Космические программы объединённой Европы

Автор zandr, 13.01.2021 21:36:42

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Владимир Юрченко

Цитата: Veganin от 29.10.2024 13:16:35Лука Пармитано (справа), Александр Герст (в центре) и Саманта Кристофоретти (справа)
Не слишком ли много правых?

Veganin

Цитата: Владимир Юрченко от 29.10.2024 19:37:46Не слишком ли много правых?
Благодарю за найденную ошибку, исправил.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://europeanspaceflight.com/cnes-to-develop-medical-imaging-tech-for-crewed-moon-and-mars-missions/
ЦитироватьCNES разработает технологию медицинской визуализации для пилотируемых миссий на Луну и Марс
Автор: Эндрю Парсонсон - 31 октября 2024 г.


Автор: ESA/P. Carril

Машперевод
Французское космическое агентство CNES объявило о поиске системы медицинской визуализации, в первую очередь для диагностических целей, для поддержки работы космической станции и пилотируемых миссий на поверхность Луны и Марса.

Проект Multimodal Imaging for Space Exploration проводится в рамках инициативы CNES Spaceship FR. Представленная в 2018 году инициатива Spaceship FR направлена на разработку ключевых технологий для будущих пилотируемых миссий на Луну и Марс, уделяя особое внимание таким важным областям, как среда обитания, выработка и хранение энергии, а также использование ресурсов на месте.

Одним из самых передовых проектов, разрабатываемых в рамках инициативы Spaceship FR, является европейский скафандр для внутрикорабельной активности. Первоначальное исследование для проекта было завершено в начале 2024 года компанией Spartan Space, Институтом космической медицины и физиологии и розничным продавцом спортивных товаров Decathlon. Ранее в этом месяце CNES опубликовал призыв к разработке раннего прототипа скафандра, который будет испытан в полете на борту Международной космической станции к 2027 году.

24 октября CNES добавил проект Multimodal Imaging for Space Exploration в качестве последней инициативы под эгидой Spaceship FR. Согласно призыву, уже начались обсуждения по разработке «Medipod», модульного медицинского учреждения для будущих пилотируемых баз на Луне и Марсе. Основным компонентом Medipod станет система мультимодальной визуализации, предназначенная для диагностических целей и, возможно, для вмешательств, в зависимости от технологической осуществимости.

CNES обозначил четыре основные цели исследования, которое должно быть проведено с 2024 по 2026 год после заключения контракта. Первая цель — оценить текущее состояние медицинской визуализации и конкретные потребности для длительных исследовательских миссий. Далее в исследовании будут установлены требования к адаптации инструментов визуализации к космическим условиям. Третья цель сосредоточена на архитектурном исследовании мультимодальной системы визуализации, адаптированной для космических приложений, за которым последует заключительный этап, на котором будет намечена дорожная карта разработки системы.
[свернуть]

French space agency CNES has issued a call for a medical imaging system, primarily for diagnostic purposes, to support space station operations and crewed missions to the surfaces of the Moon and Mars.

The Multimodal Imaging for Space Exploration call is being carried out within the CNES Spaceship FR initiative. Introduced in 2018, the Spaceship FR initiative aims to develop key technologies for future crewed missions to the Moon and Mars, concentrating on essential areas like habitats, energy generation and storage, and in-situ resource utilization.

One of the most advanced projects being developed through the Spaceship FR initiative is a European intravehicular activity spacesuit. An initial study for the project was completed in early 2024 by Spartan Space, the Institute of Space Medicine and Physiology, and the sporting goods retailer Decathlon. Earlier this month, CNES published a call for the development of an early prototype of the spacesuit that will be flight-tested aboard the International Space Station by 2027.

On 24 October, CNES added the Multimodal Imaging for Space Exploration project as the latest initiative under the Spaceship FR umbrella. According to the call, discussions have already begun on developing a "Medipod," a modular medical facility for future crewed bases on the Moon and Mars. A primary component of the Medipod will be a multimodal imaging system designed for diagnostic purposes and, potentially, for interventions, depending on technological feasibility.

CNES has outlined four main objectives for the study, scheduled to run from 2024 to 2026 following the contract award. The first objective is to assess the current state of medical imaging and specific needs for long-duration exploration missions. Next, the study will establish requirements for adapting imaging tools to space environments. The third objective focuses on an architectural study of a multimodal imaging system customized for space applications, followed by a final phase that will outline a roadmap for the development of the system.

Andrew Parsonson
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://europeanspaceflight.com/esa-selects-companies-to-develop-in-orbit-fuel-storage-and-refilling-tech/
ЦитироватьESA Selects Companies to Develop in-Orbit Fuel Storage and Refilling Tech
ЕКА выбирает компании для разработки технологий хранения и заправки топлива на орбите
By Andrew Parsonson - October 29, 2024


Credit ESA


Машперевод
Европейское космическое агентство выбрало компании ArianeGroup, GMV Aerospace and Defence, MT Aerospace, SAB Aerospace и The Exploration Company для разработки возможностей хранения и заправки топлива на орбите.

Выбор пяти компаний ЕКА был объявлен 9 октября во время церемонии вручения премии Future Space Transportation Award в Париже. Выборы были сделаны в рамках второго конкурса инициативы агентства In-Space Proof-of-Concepts (InSPoC), которая управляется в рамках подготовительной программы агентства Future Launchers.

Программа InSPoC разделена на четыре этапа: сближение и стыковка на орбите (InSPoC-1), дозаправка на орбите и управление топливом (InSPoC-2), бортовая и совместная разведка (InSPoC-3), а также контейнеризация и транспортировка грузов (InSPoC-4).

В рамках конкурса InSPoC-2 были выбраны ArianeGroup, GMV Aerospace and Defence, MT Aerospace, SAB Aerospace и The Exploration Company для разработки ключевых технологий для демонстрации возможностей криогенного хранения и заправки на орбите для орбитальных топливных складов. Агентство предполагает, что эти технологии будут использоваться космическими буксирами для продления срока их эксплуатации на орбите.

Помимо объявления о выборе лауреатов InSPoC-2, ESA также объявило о наградах InSPoC-3 на церемонии 9 октября. Согласно объявлению ESA, проект InSPoC-3 направлен на преодоление трудностей, с которыми сталкиваются многоцелевые космические буксиры, включая автономную работу, обновления через космос, расширенные возможности сотрудничества и оркестровку космической логистики. В рамках объявления InSPoC-3 ESA выбрало OHB Digital Connect, GMV Aerospace, and Defence, Zaitra, Huld и Orbital Paradigm.

Компании, отобранные для проектов InSPoC-2 и InSPoC-3, теперь начнут переговоры с ЕКА для продолжения разработки своих предложений.

Помимо наград InSPoC, на церемонии 9 октября ЕКА также объявило о выборе нескольких компаний, которые сосредоточатся на разработке технологий для многоразовых ракет.
[свернуть]

The European Space Agency has selected ArianeGroup, GMV Aerospace and Defence, MT Aerospace, SAB Aerospace, and The Exploration Company to develop in-orbit fuel storage and refilling capabilities.

ESA's selection of the five companies was announced on 9 October during a Future Space Transportation Award Ceremony in Paris. The selections were made as part of the second call of the agency's In-Space Proof-of-Concepts (InSPoC) initiative, which is managed under the agency's Future Launchers Preparatory Programme.

The InSPoC programme is divided into four calls: in-orbit rendezvous and docking (InSPoC-1), in-orbit refuelling and propellant management (InSPoC-2), onboard and shared intelligence (InSPoC-3), and containerization and cargo transfer (InSPoC-4).

As part of the InSPoC-2 call, ArianeGroup, GMV Aerospace and Defence, MT Aerospace, SAB Aerospace, and The Exploration Company were selected to develop key technologies to demonstrate in-orbit cryogenic storage and refuelling capabilities for orbital propellant depots. The agency envisions these technologies being used by space tugs to extend their operational lifespans in orbit.

In addition to announcing the selection of InSPoC-2 awardees, ESA also announced InSPoC-3 awards at the 9 October ceremony. According to the ESA call, the InSPoC-3 project aims to overcome the challenges faced by multi-use space tugs including, autonomous operation, over-the-space updates, advanced cooperation capabilities, and space logistics orchestration. Under the InSPoC-3 call, ESA selected OHB Digital Connect, GMV Aerospace, and Defence, Zaitra, Huld, and Orbital Paradigm.

The selected companies for both the InSPoC-2 and InSPoC-3 projects will now enter contract negotiations with ESA to continue the development of their proposals.

As well as InSPoC awards, at the 9 October ceremony ESA also announced the selection of several companies that would focus on the developing technology for reusable rockets.
Суверенный доступ в ближний и дальний космос, включая Луну и Марс.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

zandr

Цитата: Veganin от 02.11.2024 01:04:56https://europeanspaceflight.com/cnes-to-develop-medical-imaging-tech-for-crewed-moon-and-mars-missions/
Цитировать...
Машперевод
...
Одним из самых передовых проектов, разрабатываемых в рамках инициативы Spaceship FR, является европейский скафандр для внутрикорабельной активности.
Машина налажала
intravehicular activity spacesuit - внекорабельной...

Veganin

https://spacenews.com/esa-and-jaxa-sign-statement-on-expanding-deep-space-cooperation/
ЦитироватьESA and JAXA sign statement on expanding deep space cooperation

Andrew Jones November 21, 2024

Машперевод
ЕКА и JAXA подписали заявление о расширении сотрудничества в области дальнего космоса

БРЕМЕН, Германия — Европейское и Японское космические агентства опубликовали совместное заявление о развитии сотрудничества в области планетарной обороны, Луны, Марса и других космических объектов.

Президент JAXA Хироши Ямакава и генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер подписали 20 ноября в Цукубе (Япония) совместное заявление , в котором изложены новые направления сотрудничества в таких областях, как планетарная оборона, наблюдение за Землей, деятельность на низкой околоземной орбите после запуска МКС, космическая наука и исследование Марса.

Оба агентства обязались углублять партнерство в этих областях и работать над будущими эффективными миссиями.

В заявлении содержится обязательство двух агентств ускорить изучение потенциального сотрудничества в рамках миссии ЕКА «Быстрая миссия по исследованию Апофиса в целях обеспечения космической безопасности» ( RAMSES ), целью которой является изучение астероида Апофис, который приблизится к Земле в 2029 году. Миссия должна быть полностью одобрена на следующем министерском совещании ЕКА в конце 2025 года, но предварительная работа уже ведется.

Я подписал заявление о следующем большом сотрудничестве с @JAXA_en, направленное на углубление сотрудничества в области науки о космосе и Земле, исследования человеком и роботом и планетарной обороны. В то время как #CM25 будет финансировать эти мероприятия, учитывая срочный дедлайн 2029 года, мы начнем изучать потенциальные... pic.twitter.com/mJmHO3e7u8 — Йозеф Ашбахер (@AschbacherJosef) 21 ноября 2024 г.

Миссии на Марс и пост-МКС

Оба агентства также обсуждают потенциальные совместные миссии малых посадочных аппаратов на Марс в 2030-х годах. Они будут использовать опыт в таких возможностях, как электротяга и вход, спуск и посадка.

JAXA и ESA также обсуждают планирование деятельности на низкоорбитальной орбите после МКС для достижения научных, общественных и экономических целей. Они также рассмотрят потенциальное сотрудничество в исследовании Луны, включая совместное аналоговое тестирование и синергию роботизированных миссий, учитывая обязательства по Gateway и Artemis. Новый лунный аналоговый объект ESA может быть открыт для инженеров JAXA. Оба агентства также продолжат работу по демонстрации совместимости возможностей лунной связи и навигации, используя программу Moonlight ESA.

В области космической науки два агентства поддерживают продолжение совместных усилий в рамках миссии ESA New Advanced Telescope for High-Energy Astrophysics, или Athena, а также в рамках кандидатов на миссии Medium-class M-MATISSE и Plasma Observatory, которые в настоящее время находятся на стадии конкурентного изучения. Также будет продолжен диалог по крупным планам миссий ESA, сосредоточенным на лунах планет-гигантов и миссии LiteBIRD JAXA.

В заявлении подчеркиваются десятилетия существующего продуктивного сотрудничества, включая совместные миссии, такие как миссия BepiColombo к Меркурию и миссия EarthCARE по изучению влияния облаков и аэрозолей на климат Земли, а также совместная работа астронавтов ЕКА и JAXA на борту МКС.

Согласно заявлению, новое сотрудничество между ЕКА и JAXA, получившее название «Следующее большое сотрудничество», призвано способствовать общественному прогрессу, научным инновациям и устойчивому исследованию космоса, решая такие важнейшие глобальные проблемы, как изменение климата и планетарная защита.

Заявление было хорошо воспринято ispace, частной японской компанией, занимающейся исследованием Луны с присутствием в Европе. «Как глобальная компания, ведущая лунные разработки с подразделениями в Японии и Европе, мы искренне приветствуем недавнее заявление ESA и JAXA», — сказал Такеши Хакамада, основатель и генеральный директор ispace, в пресс-релизе.

«Мы имели честь работать с обоими космическими агентствами над значительными исследовательскими проектами и приветствуем признание коммерческих возможностей «с целью содействия новым научным открытиям, а также исследованию человеком поверхности Луны», — добавил Хакамада.

Будущие начинания JAXA

Между тем, заместитель директора по безопасности и обеспечению миссий в JAXA Коичи Судзуки заявил на выставке Space Tech Expo Europe в Бремене (Германия) 21 ноября, что агентство опирается на последние достижения в области исследований и исследований на низкой околоземной орбите, включая посадку на Луну аппарата SLIM , миссию Astroscale ADRAS-J, поддерживаемую Commercial Removal of Debris Demonstration (CRD2) и EarthCARE.

В будущем Япония вернется на Луну с посадкой на южном полюсе LUPEX в партнерстве с Индийской организацией космических исследований (ISRO), будет работать над пилотируемым герметичным вездеходом для программы Artemis и перейдет к демонстрации удаления крупного мусора с орбиты. Также будет уделяться внимание таким возможностям, как аддитивное производство.
[свернуть]

BREMEN, Germany — The European and Japanese space agencies have issued a joint statement on furthering cooperation on planetary defense, the moon, Mars and beyond.

JAXA President Hiroshi Yamakawa and ESA Director General Josef Aschbacher signed a joint statement Nov. 20 in Tsukuba, Japan, outlining new cooperation in areas including planetary defense, Earth observation, post-ISS low Earth orbit activities, space science and Mars exploration.

Both agencies pledged to deepen their partnership across these areas and work towards future impactful missions.

The statement commits the two agencies to accelerating studying potential cooperation for ESA's Rapid Apophis Mission for Space Safety (RAMSES) mission, which seeks to study the asteroid Apophis which will make a close approach to Earth in 2029. The mission needs to be fully approved at the next ESA ministerial meeting in late 2025, but preliminary work is already underway.

I signed a Next Big Cooperations statement with @JAXA_en aimed at deepening collaboration in space and Earth science, human and robotic exploration, and planetary defense. While #CM25 will fund these activities, given the urgent deadline of 2029 we will start to study potential... pic.twitter.com/mJmHO3e7u8 — Josef Aschbacher (@AschbacherJosef) November 21, 2024

Mars missions and post-ISS

The two agencies are also discussing potential collaborative small lander missions to Mars in the 2030s. These would leverage expertise in capabilities such as electric propulsion and entry, descent, and landing.

JAXA and ESA are also discussing planning for post-ISS LEO activities to meet scientific, societal, and economic goals. They will also examine potential collaboration in lunar exploration, including joint analogue testing and synergizing robotic missions, given commitments to Gateway and Artemis. ESA's new lunar analog facility could be opened to JAXA engineers. The two agencies will also continue work on demonstrating interoperability of lunar communication and navigation capabilities, leveraging ESA's Moonlight program.

The two agencies are also discussing potential collaborative small lander missions to Mars in the 2030s. These would leverage expertise in capabilities such as electric propulsion and entry, descent, and landing.

JAXA and ESA are also discussing planning for post-ISS LEO activities to meet scientific, societal, and economic goals. They will also examine potential collaboration in lunar exploration, including joint analogue testing and synergizing robotic missions, given commitments to Gateway and Artemis. ESA's new lunar analog facility could be opened to JAXA engineers. The two agencies will also continue work on demonstrating interoperability of lunar communication and navigation capabilities, leveraging ESA's Moonlight program.

In the realm of space science, the two agencies support continuing collaborative efforts in for the ESA-led New Advanced Telescope for High-ENergy Astrophysics mission, or Athena, as well as for the Medium-class missions candidates M-MATISSE and Plasma Observatory presently under competitive study. There will also be continued dialogue on ESA's large mission plans focusing on the moons of giant planets and JAXA's LiteBIRD mission.

The statement highlighted decades of existing productive cooperation including joint missions such as the BepiColombo mission to Mercury and the EarthCARE mission to study how clouds and aerosols affect the Earth's climate, and ESA and JAXA astronauts working together aboard the ISS.

The new collaboration between ESA and JAXA, termed "Next Big Cooperations," is set to drive societal progress, scientific innovation, and sustainable space exploration, addressing critical global issues such as climate change and planetary defense, according to the statement.

The statement was well-received by ispace, a private Japanese company engaged in lunar exploration with a presence in Europe. "As a global company leading lunar development with entities in Japan and Europe, we sincerely welcome the recent announcement by the ESA and JAXA," Takeshi Hakamada, ispace founder and CEO, said in a press statement.

"We have had the privilege of working with both space agencies on significant exploration efforts and welcome the acknowledgement of commercial opportunities 'with the aim of contributing to new scientific discovery as well as human exploration on the lunar surface," Hakamada added.

Future JAXA endeavors

Meanwhile, Koichi Suzuki, deputy director for safety and mission assurance at JAXA, stated at the Space Tech Expo Europe in Bremen, Germany Nov. 21 that the agency was building on recent exploration and LEO achievements including the SLIM moon landing, the Astroscale ADRAS-J mission supported by Commercial Removal of Debris Demonstration (CRD2), and EarthCARE.

In the future, Japan will return to the moon with the LUPEX south pole lunar landing in partnership with the Indian Space Research Organisation (ISRO), work on a crewed pressurized rover for the Artemis program, and move to demonstrate the removal of large debris from orbit. There will also be a focus on capabilities such as additive manufacturing.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://europeanspaceflight.com/esa-study-outlines-2035-launch-of-nuclear-propulsion-demonstrator/
ЦитироватьESA Study Outlines 2035 Launch of Nuclear Propulsion Demonstrator
By Andrew Parsonson - November 18, 2024


Credit: ESA

Машперевод
В исследовании ЕКА описывается запуск демонстратора ядерного двигателя в 2035 году

Брюссельская инжиниринговая фирма Tractebel завершила заказанный Европейским космическим агентством проект по созданию дорожной карты по разработке ядерных двигательных установок для исследования космоса.

ESA начало работу над инициативой preliminary eurOPean reckon on nuclear elecTric PropuLsion for space appLIcations (RocketRoll) в 2022 году в рамках подготовительной программы Future Launchers агентства. Исследование проводилось консорциумом под руководством Tractebel и включало вклады OHB Czechspace, ArianeGroup, Французской комиссии по альтернативным источникам энергии и атомной энергии, Airbus, Пражского университета и Штутгартского университета.

Хотя существует несколько потенциальных вариантов ядерной тяги в космических приложениях, инициатива ESA RocketRoll сосредоточена на электрических двигателях, работающих на ядерном источнике энергии, известных как ядерная электрическая тяга. Это решение сочетает в себе эффективность электрической тяги с возможностью генерации постоянной мощности, преодолевая ограничения солнечных электрических систем в условиях дальнего космоса.

Основными целями исследования RocketRoll были проведение первоначальных оценок осуществимости, определение ключевых технологий и выявление любых потенциальных экономических и промышленных барьеров.

В конце октября компания Tractebel объявила о завершении исследования, в котором излагается дорожная карта по запуску европейской демонстрационной ядерной энергетической установки к 2035 году.

«Я горжусь тем, что возглавляю такую важную инициативу в области ядерной электротяги, которая может обеспечить проведение исследований и логистику в космосе на околоземной орбите и за ее пределами в масштабах, которых никогда не смогут достичь ни химические, ни электрические двигатели», — сказал Бриё Шпиндлер, владелец космического продукта компании Tractebel.

По данным ЕКА, долгосрочной целью инициативы RocketRoll является более эффективное исследование космоса за пределами Марса, где солнечная энергия ограничена, путем разработки буксира с ядерной силовой установкой для долгосрочных миссий.
[свернуть]


Brussels-based engineering firm Tractebel has completed a European Space Agency-commissioned study aimed at creating a roadmap towards the development of nuclear propulsion systems for space exploration.

ESA began work on the pReliminary eurOpean reCKon on nuclEar elecTric pROpuLsion for space appLications (RocketRoll) initiative in 2022 under the agency's Future Launchers Preparatory Programme. The study was conducted by a Tractebel-led consortium and included contributions from OHB Czechspace, ArianeGroup, the French Alternative Energies and Atomic Energy Commission, Airbus, the University of Prague, and the University of Stuttgart.

While there are several potential options for nuclear propulsion in space applications, ESA's RocketRoll initiative focused on electric thrusters powered by a nuclear power source, known as Nuclear Electric Propulsion. This solution combines the efficiency of electric propulsion with the ability to generate consistent power, overcoming the limitations of solar electric systems in deep-space environments.

The main objectives of the RocketRoll study were to conduct initial feasibility assessments, identify key technologies, and highlight any potential economic and industrial barriers.

In late October, Tractebel announced that it had completed the study outlining a roadmap towards the launch of a European demonstration of nuclear propulsion by 2035.

"I am proud to lead such an important initiative in nuclear electric propulsion, which could enable exploration and in-space logistics in Earth Orbit and beyond on a scale that neither chemical nor electric propulsion could ever achieve," said Brieuc Spindler, Space Product Owner, Tractebel.

According to ESA, the long-term goal of the RocketRoll initiative is to more efficiently explore beyond Mars, where solar power is limited, by developing a nuclear-powered tug for long-term missions.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://europeanspaceflight.com/esa-publishes-updated-call-for-reusable-super-heavy-lift-rocket-initiative/
ЦитироватьESA Publishes Updated Call for Reusable Super Heavy-Lift Rocket Initiative
By Andrew Parsonson -December 3, 2024


Credit: CNES / BLACKBEAR

Машперевод
ЕКА публикует обновленный призыв к инициативе по созданию многоразовой сверхтяжелой ракеты

Европейское космическое агентство опубликовало обновленный призыв к проведению исследования с целью изучения возможности разработки многоразовой сверхтяжелой ракеты, способной доставлять 60 тонн на низкую околоземную орбиту.

20 ноября ESA опубликовало призыв к своей инициативе European 60T LEO Reusable Launch System Pathfinder Study. Однако позднее в тот же день агентство удалило листинг со своей онлайн-платформы торгов без объяснения причин. В ответ на вопросы European Spaceflight агентство объяснило, что призыв был опубликован преждевременно, до того, как он был одобрен контролирующим советом программы.

Одобрение на продолжение исследования, по-видимому, было получено, и обновленный призыв был опубликован под тем же названием 3 декабря. Однако затем он был снова удален с онлайн-платформы тендеров агентства.

Хотя основные требования к транспортному средству остались прежними, последний запрос внес несколько изменений в версию от конца ноября.

Обновленные требования к исследованию сделали больший акцент на эффективности времени и затрат, сосредоточившись на подходах «бережливого управления». Другим заметным дополнением стало включение аспектов оценки человеком, что сигнализировало о четком намерении сделать систему пригодной для пилотируемых миссий.

Хотя призыв был сосредоточен на использовании ракеты для выполнения европейских миссий по исследованию космоса за пределами НОО, обновление сохранило акцент на удовлетворении «растущих рыночных возможностей». Однако из него были удалены ссылки на мегасозвездия как на ключевой фактор рынка.

В объявлении пока не указана предполагаемая дата закрытия. Однако в нем указано, что право на участие в конкурсе будет ограничено компаниями со штаб-квартирами в Бельгии, Швейцарии, Испании, Франции и Италии.
[свернуть]


The European Space Agency has published an updated call for a study to explore the development of a reusable super heavy-lift rocket capable of delivering 60 tonnes to low Earth orbit.

On 20 November, ESA published a call for its European 60T LEO Reusable Launch System Pathfinder Study initiative https://europeanspaceflight.com/esa-publishes-call-for-reusable-rocket-with-60-tonne-payload-capacity/ . However, later that same day, the agency removed the listing from its online tendering platform without explanation. In response to questioning from European Spaceflight, the agency explained that the call had been published prematurely before it had been approved by the overseeing programme board.

Approval for the study to proceed appears to have now been granted, and the updated call was published under the same name on 3 December. It was, however, then once again removed from the agency's online tendering platform.

While the basic vehicle requirements remained the same, the latest call introduced several changes to the late November version.

The updated study requirements placed a stronger emphasis on time and cost efficiency, focusing on "lean management" approaches. Another notable addition was the inclusion of human-rating aspects, signalling a clear intention to make the system suitable for crewed missions.

While the call focused on utilising the rocket to meet European space exploration missions beyond LEO, the update retained an emphasis on meeting "growing market opportunities." It did, however, remove references to mega-constellations as a key market driver.

The call did not yet feature a proposed closing date. It did, however, specify that eligibility to compete would be restricted to companies headquartered in Belgium, Switzerland, Spain, France, and Italy.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

zandr

https://tass.ru/kosmos/22684481
ЦитироватьЕК подписала контракт на развертывание системы телекоммуникационных спутников
БРЮССЕЛЬ, 16 декабря. /ТАСС/. Еврокомиссия (ЕК) подписала договор на реализацию программы развертывания нескольких сотен спутников IRIS2, которые предназначены для обеспечения доступа в интернет. Об этом говорится в заявлении ЕК.

"Сегодня мы не просто запускаем спутниковый проект. Мы запускаем концепцию более сильной, взаимосвязанной и устойчивой Европы. IRIS2 демонстрирует решимость и приверженность ЕС укреплению позиций Европы в космическом пространстве", - приводятся слова еврокомиссара по обороне и космосу Андрюса Кубилюса.

Как сообщается, реализацией проекта займется консорциум SpaceRISE, в который входят три ведущих европейских оператора связи - люксембургский SES, французский Eutelsat и испанский Hispasat. Контракт будет действовать в течение 12 лет, финансирование программы будет обеспечиваться за счет средств ЕС, Европейского космического агентства (ЕКА) и консорциума.

В заявлении ЕК уточняется, что спутниковая система обеспечит "надежную связь для стран - членов ЕС и государственных ведомств", а также широкополосный доступ в интернет частным компаниям и гражданам ЕС на отдаленных территориях, не имеющих в настоящий момент такой связи.

IRIS2 - это третья крупная европейская спутниковая программа после Galileo (система геолокации ЕС) и Copernicus (метеорологическая система). Предполагается, что IRIS2 будет аналогом сети спутниковой связи Starlink компании SpaceX американского предпринимателя Илона Маска, в настоящее время являющейся крупнейшим оператором низкоорбитальных спутников.

zandr

https://tass.ru/kosmos/22694189
ЦитироватьДания присоединяется к хартии ЕКА по борьбе с мусором в космосе
СТОКГОЛЬМ, 17 декабря. /ТАСС/. Дания присоединяется к международной хартии Zero Debris Европейского космического агентства (ЕКА), призванной сократить растущее количество мусора в космосе. Об этом в пресс-релизе сообщает министерство образования и науки.

"ЕКА подсчитало, что на орбите вокруг Земли находится около 10 200 активных спутников и более 40 500 кусков космического мусора диаметром более 10 см. Кроме того, предполагается, что существует более 100 млн более мелких фрагментов космического мусора, которые невозможно идентифицировать. Большое количество неконтролируемого космического мусора увеличивает риск столкновений, и, например, Международной космической станции (МКС) часто приходится менять свою траекторию, чтобы избежать попадания на орбиту космической станции мусора и мусора. Именно проблемы с космическим мусором привели к отмене запланированного выхода [датчанина] Андреаса Могенсена в открытый космос за пределы МКС по соображениям безопасности", - говорится в сообщении.

Действующее датское законодательство требует, чтобы через 25 лет все спутники могли выводиться с орбиты после завершения миссии. ЕКА стремится к тому, чтобы деятельность стран в космосе не приводила к созданию нового мусора уже после 2030 года.

Хартию уже подписали 135 организаций и 16 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Кипр, Эстония, Германия, Литва, Люксембург, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Швеция, Великобритания, Мексика и Новая Зеландия.

Veganin

https://www.universetoday.com/170251/a-new-mission-watches-meteoroids-hit-the-far-side-of-the-moon/
ЦитироватьA New Mission Watches Meteoroids Hit the Far Side of the Moon
DECEMBER 31, 2024 ANDY TOMASWICK

Новая миссия будет наблюдать за падением метеороидов на обратную сторону Луны



Машперевод

Иногда трудно вспомнить, что Землю постоянно бомбардируют буквально тонны космического мусора ежедневно. Более крупные куски образуют то, что мы знаем как падающие звезды, и большинство из них сгорают в атмосфере. Тем не менее, на протяжении всей истории нашей планеты гигантские астероиды вызывали разрушения, не похожие ни на что другое, что можно было увидеть на этой планете. Отслеживание таких объектов обычно осуществляется с Земли, но новая миссия, запущенная исследователями в Италии, имеет новую идею — почему бы не попытаться узнать больше о потенциальных объектах воздействия, наблюдая за тем, как они попадают на обратную сторону Луны?

Миссия, известная как Lunar Meteoroid Impact Observer, или LUMIO, представляет собой 12U CubeSat весом около 22 кг. Его основная полезная нагрузка — LUMIO-Cam, камера видимого света, предназначенная для обнаружения вспышек от ударов микрометеороидов по поверхности Луны, которые она должна отслеживать.

Пока что все типично — в космосе уже есть множество миссий по отслеживанию астероидов и метеороидов, так зачем нужна еще одна? Самое интересное в LUMIO — это его местоположение — в точке Лагранжа L2 Земля-Луна. Это ставит его точно напротив Земли на обратной стороне Луны.

Такое расположение имеет свои преимущества и недостатки — диск Луны намного меньше земного, поэтому LUMIO может захватить все полушарие и следить за любыми ударами по лунной поверхности. Важно отметить, что большинство ударов действительно будут приходиться на саму поверхность, поскольку лунная атмосфера незначительна с точки зрения обеспечения энергией для сгорания микрометеорита перед ударом. Вот почему Луна испещрена таким количеством кратеров.

Кроме того, хотя ее обычно называют «темной стороной» Луны, обратная сторона освещена половину времени — и полностью освещена, когда мы на планете наблюдаем «новолуние». Но когда на лунной поверхности темно, это действительно темно — нет никаких огней, которые можно было бы ошибочно принять за удар астероида. Точка L2 имеет дополнительное преимущество, поскольку не страдает от «земного сияния» — отраженного света от Земли, который может снизить эффективность камеры LUMIO при попытке обнаружить слабые световые полосы.

Однако с размещением связано множество трудностей, включая отсутствие прямой линии связи и необходимость автоматизированной системы навигации и управления. Поскольку Луна находится буквально между CubeSat и любым наземным центром космической связи, который мог бы отправлять команды или получать данные, для этого необходимо использовать ретрансляционный спутник.

LUMIO также захватит большой объем данных, не все из которых будут полезны. Поскольку вспышки, которые он ищет, очень быстрые, LUMIO-Cam будет захватывать около 15 кадров в секунду. Затем бортовая обработка будет использовать алгоритм для сортировки изображения, чтобы увидеть, есть ли на нем какие-либо вспышки. Эти интересные изображения затем будут отправлены обратно на Землю.

По оценкам, количество микрометеороидов, падающих на поверхность Луны, достигает 23 000 раз в год для микрометеороидов весом всего 30 граммов. Даже если LUMIO будет наблюдать только за половиной этой области, он будет наблюдать столкновения несколько раз в день. Каждое из них — это небольшой взгляд на типы мусора, которые все еще существуют в нашей локальной части Солнечной системы, и, возможно, на то, частью каких астероидов и комет они изначально были.

Есть все шансы, что команда LUMIO сможет собрать и эти данные — миссия была принята в качестве финалиста конкурса SYSNOVA ЕКА Lunar CubeSat for Exploration (LUCE) и в настоящее время ее запуск запланирован на 2027 год. Как только аппарат выйдет на стабильную орбиту, можно ожидать появления ярких вспышек на поверхности Луны, регулярно поступающих в виде новых сообщений.
[свернуть]

Sometimes, it's hard to remember that Earth is constantly being bombarded by literally tons of space debris daily. The larger bits form what we know as shooting stars, and most burn up in the atmosphere. Still, throughout our planet's history, giant versions have caused devastation unlike anything else seen on this planet. Tracking these types of objects is typically done from the Earth, but a new mission set out by researchers in Italy has a novel idea – why not try to learn more about potential impactors by watching them hit the far side of the Moon?

The mission, known as the Lunar Meteoroid Impact Observer, or LUMIO, is a 12U CubeSat weighing around 22 kg. Its primary payload is the LUMIO-Cam, a visible light camera meant to detect flashes of impacts of the micrometeoroids it is intended to track.

So far, so typical – plenty of asteroid and meteoroid tracking missions are already in space, so why need another one? The most interesting thing about LUMIO is its location – at the L2 Earth-Moon Lagrange point. That puts it exactly opposite the Earth on the far side of the Moon.

One of LUMIO's creators discusses how the navigation system will work

This location has advantages and disadvantages – the Moon's disk is much smaller than the Earth's, so LUMIO could capture the entire hemisphere and watch for any impacts on the lunar surface. It's important to note that most of the impacts would indeed be on the surface itself, since the lunar atmosphere is negligible in terms of providing energy for a micrometeoroid to burn up before impact. That is why the Moon is pockmarked with so many craters.

Also, while it's commonly referred to as the "dark side" of the Moon, the far side is lit up half the time – and fully lit when we down on the planet experience a "new Moon." But, when it is dark on the lunar surface, it is genuinely dark – there aren't any lights that could be misconstrued as an asteroid strike. The L2 point has the added advantage of not suffering from "Earthshine" – reflected light from Earth that could diminish the effectiveness of the LUMIO-cam when trying to detect faint light streaks.

Difficulties abound with the placement, though, including a lack of a direct line of communication and the necessity of an automated navigation and control system. Since the Moon is literally between the CubeSat and any ground receiver that could send commands or receive data, it must be bounced off a relay satellite in order to do so.

LUMIO will also capture a large amount of data, not all of which will be useful. Since the flashes it's looking for are very fast, LUMIO-Cam will capture about 15 frames per second. Then, onboard processing will use an algorithm to sort through the image to see if there are any flashes visible in it. Those interesting images will then be the ones sent back to Earth.

Estimates put the number of micrometeoroids striking the Moon's surface at as high as 23,000 times per year for micrometeoroids as small as 30 grams. Even if LUMIO only watches half of that area, it will observe impacts multiple times every day. Each is a little look into the types of debris that still exist in our local part of the Solar system and maybe into what asteroids and comets they were initially a part of.

There's a good chance the LUMIO team will be able to capture that data as well – the mission was accepted as a finalist to ESA's Lunar CubeSat for Exploration (LUCE) SYSNOVA Competition and is currently planned for launch in 2027. Once it reaches its stable orbit, expect to see some brilliant flashes on the Lunar surface popping up new reports regularly.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://europeanspaceflight.com/esa-council-approves-initial-e7-7b-2025-budget/
ЦитироватьESA Council Approves Initial €7.7B 2025 Budget
By Andrew Parsonson - December 30, 2024

Credit: ESA/Philippe Sebirot

Машперевод
Совет Европейского космического агентства утвердил предварительный бюджет в размере 7,7 млрд евро на 2025 год, что немного меньше выделенных в 2024 году 7,79 млрд евро.
Генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер объявил предварительный бюджет на 2025 год 18 декабря во время пресс-конференции после 330-го заседания Совета агентства. По словам генерального директора Ашбахера, бюджет включает €4,8 млрд взносов от государств-членов ЕКА, около €1,7 млрд от Европейского союза и €1,2 млрд из «некоторых других источников». Более подробная разбивка бюджета ЕКА на 2025 год будет опубликована во время ежегодной пресс-конференции генерального директора, которая, как ожидается, состоится 9 января 2025 года.
Хотя предварительный бюджет представляет собой сокращение на 200 миллионов евро по сравнению с предыдущим годом, ожидается, что окончательный бюджет будет больше. Ожидается, что дополнительное финансирование будет выделено за счет взносов государств-членов, которые еще не были одобрены парламентскими системами в отдельных странах. Директор внутренних служб ЕКА Марко Ферраццани особо выделил Великобританию, поскольку правительство страны в настоящее время проводит обзор бюджета. Ферраццани добавил, что когда это дополнительное финансирование будет подтверждено, годовой бюджет на 2025 год «вероятно» будет больше, чем на 2024 год.
Бюджет ЕКА на 2024 год выделил наибольшую часть финансирования на наблюдение за Землей, которое получило 30,5% от общей суммы. Навигация последовала за ней с 13,5%, а космический транспорт занял третье место с 13,3% бюджета. Что касается взносов государств-членов, то Германия лидировала с €1,17 млрд, за ней следовала Франция с €1,05 млрд и Италия с €881 млн.
Следующий год станет знаменательным для ЕКА, поскольку на заседании Совета министров ЕКА в конце 2025 года государствам-членам будет представлено несколько крупных программ и инициатив для принятия. К ним относятся вторая фаза инициативы по возврату грузов с НОО , European Launcher Challenge и пересмотренная политика ЕКА по геовозврату, направленная на повышение конкурентоспособности Европы на мировом рынке.
[свернуть]

The European Space Agency Council has approved a preliminary budget of €7.7 billion for 2025, reflecting a slight decrease from the €7.79 billion allocated in 2024.
ESA Director General Josef Aschbacher announced the preliminary 2025 budget on 18 December during a media briefing following the agency's 330th Council meeting. According to DG Aschbacher, the budget includes €4.8 billion in contributions from ESA member states, approximately €1.7 billion from the European Union, and €1.2 billion from "some other sources." A more detailed breakdown of the 2025 ESA budget will be released during the DG's annual press briefing, which is expected to occur on 9 January 2025.
While the preliminary budget represents a €200 million reduction from the previous year, the finalized budget is expected to be larger. Additional funding is expected to be committed through contributions from Member States that have not yet been authorised through parliamentary systems in individual countries. ESA Director of Internal Services Marco Ferrazzani highlighted the UK in particular, as the country's government is currently conducting a budget review. Ferrazzani added that when this additional funding is confirmed, the annual budget for 2025 will "probably" be larger than that of 2024.
The 2024 ESA budget allocated the largest slice of funding to Earth Observation, which received 30.5% of the total. Navigation followed with 13.5%, while Space Transportation ranked third, accounting for 13.3% of the budget. In terms of Member State contributions, Germany led with €1.17 billion, followed by France with €1.05 billion, and Italy with €881 million.
Next year will be significant for ESA, with several major programmes and initiatives set to be presented to Member States for adoption at the ESA Ministerial Council Meeting in late 2025. These include the second phase of the LEO Cargo Return initiative, the European Launcher Challenge, and a revised ESA geo-return policy aimed at enhancing Europe's competitiveness in the global market.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://spacenews.com/europe-awards-900-million-contract-for-argonaut-lunar-lander-development/
ЦитироватьEurope awards $900 million contract for Argonaut lunar lander development

Европа заключила контракт на 900 миллионов долларов на разработку лунного модуля Argonaut

by Jason Rainbow January 30, 2025


Europe is looking to Argonaut to ensure autonomous access to the Moon's surface. Credit: Thales Alenia Space / E.Briot

Машперевод
ОРЛАНДО, Флорида — 30 января Thales Alenia Space объявила о контракте стоимостью около 900 миллионов долларов на разработку и поставку лунного посадочного элемента (LDE) для Argonaut, грузового посадочного модуля Европейского космического агентства, который планируется отправлять на Луну в 2030-х годах.

Контракт включает проектирование миссии и интеграцию LDE, который будет отвечать за транспортировку и посадку космического корабля на Луну. К LDE будет присоединен адаптивный интерфейсный элемент, предназначенный для поддержки широкого спектра грузовых и научных полезных нагрузок.

Thales Alenia Space, совместное предприятие французской Thales и итальянской Leonardo, заявило, что первая миссия Argonaut, как ожидается, доставит навигационные и телекоммуникационные полезные нагрузки, а также систему генерации и хранения энергии, поддерживая коммерческое европейское исследование южного полюса Луны.

Европейское космическое агентство также позиционирует Argonaut, который имеет грузоподъемность около двух метрических тонн, как потенциальный актив для будущих лунных миссий NASA Artemis.

«Этот новый элемент программы Artemis будет способствовать долгосрочным миссиям по исследованию Луны человеком и будет иметь решающее значение для повышения европейской автономии в исследовании Луны», - сказал генеральный директор Thales Alenia Space Эрве Деррей.

В рамках программы Artemis в прошлом году NASA поручило SpaceX и Blue Origin разработать грузовые варианты своих посадочных модулей Human Landing System (HLS), способных доставлять не менее 12 метрических тонн на поверхность Луны. Это значительно превосходит возможности Argonaut, а также возможности меньших роботизированных посадочных модулей, которые в настоящее время доставляют демонстрационные научные и технологические грузы в рамках программы NASA Commercial Lunar Payload Services.

Thales Alenia Space подчеркнула универсальность Argonaut с интерфейсом, разработанным для поддержки широкого спектра миссий. По данным компании, посадочный модуль может перевозить припасы для астронавтов, развертывать марсоходы, проводить демонстрации технологий, поддерживать использование лунных ресурсов и вмещать телескоп или электростанцию.

Хотя Thales Alenia Space является генеральным подрядчиком по разработке LDE, общая ответственность за миссию, включая интеграцию полезной нагрузки и эксплуатацию LDE, будет определена в ходе отдельного процесса закупок в будущем.
[свернуть]

ORLANDO, Fla. — Thales Alenia Space announced a contract worth nearly $900 million Jan. 30 to develop and deliver the Lunar Descent Element (LDE) for Argonaut, the European Space Agency's cargo lander slated for missions to the Moon starting in the 2030s.

The contract includes mission design and integration of the LDE, which would be responsible for transporting and landing the spacecraft on the Moon. The LDE would be joined by an adaptable interface element designed to support a wide variety of cargo and scientific payloads.

Thales Alenia Space, a joint venture between France's Thales and Italy's Leonardo, said Argonaut's first mission is expected to deliver navigation and telecommunication payloads, along with an energy generation and storage system, supporting commercial European exploration of the lunar south pole

The European Space Agency is also positioning Argonaut, which has a capacity of approximately two metric tons of cargo, as a potential asset for future NASA Artemis lunar missions.

"This new element of the Artemis program will facilitate long-duration human lunar exploration missions and be crucial for enhancing European autonomy in lunar exploration," said Thales Alenia Space CEO Hervé Derrey.


https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/377894.webp

As part of Artemis, NASA directed SpaceX and Blue Origin last year to develop cargo variants of their Human Landing System (HLS) landers, capable of transporting at least 12 metric tons to the lunar surface. This greatly surpasses Argonaut's capacity and also exceeds the capabilities of the smaller robotic landers currently delivering science and technology demonstration payloads under NASA's Commercial Lunar Payload Services program.

Thales Alenia Space emphasized Argonaut's versatility, with an interface designed to support a wide range of missions. According to the company, the lander could carry supplies for astronauts, deploy rovers, host technology demonstrations, support lunar resource utilization, and accommodate a telescope or power station.

While Thales Alenia Space is the prime contractor for LDE development, overall mission responsibility, including payload integration and LDE operations, will be determined through a separate procurement process in the future.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

petr-2000

Цитата: Veganin от 02.01.2025 15:53:11К ним относятся вторая фаза инициативы по возврату грузов с НОО , European Launcher Challenge и пересмотренная политика ЕКА по геовозврату, направленная на повышение конкурентоспособности Европы на мировом рынке.
Немного по программе European Launcher Challenge
ЦитироватьВ 2023 году Совет Европейского космического агентства для поддержки развития европейских возможностей запуска космических аппаратов учредил конкурс European Launcher Challenge . Каждый выигравший конкурс получит на свой проект 150 млн евро
Как продвинулась Европа после снятия запрета на производство ракет-носителей

Долгое время отдельным европейским странам фактически было запрещено разрабатывать собственные ракеты-носители, и они участвовали лишь в общеевропейских проектах. Некоторое время назад этот запрет был снят. Появилось множество проектов создания национальных ракет-носителей. Только в 2024 году европейские ракетные компании привлекли более одного миллиарда евро финансирования. Но это так и не позволило таким странам, как Германия или Великобритания, осуществить то, что уже сделали Иран и Северная Корея — вывести на орбиту отечественный спутник на отечественной ракете-носителе.

ИА Красная Весна предлагает перевод обзорной статьи издания European Space Flight от 31 января, посвященной обсуждению усилий европейских стран по созданию собственных ракет.

Европейские страны выстраивают боевые порядки в преддверии European Launcher Challenge
В статье, опубликованной во французской газете Les Echos 28 января, генеральный директор дочерней компании европейского аэрогиганта ArianeGroup, специализирующегося на разработке и производстве ракет-носителей MaiaSpace, Йоханн Лерой заявил, что «European Launcher Challenge не должен превращаться в соревнование между государствами».

Однако призыв Лероя остался без внимания: страны спешат поддержать своих национальных чемпионов финансированием перед началом процесса подачи заявок в следующем месяце. Ярким примером этого является поддержка Orbex (частная космическая компания — прим.) правительством Великобритании в размере 20 миллионов фунтов стерлингов.

Конкурс European Launcher Challenge был учрежден по итогам заседания Совета Европейского космического агентства (ЕКА) в Севилье в ноябре 2023 года. Данная инициатива направлена на поддержку развития суверенных европейских возможностей запуска космических аппаратов. В настоящее время планируется выделить 150 миллионов евро каждому участнику, выигравшему конкурс. Конкурс призван стать катализатором появления частного (не государственного) преемника Ariane 6 (действующая европейская ракета-носитель — прим.).

По данным Financial Times, в октябре правительство Великобритании наняло аудиторскую фирму PwC для оценки финансового состояния Orbex и подтверждения того, что все прочие варианты финансирования были исчерпаны, прежде чем рассматривать возможность государственного вмешательства.

В конце прошлой недели директор по запуску Космического агентства Великобритании Мэтью Арчер заявил, что участие страны в конкурсе European Launcher Challenge «крайне важно». Арчер также заявил, что агентство представляет «национальные интересы страны в обсуждениях с коллегами из ЕКА и будет уделять приоритетное внимание деятельности, которая обеспечит наилучшие возможные предложения от Великобритании».

28 января шотландский кластер космической промышленности Space Network объявил, что Orbex ищет партнеров и поставщиков для формирования «европейской коалиции компаний» для участия в конкурсе European Launcher Challenge. В объявлении конкурс был назван «инициативой, которая случается раз в поколение».

Всего через день правительство Великобритании опубликовало пресс-релиз, в котором сообщило, что инвестировало в компанию 20 миллионов фунтов стерлингов. Хотя в представленных заявлениях правительственных чиновников напрямую не упоминался этот конкурс, генеральный директор Orbex Филлип Чемберс заявил: «Эти инвестиции позволят нам не только запустить нашу первую ракету в этом году, но и разработать более крупную ракету для участия в Европейском конкурсе ракет-носителей».

Великобритания не одинока в своем стремлении поддержать собственных производителей ракет.

19 декабря 2023 года правительство Германии объявило, что выделит 95 миллионов евро на финансирование немецких производителей ракет Isar Aerospace, Rocket Factory Augsburg и HyImpulse. В своем заявлении правительство не скрывало своих намерений, заявив, что финансирование «позволит укрепить немецкие стартапы для их участия в запланированном конкурсе European Launcher Challenge».

Франция, возможно, первой предприняла решительные шаги по поддержке своих отечественных ракетостроителей в преддверии этого вызова. В марте 2024 года французское правительство объявило, что выделит 400 миллионов евро компаниям HyPrSpace, Latitude, Sirius Space Services и дочерней компании ArianeGroup MaiaSpace. Однако обещанное финансирование было выделено не сразу. Каждая компания получила небольшую субсидию с обещанием гарантированных контрактов после первого запуска их соответствующих ракет-носителей.

Несмотря на то, что это не было прямо заявлено, такой уровень обязательств со стороны французского государства, несомненно, укрепляет позиции четырех французских ракетостроителей, которые готовятся к участию в конкурсе. Компания Exploration, которая не получила эти 400 миллионов евро, намекнула, что также намерена участвовать в конкурсе.

Компания Exploration была одной из шести компаний, подписавших открытое письмо в адрес ЕКА, в котором был изложен список ключевых приоритетов, которые, по их мнению, должны быть учтены агентством при реализации программы European Launcher Challenge. Другими пятью компаниями, подписавшими письмо, были известные производители ракет: HyImpulse, Latitude, MaiaSpace, Orbex и RFA. Хотя Exploration может намереваться сотрудничать с одним из пяти производителей ракет, чтобы сформировать консорциум, ее вероятная долгосрочная цель — снизить зависимость от сторонних поставщиков услуг своей ракеты «Никс».

Это говорит о том, что компания рассматривает этот вызов как катализатор для начала разработки собственной ракеты. Кроме того, Exploration обладает более чем 770 миллионами долларов в виде обеспеченных контрактов, впечатляющим опытом финансирования и офисами по всей Европе, которые можно использовать для оптимизации любых бюрократических требований. Exploration станет серьезным игроком в космической гонке.

В Италии есть два производителя ракет: зарекомендовавшая себя компания Avio и Sidereus Space Dynamics, малоизвестная компания-новичок. Avio является естественным лидером в стране. Она уже получила значительное финансирование от правительства Италии. Хотя она вряд ли будет участвовать в тендере с ракетой Vega E, так как ее разработка в значительной степени финансируется за счет грантов ЕКА, она может выйти на конкурс с ракетой нового поколения (частично многоразовой), разработка которой поддерживается государственным финансированием.

Ракета, которую компания называет Vega Next, будет состоять из двух ступеней, каждая из которых оснащена жидкостным ракетным двигателем, что является значительным отличием от предыдущих ракет Vega. На первой ступени будет установлен метановый ракетный двигатель MR60, который компания разрабатывает при финансовой поддержке правительства Италии в размере 103,7 млн евро. На верхней ступени будет установлен метановый двигатель MR10 меньшего размера, который разрабатывается по контракту с Европейским космическим агентством для первоначального использования на ракете Vega E. Ни Avio, ни правительство Италии пока не заявляли, что компания планирует подать заявку на участие в European Launcher Challenge.

Затем была Испания. В январе 2023 года, почти за год до объявления конкурса European Launcher Challenge, Министерство науки и инноваций Испании через Центр технологического развития и инноваций опубликовало запрос на разработку малой ракеты-носителя. PLD Space и консорциум во главе с Pangea Aerospace откликнулись на этот запрос. В январе 2024 года PLD Space была выбрана в качестве победителя и получила кредит в размере 40,5 млн евро от правительства Испании. Тем не менее PLD Space раскрыла свои карты, объявив о создании семейства ракет на базе Miura 5. Помимо ракет, компания также объявила, что начала разработку пилотируемой капсулы под названием Lince.

В начале 2024 года ЕКА опубликовало запрос информации для конкурса European Launcher Challenge, направленный на оценку «статуса, амбиций и перспектив европейских поставщиков услуг запуска». Период подачи заявок закончился в июле 2024 года. В декабре 2024 года, на заседании совета ЕКА, European Launcher Challenge официально стала программой ЕКА. Однако финансирование конкурса будет согласовано только на заседании Совета министров в ноябре 2025 года.

На брифинге для СМИ, состоявшемся после заседания Совета ЕКА в декабре, генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер объявил, что в феврале 2025 будет опубликован тендерный запрос на участие в Европейском конкурсе по созданию ракеты-носителя, что официально откроет процесс подачи заявок.

Руне Эриксен, руководитель отдела промышленной политики Норвежского космического агентства, заявил в сообщении LinkedIn, что государства-члены обсудят European Launcher Challenge на заседании Комитета по промышленной политике на этой неделе. Точный характер этой встречи неизвестен, но, вероятно, она будет посвящена обсуждению деталей тендерного запроса.

Коммерческие компании попытались направить обсуждение этих деталей в выгодном для них русле. Как кратко упоминалось выше, шесть производителей ракет изложили то, что они считают ключевыми приоритетами для реализации инициативы, в открытом письме, опубликованном в конце прошлой недели. Приоритеты группы включают в себя увеличение грантов на финансирование сверх предложенных 150 миллионов евро, обеспечение доступа к стартовым площадкам в Гвианском космическом центре и заключение сервисных контрактов. Важно, что среди подписавших открытое письмо не было компаний Isar Aerospace и PLD Space.

В ответ на вопросы European Spaceflight представитель Isar объяснил, что компания не будет комментировать вопрос о том, почему она решила не подписывать определенные документы. Однако Isar предоставила информацию о своей позиции по вопросу European Launcher Challenge:

«European Launcher Challenge — это первый шаг в правильном направлении для поддержки отрасли, укрепления космических возможностей Европы, стимулирования экономического роста и обеспечения долгосрочной конкурентоспособности и автономии в космическом секторе. Европа должна гарантировать справедливые конкурентные условия и надлежащее участие немецких компаний в европейских космических программах, особенно в ESA European Launcher Challenge».

Соучредитель и директор по развитию бизнеса PLD Space Рауль Верду рассказал, что компанию попросили подписать открытое письмо, но она «предпочла в этом не участвовать, поскольку в нем содержались требования, не соответствующие видению PLD Space». Один из спорных вопросов — требование ограничить число победителей конкурса.

«European Launcher Challenge — это прекрасная инициатива по стимулированию европейского частного космического сектора. Тем не менее Европа должна избегать повторения ошибок прошлого и избегать системы, которая ведет к гонке за выживание, в которой есть победители и проигравшие. В этой связи ограничение числа победителей со стороны европейских институциональных запросов приведет только к устранению честной конкуренции. Согласно нашему пониманию ситуации, на данный момент практически невозможно предсказать, кто сможет предоставить надежные, прибыльные и конкурентоспособные услуги по запуску для Европы. Нам необходимо поддерживать честную конкуренцию до того, как ЕКА и EC выберут победителя»,  — отметил Верду.

Верду также отметил, что, по его мнению, PLD Space имеет хорошие шансы на выигрыш конкурса European Launcher Challenge:

«Мы убеждены, что PLD Space станет чемпионом Европы по пусковым услугам. Наши продемонстрированные технологии и промышленные возможности для проектирования, производства, испытаний и запуска укрепляют нашу позицию как самого перспективного игрока в Европе на сегодняшний день».

Недостаточно обсуждаемым аспектом European Launcher Challenge является источник финансирования программы. Как необязательная программа, она будет зависеть от того, будут ли отдельные страны решать, выделять ли финансирование — исходя из собственных представлений о должном. Если, например, будут выбраны только французские и немецкие ракетостроители, какой стимул у Испании или Великобритании вносить свой вклад в их финансирование?

Заявки от многонациональных консорциумов могли бы сгладить эту проблему, но старый призрак геополитики снова поднимает голову. Многие считают, что страны могли бы исключить посредника и просто финансировать свои компании напрямую.

В своей статье в Les Echos генеральный директор MaiaSpace Йохан Лерой предупредил, что провал проекта European Launcher Challenge «может еще больше ослабить весь европейский космический сектор». Лерой выступил за то, чтобы Европа перешла от подхода, ориентированного на обязательства, к подходу, основанному на результат, «тем самым избегая искусственного выживания проектов, не имеющих будущего».

Хотя следует с осторожностью относиться к заявлениям заинтересованной стороны, с этими словами трудно спорить, учитывая, к чему привел нынешний подход.

ИА Красная Весна
Читайте материал целиком по ссылке:
https://rossaprimavera.ru/article/98b5354c



Veganin

https://tass.ru/kosmos/23144819
ЦитироватьЕКА разрешило первому астронавту с инвалидностью полет на МКС

ПАРИЖ, 14 февраля. /ТАСС/. Европейское космическое агентство (ЕКА) выдало британцу Джону Макфоллу, который готовится стать первым астронавтом с инвалидностью, сертификат, разрешающий длительные полеты в космос. Об этом сообщил директор агентства по исследованию человека и роботов Дэниел Нойеншвандер на пресс-конференции в ЕКА.

"Джон теперь сертифицирован как астронавт, который может отправиться в длительный полет на Международную космическую станцию ", - приводит Agence France-Presse слова Нойеншвандера, который добавил, что выдача сертификата была одобрена всеми партнерами по МКС.

Дата полета Макфолла пока не назначена. Протез, который он будет использовать в космосе, должен пройти испытания и соответствовать тем же требованиям, что и любое оборудование, доставляемое на борт МКС.

43-летний Макфолл потерял правую ногу в 19 лет после аварии на мотоцикле. В 2008 году принимал участие в Паралимпиаде в Пекине. В 2022 году он стал первым астронавтом с инвалидностью, отобранным ЕКА.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/23470313
ЦитироватьCNES: Европу обеспокоили возможные риски в сотрудничестве с США в космосе

ПАРИЖ, 21 марта. /ТАСС/. Европейская космическая отрасль опасается потенциального ухудшения сотрудничества с американцами в сфере космоса и не разделяет "политики завоеваний" новой администрации президента США Дональда Трампа. Об этом заявил глава Национального центра космических исследований (CNES) Франции Лионель Суше в интервью газете Le Monde.

Он отметил, что пока ни по одной из совместных программ европейцы не получали каких-то письменных уведомлений от NASA, однако замечают "изменение отношения". В первую очередь, в Европе обеспокоены увольнениями ряда сотрудников NASA, включая ведущего научного специалиста Кэтрин Калвин. Также европейцы настороженно относятся к кандидату на пост гендиректора агентства Джареду Айзекману. "Мы все больше задаемся вопросами по поводу намерений будущей администрации [NASA]", - заявил Суше.

"Американский и европейский подходы к космосу в некоторых аспектах различались, но в последнее время эти различия усилились. В Европе наше видение космоса основано на ценностях разумного развития в пользу знаний и науки, на благо граждан и бизнеса, а не на простой логике завоевания, как сейчас в США. Мы не заинтересованы в том, чтобы установить флаг на Марсе, а затем вернуться. Мы больше заинтересованы в том, чтобы проанализировать образцы, взятые с этой планеты роботами, чтобы понять ее. Мы ничего не имеем против частных инициатив, но действительно ли нам нужно отправлять на орбиту десятки тысяч спутников?" - сказал он.

Не вселяет уверенность в европейцев и неопределенность вокруг проекта "Артемида" по созданию лунной орбитальной станции, в котором должно участвовать Европейское космическое агентство (ЕКА). Как напомнил глава CNES, нынешний куратор ведомства по повышению эффективности работы правительства США и глава SpaceX Илон Маск выступает против такой схемы освоения Луны и считает, что следует сразу осваивать поверхность спутника Земли.

"Если не будет станции, то не будет ни капсулы Orion, ни служебных модулей ESM (которые разрабатывает ЕКА - прим. ТАСС) и тем более не будет ракеты Space Launch System (разработанной NASA - прим. ТАСС). Это порождает серьезные вопросы", - сказал Суше. Он добавил, что, хотя запуск в рамках программы "Артемида" перенесли на середину 2027 года, он не уверен, состоится ли этот запуск в принципе. Также он признал, что Европа ничего не сможет сделать в случае, если власти США перенесут на более ранний срок - на 2027 год вместо 2030 - завершение эксплуатации Международной космической станции, подчеркнув, что США играют в этом проекте ключевую роль.

"Мы должны предусмотреть все, что может произойти, если сотрудничество с Америкой ухудшится, чего мы не хотим. Тогда у нас возникнут проблемы с двумя нашими основными миссиями - исследованиями и охраной окружающей среды. Но у нас также есть партнерские отношения с другими странами, такими как Япония, Индия и Канада", - сказал он.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://europeanspaceflight.com/airbus-awarded-150m-contract-for-exomars-lander-platform/
ЦитироватьAirbus Awarded £150M Contract for ExoMars Lander Platform
By Andrew Parsonson - March 31, 2025

Airbus получил контракт на 150 млн фунтов стерлингов на платформу ExoMars Lander


Credit: Airbus

Машперевод
Европейское космическое агентство и генеральный подрядчик ExoMars компания Thales Alenia Space заключили с Airbus контракт стоимостью 150 миллионов фунтов стерлингов (179,4 миллиона евро) на строительство посадочной платформы для европейского марсохода Rosalind Franklin.

В апреле 2024 года Европейское космическое агентство (ESA) заключило с Thales Alenia Space (TAS) контракт на 522 млн евро на замену ключевых компонентов миссии ExoMars, которые были утеряны после разрыва отношений с бывшим партнером Роскосмосом. Сделка также включает техническое обслуживание и модернизацию уже созданного оборудования.

29 марта Airbus объявила, что была выбрана ESA и TAS для разработки посадочной платформы, которая будет отвечать за последние фазы спуска марсохода на поверхность Марса, включая посадочный импульс. Контракт включает разработку посадочной конструкции, двигательных установок и посадочного шасси. Посадочный модуль будет иметь два пандуса, развернутых на противоположных сторонах, что позволит извлечь марсоход на поверхность планеты по самому безопасному маршруту.

«Вывод марсохода Rosalind Franklin на поверхность Марса — это огромная международная задача и кульминация более чем 20-летней работы», — сказала Ката Эскотт, управляющий директор Airbus Defence and Space UK. «Мы гордимся тем, что построили марсоход в нашем современном чистом помещении в Стивенидже, и теперь рады заняться разработкой проекта, чтобы обеспечить его безопасную доставку на Марс».

Марсоход Rosalind Franklin и его посадочный модуль будут запущены на борту ракеты, предоставленной NASA, в 2028 году и, как ожидается, приземлятся на поверхности Марса в 2030 году. Марсоход станет первым транспортным средством европейского производства, которое приземлится на Красной планете. Разработанный для поиска признаков прошлой жизни на Марсе, он оснащен буром, способным проникать на два метра под поверхность, глубже, чем когда-либо прежде. На этой глубине потенциальные биосигнатуры с большей вероятностью сохранятся, будучи защищенными от жесткой радиации и окисления, присутствующих на поверхности планеты.
[свернуть]

The European Space Agency and ExoMars prime contractor Thales Alenia Space have awarded Airbus a £150 million (€179.4 million) contract to build the landing platform for Europe's Rosalind Franklin Mars rover.

In April 2024, the European Space Agency (ESA) awarded Thales Alenia Space (TAS) a €522 million contract to replace key components of its ExoMars mission, which were lost after cutting ties with former partner Roscosmos. The deal also includes maintenance and upgrades to hardware already built.

On 29 March, Airbus announced that it had been selected by ESA and TAS to develop a landing platform that will be responsible for the final phases of the rover's descent to the Martian surface, including the landing burn. The contract includes the development of the landing structure, propulsion systems, and landing gear. The lander will feature two ramps deployed on opposite sides, allowing the rover to be extracted onto the planet's surface via the safest route.

"Getting the Rosalind Franklin rover onto the surface of Mars is a huge international challenge and the culmination of more than 20 years' work," said Kata Escott, Managing Director of Airbus Defence and Space UK. "We are proud to have built the rover in our state-of-the-art Stevenage cleanroom and delighted now to develop the project to ensure its safe delivery to Mars."

The Rosalind Franklin rover and its lander will launch aboard a NASA-supplied rocket in 2028 and are expected to touch down on the Martian surface in 2030. The rover will be the first European-made vehicle to land on the Red Planet. Designed to search for signs of past life on Mars, it is equipped with a drill capable of reaching two metres below the surface, deeper than ever before. At that depth, potential biosignatures are more likely to be preserved, shielded from the harsh radiation and oxidation present on the planet's surface.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://europeanspaceflight.com/esa-issues-call-for-european-launcher-challenge-proposals/
ЦитироватьЕКА объявляет о приеме предложений по программе European Launcher Challenge

ESA Issues Call for European Launcher Challenge Proposals
By Andrew Parsonson - March 25, 2025


Credit: Orbex / Latitude / Rocket Factory Augsburg / MaiaSpace / Isar Aerospace / Simon Fischer – Wingmen Media / HyImpulse / PLD Space / Sirius Space Services

Машперевод
Европейское космическое агентство официально опубликовало конкурс заявок на свой European Launcher Challenge (ELC). Программа, стартовавшая в ноябре 2023 года, направлена на поддержку разработки новых суверенных европейских возможностей запуска. Хотя изначально конкурс будет сосредоточен на малых возможностях запуска, ESA в конечном итоге рассматривает его как прокладывание пути для преемника Ariane 6.

ESA опубликовало долгожданное приглашение на тендер (ITT) для ELC 24 марта, официально открыв процесс подачи предложений. Наиболее примечательным обновлением из первоначальных отчетов является то, что конкурс будет разделен на два основных компонента. Первый предполагает, что выбранный кандидат будет предоставлять услуги по запуску для программ ESA и «возможно» других институциональных клиентов с 2026 по 2030 год. Второй компонент будет охватывать «демонстрацию модернизации мощности службы запуска», которая требует запуска модернизированного варианта к 2028 году.

Чтобы претендовать на контракты в рамках первого компонента, кандидаты должны завершить успешную демонстрационную миссию к концу 2027 года. Любая миссия ESA, запущенная в рамках контракта Компонента A, получит 25%-ный взнос от программы European Launcher Challenge, а оставшаяся стоимость запуска будет покрыта программой ESA, связанной с выбранной миссией. Эта структура, по-видимому, фактически предоставляет успешным кандидатам конкурентное преимущество при подаче заявок на эти контракты.

В то время как кандидаты обязаны подавать предложения по обоим компонентам, запрос на софинансирование ESA для второго компонента является необязательным. Успешные кандидаты, которые решат запросить финансирование для второго компонента, должны обеспечить частный капитал, покрывающий не менее 40% от общего бюджета.

Критерии оценки ELC

Каждое предложение будет оцениваться по пяти взвешенным критериям, при этом особое внимание будет уделяться конкурентоспособности и качеству технического подхода.

Критерии оценки и взвешивания:

  • Пригодность Challenger и предлагаемого Консорциума – 10%
  • Надежность предлагаемого бизнес-кейса ELC, включая конкурентоспособность цен – 30%
  • Способность реагировать на потребности институционального рынка – 20%
  • Качество и надежность предлагаемого технического подхода и планируемых человеческих ресурсов – 30%
  • Соблюдение административных условий тендера и принятие условий контракта – 10%

Предложения должны быть представлены до 5 мая 2025 года, после чего ESA начнет период оценки. Затем агентство вступит в диалог с государствами-членами для подготовки предложений по финансированию для кандидатов, которые получат общий средний балл 60 из 100 («ХОРОШО») на основе критериев оценки. Эти обсуждения помогут согласовать взносы государств-членов с географическим распределением промышленной цепочки поставок каждого кандидата. Полученные предложения будут представлены на заседании Совета на уровне министров в ноябре, где будут утверждены окончательные решения о финансировании.

По данным ESA, компания получит максимум €169 млн. Хотя это кажется увеличением первоначально предложенных €150 млн. за премию, агентство подтвердило, что новая цифра — это просто первоначальная сумма, скорректированная с учетом инфляции.

Точное число компаний, которые получат награды, пока неизвестно, при этом агентство заявляет, что предполагаемого числа нет: «ни минимума, ни максимума».
[свернуть]

The European Space Agency has officially published a call for proposals for its European Launcher Challenge (ELC). Initiated in November 2023, the programme aims to support the development of new sovereign European launch capabilities. While the challenge will initially focus on small launch capacities, ESA ultimately envisions it as paving the way for a successor to Ariane 6.

ESA published the much-anticipated Invitation to Tender (ITT) for the ELC on 24 March, officially opening the process for proposal submissions. The most notable update from initial reports is that the challenge will be split into two main components. The first will see the selected candidate provide launch services for ESA programmes and "possibly" other institutional customers from 2026 to 2030. The second component will cover a "launch service capacity upgrade demonstration" that requires the launch of the upgraded variant by 2028.

To qualify for contracts under the first component, candidates must complete a successful demonstration mission by the end of 2027. Any ESA mission launched under a Component A contract will receive a 25% contribution from the European Launcher Challenge programme, with the remaining launch cost covered by the ESA programme associated with the selected mission. This structure appears to effectively grant successful candidates a competitive advantage when bidding for these contracts.

While candidates are required to submit proposals for both components, requesting ESA co-funding for the second component is optional. Successful candidates who choose to request funding for the second component must secure private capital covering at least 40% of the overall budget.

ELC evaluation criteria

Each proposal will be evaluated against five weighted criteria, with particular emphasis on competitiveness and the quality of the technical approach.

Evaluation criteria and weighting:

  • Suitability of the Challenger and proposed Consortium – 10%
  • Robustness of the proposed ELC business case, including pricing competitiveness – 30%
  • Ability to respond to institutional market needs – 20%
  • Quality and credibility of proposed technical approach and planned human resources – 30%
  • Compliance with the administrative tender conditions and acceptance of Contract Conditions – 10%

Proposals must be submitted by 5 May 2025, after which ESA will begin an evaluation period. The agency will then enter into dialogue with Member States to prepare funding proposals for candidates that achieve an overall average score of 60 out of 100 ('GOOD') based on the evaluation criteria. These discussions will help align Member State contributions with the geographical distribution of each candidate's industrial supply chain. The resulting proposals will be presented at the Ministerial Level Council meeting in November, where final funding decisions will be confirmed.

According to ESA, it will award a maximum of €169 million per company. While this appears to be an increase from the initially proposed €150 million per award, the agency has confirmed that the new figure is simply the original amount adjusted for inflation.

The exact number of companies that will receive awards is not yet known, with the agency stating that there is no presumed number: "no minimum, no maximum."
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://europeanspaceflight.com/esa-leo-cargo-return-phase-2-to-proceed-without-geo-return-constraints/
ЦитироватьВторая фаза возврата грузов с НОО ЕКА будет проходить без ограничений по геовозврату

ESA LEO Cargo Return Phase 2 to Proceed Without Geo-Return Constraints
By Andrew Parsonson - April 2, 2025


Credit: The Exploration Company

Машперевод

Логотип
НОВОСТИЗАПУСКИКАРТА КОСМОСАИНДЕКСЫИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬСКАЧАТЬМАГАЗИН
Вторая фаза возврата грузов с НОО ЕКА будет проходить без ограничений по геовозврату
К Эндрю Парсонсон-2 апреля 2025 г.
ФейсбукТвиттерПинтерест
ЕКА планирует приступить к реализации второго этапа своей инициативы по возврату грузов с НОО без ограничений по географическому положению, что предоставит подрядчикам большую гибкость в подборе поставщиков и проектировании.
Кредит: The Exploration Company
ЕКА ожидает, что второй этап инициативы по возврату грузов с НОО будет осуществляться без требований геовозврата для получателей грантов.

Инициатива LEO Cargo Return Service была запущена в ноябре 2023 года с целью поддержки разработки коммерческой службы, способной перевозить грузы на низкую околоземную орбиту и с нее. Основной целью проекта на начальном этапе было успешное завершение демонстрационной миссии на Международную космическую станцию к 2028 году. В мае 2024 года ЕКА заключило два контракта на сумму 25 миллионов евро с компаниями The Exploration Company и Thales Alenia Space .

Во время пресс-конференции 23 мая после вручения наград за первую фазу генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер объяснил, что агентство не будет требовать от участников инициативы придерживаться своей политики геовозврата. Обычно эта политика гарантирует, что контракты распределяются между государствами-членами ЕКА пропорционально их финансовым взносам.

«Мы заключаем контракты совершенно по-другому, потому что мы будем основным клиентом», — сказал Ашбахер. «Это означает, что мы покупаем услугу. Мы даем промышленности всю свободу в поиске лучшего решения с технической точки зрения, но также и лучших партнеров, с кем бы они ни захотели работать».

В ходе недавних слушаний по пилотируемым космическим полетам, проведенных в Национальном собрании Франции, генеральный директор компании Exploration Company Элен Юби заявила, что это соглашение дает отрасли «значительную свободу».

«С нашей стороны мы действуем быстро и идем на риск», — сказал Хьюби. «С их стороны полная прозрачность; мы делимся всеми документами и расчетами. Но они не могут заблокировать нас, если мы не выполним фундаментальное требование сервисного контракта. Это дает отрасли значительную свободу и устраняет то, что часто называют геовозвратом. Проще говоря, мы выбираем поставщиков исключительно на основе качества и стоимости, а не потому, что они французы, итальянцы или немцы. Мы выбираем лучшего поставщика для работы».

Несмотря на то, что эта договоренность была достигнута на первом этапе инициативы, не было четких указаний на то, останется ли она в силе на втором этапе, который, как ожидается, будет включать значительно более крупные блоки финансирования.

В феврале 2025 года ESA опубликовало запрос на информацию (RFI), направленный на выявление дополнительных потенциальных участников торгов для Фазы 2 инициативы LEO Cargo Return Service, помимо тех, кто получил контракты в Фазы 1. В документации этого запроса агентство заявило, что не предполагает налагать какие-либо ограничения на геовозврат для победителей. Однако оно оговаривает, что победители должны будут гарантировать, что полученная в результате услуга LEO Cargo Return «останется доступной» для отдельных участвующих государств-членов.

Еще один аспект, в котором победители не будут ограничены, — это выбор ракеты-носителя. Согласно RFI, подрядчики будут «свободны выбирать любого поставщика, которого они считают наиболее подходящим для своего проекта, операций и бизнес-кейса». Однако проекты всегда должны быть совместимы с Ariane 6 или другой европейской ракетой-носителем, что позволяет ЕКА требовать эту опцию при закупке институциональных миссий, в том числе демонстрационной миссии.

В дополнение к разъяснениям требований геовозврата и условий закупки пусковой установки, RFI включает в себя заметное изменение предлагаемой даты запуска демонстрационной миссии. Первоначально ожидалось, что она будет завершена в 2028 году, но теперь агентство устанавливает, что она должна быть завершена до конца 2030 года.

В настоящее время ЕКА оценивает свой будущий спрос на транспортировку грузов на низкую околоземную орбиту в пределах от 2,4 до 4,2 тонн в год, включая 750 кг для собственного использования и дополнительную емкость для бартера с НАСА в обмен на полеты астронавтов и права использования. Этот показатель может вырасти до 3,5–6,5 тонн в год, если государства-члены одобрят расширенный план бартера на заседании Совета министров в ноябре, что отражает ранее выраженную заинтересованность в обеспечении дополнительных полетов для европейских астронавтов. ЕКА ожидает закупки этой услуги у двух поставщиков, при этом спрос, вероятно, будет разделен поровну, предполагая сопоставимую стоимость, надежность и производительность. Однако требуемые прогнозы емкости не являются обязательными и зависят от будущих разработок в области пилотируемых космических полетов и решений о финансировании в течение нескольких периодов программы.
[свернуть]

ESA anticipates that Phase 2 of its LEO Cargo Return Service initiative will proceed without geo-return requirements for awardees.

The LEO Cargo Return Service initiative was launched in November 2023 with the aim of supporting the development of a commercial service capable of transporting cargo to and from low Earth orbit. The project's primary objective at its inception was the successful completion of a demonstration mission to the International Space Station by 2028. In May 2024, ESA awarded a pair of €25 million contracts to The Exploration Company and Thales Alenia Space.

During a press briefing on 23 May, following the Phase 1 awards, ESA Director General Josef Aschbacher explained that the agency would not require participants in the initiative to adhere to its geo-return policy. The policy typically ensures that contracts are distributed among ESA member states in proportion to their financial contributions.

"We contract very differently because we will be the anchor customer," said Aschbacher. "That means we buy a service. We give industry all the freedom to find the best solution technically, but also the best partners, with whomever they want to work with."

During a recent hearing on human spaceflight held by the French National Assembly, The Exploration Company CEO Hélène Huby stated that the arrangement gave industry "significant freedom."

"On our side, we move fast and take risks," said Huby. "On their side, there's full transparency; we share all documents and calculations. But they cannot block us unless we fail to meet a fundamental requirement of the service contract. This gives industry significant freedom and removes what's often called geo-return. In plain terms, we choose our suppliers based purely on quality and cost—not because they're French, Italian, or German. We choose the best supplier for the job."

Despite this arrangement being in place for Phase 1 of the initiative, there had been no clear indication of whether it would remain in effect for Phase 2, which is expected to involve significantly larger blocks of funding.

In February 2025, ESA published a Request for Information (RFI) call that aimed to identify additional potential bidders for Phase 2 of the LEO Cargo Return Service initiative beyond those awarded contracts in Phase 1. In the documentation of this request, the agency stated that it does not anticipate placing any geo-return restraints on awardees. It does, however, stipulate that awardees will be required to ensure that the resulting LEO Cargo Return service "remains affordable" for individual participating Member States.

Another aspect where awardees won't be constrained is in their choice of launch vehicle. According to the RFI, contractors will be "free to choose whichever provider they consider the best fit for their design, operations and business case." However, the designs are always required to be compatible with Ariane 6 or another European launcher, allowing ESA to require this option when procuring institutional missions, which will include the demonstration mission.

In addition to clarifications of geo-return requirements and launcher procurement stipulations, the RFI includes a notable change to the proposed launch date for the demonstration mission. Initially expected in 2028, the agency now stipulates that it must be completed before the end of 2030.

ESA currently estimates its future demand for cargo transportation to low Earth orbit at between 2.4 and 4.2 tonnes per year, including 750 kg for its own use and additional capacity for barter with NASA in exchange for astronaut flights and utilisation rights. This could rise to 3.5 to 6.5 tonnes annually if Member States approve an expanded barter plan at the Ministerial Council Meeting in November, reflecting previously expressed interest in securing additional flights for European astronauts. ESA anticipates procuring this service from two providers, with demand likely split equally, assuming comparable cost, reliability, and performance. However, the required capacity projections are non-binding and depend on future human spaceflight developments and funding decisions across multiple programme periods.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://3dnews.ru/1121698/evropa-provedyot-eksperiment-po-proizvodstvu-edi-pryamo-na-orbite
ЦитироватьЕвропа проведёт эксперимент по производству еды прямо на орбите

22.04.2025 [23:02],  Владимир Фетисов

Европейское космическое агентство (ESA) проведёт проверку возможности производства вкусной и привычной человеку пищи для астронавтов непосредственно на орбите. В более отдалённой перспективе такая технология могла бы оказаться полезной при реализации миссий по изучению Луны, Марса и других космических объектов.
 
Реализацией проекта занимается британская компания Frontier Space совместно с Имперским колледжем Лондона. Предполагается выращивание в лабораторных условиях основных компонентов пищи — белков, жиров, углеводов и других веществ. После получения этих ингредиентов из них будет готовиться еда. В случае успеха эксперимент позволит значительно снизить стоимость питания космонавтов, которое в настоящее время обходится примерно в $26 000 на человека в день.

На первом этапе планируется задействовать ракету-носитель Falcon 9 компании SpaceX для выведения на орбиту спутника с биореактором, в который поместят генетически модифицированные клетки дрожжей. После возвращения космического аппарата на Землю учёные изучат состояние дрожжей. Ожидается, что это позволит создать биореактор, способный выращивать в космосе основные компоненты пищи. Аппарат будет выведен на орбиту в следующем году.

Учёные считают, что из выращенных в биореакторе компонентов можно будет готовить разнообразные блюда с помощью устройства, напоминающего 3D-принтер. Разработкой рецептов уже занимаются специалисты Имперского колледжа. В числе экспериментальных блюд — тефтели с соусом, которые уже успел протестировать один из британских астронавтов
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд