Артемида (Artemis) - лунная пилотируемая программа США

Автор zandr, 14.05.2019 08:00:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

nonconvex

Цитата: Astro Cat от 24.10.2025 18:45:08Вот потому, что у него система сложнее, он и задерживается. А вы сравниваете с полетом при помощи примитивного однораза.

Ну да конечно, "гранаты у него не той системы".  По сравнению с "примитивным" водородным супертяжем.

Шлангенциркуль

Цитата: triage от 24.10.2025 19:27:48Это как в контракте на запуск спутника заниматься с нуля разработкой многоразовой РН горизонтального взлета/горизонтальной посадки.
Если за половину оставшегося до запуска времени ракету все-таки бы разработали, то и со спутником скорее всего не было бы проблем, учитывая наличествующий по ним опыт. А если за десять лет единственным событием стали подозрительно отваливающиеся куски теплового щита, то и следующие десять лет вдруг пролететь как одна ночь за разрешением откуда ни возьмись пары-тройки мелких проблем.

nonconvex

Цитата: Шлангенциркуль от 25.10.2025 04:52:10
Цитата: triage от 24.10.2025 19:27:48Это как в контракте на запуск спутника заниматься с нуля разработкой многоразовой РН горизонтального взлета/горизонтальной посадки.
Если за половину оставшегося до запуска времени ракету все-таки бы разработали, то и со спутником скорее всего не было бы проблем, учитывая наличествующий по ним опыт. А если за десять лет единственным событием стали подозрительно отваливающиеся куски теплового щита, то и следующие десять лет вдруг пролететь как одна ночь за разрешением откуда ни возьмись пары-тройки мелких проблем.
Вы мягко говоря не в теме темпа и объема ведущихся по теме Артемиды работ. В вашем воображении все бездельники, кроме Маска.

Шлангенциркуль

Вам-то откуда знать, в чем я в курсе? На прошлой странице вы были не в теме скафандров, и так далее.

ЦитироватьDuring preliminary reviews in 2011, the launch date was placed somewhere between 2019 and 2021, but afterwards(2019) the launch date was delayed to 2023
Злой Маск, не иначе.

Анотар

Цитата: triage от 24.10.2025 19:23:322014 год у Ориона отработка возвращения со второй космической.
Не было там второй космической, хоть и было больше чем первая космическая 

triage

#2425
Цитата: Анотар от 25.10.2025 15:40:42
Цитата: triage от 24.10.2025 19:23:322014 год у Ориона отработка возвращения со второй космической.
Не было там второй космической, хоть и было больше чем первая космическая
ну я хотел сказать что он возвращался с большей скоростью чем возвращаются с МКС

с МКС
ЦитироватьТипичная скорость входа в атмосферу на низкой околоземной орбите составляет около 27 000 км/ч
Typical low earth orbit re-entry speeds are near 17,500 mph
https://www.1tv.ru/news/2021-10-17/414880-osnovnye_fazy_vozvrascheniya_spuskaemogo_apparata_na_zemlyu_kak_eto_proishodit
Скорость с 27 тысяч километров в час сбрасывается до

Вики
2014
ЦитироватьМиссия представляла собой четырехчасовое двухвитковое испытание модуля экипажа «Ориона», включающее высокий апогей на втором витке и завершающееся высокоэнергетическим возвращением в атмосферу со скоростью около 8,9 километров в секунду (20 000 миль в час). [ 4 ] Эта схема миссии соответствует миссиям «Аполлон-2» и «Аполлон-3» 1966 года, в ходе которых проверялась система управления полетом и тепловой экран «Аполлона» в условиях возвращения, запланированных для возвращения с лунных миссий.

Это расстояние позволило космическому аппарату достичь скорости входа в плотные слои атмосферы до 8,9 км/с (20 000 миль/ч)

2022
Цитироватьвернулся в атмосферу Земли, двигаясь со скоростью около 40 000 км/ч (25 000 миль/ч)

Veganin

https://spacenews.com/former-nasa-administrators-call-for-changes-in-artemis-lunar-lander-architecture/
ЦитироватьБывшие руководители НАСА призывают к изменениям в архитектуре лунного модуля «Артемида»
Джефф Фауст 30 октября 2025 г.


В 2021 году SpaceX получила награду NASA Human Landing System за разработку лунной версии Starship для миссии Artemis 3. Источник: SpaceX

Машперевод
ХАНТСВИЛЛ, Алабама. — Два бывших руководителя НАСА раскритиковали текущий подход агентства к использованию корабля Starship компании SpaceX для пилотируемой высадки на Луну аппарата Artemis 3, призвав к срочному изменению направления полета, чтобы достичь Луны раньше Китая.

В ходе беседы у камина на симпозиуме по исследованию космоса имени фон Брауна, организованном Американским астронавтическим обществом 29 октября, бывшие администраторы Чарли Болден и Джим Брайденстайн выразили скептицизм относительно того, что нынешняя архитектура программы Artemis от NASA, использующая Starship для доставки астронавтов на поверхность Луны и обратно, может быть успешной до первой запланированной высадки китайского экипажа в конце этого десятилетия.

По словам Брайденстайна, при нынешнем подходе «вероятность победы над Китаем быстро стремится к нулю. Нам нужно действовать иначе».

Брайденстайн, возглавлявший NASA при первой администрации Трампа, ранее критиковал использование Starship для миссии «Артемида-3» на слушаниях в Сенате в сентябре, но тогда не предложил альтернативы. На отдельном мероприятии 21 октября, на следующий день после того, как исполняющий обязанности администратора Шон Даффи заявил, что «откроет» контракт SpaceX по «Артемида-3» , Брайденстайн отказался от прямых комментариев: «Я предоставлю ему право принимать эти решения».

На симпозиуме Брайденстайн высказался более прямолинейно: «Я считаю, что министр Даффи поступает абсолютно правильно», — сказал он.

Он призвал ускорить работу над альтернативной конструкцией спускаемого аппарата и даже предложил правительству применить Закон о производстве оборонной продукции — закон времен холодной войны, который позволяет ему обязывать компании отдавать приоритет работам, которые считаются критически важными для национальной безопасности.

«Если наша цель — обогнать Китай в полёте на Луну, нам нужна программа, которая, осмелюсь сказать, будет своего рода программой, предусмотренной Законом о производстве оборонных товаров», — сказал он. «Мы пойдём ва-банк, чтобы как можно быстрее создать систему посадки с помощью небольшой команды, уполномоченной — возможно, уполномоченной, сформированной указом президента Соединённых Штатов, — что это императив национальной безопасности, согласно которому мы должны обогнать Китай в полёте на Луну».

Он предположил, что такую работу можно было бы организовать в виде «небольшой организации по типу Skunk Works», имея в виду передовое подразделение разработок Lockheed Martin.

Брайденстайн подчеркнул, что не критикует сам Starship. «Starship — чрезвычайно важный корабль будущего», — сказал он. «Он будет долгое время доставлять большие массы на низкую околоземную орбиту, что снизит стоимость и расширит доступ».

«Но если вам нужен лунный модуль, это займет время», — добавил он.

Болден, возглавлявший НАСА при администрации Обамы, разделяет опасения Брайденстайна. «Я не узнал эту архитектуру, когда снова задумался о НАСА после ухода Джима с поста», — сказал он.

«Как мы докатились до того, что теперь нам нужно 11 запусков, чтобы доставить один экипаж на Луну?» — сказал он, имея в виду многочисленные дозаправки, необходимые для Starship. «Мы никогда туда не доберёмся».

Он выразил сомнение в том, что NASA сможет высадить людей на Луну к концу президентского срока Трампа или до первой высадки пилотируемого корабля из Китая. «Мы не сможем этого сделать, если скажем, что должны сделать это к концу этого срока», — сказал он. «Давайте будем реалистами, хорошо? Все в этом зале знают, что заявления о том, что мы сделаем это к концу срока или раньше китайцев, не помогут отрасли».

Болден заявил, что Китай может согласиться на высадку людей на Луну до возвращения США, если подход НАСА будет хоть в чём-то лучше. «Они собираются отправить человека на Луну в 2030 году», — сказал он о Китае. «Мы можем не успеть к 2030 году, и меня это устраивает, главное, чтобы к 2031 году мы были лучше, чем они, с тем, что у них есть».

Альтернативные планы

Комментарии Болдена и Брайденстайна последовали за другими сессиями конференции, на которых компании обсуждали потенциальные альтернативы доставки людей на поверхность Луны.

Джеки Кортезе, старший директор по гражданскому космосу компании Blue Origin, заявила 28 октября, что компания только что начала сотрудничество с NASA по ускорению разработки лунного модуля. Она отказалась предоставить подробности, сославшись на конфиденциальную информацию, связанную с конкуренцией.

«У нас много идей», — сказала она, предложив взять за основу посадочный модуль Blue Moon Mark 1, беспилотный аппарат, который, как ожидается, совершит свой первый полёт в ближайшие несколько месяцев. Mark 1 значительно меньше посадочного модуля Mark 2, который Blue Origin разрабатывает для Artemis 5 и последующих миссий, но не требует перекачки топлива в космосе.

«Благодаря Mark 1 и некоторым предыдущим работам, которые мы проводим, у нас есть, как мы думаем, несколько хороших идей о, возможно, более постепенном подходе, который можно было бы использовать для сценария ускорения», — сказала она.

Компания Lockheed Martin, которая в настоящее время не участвует в программе NASA Human Landing System, также проявила интерес к разработке альтернативного посадочного модуля. Боб Бенкен, вице-президент по стратегии исследований и технологий в Lockheed Martin Space, заявил 20 октября, что компания провела «серьёзный технический и программный анализ» пилотируемых посадочных модулей, которые можно было бы адаптировать для ускоренной программы.

«Идея заключается в следующем: если нам нужен план Б, что мы можем сделать быстрее всего?» — сказал Тим Чичан, главный архитектор по коммерческим гражданским пространствам в Lockheed Martin, на другом стенде 28 октября.

Он описал двухступенчатую конструкцию, в которой спускаемый аппарат остаётся на поверхности Луны, а взлётный аппарат возвращает астронавтов на «Орион». «Оставляя спускаемый аппарат на поверхности, вы экономите много топлива», — сказал он, добавив, что впоследствии его можно будет использовать в качестве инфраструктуры для лунной базы. Взлётная ступень также может быть использована повторно.

По его словам, та же архитектура может доставлять большие грузы на поверхность. «Цель в том, чтобы добавить ещё одну систему, которая уже сегодня сможет двигаться максимально быстро с минимальным риском, используя компоненты, которые уже существуют», — сказал он. «Возможно, это самый быстрый способ».

«Эта идея уже существует», — заключил он. «Посмотрим, к чему это приведёт».
[свернуть]

HUNTSVILLE, Ala. — Two former NASA administrators criticized the agency's current approach to using SpaceX's Starship for the Artemis 3 crewed lunar landing, calling for an urgent redirection to reach the moon before China.

In a fireside chat at the American Astronautical Society's von Braun Space Exploration Symposium on Oct. 29, former administrators Charlie Bolden and Jim Bridenstine expressed skepticism that NASA's current Artemis architecture, using Starship to ferry astronauts to and from the lunar surface, can succeed before the first projected Chinese crewed landing later this decade.

With the current approach, Bridenstine said, "the probability of beating China approaches zero, rapidly. We have to do something different."

Bridenstine, who led NASA during the first Trump administration, previously criticized the use of Starship for Artemis 3 at a Senate hearing in September but offered no alternative at the time. At a separate event Oct. 21, one day after Acting Administrator Sean Duffy said he would "open up" SpaceX's Artemis 3 contract, Bridenstine declined to comment directly: "I'm going to leave it to him to make those decisions."

At the symposium, Bridenstine was more direct. "Secretary Duffy, I think, is doing the absolute right thing," he said.

He called for accelerated work on an alternative lander design, even suggesting the government invoke the Defense Production Act, a Cold War-era law that allows it to direct companies to prioritize work deemed critical to national security.

"If the goal is to beat China to the moon, we need to have a program that is, dare I say, a Defense Production Act kind of program," he said. "We're going all-in to build a landing system as quickly as possible with a team that would be a small team with authorities — maybe authorities put together by an executive order from the President of the United States — that this is a national security imperative that we're going to beat China to the moon."

He suggested such an effort could be organized as a "small Skunk Works-type organization," referring to Lockheed Martin's advanced development division.

Bridenstine emphasized he was not criticizing Starship itself. "Starship is a tremendously important vehicle for the future," he said. "It's going to deliver large mass to low Earth orbit for a long time, and it's going to drive down costs and increase access."

"But if you need a moon lander, it's going to take time," he added.

Bolden, who led NASA during the Obama administration, echoed Bridenstine's concerns. "I did not recognize the architecture when I came back to thinking about NASA again after Jim had left office," he said.

"How did we get back here where we now need 11 launches to get one crew to the moon?" he said, referring to the multiple refueling flights needed for Starship. "We're never going to get there."

He expressed doubt that NASA could land humans on the moon by the end of President Trump's term or before China's first crewed landing. "We cannot make it if we say we've got to do it by the end of this term," he said. "Let's be real, okay? Everybody in this room knows, to say we're going to do it by the end of the term, or we're going to do it before the Chinese, that doesn't help industry."

Bolden said it may be acceptable for China to land humans on the moon before the United States returns, provided NASA's approach is better in some way. "They're going to put a human on the moon in 2030," he said of China. "We may not make 2030 and that's ok with me, as long as we get there in 2031 better than they are with what they have there."


Бывшие администраторы НАСА Джим Брайденстайн (в центре) и Чарли Болден (справа) выступают на встрече у камина 29 октября с модератором Майком Френчем на симпозиуме Американского астронавтического общества по исследованию космоса имени фон Брауна. Фото: SpaceNews/Jeff Foust

Alternative plans

The comments from Bolden and Bridenstine followed other conference sessions where companies discussed potential alternatives for getting humans to the lunar surface.

Jacki Cortese, senior director of civil space at Blue Origin, said Oct. 28 that the company had just begun work with NASA on ways to accelerate lunar lander development. She declined to provide details, citing competition-sensitive information.

"We have a lot of ideas," she said, suggesting they build on the company's Blue Moon Mark 1 lander, an uncrewed vehicle expected to make its first flight in the next few months. The Mark 1 design is significantly smaller than the Mark 2 lander Blue Origin is developing for Artemis 5 and later missions but does not require in-space propellant transfer.

"With Mark 1 and some of the preceding work we're doing, we have what we think are some good ideas about maybe a more incremental approach that could be used for an acceleration-type scenario," she said.

Lockheed Martin, which is not currently part of NASA's Human Landing System program, has also shown interest in developing an alternative lander. Bob Behnken, vice president of exploration and technology strategy at Lockheed Martin Space, said Oct. 20 that the company had done "significant technical and programmatic analysis" of crewed landers that could be adapted for an accelerated program.

"This idea is, if we need a Plan B, what is the fastest thing that we could do," said Tim Cichan, chief architect for commercial civil space at Lockheed Martin, on another pane Oct. 28l.

He described a two-stage design, with a descent element that remains on the lunar surface while the ascent element returns astronauts to Orion. "You save a lot of propellant when you leave the descent element on the surface," he said, adding that it could later be repurposed as infrastructure for a lunar base. The ascent stage could also be reused.

The same architecture, he said, could deliver large cargo payloads to the surface. "The intent there is, let's add another system that, from today, can move as fast as possible with as little risk as possible, using parts that actually exist right now," he said. "That might be the fastest way."

"It's an idea that's out there," he concluded. "We'll see where it goes."
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Arzach

Цитата: Veganin от 30.10.2025 22:01:59Lockheed Martin, which is not currently part of NASA's Human Landing System program
Вообще-то Lockheed Martin входит в состав The National Team, организованной Blue Origin для участия в программе HLS. Странно такое слышать от Фауста. Возможно, он имеет в виду, что LM не является основным подрядчиком, но они в явном виде участвуют в проекте в качестве субподрядчика. При этом статья как бы намекает, что у LM есть свои собственные амбиции насчет HLS, что вообще-то является ерундой, так как на отдельной собственный проект у них нет ни ресурсов, ни времени.

nonconvex

Цитата: Arzach от 30.10.2025 23:33:20
Цитата: Veganin от 30.10.2025 22:01:59Lockheed Martin, which is not currently part of NASA's Human Landing System program
Вообще-то Lockheed Martin входит в состав The National Team, организованной Blue Origin для участия в программе HLS. Странно такое слышать от Фауста. Возможно, он имеет в виду, что LM не является основным подрядчиком, но они в явном виде участвуют в проекте в качестве субподрядчика. 
Он имеет ввиду что алюминиевый эротический огурец от Спейсекса против рациональных китайцев шансов не имеет. Ни одного. 

Трилобит

Цитата: Arzach от 30.10.2025 23:33:20Вообще-то Lockheed Martin входит в состав The National Team, организованной Blue Origin для участия в программе HLS.
National Team уже много лет как нет, это они в конкурсе HLS участвовали с Integrated Lander Vehicle, как вы верно заметили. Но после того как они тот конкурс проиграли команда распалась. 
Для Sustaining Lunar Development crewed lander по Аппендиксу P (который второй) Blue Origin уже в соло участвовали с собственным дизайном Blue Moon Mk2.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Трилобит

Вообще кстати иронично как они там опомнились. Я еще в 2020 об этом говорил и потом много раз на эту тему с маскофилами спорил - Спейсы HLS выиграли несправедливо и по сути с обманом, выставив не то что от них спрашивали, что на фоне предложений конкурентов сделанных в рамках требований выглядело круче. Главное требование конкурса было "быстро". Спейсы пообещали заведомо невозможное и утопичное быстро-дешево-качественно. 
А вот ILV от National Team предложение было кривое и косое, дорогое, но именно потому что под запрос "быстро" и на мой взгляд пусть и с задержками, но сделали бы гораздо быстрее чем Старшип, хотя обошлось бы в копеечку.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Dulevo

Цитата: Arzach от 30.10.2025 23:33:20При этом статья как бы намекает, что у LM есть свои собственные амбиции насчет HLS, что вообще-то является ерундой, так как на отдельной собственный проект у них нет ни ресурсов, ни времени.

Но у них действительно есть амбиции.
Lockheed Martin объявила в 2018 году концепцию посадочного модуля: полностью многоразовый лунный модуль-посадочник, который взлетает и садится с лунной орбиты, рассчитанный на экипаж — до 4 человек и груз ~0,9 тонны, работающий до ~2 недель на поверхности.
В 2023 году NASA отобрала Lockheed Martin как одну из компаний для развития концепции лунного посадочного модуля: Lockheed получила грант $35,2 млн на концептуальную проработку.

Так что если им дадут денег - миллиарда 3 - то они с радостью возьмутся за разработку..

За свои деньги они конечно ничего разрабатывать не собираются.

Arzach

Цитата: Трилобит от 31.10.2025 00:51:39National Team уже много лет как нет, это они в конкурсе HLS участвовали с Integrated Lander Vehicle, как вы верно заметили.
Как же тогда быть с этим? https://news.lockheedmartin.com/2023-05-19-Lockheed-Martin-on-Blue-Origins-National-Team-Selected-to-Develop-Human-Lunar-Lander

Трилобит

Цитата: Dulevo от 31.10.2025 01:07:13
Цитата: Arzach от 30.10.2025 23:33:20При этом статья как бы намекает, что у LM есть свои собственные амбиции насчет HLS, что вообще-то является ерундой, так как на отдельной собственный проект у них нет ни ресурсов, ни времени.

Но у них действительно есть амбиции.
Lockheed Martin объявила в 2018 году концепцию посадочного модуля: полностью многоразовый лунный модуль-посадочник, который взлетает и садится с лунной орбиты, рассчитанный на экипаж — до 4 человек и груз ~0,9 тонны, работающий до ~2 недель на поверхности.
В 2023 году NASA отобрала Lockheed Martin как одну из компаний для развития концепции лунного посадочного модуля: Lockheed получила грант $35,2 млн на концептуальную проработку.

Так что если им дадут денег - миллиарда 3 - то они с радостью возьмутся за разработку..

За свои деньги они конечно ничего разрабатывать не собираются.
Топовый кстати проект был, The Mars-Precursor Lunar Lander, по плану переходная ступень к тому самому MADV Mars Ascent/Descent Vehicle из проекта Mars Base Camp.
Потом когда впервые зашла речь о планах "на Луну к 2024" они еще до HLS предложили попроще вариант двухступенчатый. А потом уже влились в National Team.
Но после этого они судя по всему поняли что там каши не сваришь и свои лунные амбиции в первую очередь атомными проектами реализуют, там конкуренции меньше гораздо, а чеки жирнее.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Трилобит

Цитата: Arzach от 31.10.2025 01:21:58
Цитата: Трилобит от 31.10.2025 00:51:39National Team уже много лет как нет, это они в конкурсе HLS участвовали с Integrated Lander Vehicle, как вы верно заметили.
Как же тогда быть с этим? https://news.lockheedmartin.com/2023-05-19-Lockheed-Martin-on-Blue-Origins-National-Team-Selected-to-Develop-Human-Lunar-Lander
Было такое, они тогда отвечали за буксир-заправщик, а не за посадочный аппарат, потом без особой шумихи окончательно отвалились где-то между 2023 и 2024 и теперь новый Транспортер тоже внутренний проект Blue Origin.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Arzach

Цитата: Трилобит от 31.10.2025 01:25:51
Цитата: Arzach от 31.10.2025 01:21:58
Цитата: Трилобит от 31.10.2025 00:51:39National Team уже много лет как нет, это они в конкурсе HLS участвовали с Integrated Lander Vehicle, как вы верно заметили.
Как же тогда быть с этим? https://news.lockheedmartin.com/2023-05-19-Lockheed-Martin-on-Blue-Origins-National-Team-Selected-to-Develop-Human-Lunar-Lander
Было такое, они тогда отвечали за буксир-заправщик, а не за посадочный аппарат, потом без особой шумихи окончательно отвалились где-то между 2023 и 2024 и теперь новый Транспортер тоже внутренний проект Blue Origin.
Не только за буксир-заправщик, но и за компоненты посадочной ступени, а также СЖО и пр. на основе своего опыта с Орионом. То есть National Team вполне себе существовала как минимум пару лет назад. Новость про буксир появилась этой весной, но про выход LM из проекта там не говорилось. Есть какие-нибудь ссылки? А то вот на NASASpaceFlight пару недель назад писали, что они все еще в деле. 

Veganin

https://x.com/SpaceX/status/1983921001717997728
https://www.ixbt.com/news/2025/10/30/spacex-starship-hls-100.html
ЦитироватьSpaceX показала Starship HLS — ракету, которая доставит американцев на Луну: жилой отсек как две трети МКС и доставка 100 тонн грузов на Луну за раз

SpaceX опубликовала подробности о ракете Starship HLS, которая должна отправить американцев на Луну. Также компания опубликовала свежие рендеры Starship HLS.


SpaceX

Благодаря огромным размерам и возможности дозаправки в космосе, Starship предлагает непревзойденные возможности для исследования Луны. Один корабль имеет герметичный обитаемый объем более 600 кубических метров — это составляет примерно две трети от всего объема Международной космической станции. Кабина рассчитана на большое количество исследователей, с двумя шлюзами для выходов в открытый космос.

Для сравнения: каждый из двух шлюзов Starship имеет объем около 13 кубических метров — это более чем вдвое больше, чем было в лунном модуле "Аполлон". Грузовые версии Starship смогут доставлять до 100 тонн прямо на поверхность Луны, включая крупные грузы вроде негабаритных роверов, герметичных роверов, ядерных реакторов и лунных построек.

Чтобы вернуть американцев на Луну, SpaceX развивает Starship по двум направлениям: основную систему корабля и инфраструктуру (производство, тесты, стартовые площадки), которые компания финансирует самостоятельно (более 90% затрат). Второе — специальная конфигурация HLS (Human Landing System) для NASA, адаптированная под требования посадки и возвращения экипажа. SpaceX работает по фиксированному контракту: оплата только после успешных этапов, без риска для налогоплательщиков. Компания делится данными с NASA на каждом шагу, включая полеты, не финансируемые контрактом.

Starship вернет США на Луну раньше любой другой страны, обеспечивая устойчивые операции: полная многоразовость, низкая стоимость и высокая частота миссий с грузоподъемностью свыше 100 тонн.

SpaceX

Компания отметила, что приступила к сборке первого лётного изделия — кабины с авионикой, питанием, механизмами, жизнеобеспечением, связью и терморегуляцией. Это позволит протестировать систему, провести интеграционные тесты и подготовить астронавтов.







На 2026 год запланированы ключевые этапы программы: длительный орбитальный тест и дозаправка в космосе, однако тут все будет зависеть от того, насколько успешными окажутся летные испытания Starship V3. Согласно предварительным данным, первый тестовый полет Starship V3 может состояться до конца 2025 года.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Ed Sch

Цитата: Veganin от 31.10.2025 12:54:24SpaceX опубликовала подробности о ракете Starship HLS

Наш ответ Чемберлену Шону Даффи.

1. Будет круто.
2. Будет дёшево. 
3. Всех обгоним.
4. Уже приступили.

Dulevo

>>>>Всех обгоним.

А нет что ли?  У них фора месяцев 30, со всеми кроме Блу Ориджин.
Ну а Блу Ориджин до сих пор скоростью разработки не блистала.

Paleopulo

Цитата: Dulevo от 31.10.2025 13:43:56>>>>Всех обгоним.

А нет что ли?  У них фора месяцев 30, со всеми кроме Блу Ориджин.
Ну а Блу Ориджин до сих пор скоростью разработки не блистала.
Им важно обогнать китайцев, НАСА из-за этого шум подняла. А вот том, что СпейсХ обгонит китайцев - я не уверен. Они по сути оказались монополистами, так как на первые две высадки кроме них никому денег не дали. И, как монополисты, могут особо не напрягаться. Так как сейчас вряд ли кто подпишется под обязательством не дать Китаю высадиться раньше.