Самая перспективная компоновка многоразовой ракеты-носителя

Автор Raul, 08.10.2024 14:41:50

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Варианты компоновки

Одноступенчатая
13 (16.5%)
Двухступенчатая с возвращением обеих ступеней
33 (41.8%)
Двухступенчатая с одной возвращаемой ступенью
21 (26.6%)
Трехступенчатая с возвращением всех ступеней
3 (3.8%)
Трехступенчатая с двумя возвращаемыми ступенями
5 (6.3%)
Трехступенчатая с одной возвращаемой ступенью
10 (12.7%)
Модульная под любое число блоков
6 (7.6%)
Пока непонятно, какая
3 (3.8%)
Ни одна из перечисленных
3 (3.8%)
Многоразовость нам не нужна
17 (21.5%)

Проголосовало пользователей: 79

Голосование закончилось: 07.11.2024 14:41:50

Raul

Подведем предварительные итоги. Народ (около 50%) поддерживает "двухступенчатую с возвращением обеих ступеней", а это звоночек в адрес проекта Амура-СПГ. Поскольку построить на основе нынешнего Амура-СПГ полностью многоразовую РКН, конечно, можно, но в средний класс при стартовой массе 360 тонн и углеводородном горючем она не попадает никак. Может повториться история с Ангарой, которую сначала сделали, а потом начали прокачивать по стартовой тяге, поскольку не получили требуемые ТТХ (и еще не известно, во что выльется история с модернизацией РД).

Потому, наверное, есть смысл заложить в проект Амура-СПГ характеристики на опережение - вместо 5 РД-0169А на первой ступени предусмотреть 7 РД-0169А и вместо 10 тонн при частично многоразовой схеме - выводить 14 тонн. В металле, конечно, заявленная на бумаге ПН усохнет до более скромной цифры. А при реализации схемы возвращения на космодром и вовсе вернется к требованиям исходного ТЗ. Но зато будет больше запаса при реализации схемы с полной многоразовостью, которую здесь полагают самой перспективной.

Смотрим на флагмана полной многоразовости, который становится все тяжелее и мощнее, и учимся на его опыте. Нам конечно, не нужны килотонны на Земле и сотни тонн на орбите (пусть мегапроектами занимаются те, у кого есть мегабаксы), но умеренное увеличение расходов и масштабов - не помешает. Скупой платит дважды.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Prokrust

А может 3-ступенчатую ракету сделать с возвратом первых двух ступеней. Конечно 2 ступень улетать будет очень далеко и где-то там садится на площадку. Однако сделаем ее размер жд-формата и привозить обратно будем поездом! Только стартовать в европейской части страны, чтобы приземляться на площадке в нашей стране.
Зато. 1-ступень разгоняется намного меньше и возвращается обратно на старт. Возить ее некуда не надо, только собирать рядом с космодромом. Размер может быть - любой.
2-ступень наоборот, запускает 3-ступень уже высоко, практически без атмосферы. Таким образом 3-ступени не нужен обтекатель, его 2-ступень забирает обратно с собой. 
3-ступень стартует с очень высокой скоростью и таким образом вытаскивает намного больше. Сделать ее по максимуму дешевой, используя один простой движок, но желательно помощнее. Учитывая что движок нужен многократно включения, РД-276 будет очень уместен.

Raul

Цитата: Prokrust от 10.10.2024 19:52:19А может 3-ступенчатую ракету сделать с возвратом первых двух ступеней. Конечно 2 ступень улетать будет очень далеко и где-то там садится на площадку. Однако сделаем ее размер жд-формата и привозить обратно будем поездом! Только стартовать в европейской части страны, чтобы приземляться на площадке в нашей стране.
Зато. 1-ступень разгоняется намного меньше и возвращается обратно на старт. Возить ее некуда не надо, только собирать рядом с космодромом. Размер может быть - любой.
2-ступень наоборот, запускает 3-ступень уже высоко, практически без атмосферы. Таким образом 3-ступени не нужен обтекатель, его 2-ступень забирает обратно с собой.
Из полностью многоразового двухступа с приличным грузовым отсеком вполне можно сделать частично многоразовый трехступ. :) Но втискиваться в ж/д габарит, я думаю, не обязательно. При посадке второй ступени на Дальнем Востоке можно будет запустить ее с Восточного в двухступенчатом варианте и с орбиты вернуться к точке старта трехступа.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

cross-track

Цитата: telekast от 09.10.2024 13:07:45Многоразовый одноступ в дальней перспективе. Обоим в помощь миномётный старт из под воды водяной катапультой: километровая "труба" опущенная в глубину с "плотиком"-стартом выталкиваемым давлением воды. Труба может иметь сужение к верхнему срезу.
И какая максимальная скорость возможна у "плотика-катапульты" в самом верху километровой трубы?
Live and learn

telekast

Цитата: cross-track от 10.10.2024 21:13:06
Цитата: telekast от 09.10.2024 13:07:45Многоразовый одноступ в дальней перспективе. Обоим в помощь миномётный старт из под воды водяной катапультой: километровая "труба" опущенная в глубину с "плотиком"-стартом выталкиваемым давлением воды. Труба может иметь сужение к верхнему срезу.
И какая максимальная скорость возможна у "плотика-катапульты" в самом верху километровой трубы?
А фиг знает, не считал. Надо покопаться, по искать.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

cross-track

Цитата: telekast от 10.10.2024 21:16:44
Цитата: cross-track от 10.10.2024 21:13:06
Цитата: telekast от 09.10.2024 13:07:45Многоразовый одноступ в дальней перспективе. Обоим в помощь миномётный старт из под воды водяной катапультой: километровая "труба" опущенная в глубину с "плотиком"-стартом выталкиваемым давлением воды. Труба может иметь сужение к верхнему срезу.
И какая максимальная скорость возможна у "плотика-катапульты" в самом верху километровой трубы?
А фиг знает, не считал. Надо покопаться, по искать.
Я прикинул; для километровой прямой трубы предельная скорость 100 м/с. В реальности - намного меньше.
Live and learn

telekast

Цитата: cross-track от 10.10.2024 21:18:29
Цитата: telekast от 10.10.2024 21:16:44
Цитата: cross-track от 10.10.2024 21:13:06
Цитата: telekast от 09.10.2024 13:07:45Многоразовый одноступ в дальней перспективе. Обоим в помощь миномётный старт из под воды водяной катапультой: километровая "труба" опущенная в глубину с "плотиком"-стартом выталкиваемым давлением воды. Труба может иметь сужение к верхнему срезу.
И какая максимальная скорость возможна у "плотика-катапульты" в самом верху километровой трубы?
А фиг знает, не считал. Надо покопаться, по искать.
Я прикинул; для километровой прямой трубы предельная скорость 100 м/с. В реальности - намного меньше.
Ну, маловато, да. Но зато типа "задаром" проходим стартовый участок не тратя бортовые запасы топлива. Гипотетически выплёвывает ракету на высоту, где уже включаем двигатели, и посылаем защитников черепах лесом. ;)
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

cross-track

Цитата: telekast от 10.10.2024 21:26:52
Цитата: cross-track от 10.10.2024 21:18:29
Цитата: telekast от 10.10.2024 21:16:44
Цитата: cross-track от 10.10.2024 21:13:06
Цитата: telekast от 09.10.2024 13:07:45Многоразовый одноступ в дальней перспективе. Обоим в помощь миномётный старт из под воды водяной катапультой: километровая "труба" опущенная в глубину с "плотиком"-стартом выталкиваемым давлением воды. Труба может иметь сужение к верхнему срезу.
И какая максимальная скорость возможна у "плотика-катапульты" в самом верху километровой трубы?
А фиг знает, не считал. Надо покопаться, по искать.
Я прикинул; для километровой прямой трубы предельная скорость 100 м/с. В реальности - намного меньше.
Ну, маловато, да. Но зато типа "задаром" проходим стартовый участок не тратя бортовые запасы топлива. Гипотетически выплёвывает ракету на высоту, где уже включаем двигатели, и посылаем защитников черепах лесом. ;)
Да, экологически это выглядит неплохо, хотя экологи и здесь что-то найдут, не сомневайтесь)
Но технические сложности создания и эксплуатации такой подводной катапульты зашкаливают. Так что вряд ли.
Live and learn

Prokrust

Цитата: Raul от 10.10.2024 20:14:00Из полностью многоразового двухступа с приличным грузовым отсеком вполне можно сделать частично многоразовый трехступ. :) Но втискиваться в ж/д габарит, я думаю, не обязательно. При посадке второй ступени на Дальнем Востоке можно будет запустить ее с Восточного в двухступенчатом варианте и с орбиты вернуться к точке старта трехступа.
Идея 3-ступеней заключается как раз в том, чтобы легко и дешево возвращать 2-ступень. Для нашей страны это жд-формат. 2-ступень это сплошной компромисс, стартовать будет достаточно высоко, но движки большим диаметром не сделать из-за жд-формата и из-за посадки. С другой стороны из-за защиты она будет довольно тяжелой - поэтому полагаю ей будет достаточно иметь только 4 движка чтобы ее посадить на одном из них.

Raul

Цитата: Prokrust от 10.10.2024 22:55:46Идея 3-ступеней заключается как раз в том, чтобы легко и дешево возвращать 2-ступень.
Вот не уверен что ее будет возвращать легко и дешево! При распределении набираемых скоростей для  тандема 2+3+3 км/c на конец активного участка второй ступени придется 5 км/c. Ей потребуется полноценная тепловая защита, как при возвращении с орбиты. Поэтому я думаю - создавая свой трехступ, вы получите также и многоразовый двухступ. :)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Есть смысл подумать о том, чтобы сделать одноразовой вторую ступень трехступа, которая не то, не се, а третью - многоразовой.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Demir_Binici

#71
Цитата: Raul от 10.10.2024 19:26:06Поскольку построить на основе нынешнего Амура-СПГ полностью многоразовую РКН, конечно, можно...
Понравилось про "нынешнего Амура-СПГ".

Нынешний Амур не то, что давешний Амур!

Конешно смогём! Было б из чяго строять, дык шо хошь пастроем.

Prokrust

Цитата: Raul от 11.10.2024 07:41:38
Цитата: Prokrust от 10.10.2024 22:55:46Идея 3-ступеней заключается как раз в том, чтобы легко и дешево возвращать 2-ступень.
Вот не уверен что ее будет возвращать легко и дешево! При распределении набираемых скоростей для  тандема 2+3+3 км/c на конец активного участка второй ступени придется 5 км/c. Ей потребуется полноценная тепловая защита, как при возвращении с орбиты. Поэтому я думаю - создавая свой трехступ, вы получите также и многоразовый двухступ. :)
Поскольку 1-ступень возвращается на старт, то скорость 2 км/с слишком много, максимум 1.5. Заодно уменьшаем тепловую нагрузку при возврате.
2-ступень - да, только сталь, с тепловой защитой, тяжелая. Получаем примерно 1.5+2.5+4.
Идея еще и в том, чтобы сделать ракету не на самом пределе технических возможностей, как у Маска, а с намного более щадящей нагрузкой.

Demir_Binici

Голосование зациклено на числе ступеней. Жизнь гораздо богаче фантазий. STS или Skylon как определять? А нынешнюю линейку Falcon? А многоразовою ракету с SRB от ISRO?

Это голосование оно про перспективную для РФ или про вообще перспективную?

Ц. Ярослав

Цитата: Prokrust от 10.10.2024 22:55:46
Цитата: Raul от 10.10.2024 20:14:00Из полностью многоразового двухступа с приличным грузовым отсеком вполне можно сделать частично многоразовый трехступ. :) Но втискиваться в ж/д габарит, я думаю, не обязательно. При посадке второй ступени на Дальнем Востоке можно будет запустить ее с Восточного в двухступенчатом варианте и с орбиты вернуться к точке старта трехступа.
Идея 3-ступеней заключается как раз в том, чтобы легко и дешево возвращать 2-ступень. Для нашей страны это жд-формат. 2-ступень это сплошной компромисс, стартовать будет достаточно высоко, но движки большим диаметром не сделать из-за жд-формата и из-за посадки. С другой стороны из-за защиты она будет довольно тяжелой - поэтому полагаю ей будет достаточно иметь только 4 движка чтобы ее посадить на одном из них.
Ну можно типа вот так.
 Picture background

GolLem

Цитата: Raul от 11.10.2024 08:10:23Есть смысл подумать о том, чтобы сделать одноразовой вторую ступень трехступа, которая не то, не се, а третью - многрразовой.
В трехступе третью ступень сложнее делать многоразовой, чем вторую.
Чем выше скорость ступени. тем сложнее.

Фишка Ф9 в том что первая ступень спасается с чрезвычайно малой скорости.

Тем 3х ступ и хорош, что эту скорость можно ещё уменьшить.

Лог


Искандер

Что тут обсуждать? 
Маск давно уже всё придумал. Двуступ, полностью многоразовый. Схема Старшипа.
Вопрос только в размерности, но размерность определяют задачи.
Если они утилитарные привалируют, то ПН 25-30т при полностью возвращаемых ступенях.
Если потребность меньше, то можно рассмотреть самолетную вторую ступень.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Raul

Цитата: GolLem от 11.10.2024 17:41:28
Цитата: Raul от 11.10.2024 08:10:23Есть смысл подумать о том, чтобы сделать одноразовой вторую ступень трехступа, которая не то, не се, а третью - многрразовой.
В трехступе третью ступень сложнее делать многоразовой, чем вторую.
Чем выше скорость ступени. тем сложнее.

Фишка Ф9 в том что первая ступень спасается с чрезвычайно малой скорости.

Тем 3х ступ и хорош, что эту скорость можно ещё уменьшить.
С первой ступенью все прекрасно, а насчет спасения второй ступени возникают вопросы. Прокруст предлагает сделать ее тонкой под ж/габарит и длинной, поскольку она возвращается вместе с обтекателем третьей ступени и ПН. Практически - нечто вроде первой ступени Фалкона, с такой же аэродинамикой цилиндра, и на скорости 4 км/c с поперечными нагрузками, поскольку тормозить будет боком об атмосферу.
Цитата: Prokrust от 11.10.2024 10:06:312-ступень - да, только сталь, с тепловой защитой, тяжелая. Получаем примерно 1.5+2.5+4.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

GolLem

Цитата: Raul от 11.10.2024 20:40:58
Цитата: GolLem от 11.10.2024 17:41:28
Цитата: Raul от 11.10.2024 08:10:23Есть смысл подумать о том, чтобы сделать одноразовой вторую ступень трехступа, которая не то, не се, а третью - многрразовой.
В трехступе третью ступень сложнее делать многоразовой, чем вторую.
Чем выше скорость ступени. тем сложнее.

Фишка Ф9 в том что первая ступень спасается с чрезвычайно малой скорости.

Тем 3х ступ и хорош, что эту скорость можно ещё уменьшить.
С первой ступенью все прекрасно, а насчет спасения второй ступени возникают вопросы.
Нет никаких вопросов - не нужно её спасать.
Для веселых картинок достаточно спасения 1й ступени,
а основную работу пусть делают 2я и 3я.