Морские космодромы. Общая сборная тема. Старт ракет с\из воды

Автор azvoz, 25.05.2023 09:51:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

pkl


Цитата: Евгений Б. от 27.06.2023 16:43:23
Цитата: pkl от 26.06.2023 22:08:49преимущество морских платформ как раз в том и заключается, что запускать с них можно с любой акватории, по любому азимуту. Да и размеры ракет могут быть очень разными.
Абсолютно верно.
А кроме этого неограниченные габариты РН и ПН.
И всё это актуальнее всего именно для России - у всех остальных решается гораздо проще.
В том то и дело! Все остальные, из крупных /США, Китай, Франция, Япония/ разместили свои основные космодромы на морском побережье. У нас такой возможности нет, потому плавучая платформа - и можно запускать хоть супертяжи из Чёрного моря!  :)
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Евгений Б.

Цитата: pkl от 27.06.2023 16:54:59
Цитата: Евгений Б. от 27.06.2023 16:43:23
Цитата: pkl от 26.06.2023 22:08:49преимущество морских платформ как раз в том и заключается, что запускать с них можно с любой акватории, по любому азимуту. Да и размеры ракет могут быть очень разными.
Абсолютно верно.
А кроме этого неограниченные габариты РН и ПН.
И всё это актуальнее всего именно для России - у всех остальных решается гораздо проще.
В том то и дело! Все остальные, из крупных /США, Китай, Франция, Япония/ разместили свои основные космодромы на морском побережье. У нас такой возможности нет, потому плавучая платформа - и можно запускать хоть супертяжи из Чёрного моря!  :)

Ну из Черного Моря как раз запускать и не надо - полно более удобных морей и океанов.
Вот загрузиться и выплыть оттуда можно, если найдутся доводы в пользу этого.

pkl

Это уже другой вопрос. Я просто как пример привёл, откуда можно запускать. И куда сажать тоже:

:D
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

ядерная лапка

Цитата: Евгений Б. от 27.06.2023 17:01:01Ну из Черного Моря как раз запускать и не надо - полно более удобных морей и океанов.
А чего?Из черного пускать в каспийское (или в степи калмыкии) ронять ступени.Еще в каспии платформу можно для посадки первой ступени.
Вы не можете просматривать это вложение.
или из крыма

mik73

#104
Цитата: pkl от 27.06.2023 16:34:11Да я уже понял и отказался от этой идеи.
Т.е. от идеи перевозить заправленный носитель в вертикальном положении, как я понимаю. Ну и хорошо.

Цитата: pkl от 27.06.2023 16:34:11Так, вижу, по ссылке Вы не ходили. Хорошо. Давайте сравним. Вот это Thunder Horse PDQ:
Сравнить что с чем? Корабли класса Mighty Servant и им подобные могут перетащить целую буровую платформу. Но городить из такого монстра плавучий старт - это "максимально простая и дешёвая платформа"?  Дешевле полноценный наземный космодром построить со всей инфраструктурой (и не один). При этом на таком масштабе уже совершенно всё равно - возить ракету заправленной или нет (очевидно, не заправленной проще и безопаснее), поднимать перед стартом или возить вертикально (очевидно, проще поднимать, если возить вертикально - то развалится).

Разумной базой для плавучего старта сколько-то тяжёлых носителей могут быть самоходные буровые платформы (как тот же Одиссей), а там всё много скромнее (хотя тоже не дёшево и не просто). И в рабочем положении основная часть этой платформы - под водой (заякоренная или просто притопленная), а то не устоит ( двигаться в таком положении она, естественно, не может).


Цитата: pkl от 27.06.2023 16:34:111. Неудачная география страны. Допустим, нет подходящих территорий для размещения космодрома или они слишком неудобные по совокупности характеристик, чтобы можно было запускать РН дёшево и безопасно.

2. Использование крупногабаритных ракет-носителей, которые невозможно запускать с сухопутного космодрома из-за его неудачного расположения /допустим, внутри континента вдали от крупных рек/.
3. Использование опасных технологий, двигателей либо компонентов топлива, типа ЯРД и фтора на первых ступенях.
3. - это экзотика и заливать мировой океан плавиковой кислотой нынче экологи не дадут.
2. - а может проще построить сборочное производство носителей там же, где космодром (назад в будущее к Н-1)? В любом случае плавучий старт что-то даст тут только в случае, если  производство носителей связано водным путём, который позволяет перевезти носитель в сборе (если не развалится) или отдельные его ступени (а где собирать? МИК всяко строить, хоть на побережье), с той акваторией, где базируется плавучий старт.  Или канал рыть придётся (а может тогда сразу на наземный космодром)?.
1. Ну вот, собственно, какие у нас конкретно могут быть варианты "неудачной географии"? Как я вижу, ровно два с половиной. А именно:
  • Невозможно организовать приемлемые районы падения вообще (вариант той же Италии - из-за которого сделали Сан-Марко). Но проще оказалось решить эту проблему европейским космодромом в Куру.
  • Невозможно организовать приемлемые районы падения на некоторые азимуты. Можно сэкономить на ракете, пуская с моря, можно сэкономить на барже, пуская со стационарных космодромов и взяв разгонный блок (ступень с многократным включением) и лишнего топлива на орбитальный манёвр. Что проще - зависит от многих факторов. Судя по всему ровно для этого (или для отработки этого) китайцы иногда пускают лёгкие носители, которые и так могут немного,  с баржи. Дёшево, сердито, но ни для чего другого не подойдёт. Кстати, Израиль водрузить свой Шавит на баржу почему-то не догадался (наверное, связанные с этим проблемы оказались существеннее, чем потери ПН из-за идиотского азимута пуска).
  • Ну и еще половинка к предыдущему - то, для чего придумали SeaLaunch. Т.е. попробовать удешевить пуск на "дорогие" наклонения, требующие слишком больших затрат на выведение из неудачной широты космодрома (на ГСО - куда откуда не плюнь, а любая широта неудачная, кроме Алькантры да Куру... просто одни более, друие менее). Но этот паровоз не взлетел и повторять эту идею путем удешевления за счёт технологий (конструкции старта) желающих что-то не видно.
Ну собственно и вот... Реальных задач что-то не видно (особенно для России), кроме как разве что для китайского варианта - дешёвой простой мелкой твердотопливной ракеты с баржи на какой-нибудь нетипичный для земных космодромов азимут. Нет. варианты типа SeaDragon право на существование имеют (только как их собирать), но  пока изделия такого размера, который кроме как с воды запускать неоткуда - это фантастика.
Цитата: pkl от 27.06.2023 16:34:11Тема посвящена морским космодромам вообще.

Тема-то вообще, а вот плавучие старты для сверхлёгких твердотопливных, лёгких жидкостных, средних, тяжёлых и сверхтяжелых - это очень разные частности. Которые "в одну телегу впрячь не можно".
Цитата: pkl от 27.06.2023 16:54:59США, Китай, Франция, Япония/ разместили свои основные космодромы на морском побережье. У нас такой возможности нет
И где тут побережье? Цзюцюань (самый крупный космодром Китая), Тайюань (1500м над уровнем моря), Сичан. И только Вэньчан на острове.

Sembler

Цитата: ядерная лапка от 27.06.2023 18:12:25
ЦитироватьНу из Черного Моря как раз запускать и не надо - полно более удобных морей и океанов.
А чего? Из черного пускать в каспийское (или в степи Калмыкии) ронять ступени.
Рискованный Вы человек - в людном месте фейерверк устраивать. Небольшое отклонение - и под огнем областные центры. В случае аварии можно на черноморских курортах побывать.

pkl


Цитата: ядерная лапка от 27.06.2023 18:12:25
Цитата: Евгений Б. от 27.06.2023 17:01:01Ну из Черного Моря как раз запускать и не надо - полно более удобных морей и океанов.
А чего?Из черного пускать в каспийское (или в степи калмыкии) ронять ступени.Еще в каспии платформу можно для посадки первой ступени.
Вы не можете просматривать это вложение.
или из крыма
А если попробовать поискать место старта западнее Крыма? Трасса будет проходить мимо больших городов 
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: mik73 от 27.06.2023 18:33:12
Цитата: pkl от 27.06.2023 16:34:11Да я уже понял и отказался от этой идеи.
Т.е. от идеи перевозить заправленный носитель в вертикальном положении, как я понимаю. Ну и хорошо.
Нет, от идеи переводить заправленную ракету из горизонтального положения в вертикальное. Читайте внимательнее, речь шла только об этом.

Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитата: mik73 от 27.06.2023 18:33:12
Цитата: pkl от 27.06.2023 16:34:11Так, вижу, по ссылке Вы не ходили. Хорошо. Давайте сравним. Вот это Thunder Horse PDQ:
Сравнить что с чем? Корабли класса Mighty Servant и им подобные могут перетащить целую буровую платформу. Но городить из такого монстра плавучий старт - это "максимально простая и дешёвая платформа"?  Дешевле полноценный наземный космодром построить со всей инфраструктурой (и не один).

Вы уверены? Я не смог найти стоимость постройки Марлинов, но нашёл стоимость постройки вот этого монстра:

Это Pioneering Spirit специализированное судно для прокладки трубопроводов и монтажа нефтедобывающих платформ и т.п. оборудования:



Водоизмещение чудовища - 450 - 900 тыс. т. Стоимость постройки соответствующая от 2,4 до 3 млрд $. Видимо, разница в зависимости от оборудования, его потом достраивали и дооснащали. Много это или мало? Давайте сравним с нашим Восточным, т.к. это едва ли не единственный пример космодрома который построен с нуля:
ЦитироватьПо консервативной оценке РБК, планируемые расходы на создание космического ракетного комплекса для ракеты среднего класса «Союз-2» даже без учета стоимости жилья, дорог, систем энергоснабжения и прочей обеспечивающей инфраструктуры составляют 94,4 млрд руб., или $1,89 млрд по курсу 50 руб. за доллар. С учетом инфраструктуры стоимость комплекса составляет более 160 млрд руб. ($3,2 млрд). Создание второй очереди космодрома начнется в 2016 году и предполагает строительство пускового комплекса для ракеты-носителя «Ангара» и инфраструктуры для пилотируемых полетов. Всего же на строительство космодрома Восточный планируется выделить, по разным оценкам, от 300 млрд до 500 млрд руб. ($6–10 млрд)

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/photoreport/06/07/2015/558abe599a7947118d90f011
При этом с Восточного до сих пор нельзя осуществлять пилотируемые пуски и пуски тяжёлых и сверхтяжёлых носителей. Т.е. его возможности весьма и весьма ограничены. С другой стороны, Pioneering Spirit, - это уникальное судно с экстремальными характеристиками /оттуда и цена/. Нам такое не надо, можно и попроще - я думаю, ещё очень долго вес российских РН не превысит 1000 т. Сгодится какая-нибудь баржа или переделанная нефтедобывающая платформа.
ЦитироватьПри этом на таком масштабе уже совершенно всё равно - возить ракету заправленной или нет (очевидно, не заправленной проще и безопаснее), поднимать перед стартом или возить вертикально (очевидно, проще поднимать, если возить вертикально - то развалится).

Возить ракету заправленной стоит потому, что можно сэкономить на заправочном оборудовании на самой платформе - платформа получается проще и дешевле. Ущерб в случае возможной аварии ракеты - меньше, его проще и быстрее исправить.
Цитировать3. - это экзотика и заливать мировой океан плавиковой кислотой нынче экологи не дадут.
Но создание ракет и космических аппаратов с ЯРД вполне можно ожидать.
Цитировать2. - а может проще построить сборочное производство носителей там же, где космодром (назад в будущее к Н-1)?

Видимо, не проще, ибо так никто не делает. Все ракеты изготавливаются в одном месте, порой на другом континенте, а потом доставляются на космодром. Подозреваю, причина - в безопасности, никому неохота, что в случае падения ракеты после старта ещё и завод заденет. Ну и нам, конечно, после озвученных затрат на Восточный не стоит даже мечтать, что дадут деньги ещё и на ракетный завод на космодроме.
ЦитироватьВ любом случае плавучий старт что-то даст тут только в случае, если  производство носителей связано водным путём, который позволяет перевезти носитель в сборе (если не развалится) или отдельные его ступени (а где собирать? МИК всяко строить, хоть на побережье), с той акваторией, где базируется плавучий старт.  Или канал рыть придётся (а может тогда сразу на наземный космодром)?.
В нашем случае, если космодром базируется, допустим, в Чёрном море, ракеты можно собирать целиком в Самаре, потом переправлять во Волге и Дону, допустим, в Таганрог. Там перегружать на платформу.
Цитировать1. Ну вот, собственно, какие у нас конкретно могут быть варианты "неудачной географии"? Как я вижу, ровно два с половиной. А именно:
  • Невозможно организовать приемлемые районы падения вообще (вариант той же Италии - из-за которого сделали Сан-Марко). Но проще оказалось решить эту проблему европейским космодромом в Куру.
  • Невозможно организовать приемлемые районы падения на некоторые азимуты.

В нашем случае имеет место быть оба варианта: допустим, если запускать ПКК Союз с Восточного, то в случае аварии космонавты приземляются в Охотском море. Если запускать с Плесецка - невозможно попасть на МКС.
Цитировать
  • Кстати, Израиль водрузить свой Шавит на баржу почему-то не догадался (наверное, связанные с этим проблемы оказались существеннее, чем потери ПН из-за идиотского азимута пуска).

Отнюдь, они обсуждали такой вариант, но денег не хватило. В конце концов стали запускать на носителях других стран. Вы считаете такое решение приемлемым для нас?
Цитировать
  • Ну и еще половинка к предыдущему - то, для чего придумали SeaLaunch. Т.е. попробовать удешевить пуск на "дорогие" наклонения, требующие слишком больших затрат на выведение из неудачной широты космодрома (на ГСО - куда откуда не плюнь, а любая широта неудачная, кроме Алькантры да Куру... просто одни более, друие менее). Но этот паровоз не взлетел и повторять эту идею путем удешевления за счёт технологий (конструкции старта) желающих что-то не видно.
И к этому тоже можно вернуться. Другое дело, что сейчас запуски на ГСО уже не так востребованы, как тогда, когда Морской старт задумали.
Цитировать
Цитата: pkl от 27.06.2023 16:34:11Тема посвящена морским космодромам вообще.

Тема-то вообще, а вот плавучие старты для сверхлёгких твердотопливных, лёгких жидкостных, средних, тяжёлых и сверхтяжелых - это очень разные частности. Которые "в одну телегу впрячь не можно".

В том то и дело, что морские космодромы могут быть разные, в отличие от сухопутных, которые ограничены определёнными азимутами, широтой запуска и, в ряде случаев, габаритными ограничениями, из-за которых большую ракету просто невозможно доставить на космодром.
Цитировать
Цитата: pkl от 27.06.2023 16:54:59США, Китай, Франция, Япония/ разместили свои основные космодромы на морском побережье. У нас такой возможности нет
И где тут побережье? Цзюцюань (самый крупный космодром Китая), Тайюань (1500м над уровнем моря), Сичан. И только Вэньчан на острове.
У США все космодромы - Канаверал, Ванденберг, Уоллопс и Кодьяк - на побережье. Куру - на побережье. Танегасима и Утиноура тоже. У Индии, кстати, Шрихарикота на побережье. Даже у Израиля. Что до Китая, то, как я уже сказал, Вэньчан будет основным в перспективе.

Вообще, если посмотреть на карту, то большинство космодромов, испытательных полигонов и точек запуска находятся или на побережье, или недалеко от него:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Дем

Цитата: pkl от 23.06.2023 22:54:41Чтобы сэкономить на космодромах и полях падения, разве не очевидно?
Чтобы не было полей падения - нужно просто сажать ступень. Особо продвинутые ;)  собираются сажать прямо на стартовый стол.
Цитата: Владимир Шпирько от 24.06.2023 14:36:03Да давно не поворачивают
Разве? Вот майский запуск Прогресса - явно же слегка повёрнута
https://newtimes.kz/storage/news/May2023/lODY9RsxJCEE1dNtLJ7W.jpeg
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

pkl


Цитата: Дем от 29.06.2023 00:29:08
Цитата: pkl от 23.06.2023 22:54:41Чтобы сэкономить на космодромах и полях падения, разве не очевидно?
Чтобы не было полей падения - нужно просто сажать ступень. Особо продвинутые ;)  собираются сажать прямо на стартовый стол.

Так это нужна на ракете система посадки. И запас топлива. Особенно если сажать обратно на стартовый стол. Одним словом, теперь уже ракета получается сложной и дорогой.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Дем

Цитата: pkl от 29.06.2023 00:44:40Так это нужна на ракете система посадки. И запас топлива. Особенно если сажать обратно на стартовый стол. Одним словом, теперь уже ракета получается сложной и дорогой.
Не вижу в бустере старшипа ничего сложного. Обычная бочка с движками.
Даже система управления лучше не нужна, только программу побольше.

Кстати, один энтузист в одиночку систему посадки ракеты сделал, в режиме хобби
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

mik73

Цитата: pkl от 28.06.2023 01:35:38Нет, от идеи переводить заправленную ракету из горизонтального положения в вертикальное. Читайте внимательнее, речь шла только об этом.
Кхм... Поднимать заправленную ракету - это уж совсем дикость. Те же Р-29 вы приводили как пример ракеты, которую транспортируют заправленной в вертикальном положении (а отнюдь не поднимают), а вам долго объясняли что именно по этой причине носитель из неё получается очень... так себе. Из-за избыточного веса конструкции, который требуется для обеспечения прочности, необходимой для транспортировки в этом самом положении. Причём она еще и в ракетном отсеке ПЛ укрыта. А если поставить ракету на палубу стоймя, да в таком виде транспортировать заправленной... то к месту запуска она дойдёт в таком виде, что уже никуда не улетит (и хорошо если по дороге никого не убьёт). Примерно так. И чем больше носитель (какие уж там "супертяжи"), тем прочнее (тяжелее) конструкция понадобится и меньше на ПН останется. По сравнению с "вывезли-подняли-заправили-полетели".

mik73

#113
Цитата: pkl от 28.06.2023 22:54:34Стоимость постройки соответствующая от 2,4 до 3 млрд $.

Цитата: pkl от 28.06.2023 22:54:34С учетом инфраструктуры стоимость комплекса составляет более 160 млрд руб. ($3,2 млрд).
Итого величины соверенно близкие, причём это "с учётом инфраструктуры", которую все рано строить на берегу дополнительно к кораблю, даже в том фантастическом случае, если корабль уходит с готовой к старту заправленной ракетой  (сборка носителя, установка, заправка, емкости для топлива). Причем это только для одного типа ракет. Даже если стартовое оборудование универсальное для разных классов ракет (единственный пример - "Ангара"), то строительство комплекса под неё - опять такие же  деньги. Или будем суперкорабль несколькими стартовыми комплексами оборудовать? Тогда, глядишь и Марлина или Могучего слуги маловато будет, да и цена морского старта соответственно вырастет.

Цитата: pkl от 28.06.2023 22:54:34Сгодится какая-нибудь баржа или переделанная нефтедобывающая платформа.

Ходим по кругу. Вот тот самый Odyssey - переделанная нефтедобывающая платформа. Причём не из последних. В ходовом положении водоизмещение 27 тыс тонн, но при этом никакую ракету оно никуда не везёт - только саму себя. В стартовом - 50 тыс. тонн, при этом платформа притапливается на 20 с лишним метров, заливая балласт в свои понтоны, и только после этого становится можно поднимать и заправлять ракету.

Цитата: pkl от 28.06.2023 22:54:34Возить ракету заправленной стоит потому, что можно сэкономить на заправочном оборудовании на самой платформе - платформа получается проще и дешевле. Ущерб в случае возможной аварии ракеты - меньше, его проще и быстрее исправить.

Я не зря упоминал слово "остойчивость", которая должна быть как минимум положительной - т.е. центр тяжести всей системы должен быть ниже метацентра - точки приложения равнодействующей всех гидродинамических сил (попросту - сил, которые держат судно надо водой и раскачивают его на ходу). Собственно как раз поэтому у всех этих монстров, у которых много веса и высоты на палубе стоит, осадка под 30 метров, да еще залитая балластом. А у типичной буровой платформы в транспортном положении - есть высоченная она сама (которая в рабочем притапливается), да небольшая и не тяжёлая (сравнительно с заправленной ракетой)  буровая вышка над палубой. А поставить на неё в транспортном положении заправленную ракету высотой 60 метров и массой 500 тонн - так эта штука, глядишь и опрокинется при волне и ветре.

Цитата: pkl от 28.06.2023 22:54:34В нашем случае, если космодром базируется, допустим, в Чёрном море,
И что он в Черном море будет делать? Куда оттуда можно что-нибудь запустить? А выйти из Черного моря у него в таком состоянии не получится - транспортный габарит по мостами через проливы - 64 метра, минимальная глубина фарватера в проливах - 27 метров. Через это вертикально стоящую заправленную ракету не не увезти (если это вообще через проливы с их интенсивным движением а плотной населенкой по берегам пропустят -  хотя бы из соображений "а вдруг не дай бог что").
Так что только в океанских портах - или на Севере, или Дальнем Востоке. А туда опять же еще и довезти надо.

Старый

Цитата: mik73 от 29.06.2023 15:06:08Из-за избыточного веса конструкции, который требуется для обеспечения прочности, необходимой для транспортировки в этом самом положении.
Любая РН находится на стартовом столе в вертикальном положении полностью заправленной и на это рассчитана. Никаких дополнительных затрат массы на это не требуется. Более того, РН рассчитана на восприятие тяги двигателя которая существенно больше чем масса заправленной ракеты. А также на восприятие поперечных возмущений и рулевых усилий.

Жидкостные ракеты не перевозят заправленными чисто потому что перевозить незаправленную ракету банально легче. Ну и требования безопасности - устраивать заправку гдето отдельно от стартового комплекса это вероятность устроить взрыв в двух разных местах.
  Р-29 - ракета с одним из самых высоких в мире массовым совершенством. Какая у неё масса ПН выводимой на ЛЕО - неизвестно но если она мала то явно не из-за высокой массы конструкции.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

vlad7308

Я забыл - а чем не угодил космодром на берегу в районе Находки?
это оценочное суждение

mik73

Цитата: pkl от 28.06.2023 22:54:34В нашем случае имеет место быть оба варианта: допустим, если запускать ПКК Союз с Восточного, то в случае аварии космонавты приземляются в Охотском море. Если запускать с Плесецка - невозможно попасть на МКС.
А если запускать из океанской акватории, из который возможен пуск на любые азимуты (и это, очевидно, не Чёрное море)  то где они приземляются?
И это сображение, судя по всему, при выборе места для того восточного, с которого когда-нибудь планируются пилотируемые пуски, определяющим не было?

Цитата: pkl от 28.06.2023 22:54:34Отнюдь, они обсуждали такой вариант, но денег не хватило. В конце концов стали запускать на носителях других стран. Вы считаете такое решение приемлемым для нас?
Вот, ключевое слово - "денег не хватило". И это для Шавита, который совсем маленький и твёрдотопливный (то есть существенно проще в транспортировке и пуске). Та же СZ-11, которую китайцы пускают с баржи - больше. Откуда видно, что даже для лёгких твёрдотопливных носителей это не так уж дешёво и сердито (а это самый простой случай  и для "транспортных ограничений" не актуальный).

И при этом от запусков на Шавите своих Офеков, которые не хотят доверять носителям других стран, Израиль отнюдь не отказался. Вот не так давно очередной полетел. При всех недостатках запуска по единственно возможному азимуту на ретроградную орбиту.

Цитата: pkl от 28.06.2023 22:54:34В том то и дело, что морские космодромы могут быть разные, в отличие от сухопутных, которые ограничены определёнными азимутами, широтой запуска и, в ряде случаев, габаритными ограничениями, из-за которых большую ракету просто невозможно доставить на космодром.
При этом на сухопотном космодроме можно иметь несколько стационарных стартов для разных типов носителей с использованием общей инфраструктуры и при необходимости ту инфраструктуру перестраивать/изменять. Сделать один морской космодром под разные типы носителей - наверное, можно, но смысл городить громадное судно для запуска супертяжей, а потом пускать с него маленькие фитюльки, которые с баржи улететь могут?

mik73

Цитата: pkl от 28.06.2023 22:54:34Но создание ракет и космических аппаратов с ЯРД вполне можно ожидать.
Можно будет думать про пора начинать готовиться. Примерно так. Загаживать Мировой океан продуктами ядерного распада  - тоже не лучшая идея.

Цитата: pkl от 28.06.2023 22:54:34Что до Китая, то, как я уже сказал, Вэньчан будет основным в перспективе.
Ну вот когда будет... Пока статистика совершенно противоположная.
Цитата: pkl от 28.06.2023 22:54:34Вообще, если посмотреть на карту, то большинство космодромов, испытательных полигонов и точек запуска находятся или на побережье
Ну так "на побережье" - это не на болтающейся в море барже. То есть весь сыр-бор   только о том, что Восточный надо было строить где-нибудь в районе Находки или Совгавани?

vlad7308

Цитата: vlad7308 от 29.06.2023 15:47:55Я забыл - а чем не угодил космодром на берегу в районе Находки?
вспомнил - пилотажка и спасение при нештатных пусках.
Смех в том, что пилотажка - реально - почти не нужна. Спасать в океане может даже проще чем в тайге (просто союз для этого не очень). Но решение принималось (якобы) исходя из этого.
это оценочное суждение

mik73

Цитата: Старый от 29.06.2023 15:37:59Какая у неё масса ПН выводимой на ЛЕО - неизвестно
" При экваториальной стартовой позиции ракета может вывести на низкую орбиту до 115 кг полезного груза ". Это про "Волну" которая есть Р-29Р приспособленная для орбитальных и суборбитальных пусков (удачных, правда, всего один суборбитальный).
Цитата: Старый от 29.06.2023 15:37:59Любая РН находится на стартовом столе в вертикальном положении полностью заправленной и на это рассчитана. Никаких дополнительных затрат массы на это не требуется.
Угу. А теперь в таком положении предлагается везти её некоторое (изрядное, не одни сутки по меньшей мере) время по морю. С непрерывно в течение этого время происходящими болтанкой и ветровыми нагрузками разной силы. Ничего не оторвётся?