Нетоксичное долгохранимое топливо.

Автор pkl, 26.05.2023 13:10:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Какая топливная пара наилучшая для ЖРД ракет-носителей и космических аппаратов по совокупности характеристик/у каждого по два голоса/?

Кислород - водород
20 (26.3%)
Кислород - сжиженный природный газ либо метан
44 (57.9%)
Кислород - керосин
10 (13.2%)
Кислород - синтин, омар, боктан, децилин либо иной синтетический жидкий углеводород
8 (10.5%)
Перекись водорода - циклопропан
2 (2.6%)
Перекись водорода - гидрид бериллия либо гидрид иного металла
1 (1.3%)
Перекись водорода - пентаборан либо иное бороводородное соединение
1 (1.3%)
Перекись водорода - керосин
8 (10.5%)
Закись азота - циклопропан
1 (1.3%)
Закись азота - пропан
7 (9.2%)
Закись азота - смесь этана с этиленом
4 (5.3%)
Закись азота - диметиловый эфир
0 (0%)
Водный раствор солей аммония /перхлорат аммония, нитрат аммония, АДНА и т.п./ - жидкие углеводороды
2 (2.6%)
Водный раствор солей аммония /перхлорат аммония, нитрат аммония, АДНА и т.п./ - этиловый спирт
0 (0%)
Четырёхокись азота - гидразин и его производные /НДМГ, ММГ и тп./
14 (18.4%)
Четырёхокись азота - керосин
0 (0%)
Фтор - водород
3 (3.9%)
Фтор - аммиак
1 (1.3%)
Диоксид фтора - пентаборан
1 (1.3%)
Пентафторид хлора - пентаборан
1 (1.3%)
Озон - водород
2 (2.6%)
Смесь озона и фтора - водород
2 (2.6%)
Смесь озона и кислорода - водород
2 (2.6%)
Закись азота - аммиак
2 (2.6%)

Проголосовало пользователей: 76

blik

Цитата: Prokrust от 18.11.2024 08:57:28
ЦитироватьВ принципе схему можно усовершенствовать, переведя 1-ступень на более дешевое топливо, заменив гептил на аммиак. Но такой двигатель для 1-ступени, как я понял, придется разрабатывать заново.
Заново.
Дешевый аммиак по сравнению с гептилом, но конкурирует то он и с метаном.
промышленные цены
Аммиак 33р/кг
СПГ 41р/кг

с учетом меньшего УИ, аргумент о дешевизне не работает.
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

fagot

Цитата: Дем от 18.11.2024 11:17:51Когда? Никто деньги на перепроектирование не выделял
В ходе модернизаций, деньги очень даже выделялись, в т.ч. от коммерции.
Цитата: Дем от 18.11.2024 11:17:51Везде факт. Препятствия можно просто обьехать, хоть по грунту
Можно и мосты разобрать, вопрос цены.

Prokrust

Цитата: blik от 18.11.2024 12:36:01
Цитата: Prokrust от 18.11.2024 08:57:28
ЦитироватьВ принципе схему можно усовершенствовать, переведя 1-ступень на более дешевое топливо, заменив гептил на аммиак. Но такой двигатель для 1-ступени, как я понял, придется разрабатывать заново.
Заново.
Дешевый аммиак по сравнению с гептилом, но конкурирует то он и с метаном.
промышленные цены
Аммиак 33р/кг
СПГ 41р/кг

с учетом меньшего УИ, аргумент о дешевизне не работает.
Это что с чем сравниваем?!
Если кислород+метан и кислород+аммиак то здесь практически на равных.
Более того, для движков со сладким трактом аммиак предпочтительнее.
Тратится его значительно больше, то есть движок охлаждается лучше и давление можно поднять значительно выше (массы больше на сладком тракте для ГГ). После чего удельный импульс будет лучше у аммиака. Ну и движки на нем можно сделать помощнее.
Если же речь о амиле+аммиак, то да, здесь ниже чем у топлива Маска, это не отыграть. Тетраоксид азота проигрывает кислороду в удельном импульсе.
PS.
Но топливо должно быть таки существенной компонентой в цене отправки на НОО, чтобы это было важно.

B7BB

Цитата: Prokrust от 18.11.2024 08:57:28Так-то реальный разрыв между гептилом и керосином меньше, но если сравнивать аммиак+амил против керосин+метан, то где-то так и выходит. Конечно аммиак+амил значительно плотнее, но масса важнее объема.
Это типа если считать по двигателям "одинаковой сложности" и если предполагать что двигатель на самовоспламеняющихся компонентах по сложности и дороговизне такой же как кислородный открытой схемы?
Иначе непонятна логика. Да можно как-то там выводить из теплоты сгорания, молярной массы, плотности и прочего какие-то идеализированные параметры, но лучше же брать то что по факту получилось в лучших образцах реальных двигателей, которые удалось довести до надёжной работоспособности.
Кстати часто упоминается рд-270. Разве Глушко его доделал? Он перестал взрываться и выдавал повторяемо(т.е. без взрывов) те наилучшие параметры среди двигателей такой топливной пары которые ему пририсывают?

B7BB

Кстати похоже у метана всё намного лучше с поджигом чем у керосина. Да это не самовспламенение, которое возможно реально сильно помогает в плане разрушающих неустойчивостей в камере, но тоже очень неплохо в контексте сложности двигателя и дешевизны разработки и производства.
Не уверен конечно насколько точно там сложное или не сложное устройство, но "искровое воспламенение" звучит прям очень просто. Уверен на керосине надёжное и стабильно срабатывающее такое(искровое) устройство намного сложнее сделать чем в случае метана.

Prokrust

Цитата: B7BB от 18.11.2024 16:46:01Это типа если считать по двигателям "одинаковой сложности" и если предполагать что двигатель на самовоспламеняющихся компонентах по сложности и дороговизне такой же как кислородный открытой схемы?
Иначе непонятна логика. Да можно как-то там выводить из теплоты сгорания, молярной массы, плотности и прочего какие-то идеализированные параметры, но лучше же брать то что по факту получилось в лучших образцах реальных двигателей, которые удалось довести до надёжной работоспособности.
Кстати часто упоминается рд-270. Разве Глушко его доделал? Он перестал взрываться и выдавал повторяемо(т.е. без взрывов) те наилучшие параметры среди двигателей такой топливной пары которые ему пририсывают?
Типа того. Есть общее соображение что военный движок должен быть надежным и не должен быть сложным. Кроме того хорошая тяговооруженность у РД-253, вес тоже показатель.
Ну а РД-270 слишком сложен, чтобы быть дешевым.

Дем

Цитата: B7BB от 18.11.2024 17:03:36Не уверен конечно насколько точно там сложное или не сложное устройство, но "искровое воспламенение" звучит прям очень просто.
Маск использует впрыск триэтилалюминия, который с кислородом самовозгорается (характерная зелёная вспышка)
Ну а дальше в метановом движке горит горячий метан прошедший рубашку охлаждения камеры в горячем кислороде после ТНА...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

B7BB

#767
Цитата: Дем от 18.11.2024 22:59:47
Цитата: B7BB от 18.11.2024 17:03:36Не уверен конечно насколько точно там сложное или не сложное устройство, но "искровое воспламенение" звучит прям очень просто.
Маск использует впрыск триэтилалюминия, который с кислородом самовозгорается (характерная зелёная вспышка)
Про триэтилалюминия в википедии точно помню в статье о мерлине написано, а в статье про рапторы написано про искровое. Хотя там в статье очень много намешано, в том числе и про водородные изначальные планы на двигатели, может это к старым палнам относилось. Но чтобы в статье о раптор где-то было упоминание триэтилалюминия такого не помню.
Цитата: Дем от 18.11.2024 22:59:47Ну а дальше в метановом движке горит горячий метан прошедший рубашку охлаждения камеры в горячем кислороде после ТНА...
Там же два ТНА, получается не только рубашку прошедший, но и свой ТНА

Вообще на всех схемах раптора которые попадались просто ужасные попытки совмещать принципиальную и функциональную схему. Но на них ТНА газифицирующий полный расход метана отчётливо различим. А вот с кислородным ТНА какие-то непонятные художества.

Rudel2

Цитата: Дем от 18.11.2024 22:59:47
Цитата: B7BB от 18.11.2024 17:03:36Не уверен конечно насколько точно там сложное или не сложное устройство, но "искровое воспламенение" звучит прям очень просто.
Маск использует впрыск триэтилалюминия, который с кислородом самовозгорается (характерная зелёная вспышка)
Ну а дальше в метановом движке горит горячий метан прошедший рубашку охлаждения камеры в горячем кислороде после ТНА...
Не нужен для рапторов TEA-TEB.
От искры нормально горят.
Поэтому никакой зелёной вспышки при пусках раптора и не видно, в отличие от мерлина.

Классик

В голосовалке у закиси азота больше голосов (11), чем у тетраоксида диазота ( 8 ).
Я тоже думаю, что для КК закись предпочтительнее - не токсична.

Дем

Цитата: Классик от 19.11.2024 15:55:19Я тоже думаю, что для КК закись предпочтительнее - не токсична.
Но приравнена в РФ к наркотикам.... 8)
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

pkl


Цитата: Дем от 17.11.2024 14:08:52
Цитата: fagot от 17.11.2024 05:52:14Для начала проблема будет в том, что размеры первой ступени уже сейчас предельные для жд-транспортировки.
Маск решил эту проблему перейдя на автомобильную транспортировку, которая не имеет ограничений на длину, да и с диаметром там сильно проще.
Ну и напомню, что кое-где по жд везут вообще ракету в сборе. Бак это не настолько сложное изделие чтобы его нельзя было сварить рядом со стартом.
Я завёл эту тему, чтобы, в конечном итоге, обсудить возможность транспортировки ракеты к месту пуска не только полностью собранной, но и ЗАПРАВЛЕННОЙ. Это должно здорово упростить пусковую установку.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: SONY от 18.11.2024 03:29:33
Цитата: pkl от 17.11.2024 12:20:25Чисто для того, чтобы не мыть баки, двигатели и трубопроводы.
А оно нам так сильно надо?..
Одно дело, когда переходят на метан, который да, сложнее в хранении, но помимо чистоты ещё и даёт существенный выигрыш в удельном импульсе, другое дело переходить на новое топливо просто чтобы не чистить то, что почистить не то чтобы проблема какая-то.
Если ракета одноразовая, то не надо.

Водород ещё сложнее, но и удельный импульс у него такой, что можно всерьёз обсуждать многоразовый одноступенчатый носитель.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

SONY

Цитата: pkl от 20.11.2024 23:13:30Если ракета одноразовая, то не надо.
Falcon 9 отлично летает на керосине...

Цитата: pkl от 20.11.2024 23:13:30Водород ещё сложнее, но и удельный импульс у него такой, что можно всерьёз обсуждать многоразовый одноступенчатый носитель.
Нельзя.
Одна ступень с трудом саму себя только вывести может, и запаса массы (на топливо и термозащиту) для возврата уже нет.

pkl


Цитата: blik от 18.11.2024 12:36:01
Цитата: Prokrust от 18.11.2024 08:57:28
ЦитироватьВ принципе схему можно усовершенствовать, переведя 1-ступень на более дешевое топливо, заменив гептил на аммиак. Но такой двигатель для 1-ступени, как я понял, придется разрабатывать заново.
Заново.
Дешевый аммиак по сравнению с гептилом, но конкурирует то он и с метаном.
промышленные цены
Аммиак 33р/кг
СПГ 41р/кг

с учетом меньшего УИ, аргумент о дешевизне не работает.
Дешевле, причём намного. 20% разница в цене. При этом производится в неограниченных масштабах, некриогенен.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Классик от 19.11.2024 15:55:19В голосовалке у закиси азота больше голосов (11), чем у тетраоксида диазота ( 8 ).
Я тоже думаю, что для КК закись предпочтительнее - не токсична.
Интересная идея с тетраоксидом - простая реализация химического зажигания. В качестве пускового горючего используем дорогой и ядовитый гептил, а на основном режиме переходим на аммиак.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Дем от 19.11.2024 16:33:41
Цитата: Классик от 19.11.2024 15:55:19Я тоже думаю, что для КК закись предпочтительнее - не токсична.
Но приравнена в РФ к наркотикам.... 8)
Это решаемо. Гораздо хуже, что закись разрушает озоновый слой. Причём это очень сильный катализатор.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: SONY от 20.11.2024 23:51:47
Цитата: pkl от 20.11.2024 23:13:30Если ракета одноразовая, то не надо.
Falcon 9 отлично летает на керосине...

И что? Эта ракета будет летать ещё лучше. В конце концов Старшип летает на метане.
Цитировать
Цитата: pkl от 20.11.2024 23:13:30Водород ещё сложнее, но и удельный импульс у него такой, что можно всерьёз обсуждать многоразовый одноступенчатый носитель.
Нельзя.
Одна ступень с трудом саму себя только вывести может, и запаса массы (на топливо и термозащиту) для возврата уже нет.
Говорят, что можно. Я ещё думаю, не добавлять ли в кислород озон. Но это, наверное, не здесь обсуждать.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

sychbird

Любые спекуляции о меньшей цене нового вида топлива абсолютно бессмысленны ввиду очень существенных затрат на создание наземной инфраструктуры для его использования.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

pkl


Цитата: sychbird от 21.11.2024 00:30:07Любые спекуляции о меньшей цене нового вида топлива абсолютно бессмысленны ввиду очень существенных затрат на создание наземной инфраструктуры для его использования.
Если космодром новый, наземную инфраструктуру всё равно придётся создавать с нуля.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан