Стыковочные агрегаты

Автор ntil, 02.02.2006 17:03:08

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Mark

Решениe задачи «мягкой» встречи на орбите с применением методов терминального управления.[/size]
Центр им. М.В. Хруничева:

ЦитироватьВстреча космических объектов на орбите с последующей стыковкой представляет собой одну из важнейших операций в космосе. Принципиальным отличием рассматриваемой задачи является тот факт, что в ней рассматривается стыковка не кооперируемых объектов. Это существенно расширяет возможности встречи и стыковки объектов в космосе.

Основными этапами этой операции являются:

·                             дальнее наведение ( на расстоянии от 25 до 1 км),

·                             ближнее наведение (с расстояния 1 км до 200 м.),

·                             участок зависания. (для оценки параметров относительной ориентации КА и выработки команды на продолжение или прекращение стыковки),

·                             причаливание (с расстояния 200 м начинается вход в конус),

·                             соединение и механический захват происходит при скорости приблизительно 0.11 м/с (от 0 м/с до  0,3 м/с); производится стыковка.

Этот процесс очень сложен в реализации и требует высокую точность выведения КА в зону встречи, в связи с этим для решения задачи предлагается применить методы терминального управления. Здесь под операцией «мягкой» встречи понимается выведение объектов в некоторую относительно малую область космического пространства, сближение объектов без осуществления между ними физического контакта. Так же встреча может осуществляться с воображаемым «виртуальным» твердым телом (ВТТ), находящимся в заданной точке на орбите. Требуется для таких задач как:

-     инспекция орбитальных объектов,  

-     «расчистка» геоцентрических орбит, устранение из космического пространства потенциально опасных объектов.

Для решения задач, в которых необходим физический контакт, таких как:

-     ремонт и замена на орбите вышедших из строя спутников;

-     заправка топливом;

-     сборка в космосе крупногабаритных систем и космических аппаратов.

Разрабатываются новые стыковочные узлы, работающие на других принципах сцепки. Это магнитные защелки или  стыковочный механизм штырькового типа. Они гораздо легче, чем уже существующие стыковочные узлы. В этом случае можно решить не только задачу «мягкой» встречи, но и непосредственно стыковку КА. Новые навигационные приборы и датчики, оптические визиры и дальномеры увеличивают надежность и точность измерений, но за счет узконаправленного действия требуют увеличения точности ориентации объекта в пространстве. Все эти технологии требуют и новых подходов, к синтезу алгоритмов управления позволяющих осуществлять более точное наведение
Не знаю , или это уже есть в форуме?[/size]
Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э

 

m-s Gelezniak

ЦитироватьРешениe задачи «мягкой» встречи на орбите с применением методов терминального управления.[/size]
Центр им. М.В. Хруничева:

ЦитироватьВстреча космических объектов на орбите с последующей стыковкой представляет собой одну из важнейших операций в космосе. Принципиальным отличием рассматриваемой задачи является тот факт, что в ней рассматривается стыковка не кооперируемых объектов. Это существенно расширяет возможности встречи и стыковки объектов в космосе.

Основными этапами этой операции являются:

·                             дальнее наведение ( на расстоянии от 25 до 1 км),

·                             ближнее наведение (с расстояния 1 км до 200 м.),

·                             участок зависания. (для оценки параметров относительной ориентации КА и выработки команды на продолжение или прекращение стыковки),

·                             причаливание (с расстояния 200 м начинается вход в конус),

·                             соединение и механический захват происходит при скорости приблизительно 0.11 м/с (от 0 м/с до  0,3 м/с); производится стыковка.

Этот процесс очень сложен в реализации и требует высокую точность выведения КА в зону встречи, в связи с этим для решения задачи предлагается применить методы терминального управления. Здесь под операцией «мягкой» встречи понимается выведение объектов в некоторую относительно малую область космического пространства, сближение объектов без осуществления между ними физического контакта. Так же встреча может осуществляться с воображаемым «виртуальным» твердым телом (ВТТ), находящимся в заданной точке на орбите. Требуется для таких задач как:

-     инспекция орбитальных объектов,  

-     «расчистка» геоцентрических орбит, устранение из космического пространства потенциально опасных объектов.

Для решения задач, в которых необходим физический контакт, таких как:

-     ремонт и замена на орбите вышедших из строя спутников;

-     заправка топливом;

-     сборка в космосе крупногабаритных систем и космических аппаратов.

Разрабатываются новые стыковочные узлы, работающие на других принципах сцепки. Это магнитные защелки или  стыковочный механизм штырькового типа. Они гораздо легче, чем уже существующие стыковочные узлы. В этом случае можно решить не только задачу «мягкой» встречи, но и непосредственно стыковку КА. Новые навигационные приборы и датчики, оптические визиры и дальномеры увеличивают надежность и точность измерений, но за счет узконаправленного действия требуют увеличения точности ориентации объекта в пространстве. Все эти технологии требуют и новых подходов, к синтезу алгоритмов управления позволяющих осуществлять более точное наведение
Не знаю , или это уже есть в форуме?[/size]
Штырькового типа :lol: ?  См. ст. уз. ТКСа.
ЗЫ "Новенькое" :twisted:
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Mark

m-s Gelezniak писал(а):

ЦитироватьШтырькового типа  ? См. ст. уз. ТКСа.
ЗЫ "Новенькое"

K сожалению более не было, год публикации 2010/11.
Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э

 

SFN

Стыковочные агрегаты работают, начиная от касания до образования жесткой сцепки.  
Все что дальше от корпуса станции (от 1 см до 100-200км) обеспечивают системы сближения  :wink:

пост про  штырковые узлы http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=852637#852637

ЦитироватьСтыковочные агрегаты работают, начиная от касания до образования жесткой сцепки.  
Все что дальше от корпуса станции (от 1 см до 100-200км) обеспечивают системы сближения  :wink:

пост про  штырковые узлы http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=852637#852637
А если использовать телескопические захваты-штанги , которые могут становиться гибкими и жёсткими. Наконечник  "липкий" на тросике  внутри трубок , трубки могут складываться и становиться почти жёсткими. Выдвигается штанга и тросик "выстреливает" в причаливаемый предмет/могучая хватка там едва ли нужна/, подтягивает до самых трубок. Как только тросик дотянет до  первой трубки, натяжение сделает их полужёсткой конструкцией можно тянуть  хоть  вручную.Лягушка выкинула язык, захватила мошку и втянула в рот... Но язык можно и усовершенствовать. Электросистемы пусть себе контролируют. Столкновения не будет .Если в цилиндрики просунуть верёвочку их легко сделать почти жёссткой палочкой. Это устройство не надо делть гигантских размеров и очень зависиммым от электропитания и автоматики. Можно  как рыбак ловит рыбку...

Петр Зайцев

ЦитироватьА если использовать телескопические захваты-штанги , которые могут становиться гибкими и жёсткими. Наконечник  "липкий" на тросике  внутри трубок , трубки могут складываться и становиться почти жёсткими.

А вы напишите ф-ну Гоффу, что нужно тросик, а то он глупый, сам не догадается. Предложите сотрудничество.
http://www.altius-space.com/TECHNOLOGY.html

Лучшая стыковка, наверно, по принципу "заглатывания". Захватил, подтянул, проглотил в специальный мешок... Американцы на шаттлах отрабатывали же технологии открытия их грузовых отсеков и стыковки/или запуска/ через открытые створки. Не могу вспомнить откуда у меня эта информация , что  б уточнить." Проглатывание "  в специальный  мешок избавляет от трудоёмких и опасных операций  по стыковке с обитаемым кораблём. Кроме того, работа по очистке космоса, стаскивания оттуда "потерянных ", но исправных аппаратов... А без отработки этих технологий   в дальние полёты лучше и не соваться. В СССР была технология забора грунта, взлёта, стыковки на орбите и возврата, впрочем  это американцы стыковались..."Аполлоном". В "мешок" людям лучше не входить ппока не проверят всё... Не нужно очень уж зацикливаться на совершенно жёстких конструкциях в космосе. Рёбра  , раздвижные, как у зонтика сделают и в космосе жёстким гибкий материал... можно и сложить по необходимости. Да, вон же и в скафандрах делают рёбра жёсткости, но те, которые я видел, это жёсткие кольца... Поставить их изнутри и сделать спосбными к изменению диаметра... Прошу извинить за многословие.

avmich

"Заглатывание" было бы удобно, если бы имелся достаточно большой шлюз, с большим входом. Влетел в шлюз, остановился - готово. Шлюз закрывается, можно проводить разгрузку.

Но тогда шлюзу надо быть большим - скажем, сфера 10 м диаметром для ловли "Союза"? Кроме того, работа двигателей торможения в шлюзе - это значит, продукты сгорания попадут на стенки шлюза, горячая струя может повредить шлюз... что мешает сделать шлюз надувным из нестойких к огню материалов...

"Заглатывание" методом "ловли сачком" - корабль тормозится у станции и "сачок" из гибкого материала его захватывает - плох тем, что внешние элементы корабля могут пострадать, если они не рассчитаны на такую механическую нагрузку.

Всё, что было сказано  о  "недостатках", касается  скорее алгоритма действий, а не принципиально. Я знаю одноместное уже работающее устрорйство с гибким покрытием и не монолитно жёсткое... Имею в виду  скафандр космонавта. Увеличить его в десять раз и  преобразовать внутри это не такая уж сложная задача. Многие технические решения там наверняка есть. А если учесть , что система жизнеобеспечения  туда и не нужно или нужна, когда там люди , они могут входить уже после... Когда я предлагал захваты с переменной жёсткостью, я имел ввиду и  чтобы он не болтался и не повредил стенки "кишки". Стыковочный узел нынешних модулей может оставаться таким , какой он есть. Вокруг него и сейчас есть какие то подушки. Что мешает поставить вместо них   раздвижное, надувное "эх,проглочу"?

Leroy

ЦитироватьАмериканцы на шаттлах отрабатывали же технологии открытия их грузовых отсеков и стыковки/или запуска/ через открытые створки. Не могу вспомнить откуда у меня эта информация , что  б уточнить.
Нечто похожим на описанное была методика "ловли" оторвавшегося от фала астронавта при ВКД (или астронавта с вышедшей из строя MMU) распахнутым отсеком полезной нагрузки шаттла. Пилоты отрабатывали такую технику. К счастью, она никогда не пригодилась.  :roll:

anik

http://www.esa.int/SPECIALS/ESA_Publications/SEMH82T1I6H_0.html

Docking standardisation discussions continued with
representatives of the Chinese Manned Space Engineering
Office (CMSEO) at ESTEC in May. The Chinese have shown
interest in discussing possible adaptations of their docking
system to an international standard and to the joint
definition of a new large-diameter mechanism, capable
(like the IBDM) of docking and berthing, for the permanent
connection of major modules of their Space Station.
The
exchanges on the development of docking systems with
the Chinese showed that also China identified the need
for a docking system that could work for space vehicles of
various masses and deliver moderate impact loads.

SFN

Цитироватьhttp://www.esa.int/SPECIALS/ESA_Publications/SEMH82T1I6H_0.html

Docking standardisation discussions continued with
representatives of the Chinese Manned Space Engineering
Office (CMSEO) at ESTEC in May.

Сотрудничество и все такое...
Китайцы озабочены непроработанностью варианта IDSS с АПАСовскми защелками? Или хотят освоить магнитики?

SFN

#252
[quote:361ffbe6bc="anik"][b:361ffbe6bc]В ГКНПЦ имени М.В.Хруничева продолжаются работы по созданию МЛМ[/b:361ffbe6bc]
http://www.khrunichev.ru/main.php?id=1&nid=2599
[/quote:361ffbe6bc] На увеличенном кропе фото с сайта два узла. Верхний для ШК. Нижний новый модифицируемый СУ (ССПА-ГМ: сначала для Союзов-Прогрессов, а потом для УМ).
Видна красная крышка с карманами для 8 крюков, правее серый переходник (заменяет ССВП-4000), еще правее похоже на ССВП-Г8000 (зеленоватого оттенка).

m-s Gelezniak

Цитировать
Цитироватьhttp://www.esa.int/SPECIALS/ESA_Publications/SEMH82T1I6H_0.html

Docking standardisation discussions continued with
representatives of the Chinese Manned Space Engineering
Office (CMSEO) at ESTEC in May.

Сотрудничество и все такое...
Китайцы озабочены непроработанностью варианта IDSS с АПАСовскми защелками? Или хотят освоить магнитики?
Флаг и цитатник Мао им в руки.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

ЦитироватьЛучшая стыковка, наверно, по принципу "заглатывания". Захватил, подтянул, проглотил в специальный мешок... Американцы на шаттлах отрабатывали же технологии открытия их грузовых отсеков и стыковки/или запуска/ через открытые створки. Не могу вспомнить откуда у меня эта информация , что  б уточнить." Проглатывание "  в специальный  мешок избавляет от трудоёмких и опасных операций  по стыковке с обитаемым кораблём. Кроме того, работа по очистке космоса, стаскивания оттуда "потерянных ", но исправных аппаратов... А без отработки этих технологий   в дальние полёты лучше и не соваться. В СССР была технология забора грунта, взлёта, стыковки на орбите и возврата, впрочем  это американцы стыковались..."Аполлоном". В "мешок" людям лучше не входить ппока не проверят всё... Не нужно очень уж зацикливаться на совершенно жёстких конструкциях в космосе. Рёбра  , раздвижные, как у зонтика сделают и в космосе жёстким гибкий материал... можно и сложить по необходимости. Да, вон же и в скафандрах делают рёбра жёсткости, но те, которые я видел, это жёсткие кольца... Поставить их изнутри и сделать спосбными к изменению диаметра... Прошу извинить за многословие.
Расход газа наддува шлюза уважаемый Карант.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

Цитировать
ЦитироватьВ ГКНПЦ имени М.В.Хруничева продолжаются работы по созданию МЛМ
http://www.khrunichev.ru/main.php?id=1&nid=2599
На увеличенном кропе фото с сайта два узла. Верхний для ШК. Нижний новый модифицируемый СУ  (ССПА-ГМ: сначала для Союзов-Прогрессов, а потом для УМ).
Видна красная крышка с карманами для 8 крюков, правее серый переходник (заменяет ССВП-4000), еще правее похоже на ССВП-Г8000 (зеленоватого оттенка).
Кто то интересовался, почему на данном шпаноуте четыре лепестка. С четырьмя просвет больше.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

SFN

ЦитироватьКто то интересовался, почему на данном шпаногуте четыре лепестка. С четырьмя просвет больше.
Я по этому поводу тоже думал: а почему не 6, не 12? Кроме того, теоретически после пристыковки лепестки можно свинтить)

m-s Gelezniak

Цитировать
ЦитироватьКто то интересовался, почему на данном шпаногуте четыре лепестка. С четырьмя просвет больше.
Я по этому поводу тоже думал: а почему не 6, не 12? Кроме того, теоретически после пристыковки лепестки можно свинтить)
Просвет 1,1м.  Четырех достаточно.
С увеличением количества лепестков, уменьшается возможная зона расхохдения осей стыкуемых объёктов.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Lanista

SFN, m-s Gelezniak, спасибо за пояснения.

m-s Gelezniak

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьКто то интересовался, почему на данном шпаногуте четыре лепестка. С четырьмя просвет больше.
Я по этому поводу тоже думал: а почему не 6, не 12? Кроме того, теоретически после пристыковки лепестки можно свинтить)
Просвет 1,1м.  Четырех достаточно.
С увеличением количества лепестков, уменьшается возможная зона расхохдения осей стыкуемых объёктов.
Добавлю. Боковик под шлюз. камеру не гибридник. Так же лепестковое кольцо не выдвижное.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...