Перспективная ракетная система РФ: обсуждаем архитектурные пути,какой оптимален?

Автор torazurey, 26.09.2025 13:43:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Какой архитектурный путь развития ракетной техники наиболее оптимален для России?

Модульная система ж/д габарита («Ангара», потолок ~50 т)
Пакетная система из 4-метровых блоков («Союз-5» -> «Енисей», до ~100 т)
Система с наследованием ступеней (философия «Н-1»)
Масштабируемая метановая система («Амур-СПГ», с развитием до сверхтяжа)
Свой вариант

Molodoy

Цитата: Юрий Михайлович Темников от 01.10.2025 10:52:17А больше -то зачем?
450т это примерно 14т на НОО в одноразе и 11 т в многоразе. Нормальный модуль станции уже не запустить на таком носителе или тяжелые спутники на ГСО, например.
Цитата: Юрий Михайлович Темников от 01.10.2025 10:52:17Во первых самолёт (далее СН) многофункционален  и весьма пригодится в земной логистике
Вот это единственный плюс такого носителя, а то что с любой точки можно запускать выигрыш по ПН не такой большой будет. К тому же в проекте у него размер как у АН-225, а его не каждый аэропорт мог принять и это тоже минус. Можно с таким же успехом вложится в грузовые дирижабли, им ВПП не нужна, ими возить негабаритные блоки с завода на космодром и там собирать многоразовую РН способную доставить 25+ тонн на НОО, а это уже как никак поинтересней.

Антикосмит

Цитата: torazurey от 26.09.2025 16:16:15
Цитата: Андрюха от 26.09.2025 14:43:07Например, Амур тоже в диаметре 4.1 м, водородная ступень А-5В - тоже. Как возить то?
на спец самолете (если будет принято решение его сделать)
Не будет
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Антикосмит

Цитата: Prokrust от 26.09.2025 16:32:56Сделать увеличенную копию Фалкон. Самый простой вариант:
Моноблок с 8 движками НК-33.
Диаметр 6 метров.
Вытащит где-то до 20 тонн на НОО с возвратом на старт.
Можно сажать на баржу и возвращать по реке - тогда тонн 27 вытащит.
Ну а 3-блоком вытаскиваем все тяжелое, раза в 3 больше. С расходуемой 1-ступенью можно будет 3-блоком вытащить больше 100 тонн.
PS.
С 9 движками конечно.
Не пролезет по железной дороге, метро закрыто, в такси не содют (С)
Ты еще не встретил инопланетян, а они уже обвели тебя вокруг пальца (с) Питер Уоттс

Кот Бегемот

Цитата: Андрюха от 26.09.2025 14:43:07Например, Амур тоже в диаметре 4.1 м, водородная ступень А-5В - тоже. Как возить то?
По железной дорогое.Все что до 4.1м и меньше проезжает по жд.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Михаил Михайлов

Цитата: torazurey от 26.09.2025 13:43:19Мы делаем ставку на самую перспективную технологию (метан
А почему решено, что метан самая перспективная технология? УИ, в сравнении с тем же керосином не настолько выше, чтобы делать ставку на него, с пресловутой сажей на первых ступенях Фалькона справляются, а геморроя с криогеникой больше. А для второй ступени тот же водород, пусть тоже с криогенным геморроем, но кроет его как бык овцу.
Или технология самая перспективная, потому что так Илон Маск со своим Старшипом решил? ???

Трилобит

Цитата: Михаил Михайлов от 02.10.2025 09:46:06а геморроя с криогеникой больше. А для второй ступени тот же водород, пусть тоже с криогенным геморроем, но кроет его как бык овцу.
Не в защиту метана как "самого лучшего", но всё-таки "геморрой" от водорода, который и температур требует сложно достижимых, и просачивается везде, и характеристики материалов меняет с которыми в контакт вступает, это совершенно другого уровня проблема чем криогеника с более тяжёлыми молекулами. С тем же кислородом даже мелкие стартапы работают без особых проблем.

В этом плане преимущества даёт "совместимая" криогенка - если горючее работает на одной температуре с ЖК, это как минимум совмещённые днища.

Мне лично в этом плане вот этот патент на смесь пропан-пропилен 50-50 нравится https://patents.google.com/patent/US20170137338A1/en
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Prokrust

Цитата: Трилобит от 02.10.2025 10:55:11Мне лично в этом плане вот этот патент на смесь пропан-пропилен 50-50 нравится https://patents.google.com/patent/US20170137338A1/en
А почему? Чем плох просто пропан? Зачем пропилен, это потенциально больше сажи, не применить на сладком тракте.

Буцетам

Цитата: Дмитрий В. от 26.09.2025 19:21:51То есть кардан. И вся "уникальная" удельная масса НК-33 идёт лесом сравнивается с РД-191
Ну так уж "сравнивается"? И давно это у РД-193 стала тяговоружённость 137 единиц?
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Дмитрий В.

Цитата: Буцетам от 02.10.2025 14:18:44
Цитата: Дмитрий В. от 26.09.2025 19:21:51То есть кардан. И вся "уникальная" удельная масса НК-33 идёт лесом сравнивается с РД-191
Ну так уж "сравнивается"? И давно это у РД-193 стала тяговоружённость 137 единиц?
Как только на НК-33 появляется подвес с приводами СУВТ.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Михаил Михайлов

Цитата: Трилобит от 02.10.2025 10:55:11но всё-таки "геморрой" от водорода, который и температур требует сложно достижимых, и просачивается везде, и характеристики материалов меняет с которыми в контакт вступает, это совершенно другого уровня проблема чем криогеника с более тяжёлыми молекулами

И, тем не менее, эти проблемы были решены в штатах еще в седые 60-е годы. Третья ступень Сатурна-5 даже на околоземной орбите вторым пуском отрабатывала. Да и у нас в 80-е годы они тоже были решены. И с %% выводимой ПН от стартовой массы никакой метан, даже в одноразовой схеме не сравнится.

Андрюха

Цитата: Михаил Михайлов от 02.10.2025 09:46:06А для второй ступени тот же водород, пусть тоже с криогенным геморроем, но кроет его как бык овцу
Ничего он не кроет. По крайней мере в наших условиях.

Андрюха

Цитата: Кот Бегемот от 02.10.2025 02:17:44
Цитата: Андрюха от 26.09.2025 14:43:07Например, Амур тоже в диаметре 4.1 м, водородная ступень А-5В - тоже. Как возить то?
По железной дорогое.Все что до 4.1м и меньше проезжает по жд.
Ну так я и говорю, тут только две архитектурных концепции: транспортабельный пакет и не транспортабельный моноблок большого диаметра со сборкой на космодроме. Всё. А топливо, число ступеней, их комбинации могут быть разные. Но вариантов только два...

Prokrust

Цитата: Андрюха от 02.10.2025 21:16:56
Цитата: Михаил Михайлов от 02.10.2025 09:46:06А для второй ступени тот же водород, пусть тоже с криогенным геморроем, но кроет его как бык овцу
Ничего он не кроет. По крайней мере в наших условиях.
Для 1-ступени водород совершенно бесполезен.
А вот для 2-ступени. У Безоса таки 2-ступень на водороде. Он безусловно с водородом выведет значительно больше, хотя у него дешевый водородный движок без газогенератора с меньшим УИ.
Другой вопрос что обслуживание этого - дорого.
Для наших условий водород выгоднее чем для экватора. Так как чем больше разгонять 2-ступень - тем выгоднее иметь больший УИ. И тем более если возвращать обратно на старт.
Но опять же, затраты такие, что лучше даже не думать.
С УИ на метане ракета аналогичная Фалкон с наших широт вытащит больше чем Фалкон Маска с экватора - за счет большего УИ закрытого движка.

Prokrust

Цитата: Трилобит от 02.10.2025 10:55:11Мне лично в этом плане вот этот патент на смесь пропан-пропилен 50-50 нравится https://patents.google.com/patent/US20170137338A1/en
Решил посмотреть, что дает пропилен и соседи по ряду. Разумеется пропилен и этилен подходят только для кислого тракта, движков типа НК-33 или БЕ-4.
Итак, вакуумный УИ, идеальный, расчетный
Метан = 395.5
Этан = 392.3
Этилен = 397.7
 Пропан = 389.9
 Пропилен = 391.8
Ну что сказать, разница меж пропиленом и пропаном по УИ небольшая. По температуре тоже, оба можно перевозить без охлаждения только под давлением и охлаждать до температуры жидкого кислорода. Только температура самовоспламенения у пропилена пониже, 410-455*С (у пропана 466-470*С)
Что заслуживает внимания, так это этилен. Лидер по УИ. Хорошая температура разложения в 600*С позволяет охлаждать движок. Плотность намного выше чем у метана - 566 кг/м3. Самовоспламенение 475-546*С (у этана 510*С, у метана 537*С).

Дмитрий В.

Цитата: Prokrust от 03.10.2025 11:23:42
Цитата: Андрюха от 02.10.2025 21:16:56
Цитата: Михаил Михайлов от 02.10.2025 09:46:06А для второй ступени тот же водород, пусть тоже с криогенным геморроем, но кроет его как бык овцу
Ничего он не кроет. По крайней мере в наших условиях.
Для 1-ступени водород совершенно бесполезен.
...
Смотря, по какому критерию. Если по МюПГ, то вполне полезен.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Prokrust

Цитата: Дмитрий В. от 03.10.2025 23:17:28
Цитата: Prokrust от 03.10.2025 11:23:42Для 1-ступени водород совершенно бесполезен
Смотря, по какому критерию. Если по МюПГ, то вполне полезен.
Нет. УИ в атмосфере больше ненамного, а вес баков таки намного.
Более того 1-ступень увеличивает скорость намного меньше чем 2-ступень, а это значит что пользы от большего УИ водорода намного меньше. А баки то - так же тяжелые.
Так что на 1-ступени метан очень даже может потягаться с водородом. И даже керосин вполне может.
Использование водорода а 1-ступени - это чистое лоббирование твердотопливных ускорителей.

pkl

Мой вариант: для России оптимальным вариантом и сейчас, и на всё обозримое будущее будет оставить средства выведения те, какие есть; программы по созданию новых средств выведения оставить до лучших времён, а пока сосредоточиться на полезных нагрузках. Когда научимся нормально делать спутники и АМС и более-менее регулярно их запускать, тогда можно будет вернуться к обсуждению перспективных средств выведения, не раньше. А то ведь может оказаться, что оптимальным средством выведения для нашей страны окажется РН на базе "Ярса".
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Molodoy

Цитата: pkl от 05.10.2025 01:13:42оптимальным средством выведения для нашей страны окажется РН на базе "Ярса".
Ракета Старт-1М и ~600кг на НОО? Или вы предлагает использовать первые ступени Ярса как бустеры(2,4,8шт) для Союза-5, например? 

Дмитрий В.

Цитата: Prokrust от 04.10.2025 18:16:15
Цитата: Дмитрий В. от 03.10.2025 23:17:28
Цитата: Prokrust от 03.10.2025 11:23:42Для 1-ступени водород совершенно бесполезен
Смотря, по какому критерию. Если по МюПГ, то вполне полезен.
Нет. УИ в атмосфере больше ненамного, а вес баков таки намного.
Более того 1-ступень увеличивает скорость намного меньше чем 2-ступень, а это значит что пользы от большего УИ водорода намного меньше. А баки то - так же тяжелые.
Так что на 1-ступени метан очень даже может потягаться с водородом. И даже керосин вполне может.
Использование водорода а 1-ступени - это чистое лоббирование твердотопливных ускорителей.
А Вы посчитайте. Пока что голословно выглядят размышления Ваши
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Prokrust

Цитата: Дмитрий В. от 05.10.2025 08:46:42
Цитата: Prokrust от 04.10.2025 18:16:15
Цитата: Дмитрий В. от 03.10.2025 23:17:28
Цитата: Prokrust от 03.10.2025 11:23:42Для 1-ступени водород совершенно бесполезен
Смотря, по какому критерию. Если по МюПГ, то вполне полезен.
Нет. УИ в атмосфере больше ненамного, а вес баков таки намного.
Более того 1-ступень увеличивает скорость намного меньше чем 2-ступень, а это значит что пользы от большего УИ водорода намного меньше. А баки то - так же тяжелые.
Так что на 1-ступени метан очень даже может потягаться с водородом. И даже керосин вполне может.
Использование водорода а 1-ступени - это чистое лоббирование твердотопливных ускорителей.
А Вы посчитайте. Пока что голословно выглядят размышления Ваши
Таки я прикидывал.
Что имеем. УИ у земли RS-25 = 363, Раптор = 330
Плотность топлива у пару метан+кислород вдвое больше чем водород+кислород.
Разгон 1-ступени где-то 3.5 км/с
Таки плотность имеет значение. Да, поднявшись выше разрыв в УИ станет больше, но это не сразу.
PS.
Конечно для 2-ступени, где разогнаться надо на 6 км/с и больше, там логарифм начинает иметь важное значение и водород выигрывает.