А меня идея посетила,посетила ,посидела и ушла...

Автор Юрий Михайлович Темников, 17.09.2025 10:18:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

AlexNB

#80
Получится турбокомпрессорный ВРД. Если компрессор будет работать и на сверхзвуковой скорости полета, то турбокомпрессорный прямоточный ВРД. На керосине до 5-6М не получится, а на метане или тем более водороде - вполне. Такую схему в 80-х прорабатывал В.М.Чепкин (НПО Сатурн).
Напишу по МГД.
В период 70...90 можно найти много патентов и АС (наших и американских в частности) по использованию МГД генераторов в составе ВРД и ЖРД для питания систем ДУ и ЛА, а также увеличения тяги и УИ за счет массы присоединенного внешнего воздуха (один из вариантов проекта АЯКС с МПХД и другие).
В 60-80 годах МГД генераторы совместно с ЖРД и РДТТ использовались для формирования зондирующих импульсов (>100 МВт, до 10 сек.) в геофизических установках типа Хибины, Памир...
До конца 90 гг. на одном из предприятий РК существовала установка по производству гиперпроводящей шины для магнитных систем МГДГ (это для размышления).   
Кроме того можно представить МГД генераторы на соплах рулевых ЖРД, запитывающие электронасосные агрегаты ДУ. Технически вполне выполнимо - будет ли выигрыш по массе  - непонятно.
 Нужно ли сейчас использовать МГД системы? В краткосрочной перспективе - мое мнение - скорее всего нет, сейчас есть более перспективные варианты.
По использованию ВРД в ракетной технике (не буду вспоминать Бурю), но отрицающие такую возможность делают одну ошибку, пытаясь противопоставлять существующие ВРД и ЖРД. Для понимания, современные ВРД рассчитаны на 10-20 тыс. часов работы и 1-2 тыс. запусков.
Представьте себе массу ЖРД рассчитанную на такой же ресурс и количество запусков....
Но сравнивать нужно (хотя бы примерно) вот с чем - семейство ТРДФ КР15 или подобные (скорость полета до 3М). Некоторые варианты при массе 1.5..1.8 т имеют тягу до 15 т. при ресурсе 1500 час. Думаю, уменьшив ресурс до десятка часов и УИ до 1000 с , вполне можно будет поднять удельную тягу еще раза в 2.

telekast

Цитата: AlexNB от 03.10.2025 09:23:43Получится турбокомпрессорный ВРД. Если компрессор будет работать и на сверхзвуковой скорости полета, то турбокомпрессорный прямоточный ВРД. На керосине до 5-6М не получится, а на метане или тем более водороде - вполне. Такую схему в 80-х прорабатывал В.М.Чепкин (НПО Сатурн).
Напишу по МГД.
В период 70...90 можно найти много патентов и АС (наших и американских в частности) по использованию МГД генераторов в составе ВРД и ЖРД для питания систем ДУ и ЛА, а также увеличения тяги и УИ за счет массы присоединенного внешнего воздуха (один из вариантов проекта АЯКС с МПХД и другие).
В 60-80 годах МГД генераторы совместно с ЖРД и РДТТ использовались для формирования зондирующих импульсов (>100 МВт, до 10 сек.) в геофизических установках типа Хибины, Памир...
До конца 90 гг. на одном из предприятий РК существовала установка по производству гиперпроводящей шины для магнитных систем МГДГ (это для размышления). 
Кроме того можно представить МГД генераторы на соплах рулевых ЖРД, запитывающие электронасосные агрегаты ДУ. Технически вполне выполнимо - будет ли выигрыш по массе  - непонятно.
 Нужно ли сейчас использовать МГД системы? В краткосрочной перспективе - мое мнение - скорее всего нет, сейчас есть более перспективные варианты.
По использованию ВРД в ракетной технике (не буду вспоминать Бурю), но отрицающие такую возможность делают одну ошибку, пытаясь противопоставлять существующие ВРД и ЖРД. Для понимания, современные ВРД рассчитаны на 10-20 тыс. часов работы и 1-2 тыс. запусков.
Представьте себе массу ЖРД рассчитанную на такой же ресурс и количество запусков....
Но сравнивать нужно (хотя бы примерно) вот с чем - семейство ТРДФ КР15 или подобные (скорость полета до 3М). Некоторые варианты при массе 1.5..1.8 т имеют тягу до 15 т. при ресурсе 1500 час. Думаю, уменьшив ресурс до десятка часов и УИ до 1000 с , вполне можно будет поднять удельную тягу еще раза в 2.     
Расскажите, как можно "уменьшить ресурс до десятков часов" сохранив гарантированный. Этож не просто в калькуляторе "берём назначенный ресурс и делим его на повышение температуры". Есть тн чрезвычайный режим у многих ГТД для всяких нехороших ситуаций(отказ двигала, дотянуть, сесть, уйти от ракеты и ТД). Няз после такого ГТД обычно тупо меняют, а поменяный идёт на долгое и кропотливое ощупывание. Эксплуатация ЛЮБОГО устройства, хоть каменного топора, после применения оного ЗА пределами штатных режимов, это лотерея. И никто, если ему дорога жизнь и свобода, без всевозможных проверок это не санкционирует. И будет прав.
Сторонники ВРД на ракетах, на первых ступенях для "экономии" взлёта посадки, долетных у крылатика и ТД и тп  втдят экономию топлива. Но никто из них не озадачивается ростом массы. Когда вот это сводишь вместе, то видно, что овчинка выделки не стоит. 
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

AlexNB

#82
Ну во первых, ресурс ВРД в первую очередь определяется допустимой деформацией его компонентов (в частности удлинением лопаток). Так называемая прочность СигмаT или ТауТ (T - часы). Если двигатель за свою жизнь будет работать меньшее время, то можно увеличит напряженность этих компонентов (поднять скорость, температуру  итд)
Кроме того, это в большей степени относится к турбинной части, если как предлагает Темников вместо нее использовать ТГ от ТНА ЖРД, то это еще больше упрощает ситуацию. Кроме того, понятно, что на скоростях больше 3М керосин не тянет, может потребоваться метан или водород для охлаждения.   
На счет того что не "не видят роста массы", видят еще и как и умеют считать ее. Можно однозначно сказать, что выигрыш в массе получается только у систем с вертикальным взлетом, у самолетных систем, действительно, овчинка выделки не стоит.
На счет использования ВРД в РКТ - сейчас это как с Маском. Использовать метан в ЖРД можно было и в 50-60-70-80 (нужное подчеркнуть) годах, но керосин был и был понятнее. Так и сейчас есть понятные ЖРД и какие то непонятные ВРД, но придет очередной Маск и все будут удивляться, а что так можно было? 

telekast

Цитата: AlexNB от 03.10.2025 11:21:49Ну во первых, ресурс ВРД в первую очередь определяется допустимой деформацией его компонентов (в частности удлинением лопаток). Так называемая прочность СигмаT или ТауТ (T - часы). Если двигатель за свою жизнь будет работать меньшее время, то можно увеличит напряженность этих компонентов (поднять скорость, температуру  итд)
Кроме того, это в большей степени относится к турбинной части, если как предлагает Темников вместо нее использовать ТГ от ТНА ЖРД, то это еще больше упрощает ситуацию. Кроме того, понятно, что на скоростях больше 3М керосин не тянет, может потребоваться метан или водород для охлаждения.   
На счет того что не "не видят роста массы", видят еще и как и умеют считать ее. Можно однозначно сказать, что выигрыш в массе получается только у систем с вертикальным взлетом, у самолетных систем, действительно, овчинка выделки не стоит.
Все очень просто. Ресурс, удельный расход и ТД не то, чтобы жёстко, но увязанеы с массой конструкции. Те, экономичный поршневик, или ВРД имеет рост массы самой конструкции который на кратковременных режимах съедает общую эффективность. Ну, сэкономит "идея" тонну керосина, но за счёт роста массы махало оказывается в проигрыше. Смотри в ту же таблицу, скажем, ТНА+г-н мощностью 10К ЛС весят 500кг,плюс масса вентилятора/редуктора/етц способного переварить эту мощность для создания тяги. И?
Скажем срочные винты, сами, без редуктора и по, весят 1т+ давая взлётную тягу 10тонн. Добавим им ТНА+гг в 0,5 тонн уже 1,5+ тонны массы, но этого мало для той же ф9. Надо примерно три штуки. 4,5 тонны массы в плюсе, которые нужно со старта поднять. Итого, шляпа и аналоговнет от Темникова. Кэгэбычно 
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

AlexNB

#84
Чего Вы прицепились в турбовинтовым, попробуйте тоже самое на семействе КР15. Хотя бы на Р15Б2-300, он более описан в сети.
Хотел вставить картинку ВСХ, не знаю как это сделать, просто вставкой не получается

telekast

Цитата: AlexNB от 03.10.2025 11:48:35Чего Вы прицепились в турбовинтовым, попробуйте тоже самое на семействе КР15. Хотя бы на Р15Б2-300, он более описан в сети.

Есть примеры?
Да, импелоеры имеют меньше массы, но и удельную тягу имеют меньшую. Максимальный пропултсивный КПД имеет одно лопастный винт  максимального диаметра и минимальных оборотов. Все давно посчитано.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

AlexNB

#86
Цитата: telekast от 03.10.2025 12:07:53
Цитата: AlexNB от 03.10.2025 11:48:35Чего Вы прицепились в турбовинтовым, попробуйте тоже самое на семействе КР15. Хотя бы на Р15Б2-300, он более описан в сети.

Есть примеры?
Да, импелоеры имеют меньше массы, но и удельную тягу имеют меньшую. Максимальный пропултсивный КПД имеет одно лопастный винт  максимального диаметра и минимальных оборотов. Все давно посчитано.
Какие примеры? Я Вам пишу про конкретный двигатель, готов вставить его ВСХ, если подскажете как это сделать.
На счет тяги винта - она определяется корнем кубическим из произведения ометаемой площади на квадрат мощности привода, вот от этого и исходите.  И количество лопастей здесь не причем, оно определяют межлопастную (аэродинамическую)  интерференцию (т.е. шаг, меньше которого начинает падать тяга за счет взаимодействия текущей лопасти с потоком воздуха от предыдущей).

telekast

Цитата: AlexNB от 03.10.2025 12:12:19
Цитата: telekast от 03.10.2025 12:07:53
Цитата: AlexNB от 03.10.2025 11:48:35Чего Вы прицепились в турбовинтовым, попробуйте тоже самое на семействе КР15. Хотя бы на Р15Б2-300, он более описан в сети.

Есть примеры?
Да, импелоеры имеют меньше массы, но и удельную тягу имеют меньшую. Максимальный пропултсивный КПД имеет одно лопастный винт  максимального диаметра и минимальных оборотов. Все давно посчитано.
Какие примеры? Я Вам пишу про конкретный двигатель, готов вставить его ВСХ, если подскажете как это сделать.
На счет тяги винта - она определяется корнем кубическим из произведения ометаемой площади на квадрат мощности привода, вот от этого и исходите.  И количество лопастей здесь не причем, оно определяют межлопастную интерференцию (т.е. шаг, меньше которого начинает падать тяга за счет взаимодействия текущей лопасти с потоком воздуха от предыдущей).

Конкретный двигатель с конкретным винтом, вентилятором способен переварить конкретную мощность. С известным КПД и тягой. Чем меньше лопастей, тем больше кпд. Это вполне известные вещи . На тягу, эффективность лопасти есть ограничения, скажем, скорость законцовки, которая не должна превышать местную скорость звука. В сумме окружная скорость и скорость полета не должна ее превышать. Иначе лопасть полезной работы не делает. Вертолетный на даёт хорошую тягу на единицу мощности, но имеет при этом дикий диаметр и массу. И ТД и тп. НННШ 
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Цитата: Старый от 30.09.2025 18:27:40
Цитата: Юрий Михайлович Темников от 30.09.2025 16:18:32Разжую для вас: У нас нет КС и огромного расхода топлива
Дохтур, ты опять ничего не понял. В ЖРД замкнутой схемы через насос, газогенератор и турбину идёт ВЕСЬ расход одного из компонентов, наибольшего по объёму. Независимо от того пойдёт он дальше в КС или нет.
Старичок :) Это ты нихрена не понял. Один,это горючее и ТрД замыкается через ФК.

AlexNB

Бесполезно, Вы не слушаете собеседника прицепились к оговорке Темникова про низкоскоростной ТРД, и далее ни как. Не хочется проводить ликбез. Вентиляторы бывают и сверхзвуковые, кроме того для сверхзвуковых лопаток нет такого ограничения концевой скорости. Кроме того еще раз повторяю, в РКТ вентиляторы того типа, который Вы описываете впрямую использоваться не могут. 

telekast

Цитата: AlexNB от 03.10.2025 12:45:55Бесполезно, Вы не слушаете собеседника прицепились к оговорке Темникова про низкоскоростной ТРД, и далее ни как. Не хочется проводить ликбез. Вентиляторы бывают и сверхзвуковые, кроме того для сверхзвуковых лопаток нет такого ограничения концевой скорости. Кроме того еще раз повторяю, в РКТ вентиляторы того типа, который Вы описываете впрямую использоваться не могут.
Именно. Бесполезно. Идея, вторая, Темникова в том, что вкрячиы трд/мотокомпресопнвй ВРД снизить затраты расхода топлива и потери за счёт и этого ан. Но эта идея упирается в то, что снизив массу керосина на посадочный импульс мы имеем рост массы двигателя. В самом идеальном случае получаем то на то: топлива меньше, но масса лу больше. Нафига? Это как с крыльями на КА, которые позволяют садиться на "имеющуюся инфраструктуру", но на всех остальных этапах полета снижающие все на свете. Аргумент из серии "просто это красиво"
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Старый

1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Цитата: Старый от 03.10.2025 19:15:17
Цитата: Юрий Михайлович Темников от 03.10.2025 12:41:46горючее и ТрД замыкается через ФК.
Замкнуло?
Старый опять совсем никак. :) Точнее прочитав половину,решил выёжиться,очередной пустышкой.
Цитата: telekast от 03.10.2025 13:02:14
Цитата: AlexNB от 03.10.2025 12:45:55Бесполезно, Вы не слушаете собеседника прицепились к оговорке Темникова про низкоскоростной ТРД, и далее ни как. Не хочется проводить ликбез. Вентиляторы бывают и сверхзвуковые, кроме того для сверхзвуковых лопаток нет такого ограничения концевой скорости. Кроме того еще раз повторяю, в РКТ вентиляторы того типа, который Вы описываете впрямую использоваться не могут.
Именно. Бесполезно. Идея, вторая, Темникова в том, что вкрячиы трд/мотокомпресопнвй ВРД снизить затраты расхода топлива и потери за счёт и этого ан. Но эта идея упирается в то, что снизив массу керосина на посадочный импульс мы имеем рост массы двигателя. В самом идеальном случае получаем то на то: топлива меньше, но масса лу больше. Нафига? Это как с крыльями на КА, которые позволяют садиться на "имеющуюся инфраструктуру", но на всех остальных этапах полета снижающие все на свете. Аргумент из серии "просто это красиво"

Ревнует что-ли? ;D Воде знает много но.....
  Итак подведём итоги:
1. ГГ и ТНА Буду называть это так,чтобы не было  путаницы,вообще-то это газовая турбина высокого давления,у нас на сладком газе. Причиндалы могут быть разными,Собственно ТНА ЖРД,Компрессор ТРД,Вентилятор ТВД,ТрД.Отличается малым весом и огромной мощностью. Во всех случаях требует дожигания сладкого газа.
2.Компрессор ТРД. Обеспечивает за счёт  высокой мощности турбины более высокое сжатие воздуха,при отсутствии высокотемпературной турбины и довольно проблемной КС. Дожигание сладкого газа в форсажной камере упрощается его высокой Т. Значительное повышение тяги при меньшем весе и лучшей надёжности и управляемости.
3.ТВД. Выход на мощности и тягу в несколько раз большую .Опять -же облегчение и упрощение конструкции.Но увеличение расхода топлива,за счёт роста чисто реактивной тяги.
4.ТрД. Опять-же повышение тяги  с упрощением и облегчением конструкции. С добавлением прямоточного тракта возможны  высокие скорости полёта.Двигатель ,т к он предназначен для ССТО , на водороде. В безатмосферном полёте с дожиганием сладкого газа в ЖК из баков РН превращается в ЖРД,чему способствкет Высокое давление газа при выходе из турбины.
Ну и главное чего вы не поняли: Посадка на ЖРД одномоментна!!  РН не может пойти на второй заход, не хватит топлива.Посадка НА ТрД позволяет это сделать Тем более,что той стремительности в ракетной посадке,не требуется.




Старый

Цитата: Юрий Михайлович Темников от 13.10.2025 09:30:31Причиндалы могут быть разными
Главное - с причиндалами ничего не перепутать...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

#94
Цитата: Старый от 13.10.2025 09:33:20
Цитата: Юрий Михайлович Темников от 13.10.2025 09:30:31Причиндалы могут быть разными
Главное - с причиндалами ничего не перепутать...
НЕШТО У ВАС БЫВАЕТ?? :o
Пы Сы. Очередная пустышка стАрого.

Старый

Цитата: Юрий Михайлович Темников от 13.10.2025 10:35:46
Цитата: Старый от 13.10.2025 09:33:20
Цитата: Юрий Михайлович Темников от 13.10.2025 09:30:31Причиндалы могут быть разными
Главное - с причиндалами ничего не перепутать...
НЕШТО У ВАС БЫВАЕТ?? :o
Пы Сы. Очередная пустышка.
Бывает с каждым кто начинает рассуждать о причиндалах. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

telekast

Цитата: Юрий Михайлович Темников от 13.10.2025 09:30:31
Цитата: Старый от 03.10.2025 19:15:17
Цитата: Юрий Михайлович Темников от 03.10.2025 12:41:46горючее и ТрД замыкается через ФК.
Замкнуло?
Старый опять совсем никак. :) Точнее прочитав половину,решил выёжиться,очередной пустышкой.
Цитата: telekast от 03.10.2025 13:02:14
Цитата: AlexNB от 03.10.2025 12:45:55Бесполезно, Вы не слушаете собеседника прицепились к оговорке Темникова про низкоскоростной ТРД, и далее ни как. Не хочется проводить ликбез. Вентиляторы бывают и сверхзвуковые, кроме того для сверхзвуковых лопаток нет такого ограничения концевой скорости. Кроме того еще раз повторяю, в РКТ вентиляторы того типа, который Вы описываете впрямую использоваться не могут.
Именно. Бесполезно. Идея, вторая, Темникова в том, что вкрячиы трд/мотокомпресопнвй ВРД снизить затраты расхода топлива и потери за счёт и этого ан. Но эта идея упирается в то, что снизив массу керосина на посадочный импульс мы имеем рост массы двигателя. В самом идеальном случае получаем то на то: топлива меньше, но масса лу больше. Нафига? Это как с крыльями на КА, которые позволяют садиться на "имеющуюся инфраструктуру", но на всех остальных этапах полета снижающие все на свете. Аргумент из серии "просто это красиво"

Ревнует что-ли? ;D Воде знает много но.....
  Итак подведём итоги:
1. ГГ и ТНА Буду называть это так,чтобы не было  путаницы,вообще-то это газовая турбина высокого давления,у нас на сладком газе. Причиндалы могут быть разными,Собственно ТНА ЖРД,Компрессор ТРД,Вентилятор ТВД,ТрД.Отличается малым весом и огромной мощностью. Во всех случаях требует дожигания сладкого газа.
2.Компрессор ТРД. Обеспечивает за счёт  высокой мощности турбины более высокое сжатие воздуха,при отсутствии высокотемпературной турбины и довольно проблемной КС. Дожигание сладкого газа в форсажной камере упрощается его высокой Т. Значительное повышение тяги при меньшем весе и лучшей надёжности и управляемости.
3.ТВД. Выход на мощности и тягу в несколько раз большую .Опять -же облегчение и упрощение конструкции.Но увеличение расхода топлива,за счёт роста чисто реактивной тяги.
4.ТрД. Опять-же повышение тяги  с упрощением и облегчением конструкции. С добавлением прямоточного тракта возможны  высокие скорости полёта.Двигатель ,т к он предназначен для ССТО , на водороде. В безатмосферном полёте с дожиганием сладкого газа в ЖК из баков РН превращается в ЖРД,чему способствкет Высокое давление газа при выходе из турбины.
Ну и главное чего вы не поняли: Посадка на ЖРД одномоментна!!  РН не может пойти на второй заход, не хватит топлива.Посадка НА ТрД позволяет это сделать Тем более,что той стремительности в ракетной посадке,не требуется.

Я к идиотизму не ревную. Я над ним стебусь.
ГГ и ТНА являются полными аналогами Компрессора+КС+турбина компрессора из ГТД. Масса, габариты и мощности различаются лишь из-за того, что огромное количество работы в ТНА экономится за счёт выполнения ее на земле. Скажем при снижении кислорода. А в ГТД эту работу нужно выполнять на ходу и тратить на нее мощность турбины. Вот и все.
Далее по пунктам:
2. Компрессор ТРД для переваривания "огромной мощности ТНА" потребуется соответствующих габаритов и МАССЫ. См. Пример про турбовентиляторники, читай книжки. Высокотемпературная турбина и проблемная КС в ГТД/ТРД ничуть не высокотемпературнее и проблемней ТНА и ГГ соответственно. Дожигание сладкого газа потребует соответствующее кол-во окислителя. Считаем требуемый массовый расход воздуха, прикидываем габариты и массу ФК и рыдаем. НННШ
3) тоже, что и п.2, только ещё хуже с габаритами и массой. НННШ
4) Тяга ВРД зависит от скорости полета, те с ростом скорости тяга падает, в отличии от ЖРД. Добавка "прямоточного тракта" и ФК в конструкцию ЖРД это знатное "упрощение" и "облегчение". Ога. Хреновым ВРД и хреновым ЖРД. НННШ.
"Ну, и главное..."(Ц) выкинув всю эту тряхомудию на сэкономленные тонны можно набрать топлива в запас на три попытки посадки, хотя нахрена ракетнику это надо непонятно. Но это ж Темников. Дохтур бредит. Кэгэбычно. ;D
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29


telekast

"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Цитата: telekast от 13.10.2025 10:55:37. Масса, габариты и мощности различаются лишь из-за того, что огромное количество работы в ТНА экономится за счёт выполнения ее на земле.
Сказать-то чего хотел? Что ТНА не летает?? :o ;D РН улетает ,а иде ТНА?