CST-100 Starliner (тестовый пилотируемый)(Boe-CFT) – Atlas V N22(AV-085) – CCLFC SLC-41 – 05.06.2024 14:52 UTC

Автор zandr, 25.08.2020 21:47:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Arzach

Цитата: спец от 28.09.2024 09:50:49А вот с Джоном Янгом нехорошо получилось. ;D Он всё-таки первый, получается.
Всё с ним хорошо - он во многом первый (включая первый контрабандный бутерброд на борту), и вообще легенда, хотя добавление лунного модуля - это другой класс, выходящий за пределы НОО, в котором он будет рекордсменом ещё очень долго.

Arzach

В ходе пресс-конференции, посвященной запуску Crew-9, NASA опубликовало пару снимков об обустройстве мест для Буча и Суни в корабле SpaceX Endeavour Crew-8 на случай экстренной эвакуации:

1. Отдельное место (голова слева)

Вы не можете просматривать это вложение.

2. Общая компоновка

Вы не можете просматривать это вложение.

heingeiv

Мелкое уточнение - на "общем плане" грузовые места C5-C7 до переоборудования.

opinion

Цитата: heingeiv от 28.09.2024 09:25:59Джон Янг, если считать командный и лунный модуль Аполло по отдельности, летал еще на Джемини и Шаттле. Рукипедия:
ЦитироватьОн также первый и единственный человек, управлявший космическими аппаратами четырёх разных типов — «Джемини», командный модуль «Аполлона-10», лунный модуль «Аполлона-16» и «Спейс Шаттл». Этот рекорд вряд ли будет побит, поскольку в наши дни типы космических кораблей так быстро не меняются.[источник не указан 1498 дней] Всё это делает Джона Янга человеком с самой яркой и многогранной космической карьерой в истории[7].
У НАСА есть забавная традиция. Пилоты разнообразных модулей как правило ими не управляют. Пилотирует всегда командир. Пилоты командного модуля Аполлонов пилотировали его только когда оставались в одиночку на лунной орбите. Пилот лунного модуля не пилотировал лунный модуль. Аполлон-11 сажал Армстронг. Был даже один пилот шлюзового отсека. Посчитаем его за отдельный космический корабль? 

То же самое на шаттлах. То же самое на Старлайнере. При сближении с МКС пилотировал Буч.

Что касается лунных модулей, на них "летали" все члены экспедиций, в которых он был.
There are four lights

Дем

Цитата: opinion от 28.09.2024 19:45:10У НАСА есть забавная традиция. Пилоты разнообразных модулей как правило ими не управляют.
Ну на самолёте пилота принято называть вторым пилотом. И он дублёр командира.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.


zandr

https://russian.news.cn/20241029/9e0c358a703f41edbc986a6c242faf5f/c.html
ЦитироватьКитай желает благополучного возвращения на Землю двум застрявшим в космосе американским астронавтам
2024-10-29 15:34:15丨Russian.News.Cn
Цзюцюань, 29 октября /Синьхуа/ -- Китайские космические работники уделяют пристальное внимание двум находящимся на орбите американским астронавтам, возвращение которых на Землю было отложено, и желают им благополучного возвращения, сообщил официальный представитель Управления программы пилотируемых космических полетов КНР /CMSA/ Линь Сицян во вторник на пресс-конференции в Цзюцюане /Северо-Западный Китай/.

"Мы ценим высокое внимание Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства /НАСА/ в отношении безопасности своих космонавтов и в то же время выражаем наилучшие пожелания благополучного возвращения двух астронавтов", - заявил он.

Двое астронавтов НАСА остались на Международной космической станции после того, как в сентябре этого года на Землю вернулась неисправная капсула Boeing. Длительность испытательной пилотируемой миссии первоначально составляла восемь дней, но теперь они будут ждать возвращения на Землю на борту SpaceX в конце февраля следующего года.

Линь Сицян сказал, что пилотируемые космические полеты всегда преисполнены рисков и вызовов, и безопасность астронавтов неизменно является главной заботой правительств и народов во всем мире.

Линь Сицян отметил, что Китай следит за тем, чтобы в космосе не возникало проблем, и постоянно оптимизирует планы реагирования на чрезвычайные ситуации, чтобы смягчить угрозы для своих астронавтов, такие как утечка воздуха на космической станции, вызванная столкновениями с космическим мусором.

По словам Линь Сицяна, по сравнению с начальным периодом эксплуатации космической станции время, необходимое астронавтам для реагирования на чрезвычайные ситуации, увеличилось в пять раз.

Пилотируемый космический корабль "Шэньчжоу-20" и ракета-носитель "Чанчжэн-2Ф" /"Великий поход-2F"/ в настоящее время находятся в режиме готовности на заводе окончательной сборки на космодроме Цзюцюань. Он добавил, что при необходимости они могут быть быстро переведены в состояние запуска для выполнения аварийно-спасательных операций для астронавтов на космической станции.

Arzach

Цитата: zandr от 29.10.2024 20:39:38Китайские космические работники уделяют пристальное внимание двум находящимся на орбите американским астронавтам, возвращение которых на Землю было отложено, и желают им благополучного возвращения...
Это до них так долго новости доходят? :) Период для пристального внимания и озабоченности закончился с прибытием Crew-9. Сейчас это просто регулярная экспедиция.

hlynin

— Камиль Хазард. Сунита Уильямс и Барри Уилмор. "Потерпевшие кораблекрушение в космосе" (Camille Hazard, Sunita Williams et Barry Wilmore. Les naufragés de l'espace) (на французском) «Paris Match», №3938, 24.10.2024, стр. 70-75 в pdf - 9,55 Мб
Станет ли пребывание на Международной космической станции (МКС) пределом мечтаний? Астронавты самого первого экипажа авиастроительной компании Boeing думали, что проведут восемь дней на борту космического корабля, вращающегося вокруг Земли. В конечном итоге им придется оставаться там не менее восьми месяцев... и работать там.
Спойлер
Во всем виноват Starliner, капсула, которая доставила их на станцию. Полет корабля, взлет которого дважды откладывался, продолжался от неудачи к неудаче. И миссия превратилась в настоящую мыльную оперу. Ставки для Boeing были высоки. Если бы все шло по плану, НАСА пришлось бы сертифицировать космический корабль для будущих миссий по ротации экипажей. Он мог бы перевозить на МКС до четырех астронавтов. Это помогло бы SpaceX избавиться от почти монополии в частном секторе. Но когда капсула приблизилась к космической станции, несколько ее двигателей внезапно перестали работать, что вынудило наземных диспетчеров отключить их, а затем попытаться запустить снова. Затем в двигательной установке была обнаружена утечка гелия, что вызвало стресс у инженеров. Наконец, Барри Уилмор и Сунита Уильямс смогли пристыковаться к станции 6 июня 2024 года. "Лучшего приема для нас и быть не могло", - сказал американский астронавт, которого тепло приветствовали семь его коллег, уже присутствовавших на станции. "Они включили музыку, мы танцевали, это было здорово. Какое замечательное место!" Командир Бутч (прозвище Барри) может улыбаться, он прекрасно знает, что его корабль демонстрирует серьезные признаки слабости. Смогут ли Бутч и Суни благополучно вернуться на Starliner? В ожидании выводов НАСА, которое хотело провести многочисленные тесты, чтобы не подвергать опасности своих астронавтов, вновь прибывшие вернулись к своим старым привычкам. В свои 59 лет Сунита Уильямс - одна из самых опытных астронавтов. Она знает МКС как свои пять пальцев, поскольку уже побывала там дважды, в 2006 и 2012 годах. Барри Уилмор тоже не новичок. Его первые полеты на МКС были в 2009 и 2014 годах. Поэтому жизнь на орбите не представляет для них никакой тайны. Каждый день им дается расписание заданий, которые они должны выполнить, начиная от научных тестов и заканчивая техническим обслуживанием станции. Спорт также занимает значительную часть дня. Два с половиной часа физических упражнений в день, предписанных врачами для борьбы с воздействием невесомости на мышцы, кости, сосудистую систему... или на моральный дух. Спустя два месяца после прибытия Бутча и Суни НАСА по-прежнему хранило молчание об условиях их возвращения. 24 августа 2024 года, наконец, выносится вердикт: им придется ждать спасения от SpaceX в феврале 2025 года. Бутч признался, что с начала миссии он пережил "несколько трудных моментов", особенно когда увидел, что капсула приземлилась на Землю без них. Но Суни, которая только что была назначена командиром МКС, сказала, что у нее было хорошее настроение. Правда, она призналась, что скучала по своим близким, двум собакам и сбору яблок в Новой Англии. "Но мы здесь с нашими друзьями, у нас есть способ вернуться домой", - сказала она на брифинге для прессы в середине сентября 2024 года, добавив, что с нетерпением ждет следующих двух месяцев на борту МКС. Если бы у них было больше времени, могли бы потерпевшие кораблекрушение вернуться на Starliner? "Вероятно", - согласно Boeing. Но глава отдела коммерческих полетов человека в космос НАСА Стив Стич заявил, что, несмотря на уверенность производителя корабля в своих прогнозах, американскому космическому агентству "было неудобно" продолжать разработку Starliner "из-за неопределенности в отношении модели". Единственное, чего не пропустят два товарища по несчастью, - это голосование на президентских выборах в ноябре 2024 года: Техас разрешает астронавтам НАСА избирать своего кандидата из космоса, используя процедуру электронного голосования. Для исключительной ситуации - исключительное решение...
Подписи к некоторым фотографиям: Страницы 70-71: Старт ракеты-носителя Atlas V с мыса Канаверал 5 июня 2024 года. На верхней части ракеты-носителя - капсула Starliner, в которой находятся два астронавта. - Страница 72: Starliner, у которого произошла утечка гелия и отказ двигателей, пристыковался к МКС. Он оставался там в течение трех месяцев, двигаясь со скоростью 28 000 км/ч. SpaceX предоставит шаттл для возвращения. Новая неудача для Boeing, разработчика этого корабля. - Страница 73 (вверху): Сунита Уильямс, одетая в пиратскую повязку на голове, отпраздновала свой 59-й день рождения на МКС 19 сентября 2024 года клубничной тарталеткой. Настоящий подвиг в космосе, где продукты все еще сублимируют или консервируют. - Страница 73 (внизу): Барри Уилмор жонглирует банками с горчицей, только что доставленными с Земли. Примерно каждые два месяца грузовые суда грузоподъемностью от 2 до 6 тонн доставляют на станцию продукты питания, одежду, воду, топливо и многое другое.
[свернуть]

AB57

Цитата: opinion от 28.09.2024 19:45:10
Цитата: heingeiv от 28.09.2024 09:25:59Джон Янг, если считать командный и лунный модуль Аполло по отдельности, летал еще на Джемини и Шаттле. Рукипедия:
ЦитироватьОн также первый и единственный человек, управлявший космическими аппаратами четырёх разных типов — «Джемини», командный модуль «Аполлона-10», лунный модуль «Аполлона-16» и «Спейс Шаттл». Этот рекорд вряд ли будет побит, поскольку в наши дни типы космических кораблей так быстро не меняются.[источник не указан 1498 дней] Всё это делает Джона Янга человеком с самой яркой и многогранной космической карьерой в истории[7].
У НАСА есть забавная традиция. Пилоты разнообразных модулей как правило ими не управляют. Пилотирует всегда командир. Пилоты командного модуля Аполлонов пилотировали его только когда оставались в одиночку на лунной орбите. Пилот лунного модуля не пилотировал лунный модуль. Аполлон-11 сажал Армстронг. Был даже один пилот шлюзового отсека. Посчитаем его за отдельный космический корабль?

Не совсем так.

Некоторые командиры Джемини (особенно в полётах со стыковкой) давали пилотам возможность потренироваться - например, процедура сближения и стыковки в некоторых полётах выполнялась неоднократно, в том числе и пилотом.

И именно пилоты командного модуля Apollo в лунных полётах осуществляли стыковки с лунным модулем (включая перестроение отсеков после TLI = стыковку и вытаскивание лунного модуля из третьей ступени после разгона к Луне), а также пилотировали CSM практически на всех участках, включая вход в атмосферу. Для удобства управления они даже пересаживались в левое кресло при возвращении на Землю (командир при этом сидел в центре). По факту, в лунных полётах с посадкой командир управлял кораблём при запуске-выходе на орбиту и пилотировал лунный модуль (включая посадку и старт с Луны). Такое разделение обязанностей началось где-то с Apollo-10. До этого (A-7, 8, 9) рассадка экипажа при посадке была идентична стартовой.   

Правда, были и небольшие отклонения. Например, кнопку запуска двигателя при старте лунного модуля А-12 с Луны нажимал Бин (во всех остальных полётах это делал командир) - это был своеобразный подарок от Конрада.

И даже упомянутый пилот шлюзового отсека (это же про ЭПАС-ASTP, не так ли?) тоже получил возможность пилотировать -- именно он выполнил вторую стыковку с Союзом.

В значительной мере традиция давать пилотам поуправлять кораблём сошла на нет уже на шаттле. Хотя и здесь некоторые командиры давали пилотам немного "полетать" для того, чтобы почувствовать корабль. Такие примеры есть - например, Лаусма ненадолго передавал управление Фуллертону перед посадкой (STS-3).   

Dr. Alex

Цитата: AB57 от 04.11.2024 15:16:32
Цитата: opinion от 28.09.2024 19:45:10
Цитата: heingeiv от 28.09.2024 09:25:59И даже упомянутый пилот шлюзового отсека (это же про ЭПАС-ASTP, не так ли?) тоже получил возможность пилотировать -- именно он выполнил вторую стыковку с Союзом.
Но вторую стыковку выполнял "Союз" (Леонов) 


AB57

Цитата: Dr. Alex от 06.11.2024 19:00:08
Цитата: AB57 от 04.11.2024 15:16:32
Цитата: opinion от 28.09.2024 19:45:10
Цитата: heingeiv от 28.09.2024 09:25:59И даже упомянутый пилот шлюзового отсека (это же про ЭПАС-ASTP, не так ли?) тоже получил возможность пилотировать -- именно он выполнил вторую стыковку с Союзом.
Но вторую стыковку выполнял "Союз" (Леонов)


И сам Слейтон в своей книге, и, например, вот этот источник - https://ria.ru/20100715/254986934.html - пишут, что вторую стыковку выполнял Слейтон.

Капитан

Во время второй стыковки Слейтон поддерживал стабилизацию Аполлона, а Леонов на Союзе подлетел и состыковался. Оба участвовали в стыковке. 

AB57

Цитата: Капитан от 14.11.2024 15:57:22Во время второй стыковки Слейтон поддерживал стабилизацию Аполлона, а Леонов на Союзе подлетел и состыковался. Оба участвовали в стыковке.

всё-таки решил заглянуть в книги Слейтона и Стаффорда... Переводил гуглом, так что не ругайтесь...

у Слейтона:
On Sunday the twenty-first, after two days of joint operations, we undocked from Soyuz and backed away. I was at the controls in the left seat. Vance was spotting in the right seat, and Tom was handling the computer down in the equipment bay. The plan was for me to create an eclipse, as seen from Soyuz, so it could be photographed for a solar equipment. Then I did a manual redock ... which went pretty well, though I was getting blinded by the sun for the last few feet. I also tweaked the hand controller the wrong way, once we had captured Soyuz again, causing the two spacecraft to shake a little.

гуглоперевод:
В воскресенье двадцать первого, после двух дней совместных операций, мы отстыковались от «Союза» и отошли. Я был за штурвалом в левом кресле. Вэнс следил за обстановкой в правом кресле, а Том управлял компьютером в отсеке оборудования. План состоял в том, чтобы я создал затмение, как оно видно из «Союза», чтобы его можно было сфотографировать для солнечного оборудования. Затем я выполнил ручную повторную стыковку... которая прошла довольно хорошо, хотя меня ослепляло солнце на последних нескольких футах. Я также неправильно настроил ручной контроллер, как только мы снова захватили «Союз», из-за чего оба космических корабля немного тряслись.

у Стаффорда:
Our last day of joint activity was the nineteenth. The highlight was undocking from Soyuz after forty-four linked hours and backing off so that we sat directly between it and the Sun, creating an "artificial" eclipse to be photographed by the cosmonauts as part of an astronomical experiment. Once that was accomplished, Deke flew the redocking and faced the same problem I had two days earlier: He was unable to see the cross line reference of the COAS because of the light reflecting off the daylight background of the earth. He proceeded with the docking, which appeared to go smoothly. But the moment after the contact and capture, both vehicles oscillated. It only happened for a few seconds, and was probably due to a slight misalignment in the spacecrafts' X-axis. In any case, the second docking was well within limits, so I didn't sweat it. 
 
гуглоперевод:
Нашим последним днём совместной деятельности было девятнадцатое число. Самым ярким моментом была расстыковка с «Союзом» после сорока четырех часов сопряжения и отход так, чтобы мы были прямо между ним и Солнцем, создавая «искусственное» затмение, которое космонавты должны были сфотографировать в рамках астрономического эксперимента. Как только это было сделано, Дик провел повторную стыковку и столкнулся с той же проблемой, что и я двумя днями ранее: он не мог видеть крест COAS из-за света, отражающегося от дневного фона Земли. Он приступил к стыковке, которая, казалось, прошла гладко. Но в момент после контакта и захвата оба корабля заколебались. Это произошло всего на несколько секунд и, вероятно, было связано с небольшим смещением оси X космических кораблей. В любом случае, вторая стыковка была вполне в пределах, так что я не волновался.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Похоже, что Слейтон ошибся в дате - это было не 21-го (в этот день Союз сел), а 19-го. В остальном, Слейтон и Стаффорд пишут практически одно и то же и у обоих стыковка выполнялась Слейтоном.

И ещё -- помнитится, что когда планировали стыковку шаттла с Миром, то высказывались опасения, навеянные грубой стыковкой, выполненной американцами во время Союз-Аполлона (это как раз то, что описывается выше).  Т.е. всё-таки не Леонов стыковался?

Dr. Alex

Имхо, в книге о полете "Союз-Аполлон" "нашей" надо проверить. Но помнится, что вторая стыковка выполнена "Союзом". Более того, читал в разных интервью Леонова, что он указывал, что вторая стыковка появилась после его " Беготни" "По кабинетам" От прочтения программы полета - что "мы тоже можем". В итоге в программу была добавлена вторая стыковка, для " Уравнивания" в правах СССР и США. 

AB57

Цитата: Dr. Alex от 14.11.2024 19:11:14Имхо, в книге о полете "Союз-Аполлон" "нашей" надо проверить. Но помнится, что вторая стыковка выполнена "Союзом". Более того, читал в разных интервью Леонова, что он указывал, что вторая стыковка появилась после его " Беготни" "По кабинетам" От прочтения программы полета - что "мы тоже можем". В итоге в программу была добавлена вторая стыковка, для " Уравнивания" в правах СССР и США.
Заглянул в "святая святых" - "Мировую пилотируемую космонавтику".

стр. 270:
Затем выполнена повторная стыковка, в которой активную роль уже играл "Союз-19". Повторное касание произошло в 12:34. "Аполлоном" управлял Доналд Слейтон и сделал что-то не так...

Капитан прав (см выше)

Владимир Юрченко

Цитата: AB57 от 14.11.2024 18:55:10меня ослепляло солнце на последних нескольких футах
Как Слейтона могло ослепить Солнце, когда он проводил эксперимент "Искусственное солнечное затмение", находясь между Солнцем сзади и "Союзом-19" спереди? В сообщениях ТАСС, мемуарах Леонова, Кубасова, Благова и др. однозначно говорится, что повторную стыковку выполнял "Союз-19". Не верьте звездно-полосатым.

heingeiv

Цитата: Владимир  Юрченко от 14.11.2024 19:31:28
Цитата: AB57 от 14.11.2024 18:55:10меня ослепляло солнце на последних нескольких футах
Как Слейтона могло ослепить Солнце, когда он проводил эксперимент "Искусственное солнечное затмение", находясь между Солнцем сзади и "Союзом-19" спереди? В сообщениях ТАСС, мемуарах Леонова, Кубасова, Благова и др. однозначно говорится, что повторную стыковку выполнял "Союз-19". Не верьте звездно-полосатым.

Тоже нетривиально, поскольку по сообщениям ТАСС Гагарин приземлился вместе с кораблем, а Неделин погиб в авиакатастрофе.
У Слейтона по этому поводу реально одна фраза, "Then I did a manual redock", которую вполне можно прочитать и более снисходительно как "выполнил свою часть манёвра", или как искажение фактов которое, по сравнению с ТАСС, "имеет невинный вид детской игры в крысу"(с)

Дем

Цитата: AB57 от 14.11.2024 18:55:10Т.е. всё-таки не Леонов стыковался?
Один корабль был активным, второй пассивным.
Но и пассивный как минимум поддерживал ориентацию. Что похоже не особо получилось
Цитата: Владимир Юрченко от 14.11.2024 19:31:28Как Слейтона могло ослепить Солнце
"он не мог видеть крест COAS из-за света, отражающегося от дневного фона Земли"
Солнечного света...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Veganin

https://www.nytimes.com/2025/03/20/us/nasa-astronauts-overtime.html
https://3dnews.ru/1120073/zastryavshim-v-kosmose-astronavtam-nasa-ne-doplatyat-za-sverhurochnuyu-rabotu-tolko-po-5-za-kagdie-sutki
ЦитироватьЗастрявшим в космосе астронавтам NASA не доплатят за сверхурочную работу — только по $5 за каждые сутки
20.03.2025 [19:07],  Геннадий Детинич

Сообщается, что астронавты NASA Барри Уилмор (Barry Wilmore) и Сунита Уильямс (Sunita Williams) не вправе рассчитывать на оплату сверхурочных за командировку на МКС, которая увеличилась с 10 дней до девяти месяцев. Как и другие государственные служащие, они получают фиксированную зарплату и могут рассчитывать лишь на $5 в сутки на непредвиденные расходы. За 286 суток на МКС каждый из них получит прибавку к зарплате в размере $1430.



Уилмор и Уильямс отправились к станции 5 июня 2024 года на новом корабле Boeing Starliner. Это был первый испытательный полёт капсулы с экипажем. При приближении к МКС отказали пять двигателей коррекции орбиты, а также была зафиксирована утечка гелия. Стыковка состоялась, но NASA не рисковало возвращать пилотов на этом корабле на Землю, и они, вместо запланированных 10 суток, застряли в космосе более чем на девять месяцев.

После спуска на Землю два дня назад обоих астронавтов пришлось сразу укладывать на носилки после извлечения из капсулы. В невесомости они потеряли значительное количество костной и мышечной ткани — это обычное явление для длительных космических миссий. Оба признавались в разных интервью, что получили удовольствие от продолжительного пребывания на МКС, однако денежная премия вряд ли помешала бы почувствовать удовлетворение от хорошо проделанной работы. В конце концов, пилоты рисковали жизнью, отправляясь в испытательный полёт.

Годовая зарплата астронавтов составляет около $152 258. Прибавка в $1430 за весь период пребывания на орбите не выглядит достойной компенсацией за риск и проявленное терпение. Однако мы вряд ли ошибёмся, предположив, что вскоре это досадное недоразумение каким-то образом будет решено. Судьба пилотов Boeing Starliner вызвала широкий общественный резонанс, и это не останется незамеченным.
Можно почитать комментарии читателей NYT.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд