Новая РН на технологиях Н-1

Автор Ивгениуш, 22.10.2023 17:16:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Ивгениуш

Цитата: Demir_Binici от 08.01.2025 18:31:25него аргумент - "в 70- е ценник рд-170 в десятки раз превышал ценник нк-33". А вот где он взял этот аргумент, это уже второй вопрос. :)
Наберите в поисковике Яндекса: форумы аэробазы ценник нк-33. И будет Вам счасть. На первой же странице пятистраничного обсуждения Дмитрий В.утверждает, что цена нк-33 в 80-х годах была менее 100 тысяч рублей. Далее в качестве аргумента приводится мнение доктора наук Советкина, который как раз ценником и занимался. Обязательно почитайте, хотя бы первую страницу.

Demir_Binici

Цитата: Ивгениуш от 08.01.2025 23:24:44На первой же странице пятистраничного обсуждения Дмитрий В.утверждает, что цена нк-33 в 80-х годах была менее 100 тысяч рублей.
Спасибо, почитал. И почитал тамошнюю дискуссию. Ни подтвердить, ни опровергнуть утверждения  Дмитрий В. со ссылкой на слова профессора СГАУ Юрий Александровича Советкина о сравнительной стоимости НК-33 и РД-171 нет ни малейшей возможности.

Верить в это или нет? Дело ваше.

Деталей никаких не приводится. Как он считал, не известно. Производство НК-33 прекратили в начале 70-х. А РД-171 появился  много позже. И цены на многое изменились и оплата труда и методики расчёта могли поменяться. Мог ли стоить НК-33 много дешевле РД-171 даже в пересчёте в рубль за тс.? Возможно. Почему не стали использовать НК-33, а заместо того  начали разработку нового двигателя для Энергии/Зенит? Ну так СССР. Там и не такое творили.

Гораздо интереснее (для меня), было почитать некоторые новости «Волга Ньюс» © Самара по тегу «НК-33». Может и ещё кому-то будет интересно. К сожалению, новости только с 2011 года.

Там, кстати, нашёл подтверждение тому, что Aerojet были готовы покупать "новые" НК-33, в случае возобновления производства, но финансировать возобновление производства были не готовы. И даже заключать твёрдое обязательство о покупке были не готовы.

Дмитрий В.

Цитата: Ивгениуш от 08.01.2025 23:13:50
Цитата: Дмитрий В. от 08.01.2025 18:28:34
Цитата: Ивгениуш от 08.01.2025 17:59:51
Цитата: Giperion121 от 08.01.2025 17:17:28. А новые стоили бы примерно столько же как и аналоги.
Если говорить о двигателях, и многодвигательной установке,
Новые должны быть дешевле, по крайней мере в 70- е ценник рд-170 в десятки раз превышал ценник нк-33.вые двигатели
С чего бы вдруг они должны быть дешевле? Аргументы приведите, плиз.
А что собственно изменилось с 70-х? У создателей рд-170 и их преемников появилось желание дела́ть дешёвые двигатели?
С 70-х поменялось примерно всё: политическая система, кооперация, технологии и т.д. и т.п.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 09.01.2025 09:46:13С 70-х поменялось примерно всё: политическая система, кооперация, технологии и т.д. и т.п.
А как вы сегодня сами объясните разницу в ценах НК-33 и РД-170, озвученную вам профессором СГАУ Ю. А. Советкиным ? Это в конце 80-х было? В каком году, не припомните?

Demir_Binici

#1324
Цитата: Demir_Binici от 09.01.2025 00:43:55нашёл подтверждение тому, что Aerojet были готовы покупать "новые" НК-33, в случае возобновления производства, но финансировать возобновление производства были не готовы. И даже заключать твёрдое обязательство о покупке были не готовы.
Есть и ещё одно интересное обстоятельство. Судя по всему, Orbital не восприняли всерьёз намерение ОКБ Кузнецова начать производство "новых" НК-33. Они рассчитывали только на запас двигателей, имевшихся в наличии у Aerojet, которых должно было хватить на выполнение планировавшихся запусков по программам COTS и CRS-1. В преддверии ожидаемого нового конкурса NASA, т.е. CRS-2 они имели намерение представить на конкурс ракету с двигателем РД-180. И даже подали судебный иск против ULA в июне 2013 года, потребовав отменить эксклюзивное право ULA (Lockheed Martin) на покупку РД-180 у RD AMROSS. Проиграв суд, они начали переговоры с Энергомашем о поставке двигателей на базе РД-191.

Все эти события имели место ещё до взрыва НК-33 на Antares 130, который, напомню, произошёл 28 октября 2014 года.

Ивгениуш

Цитата: Дмитрий В. от 09.01.2025 09:46:13
Цитата: Ивгениуш от 08.01.2025 23:13:50
Цитата: Дмитрий В. от 08.01.2025 18:28:34
Цитата: Ивгениуш от 08.01.2025 17:59:51
Цитата: Giperion121 от 08.01.2025 17:17:28. А новые стоили бы примерно столько же как и аналоги.
Если говорить о двигателях, и многодвигательной установке,
Новые должны быть дешевле, по крайней мере в 70- е ценник рд-170 в десятки раз превышал ценник нк-33.вые двигатели
С чего бы вдруг они должны быть дешевле? Аргументы приведите, плиз.
А что собственно изменилось с 70-х? У создателей рд-170 и их преемников появилось желание дела́ть дешёвые двигатели?
С 70-х поменялось примерно всё: политическая система, кооперация, технологии и т.д. и т.п.
Вот именно, так что разрыв мог даже увеличиться. Впрочем, должны быть более естественные и очевидные причины разрыва в цене. Органзация производства, его специфика, психология людей, производственные связи, дешёвая рабочая сила и т.д и т п. И даже аура места, т.е особая психология людей... Во всяком случае ценник на рд-170/180/190 думаю, должен был иметь тенденцию скорее к увеличению. А нк-33 к уменьшению ценника, т.к.самарцы вынуждены снижать цену, чтобы соблазнить чиновников, необходимо, чтобы разница в цене была впечатляющей. Впрочем, рискну предположить, что со времена Советкина вопрос с ценой изрядно запутан. Видимо, самый простой способ оценить разницу в цене, это хотя бы приблизительно оценить эту разницу для вполне конкретных технологических циклов. 

Дмитрий В.

Цитата: Demir_Binici от 09.01.2025 12:02:18
Цитата: Дмитрий В. от 09.01.2025 09:46:13С 70-х поменялось примерно всё: политическая система, кооперация, технологии и т.д. и т.п.
А как вы сегодня сами объясните разницу в ценах НК-33 и РД-170, озвученную вам профессором СГАУ Ю. А. Советкиным ? Это в конце 80-х было? В каком году, не припомните?
Советкин рассказал об этом в курилке году так 1989м, вспомнив и стоимость производства Н-1 - 12 млн руб. Поскольку эта цифра относится к ЭП 1962 г., то и соответствующая оценка стоимости НК-15, вероятно, относилась к тому же периоду. Поэтому сравнивать расчётную стоимость проектируемого в 1962 НК-15 и готового РД-170 1988 г. явно некорректно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: Ивгениуш от 09.01.2025 14:29:46
Цитата: Дмитрий В. от 09.01.2025 09:46:13
Цитата: Ивгениуш от 08.01.2025 23:13:50
Цитата: Дмитрий В. от 08.01.2025 18:28:34
Цитата: Ивгениуш от 08.01.2025 17:59:51
Цитата: Giperion121 от 08.01.2025 17:17:28. А новые стоили бы примерно столько же как и аналоги.
Если говорить о двигателях, и многодвигательной установке,
Новые должны быть дешевле, по крайней мере в 70- е ценник рд-170 в десятки раз превышал ценник нк-33.вые двигатели
С чего бы вдруг они должны быть дешевле? Аргументы приведите, плиз.
А что собственно изменилось с 70-х? У создателей рд-170 и их преемников появилось желание дела́ть дешёвые двигатели?
С 70-х поменялось примерно всё: политическая система, кооперация, технологии и т.д. и т.п.
Вот именно, так что разрыв мог даже увеличиться. Впрочем, должны быть более естественные и очевидные причины разрыва в цене. Органзация производства, его специфика, психология людей, производственные связи, дешёвая рабочая сила и т.д и т п. И даже аура места, т.е особая психология людей... Во всяком случае ценник на рд-170/180/190 думаю, должен был иметь тенденцию скорее к увеличению. А нк-33 к уменьшению ценника, т.к.самарцы вынуждены снижать цену, чтобы соблазнить чиновников, необходимо, чтобы разница в цене была впечатляющей. Впрочем, рискну предположить, что со времена Советкина вопрос с ценой изрядно запутан. Видимо, самый простой способ оценить разницу в цене, это хотя бы приблизительно оценить эту разницу для вполне конкретных технологических циклов.
Странные фантазии... Ну, да ладно. В те годы НК-33 усиленно двигался к исчезновению возможности восстановления производства. Которая исчезла с разрушением кооперации и утратой ряда технологий. Можно создать аналог НК-33 на современных технологиях и материалах, но это будет совершенно другой двигатель. И никаких предпосылок для того, чтобы он был дешевле РД-191 не видно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дем

Цитата: Demir_Binici от 09.01.2025 12:17:35Судя по всему, Orbital не восприняли всерьёз намерение ОКБ Кузнецова начать производство "новых" НК-33. ... Проиграв суд, они начали переговоры с Энергомашем о поставке двигателей на базе РД-191.
Думаю если бы вместо не существующих на тот момент "двигателей на базе РД-191" им бы предложили "двигатели на базе НК-33", то рулила бы цена.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 09.01.2025 14:48:26
Цитата: Demir_Binici от 09.01.2025 12:02:18
Цитата: Дмитрий В. от 09.01.2025 09:46:13С 70-х поменялось примерно всё: политическая система, кооперация, технологии и т.д. и т.п.
А как вы сегодня сами объясните разницу в ценах НК-33 и РД-170, озвученную вам профессором СГАУ Ю. А. Советкиным ? Это в конце 80-х было? В каком году, не припомните?
Советкин рассказал об этом в курилке году так 1989м, вспомнив и стоимость производства Н-1 - 12 млн руб. Поскольку эта цифра относится к ЭП 1962 г., то и соответствующая оценка стоимости НК-15, вероятно, относилась к тому же периоду. Поэтому сравнивать расчётную стоимость проектируемого в 1962 НК-15 и готового РД-170 1988 г. явно некорректно.
Ну вот о том и речь. Согласен. Просто мне показалось, что в 2011 году, на упоминаемом выше форуме, вы пытались доказать, что НК-33 существенно дешевле РД-170/171.

Между двумя двигателями разрыв более 10 лет. Многое что в СССР за это время изменилось.

Demir_Binici

Цитата: Дем от 09.01.2025 14:53:55
Цитата: Demir_Binici от 09.01.2025 12:17:35Судя по всему, Orbital не восприняли всерьёз намерение ОКБ Кузнецова начать производство "новых" НК-33. ... Проиграв суд, они начали переговоры с Энергомашем о поставке двигателей на базе РД-191.
Думаю если бы вместо не существующих на тот момент "двигателей на базе РД-191" им бы предложили "двигатели на базе НК-33", то рулила бы цена.
Им и предложили. Точнее не им, а их поставщику Aerojet. В январе 2013 года те подписали опцион на покупку 50 штук новых НК-33 до 2020 года. Представители Orbital вместе с Aerojet в Самару ездили. Тем не менее, через 9 месяцев после этого Orbital начали через суд добиваться права покупать РД-180. Выходит, были серьёзные основания сомневаться, что ОДК Кузнецова сможет начать поставки новых двигателей.

Когда решить вопрос с получением РД-180 не удалось, Orbital переориентировались на РД-191. Отличия РД-181 от РД-191 весьма незначительны. А РД-191 вполне существовал. С 2009 по 2013 годы три пуска KSLV уже состоялось.

Orbital объявили о подписании контракта с Энергомаш уже через два месяца после аварии на Antares 130.

Браться на себя расходы по ресертификации НК-33 после аварии ОДК Кузнецова не стали. Вопрос возобновления производства отпал из-за отсутствия потенциальных заказчиков.

Дмитрий В.

Цитата: Demir_Binici от 09.01.2025 14:55:41
Цитата: Дмитрий В. от 09.01.2025 14:48:26
Цитата: Demir_Binici от 09.01.2025 12:02:18
Цитата: Дмитрий В. от 09.01.2025 09:46:13С 70-х поменялось примерно всё: политическая система, кооперация, технологии и т.д. и т.п.
А как вы сегодня сами объясните разницу в ценах НК-33 и РД-170, озвученную вам профессором СГАУ Ю. А. Советкиным ? Это в конце 80-х было? В каком году, не припомните?
Советкин рассказал об этом в курилке году так 1989м, вспомнив и стоимость производства Н-1 - 12 млн руб. Поскольку эта цифра относится к ЭП 1962 г., то и соответствующая оценка стоимости НК-15, вероятно, относилась к тому же периоду. Поэтому сравнивать расчётную стоимость проектируемого в 1962 НК-15 и готового РД-170 1988 г. явно некорректно.
Ну вот о том и речь. Согласен. Просто мне показалось, что в 2011 году, на упоминаемом выше форуме, вы пытались доказать, что НК-33 существенно дешевле РД-170/171.

Между двумя двигателями разрыв более 10 лет. Многое что в СССР за это время изменилось.
Он и есть существенно дешевле - при впятеро меньшей тяге, при одной камере и при отсутствии УВТ на основе кародана
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 09.01.2025 15:45:11
Цитата: Demir_Binici от 09.01.2025 14:55:41
Цитата: Дмитрий В. от 09.01.2025 14:48:26
Цитата: Demir_Binici от 09.01.2025 12:02:18
Цитата: Дмитрий В. от 09.01.2025 09:46:13С 70-х поменялось примерно всё: политическая система, кооперация, технологии и т.д. и т.п.
А как вы сегодня сами объясните разницу в ценах НК-33 и РД-170, озвученную вам профессором СГАУ Ю. А. Советкиным ? Это в конце 80-х было? В каком году, не припомните?
Советкин рассказал об этом в курилке году так 1989м, вспомнив и стоимость производства Н-1 - 12 млн руб. Поскольку эта цифра относится к ЭП 1962 г., то и соответствующая оценка стоимости НК-15, вероятно, относилась к тому же периоду. Поэтому сравнивать расчётную стоимость проектируемого в 1962 НК-15 и готового РД-170 1988 г. явно некорректно.
Ну вот о том и речь. Согласен. Просто мне показалось, что в 2011 году, на упоминаемом выше форуме, вы пытались доказать, что НК-33 существенно дешевле РД-170/171.

Между двумя двигателями разрыв более 10 лет. Многое что в СССР за это время изменилось.
Он и есть существенно дешевле - при впятеро меньшей тяге, при одной камере и при отсутствии УВТ на основе кародана
Это тоже конечно надо учитывать при сравнении.

solitaire

Ближе к нашему времени, посмотрим на 5-6 лет назад.

Стоимость легкой "Ангары-1.2" на начало июня 2019 года оценивалась в 2,28 млрд рублей (эта сумма, включающая изготовление и поставку ракеты, указывалась в госконтракте на запуск спутников "Гонец-М" № 33, 34, 35).

В 2019 обещали "оптимизировать" РД-191 по стоимости, и снизить ее на 32% до 200млн. руб. Отсюда стоимость на 2019г. чуть меньше 300млн. руб.

А теперь немного драмы:

ЦитироватьОДК «Кузнецов» судится с РКЦ «Прогресс» из-за долга за поставку двигателя для ракеты «Союз»
Завод считает, что ему недоплатили 35 млн рублей.

Верховный суд РФ рассмотрит кассационную жалобу ПАО «ОДК-Кузнецов» на решения судов о взыскании с АО «РКЦ "Прогресс"» долга за изготовление и поставку двигателя 14Д15 для комплектования ракетоносителя 14А15 № 9 («Союз»). Документ зарегистрирован 3 октября 2024 года. Об этом сообщается в картотеке арбитражных дел.
Как следует из материалов дела, в октябре 2019 года ПАО «ОДК-Кузнецов» и АО «РКЦ «Прогресс» заключили договор на изготовление и поставку двигателя для комплектования РН. «ОДК-Кузнецов» изготовил двигатель за 49,7 млн рублей, и «Прогресс» принял его без замечаний в апреле 2021 года.
В ноябре 2021 года Минобороны РФ выдало заключение на фиксированную цену выполнения работ и предложило установить ее в размере 74,8 млн рублей. «Кузнецов» передал информацию «Прогрессу», но тот вернул документы, указав, что цена согласована в размере 58,4 млн рублей.
В итоге заказчик оплатил аванс на 39,8 млн рублей и остался должен еще 35 млн рублей. «ОДК-Кузнецов» направил «Прогрессу» претензию по этому поводу, а затем обратился в суд и потребовал взыскать с завода 35 млн рублей.
В ноябре 2023 года арбитражный суд Самарской области частично удовлетворил иск и взыскал с «Прогресса» около 10 млн рублей. РКЦ подал жалобу, но в феврале 2024 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд оставил решение без изменения.
В августе оно устояло и в кассационной инстанции. Осенью кассационную жалобу на решение подал «ОДК-Кузнецов».
Тут хоть и пишут про изготовление, но понятное дело это формально, а реально это взять со склада и провести обслуживаение.

Если взять $1=60 руб. (для 2019г. для грубого счета вполне пойдет)
То РД-191 - $5м
Ангара-1.2 -  $38м - конечно поменьше чем 50, как писали выше, но тоже как-то дофига (и доля РД-191 не так уж велика)
НК-33 со склада (изготавливать не надо) - $0.85м - $1.2м (не очень понятны эти разборки, но по-видимому по нижней цене вполне можно и поставить)


Ивгениуш

Цитата: Дмитрий В. от 09.01.2025 14:52:24
Цитата: Ивгениуш от 09.01.2025 14:29:46
Цитата: Дмитрий В. от 09.01.2025 09:46:13
Цитата: Ивгениуш от 08.01.2025 23:13:50
Цитата: Дмитрий В. от 08.01.2025 18:28:34
Цитата: Ивгениуш от 08.01.2025 17:59:51
Цитата: Giperion121 от 08.01.2025 17:17:28. А новые стоили бы примерно столько же как и аналоги.
Если говорить о двигателях, и многодвигательной установке,
Новые должны быть дешевле, по крайней мере в 70- е ценник рд-170 в десятки раз превышал ценник нк-33.вые двигатели
С чего бы вдруг они должны быть дешевле? Аргументы приведите, плиз.
А что собственно изменилось с 70-х? У создателей рд-170 и их преемников появилось желание дела́ть дешёвые двигатели?
С 70-х поменялось примерно всё: политическая система, кооперация, технологии и т.д. и т.п.
Вот именно, так что разрыв мог даже увеличиться. Впрочем, должны быть более естественные и очевидные причины разрыва в цене. Органзация производства, его специфика, психология людей, производственные связи, дешёвая рабочая сила и т.д и т п. И даже аура места, т.е особая психология людей... Во всяком случае ценник на рд-170/180/190 думаю, должен был иметь тенденцию скорее к увеличению. А нк-33 к уменьшению ценника, т.к.самарцы вынуждены снижать цену, чтобы соблазнить чиновников, необходимо, чтобы разница в цене была впечатляющей. Впрочем, рискну предположить, что со времена Советкина вопрос с ценой изрядно запутан. Видимо, самый простой способ оценить разницу в цене, это хотя бы приблизительно оценить эту разницу для вполне конкретных технологических циклов.
Странные фантазии... Ну, да ладно. В те годы НК-33 усиленно двигался к исчезновению возможности восстановления производства. Которая исчезла с разрушением кооперации и утратой ряда технологий. Можно создать аналог НК-33 на современных технологиях и материалах, но это будет совершенно другой двигатель. И никаких предпосылок для того, чтобы он был дешевле РД-191 не видно.
Ваши фантазии ещё более странные и не согласуются ни с логикой ни со здравым смыслом, впрочем, это конечно же субъективное мнение

Ивгениуш

Вопрос ценника или возможность восстановления нк-33 обсуждать бессмысленно. Никто из обсуждающих эту тему не обладает достаточной информацией по этой теме. Можно только предполагать. Но, думаю, это вполне реально и это лишь вопрос времени и денег. Вполне возможно, что восстановление массового, серийного производства идёт полным ходом, а может даже близок к завершению. Но это лишь предположение, и, видимо, весьма сомнительное. То есть тут бессмысленно обсуждать что либо. А вот технические вопросы было бы интересно обсудить. Например, можно ли  построить усовершенствованный вариант гр-1 с сферобаками, или мбр с нк-39К также со сферобаками.

Дмитрий В.

Цитата: Ивгениуш от 09.01.2025 22:02:04Ваши фантазии ещё более странные и не согласуются ни с логикой ни со здравым смыслом, впрочем, это конечно же субъективное мнение
Конечно, субъективное! Моё-то основано на знаниях, а не предположениях.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Цитата: Ивгениуш от 09.01.2025 22:41:53Вопрос ценника или возможность восстановления нк-33 обсуждать бессмысленно. Никто из обсуждающих эту тему не обладает достаточной информацией по этой теме. Можно только предполагать. Но, думаю, это вполне реально и это лишь вопрос времени и денег.
Те, кто "обладают достаточной информацией" однозначно говорят, что восстановление производства НК-33 стало невозможно уже к середине 90х. Потому что разграбили производственную базу и ушли с работы (а вскоре и из жизни) необходимые специалисты, прямо знакомые с процессом. 
Сейчас это можно сделать только методом "обратного инжиниринга", заново придумывая техпроцессы по старинным чертежам и создавая заново производственную базу. Теотерически возможно (см. китайцев), практически - крайне маловероятно, крайне. Тем более, что с тех пор несколько изменились предсиавления об оптимальности схем двигатеоей и топливных парах.

Грубо говоря, сейчас ни один машиностроительный завод не построит хороший паровоз. По вышеуказанным причинам. Построит хороший тепловоз, если чуть постараться.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

B7BB

Цитата: Старый от 27.06.2009 12:34:37180-200. И именно поэтому разработчики НК-33 при его форсировании не заметили ничего подозрительного. А разработчики РД-170 подняв его ещё чуть-чуть были очень удивлены. Можно даже сказать опешили.  Как оказалось они всего лишь переступили порог.
Забавно что при этом с покрытием в нк-33 заморочились изначально, при том что сделан он намного раньше рд-170, а для разработчиков рд-170 потом вдруг неожиданностью оказалось. Видимо без покрытия изначально проблема появилась.
"...можно обратить внимание, что их камеры внутри как будто окрашены в зеленый цвет. Это термоэмалевое покрытие. Тот же принципр еализован в НК-33, где газовый тракт покрыт специально разработанной термоэмалью. Нашик онкуренты использовали сплавы и покрытия на основе никеля."
Итого, зачем нужен такой "ненагруженный" и ""дешёвый"" двигатель в котором всё равно пришлось заморачиваться покрытиями.
Да и эмаль, керамика, что-то сомнительно что эмалью легче и дешевле равномерно тонко и с высокой точностью и допусками покрыть, а потом обработать это, чем металлические покрытия защитные.

Bell

Как же смешно и нелепо звучат все эти отмазки, когда реально летает Раптор с такими же параметрами в кислом тракте...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость