Артемида (Artemis) - лунная пилотируемая программа США

Автор zandr, 14.05.2019 08:00:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Ed Sch

Цитата: Demir_Binici от 05.11.2025 14:30:25А какие риски? Не сделает SpaceX HLS - не получит денег. Ровно так и с Blue Origin. Причём сколько бы им не пришлось потратить, для NASA цена фиксированная. Риски могут быть только в сроках. Луна никуда денется. Это не миссия на астероид или куда-то ещё, которую надо выполнить не позже какой-то даты, иначе её выполнить будет невозможно.

Справедливости ради, риск не уложиться в сроки - такой же риск, как и риск не уложиться в деньги. И то и другое - вероятность не получить требуемого в оговоренных рамках.
А что страшнее, это уже зависит от того, кто заказывает музыку. И что-то подсказывает, что время для Трампа страшнее денег.

Dulevo

#2561
Луна для Трампа - дело десятое.
Дефицит бюджета - намного страшнее.

Выборы в 2026-м для него самое главное - и вряд ли Луна так сильно интересует избирателей.
Тем более что китайцы точно не высадятся на Луне в 2026-м и вряд ли в 2028-м.

Arzach

Цитата: Demir_Binici от 05.11.2025 14:30:25Не сделает SpaceX HLS - не получит денег.
Ещё как получит. ;) Там хоть и firm-fixed-price, но выплаты поэтапные. Кроме того, говоря о рисках роста расходов, не стоит забывать, что контракт на HLS со SpaceX уже распух с ~3 млрд до 4,4. 

Ну и риск выхода на cost-plus с условным Lockheed Martin тоже имеет место быть - вот тут вот и посмотрим каков из Айзекмана администратор.

Arzach

Цитата: Demir_Binici от 05.11.2025 14:20:01А с Луной вообще идиотизм какой-то, глядя со стороны и не задумываясь о политических играх. Делали Orion но больше ничего не делали. Потом решили ещё и ракету делать. Потом спохватились, что для высадки на Луну этого не достаточно. Что было конкурс по HLS не объявить в 2010 году, а не в 2019? Только в 2019 обнаружили, что "забыли" про лунный модуль и скафандры? Нафига SLS тогда делали?
Вот как раз о политическом аспекте и нужно задуматься - за всё это время наблюдалась серьёзная политическая чехарда администраций с перетряхиванием концепций и руководящих кадров. И это, возможно, главная причина сегодняшних проблем - отсутствие консенсуса между администрациями по стратегии развития в области освоения космоса.

simple

Цитата: Demir_Binici от 05.11.2025 14:20:01А с Луной вообще идиотизм какой-то, глядя со стороны и не задумываясь о политических играх.
дык все верно там было, они хотели частников натаскать на луну а это многоэтапный процесс 

triage

#2565
Цитата: Demir_Binici от 05.11.2025 14:20:01А с Луной вообще идиотизм какой-то, глядя со стороны и не задумываясь о политических играх. Делали Orion но больше ничего не делали. Потом решили ещё и ракету делать. Потом спохватились, что для высадки на Луну этого не достаточно. Что было конкурс по HLS не объявить в 2010 году, а не в 2019? Только в 2019 обнаружили, что "забыли" про лунный модуль и скафандры?
2019 году кто-то на Т заявил о высадке на Луну и для высадки потребовались скафандры для Луны, и громко заявил о высадке к концу своего возможного второго срока в 2024 году (https://edition.cnn.com/2019/05/13/us/nasa-moon-2024-trnd-scn/index.html), ранее был 2028 год, но почему-то сразу не заказал посадочный аппарат, а оставил заказывать его после президентских выборов.
Хотя нет, еще в декабре 2017 году кто-то на Т подписал Директиву 1 с высадкой на Луну (https://www.nasa.gov/news-release/new-space-policy-directive-calls-for-human-expansion-across-solar-system/), хотя Луна в его администрации появилась не в декабре 2017, в минимум в октябре 2017 https://www.nasa.gov/news-release/nasa-statement-on-national-space-council-policy-for-future-american-leadership-in-space/

В 2021 году (https://edition.cnn.com/2021/04/16/tech/spacex-nasa-moon-contract-scn) кто-то выигрывая конкурс как бы обещал что сделает к 2024 году, но по факту даже к орбите Луны ничего не отправил. При этом с 2021 года администрация была одна и деньги не резала.
Хотя этот кто-то еще в 2018 году обещал создание мега ракеты и полеты туристов вокруг Луны и даже первый турист нашелся и был официально представлен (https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ba061729a794745e6efeb39)

Эта пришла и опять началась чехорда в виде отказа от некоторых вещей которые были важными ранее и даже принимались при первом сроке Трампа, а при втором сроке это убирается, ради Марса.

Луна в планах с 2017 года и не исчезала из планов за эти годы.

Хотя какой 2021, еще в 2020 при Т.
Цитироватьhttps://www.nasa.gov/humans-in-space/nasa-selects-blue-origin-dynetics-spacex-for-artemis-human-landers/

NASA выбрало Blue Origin, Dynetics и SpaceX для пилотируемых посадочных модулей Artemis
30 апреля 2020 г.
...
Для начала компании приступят к работе в течение примерно 10-месячного базового периода, описанного в Приложении H к документу NextSTEP-2 . В течение этого периода к компаниям будут прикреплены команды NASA, чтобы помочь оптимизировать рассмотрение требуемых результатов для NASA и передать экспертные знания, накопленные агентством за последние 60 лет разработки систем для пилотируемых космических полетов. 
«У NASA есть подтвержденный опыт высадки людей и грузов на поверхности других планет», — сказала Лиза Уотсон-Морган, руководитель программы «Система высадки человека» в Центре космических полётов имени Маршалла в Хантсвилле. «Сейчас замечательное время для сотрудничества NASA с промышленностью США и достижения нашей главной цели — высадки людей на Луну к 2024 году».
...
SpaceX
Starship — это полностью многоразовая система запуска и посадки, разработанная для путешествий на Луну, Марс и другие направления. Система основана на проверенных двигателях Raptor и опыте использования кораблей Falcon и Dragon....

simple

Цитата: simple от 05.11.2025 18:50:41
Цитата: Demir_Binici от 05.11.2025 14:20:01А с Луной вообще идиотизм какой-то, глядя со стороны и не задумываясь о политических играх.
дык все верно там было, они хотели частников натаскать на луну а это многоэтапный процесс
по этому с точки зрения полета на луну выглядит странно, а с точки зрения натаскивания частников, все ожидаемо, это вроде уже неоднократно обсуждали. 

Ed Sch

Цитата: Arzach от 05.11.2025 18:44:29И это, возможно, главная причина сегодняшних проблем - отсутствие консенсуса между администрациями по стратегии развития в области освоения космоса.

Получается курьёз.
Космос перерастает национальные приоритеты, почему-то меняющиеся вместе с администрацией. Слишком долгий.
Видимо, следующий этап - наднациональный космос. 

Шлангенциркуль

Цитата: Ну-и-ну от 05.11.2025 15:56:09Как плоть?
Без понятия, как это правильно называть.

Цитировать"Elon asked that one of his close friends run NASA and, while I thought his friend was very good, I was surprised to learn that he was a blue-blooded Democrat, who had never contributed to a Republican before"


Ну-и-ну

Цитата: Шлангенциркуль от 05.11.2025 21:28:58
Цитата: Ну-и-ну от 05.11.2025 15:56:09Как плоть?
Без понятия, как это правильно называть.

Цитировать"Elon asked that one of his close friends run NASA and, while I thought his friend was very good, I was surprised to learn that he was a blue-blooded Democrat, who had never contributed to a Republican before"


Я бы сказал - конвульсии.

Veganin

https://newatlas.com/space/spacex-simpler-lander-moon-return/
https://www.spacex.com/updates#moon-and-beyond
ЦитироватьSpaceX reveals simpler lander to speed up Moon return

SpaceX представила более простой посадочный модуль для ускорения возвращения на Луну


By David Szondy November 07, 2025


Машперевод
Метафорически подняв ноги над аллегорическим огнем NASA, компания SpaceX представила новый, упрощенный план по созданию посадочного модуля для возвращения американских астронавтов на Луну, поскольку из-за задержек конкурс на космический корабль был возобновлен.

Программа НАСА «Артемида» по обеспечению постоянного присутствия американцев на Луне, несомненно, амбициозна. Однако, как и предыдущие американские проекты, она была сопряжена с перерасходом средств, задержками и техническими проблемами. Одним из самых серьёзных препятствий стало строительство лунного модуля, поскольку, если нет возможности доставить астронавтов на Луну, вы, по сути, теряете время.

Первоначальный план SpaceX заключался в создании посадочного модуля на основе её всё ещё экспериментальной ракеты Starship. Этот аппарат не просто базировался на ней, но, по сути, представлял собой полноценный базовый вариант Starship с аэродинамическими профилями и тепловыми экранами. Целью было доставить на Луну до 100 тонн грузов, что было бы достаточно для создания полноценной и устойчивой базы.

Для этого потребовалось бы гораздо больше, чем просто посадочный модуль. Также потребовалось бы от 15 до 30 запусков Starship для сближения с посадочным модулем в космосе на околопрямолинейной гало-орбите (NRHO), а также перекачка 1200 тонн летучего криогенного топлива для посадки и компенсации потерь, связанных с выкипанием топлива до или во время миссии. Каждый танкер должен был быть полностью многоразовым и иметь возможность вернуться на Землю для посадки с использованием двигателя.

Всё это, конечно, хорошо, но это не очень понравилось NASA, которое столкнулось с политическим давлением и неудачами с проектом Space Launch System (SLS) и пилотируемым кораблем Orion. Особенно раздражает то, что проект SpaceX отстаёт: демонстрация перекачки криогенного топлива на орбите отложена до 2026 года.

В связи с этим в октябре 2025 года исполняющий обязанности администратора НАСА Шон Даффи призвал к значительному ускорению программы посадочного модуля, включая прямую конкуренцию между SpaceX, которая ранее была единственным подрядчиком, и Blue Origin. Это включало требование представить космическому агентству пересмотренные планы до 29 октября.

В результате SpaceX разработала упрощённый план спускаемого аппарата. Он основан на урезанной версии Starship, где акцент делается на скорости и безопасности экипажа, а не на полной грузоподъёмности. Это означает отказ от значительной части оборудования корабля, а также создание дозаправщиков с одноразовыми баками, а также отказ от аэродинамических поверхностей и теплозащитных элементов для снижения массы. Кроме того, сближение с NRHO будет заменено на сближение на низкой лунной орбите, которое требует меньше энергии и более безопасно в случае необходимости прерывания миссии.

Цель всего этого — упростить аппаратное обеспечение и установить контрольные точки для ускорения утверждения различных бортовых систем, а также модификаций Starship, включая установку пары новых шлюзов, каждый из которых будет иметь больший объём, чем лунный модуль «Аполлона», и подъёмника для спуска астронавтов на поверхность вместо спуска по 30-метровой лестнице. Кроме того, новый план позволит значительно сократить количество заправок, необходимых для посадки, до менее чем 10.

«Starship продолжает оставаться одновременно самым быстрым способом возвращения людей на поверхность Луны и ключевым инструментом достижения цели программы «Артемида» по обеспечению постоянного и устойчивого присутствия на лунной поверхности», — говорится в заявлении компании. «SpaceX разделяет цель скорейшего возвращения на Луну, подходя к миссии с той же готовностью и целеустремленностью, с которыми Америка вернулась в космос в рамках программы коммерческих экипажей НАСА».
[свернуть]

With its metaphorical feet held over the allegorical fire by NASA, SpaceX has released a new, simplified plan to build a lander to put US astronauts back on the Moon now that the competition for the spacecraft has been reopened due to delays.


NASA's Artemis program to establish a permanent US human presence on the Moon is ambitious beyond any doubt. However, like previous American efforts, it's been fraught with cost overruns, delays and technical problems. One of the most aggravating of these bottlenecks has been building the lunar lander because if you don't have a way to actually put astronauts on the actual Moon, you're pretty much wasting your time.

SpaceX's original plan was to build a lander based on its still-experimental Starship rocket – more than just based on it, the craft would essentially be a complete, baseline Starship complete with airfoils and heat shields. The goal was to land up to 100 tonnes of supplies on the Moon or enough to establish a complete, sustainable base.

With its metaphorical feet held over the allegorical fire by NASA, SpaceX has released a new, simplified plan to build a lander to put US astronauts back on the Moon now that the competition for the spacecraft has been reopened due to delays.

NASA's Artemis program to establish a permanent US human presence on the Moon is ambitious beyond any doubt. However, like previous American efforts, it's been fraught with cost overruns, delays and technical problems. One of the most aggravating of these bottlenecks has been building the lunar lander because if you don't have a way to actually put astronauts on the actual Moon, you're pretty much wasting your time.

SpaceX's original plan was to build a lander based on its still-experimental Starship rocket – more than just based on it, the craft would essentially be a complete, baseline Starship complete with airfoils and heat shields. The goal was to land up to 100 tonnes of supplies on the Moon or enough to establish a complete, sustainable base.

This would require much more than just the lander to accomplish. It would also mean between 15 and 30 Starship launches to rendezvous with the lander in space in a Near-Rectilinear Halo Orbit (NRHO) and the transfer of 1,200 tonnes of volatile cryogenic fuels for the landing and to compensate for losses due to fuel boiling away before or during the mission. Each tanker was to be made fully reusable and able to return to Earth for powered landing.

That's all well and good, but it hasn't sat very well with NASA, which has been dealing with political pressures as well as setbacks with the Space Launch System (SLS) and the Orion crew spacecraft. A particularly irksome factor is that the SpaceX project has fallen behind, with the on-orbit cryogenic propellant transfer demonstration delayed until 2026.

In light of this, in October 2025 NASA's Acting Administrator Sean Duffy called for a major speed up of the lander program that included direct competition between SpaceX, which previously was the sole contractor, and Blue Origin. This included a demand for revised plans to be submitted to the space agency by October 29.

As a result, SpaceX has come up with a simplified lander plan. It's based on a stripped-down version of Starship that has an emphasis on speed and crew safety over full cargo capacity. This means losing a lot of equipment from the craft as well as making refueling tankers that include expendable tanks, and eliminating airfoils, heat shields components to save weight. In addition, the NRHO rendezvous would be abandoned in favor of one in low-lunar orbit, which has a lower energy requirement and is safer if a mission abort is needed.

The purpose of all this is to simplify the hardware and to impose milestones to speed up approval of the various onboard systems, as well as modifications to Starship that include installation of a pair of new airlocks – each of which will have more volume than that of an Apollo Lunar Module – and a hoist to lower astronauts to the surface instead of climbing down a 100-ft (30-m) ladder. In addition, this new plan would drastically cut down the number of fueling trips required for a landing mission to less than 10.

"Starship continues to simultaneously be the fastest path to returning humans to the surface of the Moon and a core enabler of the Artemis program's goal to establish a permanent, sustainable presence on the lunar surface," said the company in a statement. "SpaceX shares the goal of returning to the Moon as expeditiously as possible, approaching the mission with the same alacrity and commitment that returned human spaceflight capability to America under NASA's Commercial Crew program."

Editor's note (Nov. 10, 2025): The above article originally stated that the lander version of Starship includes expendable fuel tanks. This was incorrect and the text has been altered to reflect this. We sincerely apologize for the error and thank the readers who brought this to our attention.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Dulevo

Я так понимаю, что СпейсХ еще не публиковал никаких упрощенных планов лунной миссии.
Может быть они уже передали что-то в НАСА, но публика пока ничего не видела.

Все остальное - гадание на кофейной гуще. На Насаспейсфлайт форуме уже предложили несколько версий такого упрощения.

Ed Sch

Цитата: Dulevo от 10.11.2025 16:24:57СпейсХ еще не публиковал никаких упрощенных планов лунной миссии

Дык, формального запроса от  NASA не было. Даффи на словах попросил подумать над ускорением, ему что-то на словах ответили.

Dulevo

Была просьба в течении недели передать предложения по ускорению высадки.
Наверняка какие-то письма с предложениями были посланы и от СпейсХ и от Блу Ориджин.

Но после этого был опять выдвинут Айзекман на пост руководителя НАТО.
Так что возможно что Таффи уже неинтересно эти письма читать.

Шлангенциркуль

Автор вышескопированного опуса также пишет про ножи. Чушь, не стоящая обсуждения.
https://newatlas.com/wearables/puma-white-hunter-knife/

Arzach

Цитата: Ed Sch от 10.11.2025 18:49:36Дык, формального запроса от  NASA не было.
Так и не могло быть - правительство и его сотрудники не работают. А о новом RFI на HLS уже объявлено, дайте срок.

Шлангенциркуль


ЦитироватьRoughly 700,000 federal employees are working without pay during the government shutdown, which recently became the longest in U.S. history

Arzach

Конечно кто-то работает, выполняя существенные функции, только никакие официальные документы не издаются.
Цитата: https://www.nasa.gov/shutdown/shutdown-federal-guidance/NASA Operating Status: NASA is currently CLOSED due to a lapse in Government funding.


cross-track

Цитата: Dulevo от 10.11.2025 18:58:17Была просьба в течении недели передать предложения по ускорению высадки.
Наверняка какие-то письма с предложениями были посланы и от СпейсХ и от Блу Ориджин.

Но после этого был опять выдвинут Айзекман на пост руководителя НАТО.
Так что возможно что Таффи уже неинтересно эти письма читать.
А это уже было?
https://3dnews.ru/1132092/spacex-predlagaet-bistro-dostavit-amerikantsev-na-lunu-obrubkom-starship
Live and learn

Dulevo

В статье излагается содержание апдейта по прогрессу по программе HLS (создания лунной версии Старшипа) выложенное на сайте СпейсХ 30 октября.

Почему они решили что это новая версия Старшипа - мне непонятно.
Нигде в апдейте не сказанно что это новое предложение по ускоренной высадке на Луну.

И я лично не вижу никаких отличий  от "старой" версии.