Морские космодромы. Общая сборная тема. Старт ракет с\из воды

Автор azvoz, 25.05.2023 09:51:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Павел73

Цитата: pkl от 24.06.2023 14:43:46Нет, не представляю. А насколько? БРПЛ же возят.

БРПЛ маленькие и на высококипящей вонючке. РН большие и на криогенном топливе.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

pkl


Цитата: Владимир   Шпирько от 24.06.2023 20:40:59
Цитата: pkl от 22.06.2023 23:18:56Штиль-1 - это не РН, это модифицированная БРПЛ. Они просто поставили полезную нагрузку на место боеголовок. Был разработан вариант Штиль-2, у неё отсек ПН должен был 1,87 кубометров.
Ну что ж.... вернемся на море...
 " «Штиль»российская ракета-носитель, созданная на базе баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) Р-29РМ (РСМ-54). Генеральный конструктор — И. И. Величко, " "  - это из Вики. 
И вопрос не о объёме под обтекателем, а о массе полезной нагрузки.  даже в 0,183куб.м можно впихнуть 200кг электроники. 
Так объём прямо связан с массой, мы не кусок свинца собираемся запускать, спутники довольно рыхлые.


ЦитироватьЕсли из-за условий прочности при служебном обращении - необходимо увеличить толщину стенки в 2-раза, то и сухая масса увеличится в два раза, а далее формула Циолковского Вам в помощь.  Для справки ln2=0,7. 
Увеличим стартовый вес.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Павел73 от 24.06.2023 20:49:51
Цитата: pkl от 24.06.2023 14:43:46Нет, не представляю. А насколько? БРПЛ же возят.
БРПЛ маленькие и на высококипящей вонючке. РН большие и на криогенном топливе.
Вот надо сделать большие и на некриогенном топливе.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Владимир Шпирько

Цитата: pkl от 24.06.2023 21:11:24
Цитировать
ЦитироватьШтиль-1 - это не РН, это модифицированная БРПЛ. Они просто поставили полезную нагрузку на место боеголовок. Был разработан вариант Штиль-2, у неё отсек ПН должен был 1,87 кубометров.
Ну что ж.... вернемся на море...
 " «Штиль»российская ракета-носитель, созданная на базе баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) Р-29РМ (РСМ-54). Генеральный конструктор — И. И. Величко, " "  - это из Вики. 
И вопрос не о объёме под обтекателем, а о массе полезной нагрузки.  даже в 0,183куб.м можно впихнуть 200кг электроники. 
Так объём прямо связан с массой, мы не кусок свинца собираемся запускать, спутники довольно рыхлые.
Рыхлые? да они сверхплотные по сравнению с наземной аппаратурой. Например негерметичные кубосаты - " Кубсат (англ. CubeSatcube + satellite) — формат малых (сверхмалых) искусственных спутников Земли для исследования космоса, имеющих габариты 10×10×10 см при массе не более 1,33 кг." - это из Вики  1,33 кг/куб.дм.    0,183куб.м = 183 куб.дм - что даст 240 кг.   Для герметичных спутникам например "Ресурс-1фм" - они правда большие объём 4,7куб.м и массой 6,3 тонны т.е 1,35кг/куб.дм.   А Штиль-1 при объеме отсека 183литра выводит только 80 кг.  

Владимир Шпирько

Цитата: pkl от 24.06.2023 21:23:49
Цитата: Павел73 от 24.06.2023 20:49:51
Цитата: pkl от 24.06.2023 14:43:46Нет, не представляю. А насколько? БРПЛ же возят.
БРПЛ маленькие и на высококипящей вонючке. РН большие и на криогенном топливе.
Вот надо сделать большие и на некриогенном топливе.

Это Протон.  Правда его тоже перевозят пустым, а заправляют только после перевода в вертикальное положение.

pkl


Цитата: Владимир   Шпирько от 24.06.2023 22:59:30Рыхлые? да они сверхплотные по сравнению с наземной аппаратурой. Например негерметичные кубосаты - " Кубсат (англ. CubeSatcube + satellite) — формат малых (сверхмалых) искусственных спутников Земли для исследования космоса, имеющих габариты 10×10×10 см при массе не более 1,33 кг." - это из Вики  1,33 кг/куб.дм.    0,183куб.м = 183 куб.дм - что даст 240 кг.  Для герметичных спутникам например "Ресурс-1фм" - они правда большие объём 4,7куб.м и массой 6,3 тонны т.е 1,35кг/куб.дм.  А Штиль-1 при объеме отсека 183литра выводит только 80 кг. 
Плотность свинца - 11,35 гр/куб. см.


Возможности Штиля ограничены объёмом отсека. Если увеличить отсек, ракета выводила бы больше, в конце концов аналогичная Синева - рекордсмен по доле забрасываемого веса.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Владимир   Шпирько от 24.06.2023 23:01:44Это Протон.  Правда его тоже перевозят пустым, а заправляют только после перевода в вертикальное положение.
Но его не производят.


Конечно, можно и так: ракета устанавливается на плавучую платформу, заправляется, потом платформа буксируется в открытое море.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

mik73

Цитата: pkl от 24.06.2023 23:20:20Конечно, можно и так: ракета устанавливается на плавучую платформу, заправляется, потом платформа буксируется в открытое море.
Знаете такое слово - "остойчивость"?

mik73

#88
Цитата: pkl от 24.06.2023 23:18:54Синева - рекордсмен по доле забрасываемого веса.
РН "Волна" (на базе Р-29) - 115 кг на НОО при запуске из низких широт, 80 кг - из акватории Баренецева моря. И о чем речь? (В скобках -  из пяти пусков один - только один (неудачный) на орбиту, и из оставших четырёх по суборбитальной траектории - только один удачный.)

Собственно, из какой акватории, куда и главное зачем и что вы хотите запускать с морских платформ?

Sembler

#89
Цитата: pkl от 24.06.2023 23:20:20Конечно, можно и так: ракета устанавливается на плавучую платформу, заправляется, потом платформа буксируется в открытое море.
Порядок нужен несколько другой. Ракета устанавливается на платформу, прибывает к месту старта, заправляется перед стартом (так происходило с Зенитом). В этом случае топливо может быть криогенным - СПГ может быть доставлен на той же платформе или отдельно танкером. В случае отмены старта есть куда слить топливо.
Остается вопрос в экономической целесообразности такого решения. Увеличение стоимости будет связано не только с удорожанием оборудования и техпроцесса, но и с нестабильностью погоды в не тихом океане. Стартовое окно может оказаться "залитым" ураганом.

Владимир Шпирько

Цитата: pkl от 24.06.2023 23:18:54
Цитата: Владимир   Шпирько от 24.06.2023 22:59:30Рыхлые? да они сверхплотные по сравнению с наземной аппаратурой. Например негерметичные кубосаты - " Кубсат (англ. CubeSatcube + satellite) — формат малых (сверхмалых) искусственных спутников Земли для исследования космоса, имеющих габариты 10×10×10 см при массе не более 1,33 кг." - это из Вики  1,33 кг/куб.дм.    0,183куб.м = 183 куб.дм - что даст 240 кг.  Для герметичных спутникам например "Ресурс-1фм" - они правда большие объём 4,7куб.м и массой 6,3 тонны т.е 1,35кг/куб.дм.  А Штиль-1 при объеме отсека 183литра выводит только 80 кг. 
Плотность свинца - 11,35 гр/куб. см.


Возможности Штиля ограничены объёмом отсека. Если увеличить отсек, ракета выводила бы больше, в конце концов аналогичная Синева - рекордсмен по доле забрасываемого веса.
Еще раз - в 183 литра Штиля, Синевы, Волны - можно установить нагрузку до 250кг.   Это исходя из средней плотности спутников 1,33кг/литр. Однако по факту не более 100? И даже в увеличенном отсеке ПН можно будет установить "рыхлый" спутник массой не более 100кг. Иначе просто не взлетит.  Поймите: чтобы Р-29М можно было возить и перегружать заправленной - обечайку баков спроектировали прочнее/жестче => толще => тяжелее.  Результат - около 1,5 тонн (оценочное суждение) на старте лишние.   Они и съедают полезную нагрузку.

pkl


Цитата: mik73 от 25.06.2023 01:08:04
Цитата: pkl от 24.06.2023 23:20:20Конечно, можно и так: ракета устанавливается на плавучую платформу, заправляется, потом платформа буксируется в открытое море.
Знаете такое слово - "остойчивость"?
Знаю. А Вы видели фотографии нефтяных платформ выше?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: mik73 от 25.06.2023 01:44:17
Цитата: pkl от 24.06.2023 23:18:54Синева - рекордсмен по доле забрасываемого веса.
РН "Волна" (на базе Р-29) - 115 кг на НОО при запуске из низких широт, 80 кг - из акватории Баренецева моря. И о чем речь? (В скобках -  из пяти пусков один - только один (неудачный) на орбиту, и из оставших четырёх по суборбитальной траектории - только один удачный.)
Наши жидкостные БРПЛ - это просто наглядная иллюстрация возможности транспортировки и вертикализации заправленных ракет. Как носитель она, конечно, так себе.


ЦитироватьСобственно, из какой акватории, куда и главное зачем и что вы хотите запускать с морских платформ?
Вообще-то, преимущество морских платформ как раз в том и заключается, что запускать с них можно с любой акватории, по любому азимуту. Да и размеры ракет могут быть очень разными.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Sembler от 25.06.2023 02:42:51
Цитата: pkl от 24.06.2023 23:20:20Конечно, можно и так: ракета устанавливается на плавучую платформу, заправляется, потом платформа буксируется в открытое море.
Порядок нужен несколько другой. Ракета устанавливается на платформу, прибывает к месту старта, заправляется перед стартом (так происходило с Зенитом). В этом случае топливо может быть криогенным - СПГ может быть доставлен на той же платформе или отдельно танкером. В случае отмены старта есть куда слить топливо.
Остается вопрос в экономической целесообразности такого решения. 
Это уже опять Си Лонч получается. Я бы хотел МАКСИМАЛЬНО ПРОСТУЮ платформу, понимаете?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Владимир   Шпирько от 25.06.2023 13:52:10Еще раз - в 183 литра Штиля, Синевы, Волны - можно установить нагрузку до 250кг.  Это исходя из средней плотности спутников 1,33кг/литр. Однако по факту не более 100? И даже в увеличенном отсеке ПН можно будет установить "рыхлый" спутник массой не более 100кг. Иначе просто не взлетит.  Поймите: чтобы Р-29М можно было возить и перегружать заправленной - обечайку баков спроектировали прочнее/жестче => толще => тяжелее.  Результат - около 1,5 тонн (оценочное суждение) на старте лишние.  Они и съедают полезную нагрузку.
Да, тогда ни в какие ворота не лезет, тогда или РДТТ, или заправка на берегу в вертикальном положении и транспортировка в таком виде к месту старта.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

mik73

Цитата: pkl от 26.06.2023 21:28:19Знаю. А Вы видели фотографии нефтяных платформ выше?
Типовая высота вышки - метров 30, масса вышки - десятки тонн. Сравните с заправленным носителем. Тот же Зенит - 60 метров и почти 500 тонн. Протон еще сильно-сильно побольше.  Ну и парусность еще примите во внимание. А "заправленый" носитель сравнимый с той вышкой - это ни о чём. Пару кубсатов вывести на СОО.
Ну и рабочее положение у тех платформ - либо насмерть заякоренное, либо полупогружное (как, кстати, и у Одиссея, ракету на ней поднимают только в погруженном состоянии).

Цитата: pkl от 26.06.2023 22:08:49Наши жидкостные БРПЛ - это просто наглядная иллюстрация возможности транспортировки и вертикализации заправленных ракет. Как носитель она, конечно, так себе.
Вот вам и пытаются втолковать, что "так себе как носитель" - прямо следует из возможности транспортировки в вертикальном положении и заправленном состоянии. При этом еще и транспортируется оно внутри лодки, а не стоя на палубе открытая всем ветрам.

Цитата: pkl от 26.06.2023 22:08:49Вообще-то, преимущество морских платформ как раз в том и заключается, что запускать с них можно с любой акватории, по любому азимуту. Да и размеры ракет могут быть очень разными.
Вопрос не в том, что "можно", а в том - зачем нужно. И какими средствами этого можно достичь.
Так в каких случаях имеет смысл пускать носитель не со стационарного космодрома, а с плавучего (подсказка - их не так много, перечислите поштучно)?

Ну и требования к платформе, чтобы с неё можно было пускать "очень разные ракеты" - тоже получаются очень разными. Одно дело - мелкая твёрдотопливная, другое - что-то типа "рокота" или малой Ангары, aber совсем третье - какой-нибудь Зенит или Фалькон.

pkl

Цитата: mik73 от 27.06.2023 11:27:50
Цитата: pkl от 26.06.2023 21:28:19Знаю. А Вы видели фотографии нефтяных платформ выше?
Типовая высота вышки - метров 30, масса вышки - десятки тонн. Сравните с заправленным носителем.

Так, вижу, по ссылке Вы не ходили. Хорошо. Давайте сравним. Вот это Thunder Horse PDQ:

Вес - 60 000 тонн /шестьдесят тысяч тонн/, размерения - 136 х 112 м, осадка - 30 м. Высоту мне найти не удалось, но можно прикинуть по тем колоннам, что окрашены красным и всему, что выше. Подводная часть примерно 1/3, надводная, соответственно, тоже в районе сотни. Между прочем, они провезли это сооружение из Ю. Кореи в Мексиканский залив. Вокруг Африки, разумеется, ибо через Суэцкий канал эта махина не пролезет.

Sea-based X-band Radar:

Длина - 119, ширина - 73 м, высота - 85 м. Вес - 45 000 тонн. Какой Зенит? Какой Протон? Он их не заметит. Если с чем и сравнивать, то с Н-1, Сатурном, SLS и Спейсшипом.

Цитировать(как, кстати, и у Одиссея, ракету на ней поднимают только в погруженном состоянии).

Китайцы не стали заморачиваться. Правда, у них миномётный пуск.
Цитировать
Цитата: pkl от 26.06.2023 22:08:49Наши жидкостные БРПЛ - это просто наглядная иллюстрация возможности транспортировки и вертикализации заправленных ракет. Как носитель она, конечно, так себе.
Вот вам и пытаются втолковать, что "так себе как носитель" - прямо следует из возможности транспортировки в вертикальном положении и заправленном состоянии. При этом еще и транспортируется оно внутри лодки, а не стоя на палубе открытая всем ветрам.

Да я уже понял и отказался от этой идеи.
Цитировать
Цитата: pkl от 26.06.2023 22:08:49Вообще-то, преимущество морских платформ как раз в том и заключается, что запускать с них можно с любой акватории, по любому азимуту. Да и размеры ракет могут быть очень разными.
Вопрос не в том, что "можно", а в том - зачем нужно. И какими средствами этого можно достичь.
Так в каких случаях имеет смысл пускать носитель не со стационарного космодрома, а с плавучего (подсказка - их не так много, перечислите поштучно)?

Да, немного. На мой взгляд, таковых три:
1. Неудачная география страны. Допустим, нет подходящих территорий для размещения космодрома или они слишком неудобные по совокупности характеристик, чтобы можно было запускать РН дёшево и безопасно.
2. Использование крупногабаритных ракет-носителей, которые невозможно запускать с сухопутного космодрома из-за его неудачного расположения /допустим, внутри континента вдали от крупных рек/.
3. Использование опасных технологий, двигателей либо компонентов топлива, типа ЯРД и фтора на первых ступенях.

ЦитироватьНу и требования к платформе, чтобы с неё можно было пускать "очень разные ракеты" - тоже получаются очень разными. Одно дело - мелкая твёрдотопливная, другое - что-то типа "рокота" или малой Ангары, aber совсем третье - какой-нибудь Зенит или Фалькон.



Тема посвящена морским космодромам вообще. Полагаю, здесь можно обсуждать любые, начиная от подлодок, стреляющих переделанными БРПЛ, до гипотетического запуска сверхтяжа.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Евгений Б.

Цитата: pkl от 26.06.2023 22:10:21Это уже опять Си Лонч получается. Я бы хотел МАКСИМАЛЬНО ПРОСТУЮ платформу, понимаете?
Многочисленные косяки и проблемы СиЛонча заключались совсем не в сложности платформы.

pkl


Цитата: Евгений Б. от 27.06.2023 16:39:13
Цитата: pkl от 26.06.2023 22:10:21Это уже опять Си Лонч получается. Я бы хотел МАКСИМАЛЬНО ПРОСТУЮ платформу, понимаете?
Многочисленные косяки и проблемы СиЛонча заключались совсем не в сложности платформы.
Проблема Си Лонча в том, что им так и не удалось выйти на необходимый темп пусков, чтобы добиться хотя бы безубыточности.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Евгений Б.

Цитата: pkl от 26.06.2023 22:08:49преимущество морских платформ как раз в том и заключается, что запускать с них можно с любой акватории, по любому азимуту. Да и размеры ракет могут быть очень разными.
Абсолютно верно.
А кроме этого неограниченные габариты РН и ПН.
И всё это актуальнее всего именно для России - у всех остальных решается гораздо проще.