Стартовый комплекс Н1

Автор Вован, 11.09.2006 21:51:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Лютич

ЦитироватьМеня однако интересует наличие факта отказа Глушко делать двигатель для королёвской Н-1. Кто-нибудь может внести ясность?

Королев требовал от Глушко сделать двигатель в пятилетний срок. Глушко отказался, сочтя этот срок нереальным (сейчас задним числом мы знаем, что он был прав). Тогда Королев обратился к Кузнецову, который согласился на требования Королева, однако реально делал двигатель почти 9 лет, и еще 5 лет доводил его до кондиции.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Santey

Вован:
ЦитироватьПо поводу конфликта по двигателям для Н1 между Королевым и Глушко неплохо написал Сергей Хрущев в воспоминаниях об отце. Из книг ясно, что Глушко не хотел делать двигатели типа Сатурн-5, так как не умел бороться с ВЧ-колебаниями в больших камерах и не успевал по срокам

Трудно сказать, что в этом отказе явилось решающим фактором - сложности борьбы с ВЧ-колебаниями или приверженность Глушко к движкам на гептиле.
Ведь Глушко не стал делать не только "двигатели типа Сатурн-5", но и 150-т кислородники, за которые пришлось взяться Кузнецову.
И проблему с ВЧ-колебаниями кузнецовцы таки решили. Значит не было это неразрешимой задачей. Если кузнецовцам это оказалось по силам, то что уж говорить насчет ОКБ-456.

Вот и В.И.Курбатов, бывший 1-й замом Глушко утверждает, что с проблемой ВЧ колебаний их КБ справилось бы:

А вот со следующим образцом кислородно-керосинового ЖРД для королевской МБР второго поколения Р-9 нам пришлось помучиться, как ни с каким другим двигателем за всю историю нашего коллектива. Двигатель для Р-9 мы все-таки сделали, хотя для поисков причин и преодоления высокочастотных разрушительных колебаний нам пришлось на испытаниях проявить поистине чудеса изобретательности. Я уверен, что мы справились бы и с созданием двигателей для Н-1, но такие вопросы у нас решал только сам Валентин Петрович.

Santey

ЦитироватьКоролев требовал от Глушко сделать двигатель в пятилетний срок. Глушко отказался, сочтя этот срок нереальным (сейчас задним числом мы знаем, что он был прав). Тогда Королев обратился к Кузнецову, который согласился на требования Королева, однако реально делал двигатель почти 9 лет, и еще 5 лет доводил его до кондиции.

И все таки Глушко с этой задачей справился бы гораздо быстрее. Его  РД-253 того же класса тяги был полностью отработан в плане надежности к 1970г.

Ёмаё

ЦитироватьПосле драки кулаками не машут. Кстати, а где вы взяли про медаль. Я себе тоже хочу!  :wink:

Извольте. РИА Новости
http://www.rian.ru/world/america/20060512/48020579.html
 И это..,потерпите немного.
Я думаю-эта печать Каина не обойдёт и многих наших"победителей".
Россия, голову подъемли!
Перед тобою звёздный путь!

Лютич

ЦитироватьИ все таки Глушко с этой задачей справился бы гораздо быстрее. Его  РД-253 того же класса тяги был полностью отработан в плане надежности к 1970г.

Все равно это не соответствует требованиям Королева по срокам. Иногда, к сожалению, его вполне здоровый технический авантюризм перехлестывал через край и становился нездоровым.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Ёмаё

STEP,благодарю за наводку. Космический Мир с "Энциклопедией космонавтики А. Железнякова  теперь у меня в Избранном,"будем посмотреть.."
Спасибо Вовану, Лютичу,Santey. Стала проясняться, как мне думается, если не главная, то одна из самых основных причин крушения нашей лунной программы.
Я тут тоже откопал...
"...Решение Политбюро легло на благодатную почву. Как раз незадолго до этого, в 1974 году, сменилась власть на крупнейшем советском ракетно-космическом предприятии - научно-производственном объединении "Энергия". От руководства HПО за провал лунной программы был отстранен Василий Мишин: за одиннадцать лет "Энергии" удалось "освоить" почти 10 млрд руб., но не удалось создать тяжелую ракету, которая смогла бы вывести страну на лунную орбиту (во время всех четырех испытательных пусков ракета H1 неизменно взрывалась). Hа смену Мишину пришел Валентин Глушко, один из ведущих отечественных конструкторов ракетных двигателей. Тот самый, которому еще в 60-х годах Сергей Королев ОТКАЗАЛ В ДОВЕРИИ (??), поставив на ракету H1 (она начала создаваться Королевым) двигатели другого конструктора - Hиколая Кузнецова..."
http://www.buran.ru/htm/mtkkmain.htm
Россия, голову подъемли!
Перед тобою звёздный путь!

STEP

Я всегда и всем говорю:
Наиглавнейшей наукой для технаря является русский язык.  :D
Учитесь читать ...
 :D  :D  :D
Дурят нашего брата, дурят ...

Вован

Вован - Вовану: :D
Агрегат обслуживания Н1 11У212 подводился к ракете по кольцевому пути, а не по прямому пути (как у «Энергии») потому, что пути подъезда агрегата пересекали газоотводящие каналы :wink:
Байконур надолго - навсегда

Старый

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьОдна за другой Н-1 уходили за "бугор", затем от нас ушёл Королёв
Ну вы, блин, даёте!
Да это не тот "бугор" куда по дешовке загнали уникальный РД-170 первой ступени "Энергии".
Насколько знаю у ракетчиков есть термин означающий неудачный испытательный пуск новой ракеты-"Ушла за бугор", им и воспользовался. Королёв ушёл от нас в 1966 году в... царствие небесное, что ещё не ясно?
То что сначала от нас ушёл Королёв а уж затем ушли за бугор четыре Н-1. Вы перепутали с точностью до наоборот и даже после намёка это не заметили. Только и всего.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьТрудно сказать, что в этом отказе явилось решающим фактором - сложности борьбы с ВЧ-колебаниями или приверженность Глушко к движкам на гептиле.
Ведь Глушко не стал делать не только "двигатели типа Сатурн-5", но и 150-т кислородники, за которые пришлось взяться Кузнецову.
И проблему с ВЧ-колебаниями кузнецовцы таки решили. Значит не было это неразрешимой задачей. Если кузнецовцам это оказалось по силам, то что уж говорить насчет ОКБ-456.
Вы путаете причинно-следственные связи. Нельзя тем что было позже объяснять то что было раньше.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Лютич

ЦитироватьТот самый, которому еще в 60-х годах Сергей Королев ОТКАЗАЛ В ДОВЕРИИ (??)

Дык, каждая заинтересованная сторона стремится показать себя белыми и пушистыми, при этом метнув прицельно отходами жизнедеятельности в оппонентов. Как, к примеру, Бугров - стонет о перегруженности работами над Л-1 и Р-9, при этом скромно умалчивает о том, что Л-1 у Челомея отобрал как раз Королев, да и Р-9 пробивалась также Подлипками, при том, что она уже в ходе разработки морально устарела в связи с приходом эпохи гептильных МБР.

В общем, читая апологетику той или иной стороны, надо регулярно напоминать себе, что в данной ситуации виноваты были фактически все. Ну, кроме разве что Янгеля, который достаточно быстро отказался от Р-56 (хотя ИМХО это был наиболее реализуемый проект из трех предлагавшихся) и взялся за посадочную ступень Л-3.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Вован

Снимки американских КА Корона:
СК Н1 24 сентября 1968 года



СК после аварии на старте 3 июля 1969 года



Найдите два существенных отличия :wink:
Байконур надолго - навсегда

fagot

ЦитироватьТрудно сказать, что в этом отказе явилось решающим фактором - сложности борьбы с ВЧ-колебаниями или приверженность Глушко к движкам на гептиле.
Кстати о гептиле. Если считать, что Мишин с Кузнецовым наступили на грабли с замкнутой схемой (хотя другого выхода у них не было), то Глушко наступил на грабли в квадрате, взявшись делать "вонючку" не только замкнутой схемы, но еще и "газ"-"газ" (РД-270). Если бы Королев согласился на это чудо, у Н1 не было бы шансов даже взлететь.

fagot

ЦитироватьИ ещё - обратите внимание на верхнюю часть агрегата обслуживания. Выше площадки обслуживания №13 есть пустые ниши для будущих площадок к более высокой ракете
Это видимо на случай появления водорода.

Лютич

ЦитироватьКстати о гептиле. ... Глушко наступил на грабли в квадрате, взявшись делать "вонючку" не только замкнутой схемы, но еще и "газ"-"газ" (РД-270). Если бы Королев согласился на это чудо, у Н1 не было бы шансов даже взлететь.

Кхе.
Хочу напомнить, что Глушко для Н-1 предлагал в первую очередь РД-253. Появление РД-270 объясняется тем, что Королев изначально запрашивал _три_ двигателя: на 150, 300 и 600 тонн.

Что касается схемы "газ-газ", то, кстати, с "вонючкой" ее реализовать проще всего. С водородом - чутка посложнее (надо делать "кислый" ТНА на горячем кислороде), а с керосином - совсем сложно ("сладкие" ГГ и ТНА со всеми керосиновыми прелестями, связанными с закоксовыванием каналов и отложениями сажи).
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Santey

ЦитироватьВы путаете причинно-следственные связи. Нельзя тем что было позже объяснять то что было раньше.

Какая такая путаница? Практика - критерий истины, не так ли? Правоту того или иного утверждения подтверждает (или не подтверждает) время. Глушко считал проблему ВЧ-колебаний трудноразрешимой вплоть до непреодолимости (либо делал вид, что  так считает, лишь бы найти повод отказаться от создания мощного кислородника).  Кузнецов был иного мнения (раз он взялся за создание двигателя). Время показало, что правым в этом вопросе был Кузнецов, а Глушко ошибался.

Вообще, где-то Глушко понять можно: он был под впечатлением тяжкой борьбы с ВЧ-колебаниями во время создания РД-111.
Я ведь понял ваш намек: имелось в виду, что тогда заранее никто не знал, получится ли решить проблему вч-колебаний. Однако, дело обстояло не совсем так. Еще в 1962г Королев, пытаясь убедить Глушко взяться за двигатели для Н-1, утверждал, что в кислородных движках с замкнутой схемой таких проблем, как с РД-111, не будет, приводил соответствующие доводы (см. книгу Ветрова "Королев и его дело" ). И, насколько я в курсе, Королев оказался прав.

Старый

ЦитироватьКакая такая путаница? Практика - критерий истины, не так ли? Правоту того или иного утверждения подтверждает (или не подтверждает) время. Глушко считал проблему ВЧ-колебаний трудноразрешимой...
Вы говорили совсем про другое. Про размерность, РД-253 и пр.

 На самом деле дело было так.
 Королёв заказал Глушко двигатели на 600 тонн. Глушко считал что это невозможно из-за ВЧ.  Королёв убеждал на примере уже разработанного 11Д33. Но его аргументы были ошибочны. Глушко это понимал и отказался. Взялся Кузнецов. То есть решение было принято, двигатели были поручены Кузнецову а не Глушко. Все дальнейшие действия Глушко уже не могли ничего изменить.
 В дальнейшем выяснилось что у Кузнецова нет оборудования для изготовления двигателей на 300 и 600 тонн и его поставка требует слишком много времени. Сошлись на 150 тонн. Но это было уже в дальнейшем, после определения Кузнецова как разработчика двигателей.
 В дальнейшем работы в КБХА и работы Кузнецова над двигателями для ГР-1 открыли причины ВЧ-колебаний и убедили Глушко что сделать двигатель можно. И только тогда он взялся за 150-тонный двигатель и именно потому что знал что Кузнецов делает 150-тонный.
 То есть это было следствие работ Кузнецова и без него Глушко не взялся бы. И он создал этот двигатель судя по всему изрядно стырив у Косберга опыт работ над двигателями для УР-200.
 И потом уже готовые РД-253 Челомей приспособил на УР-500.
 То есть Глушко сделал РД-253 из-за работ Кузнецова. Без него он и не стал бы делать.
 Ну а в дальнейшем приободрённый удачей с РД-253 он замахнулся и на 600 тонн. Но обломилось ему.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ronatu

Цитировать
ЦитироватьПосле драки кулаками не машут. Кстати, а где вы взяли про медаль. Я себе тоже хочу!  :wink:

Извольте. РИА Новости
http://www.rian.ru/world/america/20060512/48020579.html


Cold War Victory Medal: DOD & Congress say "Nyet!" to Cold War Vets
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

fagot

ЦитироватьЧто касается схемы "газ-газ", то, кстати, с "вонючкой" ее реализовать проще всего. С водородом - чутка посложнее (надо делать "кислый" ТНА на горячем кислороде), а с керосином - совсем сложно ("сладкие" ГГ и ТНА со всеми керосиновыми прелестями, связанными с закоксовыванием каналов и отложениями сажи).
Проблемы схемы "газ"-"газ" мне прекрасно известны, горячий АТ кстати тоже не подарок, ну да о водороде на первой ступени можно говорить только гипотетически. Но дело то в чем - Глушко совершил ошибку, позже повторенную на РД-170 - стал выжимать последние крохи УИ, немеряно задрав давление в камере. Но тут он еще и вздумал облегчить двигатель, благо топливо позволяло, сделав схему "газ"-"газ", а про синхронизацию ТНА-то и забыл. Так что дело не в том, что он выбрал вонючку, а в том, что он выбрал чрезмерно сложную схему и кажущаяся простота вонючки ему не помогла.

Yegor

ЦитироватьСнимки американских КА Корона:
СК Н1 24 сентября 1968 года

http://g.foto.radikal.ru/0610/4cfe0c243f26.jpg

СК после аварии на старте 3 июля 1969 года

http://b.foto.radikal.ru/0610/077e6d11c19a.jpg

Найдите два существенных отличия :wink:
Интересные фотографии - спасибо!

На первой фотографии левую площадку ещё не достроили -
1) видны горки песка повсюду,
2) газоотводные лотки ещё не прикрыты.

На второй фотографии левая площадка достроена. Но правая площадка разрушена -
1) нет нижнего громоотвода,
2) газоотводные лотки вскрыты,
3) имеется 20-то метровая воронка снизу прямо возле стартового стола
4) земля тёмная.
Интересно, что башня обслуживания выдержала взрыв - осталась стоять - хорошо СК спроектировали!