Луна-25 – страдания в ожидании

Автор Павел73, 19.07.2022 11:10:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

SONY

Цитата: Дмитрий Инфан от 21.09.2023 04:59:54А почему вообще таймер двигателя был установлен на время в полтора раза большее, чем нужно?
Потому, что не существует никакого "нужно" в отношении таймера.
Нужно не время работы, а delta-V. И т.к. двигатель в каждый момент времени имеет случайную непредсказуемую тягу, то и время, необходимое для достижения целевой delta-V, непредсказуемо. В норме двигатель отключается именно по достижению целевой delta-V по результатам интегрирования показаний акселерометров. Таймер - это сугубо предохранительный механизм, наподобие автоматов в щитке: вы же не спрашиваете, почему автомат в щитке стоит на более высокий ток, чем потребляют приборы в квартире?..

С. Тушин(ский)

Цитата: SONY от 21.09.2023 08:16:59
Цитата: Дмитрий Инфан от 21.09.2023 04:59:54А почему вообще таймер двигателя был установлен на время в полтора раза большее, чем нужно?
Потому, что не существует никакого "нужно" в отношении таймера.
Нужно не время работы, а delta-V. И т.к. двигатель в каждый момент времени имеет случайную непредсказуемую тягу, то и время, необходимое для достижения целевой delta-V, непредсказуемо. В норме двигатель отключается именно по достижению целевой delta-V по результатам интегрирования показаний акселерометров. Таймер - это сугубо предохранительный механизм, наподобие автоматов в щитке: вы же не спрашиваете, почему автомат в щитке стоит на более высокий ток, чем потребляют приборы в квартире?..
Насчет "случайной непредсказуемой тяги" - это, конечно, сильное утверждение. Все-таки любой РД имеет некоторую номинальную ("паспортную") тягу и возможный разброс этой тяги при его нормальной работе (несколько процентов от номинала). Поэтому "автомат в щитке" управления РД может быть установлен на время необходимой продолжительности работы РД с учетом меньшей, чем номинальная тяга на величину допустимого отклонения.
Скажем, при допустимом разбросе тяги 10% от номинала и номинальном времени работы РД для получения заданного импульса тяги 84 секунды таймер может быть установлен на 93 сек (это, конечно, упрощенная оценка, но порядок величин примерно такой). 
Для многодвигательной установки таймер может быть установлен на время работы РД с учетом отказа одного (или даже нескольких) двигателей.
Образно говоря, использование таймера для выключения РД - это "план Б". К сожалению, именно для маневра перехода Луны-25 на орбиту 100*18 успешная реализация плана Б позволила не допустить избыточного расхода топлива, что позволило достичь Луны с достаточным запасом компонентов топлива для посадки. 

Serge V Iz

А какой параметр у этого двигателя в случае пониженного режима работы и одновременно отказа РР в крайнем положении дросселирования?

Дмитрий Инфан

Цитата: SONY от 21.09.2023 08:16:59Потому, что не существует никакого "нужно" в отношении таймера.
Нужно не время работы, а delta-V. И т.к. двигатель в каждый момент времени имеет случайную непредсказуемую тягу, то и время, необходимое для достижения целевой delta-V, непредсказуемо. В норме двигатель отключается именно по достижению целевой delta-V по результатам интегрирования показаний акселерометров. Таймер - это сугубо предохранительный механизм, наподобие автоматов в щитке: вы же не спрашиваете, почему автомат в щитке стоит на более высокий ток, чем потребляют приборы в квартире?..
В время перелёта от двигателя требуется две, прямо противоположные вещи - любой ценой избежать недобора delta-V до выхода на окололунную орбиту (иначе станция пролетит мимо) и любой ценой избежать перебора  delta-V после того, как станция окажется на орбите Луны (иначе она грохнется). Соответственно таймер нужно выставлять с некоторым превышением только перед выходом на окололунную орбиту. А после него - строго по расчётному времени работы двигателя. Потому что даже если двигатель недодаст тяги и, соответственно, нужной  delta-V не наберёт и выключится по таймеру, станция всё равно сотанется на орбите и её дальнейший полёт можно будет как-нибудь откорректировать (хотя бы в теории). 

Serge V Iz

Нет примитивного закона, связывающего длительность работы двигателя с выработанным импульсом.

В утрированном виде, чтобы продемонстрировать: представьте себе, что двигатель 100 секунд давал одно и то же ускорение, затем отключился. А аппарат ровно за эти же 100 секунд сделал ровно один оборот вокруг оси, перпендикулярной направлению тяги двигателя. Выработанный суммарный импульс равен нулю.

Величина таких уставок выбирается из соображений наибольшего потребного времени при каких-то крайних значениях каких-то параметров.

ZOOR

Цитата: Serge V Iz от 22.09.2023 12:20:39Величина таких уставок выбирается из соображений наибольшего потребного времени при каких-то крайних значениях каких-то параметров.

Вот и непонятно, почему 146% выбрали ...
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

SONY

Цитата: Дмитрий Инфан от 22.09.2023 12:09:18Потому что даже если двигатель недодаст тяги и, соответственно, нужной  delta-V не наберёт и выключится по таймеру, станция всё равно сотанется на орбите и её дальнейший полёт можно будет как-нибудь откорректировать (хотя бы в теории).
Станция не остаться на орбите должна, а в нужный момент сесть в нужную точку. Поэтому для неё совершенно неприемлемы как недобор, так и перебор. Оставшаяся на орбите, но оказавшаяся неспособной сесть в нужную точку, станция - лишь немногим меньший провал, чем разбившаяся станция. Поэтому она работает чётко по интеграции delta-V, а таймер чисто так, на всякий случай, по сути "по инерции" оставили. Его могло бы и не быть вовсе.

opinion

Цитата: ZOOR от 22.09.2023 13:42:45
Цитата: Serge V Iz от 22.09.2023 12:20:39Величина таких уставок выбирается из соображений наибольшего потребного времени при каких-то крайних значениях каких-то параметров.

Вот и непонятно, почему 146% выбрали ...
А вы уверены, что 146% это слишком много? Судя по описанию терминального алгоритма наведения, при неработающих акселерометрах там должен был получиться перебор не только со временем работы, но и с тягой.
There are four lights

ZOOR

Цитата: opinion от 22.09.2023 14:52:47А вы уверены, что 146% это слишком много? Судя по описанию терминального алгоритма наведения, при неработающих акселерометрах там должен был получиться перебор не только со временем работы, но и с тягой.
Вот именно. Перебор с временем работы и тягой загонял периселений еще глубже.
Я уверен, что аварийная уставка предназначена для предотвращения аварии.
Тут этого не наблюдается.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Serge V Iz

Цитата: ZOOR от 22.09.2023 15:36:32
Цитата: opinion от 22.09.2023 14:52:47А вы уверены, что 146% это слишком много? Судя по описанию терминального алгоритма наведения, при неработающих акселерометрах там должен был получиться перебор не только со временем работы, но и с тягой.
Вот именно. Перебор с временем работы и тягой загонял периселений еще глубже.
Я уверен, что аварийная уставка предназначена для предотвращения аварии.
Тут этого не наблюдается.
Предлагаю заменить автоматы в щитке на 10-амперные и пожить так. Недельку. )

ZOOR

Цитата: Serge V Iz от 22.09.2023 16:50:21Предлагаю заменить автоматы в щитке на 10-амперные и пожить так. Недельку. )

Плохая аналогия. Тут выбросов тока нет и счетчик калиброван получше.
Разброс только в тяге ДУ и массе АМС. Которые известны с гораздо лучшей точностью.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Serge V Iz

Цитата: ZOOR от 22.09.2023 17:26:11
Цитата: Serge V Iz от 22.09.2023 16:50:21Предлагаю заменить автоматы в щитке на 10-амперные и пожить так. Недельку. )

Плохая аналогия. Тут выбросов тока нет и счетчик калиброван получше.
Разброс только в тяге ДУ и массе АМС. Которые известны с гораздо лучшей точностью.
Аналогия не виновата и не плохая. Просто нужно сравнивать оцененные вероятности
а) ложного срабатывания защиты и
б) безотказной работы.

Дмитрий Инфан

Цитата: SONY от 22.09.2023 14:29:06Станция не остаться на орбите должна, а в нужный момент сесть в нужную точку.
По крайней мере, был бы шанс провести одну-две дополнительные коррекции и сесть куда нужно. А так - без шансов.

SONY

Цитата: Дмитрий Инфан от 23.09.2023 06:20:25По крайней мере, был бы шанс провести одну-две дополнительные коррекции и сесть куда нужно. А так - без шансов.
Нет, не было. Либо ты садишься сейчас, либо кранты: нужная точна уйдёт из под орбиты.

opinion

Цитата: SONY от 23.09.2023 08:00:17
Цитата: Дмитрий Инфан от 23.09.2023 06:20:25По крайней мере, был бы шанс провести одну-две дополнительные коррекции и сесть куда нужно. А так - без шансов.
Нет, не было. Либо ты садишься сейчас, либо кранты: нужная точна уйдёт из под орбиты.
Есть резервные точки.
There are four lights

SONY

Цитата: opinion от 23.09.2023 08:57:36Есть резервные точки.
Резервная предполагает успешный выход на орбиту 18x100, но отмену попытки сесть на основную точку. Если нет выхода на нужную орбиту, то и на резервную точку не попадёшь.

ZOOR

Цитата: SONY от 23.09.2023 18:33:19
Цитата: opinion от 23.09.2023 08:57:36Есть резервные точки.
Резервная предполагает успешный выход на орбиту 18x100, но отмену попытки сесть на основную точку. Если нет выхода на нужную орбиту, то и на резервную точку не попадёшь.
Всегда должен быть "План Б"
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Serge V Iz

Само по себе наличие в схеме орбиты 100х18 с очевидностью означает, что об этом всём думали. Ясно же, что энергетика позволяет прямо с опорной ОИСЛ, да даже и с немного эксцентричного её варианта.

А сколько думали и туда ли думали -- не зная всех ограничений, можно много вариантов предложить. )

Брабонт

Цитата: SONY от 23.09.2023 18:33:19
Цитата: opinion от 23.09.2023 08:57:36Есть резервные точки.
Резервная предполагает успешный выход на орбиту 18x100, но отмену попытки сесть на основную точку. Если нет выхода на нужную орбиту, то и на резервную точку не попадёшь.
Именно так.
Пропитый день обмену и возврату не подлежит

opinion

Цитата: V.V. от 24.09.2023 10:03:19
Цитата: SONY от 23.09.2023 18:33:19
Цитата: opinion от 23.09.2023 08:57:36Есть резервные точки.
Резервная предполагает успешный выход на орбиту 18x100, но отмену попытки сесть на основную точку. Если нет выхода на нужную орбиту, то и на резервную точку не попадёшь.
Именно так.
Нельзя отложить переход с орбиты 100х100 на орбиту 18х100?!
There are four lights