дело.

ЦитатаПерегретый гидразин в баке взрывается не хуже пороха. Не гексоген, конечно, но тоже неслабо. Или разрыв камеры сгорания. Сервейер-2 (или 4?) помните? Синком-1?
У Сервейера взорвался РДТТ, если мне память не отшибает. Так твердотопливник он и есть бомба.
А вот чтобы у отработанного серийного ЖРД чтобы камеру разнесло?
Да еще у двигателя на высококипящих компонентах? Да не при пятом включении? Это из разряда чудес.


ЦитатаТак или иначе версия о столконовении с горой требует хоть какогото подтверждения. Передавались ли в ходе торможения показания радиовысотомера? Они могли бы пролить свет, если бы высота вдруг начала внепланово снижаться то это значило бы что под станцией поднимается уровень рельефа.
Да, такая инфа расставила бы все по своим местам.
Большому кораблю - малую тягу!

Pavel

Цитата
ЦитатаА можно ложку дегтя? :(
http://www.laspace.ru/rus/history4.php

Именно посадочному аппарату станции "Венера-7" (1970 г.) впервые в мире удалось после спуска на поверхность передать данные о температурном режиме, давлении, газовом составе атмосферы этой загадочной планеты.

Поправте уж...
Насколько я знаю, на «Венере-7», когда она 15 декабря 1970 года вошла в атмосферу планеты над ночной стороной, не было заданной последовательности посылок, из-за чего информация не расшифровывалась. Характер измерения доплеровской частоты отличался от расчетной. На СА вышли из строя телеметрические коммутаторы.  Передавался только один параметр - температура атмосферы планеты. По характеру измерения доплеровской частоты удалось установить, что на конечном участке спуска парашютная система работала ненормально. С помощью ЭВМ удалось обработать очень слабые сигналы, которые передала экспериментальная аппаратура с поверхности планеты. Установлено, что СА функционировал после удара о поверхность планеты в течение 23 минут. По изменениям Т удалось рассчитать изменения Р по высоте и установить, что Р у поверхности = 90+-15 атм. Т=747+-20 К.


Это я и имел в виду. Данные о давлении были еще косвенно получены при открытии парашюта. А уж газовый состав от В7 не был получен ни по прямым ни по косвенным путям.

Старый

ЦитатаПо характеру измерения доплеровской частоты удалось установить, что на конечном участке спуска парашютная система работала ненормально.
Что это значит? Что советский стеклонитрон всётаки подвёл? Или это был ещё буржуйский?
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Pavel

Цитата
ЦитатаПо характеру измерения доплеровской частоты удалось установить, что на конечном участке спуска парашютная система работала ненормально.
Что это значит? Что советский стеклонитрон всётаки подвёл? Или это был ещё буржуйский?

Это значит что парают оторвался.

X

ЦитатаЭто значит что парают оторвался.
Ну вроде как обычно если парашют сразу не оторвался то потом он уже не оторвётся. Если только расплавится. Или тут есть данные что он сразу не фурычил?

X

Гость это я - Старый Ламер.

Pavel

Цитата
ЦитатаЭто значит что парают оторвался.
Ну вроде как обычно если парашют сразу не оторвался то потом он уже не оторвётся. Если только расплавится. Или тут есть данные что он сразу не фурычил?
Нет, после открытия парашюта он сначала опускаля штатно.

X

ЦитатаНет, после открытия парашюта он сначала опускаля штатно.
То есть получается что стеклонитрон таки подвёл?

Pavel

Цитата
ЦитатаНет, после открытия парашюта он сначала опускаля штатно.
То есть получается что стеклонитрон таки подвёл?


Скорей все-го все-таки оторвался. Рост напора в атмосфере Венеры очень велик. Парашют открывается в более разряженных слоях атмосферы и там, удар, имхо меньше. А СА В7 был весьма тяжелый.
После отказа коммутатора и парашют на Земле стояло уныние и то что он все таки после посадки передавал информацию в течении 23 минут было приятным сюрпризом.

Старый

ЦитатаСкорей все-го все-таки оторвался. Рост напора в атмосфере Венеры очень велик. Парашют открывается в более разряженных слоях атмосферы и там, удар, имхо меньше. А СА В7 был весьма тяжелый.
Скоростной напор пропорционален квадрату скорости, поэтому сразу же после открытия и скорость и скоростной напор будут стремительно падать и очень скоро скоростной напор окажется равен весу аппарата. Чтобы позже нагрузка вдруг возрасла - это совершенно невероятно. Если парашют выдержал рывок при открытии то оторваться в дальнейшем у него никаких шансов.  На прежних СА парашюты вроде не отрывались.
 Интересный исторический вопрос - что же там случилось?

ЦитатаПосле отказа коммутатора и парашют на Земле стояло уныние
Да уж! Это заметно по сообщению ТАСС - такого унылого сообщения пожалуй до того ещё не было.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.