Super Heavy/Starship (B10/S28) – третий испытательный полет – Starbase,TX – 14.03.2024 13:25 UTC

Автор Tagir2000, 05.12.2023 08:00:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Feol

Цитата: strat от 16.03.2024 00:48:15Время от зажигания до контакта подъема сильно сократили, в сравнении со вторым пуском, не говоря уж о первом
И у неё ещё видится запас по тяговооружённости на старте. У Сатурна-5, например, не видится. Чисто имхо по видео.
Всем пользователям нравится это сообщение.

cross-track

Цитата: AlexandrU от 16.03.2024 01:11:45
Цитата: cross-track от 16.03.2024 00:58:39Понятно. Тогда, с вашей легкой руки по обзыванию Маска "колхозником" и, шире, "колхозингом", можно применять такую терминологию и к тем, кто создавал ракетную технику в 60-х, 70х, вплоть до 80-х годов...
К пионерам космонавтики такую терминологию не применить. В отличии от колхозников у них не было выбора, не было современных технологий, инструмента, опыта и т.д.
Выбор здесь не причем. Речь идет о методе создания ракет. Есть метод "колхозный" (по вашей классификации), и есть "современный" метод. И то, что раньше не было выбора, не меняет название метода. Но если хотите, можете ввести  "раннеколхозный" метод для тех, кто создавал ракетную технику в 60-х, 70х, вплоть до 80-х годов. Но не проще ли отказаться от приклеивания ярлыков во всех случаях?
Live and learn


AlexandrU

Цитата: cross-track от 16.03.2024 01:20:17Выбор здесь не причем...
Ошибаетесь, в этом-то и суть.
В ситуации, когда у одних выбора нет, а другие им просто пренебрегают, именно последние оказываются колхозниками.

С. Тушин(ский)

Цитата: cross-track от 15.03.2024 23:27:31
Цитата: Dulevo от 15.03.2024 21:49:51Проблемы непреодолимы - получаем одноразовый носитель на 200 тонн за 100 миллионов за пуск.

Проблемы частично непреодолимы - получаем частично многоразовый носитель на 150 тонн за 30 миллионов.

Вин-вин ситуация.
Сейчас - это только разминка.

ЦитироватьElon Musk:
— Максимальная грузоподъёмность Starship V1 в одноразовом варианте составляет ~200 тонн. Ожидается, что грузоподъёмность V3 составит ~200 тонн в многоразовом варианте и ~400 тонн в одноразовом. Длина (высота) вырастет на 20–30 метров, а тяга составит ~10 000 тс.

"Съесть то он съест, дак кто ж ему даст". Хотелось бы уточнить ценник на запуск - это со страховкой или где? Запуск грузового макета массой 200 тонн может стоить 100 млн. А сколько стоят спутники суммарной массой 200 тонн? Да Вы только на бумагу, на которой условия страховых контрактов напечатаны, миллион потратите. И страховка будет (при надежности 0,95; а для ее подтверждения нужно пусков 25 подряд безаварийных) не менее 5% стоимости ПН. Так что супертяж  экономически выгоден будет для запуска очень дешевой ПН - ну, например, для доставки топлива на орбиту и заправки Междупланетных БПБТ кораблей.
Я, наверное, пропустил эти данные, но скажите, сколько стоила страховка при запуске Уэбба? 
Экономика супертяжа отличается от экономики РН среднего класса. Для средней РН возможны мероприятия, удорожающие (до двух раз!) ее стоимость, но позволяющие увеличить надежность (многократное дублирование систем, жесткие допуски на комплектующие и агрегаты с тщательнейшим контролем, конструктивная избыточность, использование систем аварийного спасения ПН и проч.). 
Сколько будет весить (и стоить) система аварийного спасения достаточно хрупкой ПН массой 400 тонн для V3?
В общем, при разработке концепции грузоподъемной РН принцип "не класть яйца в одну корзину" ой как важен...

fagot

Цитата: cross-track от 16.03.2024 01:20:17
Цитата: AlexandrU от 16.03.2024 01:11:45
Цитата: cross-track от 16.03.2024 00:58:39Понятно. Тогда, с вашей легкой руки по обзыванию Маска "колхозником" и, шире, "колхозингом", можно применять такую терминологию и к тем, кто создавал ракетную технику в 60-х, 70х, вплоть до 80-х годов...
К пионерам космонавтики такую терминологию не применить. В отличии от колхозников у них не было выбора, не было современных технологий, инструмента, опыта и т.д.
Выбор здесь не причем. Речь идет о методе создания ракет. Есть метод "колхозный" (по вашей классификации), и есть "современный" метод. И то, что раньше не было выбора, не меняет название метода. Но если хотите, можете ввести  "раннеколхозный" метод для тех, кто создавал ракетную технику в 60-х, 70х, вплоть до 80-х годов. Но не проще ли отказаться от приклеивания ярлыков во всех случаях?
Ага, пчелы тролль непременно откажется от мёда. :)

algol5720

Цитата: С. Тушин(ский) от 16.03.2024 04:26:48Сколько будет весить (и стоить) система аварийного спасения достаточно хрупкой ПН массой 400 тонн для V3?
В общем, при разработке концепции грузоподъемной РН принцип "не класть яйца в одну корзину" ой как важен...
Представил 4оо т. достаточно хрупкой нагрузки.Дак это аж 40 вагонов пустых бутылок - целый состав!!! ;D Ваши размышления чем-то напомнили историю с лондонским лошадиным навозом конца 19 века... ;)

BigFoot

Цитата: algol5720 от 16.03.2024 07:33:39Представил 4оо т. достаточно хрупкой нагрузки.Дак это аж 40 вагонов пустых бутылок - целый состав!!! ;D Ваши размышления чем-то напомнили историю с лондонским лошадиным навозом конца 19 века... ;)
400 т. это МКС

Streamflow

Цитата: V.B. от 15.03.2024 23:53:26
Цитата: Streamflow от 15.03.2024 22:38:15А вы не помните, что ускорение Супер Хейви не должно превышать 3.5 g? Так что 4 работающих двигателя при посадке - это уже перебор.
Не слышал о таком ограничении для СХ. Помню, что Старшип разгонялся с ускорением 3,5 g во втором полете, но то Старшип. Про СХ не в курсе.

Кстати, есть хорошая анимация посадки СХ (начиная с 10:26):
https://youtu.be/hyYqLaeHM7g?si=HKiRZCCVlRudHzOo&t=626

Там при торможении сначала включают 8 двигателей, а уже перед самой посадкой оставляют три. Думаю автор это не сам придумал, кто-то подсказал ему такую последовательность.
1. Если меньшая часть Старшипа подвержена этому ограничению, то, естественно ожидать, что и бОльшей его части это, или даже ещё более жёсткое, ограничение следует выполнять.
2. В статье о бустбеке этот вопрос анализируется, и из анализа следует, что такое ограничение существует и для Супер Хейви.
3. А холодное разделение авторам анимации тоже кто-то подсказал? Анимация очень старая.
4. Но, 8 двигателей - это красиво. Уговорили на 8 :), но только при дросселирвании, минимум, в половину тяги. На этом режиме получаем очень большой запас на отказы вплоть до 4-х двигателей, что должно резко снизить риски при подхвате возвращающейся ступени. Так что это будет правильно, а диапазон дросселирования у них очень велик - прекрасные двигатели.

Большой

Маск анонсировал V3 Старшипа с Мпн=200 т в многоразовом и 400 т в однораз. вариантах. Тяга 1 ступени возрастет до 10000 тс! Вот это масштабы, вот это полет мысли! 8)
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...


edgar63

Цитата: Feol от 16.03.2024 01:19:03И у неё ещё видится запас по тяговооружённости на старте. У Сатурна-5, например, не видится. Чисто имхо по видео.

У Сатурна-5 запас стартовой тяги как раз вполне приличный. 3450 тонн при стартовой массе 2900т примерно (от 2822т до 2965т). Даже приходилось центральный двигатель выключать раньше остальных (примерно на 134 секунде против 160) для снижения перегрузки.
Другое дело что при отказе одного двигателя оставшейся тяги (2760т) для старта не хватило бы. Но "недобор" совсем небольшой и по мере расходования топлива и роста тяги с высотой, тяга довольно быстро "догоняла" массу и можно было продолжать полёт. А вот если непосредственно на старте или сразу после, то всё... Это в принципе, на практике отказов двигателей 1 ступени не случалось.   

RaZoom

Цитата: Streamflow от 16.03.2024 08:10:01Но, 8 двигателей - это красиво. Уговорили на 8 :),
Зачем ерундой страдать?
В трансляции (с временной отметки 36:15 / T+ 00:04:38) прямо говорят, что при выполнении "landing burn" включают все 13 внутренних двигателей, а потом оставляют 3.


algol5720

Цитата: Большой от 16.03.2024 08:42:47Маск анонсировал V3 Старшипа с Мпн=200 т в многоразовом и 400 т в однораз. вариантах. Тяга 1 ступени возрастет до 10000 тс! Вот это масштабы, вот это полет мысли! 8)
Гигант мысли,отец марсианской демократии... ;) ;D

RaZoom

Цитата: AlexandrU от 16.03.2024 01:11:45
Цитата: cross-track от 16.03.2024 00:58:39Понятно. Тогда, с вашей легкой руки по обзыванию Маска "колхозником" и, шире, "колхозингом", можно применять такую терминологию и к тем, кто создавал ракетную технику в 60-х, 70х, вплоть до 80-х годов...
К пионерам космонавтики такую терминологию не применить. В отличии от колхозников у них не было выбора, не было современных технологий, инструмента, опыта и т.д.
Но мы же говорим о частниках - у которых аналогично нет опыта и при этом они находятся в условиях крайне ограниченного финансирования. Это ещё Маску повезло, что есть поддержка от НАСА - в плане продувки в Эймсе, моделировании повторного входа, помощи с плитками. Китайские частники например совсем уныло выглядят.
А потом есть принципиальная разница между модернизацией наследия от  "пионеров космонавтики" - по типу Вулкан/СЛС и разработки принципиально новой концепции - как со Старшипом, когда они буквально ныряют в неизвестность.
При этом нужно учитывать, что разработка Старшипа ещё далека от завершения. Фактически им предстоит долгий эволюционный процесс с ближайшими сотнями запусками Старлинков на Старшипе. И финальная версия Старшипа несомненно будет сильно отличаться от текущих прототипов.

Так что судить о Старшипе нужно в перспективе, а не основываясь на том, что видим - а то получатся те самые 20%. Кстати они уже преодолены или ещё нет?
Цитировать"Смотрел презентацию. Не впечатлила, - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос корреспондента ТАСС. - Мы запросили мнение технических специалистов, они считают, что реализуемо из того, что было сказано, процентов 20. Все остальное - это обычный шум, белый шум, который сопровождает такого рода проекты, который тоже нужен для привлечения инвесторов".

garg

На вскидку уже готово до 10% обещалок не выше.
Ракета какая- то летает. НО:
ГП текущей версии - ХЗ не факт что даже 100 тонн есть, так что 0,5 от этого пункта
Многоразовость - 0 целых хрен десятых. Не говоря про обещанные сотни. И десятки подпунктов здесь которые для этого нужны и только в зачаточном.
Заправка - 0,1 от силы. До нормы нужно освоить точную ориентациию и тонкие маневры на орбите. поставить стыковочные узлы с разъемами достаточными для оперативной перекачки сотен тонн топлива. (скока перекачивали сейчас? граммы, литры. центнеры) Показать все это в работе. Показать что танкер не выкипает нахрен в ожидании.
Цена - 0,2 50-100 лямов против менее 5 обещанных в перспективе
Частота пусков - 0,1 - даже базовые операции по перемещению ступеней, их монтажу занимают дни. Операции по загрузке ПН еще нет от слова совсем. 
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

VK

Цитата: AlexandrU от 15.03.2024 23:26:14
Цитата: VK от 15.03.2024 20:43:01...Речь не о драконах, а о подходе...
Именно. Разработка ракеты методом тыка(наугад) да ещё и по общестроительным технологиям в простонародье именуется колхозингом(от гл. колхозить), а те, кто этим занимается - колхозники.
Я и не знал, что Вы так хорошо знакомы с процессом разработки ракеты в SpaceX и с применяемыми технологиями. Случаем, не у Маска работаете? Засланный казачок?

VK

Цитата: AlexandrU от 15.03.2024 23:26:14
Цитата: VK от 15.03.2024 20:43:01...Многоразовые Фалконы снизили стоимость вывода кг во сколько раз, не в курсе? Поинтересуйтесь, Вам это будет полезно.
Расскажите пожалуйста, мне очень интересно.
Набираете в поисковике "стоимость вывода на орбиту 1 кг" и - вуаля! 

VK

Цитата: AlexandrU от 15.03.2024 23:35:32
Цитата: cross-track от 15.03.2024 23:33:11Тогда как назвать разработку и испытания ракеты Н1 - совхозинг?...
Увы, но в те далёкие времена все так делали. Не было ещё соотв. теоретической и практической базы.
Не было стенда для отработки 1-й ступени. Вот и Маск посчитал, что дешевле будет идти таким путем. 

С. Тушин(ский)

Цитата: algol5720 от 16.03.2024 07:33:39
Цитата: С. Тушин(ский) от 16.03.2024 04:26:48Сколько будет весить (и стоить) система аварийного спасения достаточно хрупкой ПН массой 400 тонн для V3?
В общем, при разработке концепции грузоподъемной РН принцип "не класть яйца в одну корзину" ой как важен...
Представил 4оо т. достаточно хрупкой нагрузки.Дак это аж 40 вагонов пустых бутылок - целый состав!!! ;D Ваши размышления чем-то напомнили историю с лондонским лошадиным навозом конца 19 века... ;)
400 тонн ПН - это, например, 5 000 поселенцев на Марс (для оценки грузоподъемности лифта принято, что человек, в среднем, имеет массу 80 кг) ну, или, если угодно, 64 телескопа "Джеймс Уэбб" (стоимость такой ПН 10 млрд*64 = 640 млрд долларов).
Экстраполяция - вещь, конечно, опасная для прогнозов, но, массу ПН для V3 назвал, заметьте, не я. А что будет выводить на орбиту этот "массовый" супертяж, известно, видимо, только Маску, дай бог ему здоровья, удачи и простодушных акционеров.