Интервью о космических полётах

Автор zandr, 31.12.2019 17:26:24

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

31.12.2019 17:26:24 Последнее редактирование: 13.06.2020 00:00:26 от zandr
https://ria.ru/20190411/1552575394.html
ЦитатаСергей Крикалев: ОАЭ планируют купить космический корабль "Союз"
 Скрытый текст:
11.04.2019
58 лет назад, 12 апреля 1961 года, с космодрома Байконур на ракете "Восток" в космос отправился первый человек - Юрий Гагарин. Он положил начало целой череде космических побед нашей страны в области пилотируемой космонавтики. О международном сотрудничестве и перспективах российской космонавтики в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу в преддверии Дня космонавтики рассказал исполнительный директор госкорпорации "Роскосмос" по пилотируемым космическим программам, Герой Советского Союза и Герой России Сергей Крикалев.
-- Некоторое время назад Индия провела испытания противоспутникового оружия. Глава НАСА заявил, что некоторые из обломков угрожают МКС. Следит ли Роскосмос за ситуацией, насколько считает ее опасной для станции?
-- Любой неконтролируемый объект в космосе это плохо: будь то потерявшая управление ступень или спутник. Сейчас идет разработка правовых механизмов, чтобы уменьшить количество таких неконтролируемых объектов в космосе вплоть до того, что введено правило не отрабатывать до конца топливо в космической технике, а остатки использовать для ее увода на орбиту захоронения или сведения в атмосферу Земли.
Что касается индийского спутника, то высота, на которой он был сбит, ниже МКС, но поскольку осколки разлетались в разные стороны, потенциально опасность для станции есть, и это не очень хорошо. Не все эти осколки можно отследить. Мелкие, у которых маленькая отражательная способность, наверное, нельзя. Пусть вероятности столкновения и небольшие, но лучше их иметь в виду при обеспечении безопасности станции.

-- Продолжая индийскую тему, какую помощь Роскосмос окажет в формировании отряда космонавтов и создании пилотируемой космической системы Индии?
-- При переговорах с Индией с самого начала обговаривалось, что пока не планируется полета индийского космонавта на российском корабле на МКС. Может быть, в будущем такое станет возможно. Сейчас же они делают свой пилотируемый корабль, поэтому обратились к нам для взаимодействия, оказания помощи. Обсуждается, как мы им будем помогать -- отдельными элементами или целыми системами. Также будем делиться опытом в отборе и формировании отряда космонавтов. Пока идет обсуждение направлений сотрудничества, документы еще не подписаны.

-- Осенью планируется полет на МКС на российском корабле "Союз" космонавта из ОАЭ. Планируется ли дальнейшее сотрудничество?
-- ОАЭ хочет совершить не просто одиночный полет, а реализовать долгосрочную космическую программу. У них уже создан свой Центр управления полетами, строятся спутники. В части пилотируемых программ они намерены создать свой отряд космонавтов и с какого-то момента, может быть, заниматься самостоятельными запусками космонавтов, а может, как Европа, летать на чьих-то кораблях. В рамках перспективной программы полетов ОАЭ планируют организовать специализированную пилотируемую миссию, для которой потребуется корабль. Речь идет о закупке у нас корабля "Союз", то есть двух мест в нем, поскольку по закону командиром корабля "Союз" должен быть гражданин России. Полет возможен не ранее, чем через два года. Переговоры идут, но пока контрактом оформлен только короткий полет в этом году.

-- Специализированная миссия будет долгосрочной?
-- Будет ли этот полет две недели или месяц -- это вопрос обсуждения, ведь корабль никак не будет привязан к нашей программе полетов.

-- Также сообщалось о возможном полете двух туристов на "Союзе" до 2021 года. Определено ли, кто это будут?
-- Пока не определено. Создание специализированного корабля -- это долгий процесс, идет заключение контрактов на производство корабля, в нем зарезервировано два места, но кто полетит, пока не известно. Это скорее потенциальная возможность.

-- Производство "Союза" оплачивает Space Adventures или Роскосмос?
-- Контракт с исполнителями заключает Роскосмос, который, в свою очередь, по графику получает деньги от заказчика. В конечном итоге эти деньги идут на производство корабля, пусковые услуги и в прибыль госкорпорации.

-- На сайте американских госзакупок, а затем в проекте бюджета НАСА на 2020-й финансовый год сообщалось, что США планируют закупить два места в кораблях "Союз" для доставки своих астронавтов на МКС в 2019 и 2020 годах. В каком состоянии переговоры?
-- С нами разговоры велись, идет процедура согласования документов.

-- Если американцы продолжат летать на наших кораблях, соответственно, мы будем летать на их. Когда первый российский космонавт полетит на американском частном космическом корабле Dragon-2 или Starliner?
-- Когда это будет безопасно. Для того чтобы мы допустили нашего человека в их корабль, должно быть доказано, что полеты в них безопасны. Пока вопросов к компаниям Boeing и SpaceX много даже со стороны НАСА. Недавно SpaceX провела беспилотный испытательный полет своего корабля, но еще требуются испытания системы аварийного спасения. После этого результаты тестовых испытаний будут рассматриваться в НАСА, потом НАСА поделится с нами. Самый вероятный сценарий такой: состоятся тестовые полеты, в которых будут принимать участие американские астронавты, потом начнутся длительные миссии с подтверждением работоспособности кораблей и когда станет понятно, что они надежны, мы пойдем на такой обмен членами экипажа - они будут летать на наших кораблях, мы -- на их.

-- Насколько американская сторона охотно делится с нами информацией о частных космических кораблях, ведь там их ноу-хау?
-- Конечно, имеются свои ограничения, и не только между нами и американцами, но и между частными компаниями и НАСА. Действительно, это дополнительная трудность, но НАСА постепенно решает возникающие вопросы.
Напомню, что такая ситуация возникает не в первый раз. Когда я в 1990-х годах приехал на подготовку в США для полета на шаттле, многие американцы, с которыми у меня сложились дружеские отношения и которые родились еще во время холодной войны, говорили, что для них было очень странно видеть российских специалистов там, куда без пропуска не пускали даже американских граждан. Для многих подобное сотрудничество тогда было культурным шоком. Мы его преодолели, и уверен, справимся с новыми трудностями.

-- Ранее Роскосмос сообщал, что ведутся переговоры с Бахрейном по пилотируемой тематике. Когда возможен полет в космос гражданина этой страны?
-- С ними обсуждался вопрос об участии в специализированной миссии ОАЭ. Бахрейн рассматривался как один из возможных заказчиков второго места в корабле "Союз" вместе с ОАЭ. Принципиально выражена заинтересованность в этом проекте, но они ждут результата полета гражданина ОАЭ в 2019 году, прежде чем приступать к следующему этапу переговоров.

-- В Роскосмосе идет подготовка документов перед началом нового отбора в отряд космонавтов. Когда о нем будет объявлено официально?
-- Сейчас Центр подготовки космонавтов готовится запустить процедуру отбора. Требуется оформление необходимых документов. Если раньше от нас требовали выбрать кандидатов в короткие сроки, из-за чего в 2012 году и в 2017-м пришлось продлевать отбор, поскольку мы не укладывались в отведенные сроки, то в этот раз, чтобы не устраивать спешки, чтобы люди могли собрать необходимые документы, а комиссия их обработать, мы решили начать отбор раньше и продлить его по срокам, дать возможность принять участие более широкому кругу людей. Планируем, что отбор начнется весной. К тренировкам отобранные кандидаты приступят через два года.

-- Сколько человек планируется набрать в этот раз?
-- Мы не оценивали точно, поскольку цифры уточняются к концу набора и связаны как с перспективами пилотируемой программы, так и с фактическим выбытием действующих космонавтов из отряда. Резонная группа для набора, как я думаю, 4-6 человек.

-- Почему так часто начали проводить наборы в отряд? Предыдущий был в 2018 году, до этого в 2012 году.
-- Мы сейчас говорим, что отбор продлится два, а может быть, три года. Нет смысла проводить отбор редко, но набирать много людей, часть из которых начнет летать раньше, часть позже, ожидая своей очереди. Чтобы такого не было, лучше взять группу поменьше, а потом отобрать следующую группу.

-- Сейчас российский экипаж на МКС работает в сокращенном с трех до двух человек составе. Когда его увеличат?
-- С приходом многофункционального лабораторного модуля "Наука".

-- Его запуск планируется в 2020 году, но в экипажах кораблей "Союз", которые назначены на подготовку для полетов в следующем году, только по два россиянина.
-- Программа полетов будет корректироваться. Пока утверждена пилотируемая программа на 2019 год. Если сейчас у нас по одному человеку в экипаже каждого "Союза", то со следующего года по два. В определенный момент перейдем на трех космонавтов. Два члена экипажа "Союза" при определенном графике пересменки экипажей позволяют нам с начала следующего года начать переходить на троих членов экипажа. Не сразу, конечно, со временем.

-- Из-за сокращения российских членов экипажа научная отдача снизилась в пять раз. Это так?
-- Нет. Научная отдача снизилась не из-за того, что сократилось количество людей, а из-за отсутствия МЛМ возникла необходимость сокращения российского экипажа на станции. Да, времени, которое используется для научных экспериментов, стало меньше, но оборудование не прилетело, которое должно было прилететь. Сейчас промышленность прилагает серьезные усилия, чтобы МЛМ все-таки улетел. Это многострадальный модуль. У меня душа болит за него.

-- Действительно ли техническое состояние МКС таково, что уже через год-два, если не увеличить количество членов российского экипажа до трех, два российских космонавта будут тратить на обслуживание систем практически все свое рабочее время?
-- Системы станции обновляются. Каким-нибудь насосам, которые там стоят, не нужно каждый день подкручивать гайки. После выхода старого оборудования из строя оно заменяется на новое, просто старой модели. Неправильно говорить, что катастрофически увеличивается время работы космонавтов по обслуживанию систем станции. Да, действительно такая тенденция есть, но она не такая катастрофическая.

-- Что с МЛМ? В связи с заменой старых баков, в которых не удается убрать загрязнение, его придется как-то по-другому запускать к МКС?
-- Решение о замене баков еще не принято, оно обсуждается. Это один из рассматриваемых вариантов.

-- Сейчас эксплуатация МКС рассчитана до 2024 года. Что дальше? Мы будем выступать за продление работы станции?
-- Рассматриваются варианты дальнейшего использования станции, за продление выступают наши международные партнеры, это обсуждается у нас. Мы видим много положительного в том, чтобы продолжить эксплуатацию станции, потому что в создание орбитальной инфраструктуры было вложено многое. К тому же наши новые модули задерживаются, поэтому, потратив столько сил и времени, бросать все и создавать новую станцию не очень целесообразно.

-- Когда Роскосмос выйдет в правительство с предложением продлить работу российского сегмента?
-- Срок я не скажу. Такие предложения формируются, они требуют определенного обоснования, в том числе и технического плана, что станция работоспособна.

-- В августе к МКС планируется запуск беспилотного "Союза" с роботом "Федором" внутри. Какие задачи стоят перед этим запуском?
-- Перед беспилотным запуском стоит задача проверки связки ракеты "Союз-2.1а" и системы аварийного спасения с пилотируемым кораблем. С грузовым кораблем ракета уже летала.
Что касается "Федора", то это будет космический эксперимент. За него отвечает РКК "Энергия. Пока обоснование целесообразности эксперимента не завершено. У нас существует координационный научно-технический совет, который должен утвердить или не утвердить этот эксперимент. Если ученые скажут, что полет "Федора" целесообразен, то он полетит. Программа полета сейчас формируется, специалисты РКК "Энергия" смотрят, какие задачи может выполнить робот во время эксперимента.

-- Учитывая, что к МКС отправляется целый корабль без экипажа, планируется ли его использовать для доставки грузов? Что он вернет со станции?
-- Он будет использован как обычный транспортный корабль для доставки грузов на станцию. На Землю он вернет то, что потребуется программой полета. Специалисты определят, что конкретно. Появление возможности возвращения большого количества грузов со станции имеет две стороны медали. С одной стороны, мы всегда страдали от ограничений по возвращению полезного груза, с другой стороны, система построена так, чтобы минимизировать этот возврат. Мы и так возвращаем каждый раз около 70 килограммов груза в "Союзе", если появилась возможность вернуть 270 килограммов, то это хорошо.

-- Ранее РКК "Энергия" предлагала создать специальный грузовозвращаемый "Союз" для возвращения большого количества грузов на Землю. Появится ли такой корабль?
-- Предложения делали, но обоснований под них нет. Сейчас, с развитием технологий, необходимость возврата грузов становится меньше. Если раньше мы проводили эксперименты и по их завершении возвращали большие кассеты с результатами на Землю, пленку, записи, то сейчас результаты исследований обрабатываются на борту и информация передается на Землю в цифровом виде.

-- Кстати, о цифровой связи. В ближайшее время должна заработать круглосуточная система связи с МКС через спутники системы "Луч". Когда это произойдет?
-- В ближайшее время. Систему мы ждем давно. Тесты оборудования уже проведены.

-- Если говорить о перспективах, будет ли Россия участвовать в создании окололунной станции Gateway?
-- О своем участии мы заявили в Австралии два года назад. Свое участие мы продолжаем, но какие формы примет участие, будет определяться позже.

-- Много раз Роскосмос заявлял, что участвовать в создании этой станции не очень целесообразно.
-- Есть понимание, что на разных этапах исследования и освоения Луны есть смысл двигаться вместе с США. Но раньше мы говорили, что имеет смысл сотрудничество по Gateway, если сохраняется консенсус как в проекте МКС, насколько удастся сохранить этот процесс сейчас, не понятно.

-- Экс-директор РКК "Энергия" Сергей Романов ранее заявлял, что космический корабль "Федерация" будет готов к доставке на Байконур в 2024 году, хотя предприятие старается выполнить все работы к установленному сроку запуска - в 2022 году. Насколько серьезна ситуация с "Федерацией"?
-- Пока нам РКК "Энергия" подтверждает, что в 2022 году они обеспечат нам беспилотный запуск.

-- Это будет полноценный корабль или макет?
-- Есть отдельные люди, которые говорят о запуске макетов, но у нас РКК "Энергия" все-таки не макетостроительная фирма, она создает космические корабли. Деревянный макет в космос не запустишь. В космос отправится полноценный корабль. Может быть, у него будет ограниченный функционал, что вполне естественно для беспилотного полета, когда нам не нужны все системы жизнеобеспечения, но все, что требует испытаний, на нем будет установлено.

-- Что будет с "Федерацией" с 2024 года, когда в рамках летных испытаний планируется пилотируемый полет к МКС с экипажем для завершения летных испытаний, по 2028 год, когда должна появиться ракета для отправки корабля к Луне? Он будет стоять в ангаре и покрываться пылью?
-- Программа, которая у нас сейчас утверждена, предусматривает беспилотный полет в 2022 году, затем беспилотный полет к МКС, пилотируемый полет к МКС в 2024 году. Этой отработкой заканчивается существующая федеральная космическая программа. Испытания могут продолжаться и дальше. Надо убедиться, что по итогам испытаний не потребуются доработки, которые потребуют новых полетов. Корабль не предназначен для регулярных полетов на низкую околоземную орбиту, хотя туда он может летать тоже, но скорее в рамках испытаний, потому что ее полет более дорогой, чем полет корабля "Союз".
Кроме того, если помните, изначально "Федерация" планировалась для полета на "Ангаре", а не "Союзе-5". Не исключено, что в будущем и "Ангара" все же будет адаптирована для запуска этого пилотируемого корабля.

-- Если "Федерация" предназначена для полетов к Луне и в дальний космос, будет ли в этой связи создаваться лунная модификация корабля "Союз"?
-- Обсуждения идут. Вопрос о целесообразности стоит в полный рост. Есть соображения за, есть - против.

-- И когда можно ожидать результатов? Ведь разработка такой модификации требует дополнительного финансирования, внесения изменений в федеральную космическую программу.
-- Если появится допфинансирование, тут варианты: направить его на создание нового корабля или модификацию старого. Мнение за модификацию заключается в том, что мы повышаем надежность, мнение за разработку нового, что мы не стоим на месте.

-- С точки зрения повышения надежности старой техники, какие меры, помимо установки камер наблюдения, предпримут на Байконуре, чтобы предотвратить повреждение датчика при сборке ракет "Союз", как в случае с ситуацией, приведшей к аварии ракеты "Союз-ФГ" в октябре 2018 года?
-- Комиссия разработала перечень мероприятий, которые должны предотвратить повреждение механического штыря. Кроме того, на будущее планируется формирование дублирующей команды отделения бокового блока. То есть если не пройдет команда с датчика, чтобы она выдавалась через другие каналы.

-- Виновного нашли?
-- Конкретного человека не искали. Виновного бы искали, если бы это было сделано по разгильдяйству или намеренно. Здесь никакого умысла не видно, сборщику было не очень удобно проводить работы. Сейчас комиссия изменила методику сборки таким образом, чтобы не допустить повторения возникшей ситуации, ввела дополнительный контроль, чтобы один сотрудник выполнял работу, второй помогал, третий контролировал.

-- Что с расследованием отверстия в корабле "Союз МС-09"?
-- У меня новой информации нет. Был проведен выход космонавтов в открытый космос, взяты образцы герметика на анализ.

-- Что дали пробы?
-- Новых результатов не появилось. Комиссия работает.

-- Недавно сообщалось, что на МКС в рамках расследования проведут эксперимент по сверлению бруска металла в том месте, где находилось отверстие, чтобы понять, как распределяется металлическая пыль по кораблю.
-- Пока это на уровне разговоров. Обсуждаются возможные варианты. Но нужно обоснование такого эксперимента.

zandr

31.12.2019 17:29:40 #1 Последнее редактирование: 16.03.2020 20:21:35 от zandr
https://tass.ru/interviews/6322703
ЦитатаСергей Крикалев: первыми на Луну полетят инженеры
 Скрытый текст:
12 апреля в мире отмечают День космонавтики. 58 лет назад ракета-носитель «Восток» вывела на орбиту корабль «Восток-1», на борту которого находился советский космонавт Юрий Гагарин. Выполнив один оборот вокруг Земли, он совершил посадку в Саратовской области.
Сейчас профессиональные космонавты выполняют более длительные полеты, проводят на Международной космической станции (МКС) по полгода и более. Они участвуют в научных экспериментах, выходят в открытый космос. При этом участники программы МКС рассматривают возможность строительства станции на окололунной орбите. О том, как будет меняться подготовка космонавтов перед полетом к естественному спутнику Земли и что ждет пилотируемую космонавтику в будущем, в интервью ТАСС рассказал исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев.


-- 58 лет назад Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Тогда отбор космонавтов был более жестким, чем сейчас. Планируется ли менять программу подготовки в связи с полетом к Луне?
-- Программа подготовки, разработанная нами, универсальна, но для полетов на Луну будет создаваться своя матчасть. Принципы подготовки останутся те же самые, но новую матчасть тоже придется изучать. Я думаю, мы вернемся к тому, что было раньше: тогда экипажи были более самостоятельными, потому что не имели возможности постоянно быть на связи с Землей.
Будет разрабатываться техника и процедуры ее использования, которые предоставят экипажу больше автономности или потребуют от него умения находить решение самостоятельно, не опираясь на помощь Земли.

-- Космонавт Евгений Тарелкин считает, что в подготовку космонавтов можно включить изоляционные эксперименты на пару недель. Нужны ли они при подготовке к полету на Луну?
-- Это один из возможных вариантов. Такие эксперименты делались на заре космонавтики, когда считалось, что человек будет подвергаться жесткому психологическому воздействию, когда он окажется в космосе в изоляции и тишине, поэтому была создана специальная сурдокамера, которая потом превратилась в сурдобарокамеру. Космонавты первого отряда по несколько дней, а иногда до двух недель проводили в одиночку. Был сделан вывод, что если человек психологически устойчив, то для него это не является чрезмерным испытанием. С точки зрения подготовки к полету на Луну нужно умение действовать в изоляции от внешней среды. И тут есть несколько вариантов: эксперименты типа SIRIUS, поездка в лес с обустройством лагеря, выживание в пещере и другие. Какой из них лучше, я пока не знаю. Поэтому пробуем разные.

-- Перед стартом эксперимента SIRIUS официальный представитель НАСА по программе исследований человека Дженифер Фогарти сообщила, что между Россией и США есть неформальные договоренности о полете на орбиту Луны. О каких договоренностях идет речь?
-- Мы говорим, что, наверное, будущие программы будут международные. Наверное, у каждого будет своя национальная программа, но будет и какая-то общая часть -- международная. Формат международной программы обсуждается, мы еще не до конца определились с форматом участия. Есть несколько предложений, как это может быть, одно из них -- развитие инфраструктуры на окололунной орбите.
Это живая программа: меняются задачи, по ходу дела будет меняться и методика достижения этих целей.

-- Ведутся ли сейчас переговоры с другими странами по созданию окололунной станции?
-- Переговоры идут по окололунной инфраструктуре, которая сначала называлась Deep Space Gateway, а сейчас Lunar Orbital Platform -- Gateway. Переговоры начинались в формате партнеров по МКС, когда обсуждали, что делать дальше, поэтому в программу включены Европейское космическое агентство со всеми партнерами, Япония, Россия, США, Канада. Были даже, по-моему, какие-то разговоры с китайцами, они пока не определились с участием в этой инфраструктуре, насколько я знаю. Двери открыты для всех.

-- Ранее космонавт Антон Шкаплеров заявил, что в 50-е годы XXI века может начаться колонизация других планет. Возможно ли это?
-- Здесь делать прогнозы очень тяжело. Когда поставлена цель, предпринимаются шаги для ее достижения, выделяются необходимые ресурсы, это можно сделать. Теоретически это возможно. Говорить, насколько это реально, трудно, потому что это зависит от взаимоотношений между странами, экономического состояния не только у нас, но и в мире, приоритетов мировой экономики. Я считаю, что возможно.

-- Люди каких профессий должны первыми отправиться к Луне или другим планетам? Какие навыки им потребуются?
-- Мы пробовали выбирать специалистов разных направлений для полета на околоземную орбиту. Были идеи, что мы будем брать узкоспециализированных ученых, чтобы они проводили эксперименты, но жизнь показывает, что инженерные специальности являются более универсальными. Проще взять инженера, который знает системы корабля, и доучить его по биологии. Когда людей на орбите Земли или на базах станет больше, тогда, наверное, будут появляться специализации.

-- Ранее генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что существует договоренность о дальнейших полетах американских астронавтов на «Союзах», а российских -- на американских кораблях. Если Crew Dragon пройдет сертификационные испытания в этом году, когда российские космонавты могут полететь на американском корабле?
-- Такой вариант имеет смысл с точки зрения повышения надежности программы полетов к МКС. Когда американцы сажали астронавтов на наш корабль, был довольно плотный обмен информацией у специалистов, чтобы убедиться, что наш корабль безопасен. Наши специалисты будут делать то же самое. Как только мы поймем, что корабль готов безопасно предоставлять свои услуги, мы будем этим сценарием пользоваться.

-- Вы ранее летали не только на «Союзах», но и на шаттлах, насколько сложно освоить иностранный корабль?
-- Это сложно. Мы летаем на кораблях «Союз», готовим по системам корабля партнеров, особенно если они интегрированы в этот экипаж. Но глубина освоения разная. Когда я готовился к полету на шаттле, естественно, американские астронавты глубже знали определенные системы. Я тоже их знал достаточно хорошо, но все равно не так, как американцы. При формировании экипажа есть такой критерий: ты являешься экспертом, специалистом или пользователем по системе. Подготовка по этим ролям немного отличается. Это не значит, что один человек будет экспертом по всем системам, а другой человек -- только пользователем. Я могу быть экспертом по одной системе, а пользователем по другой или наоборот. Экспертом может быть не один, а два члена экипажа для выхода из нештатных ситуаций, если один из членов экипажа занят. Это сложная и кропотливая работа с матрицей компетенций экипажа: в результате экипаж в целом должен уметь выполнять все задачи и при этом дублировать друг друга по умению работать с рядом ключевых систем.

-- Сколько времени может занять подготовка к полету на Crew Dragon?
-- Подготовка к космическому полету (и на своем, и на чужом корабле) занимает около двух лет. Если для этого нужно глубже узнать конкретную технику, на которой ты летишь, то, наверное, какое-то дополнительное время заранее потребуется, чтобы на окончательном этапе уже уточнить свои знания по кораблю. Штатная подготовка к космической миссии занимает около двух лет.

-- В феврале делегация Роскосмоса посетила страны Ближнего Востока. Есть ли какие-то договоренности по подготовке астронавтов из этих государств?
-- У нас есть программы участия иностранных космонавтов в работе на МКС, в полетах на «Союзе». В этом году планируется короткий полет космонавта из ОАЭ.
Если будет лететь представитель одной страны, возможно, что на третье место будет претендовать либо второй гражданин ОАЭ, либо какой-то другой страны. Шли разговоры, в том числе с Бахрейном. Пока готовится короткий полет представителя Арабских Эмиратов, они находятся в режиме ожидания. После него переговоры, наверное, возобновятся.

-- ОАЭ планируют продолжать сотрудничество по пилотируемым программам после полета в 2019 году?
-- Нас приятно удивили наши коллеги из Арабских Эмиратов. Они сказали, что у них не стоит задача полететь, взмахнуть флагом и на этом закончить эту историю. Они хотят развиваться на долгосрочной основе, создавать свою инфраструктуру. Они создают свои спутники дистанционного зондирования Земли, у них есть свой маленький Центр управления полетами, они хотят развивать эту программу дальше, поэтому они смотрят на этот полет как на начало долгосрочной программы.

-- Астронавт из ОАЭ во время полета будет выполнять какие-то эксперименты?
-- Перед ними стоит задача понять, какой должна быть подготовка, отбор и требования. Насколько я знаю, они будут проводить эксперименты по разным программам с учеными из России и других стран. Сейчас для Эмиратов уже поздно создавать специализированную аппаратуру для новых экспериментов, но они могут принять участие в тех экспериментах, которые уже ведутся. Они будут использовать и нашу, и американскую аппаратуру.

-- Чью еду они будут есть?
-- Когда я летел в первый полет, это был 1988 год, с нами летел француз. Система питания обеспечивалась российской стороной, но для разнообразия этого рациона на один день нам делался рацион по французским рецептам. Французские кулинары, пищевики связывались с нашим Институтом питания, который готовит пищу для космонавтов, чтобы сделать какой-то французский специалитет, упаковать его и сделать по необходимым стандартам для космоса. Скорее всего, будет совместный труд: рецепты их (ОАЭ -- прим. ТАСС), технологии -- наши.

-- Со стороны Саудовской Аравии есть какая-то заинтересованность в подготовке астронавтов или их полете на МКС?
-- С ними тоже разговаривали, заинтересованность проявлена. Пока конкретных шагов нет, это вопрос будущих переговоров.

-- Если говорить о российских космонавтах, действительно ли подписано соглашение о новом наборе в отряд?
-- Это более или менее типовая процедура. Мы раз в несколько лет проводим этот набор. Делая набор прошлого года, мы поняли, что лучше не набирать большими партиями и ждать долго, а брать меньше и чаще. Поэтому, принимая ребят в отряд в прошлом году, мы говорили, что сразу после этого мы начнем цикл нового отбора, чтобы через два года его завершить. Требования вывесят на сайте, потом будут подаваться документы и начнется обработка этих заявок.

-- Сколько в этот раз будут набирать человек?
-- Все будет зависеть от ситуации, от того, как будет развиваться программа. У нас есть примерные оценки, сколько человек выбывает. Мы считаем целесообразными наборы по пять-шесть человек.

-- Сейчас на МКС есть несколько тренажеров, скоро должен отправиться имитатор гребли и поднятия штанги. Будут ли разрабатываться еще какие-то тренажеры?
-- На МКС у нас нет такой роскоши, как в стандартном физкультурном зале. В этом и заключается особенность космических тренажеров: они должны быть достаточно универсальными, потому что места и энергетики не так много. Мы традиционно шли по пути создания тренажера на базе велоэргометра и беговой дорожки. При этом часть групп мышц нагружалась специальными эспандерами. Сейчас эта система совершенствуется, появляется возможность изменения нагрузок. Если раньше просто ногой наступаешь на резиновый эспандер, а рукой его тянешь или просто на весу его руками растягиваешь, то сейчас это становится более усовершенствованным -- с возможностью сбора физиологических показателей, статистики и так далее. Я думаю, большого количества тренажеров не будет, но пробовать будем разное, чтобы понять, что лучше. Я не думаю, что мы завтра примем окончательное решение и потом будем всю жизнь делать один и тот же тренажер.

-- Насколько сложно адаптироваться к космическим тренажерам?
-- Во время подготовки частично учатся ими пользоваться. Все равно люди на борту доучиваются. Что бы ни происходило, с какими-то вещами можно ознакомиться на Земле, что-то можно попробовать в ограниченном объеме, но окончательное приспособление к реальным условиям происходит на борту. Именно поэтому мы стараемся, чтобы был хотя бы один опытный член экипажа.

-- Как вы считаете, какое будущее ждет пилотируемую космонавтику? Это освоение дальнего космоса или продолжение экспериментов около Земли?
-- Наверное, развитие идет за пределы низкой околоземной орбиты, но это не означает, что мы поработали на низкой, а теперь уйдем дальше. Мы останемся и на низкой орбите. Мы для себя ввели такую классификацию работы на орбите: изучение, освоение и использование.
Если нам нужна чистая невесомость для проведения экспериментов, то нет смысла лететь далеко, но с точки зрения дальнейшего освоения -- оно идет дальше и будет за пределами низкой околоземной орбиты. Наверное, это высокоэллиптические орбиты, орбиты вокруг Луны, высадка на поверхность Луны и движение дальше.

-- В каком состоянии находится перспективный корабль «Федерация»? Когда он полетит?
-- Сейчас продолжается работа над рабочей конструкторской документацией, идет изготовление отдельных узлов. На следующих этапах будет проводиться сборка и испытания. По состоянию на сегодня первый беспилотный полет корабля планируется на 2022 год, а пилотируемый -- на 2024 год.

zandr

31.12.2019 17:32:16 #2 Последнее редактирование: 16.03.2020 20:23:11 от zandr
https://www.roscosmos.ru/27841/
ЦитатаИнтервью Алексея Овчинина
 Скрытый текст:
Сегодня, 9 декабря, в нашей стране отмечают День Героев Отечества. Эта памятная дата, существовавшая ещё в дореволюционной России, была установлена в 2007 году. Авторы законопроекта в пояснительной записке к документу указали: «мы не только отдаём дань памяти героическим предкам, но и чествуем ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы».
На данный момент в нашей стране порядка 13 тысяч граждан -- Герои Отечества. Из них лишь один процент тех, кто получил «Золотую Звезду» за освоение космоса, что ещё раз подтверждает, какая редкая и сложная профессия у космонавтов.
На прошлой неделе в Звёздном городке чествовали экипаж пилотируемого корабля «Союз МС-12», который благополучно вернулся на Землю 3 октября 2019 года. И сегодня с командиром корабля, бортинженером МКС-59 и командиром МКС-60 Алексеем Овчининым редактор пресс-службы ЦПК Светлана Носенкова поговорила о том, что значит быть настоящим героем, как прошла его вторая длительная экспедиция на Международную космическую станцию (МКС) и какие новые цели ставит перед собой лётчик-космонавт РФ.

-- Когда обычный человек произносит слово «герой», перед ним предстаёт образ мужественного, бесстрашного, бескорыстного человека, готового пожертвовать жизнью ради своей страны, ради других людей. А что значит быть настоящим Героем Отечества? И как Вы обычно отмечаете этот праздник?
-- Носить высшее государственное звание -- это, прежде всего, большая ответственность. Просто так «Золотую Звезду» не дают. Люди её заслужили своими храбрыми поступками, самоотверженной работой. И в дальнейшем, конечно, это накладывает определённые требования, обязанности. Любого из Героев Отечества можно ставить в пример. Я в этот день вспоминаю о своих дедушках и по маминой, и по папиной линии, которые прошли через Великую Отечественную войну. Для меня они лучший ориентир в жизни. Думаю, в каждой семье есть такие свои герои, ценность поступков которых мы считаем важными.

-- Прошло чуть больше двух месяцев, как Вы вернулись на Землю. Что изменилось на станции за три года с момента вашей первой длительной экспедиции? Стало ли там комфортнее работать?
-- Не скажу, что на станции произошли какие-то глобальные перемены, но изменения есть, конечно. Например, стало лучше освещение. В служебном модуле, где экипаж проводит больше всего времени, на панели стали делать накладные пластиковые листы, от которых стало светлее, к тому же их легче и удобнее протирать от грязи. Также установили новую систему регенерации воды из урины, которая сейчас работает в тестовом режиме.

-- На торжественной встрече вашего экипажа в Звёздном городке полёт корабля «Союз МС-12» назвали испытательным. Системы корабля были модернизированы после неудачного старта 11 октября 2018 года или это запланированные работы для корабля серии «Союз»?
-- Сейчас каждый корабль «Союз» идёт с какими-то изменениями. Двух одинаковых нет, постоянно что-то модернизируется. В корабле «Союз МС-12» были изменения в программном обеспечении. Также у нас стояли новые датчики угловых скоростей.

-- Алексей Николаевич, расскажите о российской научной программе на МКС. Какие эксперименты Вы делали с особым интересом?
-- Вся наша научная программа очень интересна, потому что она, в первую очередь, направлена на будущее освоение дальнего космоса. Расскажу, пожалуй, о нескольких новых исследованиях. Мне очень нравилось проводить эксперимент «Ряска». Все знают, что ряска -- это растение, которое находится на поверхности воды, а корень её -- в воде. У нас на станции было три сосуда с разным соотношением воды и воздуха. В одном 30% воздуха, 70% -- воды. В другом -- наоборот. В третьем -- поровну воды и воздуха. В течение месяца я каждый день наблюдал за ряской, фотографировал, как она ориентируется в невесомости, понимает ли, где вода, а где воздух. Данный эксперимент важен, потому что это растение вырабатывает большое количество кислорода. И, может быть, в дальнейшем, при полётах в дальний космос, эту ряску будут использовать как генератор кислорода внутри корабля, станции.
Также было интересно создавать ткани и отрабатывать технологию печати объёмных внутренних органов на магнитном 3D-биопринтере. Ещё я бы отметил эксперимент с антропоморфным роботом Skybot F-850. У нас было несколько сессий работ с ним. В первый день мы с Александром Скворцовым, который управлял роботом с помощью экзоскелета и шлема виртуальной реальности, проверяли, может ли Skybot F-850 пользоваться инструментами, которые находятся на борту станции, например, гаечным ключом, отвёрткой или шуруповёртом. В завершение дня он должен был взять и состыковать два электрических разъёма. Причём Александр Скворцов управлял роботом дистанционно, находясь в служебном модуле МКС (а Skybot F-850 был в МИМе-2).
Во второй день мы проверяли речевую систему Фёдора, как зовут робота в простонародье. Он должен был распознать вопрос, заданный голосом, и ответить на него. Большинство вопросов он понимал с первого раза. Во время ещё одной сессии с роботом мы записали его видеообращение к школьникам, посвящённое Дню знаний.

-- 13 ноября в рамках XIII Международной научно-практической конференции «Пилотируемые полёты в космос» в ЦПК прошёл круглый стол на тему: «Настоящее и будущее пилотируемой космонавтики», где рассказывали об основных итогах испытаний антропоморфного робота Skybot-F-850 на борту российского сегмента МКС. Каково, на ваш взгляд, значение робототехнических систем при дальнейшем развитии космонавтики?
-- В будущем роботы однозначно будут широко использоваться. Например, для постройки лунных или марсианских баз. Оператор может находиться, допустим, на Земле или на станции, которая летает вокруг Луны, а робот -- на поверхности планеты или астероида. И космонавт, управляя роботом, сможет выполнять необходимые работы.

-- Во время экспедиции МКС-59/60 Вы совершили свой первый выход в открытый космос. Поделитесь впечатлениями от этого важного события в вашей жизни.
-- Внекорабельная деятельность (ВКД) -- очень ответственное задание. В космическом полёте к нему начинаешь готовиться за две недели. Проверяются скафандры «Орлан МКС», отрабатывается программа выхода, подготавливается инструмент, который будет использоваться при ВКД, и оборудование, необходимое для установки на внешней поверхности станции. Когда ты первый раз открываешь люк и выходишь в открытый космос -- это непередаваемое, захватывающее ощущение! Одно дело, когда ты смотришь на Землю через иллюминатор, у которого не такой большой угол обзора, поэтому видно ограниченную часть земной поверхности. А когда ты выходишь в открытый космос, видишь полностью всю планету. Особенно меня поразил вид МКС. Находясь внутри, понимаешь, что она достаточно большая, но снаружи она просто огромная. Незабываемое зрелище.

-- А Луна и звёзды из космоса выглядят так же, как с Земли?
-- Почти. Только чуть ярче. И наблюдать их можно постоянно, потому что не мешает облачность, задымлённость или искусственное освещение, как на Земле.

-- Выход в открытый космос -- ещё одна ступень в профессиональном развитии космонавта. Что дальше?
-- Сейчас наука и техника не стоят на месте (улыбается). Идёт разработка корабля нового поколения, который будут использовать для полётов к Луне, Марсу. А значит, будут новые ракеты, скафандры и другое оборудование. Думаю, через несколько лет начнутся испытательные полёты. Поэтому, надеюсь, смогу поучаствовать в чём-то новом, ведь надо технику изучать, прорабатывать и испытывать.

-- Удалось ли в этой экспедиции сфотографировать что-то редкое, необычное?
-- Несколько раз фотографировал извержение вулкана. Вы спросите, в чём редкость таких снимков? Например, на Камчатке вулканы постоянно курятся. Но здесь другое дело. Это было извержение на Сицилии, которое быстро началось и закончилось. Удалось как раз в момент пролёта станции над вулканом это зафиксировать. Я знаю, что Олег Кононенко сделал тоже много интересных снимков. Один из них, когда пыльная буря шла стеной. У каждого космонавта есть такие уникальные фотографии, которые удалось сделать, потому что ты оказался в нужное время в нужном месте.

-- Алексей Николаевич, расскажите подробнее, как проходит реабилитация после полёта?
-- Первые три недели у нас идёт реабилитация в Центре подготовки космонавтов. Всё это время мы находимся под постоянным врачебным контролем. Очень хорошо помогает бассейн, потому что вода -- это гидроневесомость. Организму в ней комфортно находиться. И физические упражнения в воде не дают таких больших нагрузок на организм. А плаванье -- вообще замечательная вещь, так как идёт работа сразу многих групп мышц. Плюс плавать полезно для работы сердечно-сосудистой системы. Это всё ведёт к быстрейшей реабилитации, привыканию к земным условиям.
В острый период также обязательны массаж и физические упражнения с нарастанием по видам и группам мышц. С космонавтами работают не только врачи, но и инструкторы-методисты физической подготовки ЦПК.
Затем следует отдых в санатории в течение 21 дня. У меня он проходил в Сочи. Здесь уже шла усиленная физическая нагрузка. Не каждый человек на Земле столько ходит, сколько космонавт после полёта (улыбается). Но только так можно восстановить организм, иначе процесс рискует затянуться надолго.

-- 3 декабря ваш экипаж торжественно встречал Звёздный городок. А на этой неделе будет торжественная встреча в Хьюстоне. Она проходит так же, как у нас?
-- В Хьюстоне она проходит в более камерной обстановке. Также приглашаются все желающие на встречу экипажа. NASA демонстрирует фильм о состоявшемся полёте. А затем любой гость, будь то ребёнок, инструктор или коллега, может задать интересующий его вопрос. Получается своего рода публичный отчёт о проделанной работе.

zandr

31.12.2019 17:35:59 #3 Последнее редактирование: 16.03.2020 20:24:40 от zandr
https://ria.ru/20191230/1562942542.html
ЦитатаГеннадий Падалка: ближайшие 20 лет для космоса будут эпохальными
 Скрытый текст:
30.12.2019
Российский космонавт Геннадий Падалка - рекордсмен мира по суммарной продолжительности полетов в космос, его "стаж" - 878 суток в составе пяти различных экипажей. В интервью корреспонденту РИА Новости Анне Раткогло он рассказал о том, что изменилось в отечественной и мировой космонавтике за последние годы, нужен ли на орбите робот Федор, почему нельзя осваивать космос в одиночку и с кем лучше в этом сотрудничать, о роли Илона Маска, о различиях станций "Мир" и МКС. Он также сообщил, сколько человек в России хотят быть космонавтами и как можно стать космическим туристом.

-- Геннадий, мы сейчас находимся в Китае, и я не могу не спросить, что вы думаете об их успехах в космосе? В последнее время часто говорят, что они будут впереди планеты всей, какую оценку как профессионал вы можете им дать?
-- Китайцы -- молодцы. В январе 2019 года первыми в истории человечества высадились на обратной стороне Луны. Зонд, в составе которого находился посадочный аппарат и луноход, совершил посадку в заранее выбранном районе. Это важная миссия с точки зрения науки и отработки посадки на поверхность небесного тела. Но вот что касается пилотируемых программ, то с нами и нашими партнерами по МКС Китай не работает. Из азиатских стран на МКС тесно сотрудничают японцы, и они не раз выручали всех партнеров. Особенно в 2015 году, когда две подряд аварии грузовых кораблей, нашего "Прогресса" и американского Dragon, резко сократили ресурсы станции. Японское космическое агентство тогда отправило свой грузовой корабль HTV с пятью тоннами грузов. В этом основное преимущество партнерства.
Отсутствие Китая в международных пилотируемых программах, на мой взгляд, большая потеря для международного сотрудничества в космосе. Возможная причина -- технологии. Китай в начале пути своих пилотируемых программ. Надеемся, что будут нашими партнерами, либо в рамках того содружества стран, которые сейчас работает на МКС, либо со странами БРИКС, о чем говорят наши лидеры. Может быть, в строительстве совместной орбитальной станции, лунного или марсианского проекта.

-- К вопросу о сотрудничестве, как вы думаете, нужна ли после 2024 года МКС или другая международная орбитальная станция?
-- Наши партнеры идут вперед. Их ближайшие планы -- строить окололунную станцию, высадка на Луну и марсианский проект. Мне кажется, что мы исчерпали необходимость пребывания на земной орбите. Многому научились и приобрели колоссальный опыт. В 60-е годы прошлого века, на заре космической эры мы не понимали, с чем столкнемся и какое влияние окажут невесомость и радиация на человека в длительном полете. Сейчас мы умеем создавать космическую технику, которая надежно работает в экстремальных условиях космоса, научились противостоять вредным факторам космического полета, длительно жить и работать в космосе. Надо лететь дальше, а не накручивать витки вокруг Земли. Ближний космос может быть востребован, например, коммерческими компаниями по созданию и совершенствованию новых технологий и промышленного производства.

-- Некоторые говорят о том, что лучше не тратить время на Луну, а сразу лететь к Марсу, как вы к этому относитесь?
-- У ведущих космических держав цель одна - Луна. Почему это важно? Отработка технологий для дальнего космоса, в том числе и защита экипажа от радиации. Сейчас это наиболее актуально. Строительство окололунной базы, как перевалочной, и лунной опять же для отработки технологий, например, по добыче воды и ракетного топлива из лунного грунта. В марсианском реголите тоже есть вода, а марсианская атмосфера на 90% состоит из углекислого газа, а это значит, воду и ракетное топливо, при соответствующих технологиях, можно добывать там. Поэтому в плане сначала Луна, потом Марс.

-- России выгоднее работать с другими странами или самостоятельно развиваться?
-- Самостоятельно -- тупиковый путь. Каждый год работы в одиночку выльется в десятилетия отставания. Нужно сотрудничать, обмениваться технологиями, дополнять друг друга техническими решениями, а не создавать то, что уже есть у партнеров. Заниматься освоением космического пространства в одиночку затратно финансово и невыгодно с точки зрения технологической.

-- Но, скажем, тот же Китай пока держится обособленно.
-- Ну вот они так и летают. Их пилотируемые программы от случая к случаю.

-- Они говорят, что готовы сотрудничать и даже свою орбитальную станцию, когда она будет построена, откроют для других стран.
-- Без проблем. Еще раз повторю, исследование космического пространства в одиночку выливается в десятилетия отставания. Пожалуйста, пусть строят свою орбитальную станцию, а сегодняшние партнеры по МКС к тому времени займутся освоением Марса.

-- А России куда дальше двигаться в освоении космоса?
-- У нас есть идеи и мечты, к сожалению, до реализации пока дело не доходит. Нам необходим новый пилотируемый корабль для лунного и марсианского проектов, нужна сверхтяжелая ракета-носитель. У наших партнеров по МКС цели более четкие и многое уже реализовано. Готов пилотируемый корабль "Орион" для дальнего космоса, и они завершают испытания двух кораблей (Starliner и CrewDragon) для полетов на МКС. Есть у них и сверхтяжелая ракета SLS. Они готовы к реализации проекта Artemis по созданию окололунной станции, высадки на Луну в 2024-2025 году и дальнейшим полетам к Марсу. Аналогичные проекты есть у Илона Маска. Место России только среди передовых космических держав, пусть даже на второстепенных ролях.

-- Наша страна в прошлом была ведущей космической державой, и сейчас трудно мириться с тем, что нам приходится догонять других и быть на второстепенных ролях, что лично вы думаете по этому поводу?
-- За последние два десятилетия отрасль действительно сильно сдала. Причин несколько. Во-первых, технологическое отставание: российский сегмент МКС построен по технологиям 1980-х годов. Перспективные, на наш взгляд, модули МЛМ и НЭМ все еще на земле, хотя должны были быть в составе нашего сегмента еще в 2008-2009 годах. Хорошо сделанный и надежный, но давно устаревший корабль "Союз" проходит бесконечные модернизации.
Во-вторых, неэффективное и нецелевое использование бюджетных и коммерческих средств в отрасли, в СМИ регулярно появляется об этом информация.
В-третьих, нехватка квалифицированных специалистов. Произошел существенный перекос в сторону управленцев, юристов, экономистов, финансистов. Топ-менеджмент в зарубежных космических агентствах и компаниях, как правило, профессионалы с отличным инженерно-техническим образованием, представители научных сообществ, специалисты в области прикладной физики. Кстати, это то, что было и в наших космических бюро и коллективах в 1960-1970-е годы при наших выдающихся конструкторах Королеве, Глушко, Челомее.

-- Когда этот кризис начался?
-- Период стагнации начался у нас еще в нулевых. Запустив на МКС два базовых модуля, вокруг которых партнеры смогли начать сборку своих сегментов, мы почему-то остановились в своем развитии. В кораблестроении идет бесконечная модернизация старого "Союза". Мы до сих пор летаем на том, что досталось нам в наследство от Советского Союза. Не создали ничего нового, сейчас я говорю только о пилотируемой космонавтике.

-- Недавно в Роскосмосе заявили, что в следующем году планируют осуществить полет к МКС за два часа, это не достижение?
-- Главное - добраться до станции удачно и безопасно, а всех этих рекордов по скорости не понимаю. Я летал по двухсуточной схеме. Меня она полностью устраивала, потому что есть время на адаптацию к невесомости. Летал и по четырехвитковой схеме за шесть часов, тоже неплохо, поскольку корабль -- средство доставки экипажа к станции и в нем не очень комфортно, так нет горячей пищи, прохладно, очень влажно, шумно и хочется побыстрее на станцию. Сокращение времени полета к станции я бы не назвал каким-то рекордом или достижением, в этом нет никаких преимуществ, в этом нет ничего особенного - ни позитивного, ни негативного. Более того, спешка может привести к каким-то непредвиденным ситуациям и отказам.

-- В этом году активное обсуждение вызвал полет на МКС робота "Федора", на ваш взгляд, это важное достижение для российской космонавтики и робототехники?
-- Робототехника -- неотъемлемая и важная часть космонавтики для автоматических космических аппаратов и в помощь человеку. Лично у меня робот "Федор" восхищения не вызвал. С его прототипом я начинал работать еще в 2011 году. Мы проводили экспертизу антропоморфного робота как помощника космонавту при выходе в открытый космос. Отзыв отрицательный. Все равно протащили. Кому-то выгодно.

-- То есть антропоморфные роботы нам в космосе сейчас не особо нужны?
-- Это не тот путь, по которому наша космическая индустрия должна развивать робототехнику, во всяком случае, сейчас. Нам следует брать за пример опыт наших партнеров по МКС. Нам нужны шагающие по поверхности станции роботы-манипуляторы, которые могут работать под управлением оператора и автоматически. Антропоморфные роботы могут быть отдельным направлением в будущем. Не вижу перспективы этой "кукле-игрушке" на российском сегменте сейчас и на начальном этапе лунной и марсианской программ. Какова цель доставки "Федора" на МКС? Что ценного получено по результатам полета? Если ничего, то можно было бы отправить на "Союзе" аналогичную "куклу" на порядок дешевле и более продвинутую, купив в обычном японском либо южнокорейском магазине детской игрушки.

-- Насколько я знаю, "Федора" позиционируют как робота-аватара, который будет делать работы в открытом космосе вместо космонавтов, есть ли в нем смысл?
-- Возможно, в будущем.

-- А сейчас?
-- Что нам нужно сейчас? Например, у канадских партнеров есть манипулятор SSRMS, шагающий по поверхности станции с семью степенями свободы, и SPDM с двумя "руками", каждая из которых имеет тоже по семь степеней свободы. Они создали манипулятор, который обошел разработки всех остальных партнеров. Спектр возможностей у него огромен: сборка сегмента партнеров, стыковки и расстыковки грузовых кораблей, перенос модулей станции весом в несколько десятков тонн, ремонт и обслуживание систем, помощь астронавтам при ВКД (внекорабельная деятельность, выход в открытый космос - прим. ред.). Преуспели в робототехнике на МКС и японцы с европейцами.

-- А что имеется в арсенале российского сегмента?
-- На нашем сегменте снаружи из робототехники ничего. Даже на станции "Мир" были два небольших и полностью автоматических манипулятора, с помощью которых мы могли перестыковывать 20-тонные модули с осевого узла на боковые и обратно, в случае необходимости. На российском сегменте МКС за 20 лет мы не создали и не испытали ни одного элемента робототехники. Вся наша "робототехника" -- две стрелы с ручным управлением из прошлого века. С помощью трех рукояток на каждой из них и команд "майна/вира" космонавты и занимаются переносом грузов небольшой массы. Совершено безвозмездно могу проконсультировать специалистов Роскосмоса, что нужно и в каком направлении следует развивать отечественную робототехнику, без которой к лунной и марсианской программам можно и не приступать.

-- Вы летали и на "Мир", и на МКС, большая ли разница между ними?
-- Огромная. "Мир" -- отечественная станция, а МКС-- международная. Хотя и на "Мире" было реализовано много международных проектов. Для наших партнеров МКС -- прорыв в области технических решений, технологий, архитектуры построения модулей, совершенствования систем жизнеобеспечения и создания замкнутого контура по воде. В первом приближении аналога земного гидрологического цикла. Приводил я пример и с робототехникой. Российский сегмент МКС, к сожалению, не претерпел таких изменений. Наш сегмент в основном построен по технологиям 1980-х годов.
На МКС мы отстаем от партнеров и по уровню космического комфорта. Даже на "Мире" у нас условия были гораздо комфортнее.

-- Как такое возможно, учитывая, что МКС современнее?
-- Дам вам хорошее сравнение -- типовая однокомнатная квартира. Так вот, вся МКС это примерно 12 однокомнатных квартир, из них только три российских. У партнеров же несколько научных модулей, отдельно -- спальный, отдельно -- модуль для санитарно-гигиенических процедур, спорта и туалета, отдельно -- складские помещения и модуль для приема пищи. На российском сегменте МКС экипаж вынужден и жить, и работать в служебном модуле "Звезда". Спальные места, прием пищи, туалет, спортзал, проведение большинства научных экспериментов в одном.
На "Мире" таких модулей было шесть, причем четыре из них только научные. Были у нас передовые технологические наработки и в системах жизнеобеспечения, создания замкнутого контура по воде. На МКС мы не вышли даже на этот уровень, растеряв эти наработки, а ведь именно такие технологии нужны для лунной и марсианской базы. Отправить экипаж в надежде, что продолжим снабжать ресурсами, не разумно. Грузовой корабль может взорваться на старте, может быть нештатная ситуация по трассе перелета либо при посадке. Так что российская космонавтика, увы, сделала шаг назад. Даже по сравнению со станцией "Мир".

-- Когда "Мир" затопили, что вы почувствовали?
-- Конечно, жаль было. Наш космический дом. Станция могла бы еще полетать, но в силу разных причин полет завершился. Во-первых, в начале нулевых началось строительство МКС и нам стало тяжело финансировать одновременно две программы. Во-вторых, на "Мире" была серьезная авария. Грузовой корабль "Прогресс" таранил станцию. Причина банальна - 100-процентный человеческий фактор. Мы тогда потеряли целый модуль, а с ним и очень много европейского оборудования. Ряд европейских стран отказались летать на "Мир". Нет полетов с партнерами, значит, нет и финансирования. В-третьих, выработка ресурса отдельных систем. Но это не основная причина. Какие-то да, были выработаны. Но, с другой стороны, летает же сейчас российский сегмент МКС, построенный по тем же технологиям. Летает более 20 лет, а "Мир" пролетал всего 15 -- с 1986 по 2001 год.

-- Согласны ли вы с тем, что по российской космической отрасли сильно ударили 90-е годы прошлого века?
-- Я разрушу этот миф. В советское время было принято сравнивать нашу жизнь с 1913-м годом. Сейчас у нас другая тенденция: сравнивать сегодняшнюю нашу жизнь с 90-ми. На самом деле 90-е годы были успешными для российской космонавтики. Мы развивались и даже достроили станцию "Мир". Это 125 тонн веса и 400 кубических метров объема. До развала СССР она была готова только наполовину. Всего за 10 лет, с 1986 года по 1996, благодаря в том числе и международному партнерству, мы собрали ее полностью. Что сейчас? В 1998 году мы запустили первый модуль российского сегмента МКС. С тех пор прошло более 20 лет, а наш сегмент собран наполовину, при том что его вес порядка 55 тонн, а объем 200 кубических метров. Только половина станции "Мир". Для российской космонавтики и Роскосмоса 1990-е годы были весьма успешными, а нулевые и последующие -- нет.

-- Вы упомянули Илона Маска, как вы относитесь к его проектам, ведь многие не верят в его технологии и называют его идеи пустыми мечтами?
-- Многие представляют, что его возвращаемые первые ступени ракет размером с карандаши. Что такое первая ступень ракеты Falcon? Это ступень высотой с десятиэтажный дом и диаметром около четырех метров. В его проекте Starship возвращаемая многоразовая ступень будет диаметром девять метров и высотой с 20-этажный дом. Это не пустые фантазии, а отработанные технологии. Он мечтает и ставит цели, которые не всегда достижимы, но к ним человечество должно стремиться.
Помимо прочего, он создает многим конкуренцию. Даже внутри его компании, к примеру, проектом Starship занимаются две команды - одна в Техасе, другая во Флориде. За основу проекта Starship будут взяты наиболее продвинутые корабль и тяжелая ракета-носитель. Это как раз то, что было у нас в Советском Союзе, когда было несколько команд, была конкуренция, здоровая или нет, но она была.
Маск -- мечтатель-романтик, он не только сам влюблен в космос, но и заражает своей любовью всех окружающих. У него очень молодая команда. Я помню, в 2012 году мы встречали первый Dragon на борту МКС. В прямом эфире показывали его Центр управления полетами. Команда молодых специалистов 25-40 лет с фантастическими идеями и проектами. Мне это напоминает времена Сергея Павловича Королева, под его началом тогда работала именно команда таких инженеров, которые не боялись творить, рисковать и брать на себя ответственность.

-- К вопросу о конкуренции, считаете ли вы, что объединение космической отрасли под управление одной корпорации не лучший шаг?
-- Я так не считаю, а вижу. У нас успешных госкорпораций единицы, Роскосмос в их число не входит. Госкорпорациями осваиваются огромные потоки бюджетных средств. Результат на выходе небольшой. С одной стороны, есть общий контроль за расходованием бюджетных средств, для нас это большая проблема. Президент и председатель правительства не раз об этом говорили. Но, с другой стороны, тем самым убивается конкуренция. Партнеры умело сочетают работу национального космического ведомства NASA и частных компаний Boeing, Lockheed Martin, SpaceX. Кстати, и Airbus работает над созданием космических аппаратов, делает служебный модуль для корабля "Орион" и ряд модулей для окололунной станции.
Поэтому самые надежные и востребованные гражданские самолеты у компаний Boeing и Airbus. Вот вам и прямая связь передовых космических технологий с последующим их внедрением в другие отрасли.

-- Не скучаете ли вы по космосу?
-- Нет, не скучаю. В космосе ведь не только романтика. Там много нудной, тяжелой и монотонной работы. Мы ведь туда прилетаем и не сидим у иллюминатора с фотоаппаратом, видеокамерой и любуемся красотами Земли. Разгрузка грузовых кораблей, загрузка мусора, подготовка рационов питания и одежды, ремонтно-восстановительные работы, уборка станции. Много интересных научных экспериментов, но мы не всегда ими занимаемся.

-- Мне лично кажется, что космонавты сегодня не самые знаменитые люди в России, все помнят в основном героев прошлого. Это говорит о том, что космонавтика сегодня непопулярна?
-- Думаю, мы очень привязаны к прошлому. Даже когда мы отмечаем День космонавтики, славим не сегодняшние достижения, а то, что было в прошлом. Причина -- отсутствие значимых космических событий и проблемы в отрасли сегодня. Отсюда и мало желающих при наборе в отряд космонавтов. В последнем открытом наборе у нас было всего 400 кандидатов. Три человека на миллион россиян. К примеру, в США 18000 кандидатов или 57 на миллион жителей. Сравнение для космической державы, гражданин которой позвал человечество в космос, не в нашу пользу.

-- Это число желающих?
-- Да, желающих. Значит, профессия недостаточно популярна. Я и мои коллеги много встречаемся с молодежью, пытаемся популяризировать, но желающих мало.

-- Может их отпугивают трудности подготовки или страх, что они не полетят в космос?
-- Не думаю. По моему наблюдению, в космонавтику всегда приходили две категории людей. Первая -- по призванию. Их видно сразу. Как правило, они оказываются в космической отрасли еще задолго до отбора в отряд космонавтов. Вторая -- романтики. Может, кто-то из них никогда всерьез об этом и не думал. Так, мечтал в детстве. Но тут вдруг объявляется набор. И он принимает решение попробовать.
Россия продолжит помогать ОАЭ развивать космическую сферу, заявил российский лидер Владимир Путин. Как отметил в эфире радио Sputnik руководитель Института космической политики Иван Моисеев, есть широкие возможности для сотрудничества двух стран в этой области.
Потом, в процессе подготовки и полетов, эти две группы делятся уже на три. Есть люди, которые быстро понимают, что ошиблись. Слетав максимум пару раз, они получают определенную выгоду, скажем зарабатывают пенсию, и спокойно уходят. Например, на руководящие должности. Таких в ЦПК много. Есть другие, которые считают, что статус, полученный ими в космонавтике, можно и нужно реализовать в какой-то другой области. Скажем, в политике или общественной деятельности. Это нормально. Им тоже не о чем жалеть.
И есть небольшой процент фанатиков, которые из полета в полет, из экспедиции в экспедицию. Их примерно четверть. В любом случае раньше желающих было больше. В наше время сменились нравственные ценности и жизненные приоритеты. Престижно и прибыльно быть госслужащим, чиновником, силовиком, а не инженером в космической отрасли или космонавтом.

-- Переносите ли вы дружбу с партнерами по МКС на Землю, ведь, судя по видеозаписям со станции, коллектив там очень сплоченный?
-- Как правило, никогда. После полета начинается подготовка к следующей миссии, и каждый из нас назначается в новый экипаж. Нужно выстраивать отношения, находить контакт и точки соприкосновения с другими людьми, поэтому не могу сказать, что после полетов мы всегда дружим. Бывает так, что мы больше и не пересекаемся. Чаще всего встречаемся на совместных международных конференциях, симпозиумах, форумах, связанных с космическими исследованиями.

-- Что брали с собой на МКС?
-- Практически ничего. Со мной был только мой талисман -- снеговик, который мне давала младшая дочь. Еще эмблемы и конверты с логотипом экипажа. Все остальное -- видео, фото, музыка, литература, пресса -- забрасывается через спутниковый ретранслятор по связи на персональный компьютер каждому члену экипажа, в зависимости от его предпочтений. Занимается этим группа психологической поддержки.

-- Какие перспективы в освоении космоса ждут нас в ближайшем будущем?
-- Ближайшие 10-20 лет будут эпохальными десятилетиями. Как 1960-1970-е годы: первый полет, первый выход в открытый космос, первая лунная программа. Сейчас начнется такой бум с Луной и Марсом, что только успевай наблюдать. Спустя 60 лет человечество ждет очередной прорыв в космических технологиях и исследованиях. Главное для России - успеть запрыгнуть хотя бы в последний вагон и дальше двигаться с нашими сегодняшними партнерами.
Гарант сотрудничества -- взаимозависимость и взаимозаменяемость, как сейчас на МКС. У нас многие говорят, что мы разделимся и продолжим летать самостоятельно. Уровень кооперации и техническая взаимозависимость таковы, что если расстыковать сегменты, то ни мы ни партнеры летать не смогут без технического дооснащения комплексов и огромных финансовых затрат. Россия -- нужный, уважаемый и надежный партнер на МКС. Чтобы оставаться и далее таковой, создать нужно немало: сверхтяжелый носитель, пилотируемый корабль, космодром, передовые технологии и технические решения, от которых зависели бы наши партнеры.

-- Есть ли у России сейчас что-то, кроме кораблей "Союз", чем мы сегодня можем похвалиться?
-- "Союзом" мы похвалиться не можем. Это достижение поколения первопроходцев космоса. Наше поколение ничего подобного не создало. В остальном у нас идеи и мечты. Мы в режиме ожидания какого-то чуда, но чудес не будет.

-- Вы сейчас являетесь туристическим амбассадором, могли бы вы рассказать о космическом туризме?
-- Мы единственная страна, которая занималась и продолжает заниматься космическим туризмом, хотя сейчас полеты с туристами приостановлены. Мы используем наши "Союзы" для доставки профессиональных астронавтов. Выполняем наши партнерские обязательства и зарабатываем на этом хорошие деньги. Безвозмездно мы никого не возим. Нам сейчас это выгодно. Начнут партнеры использовать свои корабли для доставки астронавтов, и мы потеряем существенную долю дохода для покрытия расходов на пилотируемую космонавтику. С 2011 года Роскосмос на извозе заработал больше, чем потребовалось Маску для создания нового пилотируемого корабля Crew Dragon.

-- Сколько такой полет стоит и как записаться в туристы?
-- Все зависит от того, кто летит и от какой страны. Как правило, это приватная информация. Место на корабле "Союз" для профессиональных астронавтов наших партнеров оценивается в сумму порядка 80 миллионов долларов. Цену билета для космического туриста не знаю. С 2009 года туристы не летают, и как подать заявку, тоже не скажу. Ранее заключался контракт напрямую с Роскосмосом либо через компанию космического туризма Space Adventures, которая предоставляет доступ частным лицам в космическое пространство.

-- Нужно ли проходить медицинскую проверку и подготовку?
-- Медкомиссия -- одно из основных требований для полета. Далее туристы, или как их называют "участники космического полета", проходят подготовку. Очень короткую, максимум до полугода. Космический турист это как пассажир такси, поэтому требуется минимум подготовки. Самое главное, это не быть обузой для основного экипажа, знать и соблюдать меры безопасности, самостоятельно питаться и пользоваться туалетом. Некоторые летали более профессионально -- с пользой для себя и их бизнеса. Со мной летал Чарльз Симони свой второй полет. У него была хорошо разработанная им самим научная программа. Но большинство летит за романтикой и полагая, что за удовольствием.

-- И что туристы на станции увидят? Сколько длится полет?
-- У каждого своя программа полета, включая и небольшую научную программу. Обычно 7-10 дней полета. Только на время пересменки экипажей. Прилетел, вкусил невесомости, романтики, космической пищи, полюбовался красотами и на Землю.

Старый

ЦитатаЗонд, в составе которого находился посадочный аппарат и луноход, совершил посадку в заранее выбранном районе. Это важная миссия с точки зрения науки и отработки посадки на поверхность небесного тела.
:) :) :) 
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.

Старый

Цитата-- Вы летали и на "Мир", и на МКС, большая ли разница между ними?
-- Огромная. "Мир" -- отечественная станция, а МКС-- международная.
Я не понял: это положительная разница или отрицательная? ;) 
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.

Старый

ЦитатаБыли у нас передовые технологические наработки и в системах жизнеобеспечения, создания замкнутого контура по воде. На МКС мы не вышли даже на этот уровень, растеряв эти наработки, а ведь именно такие технологии нужны для лунной и марсианской базы. Отправить экипаж в надежде, что продолжим снабжать ресурсами, не разумно. Грузовой корабль может взорваться на старте, может быть нештатная ситуация по трассе перелета либо при посадке. Так что российская космонавтика, увы, сделала шаг назад. Даже по сравнению со станцией "Мир".
Одновременно он считает что участие на вторых ролях  в американских Воротах будет для нас шагом вперёд?  :o 
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.

Alex_II

ЦитатаСтарый написал:
Одновременно он считает что участие на вторых ролях  в американских Воротах будет для нас шагом вперёд?
Лучше чем ничего не делать хоть на каких ролях - первых, вторых, или 116х...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Старый

ЦитатаПотом, в процессе подготовки и полетов, эти две группы делятся уже на три. Есть люди, которые быстро понимают, что ошиблись. Слетав максимум пару раз, они получают определенную выгоду, скажем зарабатывают пенсию, и спокойно уходят. Например, на руководящие должности. Таких в ЦПК много. Есть другие, которые считают, что статус, полученный ими в космонавтике, можно и нужно реализовать в какой-то другой области. Скажем, в политике или общественной деятельности. Это нормально. Им тоже не о чем жалеть.
И есть небольшой процент фанатиков, которые из полета в полет, из экспедиции в экспедицию
С интересом отмечаю что деление на эти три категории я сделал здесь лет 10-15 назад 
1. "Карьеристы"
2. "Сел не в свои сани"
3. "Люблю летать" 
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.

Lunatik-k

Падалка - всё честно и без вранья.
В России много денег, но еще больше лжецов и казнокрадов.

Paleopulo

ЦитатаLunatik-k написал:
Падалка - всё честно и без вранья.
Похоже на рекламный слоган банка.

Дмитрий Инфан

ЦитатаСтарый написал:
Я не понял: это положительная разница или отрицательная?
Наверное, он хотел сказать, что на МКС ему приходилось чаще общаться с иностранцами.

Старый

Чем плохо мнение космонавтов о космонавтике? Тем что они говорят только о пилотируемых программах. Другой космонавтики для них не существует. 
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.

Paleopulo

ЦитатаСтарый написал:
Чем плохо мнение космонавтов о космонавтике? Тем что они говорят только о пилотируемых программах. Другой космонавтики для них не существует.  
А она в РФ сейчас разве еще существует?

Старый

ЦитатаPaleopulo написал:
 А она в РФ сейчас разве еще существует?
Ну как же?  :o  Вон Глонассы ещё есть...  :oops: 
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.

KBOB

ЦитатаСтарый написал:
 
Цитата-- Вы летали и на "Мир", и на МКС, большая ли разница между ними?
-- Огромная. "Мир" -- отечественная станция, а МКС-- международная.
Я не понял: это положительная разница или отрицательная?  
Ну европейцы конечно тоже понимают чем отличается МКС от МИР-а  - так же как русский хамон и бри от их европейских аналогов, но молчат! Я тоже не буду говорить, Старый отгадывай!
https://www.bbc.com/russian/av/media-50952991
Россия больше чем Плутон.

Старый

ЦитатаKBOB написал:
 
ЦитатаСтарый написал:
 
Цитата-- Вы летали и на "Мир", и на МКС, большая ли разница между ними?
-- Огромная. "Мир" -- отечественная станция, а МКС-- международная.
Я не понял: это положительная разница или отрицательная?  
Ну европейцы конечно тоже понимают чем отличается МКС от МИР-а 
Пофиг европейцы  цэевропейцы. 
Мне интересно по мнению Падалки - это положительная или отрицательная разница?
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.

KBOB

ЦитатаСтарый написал:
 
ЦитатаKBOB написал:
 
ЦитатаСтарый  написал:
   
Цитата-- Вы летали и на "Мир", и на МКС, большая ли разница между ними?
-- Огромная. "Мир" -- отечественная станция, а МКС-- международная.
Я не понял: это положительная разница или отрицательная?  
Ну европейцы конечно тоже понимают чем отличается МКС от МИР-а
Пофиг европейцы  цэевропейцы.
Мне интересно по мнению Падалки - это положительная или отрицательная разница?
Для Падалки МИР лучше, потому что "хоть квартира и в советской 5-этажке, но вся наша, а на МКС с новой планировкой денег не хватило."
Россия больше чем Плутон.

Paleopulo

ЦитатаСтарый написал:
 
ЦитатаPaleopulo написал:
 А она в РФ сейчас разве еще существует?
Ну как же?    Вон Глонассы ещё есть...    
Советские Ураганы?

Старый

ЦитатаPaleopulo написал:
 
ЦитатаСтарый написал:
 
ЦитатаPaleopulo  написал:
 А она в РФ сейчас разве еще существует?
Ну как же?    Вон Глонассы ещё есть...    
Советские Ураганы?
Но есть же!  8) 
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.