Интервью о космических полётах

Автор zandr, 31.12.2019 17:26:24

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Цитата: Практик от 08.08.2020 06:06:51
Цитата: Дмитрий Инфан от 08.08.2020 05:47:46
Цитата: zandr от 07.08.2020 23:35:33Дмитрий Рогозин: у нас есть стратегическое видение развития космонавтики
Остался последний шаг - от видения перейти к конкретным планам.
Как перейти если денег нет?

Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги господа!
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда!
😁😁😁

Ну так пусть плану урежут по деньгам.

zandr

24.02.2021 20:02:45 #121 Последнее редактирование: 08.03.2021 19:48:36 от zandr
https://ria.ru/20210224/vada-1598742574.html
ЦитатаЕсио Вада: Япония хочет больше совместных экспериментов с Россией на МКС
Вам недоступны вложения в этом разделе.
Директор московского представительства JAXA Йошио Вада - РИА Новости, 1920, 24.02.2021
© Фото : пресс-служба Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина

 Скрытый текст:
Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) сотрудничает с Россией давно - практически все время существования Международной космической станции. Совместные эксперименты в космосе приносят результаты, и стороны обсуждают возможные в дальнейшем новые исследования. Об этом, а также о том, с кем агентство еще сотрудничает, а с кем пока не собирается, о новой японской космической технике, и о том, кому может достаться грунт с астероида Рюгу, доставленный на Землю зондом Hayabusa, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Денису Кайырану директор московского представительства JAXA Ёсио Вада.

- Расскажите о взаимодействии Японии и России в космосе.
- До того как к Международной космической станции начали летать новые американские корабли, семь астронавтов JAXA слетали на кораблях "Союз". Для этого им организовали тренировки в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Эти тренировки продолжаются и сейчас, потому что японским астронавтам нужно быть знакомыми с российским сегментом МКС.
Самое тесное взаимодействие наших ведомств было достигнуто на этих тренировках. Сейчас их, конечно, меньше, но мы предполагаем, что взаимодействие будет продолжаться. Вообще, в Японии, также как, наверное, и в России, космонавты, они как супергерои, то есть очень популярны.

- Какие совместные эксперименты Россия и Япония проводят на станции?
- Эксперименты - это очень важная деятельность. Если говорить подробно, то это выращивание протеиновых кристаллов (эксперимент "Кристаллизатор" по изучению структуры белков, направленный на совершенствование технологии производства различных лекарств, - ред.). Мы его проводим с 2009 года, за это время состоялось 17 экспериментов. Кроме того, уже принято решение, что эти эксперименты будут продолжаться до декабря 2024 года. И мы, и российская сторона гордимся тем, что по продолжительности других таких экспериментов на МКС не было.
На данный момент мы обсуждаем и другие возможные совместные проекты по экспериментам в будущем.

- Есть какие-то конкретные исследования, совместное проведение которых вы обсуждаете с Роскосмосом?
- Сейчас идут переговоры, и мы стараемся, чтобы все состоялось. JAXA хотела бы внести свой вклад, участвуя в экспериментах - в сфере, в которой JAXA наиболее преуспела и сильна. К примеру, агентство JAXA рассматривает сотрудничество в эксперименте по Печи Электростатической Левитации (ELF). ELF использует электростатическую силу для левитации металлов и сплавов. ELF также может плавить материалы с температурой плавления более 2000 тысяч градусов Цельсия, облучая их лазером. Плавя материал, можно наблюдать жидкое состояние самого материала и исследовать его теплофизические свойства - плотность, вязкость, поверхностное натяжение.
Также в модуле Kibo есть шлюзовая камера, благодаря которой мы можем перемещать исследуемые образцы и различное оборудование для экспериментов как внутри, так и снаружи герметичного модуля. Таким образом мы можем изучать реакцию различных объектов на среду за пределами космического модуля. Мы знаем, что среда за бортом МКС довольно жесткая, суровая. И какие-то вещи, материалы можно поместить снаружи станции, например, на один-два года. А потом забрать обратно и отправить на Землю для проведения исследований.
Кроме того, из модуля Kibo с помощью роботизированной руки и специального устройства можно развертывать на орбите небольшие спутники до 50 килограммов, задавая им точное направление.
Правда, пока соглашение с "Роскосмосом" не достигнуто. Но обсуждение, что мы можем сделать друг для друга, у нас идет.

- Если вернуться к выращиванию протеиновых кристаллов, дал ли этот эксперимент какие-то прорывные или неожиданные результаты?
- Были достигнуты хорошие результаты в получении протеиновых кристаллов. Высококачественные протеиновые кристаллы, полученные в космосе, по возвращению на Землю проходят серию рентгеновских дифракционных проверок. Точное определение структуры кристаллов играет существенную роль в производстве лекарств.
Однако в Японии процесс введения лекарства в обращение очень длительный. Пока в больницах эти лекарства не могут использоваться для обычных пациентов.
Вот в России вакцину "Спутник V" смогли очень быстро внедрить. Мы не можем сравнивать вакцину "Спутник V" с космическим экспериментом, так как к ним абсолютно другой подход. И хотелось бы, чтобы эти лекарства, которые появились в результате деятельности МКС, тоже побыстрее вошли в употребление и обращение.

- Какие японские астронавты отправятся на МКС в ближайшие несколько лет и примерно когда?
- Сейчас там находится Соичи Ногучи. После него приблизительно этой весной на американском корабле Crew Dragon отправится астронавт Акихико Хошидэ, и он станет командиром МКС. Ориентировочно в 2022 году будет полет астронавта Коичи Вакаты. Следующим полетит на станцию Сатоши Фурукава, это будет приблизительно в 2023 году. Но так как пока работа МКС планируется до декабря 2024 года, то и конкретика есть только по этим датам.

- JAXA пока не задумывается о том, чтобы купить место в российском "Союзе"?
- К сожалению, на данный момент, у нас нет планов на прямое приобретение мест для японских астронавтов у России.
Конечно, мне бы, как работающему здесь, в России, хотелось бы более близкого и прямого сотрудничества с российской стороной, но это мое личное мнение.

- Партнеры по МКС согласны, чтобы станция работала не до 2024 года, а до 2028-2030 годов, но окончательного решения пока нет. Когда ожидается, что такое решение примет Япония?
- Сейчас идут дискуссии, обсуждение по этому поводу на уровне японского правительства. Но что такое МКС? Во-первых, это место, где проживают люди, во-вторых, это экспериментальная лаборатория, в-третьих, это сфера для коммерческой деятельности. То есть идет обсуждение того, как в будущем распределить эти функции, чтобы МКС работала наиболее эффективно.
Тут важно, что МКС - это совместный проект, поэтому Япония ничего индивидуально принять не сможет, важно совместное рассмотрение этого вопроса международными партнерами.

- То есть обсуждается не вопрос, продлевать работу МКС или не продлевать, а, скорее, как распределить работу станции в случае продления?
- Действительно так, то есть, без определенной цели нет смысла продлевать что-либо. Ну и потом, деньги тоже не бесконечные. Наступит время, когда МКС физически "состарится", поэтому важно понять, что за это время человек может сделать на низкой околоземной орбите.

- Недавно японский футуролог, консультант правительства Японии Мориносукэ Кавагути заявил, что полеты человека на МКС бессмысленны из-за больших затрат на жизнеобеспечение, и что в космос должны летать только роботы. Что вы об этом думаете?
- Я не в курсе, что сказал господин Кавагути, но я хотел бы высказать свои личные мысли о пилотируемой космонавтике. В космической деятельности, на мой взгляд, важно учитывать преимущества, недостатки и характеристики беспилотных и пилотируемых систем и сочетать их для эффективной и результативной космической деятельности и безопасности.
Я считаю, что люди могут работать несравненно лучше, чем беспилотные роботы, когда дело доходит до работы на орбитальных станциях и исследования Луны. Например, с точки зрения точности и гибкости в случае кризиса.
С точки зрения антикризисного управления, для выживания человеческого вида имеет значение расширение сферы пилотируемой космической деятельности. Ведутся целые дискуссии о беспилотном или пилотируемом способе достижения этой цели. Выбор того или иного способа должен исходить одновременно и из стоимости, и из уровня технологий, поэтому важно рассматривать беспилотный или пилотируемый способы как процесс. Однако, мое мнение, что конечной целью должно быть расширение сферы деятельности человека.

- Расскажите о ситуации с японским участием в проекте "Спектр-УФ"?
- Конкретного соглашения с Россией еще нет. Но японская сторона рассматривает возможность установить там наблюдательное оборудование. Запуск аппарата еще достаточно нескоро, поэтому, я надеюсь, мы достигнем согласия и сможем принять участие в международном сотрудничестве на взаимовыгодных условиях.

- Какое оборудование вы собираетесь установить на российский телескоп?
- Насколько мы в JAXA понимаем, на этом аппарате помимо основного телескопа планируется установка блока спектрографов, блока камер поля, а также ультрафиолетового спектрографа для наблюдения за экзопланетами. Сейчас мы обсуждаем с "Роскосмосом" возможность изготовления спектрографа для экзопланет.

- Япония вошла в предложенные США соглашения Артемиды. Каков будет ваш вклад в проект Gateway?
- Что касается проекта Gateway, Япония рассматривает возможность предоставления систем экологического контроля и жизнеобеспечения для обитаемого модуля. Кроме того, японская сторона обсуждает вопрос доставки всего необходимого на Gateway нашим новым грузовым кораблем HTV-X. Надо отметить, что полноценный договор между НАСА и японской стороной не заключен, и мы на стадии обсуждения данного вопроса.

- А своих астронавтов собираетесь отправлять на Gateway?
- Как я уже говорил, пока нет договора. И сейчас идет урегулирование между НАСА и японским правительством. Конечно в будущем, все бы хотели, чтобы японские астронавты были на Луне.

- Вы упомянули корабль HTV-X. В чем его отличия от обычного HTV? Когда состоится первый его полет к МКС?
- Сама конструкция стала абсолютно новой. Если говорить конкретно о грузоподъемности, то она возросла на 45%. Объем увеличился на 60%. Мы считаем, что это увеличение должно положительно сказаться на деятельности МКС.

- Когда состоится первый полет HTV-X?
- Первый HTV-X разрабатывается для запуска в 2022 финансовом году или позднее. Раньше грузовики HTV только доставляли грузы на станцию. У нового будет и другая миссия. HTV-X сможет отходить от станции и подниматься на более высокую орбиту - до 500 километров, для развертывания спутников, которые будут закреплены на его внешней поверхности.
Орбита на 100 километров выше МКС позволяет увеличить срок службы спутников. Те спутники, которые развертываются со станции, примерно через год сходят с орбиты и сгорают в атмосфере.

- Сколько спутников и какого размера HTV-X сможет запускать?
- На грузовом корабле HTV-X можно будет разместить до четырех кубсатов размерности 6U, то есть габаритами примерно 10 на 20 на 30 сантиметров.
Кроме того, сейчас ведутся переговоры, что третий корабль уже достигнет Gateway и туда доставит необходимый груз.

- То есть к МКС полетят два корабля?
- Первый и второй точно полетят к МКС. А третий будет либо на Gateway, либо на МКС.

- Расскажите о новой ракете для нового грузовика?
- Да, HTV с ракетой-носителем H-2B уже ушли в отставку. Сейчас разрабатывается новая ракета H3. Она будет достаточно мощной, чтобы запустить грузовик HTV-X на МКС.

- Когда возможен первый полет ракеты H3?
- В первый полет Н3 запустит спутник, это будет не грузовик HTV-X. Пока ракета в разработке, поэтому конкретную дату мы не называем. Разработка должна завершиться в 2021 финансовом году, а в Японии это с апреля 2021 года по март следующего, 2022.

- Кроме ракеты Н2-В, которая используется для грузовых кораблей, есть еще ракета Н2-А, которая с приходом Н3 тоже уйдет в отставку. Сколько пусков Н-2А еще осталось?
- Пуски H3 и H-2A будут какое-то время идти перекрестно. Пока до 2023 года предполагается шесть запусков ракеты Н-2А. Но это пуски по планам японского правительства - четыре спутника дистанционного зондирования Земли, один навигационный спутник, а также парный запуск астрономического аппарата и лунной исследовательской миссии на одной ракете.
Нужно отметить, что производитель этой ракеты, Mitsubishi Heavy Industries, обладает правами на ее пуски. Они могут предлагать пусковые услуги на коммерческой основе. Если другие страны захотят оправить на ней свои спутники, то пусков может быть и больше шести.

- Сотрудничаете ли вы с Китаем? Не планируете ли разместить свое научное оборудование на их орбитальной станции?
- Сейчас ничего не предпринимаем, совместно не делаем. И пока никаких планов по этому направлению нет.

- Недавно зонд миссии Hayabusa доставил на Землю грунт с астероида Рюгу. Планируете ли поделиться им с учеными других стран, в том числе и с российскими?
- Да, следующим летом мы планируем опросить международных исследователей и раздать заинтересованным ученым частички грунта. Эти полтора года мы будем пока сами разбираться с тем, что доставил зонд, что именно в этих образцах. В июне 2022 года начнется международная раздача.
40% грунта мы оставим на хранении, чтобы изучить его, когда в будущем появятся новые технологии. 10% мы передадим НАСА, с которой у нас соглашение. Они тоже отправили похожий спутник - OSIRIS-REх на астероид Бенну, правда, он пока еще не вернулся.
Мы выделим 15% грунта для раздачи международным исследователям. Конечно, желающих должно быть много, поэтому мы проведем отбор, конкурс. И для российских ученых тоже открыты двери, если будет такая заинтересованность.

- То есть они пока эту заинтересованность не проявили?
- Мы просто еще пока не объявляли сбор заявок.

- Президент Турции Эрдоган недавно заявил о том, что собирается в 2023 году отправить аппарат на Луну, но из-за географических особенностей Турции, им придется воспользоваться космодромом какой-то из "дружественных и союзных стран". К вам не обращались за такой помощью?
- Не слышал, чтобы Турция к нам обращалась с таким вопросом. Хотя, в 2018 году с нашего модуля Kibo на МКС был отправлен и развернут (на орбите, - ред.) маленький турецкий спутник. И в принципе, у нас было соглашение о сотрудничестве с Турцией.
На коммерческой основе, конечно, можно отправить что-то всегда. Mitsubishi Heavy Industries - производитель ракет, они могут делать коммерческие запуски с японского космодрома Танегасима. В принципе, такой вариант может быть.

- Недавно сообщалось о том, что храм Дайго-дзи в Киото совместно с компанией Terra Space планируют в 2023 году отправить на орбиту спутник-храм со статуей Будды внутри. Вы принимаете в этом какое-то участие, или это чисто коммерческий проект?
- Ни правительство Японии, ни JAXA к этому отношения не имеют. Есть определенные предприятия, которые изготавливают спутники. Есть и университеты, которые тоже могут производить спутники. У таких предприятий всегда можно за деньги заказать такой интересный спутник и отправить его на орбиту.

- В этом году в Японии будут проходить Олимпийские игры. В тот момент на орбите будет находиться японский астронавт Акихико Хошидэ. Он возьмет с собой какую-то атрибутику? Экипаж будет заниматься чем-то особенным во время Олимпиады?
- Я не слышал, что на станцию повезут что-то особенное. Но Олимпийские игры - это очень значимое событие, мы ждали их достаточно долго. Японский олимпийский комитет и JAXA сотрудничают, поэтому если наш астронавт будет находиться в этот момент на орбите, лично я надеюсь услышать пару слов приветствия или послание, которые поднимут настроение спортсменам.

- Это будет просто послание или прямое включение в ходе церемонии открытия?
- Я о таком не слышал. Я сам как инженер считаю, что достаточно рискованно включать такой элемент в ответственную и продуманную программу. Это же завязано на МКС, мало ли какие-то проблемы или помехи связи будут. Но вообще, конечно, это было бы здорово.

- Политические разногласия России и Японии, а именно нерешенный территориальный вопрос, на взаимодействие JAXA с Роскосмосом влияют или нет?
- Политика и дипломатия, честно говоря, вне моей компетенции. Россия и Япония сотрудничают в космической сфере уже давно. И то, что я сейчас здесь могу и жить, и работать, это один из примеров того, насколько у нас все идет по-деловому. Дружеские отношения поддерживают сами космонавты и астронавты, и это является еще одним символом, на мой взгляд. Мы обсуждаем вопросы того, что могли бы в будущем делать вместе.
В этом году 60-летняя годовщина полета Гагарина. Я думаю, что и в Японии к этой сфере будет больше внимания. Надеюсь, что в юбилейном году Япония и Россия будут углублять свои отношения в космической сфере.
Я только недавно приехал в Москву - в январе. И я бы, конечно, хотел, чтобы деятельность JAXA здесь развивалась, и я буду прилагать к этому усилия.

zandr

https://www.roscosmos.ru/30237/
ЦитатаИнтервью космонавта Роскосмоса Анны Кикиной

 16 фото:















Единственная в отряде космонавтов Роскосмоса девушка Анна Кикина с 2012 года проходит подготовку к полету на орбиту. До космической карьеры за ее плечами была академия водного транспорта и курсы спасателя при МЧС. Анна -- мастер спорта по многоборью и рафтингу, инструктор парашютно-десантной подготовки. О том, что ее заинтересовало в профессии космонавта, какие этапы подготовки самые интересные, она рассказала в интервью РИА Новости.
***
-- Что подвигло вас стать космонавтом?
-- Это было решение, которое сформировалось в момент, как только я узнала о начале открытого набора в отряд космонавтов в 2012 году (до этого в отряд могли попасть только военные летчики или сотрудники ракетно-космической отрасли -- ред.). До этого я даже не помышляла о космосе. Более-менее понимая, что это за род деятельности, оценив ситуацию, я поняла, что это именно то, чем я хочу заниматься дальше. Я загорелась желанием самореализации в этой профессии.
-- Вы случайно узнали о наборе. Как это было?
-- Во время работы на радиостанции мне рассказала о наборе в отряд одна из моих коллег. Она мне посоветовала это, учитывая мой характер, зная мои интересы. Я незамедлительно посетила сайт Центра подготовки космонавтов, чтобы лично узнать об отборе и критериях, предъявляемых к претендентам.
-- Вы -- единственная девушка в отряде. Как вам работается в мужском коллективе?
-- Комфортно и хорошо, удобно. Мне комфортно с коллегами.
-- Ранее объявлялось, что ваш полёт планируется на 2022 год. Это так или появились какие-то другие сроки?
-- Точной информации нет. Ожидаю назначения в экипаж.
-- Сейчас на каком этапе подготовки вы находитесь?
-- Сейчас я нахожусь в группе совершенствования и специализации. Это этап до назначения в экипаж. После назначения я начну проходить подготовку к конкретной экспедиции в составе экипажа.
-- У вас есть какая-то специализация в группе?
-- У нас у всех одна специализация -- мы космонавты-испытатели. Программа одна -- работа на Международной космической станции. Мы готовимся по общей программе -- поддерживаем свои навыки. Если вводятся какие-то новшества, совершенствования, проведена модернизация каких-то систем корабля и станции, то до нас, естественно, эту информацию доводят, и мы все это изучаем, сдаем зачеты.
-- Можете назвать самые интересные для вас этапы подготовки?
-- Их много. Мне нравится моя работа, ее разноплановость. Здесь и теоретическая подготовка, и работа на тренажерах, на макетах, на специализированных стендах, а также специальная подготовка космонавтов -- летная, парашютная, водолазная. Все мне это нравится. Нравится, что все это чередуется. Я не могу что-то отдельное выделить.
-- Как вы думаете, почему в отряде только одна девушка-космонавт? Какие-то излишне высокие требования?
-- К женщинам при отборе предъявляются точно такие же требования, как и для мужчин. Придется постараться, чтобы соответствовать требованиям на каждом этапе. Если на первых этапах многое зависит от твоего образования, твоей мотивации и готовности стать космонавтом, твоих психологических качеств, то даже при всей целеустремленности человека он может не попасть в отряд из-за здоровья. Девушки активно участвуют в отборах. Обычно от общего количества претендентов, подавших заявку, девушки составляют четверть. Многие отсеиваются на этапе проверки уровня физической подготовки, психологического отбора, экзамена на профпригодность. Лишь некоторая часть из претендентов доходит до последних этапов. К сожалению, на крайнем отборе в прошлом году девушки, которым оставались заключительные шаги, «пошатнулись» на медицинском отборе и не смогли его завершить. Там очень серьезные требования. Организм просматривается досконально.
-- Как думаете, может быть что-то требуется изменить, чтобы увеличить привлекательность набора в отряд космонавтов для женщин?
-- Вы имеете в виду, чтобы их отбирали по более лояльным требованиям? А какой в этом смысл? В конечном счете, космос предъявляет требования ко всем одинаковые. Ты должен уметь делать то же самое, что и мужчины, потому что ты просто член экипажа. Ты должен и с системами работать, и понимать, что происходит, и как что работает. Заменить то-то. Прицепить. Открутить. Оторвать, если нужно. Выход в открытый космос -- вообще не простая задача.
Здесь в процессе строгого выполнения шагов по заранее составленной циклограмме действий нужны: понимание конструкции и компоновки сегментов станции, умение работать в скафандре и со скафандром, со специальным оборудованием и научной аппаратурой, а также физические качества и выносливость. Требования ко всем одни. Нет смысла занижать их на отборе. Это сито, через которое все проходят на равных. Что же касается медицинских требований -- я не компетентна об этом рассуждать. Но в целом не исключаю, что внесение каких-то корректировок в общую систему отбора в отряд космонавтов может улучшить эффективность его проведения.
В любом случае это специфический род деятельности, который априори не может привлечь большое количество женщин. Если женщина для себя понимает, что это та профессия, которой она хочет посвятить жизнь, то она будет участвовать в отборе, будет готовиться к этому и работать в этом направлении. Но таких женщин немного. Меньше, чем мужчин. Увеличить намного долю женщин в отряде, наверное, будет сложно. Но, конечно, на мой взгляд, их должно быть больше в отряде. Хотя бы несколько женщин должно быть -- это точно.
-- В чем особенность именно женщины-космонавта по сравнению с мужчиной? Есть какие-то отличия?
-- Если рассматривать полеты в дальний космос, то ученые говорят о том, что наиболее комфортная и здоровая психологическая обстановка в экипаже наблюдается, когда в нем присутствуют как мужчины, так и женщины. Смешанный экипаж. Склоняются к тому, что экипаж должен быть 50/50. В любом случае мужчины и женщины -- разные, и они дополняют друг друга.
-- Консультировали ли вас во время отбора или подготовки в отряде советские и российские женщины-космонавты? Может быть какие-то советы давали, особенности полета рассказывали?
-- Нет. Я лично общалась только с Терешковой и Серовой. Савицкую и Кондакову видела только по телевизору. Одно время Валентина Владимировна Терешкова часто бывала в Центре подготовки космонавтов и общалась с членами отряда. Особенных советов она мне не давала, а с Еленой Олеговной Серовой, учитывая, что года два мы пересекались на подготовке, пару моментов, связанных с гигиеной в космосе, обсудили.

zandr

https://www.roscosmos.ru/30347/
ЦитатаИнтервью Павла Власова радио КП
В эфире Радио «Комсомольская правда» начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Павел Власов рассказал подробности подготовки экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-18». Первый пилотируемый пуск в 2021 году запланирован на 9 апреля. На корабле «Союз МС-18» к Международной космической станции отправятся космонавты Роскосмоса Олег Новицкий и Петр Дубров, а также астронавт NASA Марк Ванде Хай.
Цитата: undefined
По словам начальника Центра подготовки космонавтов, командир экипажа Олег Новицкий в октябре 2021 года вернется на Землю в спускаемом аппарате пилотируемого корабля «Союз МС-18» вместе с участниками полета «Союза МС-19». Петр Дубров и Марк Ванде Хай останутся на МКС дольше из-за съемок фильма «Вызов». «Полет этого экипажа будет продленным. Речь не идет о годичном полете, пока еще программа полета не утверждена. Какой-то продленный срок будет, безусловно», -- отметил Павел Власов.
Цитата: undefined
Кроме того, космонавт Роскосмоса Сергей Корсаков, который изначально должен был полететь на «Союзе МС-18» в апреле 2021 года, является одним из первых российских претендентов на полет на корабле Crew Dragon. «Сергей -- один из первых претендентов, кто полетит на Crew Dragon, он прошел необходимые мероприятия, нужные для изготовления космического снаряжения», -- сказал Власов.
Цитата: undefined
Начальник Центра подготовки космонавтов также выразил надежду, что космонавт Роскосмоса Анна Кикина будет летать и в качестве бортинженера, и в качестве командира корабля в будущем. «Аню Кикину готовим как профессионального космонавта. Ее подготовка сильно отличается от подготовки участника космического полета», -- рассказал Павел Власов в ответ на вопрос, нельзя ли отправить ее в качестве актрисы для съемок фильма «Вызов».
Аудио - на сайте.

zandr

https://ria.ru/20210406/kosmos-1604319420.html
ЦитатаДмитрий Лоскутов: туристы летают в космос за положительными эмоциями
Генеральный директор главкосмоса Дмитрий Лоскутов  - РИА Новости, 1920, 06.04.2021
Генеральный директор главкосмоса Дмитрий Лоскутов  - РИА Новости, 1920, 06.04.2021 © Фото предоставлено пресс-службой АО "Главкосмос"
Компания "Главкосмос" - оператор "Роскосмоса" по внешнеэкономической деятельности. Специалисты компании занимаются коммерциализацией космических услуг, включая туристические полеты в космос, запуск спутников с помощью российских ракет для иностранных заказчиков. В прошлом году компании "Главкосмос" для привлечения внимания к космическому туризму на российских кораблях "Союз" была поставлена задача - помочь организовать первые в истории съемки художественного фильма в космосе. В эти дни на космодроме Байконур ведется подготовка к отправке на корабле "Союз" очередной экспедиции на Международную космическую станцию. Следующий корабль "Союз" полетит с актрисой и режиссером на борту. Старт запланирован на октябрь. О том, почему возникла идея съемки фильма в космосе, какие этапы подготовки пройдут кандидаты перед полетом на МКС, о космическом туризме и о международном сотрудничестве в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал генеральный директор АО "Главкосмос" Дмитрий Лоскутов.

- Расскажите, кому и как в голову пришла идея снять фильм в космосе? Идею подглядели у Тома Круза, который еще за полгода до анонсирования российского фильма заявил о своих планах снять кино на МКС, или это совпадение?
- Насколько мне известно, идея съемок в космосе родилась не сегодня и не вчера, но в силу ряда причин, основными из которых являются все-таки технологические, она пока не получала своего развития. На сегодняшний день создан существенный научно-технический задел с учетом многолетнего опыта различного рода видеосъемок, в том числе на борту российского сегмента МКС. Кроме того, мы учитываем и опыт отбора, подготовки и обеспечения работы экипажа с непрофессиональным участником космического полета. Поэтому сегодня, как мы понимаем, пришло время для реализации этой идеи, принимая во внимание и наличие компактной видеотехники, которая может быть использована для съемок художественного фильма.

- За чей счет банкет? Будут ли на съемки фильма и полет актрисы потрачены бюджетные средства?
- Не планируется привлечения дополнительных средств федерального бюджета на съемки полнометражного художественного фильма и отправку участников космического полета на МКС.

- Кто прошел конкурс для участия в тренировках в Звездном городке?
- По итогам первого этапа отбора - участие в творческом конкурсе (анкеты и видеозапись "Письмо Татьяны Евгению Онегину") - Первым каналом отобраны 20 претенденток. В список включены как профессиональные актрисы, так и девушки, не имеющие отношения к актерской профессии, например, выпускница летного училища, каскадер. В настоящее время проходит второй этап - медицинский отбор в Центре подготовки космонавтов.

- Есть ли среди кандидаток актриса Софья Заика - жена одного из продюсеров фильма Константина Эрнста?
- Актриса Софья Заика не включена в список участников.

- Какие этапы подготовки пройдут участницы кастинга? Будет ли этап тренировок демонстрироваться в ходе некоего реалити-шоу?
- Участницы пройдут ускоренную специальную подготовку к космическому полету, включая испытания в сурдобарокамере, на центрифуге, вибростенде, ознакомительно-тренировочные полеты на самолете в условиях невесомости и парашютную подготовку. Процесс отбора участников космического полета и их подготовка для полета на МКС будут освещаться в серии телевизионных передач, планируемых к показу на Первом канале.

- С момента, наверное, выхода фильма Стенли Кубрика "Космическая одиссея 2001" в 1968 году, или, если вспомнить фильмы свежее: "Гравитация" и "Интерстеллар", мировой кинематограф научился имитировать съемки в невесомости в наземных павильонах. Почему потребовались съемки фильма "Вызов" именно в космосе?
- Во-первых, это все - по-настоящему. Этот проект привлечет дополнительное внимание мировой общественности к знаменательной дате - 60-летию полета Юрия Алексеевича Гагарина, дню, когда для человечества открылась дорога в космос. При этом люди, которые будут смотреть фильм, будут знать наверняка - это снято в космосе, руку к кинотворчеству приложили не только космонавты на орбите, но и все те, кто принимал участие в производстве ракеты-носителя, транспортного пилотируемого корабля, инфраструктуры, все те сотрудники предприятий госкорпорации "Роскосмос", кто готовил и осуществлял запуск этой пилотируемой миссии.
Во-вторых, это позволит людям увидеть, что космос на самом деле не так далек, и что в России есть десятки тысяч людей, для которых космическая деятельность - это ежедневная работа. Этот уникальный проект поможет понять, что полеты в космос постепенно становятся все более доступными, и что есть люди и в России, и в мире, которые отдают максимум своих сил, прикладывают все свои знания и умения для того, чтобы полеты человека в космос стали возможны не только для космонавтов или туристов, но и для все большего числа обычных людей, чем бы они ни были мотивированы.
Кроме этих задач будет решен и ряд новых технических и технологических задач - выполнена длительная экспедиция летчиков-космонавтов, опыт которых поможет для планирования долгосрочных космических полетов, впервые будет отработана единовременная миссия двух непрофессиональных участников космического полета, показаны технологии отбора и подготовки к космическому полету.
А для "Главкосмоса" это привлечение интереса в том числе целевой аудитории к становящейся все более доступной возможности космических полетов без многомесячной специальной подготовки. Кроме того, такой проект будет способствовать привлечению интереса потенциальных заказчиков к другим направлениям нашей работы, связанным с продвижением за рубеж продукции и услуг российской ракетно-космической промышленности.

- Космический полет будет длиться, если верить программе, 12 суток от старта до посадки. Обычно это очень тяжелый для организма людей период адаптации к невесомости, а актрисе придется в этот момент быть фотогеничной. Как планируете решать этот вопрос? Медикаментозно?
- Специалисты Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина обладают всеми необходимыми компетенциями и при подготовке кандидатов для полета в космос уделят этому особое внимание. Полагаю, каких-то специальных мер медицинского характера, с учетом отбора из большого количества участников, предпринимать не придется.

- В начале 2022 года планируется туристический полет на корабле Илона Маска Crew Dragon. Насколько SpaceX и другие американские коммерческие компании могут потеснить Россию на рынке космического туризма? Если туристы в 2000-х годах платили за полет до 50 миллионов долларов США, то насколько упадет цена после выхода на рынок космического туризма американских компаний? Есть ли у вас туз в рукаве? Что еще кроме самого космического полета вы можете предложить потенциальным туристам?
- Безусловно, мы просчитываем все варианты, включая перспективы регулярных полетов Crew Dragon и других пилотируемых кораблей иностранного производства. Сегодня и в ближайшие годы в нашу пользу будет играть не только конкурентоспособная цена, но и фактор исключительной надежности как ракеты-носителя "Союз-2", так и транспортного пилотируемого корабля "Союз МС", а также испытанная на практике система аварийного спасения экипажа. Коммерческие участники космического полета летят в космос за положительными эмоциями, бесценным опытом, возможностью последующей капитализации своего пребывания на орбите Земли, и вряд ли кто-то из них хочет ощутить себя манекеном для краш-тестов.
Помимо собственно полета мы рассматриваем возможность предоставления услуг по выходу в открытый космос, облета Земли по "Гагаринскому" маршруту, а также все подготовительные этапы. Например, лететь в космос по той или иной причине человеку не хочется, а вот пройти соответствующую подготовку и тренировку на Земле по специальной программе, ощутить состояние невесомости на борту специальной воздушной лаборатории, а затем получить соответствующий диплом о прохождении такой подготовки - напротив, ему очень бы хотелось. Мы готовы организовать и такой комплекс услуг.
В любом случае все этапы подготовки и полета обсуждаются с потенциальным клиентом индивидуально.

- Сообщалось, что следующие туристы отправятся на корабле "Союз" в 2022 году, а в 2023 году одному из туристов может быть предложен выход в открытый космос. Уже есть кандидаты на полет? Сколько времени туристу предстоит провести в тренировках на Земле к выходу в открытый космос? Насколько эта услуга увеличит стоимость "путевки" в космос?
- Услуга по подготовке к внекорабельной деятельности (выход в космос - ред.) значительно увеличивает стоимость полета и время подготовки к такого рода деятельности. Поскольку серьезных запросов к "Главкосмосу" на эту тему не было, мы не просчитывали ее стоимость. Продолжительность тренировок, в отличие от стоимости, по нашим расчетам, увеличится некритично. В настоящее время для непрофессионального участника космического полета (без внекорабельной деятельности) она может быть сопоставима с предложениями наших американских коллег (около 15 недель).

- В 2019 году Россия помогла ОАЭ отправить в космос первого космонавта страны Хаззаа Аль-Мансури. Сообщалось, что ведутся переговоры о длительном полете арабского космонавта на МКС, а потом оказалось, что Аль-Мансури со своим дублером оказались в штате отряда астронавтов НАСА. Для вас это было неожиданностью? Как вы восприняли такое решение?
- Мы горды тем, что наша компания была причастна к первому полету космонавта ОАЭ в космос, и высоко ценим опыт взаимодействия с эмиратскими коллегами. В то же время ОАЭ - суверенное государство и исходит из собственных национальных интересов. "Главкосмос" не уполномочен давать оценку решениям какой бы то ни было страны.

- Через вас также идут контракты с европейской компанией Arianespace по проекту "Союз в Куру". До какого года с космодрома Куру будет летать ракета "Союз-СТ"?
- Комплекс запуска "Союз" в Гвианском космическом центре получил квалификацию в 2011 году и рассчитан на 15 лет эксплуатации или на 50 запусков ракет-носителей "Союз-СТ" (на сегодняшний день состоялось 25). После этого потребуется принятие решения европейской стороной о продлении при необходимости его технического ресурса. Мы, безусловно, ценим опыт взаимодействия с европейскими партнерами и полагаем, что нам в дальнейшем удастся прийти к решению, которое способствовало бы продолжению использования данного стартового комплекса, в том числе в интересах третьих стран.

zandr

https://tass.ru/kosmos/11088995
ЦитатаГлава ЕКА заявил, что Европе следует сосредоточиться на коммерциализации космоса
ПАРИЖ, 7 апреля. /ТАСС/. Новый генеральный директор Европейского космического агентства (ЕКА) Йозеф Ашбахер намерен добиться большей коммерческой отдачи от космической деятельности и готовится трансформировать агентство. Об этом он рассказал в интервью ТАСС после вступления в должность.
"Есть несколько конкретных видов деятельности, которым обязательно нужно уделить внимание, и нам следует сосредоточиться на коммерциализации. Это важная для всего мира тема и для Европы в частности. Я бы хотел усилить коммерческие аспекты в космосе в дополнение к научному сотрудничеству", - заявил Ашбахер. Он добавил, что рассчитывает обсудить эту тему на высоком уровне с представителями стран - участниц.
В списке приоритетов нового гендиректора ЕКА присутствует работа в сфере безопасности и более тесные отношения с Евросоюзом. "Я бы хотел трансформировать ЕКА в более современное, быстрое, гибкое и эффективное агентство, чтобы справляться с вызовами следующего десятилетия", - сказал Ашбахер.
В ближайшее время генеральный директор агентства представит свою "Повестку-2025", в которой планирует подробно изложить приоритеты и цели организации.

Освоение космоса
Европа должна наращивать активность в освоении космоса, и в этом ей следует вдохновляться примером России, США и Китая, добавил Ашбахер.
"Я бы действительно хотел, чтобы Европа была большой силой в космосе. Повестка 2025 года сфокусирована на том, как Европа может нарастить свою активность в космосе, вдохновляясь деятельностью России, США, Китая и других крупных космических держав. И я думаю, что люди, которые принимают решения в ЕС, должны смотреть на Европу в контексте ее экономических возможностей, а также отношений с другими космическими державами, чтобы быть и оставаться сильным партнером в космосе, потому что принимают и уважают лишь сильных партнеров. Вот чего я хочу", - подчеркнул он.

Партнерство с Россией
По его словам, ЕКА ценит партнерство с Россией в области ракет-носителей и продолжит использовать "Союзы" в ближайшие годы, однако планирует сосредоточить усилия на собственных разработках.
"У нас очень успешный опыт использования ракет-носителей "Союз", <...> это замечательный пример сотрудничества между ЕКА и Россией. Как вы знаете, Arianespace успешно запускает российские "Союзы" с космодрома Куру уже почти 10 лет. Это очень эффективная программа, и мы бы хотели продолжить это сотрудничество в ближайшем будущем", - рассказал Ашбахер.
В то же время Ашбахер, отвечая на вопрос о возможности использования новых российских ракет, например "Союз-5" или "Ангара", отметил, что в настоящее время организация работает над целой серией запусков с использованием европейских Ariane 6 и Vega-C. "Конечно же мы сфокусируемся на эксплуатации этих носителей после первого запуска, который запланирован на следующий год. Мы сосредоточимся на том, чтобы обеспечить надежность и экономическую эффективность при использовании этих ракет", - пояснил он.

Запуск Ariane 6
Кроме того, ЕКА рассчитывает осуществить первый запуск новой ракеты-носителя нового поколения Ariane 6 во второй половине 2022 года.
"Первый полет Ariane 6 запланирован на следующий год, у нас сейчас как раз идет обсуждение. Пока нет четкой даты, но это скорее всего случится примерно во второй половине следующего года. Мы определимся в течение пары недель", - подчеркнул Ашбахер.
Ariane 6 - новое поколение ракет-носителей семейства Ariane. Она будет выпускаться в двух модификациях: легкая версия Ariane 62, оснащенная двумя боковыми твердотопливными ускорителями и способная нести полезную нагрузку массой до 5 т, и тяжелая версия Ariane 64, имеющая четыре ускорителя и позволяющая выводить на орбиту до 10,5 т груза.
Изначально планировалось, что первый запуск состоится в 2020 году, однако президент объединения Ariane Group ("Ариан груп") Андре-Юбер Руссель заявил в июле, что на фоне пандемии коронавируса это событие перенесено на 2021 год. В конце октября Европейское космическое агентство сообщило, что запуск Ariane 6 планируется на второй квартал 2022 года.

Биография
Йозеф Ашбахер вступил в должность генерального директора Европейского космического агентства с 1 марта 2021 года. Он сменил на этом посту профессора Яна Вернера, который занимал его с июля 2015 года по февраль 2021 года.
Новый глава ЕКА окончил Инсбрукский университет (Австрия) и с 1985 по 1989 год занимался исследованиями в Институте метеорологии и геофизики при данном университете. В 1990 году он пришел на работу в ЕКА. С 2006 года возглавлял программу спутникового мониторинга Copernicus. В 2014 году Ашбахер был назначен главой программы планирования и координации Европейского института космических исследований в Италии, где среди прочего отвечал за планирование программ ЕКА по наблюдению за поверхностью Земли.

zandr

Цитата: triage от 08.04.2021 11:28:30
Цитата: undefinedhttps://ria.ru/20210408/arbuzov-1727198377.html
11:00 08.04.2021
В феврале было объявлено о завершении формирования холдинга ракетного двигателестроения во главе с НПО "Энергомаш". Процесс длился с 2015 года. Теперь в одном холдинге собраны практически все отечественные компетенции в области ракетного двигателестроения и двигателей для космических аппаратов. О новой структуре, разработке ракетных двигателей на метане и водороде, о стоимости двигателей для ракеты "Ангара", поставках продукции в США и отношении к Илону Маску в интервью корреспондентам РИА Новости Дмитрию Струговцу и Андрею Красильникову в преддверии Дня космонавтики рассказал генеральный директор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов.

- Одна из работ, которую вы должны завершить в ближайшее время - создание двигателя РД-171МВ для ракеты "Союз-5". Расскажите, как идет работа над двигателем? Когда планируется изготовить первый серийный образец?

- В конце прошлого года мы начали испытания первого доводочного двигателя, а до этого для примерочных испытаний отправили макет еще одного РД-171МВ в Самару. Дальше будет собран двигатель для постановки в макет ракеты. Всего до конца года наша задача - собрать четыре двигателя для различных испытаний, в том числе огневых в составе первой ступени. В 2022 году мы начинаем поставку РД-171МВ для летных испытаний, и нет никаких сомнений, что мы выполним свои обязательства.

- Сколько всего двигателей предполагается изготавливать в год?

- По сегодняшним оценкам - по 3-4 серийных двигателя в год после 2023 года. Все будет зависеть от того, как будет формироваться спрос на рынке пусковых услуг на ракету "Союз-5".

- Что отличает РД-171МВ для "Союза-5" от РД-171М для "Зенита"?

- В новой версии двигателя мы полностью поменяли всю систему управления на российскую. Кроме того, за небольшим исключением практически все узлы и агрегаты были подвергнуты изменениям с учетом того опыта, который мы получили при создании двигателей РД-180 для ракет Atlas 5 и РД-191 для "Ангары", в первую очередь с точки зрения прочностных характеристик, надежности, качества выпускаемой продукции.

- Можно ли модернизировать под ракеты "Союз-5" оставшиеся в запасах двигатели для ракеты "Зенит"?

- С учетом требований, заложенных в ракету "Союз-5", имеющиеся двигатели невозможно модернизировать. Пока судьба их непонятна.

- Раньше звучала идея разработки более мощного двигателя РД-175 на базе РД-171М. Сейчас в каком она состоянии?

- Периодически возвращаемся к этой идее. В свое время по РД-175 были проведены работы, сделан эскизный проект, но пока на этом остановились.

- В прошлом году было завершено изготовление двигателей РД-276 для ракет "Протон". Сколько комплектов двигателей осталось использовать до завершения программы? Не планируется ли возобновлять их производство?

- В начале 2020 года мы отгрузили в Центр Хруничева последние два комплекта двигателей. На этом их производство закончено. Сегодня вся оснастка законсервирована, оборудование находится в состоянии мобилизационной готовности. Никаких решений по поводу возобновления производства двигателей пока нет.

- Ваше предприятие производит двигатели для ракеты "Ангара", которая сменит "Протон". Когда планируется изготовить первый двигатель РД-191М для модернизированной "Ангары-А5М"?

- Сейчас практически полностью завершена разработка конструкторской документации на этот двигатель. Полностью изменена кооперация. Практически все, что раньше закупалось вне интегрированной структуры ракетного двигателестроения, теперь изготавливается на предприятиях холдинга. В Перми завершается строительство нового, современного завода для производства этого двигателя, и ведется закупка материалов для изготовления первых двух РД-191М. Первый экземпляр планируется изготовить в середине 2022 года и в том же году на площадке в Химках приступить к его испытаниям. В 2023 году мы должны поставить серийные двигатели для летных испытаний.

- Новая версия двигателя для "Ангары-А5М" будет дешевле первоначальной версии для "Ангары-А5"?

- Мы делаем все возможное, чтобы снизить цену двигателя, сделать ракету конкурентной. Для этого проводится целый комплекс мероприятий - это и перевод на пермскую площадку, и применение современных технологий, и оптимизация процессов производства. Все эти шаги позволят добиться снижения цены.

- Сможет ли по объемам производства двигатель для "Ангары" для пермского предприятия "Протон-ПМ" стать заменой ранее выпускавшегося двигателя для ракет "Протон"?

- Мощностей для производства двигателей хватает. Но таких объемов, когда в самые напряженные времена производилось по 16 комплектов двигателей РД-276 в год, а пуски Протона были раз в месяц, наверное, уже не будет.

- Можете пояснить: производство двигателя для "Ангары" передается в Пермь, у вас остается производство двигателей для ракеты "Союз-5". Что еще будет производиться на подмосковной площадке, а что в филиалах?

- НПО "Энергомаш" сохранит производство РД-171МВ, а производственная база будет использоваться как опытный завод для создания перспективных образцов ракетных двигателей. Из-за того, что на "Энергомаше" производятся два типа двигателей для США, двигатели для "Ангары" и "Союза-5", мы не можем сконцентрироваться на создании опытных образцов перспективных двигателей, не мешая серийному производству. Освобождая производство, мы даем себе возможность ускорить процессы разработки новых двигателей до 3-4 лет. Скорость вывода двигателя на рынок очень важна, даже принципиальна. Темпы, которые мы позволяли себе раньше, по 10-15 лет, никого в мире не устраивают. И потенциальных партнеров интересует наша возможность поставить для них двигатели максимум за 3-5 лет. На этом рынке очень высокая конкуренция. И еще надо понимать, что все страны, в основном, пытаются локализовать производство двигателей у себя, потому что это продукция двойного назначения.
В Перми на "Протон-ПМ", как уже было сказано, будет развернуто производство РД-191М, а также производство газотурбинных электростанций, компонентов авиационных двигателей.

Что касается Воронежского центра ракетного двигателестроения, то там продолжат производить двигатели для вторых ступеней ракет "Союз" и "Ангара", будет вестись работа по водородной и метановой тематике.
С местом размещения производства коммерческого двигателя мы пока не определились. Рассматриваем варианты.

- Какие перспективы у двигателя РД-180МВ для ракет "Союз-6", и где он будет производиться?

- Все зависит от решения, которое будет принято по "Союзу-6" и сверхтяжелой ракете, в которой двигатель должен стоять на центральном блоке. Если решение о создании ракет будет принято, будем производить его в Химках.

- Как вы упомянули, метановая тематика будет сконцентрирована в Воронеже. Сообщалось, что до конца этого года планируется изготовить демонстрационный метановый двигатель РД-0177. Эти планы сохраняются?

- Да, мы сегодня ведем над ним активную работу.

- Какие перспективы имеются у метанового топлива? Какие преимущества и недостатки вы могли бы назвать?

- Сегодня метановая тема захватила весь мир, стала модным трендом. Все начали заниматься метаном. Ближе всего к реализации американцы с ракетой Vulcan и двигателем BE-4. Обещают, что в 2022 году полетят. Метановой тематикой занимаются Китай и Япония. Если говорить о преимуществах метана, то, в первую очередь, он выгоден в многоразовых системах. Во-первых, метан дешевле керосина. Во-вторых, практически не образует сажи, которая является главным препятствием для сокращения сроков и затрат подготовки двигателя для повторного применения. Есть и недостатки - из-за низкой плотности по сравнению с керосином требуются большие по размерам баки. В свое время основатель НПО "Энергомаш" Валентин Петрович Глушко, возглавляя совет по ракетным топливам при Академии наук, исследовал комбинации веществ в качестве окислителя и горючего применительно к ракетным топливам. Была исследована практически вся таблица Менделеева, в том числе и метан. И в результате было показано, что при более высоком удельном импульсе (на примерно 10-15%), чем у кислородно-керосиновых жидкостных двигателей, баки ракеты с метаном той же массы, что и керосин, будут тяжелее. Поэтому идея создания метанового двигателя была отложена, и задачи работать по этой тематике долгое время не ставились.

- Можете ли сравнить разрабатываемый в России РД-0169 с американскими двигателями Raptor и BE-4? Наш лучше?

- Понимаете, всегда нужно сравнивать сравнимое. BE-4 с тягой 250 тонн, наш РД-0169 создается с тягой около 100-120 тонн. Как их сравнивать? Что касается Raptor, то он тоже в другой весовой категории находится. Время покажет, кто создаст более совершенную конструкцию.

- На ваш взгляд, будет ли у американцев готов в 2022 году двигатель BE-4 - замена РД-180?
- Мне сложно судить. Пуск первой ракеты Vulcan сдвигается с 2017 года. Понятно, что создание двигателя там идет не без трудностей, но они уже вышли на стендовые испытания. Частный инвестор - компания Blue Origin - очень заинтересована в успехе, ведь в создание двигателя уже вложены значительные средства.

- Если заговорили про американцев, как вы относитесь к главе компании SpaceX Илону Маску?

- Как к конкуренту. С уважением. На самом деле, он хороший раздражитель не только для нас, но и для американского рынка. При нем пошел новый виток именно коммерческого использования многоразовости. И очевиден результат серьезного прорыва. Но мы все понимаем, что никаких особых супер инновационных решений в его двигателях нет.

- Вернемся к метановому топливу. Сообщалось, что в случае, если российская сверхтяжелая ракета для полета на Луну будет на метане, то на нижних ступенях могут поставить более мощный двигатель РД-182, чем изначально предполагавшийся РД-0169. Расскажите подробнее об этом.

- У нас была и остается идея создания более мощного метанового двигателя для нижних ступеней "сверхтяжа". Ведь при тяге РД-0169 около 100 тонн придется поставить на ракету три десятка таких двигателей. Специалисты РКЦ "Прогресс" согласны с нами, что неразумно ставить "гроздь" маленьких двигателей, поэтому предложен двигатель тягой 250 или даже 600 тонн. Есть понимание, как его сделать, и в свое время такие работы проводились на "Энергомаше".

- Расскажите о работах по созданию водородных двигателей РД-0146 и РД-0150?

- Проектирование и создание опытного образца РД-0146, предназначенного для разгонного блока КВТК (кислородно-водородный разгонный блок тяжелого класса для ракет семейства "Ангара" - ред.), было завершено в 2014-2017 годах. Потом была пауза. Но сейчас все решения по созданию двигателя приняты.
По (двигателям - ред.) РД-0150, предназначенным для третьей ступени ракеты "Ангара-А5В", проведены все работы по эскизному проектированию, теперь необходимо получить решение по нему и дальнейшее финансирование этого проекта. Пока их нет.

- То есть многолетняя задержка в создании КВТК не была связана с двигателем?

- Она была связана с отсутствием задач для этого разгонного блока. Парадокс в том, что мы стояли у истоков создания водородных двигателей, но являемся единственной страной среди космических держав, которая его не применяет. При этом высокоэффективная и самая высокоэнергетическая топливная пара - кислород и водород - особенно важна, учитывая наше географическое положение. Надеюсь, что в ближайшее время мы примем решение по использованию водородных технологий.

- А почему не сложилось с водородом?

- Потому что это влечет создание дополнительной наземной инфраструктуры. И сочетание различных компонентов топлива на одном старте является сдерживающим фактором. К тому же мы долгие годы живем с традиционными парком надежных ракет и наземной инфраструктуры. А водород требует очень серьезных инженерных решений и, соответственно, больших затрат на создание, прежде всего, заправочной инфраструктуры.

Тем не менее, я считаю, что эффект от него будет значительно выше наших традиционных решений. Это перспективный путь.

- В 1990-е годы Россия помогла Индии в создании водородного ракетного двигателя. Какие из ваших двигателей больше всего интересуют зарубежных партнеров сейчас?

- Вся гамма двигателей в зависимости от уровня развития технологий в той или иной стране.

- Ранее Китай интересовался российскими наработками в области двигателестроения для нужд создания своей сверхтяжелой ракеты. В итоге Китай на своих двигателях будет делать "сверхтяж"?

- Я думаю, что да.

- А по сотрудничеству с Индией можете что-то сказать?

- Переговоры ведутся, и интерес у этого партнера к развитию сотрудничества довольно высокий.

- В этом году планируется поставка в США шести двигателей РД-180. Это последние заказанные двигатели или планируются еще?

- Эти двигатели лежат готовые, но пандемия коронавируса не дает нам возможности вывезти их в США. Поставим их в этом году. Они последние по действующему контракту.

- Насколько ощутимым для "Энергомаша" станет завершение контрактов на поставку двигателей в США?

- Говорить о том, что это пройдет бесследно для нас, было бы необъективно, поскольку это серьезный объем работ. Помимо экономической выгоды это и постоянный обмен специалистами, и внедрение современных технологий. Но если говорить об объемах, то российских заказов довольно много. И, скажем так, мы ушли от зависимости только от зарубежных контрактов. Многообразие позволяет диверсифицировать портфель заказов и не испытывать серьезных рисков.

- А ведь когда-то зарубежный заказ спас предприятие...

- Естественно, спас. Тут можно не стесняясь говорить об этом. Это серьезно улучшило возможности и потенциал предприятия. В тот период за счет зарубежных контрактов было серьезно подтянуто качество изготовления двигателей. И система менеджмента качества, которая была внедрена, серьезно помогает нам сейчас в изготовлении двигателей для внутреннего рынка.

zandr

https://tass.ru/interviews/11098633
ЦитатаГендиректор ЕКА: полет Гагарина стал источником вдохновения для европейской космонавтики
Йозеф Ашбахер Пресс-служба Европейского космического агентства
Йозеф Ашбахер  © Пресс-служба Европейского космического агентства
Новый генеральный директор Европейского космического агентства (ЕКА) Йозеф Ашбахер назвал источником вдохновения для европейской космонавтики полет Юрия Гагарина в космос, а также охарактеризовал Россию как один из ориентиров для агентства в этой отрасли. В первом интервью для российских СМИ, которое он предоставил агентству ТАСС, глава организации подробно рассказал о планах дальнейшего сотрудничества с Россией, о будущем МКС, а также о любви к русскому балету.

-- Совсем недавно вы вступили в должность генерального директора агентства. Как вы себя ощущаете на новом месте, особенно учитывая, что это произошло в столь непростой для человечества период?
-- Первый месяц было довольно напряженно: много работы, плюс ситуация с COVID-19 накладывает определенные ограничения. Например, я, к сожалению, не могу путешествовать, чтобы встретиться с моими партнерами, многие из нас работают удаленно, как и я сам. В таком контексте это особенный опыт, но, к счастью, я уже 20 лет в ЕКА и знаю наших сотрудников, наших партнеров. Я в работе с первого дня, потому что знаком с ситуацией. Было трудно, но для меня это большое удовольствие.

-- В этом году отмечается 60-я годовщина первого полета человека в космос. Что значит эта дата для ЕКА и для вас лично?
-- Это очень важный год. Пользуясь случаем, хочу поздравить Россию с 60-й годовщиной первого полета человека в космос -- Юрия Гагарина. Конечно же, этот год важен и для нас как агентства, потому что мы вдохновлялись этим событием.
Как вы знаете, у нас в ЕКА есть своя программа пилотируемых полетов и много астронавтов готовятся к полету в рамках будущих миссий. Тома Песке отправится на Международную космическую станцию (МКС) в конце апреля. Я бы хотел поблагодарить наших российских партнеров и NАSА, Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) и Канаду за то, что отдали такую привилегию Тома Песке: стать командиром экипажа в последние несколько недель его пребывания на борту космической станции. Затем его сменит Маттиас Маурер, а после него будет Саманта Кристофоретти в следующем году. Так что у нас впереди интенсивная программа.
Мы очень гордимся тем, что в рамках МКС нам удается тесно взаимодействовать с Россией и другими нашими партнерами: США, Японией, Канадой.
Все три наших астронавта, которые отправятся на МКС, хорошо знают Россию, они говорят на русском, были на Байконуре, прекрасно знакомы со Звездным городком. И это международное сотрудничество прекрасно функционирует
ЕКА -- это, определенно, сильный партнер, и мы придерживаемся международного подхода к использованию космоса. Разумеется, в мирных целях, согласно нашей конвенции. Я вижу, как развивается наше сотрудничество с международными партнерами, и это возможность строить мосты между странами и политическими системами. Даже если иногда возникает напряженность на политическом уровне, в космосе мы очень хорошо работаем вместе. В этом сила космоса, и наше агентство радо быть партнером для разных государств на этом направлении.

-- Вы сказали, что первый полет человека в космос стал источником вдохновения для ЕКА. А что стало вдохновением для вас лично? Почему вы решили посвятить свою жизнь космосу?
-- Когда мне было семь лет, состоялась посадка экипажа Нила Армстронга на Луну, и это действительно вдохновило меня узнать о том, что из себя представляет космос, что там происходит. Так что да, космический полет, астронавты, космонавты -- все это очень вдохновляет.
Когда учился в университете, я подал заявление на участие в космической программе. Австрия тогда как раз искала кандидатов в космонавты для полета на станцию "Мир". Я тогда еще был слишком молод и не закончил обучение в университете, но все равно подал заявление, потому что решил, что это очень захватывающе. У меня не вышло
В тот год выбрали Франца Фибёка. Но я все равно его большой поклонник. Не только потому что он австриец, но и потому что он летал на станцию "Мир". Это очень вдохновляло и подталкивало к новым свершениям на протяжении моей карьеры, а также стимулировало интерес и любознательность в течение всей жизни.

-- Можете ли вы рассказать, чем любите заниматься в свободное от работы время? Какие у вас хобби?
-- Что я делаю, когда не на работе? Я очень много работаю, так что в этом смысле есть определенная проблема. Я люблю свою работу, она и есть мое хобби. Так что я не чувствую стресса, мне нравится то, чем я занимаюсь.
Конечно же, мне требуется смена физической и умственной деятельности, поэтому я занимаюсь разными видами спорта. Я из Австрии, так что мне нравятся горные лыжи, сноуборд, я катаюсь на велосипеде, занимаюсь гимнастикой, ну и другими вполне обычными вещами.
Конечно же, мне иногда нужен отдых. Я провожу время с семьей, изучаю культуру, хожу в театры, слушаю музыку. Мне очень нравится это делать вместе с родными: ходить на концерты, на спектакли, на балет, особенно на русский балет. Он очень известен, и я обожаю его.

-- А когда вы последний раз ходили на русский балет?
-- Я смотрел балет в Мариинском театре, но это было много лет назад. В последний же раз я смотрел русский балет в Инсбруке, там выступала очень мощная труппа. Это было перед [очередным] ковидным локдауном в декабре прошлого года. Это был фантастический балет, очень впечатляющий.
Мне и правда повезло: я успел посмотреть пять постановок за полтора месяца. Но после локдауна я больше не имел такой возможности.

-- Позвольте задать несколько вопросов о сотрудничестве с Россией. В частности, какое место оно занимает в вашей работе? На каких совместных проектах ЕКА и РФ планируют сосредоточиться в ближайшие годы?
-- Конечно же, Россия -- крупная и пользующаяся уважением космическая держава. Как вы знаете, наше партнерство длится уже десятилетия, оно включает в себя запуски ракет -- у нас очень успешный опыт использования ракет-носителей "Союз". Также это пилотируемые полеты в космос, межпланетные перелеты, эксперименты на космических станциях.
У нас много областей сотрудничества с Россией, и самый крупный проект -- это "ЭкзоМарс". Первая часть миссии -- орбитальный аппарат для исследования малых составляющих атмосферы (TGO), который с 2016 года находится на орбите и показывает отличные результаты. Европейские и российские инструменты позволяют изучать атмосферу и окружающую среду Марса, и довольно успешно.
Недавно у меня была возможность поговорить с господином Рогозиным в середине марта, и мы обсудили успешный полет уже находящегося на орбите Марса TGO.
Сейчас мы сосредоточены на второй части программы "ЭкзоМарс" -- это "ЭкзоМарс-2022". Она состоит из российского модуля с посадочной платформой и ровера, который предоставило ЕКА. Они готовы к запуску в следующем году
Было очень приятно побеседовать с главой Роскосмоса, но, к сожалению, только по видео, потому что сейчас мы не можем путешествовать. Мы согласились, что фокусировка на миссии "ЭкзоМарс" является для нас приоритетной задачей.
Кроме того, у нас хорошее сотрудничество по Луне, в частности миссия "Луна-25". Там на борту будет камера от ЕКА, "Пилот-Д", которую уже отправили в Россию для запуска, он состоится в октябре этого года. Для России "Луна-25" станет первым аппаратом с европейскими приборами на борту, который отправится на естественный спутник Земли.
После "Луны-25" будет еще один спускаемый аппарат, который запустят в рамках миссии "Луна-27". Он будет снабжен европейской системой навигации для точной посадки, а также европейской бурильной установкой. Оба инструмента сейчас находятся в разработке. Но дополнительно ЕКА планирует предоставить наземную поддержку всех трех лунных миссий с 25-й по 27-ю.
Также, возможно, стоит упомянуть, что робот European Robotic Arm будет запущен на российском многофункциональном модуле "Наука", который вскоре станет частью МКС. Это очень важный элемент нашего партнерства с Россией, которое мы строим уже много лет. У нас много проектов с Россией, и я очень рад этому. Мы бы очень хотели поблагодарить наших российских партнеров за тесное сотрудничество, и я с нетерпением жду в будущем следующих шагов, особенно в рамках миссии "ЭкзоМарс".

-- Вы подняли тему ракет-носителей и, как я понимаю, вы по-прежнему намерены использовать ракеты "Союз", по крайней мере, в ближайшие годы. А планируете ли вы использовать российские носители нового поколения "Союз-5" или "Ангара"?
-- Ракеты-носители -- это еще один замечательный пример сотрудничества между ЕКА и Россией. Arianespace успешно запускает российские "Союзы" с космодрома Куру уже почти десять лет. Это очень эффективная программа, и мы бы хотели продолжить это сотрудничество в ближайшем будущем.
Что касается новых ракет, то мы сейчас работаем над целой серией запусков в рамках программ Ariane 6 и Vega-C. И конечно же, мы сфокусируемся на эксплуатации этих носителей после первого запуска, который запланирован на следующий год. Мы сосредоточимся на том, чтобы обеспечить надежность и экономическую эффективность при использовании этих ракет.

-- Не могли бы вы уточнить предварительную дату первого полета Ariane 6?
-- Первый полет Ariane 6 запланирован на следующий год, у нас сейчас как раз идет обсуждение. Пока нет четкой даты, но это скорее всего случится примерно во второй половине следующего года. Мы определимся в течение пары недель.

-- Как вы оцениваете роль МКС в научном прогрессе? Каковы прогнозы ЕКА относительно будущего станции?
-- У МКС очень важная роль.
Невозможно переоценить роль МКС для науки и для изучения космоса, а также для международного сотрудничества и политики сближения, если можно так выразиться. Это уникальный проект, который дает стольким странам возможность проводить огромное количество научных экспериментов. Также он позволяет увидеть, на что мы способны, когда объединяем усилия и работаем сообща
Мы в ЕКА решительно настроены продолжать работу на МКС до 2024 года в рамках существующего соглашения. Также мы выступаем за продление этих операций после 2025 года. Конечно, потребуются новые решения, но мы очень настроены на то, чтобы добиться этого. На будущее мы анонсируем ряд коммерческих инициатив в космосе и усилий, внедрим их проекты на станции. Одно из таких направлений -- это полеты коммерческих участников экспедиций, в чем Россия уже накопила большой опыт.
Я полагаю, что будущее МКС, как и всей космической индустрии, будет более коммерческим и будет включать больше частных проектов. Именно этого я ожидаю в отношении космической станции. Я также ожидаю, что будут поступать инвестиции из частного сектора.
Это не значит, что правительственные космические агентства покинут станцию, по крайней мере не со стороны ЕКА. Но это значит, что МКС станет уникальной платформой для государственно-частного партнерства. Вот так я вижу это, и мне кажется, что это довольно интересный вектор развития.

-- На МКС периодически случаются технические проблемы. Если они станут критическими, где ЕКА планирует продолжать эксперименты в условиях микрогравитации? Готовы ли вы присоединиться к России, если она предложит создать новую космическую станцию?
-- Конечно, сейчас МКС нуждается в модернизации или замене некоторых элементов, и нам необходимо сохранить присутствие на низкой околоземной орбите, это очевидно. Поэтому ЕКА, как и наши коллеги из России, сейчас анализирует не только то, как улучшить МКС и повысить ее эффективность, но и что делать в "постэмкаэсную" эру.
Одна из тем, над которой мы сейчас работаем, -- это модернизация европейского модуля "Коламбус". Европейская стратегия освоения космоса включает ряд ключевых моментов. Первый -- это люди и низкая околоземная орбита. Второй -- люди за пределами этой орбиты. Третий -- робототехническое исследование Марса. Четвертый -- робототехническое исследование Луны. Все эти темы связаны между собой, что показывает большую важность нашего присутствия на низкой околоземной орбите.

-- Вы упомянули робототехническое исследование Луны, а я как раз хотел спросить вас о лунной базе. Китай объявил о предложении построить свою станцию вместе с Россией и, возможно, с ЕКА, если вы согласитесь на это. Заинтересованы ли вы в этом проекте? Обсуждали ли вы его с Россией и Китаем?
-- Работа на поверхности Луны обсуждается рядом космических агентств, в том числе ЕКА. Это могло бы стать следующим шагом в освоении космоса и принести прорывные научные и технологические достижения. Также это помогло бы нам найти новые ресурсы, а Луна стала бы платформой для будущих миссий в дальнем космосе.
Что касается сотрудничества с Китаем и Россией -- мы, конечно же, пристально следим за этими планами. Пока что мы видели только объявление о создании международной лунной исследовательской станции. Наши китайские партнеры связались с нами неформально, и я ожидаю дополнительной информации, чтобы лучше понять, в каких условиях все будет происходить
Господин Рогозин как раз упоминал об этом в ходе нашего разговора в марте. Но я жду, когда появится больше информации и будет озвучено более формальное предложение касательно того, во что это выльется и какое значение будет иметь. Было бы интересно увидеть этот российско-китайский проект.
Я бы хотел напомнить, что ЕКА участвует в лунном проекте Gateway в рамках программы Artemis. В том числе это элементы, которые мы готовим со стороны Европы, в ЕКА. В этом контексте исследование Луны для нас очень важно.

-- Возможно, вы планируете посетить Россию, чтобы встретиться с Дмитрием Рогозиным лично, когда границы вновь откроют?
-- Сейчас границы закрыты, путешествовать очень трудно, много ограничений. Да и в некоторой степени опасно.
Я немало впечатлен стратегией вакцинации в России. Сейчас вакцинация проходит и в Европе. Я надеюсь, что вакцины вскоре позволят нам всем возобновить путешествия.
Пока что у меня нет конкретных планов по визиту в Россию, но я, конечно же, надеюсь, что условия позволят мне вскоре отправиться туда. Кроме того, господин Рогозин любезно пригласил меня посетить Россию, и я был бы очень рад это сделать. Пока что даты нет, но как только обстоятельства и мой календарь сложатся, я буду рад поехать туда.
Дмитрий Орлов