Трагедия "Союза-11"

Автор Шамс, 21.05.2022 16:03:09

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Вернер П.

Цитата: Старый от 13.04.2025 14:25:38
Цитата: Вернер П. от 13.04.2025 13:07:46Не удивлюсь, если после Союза-11 автоматическое срабатывание клапанов вообще отменили
Не отменили. Был ещё как минимум один инцидент.
 Не очень давно у одного Союза (с южной корейской?) Не отделился ПАО. СА вошёл в атмосферу люком вперёд и успел изрядно обгореть пока ПАО не отвалился. Когда при спуске клапаны открылись то внутрь СА повалил дым (или просто воздух?) от обгоревшей текстолитовой теплоизоляции с характерным запахом горящей электроники. Дым валил из-под пульта. Экипаж решил что горит пульт и обесточил СА. 
Сомневаюсь, что клапана штатно открываются на скорости и высоте когда еще горит теплоизоляция.
А то что они просто прогорели исключено?

Вернер П.

Цитата: Старый от 13.04.2025 14:11:18
Цитата: Вернер П. от 13.04.2025 12:21:12Возвращаясь к Союзу-11, до конца непонятно, в какой же момент и по команде какого датчика, эти клапана должны были сработать в штатной ситуации?
Вроде бы от барометрического. Второй клапан сработал штатно на штатной высоте.
Если датчик барометрический, то весьма интересно место расположения штуцера/приемника внешнего давления для барометрического датчика

Шамс

Клапаны дорабатывались. Ресурс был увеличен до 90 суток.
Из записей Чертока (в РГАНТД): клапаны были сняты с корабля 7К-ОК №19, и после доработки установлены на 7К-Т №32 (Союз-11).
В РГАНТД хранится ТЗ на доработку клапана. Этот документ я показывал в фильме.


Шамс

В документе говорится, что клапан устанавливается в гнездо крышки люка-лаза.
Кто-нибудь может найти фото ранних Союзов, чтобы было видно выходное отверстие клапана?
Получается, что оно находится не на шпангоуте, а на крышке?

Nicolas Pillet

Цитата: Шамс от 13.04.2025 20:22:57Этот документ я показывал в фильме.


В каком фильме?


Старый

Цитата: Вернер П. от 13.04.2025 18:18:19Ты хорошо понял на каких вводных и по какому принципу работала группа?
И что выводом группы было следствие (разрушенный вентилятор) а не причина?
Ничего не понял. :( Какието китайские пионеры... :( 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: Вернер П. от 13.04.2025 20:13:17Если датчик барометрический, то весьма интересно место расположения штуцера/приемника внешнего давления для барометрического датчика
Я вот тоже думаю что если есть барометрический датчик то почему нет барометрическго высотомера который бы показывал экипажу высоту... Или он есть? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: Вернер П. от 13.04.2025 18:21:22Сомневаюсь, что клапана штатно открываются на скорости и высоте когда еще горит теплоизоляция.
К тому времени она уже перестала гореть а только дымилась и воняла. 


Цитата: Вернер П. от 13.04.2025 18:21:22А то что они просто прогорели исключено?
Исключено. 
Всё это произошло на штатной высоте когда СА уже штатно спускался под парашютом. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: Вернер П. от 13.04.2025 18:18:19Ты хорошо понял на каких вводных и по какому принципу работала группа?
И что выводом группы было следствие (разрушенный вентилятор) а не причина?
А! По состоянию вентилятора определить какой из двух клапанов был открыт? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Брабонт

Цитата: Шамс от 13.04.2025 20:38:35Получается, что оно находится не на шпангоуте, а на крышке?
Гнездо крышки (на шпангоуте) это не сама крышка.

Старый

Цитата: Старый от 11.04.2025 21:15:54То что клапан случайно подорвали на космодроме и корабль полетел с открытым клапаном - практически однозначно.
Но осталось не до конца ясно как это получилось. Есть две версии:
1. То что клапан подорвали не заметили.
2. То что клапан подорвали заметили, но замена клапана требовала возвращения корабля на завод и разборки спускаемого аппарата. И тогда чтобы не задерживать полёт клапан закрыли вручную и зафиксировали импровизированным стопором. От толчка при разделении отсеков стопор выпал и клапан открылся.
Вернувшис опять к этому вопросу сижу  думаю:
Если бы срабатывание клапана при подготовке заметили и клапан зафиксировали в закрытом положении то наверно бы
1. Космонавтов предупредили
2. Вентиль на клапане для гарантии заранее завернули бы - всё равно же клапан не откроется.
Так что наверно первый вариант.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Вернер П.

Цитата: Старый от 13.04.2025 22:17:56
Цитата: Вернер П. от 13.04.2025 18:18:19Ты хорошо понял на каких вводных и по какому принципу работала группа?
И что выводом группы было следствие (разрушенный вентилятор) а не причина?
Ничего не понял. :( Какието китайские пионеры... :(
В рамках комиссии была организована группа специалистов, которая НЕ ИМЕЛА доступа ни к телеметрии ни к самому аппарату. Их задача была обсчитывать различные нештатные ситуации, могущие привести к гибели экипажа, и как результат выдавать что при этом будет на телеметрии и главное как проявится на "железе".
Они выдали кучу возможных ситуаций, каждая начиналась со слова "если". Среди этих вариантов был и такой: Если открылся в вакууме клапан вентиляции, то помимо падения давления, которое будет видно на телеметрии, потоком воздуха будет разрушен вентилятор.

Вернер П.

Цитата: Старый от 13.04.2025 22:21:51
Цитата: Вернер П. от 13.04.2025 20:13:17Если датчик барометрический, то весьма интересно место расположения штуцера/приемника внешнего давления для барометрического датчика
Я вот тоже думаю что если есть барометрический датчик то почему нет барометрическго высотомера который бы показывал экипажу высоту... Или он есть?
Еще интересно: вряд ли этот барометрический датчик (если конечно он вообще существует) запитан весь полет, также как и система подрыва. Когда и каким образом вся эта система взводится в "боевое положение"?

Шамс

7.7. Гибель космонавтов транспортного корабля «Союз-11» . Космос – моя работа. Записки конструктора.

Спускаемый аппарат привезли на наш завод и установили в цехе № 44. Я пошел туда посмотреть, и столкнулся там с Василием Павловичем. Вместе мы осмотрели люк, обсудили несколько гипотез и решили, что надо провести эксперимент по падению давления в СА для выяснения: при какой щели люка будет такой же спад давления, какой зафиксировала телеметрия.
Однако, есть еще одно место, через которое могла стравиться атмосфера СА. Это был клапан выравнивания давления между внешним атмосферным давлением и давлением атмосферы СА, который открывается от барометрического датчика, когда СА спустится до определенной высоты. Нужно это для ликвидации внешнего давления на СА атмосферы, при котором СА может сложиться. Давление в СА в полете меньше атмосферного давления у поверхности Земли.
Испытания в барокамере показали, что при открытии клапана в вакууме, падение давления в СА точно совпадает с данными телеметрии о падении давления аварийного СА. Но почему клапан открылся при отделении бытового отсека, а не гораздо позднее, когда спускаемый аппарат уже находится в атмосфере?
Клапан выравнивания давления по конструкции является шариковым клапаном, удерживающий шток которого приводится в действие пиропатроном. Расположен он на стыке СА с бытовым отсеком (БО). Внешняя сторона кольцевого стыка имеет герметизирующую резинку. Клапан находится за этой резинкой, и пока стык закрыт, проверить его герметичность невозможно. Клапан не имел телеметрического датчика положения удерживающего штока. Так что после сборки СА с БО проверить герметичность клапана, и в каком состоянии он находится, нельзя.
Во время подготовки корабля на полигоне производится проверка «обтекания пиропатронов», которая дает сведение о их работоспособности. Обтекание производится специальным прибором, обеспечивающим испытательный ток намного меньше, чем ток срабатывания пиропатрона. Так что пиропатрон мог сработать и клапан сработать еще на земле при подготовке к полету, если прибор проверки имел повышенный ток обтекания.
Была выдвинута еще одна версия самопроизвольного открытия клапана в результате «взрывной волны» в шпангоуте от срабатывания взрывных болтов крепления СА к БО в момент разделения. Однако, экспериментального подтверждения она получила c большой натяжкой.
Точной причины разгерметизации СА определить не удалось. Поэтому, чтобы никого не посадить, был принят вариант «взрывной волны». Наука может ошибаться, за это она не подсудна.
Многих наших руководителей наказали выговорами. Остался ненаказанным только ведущий конструктор корабля Ю. П. Семенов.

Шамс

На фото внизу на торце шпангоута видно отверстие (над коленом Горбатко).
Это отверстие клапана выравнивания давления?

Шамс

Случайно попалось.
Б.А.Рабинович
БЕЗОПАСНОСТЬ КОСМОНАВТА ПРИ ПОСАДОЧНОМ УДАРЕ СПУСКАЕМОГО АППАРАТА О ГРУНТ
Москва 2014г.
41ef48c81840ce5735a3f768b31223c0.pdf


Старый

Цитата: Вернер П. от 14.04.2025 01:01:37Когда и каким образом вся эта система взводится в "боевое положение"?
Очевидно до раскрытия парашюта. Ели конечно парашюты выпускаются по признаку высоты.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: Шамс от 14.04.2025 01:43:22Точной причины разгерметизации СА определить не удалось. Поэтому, чтобы никого не посадить, был принят вариант «взрывной волны». Наука может ошибаться, за это она не подсудна.
Если этот текст соответствует действительности то окончательно ясно что никакой "неправильной сборки/установки" клапана не было. Хотя эта версия широко тиражируется. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Брабонт

Цитата: Шамс от 14.04.2025 01:43:22Клапан выравнивания давления по конструкции является шариковым клапаном, удерживающий шток которого приводится в действие пиропатроном.
Мне бы схемку, аль чертёж (с)
Если это был подпружиненный шариковый клапан, обеспечивающий натекание внешней атмосферы (с давлением, бо'льшим, чем внутри СА), как он вообще пропускал воздух наружу...
Но шариковые клапаны бывают и не подпружиненными, и в данном случае это снимало бы разницу давлений за счёт сопротивления сжатию пружины.