CST-100 Starliner (тестовый пилотируемый)(Boe-CFT) – Atlas V N22(AV-085) – CCLFC SLC-41 – 05.06.2024 14:52 UTC

Автор zandr, 25.08.2020 21:47:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Patron

Цитата: Demir_Binici от 28.08.2024 14:16:03
Цитата: Arzach от 28.08.2024 10:01:26
Цитата: Harder от 28.08.2024 09:56:15
Цитата: pkl от 25.08.2024 23:25:28А теперь что же получается, есть ненулевая вероятность, что после отстыковки Старлайнер пойдёт на таран?
И все же,до февраля 2025 года,в случае аварийного покидания станции,эвакуация Суниты и Барри предполагается именно на Starliner. ;D
Поправлю - не до февраля, а до отбытия Starliner. В промежутке между этим событием и прибытием Crew Dragon-9 - на Crew Dragon-8, а потом уже и на самом Crew Dragon-9.
Именно так. Я не очень понимаю логику NASA. IMHO было бы логичнее отправить домой экипаж Crew Dragon-8, оставив экипаж Starliner на станции до прибытия Crew Dragon-9. Это дало бы больше времени (до ноября) на подготовку к автоматическому возвращения Starliner. Насколько я понял, дела со Starliner не так чтобы совсем плохи. Как аварийное средство спасения, он вроде вполне подходит.

Может кто-то объяснит, почему я не прав, и почему правы NASA, выбрав именно такой план? Разумеется, если Starliner не годится, даже как аварийное средство спасения, и в экстренном случае возвращаться вшестером на Crew Dragon более безопасно, чем на Starliner, план NASA единственно возможный.
Чистое ИМХО, как всегда: Ваш вопрос хороший. "Пойдем логическим путём? - Пойдем вместе (в контексте того кто летит в Ленинград)". Замечаний к системе стыковки Crew Dragon (Crew-8) нет, значит нет замечаний к СтА (зенитный порт) NODE-2. Есть ли замечания к системе стыковки Starliner (CFT) при его нахождении на осевом СтА NODE-2? Пока нет. Шанс проверить есть, если экипаж в ручном режиме расстыкуется и повторно при стыкуется. Об этом проверочное тесте и речи даже нет. То есть на лицо неуверенность в надёжности срабатывания КДУ (RCS) на участке расстыковки и повторной стыковки ДАЖЕ в ручном режиме. Мифическая НШС, приводящая к срочному покиданию (каждый экипаж уходит на своем корабле), предпосылок которой не было все 25+ лет эксплуатации МКС - это страшилка для "новичков". Попытайтесь мысленно/теоретически/на виртуальном тренажёре синхронно отстыковать три корабля: Союз МС, Crew Dragon  и Starliner. Это докторская диссертация, как минимум. Экипажи кораблей должны иметь независимо от Земли (ЦУП-Х, ЦУП-М) вектора состояния друг друга в режиме реального времени, трёх стороннюю связь и т.д. Вернёмся к Starliner: нет корабля на станции, вблизи станции - нет проблемы. После расстыковки зона ответственности полностью на Boeing, включая сход с орбиты и организация безопасной посадки (на воду (резерв) или на сушу (штатно)). Для экипажа Starliner безопаснее находиться как можно дольше на станции. Терпения, мужества, оптимизма, новых преодолений объединенному экипажу всей станции!!! Другой такой станции уже не будет...

Demir_Binici

Рассуждения интересные. В том что нет уверенности, что расстыковка сработает в автоматическом режиме, всё верно. А проверить её в ручном тоже небезопасно. Там некоторые проблемы с софтом, и как раз "мой" (я не претендую на авторство) вариант даёт дополнительное время. Наверняка NASA такой вариант разбирали, но имели какие-то основания выбрать другой. 
Вот этот момент не совсем корректен:
Цитата: Patron от 28.08.2024 15:50:31Попытайтесь мысленно/теоретически/на виртуальном тренажёре синхронно отстыковать три корабля: Союз МС, Crew Dragon  и Starliner.
В случае аварийной ситуации до отбытия Crew Dragon-8 у экипажа Starliner два варианта - покинуть станцию вместе на Starliner - действительно 3 корабля, либо покинуть её на Crew Dragon - 2 корабля. Потом только два корабля останутся на станции, а как только прибудет Crew Dragon-9, Starliner перестаёт быть спасательным кораблём.
Цитата: Patron от 28.08.2024 15:50:31Для экипажа Starliner безопаснее находиться как можно дольше на станции
Будем считать, что в (относительной) безопасности экипаж Starliner будет после прибытия Crew Dragon-9. Интересно, какой корабль сейчас для них аварийный, Starliner или Crew Dragon-8? Наверное если второй, то очевиден выбор NASA именно такого порядка.

Автоматическая отстыковка Starliner несёт дополнительные риски для всей станции. Логично было бы её делать как можно позже, чтобы дать время инженерам Boeing проверить "прошивку" и экипажу Starliner её загрузить. Также логично отстыковывать Starliner имея безопасное средство спасения в виде Crew Dragon-9.

Предположу, что возможно NASA и SpaceX считают, что Crew Dragon может безопасно возвращать как 5, так и 6 человек. А если софт для автоматической расстыковки Starliner готов, то тянуть время не нужно.

Patron

Не применимо использование термина "аварийный корабль". Отказ от возвращения экипажа на своем корабле Starliner обоснован, прежде всего, с точки зрения безопасности и надёжности. Нет объективных данных о располагаемом ресурсе полета корабля, как для автономного участка полета, так и участка полета в составе станции. Уже сам факт продления ресурса АБ с 45 до 90 суток наводит на вывод, что данная модификация корабля Starliner не сертифицирована для длительного полета в составе станции. Три миссии - OFT-1, OFT-2, CFT, - три разных конструктивных исполнения и три разных версии ПО. Это что, "классика жанра"? С 2019 по 2024 всего три испытания пилотируемого корабля в беспилотном и пилотируемом вариантах: с какого бодуна он должен был быть принят в постоянную эксплуатацию?

opinion

Цитата: Demir_Binici от 28.08.2024 14:16:03
Цитата: Arzach от 28.08.2024 10:01:26
Цитата: Harder от 28.08.2024 09:56:15
Цитата: pkl от 25.08.2024 23:25:28А теперь что же получается, есть ненулевая вероятность, что после отстыковки Старлайнер пойдёт на таран?
И все же,до февраля 2025 года,в случае аварийного покидания станции,эвакуация Суниты и Барри предполагается именно на Starliner. ;D
Поправлю - не до февраля, а до отбытия Starliner. В промежутке между этим событием и прибытием Crew Dragon-9 - на Crew Dragon-8, а потом уже и на самом Crew Dragon-9.
Именно так. Я не очень понимаю логику NASA. IMHO было бы логичнее отправить домой экипаж Crew Dragon-8, оставив экипаж Starliner на станции до прибытия Crew Dragon-9. Это дало бы больше времени (до ноября) на подготовку к автоматическому возвращения Starliner. Насколько я понял, дела со Starliner не так чтобы совсем плохи. Как аварийное средство спасения, он вроде вполне подходит.

Может кто-то объяснит, почему я не прав, и почему правы NASA, выбрав именно такой план? Разумеется, если Starliner не годится, даже как аварийное средство спасения, и в экстренном случае возвращаться вшестером на Crew Dragon более безопасно, чем на Starliner, план NASA единственно возможный.
Скорее всего, просто хотят провести нормальную передачу смены от одной экспедиции другой.
There are four lights

simple

Цитата: pkl от 25.08.2024 23:25:28А теперь что же получается, есть ненулевая вероятность, что после отстыковки Старлайнер пойдёт на таран?
она всегда есть

Demir_Binici

Цитата: opinion от 28.08.2024 19:30:50Скорее всего, просто хотят провести нормальную передачу смены от одной экспедиции другой.
Если несколько дней на станции будет 3 астронавта вместо 4, это на что-то может повлиять?

Demir_Binici

Цитата: Patron от 28.08.2024 17:55:55Не применимо использование термина "аварийный корабль".
Я имел ввиду - аварийное средство спасения. Если что-то плохое на станции случится, или угроза даже какая, каждый должен куда-то бежать (плыть, лететь) и готовится к эвакуации. Я про это. Возможно не удачно выразился.

Далее вы всё верно написали.

Но это не объясняет решения NASA действовать именно в такой последовательности. Я с NASA не спорю, просто не могу понять их логику.

opinion

Цитата: Demir_Binici от 28.08.2024 19:50:17
Цитата: opinion от 28.08.2024 19:30:50Скорее всего, просто хотят провести нормальную передачу смены от одной экспедиции другой.
Если несколько дней на станции будет 3 астронавта вместо 4, это на что-то может повлиять?
Наверно, в НАСА считают, что если не будет недели, когда на станции шесть астронавтов, это может на что-то повлиять.
There are four lights

Patron

Цитата: Demir_Binici от 28.08.2024 19:57:29
Цитата: Patron от 28.08.2024 17:55:55Не применимо использование термина "аварийный корабль".
Я имел ввиду - аварийное средство спасения. Если что-то плохое на станции случится, или угроза даже какая, каждый должен куда-то бежать (плыть, лететь) и готовится к эвакуации. Я про это. Возможно не удачно выразился.

Далее вы всё верно написали.

Но это не объясняет решения NASA действовать именно в такой последовательности. Я с NASA не спорю, просто не могу понять их логику.
В бортовой документации (БД) для любого из пилотируемых кораблей есть раздел по действиям экипажа в случае возникновения различного рода НШС, включая НШС "Разгерметизация" и "Пожар". На Земле экипажи проходят длительный цикл подготовки в части парирования данного рода НШС. В числе расчетных НШС есть НШС, которая требует срочного покидания станции на своем корабле. Нагнетать, произвольно, или намеренно, обстановку в части того, что у экипажа Starliner нет возможности для срочного покидания - это недопустимо. Корабль есть. Возможность покидания, до прибытия корабля Crew Dragon -9 есть. Также как и есть вероятность возникновения расчетных и нерасчетных НШС после расстыковки Starliner, как с экипажем на борту, так и без него. Уровень безопасности для экипажа Starliner выше при нахождении его на станции. Просто примите это как данность.

Demir_Binici

Цитата: Patron от 28.08.2024 21:23:38Нагнетать, произвольно, или намеренно, обстановку в части того, что у экипажа Starliner нет возможности для срочного покидания - это недопустимо. Корабль есть. Возможность покидания, до прибытия корабля Crew Dragon -9 есть.
Так я с этим и не спорю и не нагнетаю. Сейчас у экипажа Starliner предположительно есть возможность покинуть станцию на своём корабле, и предположительно есть возможность покинуть её на Crew Dragon - 8. Какой действует регламент, мы не знаем. Если на своём, то почему бы им не отправить  Crew Dragon - 8 домой штатно, и не прислать Crew Dragon - 9 через несколько дней.
Цитата: Patron от 28.08.2024 21:23:38Уровень безопасности для экипажа Starliner выше при нахождении его на станции. Просто примите это как данность.
Конечно. За 25 лет ничего страшного не произошло, и вероятность того, что что-то произойдёт в перерыве между отбытием Crew Dragon - 8 и прибытием Crew Dragon - 9 ничтожна. А даже если вдруг и произойдёт, есть Statliner с версией софта для ручного управления.
Если Starliner отстыковать ранее, как планирует NASA, то покинуть станцию можно будет вшестером на Crew Dragon - 8.
Какой вариант безопаснее - не знаю. В любом случае вероятность, что придётся это делать очень мала. 

Demir_Binici

Цитата: opinion от 28.08.2024 21:15:44
Цитата: Demir_Binici от 28.08.2024 19:50:17
Цитата: opinion от 28.08.2024 19:30:50Скорее всего, просто хотят провести нормальную передачу смены от одной экспедиции другой.
Если несколько дней на станции будет 3 астронавта вместо 4, это на что-то может повлиять?
Наверно, в НАСА считают, что если не будет недели, когда на станции шесть астронавтов, это может на что-то повлиять.

Не понял, о чём вы.
Сейчас на МКС 6 астронавтов. По плану NASA их станет на несколько дней 7, а потом 4. Если отправить Crew Dragon - 8 штатно, то останется 3 (от пары дней до недели), а потом 4.

pkl

Да всё очень просто: видно, они оценивают состояние корабля настолько плохим, что даже отстыковывать боятся, какие там пилотируемые полёты.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Arzach

Цитата: Demir_Binici от 28.08.2024 16:44:33В том что нет уверенности, что расстыковка сработает в автоматическом режиме, всё верно. А проверить её в ручном тоже небезопасно. Там некоторые проблемы с софтом,
Откуда такие выводы? Проверять её можно хоть в ручном, хоть в автоматическом, но вопрос - зачем? Чтобы снизить шансы на успешную эвакуацию в экстренном случае?
При этом ручной режим - под запретом, это озвучивалось не раз, в этом режиме движки RCS работают гораздо интенсивнее, чем в автомате.
И откуда известно, что есть проблемы с софтом? Из анонимных источников Бергера, которые сами не могут определиться, что подслушали под дверями NASA. ;D

Буду рад получить ссылку на слова ответственных лиц, подтверждающие эти мифы:
- корабль не может отстыковаться в автомате;
- Boeing не знает какой софт он залил в корабль, а прежний потерял.

Цитата: Demir_Binici от 28.08.2024 16:44:33Интересно, какой корабль сейчас для них аварийный, Starliner или Crew Dragon-8?
Я уже писал выше -  Стич сказал, что после отстыковки Starliner "спасательной шлюпкой" становится CD8.

Цитата: Demir_Binici от 28.08.2024 16:44:33Автоматическая отстыковка Starliner несёт дополнительные риски для всей станции
А это откуда следует? Ручная отстыковка гораздо более рискованна.

У меня возникло ощущение, что вы с Patron не читали тему недели две, а вместо этого штудировали какой-нибудь ПроКосмос, и теперь обсуждаете нагороженные там небылицы.  ;D

Patron

Доброе утро, Страна! Arzach, Вы отчасти правы: две недели, как не читал эту тему (не было повода). "Какой такой "павлин-мавлин" (Про Космос)"?! - этот микро "наезд" с Вашей стороны оставим за скобками. О том, что возвращение экипажа Starliner будет на Crew Dragon я написал достаточно давно, после очередной пустопорожней пресс-конференции. Пролистайте ветку, чтобы убедиться в этом. Комментарии по очередности расстыковок кораблей, где Starliner идёт первым, освобождая узел для Crew-9 - что Вас так взволновало в этом? Рутинная процедура. Если Вы вернётесь лет так на 20 назад, к миссии Союз ТМА-1, и посмотрите на состав экипажа: Николай Бударин (КК) + Кен Бауэрсокс (БИ-1) + Дональд Петит (БИ-2) - и вспомните, чем закончился этап спуска данного СА, на каком удалении от расчетной точки посадки, посмотрите на фото экипажа после посадки в режиме БС, то многое станет понятно в выборе способа возвращения экипажа корабля Starliner, где баллистический режим спуска вообще не предусмотрен. Весь спуск держится на безотказной работе двигателей (СИОС в нашем, Союзовском, понимании). В миссии OFT-2 один из 12 двигателей модуля экипажа отказал перед самым вводом в действие ОСП. Добавлю, что замечания по трёх купольной ПС, где один и тот же разработчик (поставщик), были у Starliner даже при испытаниях ДУ САС несколько лет назад. Гляньте, на скольких парашютах произвела посадку капсула New Shepherd  не так давно. В "сухом остатке": данный корабль Starliner далёк от того момента, когда его возможно принять в летную эксплуатацию. И по барабану, честно говоря, каким образом он вернётся в беспилотном варианте на Землю, впереди Crew-8, или позади его. Как-то так.

Дем

Цитата: Demir_Binici от 28.08.2024 21:51:45Какой действует регламент, мы не знаем. Если на своём, то почему бы им не отправить  Crew Dragon - 8 домой штатно, и не прислать Crew Dragon - 9 через несколько дней.
Тут вопрос в том, какой вариант спуска НАСА считает более безопасным - на Старлайнере штатно или на Драконе-8 без кресел и скафандров.
Похоже что второй - и само собой в надежде что это не будет нужно
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

albert

Цитата: Дем от 29.08.2024 19:55:22
Цитата: Demir_Binici от 28.08.2024 21:51:45Какой действует регламент, мы не знаем. Если на своём, то почему бы им не отправить  Crew Dragon - 8 домой штатно, и не прислать Crew Dragon - 9 через несколько дней.
Тут вопрос в том, какой вариант спуска НАСА считает более безопасным - на Старлайнере штатно или на Драконе-8 без кресел и скафандров.

"на Драконе-8 без кресел и скафандров".... стоя что ли, или зубами за воздух?

Rocinante

https://blogs.nasa.gov/boeing-crew-flight-test/2024/08/29/nasa-boeing-teams-go-for-starliner-uncrewed-return/

ЦитироватьNASA and Boeing concluded a detailed Delta-Flight Test Readiness Review on Thursday, polling "go" to proceed with undocking of the uncrewed Starliner spacecraft no earlier than 6:04 p.m. EDT on Friday, Sept. 6, from the International Space Station, pending weather and operational readiness.

After undocking, Starliner will take about six hours to reach the landing zone at White Sands Space Harbor in New Mexico. The spacecraft will touch down about 12:03 a.m. on Saturday, Sept. 7, descending under parachutes and with inflated airbags to cushion the impact. Recovery teams at the landing zone will safe and prepare the spacecraft for a return to Boeing's Starliner factory at NASA's Kennedy Space Center in Florida

Отстыковка 6 сентября в 22:04 UTC, посадка на следующий день в 16:03 UTC
Кнопка "ВКЛ." просто давала сигнал к запуску с Марса. Кнопка "ВЫКЛ." вообще ни к чему не была подсоединена. Ее поставили на пульте по настоянию марсианских психологов, которые утверждали, что человек всегда чувствует себя спокойнее, имея дело с машинами, которые можно выключить

Demir_Binici

Цитата: Дем от 29.08.2024 19:55:22
Цитата: Demir_Binici от 28.08.2024 21:51:45Какой действует регламент, мы не знаем. Если на своём, то почему бы им не отправить  Crew Dragon - 8 домой штатно, и не прислать Crew Dragon - 9 через несколько дней.
Тут вопрос в том, какой вариант спуска НАСА считает более безопасным - на Старлайнере штатно или на Драконе-8 без кресел и скафандров.
Похоже что второй - и само собой в надежде что это не будет нужно
Я тоже так думаю. Если так, то тогда как раз логично вначале отстыковать Starliner, что NASA и планирует.

Возможно, что возвращение на Crew Dragon - 8 в случае возникновения НШС выбрано даже не потому, что возвращение на Starliner оценили как более опасное. Возможно, что провести оценку успешности возвращения на Starliner просто не удалось с необходимым уровнем достоверности. Во всяком случае решение принято. Будем наблюдать, за успешностью автономного возвращения Starliner и надеяться, что когда-нибудь NASA раскроет подробности и пояснит обстоятельства принятых решений.

zandr

Обзорная статья
https://tass.ru/opinions/21717455
ЦитироватьДевять месяцев вместо восьми дней: как американские астронавты оказались в ловушке на МКС
Михаил Котов — о том, в чем проблема вернуть экипаж Starliner на Землю на другом корабле

Возвращение застрявших на Международной космической станции астронавтов ожидается не раньше февраля 2025 года, заявил 24 августа директор Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства Билл Нельсон.
Спойлер
Изначально они должны были вернуться на Землю еще в середине июня 2024-го. При этом Илон Маск, компания которого будет заниматься спасательной операцией, в соцсети X (ранее Twitter) отметил, что кроме SpaceX помочь вернуть американцев Бутча Уилмора и Суниту Уильямс на Землю мог бы только Роскосмос. "Россия — единственный другой вариант", — написал Маск.

Для людей, не вдающихся в подробности современной космонавтики, сложившаяся ситуация может выглядеть довольно странно. Ведь на МКС регулярно прилетают и улетают космонавты из разных стран. В чем же проблема отвезти домой еще двоих, прилетевших на забарахлившем космическом корабле.

В чем проблема
Напомню, 5 июня 2024 года корабль Starliner с двумя пассажирами отправился в космическое пространство. Ожидалось, что он вместе с экипажем вернется всего через восемь дней — 13–14 июня. Однако сначала был озвучен перенос планов на неделю, затем на две, потом "до конца июля", и вот 24 августа американский представитель заявил о сроке — февраль 2025 года.

Дело в том, что у корабля Starliner была выявлена проблема с двигателями — 5 из 28 отключились во время стыковки с МКС. Все эти недели эксперты NASA и Boeing пытаются понять, что стало причиной их выхода из строя и может ли аналогичная проблема произойти во время возвращения на Землю.

Чтобы определить причину, были проведены наземные испытания на полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико. Инженеры Boeing сообщили, что "возможной причиной перегрева двигателей стало перекрытие клапана подачи окислителя — это, в свою очередь, было вызвано вспучиванием тефлонового уплотнителя".

Теперь же астронавтов планируется отправить на Землю на Crew Dragon миссии 9, которая продлится полгода — старт ожидается в сентябре, а окончание как раз в феврале 2025 года. А космический корабль Starliner, на котором экипаж прибыл на МКС, будет отправлен на Землю без пассажиров, сроки этого пока не сообщаются.

Редкий случай
В большинстве случаев космонавты и астронавты улетают на орбитальную станцию и возвращаются обратно на одном и том же корабле. Так, российские "Союзы" имеют три посадочных места, американские Crew Dragon — четыре. Cкафандры и ложементы, или специальные кресла, делаются индивидуально под размеры конкретного космонавта. Даже небольшая разница в изменении размеров может привести к травме при приземлении, в частности в момент касания земли или водной поверхности. При этом для космонавтов важно оставаться в том же весе, в котором они прибыли на МКС, — за несколько недель до возвращения их либо сажают на диету, либо, наоборот, просят есть больше. Несколько килограммов разницы тоже могут привести к травме.

Тем не менее были случаи, когда космонавты прилетали на одном корабле, а улетали на другом. Например, при съемках фильма "Вызов" — тогда ложементы переставили из одного "Союза" в другой.

Совсем экзотическим случаем стал полет на орбитальную станцию "Мир" в 1995 году. Россияне Владимир Дежуров, Геннадий Стрекалов и американец Норман Тагард добрались до станции на "Союзе ТМ-21", а обратно вернулись на шаттле Atlantis. В свою очередь, на американском корабле на "Мир" прилетели Анатолий Соловьев и Николай Бударин, а вернулись обратно уже на том самом "Союзе ТМ-21".
Но подобные ситуации крайне редки.

Спасательная операция
А что, если все же послать к станции запасной корабль? Но запаса космических кораблей ни у кого в мире просто нет. Однако если условия требуют, то как-то этот вопрос решать надо.

Так в 2022 году в похожей ситуации оказался экипаж космического корабля "Союз МС-22". Пристыкованный к МКС корабль был поврежден обломком космического мусора. Микрометеороид повредил обшивку корабля и пробил систему охлаждения прямо в момент подготовки космонавтов к выходу в открытый космос. В прямом эфире было видно, как из "Союза МС-22" бьет фонтан технической жидкости. Спускаться на поврежденном аппарате стало опасно, специалисты прогнозировали существенное повышение температуры внутри корабля. Российские специалисты в кратчайшие сроки подготовили корабль-спасатель "Союз МС-23", поменяли программы полетов и отправили его к станции в беспилотном режиме — всего через два месяца после разгерметизации. Российские космонавты Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и астронавт NASA Франсиско Рубио переставили ложементы и вернулись. "Союз МС-22" был возвращен на Землю в автоматическом режиме. Проведенные измерения показали, что температура вряд ли бы выросла до критических значений во время полета, однако российские специалисты в первую очередь заботились о безопасность космонавтов.

Чем отличается ситуация с Starliner? В первую очередь тем, что второго готового корабля у Boeing нет. CST-100 Starliner четыре года проходил испытания, во время которых были и неудачные полеты. Поэтому послать второй корабль в автоматическом режиме не получится. При этом в случае с Boeing это внутренние проблемы и, очевидно, желание отправить астронавтов чуть ли не любой ценой. Ведь неполадки с кораблем фиксировались и на Земле, еще до старта — запуск переносился несколько раз по техническим причинам.

Тем не менее в итоге было принято решение лететь. А восьмисуточная экспедиция превратилась в серьезную проблему, длящуюся уже три месяца. Причем руководство Boeing совместно с NASA долгое время проблему не признавали, сообщая лишь о сдвигающейся дате возвращения.

Что придется поменять
Как я уже писал ранее, ситуация с испытаниями Starliner и так уже сильно влияла на репутацию Boeing, также компанию сотрясают случаи, связанные с серьезными внутренними проблемами. Затяжная миссия на МКС явно не прибавит авторитета американской корпорации. Ударит это и по NASA — специалисты агентства разрешили этот полет и не обратили внимания на проблемы с кораблем.

Так и получается, что спасти застрявших астронавтов сейчас могут только SpaceX и... Роскосмос. NASA обратилось за помощью в компанию Илона Маска. Сценария, чтобы американская сторона попросила о содействии российскую, если честно, я себе представить сейчас не могу. В силу вектора, который выбран США в международной политике, это было бы равноценно признанию своей полнейшей недееспособности в космической сфере. России же, в свою очередь, менять планы из-за американских астронавтов, думаю, тоже не с руки. Да и тот же политический фон явно не способствует тому, чтобы в инициативном порядке нарушать свое четкое расписание.

Американцам же для возвращения на SpaceX из-за несовпадения разъемов аварийно-спасательных скафандров придется сделать для астронавтов новые. Впрочем, в случае с "Союзом", если бы США обратились к России, это тоже пришлось делать. Помимо этого, экипаж космической миссии Crew-9 будет уменьшен до двух человек, а два места останутся свободными при старте с Земли — на них в феврале и вернутся обратно Бутч Уилмор и Сунита Уильямс.

А хватит ли еды американским астронавтам, вынужденно застрявшим на станции? Ведь лишнего в космос не берут, а расчет был исходя из запланированных восьми дней на МКС.

Да, лишней еды на Международной космической станции нет. NASA уже скорректировало отправку грузовых кораблей, чтобы компенсировать нахождение на станции еще двух "лишних" членов экипажа.

Корректировке подверглась и доставка воды на орбиту. Она нужна как для утоления жажды, так и для получения из нее кислорода для дыхания. На МКС при помощи прибора "Электрон-ВМ" вода раскладывается на водород и кислород. Водород стравливают за борт, а кислород используют для дыхания. Так что проблем с едой и жизнеобеспечением у американских астронавтов не будет. Правда, придется потратить лишние $125 млн, что приводит к общим убыткам по проекту Starliner в $1,6 млрд.

При этом пока не ясно, чем застрявшие на МКС астронавты будут заниматься. Ведь большую часть времени обитатели Международной космической станции реализуют научные эксперименты. И еще на Земле, как правило, каждый из них проходит обучение по конкретным навыкам. С другой стороны, опыта у Уилмора и Уильямс немало, а работы по обслуживанию различных узлов и наведению порядка на МКС, думаю, всегда найдется.

В заключение отмечу, что сложившаяся ситуация с кораблем и экипажем Starliner не является критичной. Тем не менее космос — довольно сложная и опасная среда, чтобы устраивать проблемы из-за недосмотра и недостаточного контроля. Остается надеяться, что в феврале 2024 года астронавты все же успешно вернутся домой. Что будет с самим Starliner, сказать сложно, скорее всего, этого пока не знают даже в Boeing и NASA.
[свернуть]

zandr

Цитата: Salo от 30.08.2024 06:31:45https://blogs.nasa.gov/boeing-crew-flight-test/2024/08/29/nasa-boeing-teams-go-for-starliner-uncrewed-return/
ЦитироватьNASA and Boeing concluded a detailed Delta-Flight Test Readiness Review on Thursday, polling "go" to proceed with undocking of the uncrewed Starliner spacecraft no earlier than 6:04 p.m. EDT on Friday, Sept. 6, from the International Space Station, pending weather and operational readiness.
After undocking, Starliner will take about six hours to reach the landing zone at White Sands Space Harbor in New Mexico. The spacecraft will touch down about 12:03 a.m. on Saturday, Sept. 7, descending under parachutes and with inflated airbags to cushion the impact. Recovery teams at the landing zone will safe and prepare the spacecraft for a return to Boeing's Starliner factory at NASA's Kennedy Space Center in Florida.
Возвращение обеспилоченного Старлайнера - 7 сентября.