А не пора ли "ЗД" выйти из сумрака?

Автор Bell, 08.03.2025 21:31:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

freinir

Цитата: Rudel2 от 10.03.2025 22:16:28
Цитата: freinir от 10.03.2025 19:36:24
Цитата: Rudel2 от 10.03.2025 16:39:43Любопытно было бы посмотреть, как эти архаровцы будут заключение у ЦНИИмаша подписывать.
А в чём там проблемы ожидаются?
Ну если у них есть "лапа" в ЦНИИмаше - то ни в чем.
Это не ответ...

Кот Бегемот

#81
Цитата: SONY от 11.03.2025 00:08:56Есть мнение, что Союз - это как раз оно: глупый носитель.
Когда был зенит, то стоимость 1кг на НОО для зенита была примерно в два раза ниже, чем для союза.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Дмитрий В.

Цитата: SONY от 11.03.2025 00:08:56
Цитата: Дмитрий В. от 10.03.2025 22:27:07К сожалению, такое решение не ведёт к снижению стоимости: удешевление 1 кг конструкции нивелируется увеличением количества этих самых килограммов
Обычно чем конструкция тяжелее - тем дешевле... Т.е. нет никакой "цены за килограмм", есть "цена за единицу". И если эта единица сделана из углеродного волокна чтобы иметь минимальную массу, то она на порядки дороже, чем если она сделана из "стали-пластилина 3".
Разумеется, я не предлагаю "доводить до абсурда" и реально, например, варить баки из листов "чернины" (как это было в первом оригинальном проекте "большого глупого носителя"). Но, например, можно вместо углеволокна взять стекловолокно: тяжелее (но не столь катастрофически, как с дешёвой сталью), зато дешевле многократно.

Цитата: Дмитрий В. от 10.03.2025 22:27:07Идея создания "тупого носителя" обсуждается полвека, но никто её так и не реализовал.
Есть мнение, что Союз - это как раз оно: глупый носитель. Абсолютно архаичная конструкция, четыре* (!) ступени чтобы вывести какой-нибудь спутник ДЗЗ на ССО, зато дёшев в производстве и надёжен.

Цитата: Дмитрий В. от 10.03.2025 22:27:07третья ступень на 15% увеличивает трудоёмкость
Как-то странно видеть такие заявления... Трудоёмкость определяется конкретной конструкцией. В каком-то случае (например, третья ступень у нас водородная) трудоёмкость может возрасти и вдвое, а в другом - снизится (за счёт того, что третья ступень позволила две первые сделать проще).
Если что, я при этом вовсе не настаиваю "носитель должен быть трёхступенчатым, и точка!". Я говорю о том, что архаичность конструкции (а кучи ступеней - явный признак архаичности) не должна пугать. Если можно сделать "устарело полвека назад, но зато дёшево", то надо забить на то, каким устаревшим это кажется, и делать дёшево. Если дешевле применить как раз новое решение - разумеется, применять его. Хоть SSTO, если получится его дешёвым сделать!

* - блоки Б, В, Г, Д - первая ступень; блок А - вторая ступень; блок И - третья ступень; Фрегат - четвёртая ступень.
Есть конкретные зависимости стоимости от массы конструкции и её сложности (например, Transcost). Берёте, и считаете.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

SONY

Цитата: Кот Бегемот от 11.03.2025 08:15:38Когда был зенит, то стоимость 1кг для зенита была примерно в два раза ниже, чем для союза.
ЦитироватьПо словам собеседника «Известий», за ракеты была предложена давно сформировавшаяся цена, заранее закладываемая в бюджет, — около 1,2 млрд рублей за ракету.
Однако украинских партнеров предложение не устроило, они попросили больше — порядка 1,4 млрд рублей. По словам собеседника «Известий», при таких условиях сделка теряла смысл, поскольку за 1,5 млрд рублей Роскосмос может заказать изготовление «Протона» — носителя большей грузоподъемности.
https://iz.ru/news/562273 - 2013-й год

В том же году:
ЦитироватьИзготовление и поставка трех ракет-носителей «Союз-2-1б»
3 110 940 000 ₽
https://rostender.info/region/moskva-gorod/13633021

Т.е. один Союз стоил 1 036 980 рублей

Да, грузоподъёмность Зенита 15 тонн против 8,2 тонны у Союза, но разница выходит менее полутора раз, а не примерно два раза.

И это - совершенно правильно. Ведь чем ракета больше - тем дешевле вывод на ней грузов! У Протона цена килограмма ещё меньше: он лишь чуток дороже Зенита, а грузоподъёмность выше в полтора раза...
В этом-то беда всех сверхлёгких ракет: невозможно сделать ракету в 30 раз меньше по грузоподъёмности и в 30 же раз дешевле... Она в лучшем случае будет дешевле в 10 раз, а то и всего в 5...

SONY

Цитата: Дмитрий В. от 11.03.2025 08:46:33Есть конкретные зависимости стоимости от массы конструкции и её сложности (например, Transcost). Берёте, и считаете.
Ну это же чистый "сферический конь в вакууме"... Нормально считать можно только конкретную уже разработанную конструкцию, на которую есть техническая документация, и то отправишь на три завода - получишь три разные цены, порой отличающиеся в разы.

Кот Бегемот

#85
Цитата: SONY от 11.03.2025 09:01:54Да, грузоподъёмность Зенита 15 тонн против 8,2 тонны у Союза, но разница выходит менее полутора раз, а не примерно два раза.
У зенита еще и старт автоматизированный.Так что на выходе (за запуск) получается больше выигрыш у зенита.
Так что истина где-то по середине меджу 1.5 и 2 раза разницы.Это ПМСМ все равно много.
Цитата: SONY от 11.03.2025 09:01:54У Протона цена килограмма ещё меньше: он лишь чуток дороже Зенита, а грузоподъёмность выше в полтора раза...
Вот примерные данные по стоимости за время, когда летал зенит.Протон особо не выигрывает у зенита хотя он больше.Но заметно, что союз сильно проигрывает в цене за 1кг на НОО.

Вы не можете просматривать это вложение.
источник   
Суть тупого носителя на мой взгляд в простоте и малой трудоемкости, но союз под эти критерии не подходит.
Вот например сравнение амур-спг и союз по количеству ДСЕ и трудозатратам.
Вы не можете просматривать это вложение.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Дмитрий В.

Цитата: SONY от 11.03.2025 09:03:59
Цитата: Дмитрий В. от 11.03.2025 08:46:33Есть конкретные зависимости стоимости от массы конструкции и её сложности (например, Transcost). Берёте, и считаете.
Ну это же чистый "сферический конь в вакууме"... Нормально считать можно только конкретную уже разработанную конструкцию, на которую есть техническая документация, и то отправишь на три завода - получишь три разные цены, порой отличающиеся в разы.
В методике Кёле поэтому используется не цена, а трудоёмкость в человеко-годах, как более объёктивный, чем цена, показатель.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дем

Цитата: Супертяж! от 10.03.2025 21:38:30
Цитата: Дем от 10.03.2025 21:29:30А грузовик может быть до 20 метров (плюс до метра превышение)
20 метров это как раз грузовик с прицепом (автопоезд), а грузовик отдельно - 12м, прицеп отдельно - тоже 12м. То есть формально даже 40-футовый не влезает в габарит. Но на самом деле влезает, потому что контейнер стоит на платформе (прицепе), а длина платформы как раз 12м. Тем не менее, контейнеры больше 45 футов в габарит уже не влезут
Есть разрешённая длинна автопоезда, и есть практика, по которой раз два контейнера всё равно не лезут - то нехрен делать прицеп длиннее.
Цитата: Супертяж! от 11.03.2025 00:46:46Ухх блин стекловолокно-то ну дешевле кардинальнл ага🙃 особенно мотать его и пропитывать и запекать ну ну
Стекловолокно - запекать? :o
Да и мотать нить в принципе необязательно, можно сразу готовую ткань взять.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дем

Цитата: SONY от 11.03.2025 09:01:54Да, грузоподъёмность Зенита 15 тонн против 8,2 тонны у Союза, но разница выходит менее полутора раз, а не примерно два раза.
И это ещё без учёта российского РД-171
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дем

Цитата: SONY от 10.03.2025 00:01:49Например, если вы собираетесь делать ежегодно сотню двигателей - 3D-печать бессмысленна, нужно разрабатывать конструкцию под традиционные технологии производства, которые потребуют первоначального создания дорогой оснастки, но затем позволят делать каждый двигатель относительно дёшево.
Один из представленных образцов – теплообменный аппарат для ракетного двигателя РД-191. Традиционными технологиями он изготавливался шесть месяцев, состоял из 23 комплектующих и весил 70 кг. Аддитивные технологии, предложенные НИЦ «Курчатовский институт» - ВИАМ, позволили создать этот аппарат за один цикл, сократив время производства в 20 раз, а вес – до 19 кг. (ц)
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Raul

Цитата: Супертяж! от 10.03.2025 23:37:39
Цитата: Raul от 10.03.2025 21:39:33Вот никто не хочет запускать РКН с МиГ-41, а ведь у него разгон, как у Суперхэви. Керосин, ЖК, 3Д РД - то, что надо. Тащим объект на орбиту одноступом, РП не нужны. Для увеличения Мпг заменяем часть ЖРД на пару ГПВРД. На них же возвращаемся и подхватываемся тем же МиГом.
Ну про 41 комментировать нет смысла, а у Миг-31 полезная нагрузка 5 тонн, ну пусть даже 6 тонн. О чём речь вообще?
О полезной нагрузке. Не про нынешний Миг-31, конечно, но можно подсчитать по формуле Циолковского, что воздушный старт с ХС 2 км/c дает двукратную прибавку Мпг на керосине. Electron при Мст с Земли 12 тонн выводит 250 кг на 200 км орбиту. Воздушный старт при Мст 6 тонн, той же компоновке и технологиях даст столько же - 250 кг.

Цитата: Супертяж! от 10.03.2025 23:37:39И любому кто хочет "запускаться" на таком самолёте придётся заглатывать всю эту военную грязь и гниль, коррупцию и бюрократию, быть чьим-то мальчиком на побегушках, потому что большой дядя такой большой и важный и всё лучше тебя знает.  И всё равно платить втридорога, военный самолёт не может быть дешёвым
Космические силы ФНК ;) в лице Супертяжа и Мудрого Филина не верят Воздушным силам и хотят работать отдельно от них. Но интересно, что вместе это называется Воздушно-космические силы (ВКС).
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

vissarion

Цитата: Raul от 11.03.2025 18:28:13что воздушный старт с ХС 2 км/c дает двукратную прибавку Мпг на керосине
АКС миллион раз обсуждалась в соответствующих разделах (1,2,3,4,5 и т.д.), давайте ближе к реальности и ближе к теме

Бичпакет

Цитата: Raul от 11.03.2025 18:28:13Космические силы ФНК ;) в лице Супертяжа и Мудрого Филина не верят Воздушным силам и хотят работать отдельно от них. Но интересно, что вместе это называется Воздушно-космические силы (ВКС).
Хотим отмежеваться от воздушно-космических. Был же русский Илон Маск, плохо закончил
Сосисок в пакете, пожалуйста!

Бичпакет

Если из нейтральных вод запускаешь, можно получается каждый раз платить всего лишь небольшой штраф? Или заведут дело за "длящееся преступление" в виде незарегистрированного космического объекта, который продолжает находиться в этом статусе (на орбите)?
Сосисок в пакете, пожалуйста!

Raul

Цитата: vissarion от 11.03.2025 20:08:18
Цитата: Raul от 11.03.2025 18:28:13что воздушный старт с ХС 2 км/c дает двукратную прибавку Мпг на керосине
АКС миллион раз обсуждалась в соответствующих разделах (1,2,3,4,5 и т.д.), давайте ближе к реальности и ближе к теме
Идея 3Д мне нравится :) А вопрос в стремлении разработчика обеспечить оптимальное распределение ХС по ступеням для варианта с расходованием. Это сейчас не модно (смотрим, например, Старшип и проект Амура-СПГ).

Что касается реальности - то она сегодня одна, через пять лет - другая... Если концепция РКН СЛК приспособлена к разным вариантам выведения, а не только к одному "по учебнику" или "по аналогу", то возрастает вероятность попадания в будущий оптимум. ::)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

garg

Цитата: Raul от 11.03.2025 18:28:13что воздушный старт с ХС 2 км/c дает двукратную прибавку Мпг на керосине.
Только  31-й едва ли 0,9 км/с сделает. Тем более с внешним то подвесом.
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

Бичпакет

Сверхлёгкая одноразовая ракета должна быть с гладкими баками (ну максимум - шпангоуты в местах приварки секций бака друг к другу) и с наддувом, сборка на вертикальном стапеле, перевозка в наддутом виде.
3Д зачем-то делают вафлю...зачем вы делаете вафлю? Или это штампованный профилированный лист, не сильно дороже гладкого?
Сосисок в пакете, пожалуйста!

ТТоварищ

Цитата: garg от 11.03.2025 21:56:47
Цитата: Raul от 11.03.2025 18:28:13что воздушный старт с ХС 2 км/c дает двукратную прибавку Мпг на керосине.
Только  31-й едва ли 0,9 км/с сделает. Тем более с внешним то подвесом.
Вот поэтому котёнок и мечтает о мифическом Миг-41
Все безграмотные дилетанты (и жулики) любят
мюПГ, Крылья, Многоразовость,
Орбитальные станции, Марс, Водород, Р7

Bell

Не, господа, ну это уже становится неприлично! ;D
Даже на сайте Анатолия Зака уже есть про сабж!
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Дмитрий В.

Цитата: Bell от 18.03.2025 16:00:49Не, господа, ну это уже становится неприлично! ;D
Даже на сайте Анатолия Зака уже есть про сабж!
Тамна картинке какой-то не тот сабж ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!