Луна-25 – страдания в ожидании

Автор Павел73, 19.07.2022 11:10:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

opinion

Итак у нас была тяжёлая заряженная частица, которая убила одновременно два компьютера, спорадический метеороид, продырявивший два корабля. Теперь намечается "случайная помеха", которая "проскочила" и вывела из строя сразу два БИУС-Л. Только баба с дрелью была одна. Непорядок. У нас ещё течи на МКС есть?
There are four lights

ZOOR

Цитата: opinion от 14.09.2023 20:18:59Нормальную версию трудно придумать. Как вариант, команда была не на включение, а на обнуление. Она не прошла, поэтому начали считать с отрицательных значений.

Совместно придумаем версию-отмазку для Роскосмоса!
Влегкую.

Вот при разгонах БИНС все выдавал нормально и это нормально обрабатывалось БЦВК.
А при торможении АМС летела попой вперед, БИНС все выдавал нормально,  но это ненормально обрабатывалось БЦВК из-за ошибки в матрице перехода.
Был где-то вброс про "сбои в определенной ориентации".
Только такая версия очень больно кому-то сделает.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Брабонт

Цитата: ZOOR от 15.09.2023 08:12:38А при торможении АМС летела попой вперед, БИНС все выдавал нормально,  но это ненормально
Если птица летит попой вперёд, ветер сильный (с) Конфуций

А при выходе на орбиту ИСЛ Соната куда смотрела?

Serge V Iz

Цитата: генидей от 14.09.2023 21:58:48Если сетевые протоколы каждый раз придумывать и их каждый раз
"Сетевой протокол" там несетевой. В статьх указывают на магистральный TDMA с централизованным управлением, по ГОСТ Р 52070-2003, он же MIL-STD-1553b. Куда уж стандартнее. )

Протокол же уровнем выше, протокол производства, хранения и доставки целевой информации -- практически всегда хоть в чём-то особенный. )

ZOOR

#2644
Цитата: V.V. от 15.09.2023 08:37:45А при выходе на орбиту ИСЛ Соната куда смотрела?

А вполне возможно, что и вбок. Лунное наклонение вроде формировали?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

belov2018

Цитата: Serge V Iz от 15.09.2023 08:43:39"Сетевой протокол" там несетевой. В статьх указывают на магистральный TDMA с централизованным управлением, по ГОСТ Р 52070-2003, он же MIL-STD-1553b. Куда уж стандартнее. )
И притом он дублированный наверняка.

ZOOR

Можно наверное голосовалку открывать -- разродятся результатом вскрытия на следующей неделе или еще помозгуют в поисках стрелочника.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ОАЯ

Из прессы у меня сложилось так:

Пришло время предпосадочного маневра. За день до этого или часа за два АМС крутанулась двигателем вперед. БИУС-Л прислал данные — ускорения по нулям. Астонавигация и пр. подтвердили правильное положение АМС. «Все системы работают нормально».

Команда на вкл. Двигателя. АМС дернулась из-за насоса, движения топлива, несимметричного возгорания в КС. АМС ушла на превышение допустимого угла. Автоматическая система стала выправлять положение без вмешательства центрального процессора (CUP).  CUP запросил данные у БИУС-Л . Хотя еще не поправимого не произошло БИУС-Л честно переслал показания акселерометров и их интегрированные значения. Среди них появились забросы несимметричных ускорений и с положительными значениями.  CUP сравнил значения с табличными для данной операции. Они расходились.

Повторный запрос в БИУС-Л от  CUP. Данные немного исправились, но АМС в тонну весом не могла исправить положение за миллисекунды как работает двухпроводная шина  общения между электроникой в 1 Мбит/с. Т.е. данные пришли немного другие, но кардинально не исправились.

CUP надо срочно решать, включать резервный БИУС-Л или нет. Но резервный по запросам тоже показал такие же не нормальные ускорения. Стоило просто немного подождать и АСУ сама выправила бы положение. Но  CUP стал с максимальной скоростью посылать запросы в основной и резервный БИУС-Л для определения какой БИУС-Л оставлять как основной.

(CUP , возможно, по программе обязан был провести тест БИУС-Л — по шаговая калибровка, сравнительные значения, измерение время отклика, даже перезагрузка...)
В результате своими запросами забил память командного регистра обоих БИУС-Л. Они перестали присылать подтверждения на получение команды (квитирование). Пока ничего страшного — БИУС-Л внутри себя продолжает спокойно работать и помогать АСУ выправлять положение.

Но команды в очереди на рассылку — они никуда не делись из  CUP. И вот, когда все вроде бы начало исправляться  CUP прислал невыполненные команды — может быть, тест, может быть не актуальные команды обнулиться, или перезагрузиться... БИУС-Л выведен из контура АСУ. Остался таймер двигателя. Но его значение в 1.5 раза дольше. Авария.

Serge V Iz

1. Это система реального времени. Там даже концепции переполнения буфера нет. Конструктивно )

2. N-кратный подряд сбой взаимодействия с какой-то подсистемой - это, обычно, отказ. Отказ всего резерва -- это неработоспособность. Обычно, по такому поводу прекращают резкие телодвижения и озадачивается процедурами безопасности.. .

В общем, как-то удалось системам друг друга перехитрить...

ОАЯ

Цитата: Serge V Iz от 16.09.2023 09:54:071. Это система реального времени. Там даже концепции переполнения буфера нет. Конструктивно )
Тогда возвращаемся к вопросу, что есть квитирование по протоколу и когда оно перестает отсылаться на запросы?

ОАЯ

Цитата: Serge V Iz от 16.09.2023 09:54:072. N-кратный подряд сбой взаимодействия с какой-то подсистемой - это, обычно, отказ. Отказ всего резерва -- это неработоспособность. Обычно, по такому поводу прекращают резкие телодвижения и озадачивается процедурами безопасности.. .

Возможно скорость исправления ситуации с ускорениями и их табличными значениями обогнала принятия решения об отказе. Но в буфере на отпраку уже сидели самоубийственные команды типа перезагрузиться.

Дем

Цитата: ОАЯ от 13.09.2023 21:48:58Сразу появляется вопрос: Проходили две предыдущие коррекции движения с участием Биус-Л. В обоих блок не выдавал квитирования на поступление команды? Или блок каким-то образом понял, что сейчас или никогда и не выдал квитирование?

И посмотрим последовательность операций: Прежде, чем включить двигатель, необходимо, что бы он появился спереди, точно по оси движения. И он там появился, иначе бы его не включили. Но без рабочего Биус-Л станцию не развернуть и не зафиксировать в этом положении. Опять неувязочка с квитированием. Что же это за загадочное квитирование?
А я не уверен, что какое-то квитирование вообще есть. Ведь для обработки квитка надо обрабатывать прерывания, а это весь реалтайм накроет.
Вот вспоминаем первый запуск с Восточного - обстоятельства сложились так, что блок стал делать поворот в другую сторону, где угол больше. И движок включили когда он ещё не успел повернуться на требуемое направление...
Цитата: генидей от 14.09.2023 21:58:48Если сетевые протоколы каждый раз придумывать и их каждый раз на миллиардных проектах испытывать мне жаль нашу экономику
Для ихнего БАК протокол обмена вполне придумали, и достаточно прикольный (PREVED-MEDVED :o). А он ихние миллиарды стоит.
Цитата: генидей от 14.09.2023 22:15:43Если ПО не интегрирует в нужный момент показания, это просто ошибка в ПО а не выключение датчиков.
А если ПО интегрирует нулевые показания? Нулевые потому как датчики выключены?
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

ОАЯ

По сути в стандарте обмена это и называют квитированием:
 4.3.3.5.1.7.3 Передача слова состояния. Эта команда должен заставить адресата передать слово состояния, связанное с последней пришедшей командой... и содержит следующую информацию:
а. Адрес передающего терминала
б. Бит ошибки сообщения
в. Инструментальный бит
д. Бит запроса на обслуживание
е. Бит приема широковещательной команды
ф. Занят бит
9. Бит флага подсистемы.
 Бит флага терминала

кроме того
4.3.3.5.1.7.4 Запустить самотестирование. Эта команда должна использоваться для запуска самотестирования ...

ОАЯ

#2653
Для обслуживания шины обычно используют отдельные контроллеры и прерывания для обмена устройствам не нужны. А вот для хранения принятых команд мало-мальские регистры нужны.

Еще я не до конца понял: контур управления АСУ полетный использует шину mil1553 или она только для общения о состоянии блоков, передачи программных команд, переключения на резерв и тестирования? Я считаю, что у АСУ свои межблочные связи и вычислительные мощности.

Serge V Iz

Цитата: ОАЯ от 16.09.2023 19:06:45По сути в стандарте обмена это и называют квитированием:
 4.3.3.5.1.7.3 Передача слова состояния. Эта команда должен заставить адресата передать слово состояния, связанное с последней пришедшей командой... и содержит следующую информацию:
а. Адрес передающего терминала
б. Бит ошибки сообщения
в. Инструментальный бит
д. Бит запроса на обслуживание
е. Бит приема широковещательной команды
ф. Занят бит
9. Бит флага подсистемы.
 Бит флага терминала

кроме того
4.3.3.5.1.7.4 Запустить самотестирование. Эта команда должна использоваться для запуска самотестирования ...
Чтобы не путаться.

Передача адресатом сообщения т.н. ответного слова предусмотрена для каждого сообщения, за исключением групповых, предназначенных одновременно нескольким адресатам. Автоматически, без специальных ручных мер.

Команда "передать ответное слово" предназначена как раз для таких групповых случаев: ей можно по очереди забрать с каждого адресата сформированное, но не переданное им ответное слово. Ну, или для разрешения сбоев в фазе передачи ответного слова.

Никогда не используйте эту команду для управления аппаратурой или для передачи информации из нее. Это нарушит стройную логику протокола 1553b и неизбежно приведёт к проблемам технологического характера. (Тем кто по настоящему ССЗБ -- разрешается читать вторую половину первого абзаца п. 4.4.2.3 ГОСТ Р 52070-2003, только не подсовывайте потом сделанное ЭТО ни в чем не повинным посторонним ;D )

ОАЯ

Верно, что это слово идет в ответ на каждую команду. Но если приемный стек переполнен, то ответ пока выдаваться не будет. Новую команду просто не запомнит адресат. Да и руководитель шины ее не выдаст, пока не получит предыдущее квитирование от адресата.

"Никогда не используйте эту команду для управления" - Это не значит, что передавать ее нельзя. Наоборот, каждый раз как квитирование. это верно с позиции, что всовывать в эту команду информацию о текущем состоянии адресата нельзя. Для этого необходимо передать "слово-данные"

Serge V Iz

Цитата: ОАЯ от 16.09.2023 19:31:59"Никогда не используйте эту команду для управления" - Это не значит, что передавать ее нельзя.

Передавать ее можно. А если есть основания полагать, что то автоматическое ответное слово по каким-то причинам не разобрано/потеряно почтой, то, наверное, и нужно. Да.

Но это -- единственное разумное назначение команды. Я про этот только тонкий момент.

ОАЯ

Прошло лет 40 с тех пор когда я разбирался с этим протоколом. По памяти, если шеф шины не принял ответное слово включается таймер, отсчитывается несколько (миллисекунд?) и повторяется предыдущая команда тому же адресату. Адресат то откуда знает принято его ответное слово-квитирование.

Serge V Iz

Цитата: ОАЯ от 16.09.2023 19:43:18Прошло лет 40 с тех пор когда я разбирался с этим протоколом. По памяти, если шеф шины не принял ответное слово включается таймер, отсчитывается несколько (миллисекунд?) и повторяется предыдущая команда тому же адресату. Адресат то откуда знает принято его ответное слово-квитирование.

Это решает ведущий абонент (контроллер канала), в соответствии с потребностями всей системы, в которой организуется обмен. Нужно -- повторяет. Может обойтись до следующего периодического обмена -- не повторяет. Никаких обязательных правил по этому поводу нет.

Дмитрий Инфан

А почему вообще таймер двигателя был установлен на время в полтора раза большее, чем нужно?