Самая удачная ракета для освоения Луны

Автор SpaceR, 18.05.2006 06:05:37

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mihalchuk

SpaceR:
Цитировать1.Ага, теперь кажется понял: Ан-124 - первая ступень предлагаемой АКС. Однако опять же неясно: зачем делать ещё один беспилотный воздушный старт только для доставки топлива? Если уж делать новое средство выведения, то оно должно быть универсальным, но беспилотным, и цена его разработки будет почти такой же как и у топливовоза. А такой воздушный старт уже делается!
Такой воздушный старт, который уже делается, для заправщика не подойдёт. Нужен старт со спины самолёта, а ещё лучше - с брюха в режиме кабрирования. Правдя здесь АН-124 не проходит.

Цитировать2. Дешевый ракетный ускоритель? Это новая идея? непонял... А что тогда такое ОБЫЧНАЯ первая ступень любой ракеты?    
Может я чего не понимаю, так объясните пожалуйста поточнее. И кстати - на 1й ступени и так нет СУ - она ставится на последней (чаще всего) и управляет всеми сразу.
На первой ступени есть рулевые органы системы управления или какой-то их эквивалент. Чтовы ими управлять с последней ступени, необходимо проложить электрические кабели, иметь на борту электрические батареи, некоторые системы контроля и т. д. Всё это стоит денег.

Зомби. Просто Зомби

... а боковые блоки можно вообще взять первоначально одногоршковые

Тогда в качестве оптимальной лунной ракеты можно "окончательно" предложить это:

ЦБ = "керосиновый Протон", он же "полуторазенит", на 6-ти РД-191 или эквивалентном числе двух-четырехкамерных версий

Четыре боковых блока с РД-191

Диаметр ЦБ ~4.6 м

Длина ~70 метров

Стартовая масса выйдет несколько побольше тыщщи тонн

ПН ~35-40 тонн
--------------------------

Потенциал развития - переход к боковым блокам с двухкамерным РД соответственно бОльшей размерности (тоже 4 штуки), применение довыведения разгонным блоком (3-тья, "космическая" ступень) и водорода на второй ступени - "Heavy"-версия

Потенциал "применения технологий" - использование соответсвенно модернизированного ЦБ вместо Протона и Ангары-5
Не копать!

Дмитрий В.

Цитировать... а боковые блоки можно вообще взять первоначально одногоршковые

Тогда в качестве оптимальной лунной ракеты можно "окончательно" предложить это:

ЦБ = "керосиновый Протон", он же "полуторазенит", на 6-ти РД-191 или эквивалентном числе двух-четырехкамерных версий

Четыре боковых блока с РД-191

Диаметр ЦБ ~4.6 м

Длина ~70 метров

Стартовая масса выйдет несколько побольше тыщщи тонн

ПН ~35-40 тонн
--------------------------

Потенциал развития - переход к боковым блокам с двухкамерным РД соответственно бОльшей размерности (тоже 4 штуки), применение довыведения разгонным блоком (3-тья, "космическая" ступень) и водорода на второй ступени - "Heavy"-версия

Потенциал "применения технологий" - использование соответсвенно модернизированного ЦБ вместо Протона и Ангары-5
А почему диаметр 4,6 м? Все равно уже ни в ж/д вагон, ни в Ан-124 не лезет! Покороче надо! Диаметр 6 м - самое то!
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Зомби. Просто Зомби

Аэродинамика и технологичность
Мне конечно судить трудно, но 4.1 от 4.6 по-моему по производству разницы почти никакой не должно быть

Перевозка - да, "уже не влезает", но возили же "Энергию"

PS.
А что - короче?
Это же вся ракета, а сколько там первая ступень?
Почти как у Зенита
Что, Зенит в Ан-124 не входит?
Не копать!

Дмитрий В.

ЦитироватьАэродинамика и технологичность
Мне конечно судить трудно, но 4.1 от 4.6 по-моему по производству разницы почти никакой не должно быть

Перевозка - да, "уже не влезает", но возили же "Энергию"

PS.
А что - короче?
Это же вся ракета, а сколько там первая ступень?
Почти как у Зенита
Что, Зенит в Ан-124 не входит?
В данном случае для технологичности без разницы 4,6 или 5,5 или 6м - ни один диаметр не освоен. А чрезмерно большое удлинение создает проблемы с прочностью и динамикой. В Ан-124 грузы диаметром более 4,4 вообще не лезут, а с учетом того, что этот груз должен быть на какой-то платформе/тележке, то вряд ли более 4,2 м в Руслан поместится...
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

RadioactiveRainbow

Придётся сверху таскать...

Кстати, а какое удлиннение у пятого сатурна было?
Глупость наказуема

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьВ данном случае для технологичности без разницы 4,6 или 5,5 или 6м - ни один диаметр не освоен.
Хм...
Ну... во всяком случае, "противникам" нечего будет возразить на то, что это "практически Протоновский диаметр, и, следовательно, принципиальных или существенно-стоимостных препятствий ожидать не приходится..."
Ссылка на прецедент, однако :roll:
ЦитироватьА чрезмерно большое удлинение создает проблемы с прочностью и динамикой.
Опять-таки непонятно: мы берем пропорции Зенита и масштабируем на "корень третьей степени из полтора" :roll:
Почему никто не "разносит" Зенит за "чрезмерно большое удлинение"?
Типичные, по-моему, "ракетные пропорции"...
ЦитироватьВ Ан-124 грузы диаметром более 4,4 вообще не лезут, а с учетом того, что этот груз должен быть на какой-то платформе/тележке, то вряд ли более 4,2 м в Руслан поместится...
Транспортировка - это да
Это немаловажно
Одна из первых проблем "второй категории"
Ну можно что-нть придумать-применить, ну канал, в конце концов, прорыть, от Волги до Байконура... :roll:
 :mrgreen:  :lol:  :mrgreen:
Не копать!

Harsky

ЦитироватьОпять-таки непонятно: мы берем пропорции Зенита и масштабируем на "корень третьей степени из полтора" :roll:

объясните неучу - почему именно на корень третьей степени из полтора, а не единицы например? не прикалываюсь, серьезно спрашиваю  :?:

Зомби. Просто Зомби

Стартовая мощность/Объем/Стартовая масса ~ куб линейных размеров

Хотим "полуторазенит" (число стартовых двигателей в полтора раза больше)

Разумеется, это достаточно грубая прикидка, но ПН, если отвлекаться от разных тонкостей, "аддитивно зависит от стартовой массы"
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

...и стоило бы это чЮдо при налаженном производстве как примерно полтора Протона за один запуск...
Не копать!

Дем

ЦитироватьЛунный Союз - это уже 10 тонн на ЛЛО
Я имел в виду чистый транспортник, который "там" стыкуется со станцией/лендером. А потом летит назад и садится. Он в пять тонн (с учётом, что часть топлива он уже израсходовал) вписывается.

ЦитироватьЦБ = "керосиновый Протон", он же "полуторазенит", на 6-ти РД-191 или эквивалентном числе двух-четырехкамерных версий
Четыре боковых блока с РД-191
Диаметр ЦБ ~4.6 м
Длина ~70 метров
Стартовая масса выйдет несколько побольше тыщщи тонн
ПН ~35-40 тонн
А шесть "горшков" в 4.6м впишутся? У "Протона" внешний диаметр задницы 7.4 м...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Зомби. Просто Зомби

Цитировать
ЦитироватьЛунный Союз - это уже 10 тонн на ЛЛО
Я имел в виду чистый транспортник, который "там" стыкуется со станцией/лендером. А потом летит назад и садится. Он в пять тонн (с учётом, что часть топлива он уже израсходовал) вписывается.
Или я чего недопонимаю, или трое суток в "позе эмбриона"?
Втроём?
И никакого "груза" с собой, скафандры летят отдельным транспортом за дополнительную валюту?
А на старт с ЛЛО к Земле горючего-то останется?
Цитировать
ЦитироватьЦБ = "керосиновый Протон", он же "полуторазенит", на 6-ти РД-191 или эквивалентном числе двух-четырехкамерных версий
Четыре боковых блока с РД-191
Диаметр ЦБ ~4.6 м
Длина ~70 метров
Стартовая масса выйдет несколько побольше тыщщи тонн
ПН ~35-40 тонн
А шесть "горшков" в 4.6м впишутся? У "Протона" внешний диаметр задницы 7.4 м...
Возможно это проблема, но вряд ли неразрешимая
Не копать!

Дмитрий В.

Не удержался и прикинул семейство ракет по идеологии, предложенной уважаемым Зомби. Просто Зомби (по крайней мере, как я эту идеологию понял). В семейство входит 5 2-хступенчатых (ЖК+керосин) РН с различной грузоподъемностью. Космические головные блоки могут оснащаться различными КРБ.

1)Идеология проекта.
Вначале проектируется исходный (базовый вариант), в качестве которого принят 2-хступенчатый тандем. На 1-й ступени установлен 1*РД-171М с тягой у Земли 784 тс (УИ=337с). При выбранной тяговооруженности 1-й ступени 1,5 стартовая масса равна 522,6 т. Тяговооруженность 2-й ступени задана 1,1. В результате оптимизации по критерию «максимум мю ПН» получена ПН=18,5 т. На переходной орбите 0*180 км с наклонением 51,6 град, масса рабочего запаса топлива: на 1-й ступени 372 т, на 2-й – 83,2т (т.е. 2-я ступень получилась в размерности 2-й ступени Зенита). При этом тяга ЖРД 2-й ступени (УИ=352 с) составляет 120 тс. Очевидно, что двигатель 2-й ступени для исходного варианта придется разрабатывать заново. При диаметре блоков 4,1 м общая длина РН получится (при той же плотности компоновки, что и у Зенита) около 61-62 м (с ГО той же длины, что и у Зенита).
Для вариантов большей грузоподъемности приняты следующие исходные данные:
А) Блочная схема с 2, 3, 4 и 6 боковыми блоками, каждый с заправкой, как у исходного тандема, т.е. 372 т. Геометрия топливного отсека ББ совпадает с таковой для блока 1-й ступени исходного тандема.
Б)Центральный блок также имеет заправку 372 т и оснащен 2*РД-191 (или 1 РД-180) в высотной модификации с общей тягой в пустоте 440 тс (УИ=350с). ДУ ЦБ запускается в полете непосредственно перед отсечкой ДУ 1-й ступени. При этом для всех вариантов обеспечиваются приемлемые значения тяговооруженности 2-х ступеней (от 0,879 до 1,00). Для каждого варианта РН, в зависимости от количества ББ, ЦБ соответствующим образом модифицируется (узлы связи, электроразъемы, сечения силовых элементов и т.п.). ГО для каждой модификации – свой.
Принятые решения обеспечивают: возможность изготовления топливных отсеков всех боков на единой оснастке, одинаковую длину ракетной части, независимо от стартовой массы РН, выведение всех  заправочных устройств, электроразъемов и других коммуникаций на торцевые части блоков, что упрощает конструкцию СК и обеспечивает возможность запуска всех РН с одного типа стартового комплекса.

2)Результаты по предварительному проектировочному расчету:
- РН с 2-мя ББ: Мст=1266,6 т, ПН= 37,9 т.
- РН с 3-мя ББ: Мст=1698 т, ПН= 56,2 т.
- РН с 4-мя ББ: Мст=2126,6 т, ПН= 71,3 т.
- РН с 6-ю ББ: Мст=2980,4 т, ПН= 98,64 т.

С уважением, Дмитрий В.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

мар

Я наверно что то недопонимаю, неужели где то кто то открыл реальное финансирование на новые ракеты?...
А какой смысл обсуждать новые проекты, если нет ни малейших возможностей для финансирования?!

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьНе удержался и прикинул семейство ракет по идеологии, предложенной уважаемым Зомби. Просто Зомби (по крайней мере, как я эту идеологию понял). В семейство входит 5 2-хступенчатых (ЖК+керосин) РН с различной грузоподъемностью. Космические головные блоки могут оснащаться различными КРБ.
Не совсем так (хотя говорить о готовой идеологии может слишком... э... преждевременно :wink:  :mrgreen: )

Последний вариант такой

Идеология:

нам нужен "опимальный" (по-возможности) "40-тонник"
И только он
"Семейство" получается как "бонус" принимаемых решений и плата за компромиссы

В идеальность, в частности, входит отсутствие "особо крупногабаритных" элементов
Поэтому, хотя "строго говоря", наилучшим был бы, скорее всего, простой тандем-моноблок, мы "идем на уступки"

Поэтому в основу мы кладем "отмасштабированный в 1,5 раза Зенит"
Добирая то, что нам нужно боковыми блоками

(Здесь всё так же, как вы поняли)

Но

В последнем варианте вместо ДВУХ "двухкамерных" ББ мы берем ЧЕТЫРЕ однокамерных (РД-191 к примеру)

У Вас, Дмитрий, получается какой-то "тризенит"
А у нас "в архетипе" ( :mrgreen: ) - семёрка

Никак не может быть, чтобы топливная зарядка "боковух" была бы такая же, как у ЦБ (или вы имеете в виду какой-то "перелив"?)

Не

Боковухи работают как у семерки, а камер у них в 6 раз меньше, чем у ЦБ, да и отделяются они до того, как ЦБ выработается
Так что - скромные такие боковухи

Зато целых четыре

И это - наша "основная версия"

МЫ НАДЕЕМСЯ, что она может вывести ~35 тонн
(чисто из масштабных соображений)

Возможных дополнительных вариантов - куча, но интересны, по-сути, только два

1) "Нулевой вариант" (ЦБ как самостоятельный носитель, без боковых ускорителей вообще) интересен тем, что это как бы "керосиновый Протон"
За счет масштабирования Зенита и увеличения числа камер с 4-х до 5-6 хотим добиться >20 тонн ПН

2) "Тяжелый" вариант интересен величиной ПН
Если она будет от 70 тонн и выше, то это очень даже неплохо для лунной программы

Здесь мы берем более мощные ББ, двухкамерные
Соответсвенно с бОльшим запасом топлива
И, возможно, применяем водород на второй ступени

Вот такие бы варианты обсчитать?... :wink:  :mrgreen:  :lol:

Все равно, спасибо за проявленный интерес
Не копать!

SpaceR

Цитировать...Так что "Самая удачная ракета для освоения Луны" - полуторазенит с полузенитными УРМ'ами
...можно заделать еще и "четвертьзенитный УРМ"
Интересно формулируете...  :)  Хоть монографию пиши: "Зенит как квант ракетного проектирования"  :mrgreen:

SpaceR

Цитировать4) Зенит производит недружественная страна, это тоже факт
Ну, недружественности Украины к России по фактам не больше чем в обратном направлении, да и взялась эта недружественность совсем недавно и больше надуманно... Честно говоря, мне очень досадно, занимаясь ракетной техникой, всё это пытаться как-то учитывать, но приходится, раз в этом мире всё так завязано...
Имхо, сбить спесь с политиков наших стран и научить их разумно решать совместные вопросы было бы неплохо и взаимовыгодно (хоть меня это и не должно касаться).
Однамхо тут явно вмешивается какойто фактор...
И если бы было можно, я бы непосредственно взял етот фахтор за полу сатую ж...    и доходчиво объяснил "политику партии" и дружбу народов... А дальше можно хоть на Луну, хоть на Марс - надо осваивать НОВЫЕ территории, а не устраивать новый дележ того, что уже давно поделено.
Извините за оффтоп.

SpaceR

Цитировать3) "Беспилотные КРБ", лэндеры и пр.. - отдельная песня
Разумеется, нужен "целостный концепт"

Ну тогда вот Вам, пожалуйста - ЦЕЛОСТНЫЙ КОНЦЕПТ :)
Мои постулаты следующие:
1. Грузоподъёмность требуемого носителя определяется прежде всего его основной задачей (ессно, все это и так понимают).
2. Основная транспортная задача при освоении Луны - доставка на ее поверхность посадочных модулей, пилотируемых и грузовых. При этом грузовой делается из пилотируемого заменой взлетного модуля на жилой (для установки на поверхности) или грузовой.
3. Масса посадочного модуля (иначе: Лунного корабля) должна быть близкой к минимально возможной (в разумных пределах, конечно) - для экономии общих затрат на программу. При этом оптимальным обликом модуля считаю либо американский (т.е. двухместный, отдельно посадочная и взлетная ступени), либо вариант советского, но имеющего на посадочной платформе дополнительные баки для полного торможения и посадки с окололунной орбиты (имхо, включение ЖРД Лунного корабля перед посадкой при скорости существенно меньшей орбитальной считаю одним из наибольших недостатков советской схемы посадки).
Массу вышеописанного Лунного корабля-модуля я оцениваю в 14-15 т на окололунной орбите (у ЛОС).
4. Доставку такого модуля к ЛОС считаю целесообразным проводить по ОДНОПУСКОВОЙ схеме - из соображений как экономических, так и технических (проще, быстрее и надежнее).
5. Разработку водородных ступеней и РБ считаю важной как в плане выгодности из-за снижения начальной массы, так и в плане перспектив использования водородных технологий в других местах, где они понадобятся. Кроме прочего, в данное время ещё не поздно воспользоваться наработками по водороду для "Энергии" и 12КРБ, что снизит технологический риск и стоимость разработки.
-=ВЫВОД=: ОПТИМАЛЬНОЙ ракетой ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ЛУНЫ считаю РН грузоподъёмностью 55т (или 60 т с довыведением) - она при использовании верхней ступени на жидком водороде и дополнительного корректирующе-тормозного РБ на высококипящих компонентах способна доставить к ЛОС как вышеописанный посадочный модуль, так и другие грузы - модули для ЛОС, дополнительные посадочные ступени и топливо (при многоразовом использовании взлетного пилотируемого модуля) и т.п.
Главное преимущество такой концепции - минимум стыковок, а следовательно, высокая надежность и оперативность единичных транспортных операций.
Кроме того: этой же РН (вкупе с РБ) можно доставить на окололунную орбиту и МПКК "Клипер", причем уже с дополнительной ступенью для возвращения к Земле (то есть классический туристический полет, не требующий даже стыковки к ЛОС, а только лишь безопасной и давно отработанной единственной стыковки на НОО перед стартом к Луне).
Что же касается полетов к ЛОС "лунного Союза", то имхо для этого достаточно водородного РБ, запускаемого на РН "Ангара-5" и имеющего массу до 27-28 т при запуске с довыведением ("лунный Союз", массой вероятно ~11 т, запускается естественно отдельной ракетой "Союз-2-3", и дорабатывается аналогично КК "Л-3" в плане увеличения запаса топлива и проч.). (Ну а если разгон на керосине...  тогда конечно, нужен 35-40тонник...)
А для доставки "Союза" на облетную траекторию с помощью РБ ДМ достаточно, как и предлагалось РККЭ, носителя грузоподъёмностью ~14 т ( "Союз-2-3" третьего этапа, "Зенит-2SLБ" или "Ангара-3").
   Ну вот, в сущности почти целиком вся транспортная часть лунной программы...
(многоразовые малотяговые буксиры - отдельная песня следущих этапов)
P.S. И естественно, в данной концепции неважно, каким носителем будут доставляться на НОО эти самые 55-60тонные блоки...  Но исходя из того что есть, имхо ЛУЧШИЙ вариант по стоимости, надежности и времени создания - именно предложенная мною в самом начале темы  "половинка" Энергии...

SpaceR

Цитировать"Энергиевский шок" вообще сильно и надолго затормозил развитие "больших ракет", это факт, это надо "просто принять"
Ну, я бы не советовал никому "просто принимать" что-либо, не попытавшись до конца разобраться в вопросе. А тем более не советовал бы принимать на веру чьё-либо мнение, подаваемое как "факт".
Имхо, тормозит развитие ВСЕХ больших ракет - общая стоимость проекта и недостаток (вначале) полезных нагрузок для них.
А касаемо Энергии - лично я считаю, что здесь было налицо несколько фактов, в совокупности приведших к тому, о чем мы знаем как "Энергиевский шок".
Выведу в отдельный топик.

Зомби. Просто Зомби

Цитировать
Цитировать3) "Беспилотные КРБ", лэндеры и пр.. - отдельная песня
Разумеется, нужен "целостный концепт"

Ну тогда вот Вам, пожалуйста - ЦЕЛОСТНЫЙ КОНЦЕПТ :)
Ну и где "концепт"-то?
Что на Луну "вообще можно летать", это мы итак знаем...

"Наш" концепт состоит в том, что требуется разработать ЕДИНСТВЕННЫЙ новый по-сути элемент - "40-тонник"
И тот (см. выше) не выходит сильно за рамки того, что ЕСТЬ В РЕАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Как и орбитальные блоки и корабль "Союз" имеются в наличии в (полу)живом производстве

При чем и этот "новый" элемент - это "практическая" ракета, под нее ЕСТЬ (потенциально) и иная полезная нагрузка, хотя бы ее сейчас было и немного

Все остальные элементы проекта - сугубо целевые
В них смысл и они могут "подходить по мере надобности/готовности"

Это - телеуправляемые автоматы ("луноходы") и лэндеры

И ВСЁ!
Не копать!