Алгоритмы запуска двигателей разных циклов

Автор Буцетам, 29.09.2025 10:33:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Streamflow

Цитата: Alex-DX от 08.11.2025 23:55:56высота и диаметр двигателя 1 метр, тяга 6.5 тонн, вес 143 кг.
Вы его мне продаёте? Прекрасный  двигатель, но не беру :) У него была чёртова уйма версий - за 6 десятков-то лет.

Alex-DX

Цитата: Streamflow от 09.11.2025 00:00:08
Цитата: Alex-DX от 08.11.2025 23:55:56высота и диаметр двигателя 1 метр, тяга 6.5 тонн, вес 143 кг.
Вы его мне продаёте? Прекрасный  двигатель, но не беру :) У него была чёртова уйма версий - за 6 десятков-то лет.
Всего лишь одна версия для земли, было бы не плохо облегчить до 100 кг.  ::)
Может сопло, как для РН Корона прикрутить? 

cross-track

Цитата: Alex-DX от 09.11.2025 10:20:13Может сопло, как для РН Корона прикрутить? 
А смысле, сделать одно "внешнее" сопло для всех двигателей?
Live and learn

Alex-DX

Цитата: cross-track от 09.11.2025 10:35:36
Цитата: Alex-DX от 09.11.2025 10:20:13Может сопло, как для РН Корона прикрутить?
А смысле, сделать одно "внешнее" сопло для всех двигателей?
Да, и сделать его где возможно из алюминия. Водород охлаждает. 

Streamflow

В двигателях с внешним соплом типа аэроспайка очень велика площадь поверхности сопла в окрестности его критического сечения, и трудности его охлаждения - одна из критических проблем, насколько я знаю.

Гость22

Цитата: Streamflow от 09.11.2025 15:01:36В двигателях с внешним соплом типа аэроспайка очень велика площадь поверхности сопла в окрестности его критического сечения, и трудности его охлаждения - одна из критических проблем, насколько я знаю.
Это если критическое сечение "сплошное". Если сделать двигатель составным: множество камер работают на одно общее штыревое или тарельчатое сопло, то по крайней мере этой проблемы (охлаждение критики) нет.

Картинка отсюда: http://www.lpre.de/resources/articles/NPOEM_Nozzles.pdf

Старый

Зато большая площадь охлаждаемой поверхности даст желаемое тепло любителям нагревной схемы. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Streamflow

Цитата: Гость22 от 09.11.2025 15:24:31
Цитата: Streamflow от 09.11.2025 15:01:36В двигателях с внешним соплом типа аэроспайка очень велика площадь поверхности сопла в окрестности его критического сечения, и трудности его охлаждения - одна из критических проблем, насколько я знаю.
Это если критическое сечение "сплошное". Если сделать двигатель составным: множество камер работают на одно общее штыревое или тарельчатое сопло, то по крайней мере этой проблемы (охлаждение критики) нет.

Картинка отсюда: http://www.lpre.de/resources/articles/NPOEM_Nozzles.pdf
Да, это так. Но не будет ли указанная конструкция "слишком сложной для цирка"?

Streamflow

Цитата: Старый от 09.11.2025 15:27:13Зато большая площадь охлаждаемой поверхности даст желаемое тепло любителям нагревной схемы.
Наверное, если то чего-то не хватает, то тут же это становится уже лишним, это означает существование каких-то внутренних конструктивных проблем.

Alex-DX

Цитата: Streamflow от 09.11.2025 16:18:27
Цитата: Гость22 от 09.11.2025 15:24:31
Цитата: Streamflow от 09.11.2025 15:01:36В двигателях с внешним соплом типа аэроспайка очень велика площадь поверхности сопла в окрестности его критического сечения, и трудности его охлаждения - одна из критических проблем, насколько я знаю.
Это если критическое сечение "сплошное". Если сделать двигатель составным: множество камер работают на одно общее штыревое или тарельчатое сопло, то по крайней мере этой проблемы (охлаждение критики) нет.

Картинка отсюда: http://www.lpre.de/resources/articles/NPOEM_Nozzles.pdf
Да, это так. Но не будет ли указанная конструкция "слишком сложной для цирка"?
Надежный , многоразовый цирк может получится. 

Гость22

Цитата: Streamflow от 09.11.2025 16:18:27
Цитата: Гость22 от 09.11.2025 15:24:31
Цитата: Streamflow от 09.11.2025 15:01:36В двигателях с внешним соплом типа аэроспайка очень велика площадь поверхности сопла в окрестности его критического сечения, и трудности его охлаждения - одна из критических проблем, насколько я знаю.
Это если критическое сечение "сплошное". Если сделать двигатель составным: множество камер работают на одно общее штыревое или тарельчатое сопло, то по крайней мере этой проблемы (охлаждение критики) нет.

Картинка отсюда: http://www.lpre.de/resources/articles/NPOEM_Nozzles.pdf
Да, это так. Но не будет ли указанная конструкция "слишком сложной для цирка"?
Это уже от цирка зависит.
На Союзе такое действительно будет слишком сложно и бессмысленно.
А на X-33/VentureStar именно такое и планировали. 
Или на той же Короне, пусть и только на бумаге.


Streamflow

У X-33 был, все-таки, плоский  клин в качестве сопла, и совсем не такой монструозный. И не надо меня агитировать за аэроспайк. Я его (как у X-33) приделывал ко второй ступени своего Стар Лайнера ещё более трех десятков лет назад :)

blik

Цитата: Гость22 от 09.11.2025 15:24:31
Цитата: Streamflow от 09.11.2025 15:01:36В двигателях с внешним соплом типа аэроспайка очень велика площадь поверхности сопла в окрестности его критического сечения, и трудности его охлаждения - одна из критических проблем, насколько я знаю.
Это если критическое сечение "сплошное". Если сделать двигатель составным: множество камер работают на одно общее штыревое или тарельчатое сопло, то по крайней мере этой проблемы (охлаждение критики) нет.

Картинка отсюда: http://www.lpre.de/resources/articles/NPOEM_Nozzles.pdf
Если смотреть на эту картинку, то разбиение на множество двигателей если и уменьшило общую площадь в районе критики, то не на много. А значит и  проблему охлаждения вряд ли решило.
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

Гость22

Цитата: Streamflow от 10.11.2025 13:44:15У X-33 был, все-таки, плоский  клин в качестве сопла, и совсем не такой монструозный. И не надо меня агитировать за аэроспайк.
Никто не агитирует. Я указал на то, что проблема охлаждения критики в случае составного двигателя не критична.
Форма сопла (круглое или плоское) при этом особой роли не играет. Rocketdyne сделали и испытали в своё время оба варианта примерно одного размера на основе J-2.

Гость22

Цитата: blik от 10.11.2025 14:51:02
Цитата: Гость22 от 09.11.2025 15:24:31
Цитата: Streamflow от 09.11.2025 15:01:36В двигателях с внешним соплом типа аэроспайка очень велика площадь поверхности сопла в окрестности его критического сечения, и трудности его охлаждения - одна из критических проблем, насколько я знаю.
Это если критическое сечение "сплошное". Если сделать двигатель составным: множество камер работают на одно общее штыревое или тарельчатое сопло, то по крайней мере этой проблемы (охлаждение критики) нет.

Картинка отсюда: http://www.lpre.de/resources/articles/NPOEM_Nozzles.pdf
Если смотреть на эту картинку, то разбиение на множество двигателей если и уменьшило общую площадь в районе критики, то не на много. А значит и  проблему охлаждения вряд ли решило.
Критическое сечение у каждой камеры своё собственное. Проблема его охлаждения решается точно так же, как в любой другой камере с круглым соплом без центрального тела.

blik

Цитата: Гость22 от 10.11.2025 14:57:23
Цитата: blik от 10.11.2025 14:51:02
Цитата: Гость22 от 09.11.2025 15:24:31
Цитата: Streamflow от 09.11.2025 15:01:36В двигателях с внешним соплом типа аэроспайка очень велика площадь поверхности сопла в окрестности его критического сечения, и трудности его охлаждения - одна из критических проблем, насколько я знаю.
Это если критическое сечение "сплошное". Если сделать двигатель составным: множество камер работают на одно общее штыревое или тарельчатое сопло, то по крайней мере этой проблемы (охлаждение критики) нет.

Картинка отсюда: http://www.lpre.de/resources/articles/NPOEM_Nozzles.pdf
Если смотреть на эту картинку, то разбиение на множество двигателей если и уменьшило общую площадь в районе критики, то не на много. А значит и  проблему охлаждения вряд ли решило.
Критическое сечение у каждой камеры своё собственное. Проблема его охлаждения решается точно так же, как в любой другой камере с круглым соплом без центрального тела.
по мере уменьшения каждой камеры относительная площадь критики на мощность увеличивается, что увеличивает проблемы охлаждения. Все то же самое, что с единым соплом, только деталей больше и, потому, с большой вероятностью, дороже. Впрочем, сейчас это никому это не нужно, так как делать одноступ слишком рисковано.
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

Гость22

У того же Энергомаша есть бумажные проекты двигателей, в которых в качестве камер для составного двигателя выступают различные существующие двигатели: РД-180, РД-191, РД-120 с измененными сверхзвуковыми частями сопел. Охлаждение в каждом отдельном двигателе/камере уже обеспечено. Центральное тело обычно предлагается неохлаждаемым - как насадки на обычные сопла, но можно и как Старый сказал: собирать дополнительное тепло для испарительной схемы.

Гость22

Цитата: blik от 10.11.2025 15:30:18по мере уменьшения каждой камеры относительная площадь критики на мощность увеличивается, что увеличивает проблемы охлаждения. 
Если брать готовые двигатели (например, РД-191 или РД-120), то с точки зрения охлаждания их критики нет никакой разницы как их ставить в ракетный блок: в шахматном порядке или вдоль/вокруг центрального тела.  

Старый

Цитата: Гость22 от 10.11.2025 12:08:44А на X-33/VentureStar именно такое и планировали. 
Причём всё оказалось настолько сложно и бессмысленно что проект с позором закрыли. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

blik

Цитата: Гость22 от 10.11.2025 15:53:09
Цитата: blik от 10.11.2025 15:30:18по мере уменьшения каждой камеры относительная площадь критики на мощность увеличивается, что увеличивает проблемы охлаждения.
Если брать готовые двигатели (например, РД-191 или РД-120), то с точки зрения охлаждания их критики нет никакой разницы как их ставить в ракетный блок: в шахматном порядке или вдоль/вокруг центрального тела. 

Полностью согласен, но на картинке существенно меньшие двигатели, чем Вами названные. На каком то этапе уменьшения проблема охлаждения может возникнуть. Собственно проблема  эквивалентна. Если она решабельна для малых двигателей, то решабельна и для единого сопла. Мое замечание не противостоит вашей мысли.
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK