Артемида (Artemis) - лунная пилотируемая программа США

Автор zandr, 14.05.2019 08:00:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Ed Sch

Цитата: triage от 21.10.2025 12:03:24Исполняющий обязанности главы космического агентства Шон Даффи...

Временно исполняющий обязанности сообщил, что времени осталось мало.

Всё бы выглядело курьёзом, если б в угоду центропупизму главного американского начальника не рисковали живыми людьми.

nonconvex

Цитата: Astro Cat от 21.10.2025 20:55:25
Цитата: Водитель от 21.10.2025 18:49:49почему имея опыт плюс развитие технологий, для повторения Аполлона нужен многопуск

Потому, что многопуск это фича, а не баг. Гибкость системы. Авария не приведет к фатальным последствиям. Можно менять исполнителей.

Поясните, что вы называете фатальными последствиями.

nonconvex

Цитата: МБР от 21.10.2025 23:37:40
Цитата: triage от 21.10.2025 12:03:24Даффи предположил, что Blue Origin может занять место SpaceX в миссии Artemis III.
Да к бабке не ходи. Точку в этом деле поставит успешная посадка Блю Мун Марк 1, если не в этом году, то в следующем.
А Маску предстоят еще десятки итераций, прежде чем у него получится доставить груз (не людей) на Луну. 
Совершенно не факт. В борьбе с законом квадрата-куба у Маска со сталью шансов нет. 

Veganin

Цитата: triage от 21.10.2025 12:03:24Исполняющий обязанности главы космического агентства Шон Даффи в своем выступлении на телевидении в понедельник предположил, что NASA может отказаться от SpaceX и выбрать другую компанию для высадки своих астронавтов на Луну в конце этого десятилетия.
...
В своем выступлении на телеканале CNBC Даффи предположил, что Blue Origin может занять место SpaceX в миссии Artemis III.
...

А, вот, и реакция Маска:
https://www.nbcnews.com/science/space/elon-musk-tirade-nasa-sean-duffy-spacex-rivals-rcna238940
https://www.ixbt.com/news/2025/10/22/shon-dammi-pytaetsja-unichtozhit-nasa-ilon-mask-zajavil-chto-agentstvom-ne-mozhet-rukovodit-chelovek-s-dvuznachnym-iq.html
гуглоперевод:
Цитировать22 октября 2025 г., 00:33 GMT+3
Дениз Чоу
Исполняющий обязанности главы NASA Шон Даффи, похоже, вызвал гнев Илона Маска.

Маск, основатель и генеральный директор SpaceX, во вторник обрушился с критикой на Даффи в серии постов в социальных сетях, критикуя его интеллект и недавние усилия на посту руководителя космического агентства.

«Шон Дамми пытается уничтожить NASA!» — написал Маск в социальной сети X, которой он также владеет, используя оскорбительное прозвище в адрес исполняющего обязанности администратора («Шон Дамми (прим. ред. IXBT: Маск специально написал Sean Dummy, намекая на его умственные способности). В отдельном посте он добавил: «У человека, ответственного за космическую программу Америки, не может быть двузначного IQ».

Даффи заявил в понедельник, что в стремлении NASA вернуть астронавтов на Луну — и сделать это до того, как Китай оставит там свой след — агентство открыто для использования лунных посадочных модулей конкурентов SpaceX.

План NASA состоял в том, чтобы использовать для посадки на поверхность Луны ракетную систему нового поколения Starship компании SpaceX, которая находится в разработке.

В своих постах во вторник Маск даже создал опрос для своих подписчиков X, задав вопрос: «Должен ли человек, чья главная слава — лазание по деревьям, руководить американской космической программой?» Один из вариантов ответа гласил: «Йезз, шимпанзе, скилы, рулят!», а другой — «Не-е-ет, ему нужно больше мозгов!». Илон Маск упоминает лазание по деревьям, ссылаясь на то, что в прошлом Даффи стал чемпионом по скоростному подъёму на деревья.

По состоянию на полдень вторника в опросе приняли участие около 160 000 человек.

В 2021 году компания SpaceX выиграла контракт на 2,9 миллиарда долларов на использование своей ракетной системы Starship для высадки двух астронавтов на поверхность Луны в рамках миссии NASA Artemis III, запуск которой запланирован на 2027 год.

Однако ракетная компания Маска отстала от графика испытаний и разработки Starship, и в начале этого года аппарат претерпел ряд неудачных взрывов .

В то же время политическое давление возросло по мере обострения космической гонки с Китаем. Страна, стремящаяся высадить своих астронавтов на Луну к 2030 году, уже отправила на её поверхность два роботизированных лунохода и провела ключевые испытания новой ракеты, которая будет использоваться для пилотируемых миссий на Луну.

Выступая в понедельник на Fox News и CNBC, Даффи заявил, что NASA откроет контракт на Artemis III и запросит у конкурирующих космических компаний другие предложения по лунным посадочным модулям, чтобы помочь США оставаться конкурентоспособными по сравнению с Китаем.

«Мы не собираемся ждать, пока появится одна компания», — заявил Даффи в понедельник в программе «Squawk Box» на канале CNBC . «Мы будем двигаться вперёд и выиграем вторую космическую гонку у китайцев».

Даффи добавил, что он и президент Дональд Трамп очень хотят, чтобы астронавты снова отправились на Луну в течение второго срока Трампа.

Даффи привел в пример Blue Origin, компанию по запуску космических аппаратов, созданную основателем Amazon Джеффом Безосом, в качестве конкурента SpaceX, который мог бы предложить собственную технологию.
Это реакция не инженера, а наркомана с резкими перепадами настроения. Делом нужно доказывать правильность своего мнения, а не оскорблениями оппонента.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд


Dulevo

Бергер - (у которого много инсайдеров в НАСА) - обьясняет ситуацию:
https://arstechnica.com/space/2025/10/elon-musk-just-declared-war-on-nasas-acting-administrator-apparently/

Sean Duffy - временный исполняющий функции администратора НАСА - человек с политическими амбициями. Ему понравилось быть администратором НАСА. Его постоянно показывают по телевизору. Его мнением интересуются.
Но вот беда - на его пост претендует Jared Isaacman.
И Даффи придумал несложную схему - замазать Айзекмана как кандидата поддерживающего СпейсХ.
Для этого надо всего-лишь обвинить СпейсХ в срыве сроков. Что он и сделал выступив по телевизору. (Что вообще-то очень необычно для администратора НАСА - публично осудить одного из контрактораов НАСА)
При этом он не упоминул что другие аспекты программы также опаздывают по срокам. Например то что скафандры для Артемиса не будут готовы раньше 2027-го года.

Второй план Даффи - лишить НАСА независимого статуса и сделать его частью Департмента Транспорта. Главой которого конечно будет Даффи. И уже он будет назначать администратора НАСА.



blik

Цитата: Veganin от 22.10.2025 08:49:31Это реакция не инженера, а наркомана с резкими перепадами настроения. Делом нужно доказывать правильность своего мнения, а не оскорблениями оппонента
К сожалению, отрезать этого инженера от этого наркомана невозможно.
Других инженеров у меня для вас нет (с) Сталин
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

Dulevo

Ну и по поводу 2-ой части плана Даффи - замена СпейсХ на Блу Ориджин или кого либо еще.

1) Этот план заменяет большой лендер СпейсХ - на крошечный лендер по типу из программы Апполона.
2) Локхид и Боинг и Блу Ориджин счастливы разработать что-то подобное. Все что им надо - это 30 месяцев срока и 20-30 миллиардов бюджетных денег

Вывод:
- предлагается отказ от перспективных планов широкомасштабного присутствия человека на Луне - заменив его повторением миссии Апполон. Все ради якобы ускорения сроков высадки на Луну.
Чего не случится как показывает опыт задержек со всеми последними космическими программами.

- и для того чтобы этот план пошел вперед - надо всего-лишь одобрения конгресса на дополнительные 20 миллиардов. Чего скорее всего также не будет.

Dulevo

Цитата: Veganin от 22.10.2025 08:49:31наркомана с резкими перепадами настроения. Делом нужно доказывать

Этот "наркоман" уже дважды спасал США от позора.

1-ый раз - когда США остались без средств запуска астронавтов на МКС.
2-ой раз - своим темпом запусков не дал Китаю обогнать США по количеству запусков в космос.

При этом - получив меньше всего денег на создание лендера - вкладывает собственные средства.
И что получает в ответ? Обвинения что он один срывает сроки и всю программу. 
(когда это делают практически все участники проекта)

Veganin

Цитата: Dulevo от 22.10.2025 13:07:14И что получает в ответ? Обвинения что он один срывает сроки и всю программу. 
(когда это делают практически все участники проекта)
Можно ли было ожидать, что не его назначат козлом отпущения при скудном финансировании лунной программы и ключевой роли СпейсХ в ней? Он должен был понимать это с самого начала. И это - не повод оскорблять других людей. Помните тайского спасателя, которого он назвал педофилом? А спасатель спасал детей и в космической программе США не участвовал, а лишь сказал, что идея Маска не сработает в пещере. 

Цитата: Dulevo от 22.10.2025 13:07:14Этот "наркоман" уже дважды спасал США от позора.

1-ый раз - когда США остались без средств запуска астронавтов на МКС.
2-ой раз - своим темпом запусков не дал Китаю обогнать США по количеству запусков в космос.
Спасателем работает, значит, как таец, которого он назвал педофилом, и может оскорблять всех подряд?
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Ed Sch

Цитата: Dulevo от 22.10.2025 12:55:39замазать Айзекмана как кандидата поддерживающего СпейсХ

Ну да, что-то из серии "Если он не будучи администратором так тормозит программу, то какой же беспредел начнётся, назначь его рулить."

Вся эта бергеровская тень на плетень, как по мне, просто описывает желание любого бюрократа прикрыть задницу.

Veganin

Цитата: Dulevo от 22.10.2025 13:02:35Вывод:

- предлагается отказ от перспективных планов широкомасштабного присутствия человека на Луне - заменив его повторением миссии Апполон. Все ради якобы ускорения сроков высадки на Луну.
Чего не случится как показывает опыт задержек со всеми последними космическими программами.
5 лет, согласен, маловато, но от постоянного присутствия на Луне не отказываются: Маска подвинуть хотят под предлогом, что он во все виноват (и сняв с себя любую ответственность) чтобы покормить старую банду и показать избирателям, что Америка в игре. Старым фирмам, наоборот, нужен проигрыш Штатов в лунной гонке - потом Конгресс под вой в прессе покажет свой патриотизм и выделит куда более щедрое финансирование :) Спешить не надо.

Не удивлюсь, если изначально так и было задумано: замарать "выскочку", дав ему скудное финансирование и выбрав подобную архитектуру Артемиды, а потом на сцене появятся, все в белом, старые прожорливые зубры, способные переварить десятки миллиардов в любом количестве.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

triage

Цитироватьhttps://edition.cnn.com/2025/10/21/science/elon-musk-sean-duffy-nasa-spacex
Обновлено21 октября 2025 г., 15:01 по восточному времени

Илон Маск называет исполняющего обязанности главы NASA «Шоном-болваном», поскольку лунный контракт SpaceX висит на волоске

Илон Маск обрушился с критикой на министра транспорта Шона Даффи в серии оскорбительных постов на его платформе социальных сетей X во вторник после того, как Даффи предположил, что NASA может отстранить SpaceX от миссии на Луну.

Маск
Спойлер
, генеральный директор SpaceX, называл Даффи «Шоном-болваном», обвинял его в «двузначном IQ» и публиковал глупые мемы в адрес Даффи.

«Должен ли человек, чья главная слава — лазание по деревьям, руководить американской космической программой?» — задал вопрос Маск в посте во вторник утром, который он прикрепил к своему профилю X. (Даффи, бывший член Конгресса, является чемпионом мира по скоростному скалолазанию среди лесорубов.)

В понедельник Даффи заявил в интервью CNBC, что, по его мнению, SpaceX, у которой есть контракт на 2,9 миллиарда долларов на поставку лунного модуля для доставки астронавтов на поверхность Луны, отстает от графика, что может помешать усилиям NASA по возвращению людей на Луну раньше Китая в условиях новой космической гонки.

«Поэтому я собираюсь открыть контракт. Я позволю другим космическим компаниям конкурировать со SpaceX», — сказал он.

«Они делают замечательные вещи», — сказал Даффи Fox News о SpaceX в понедельник, — «но они отстают от графика». Ключевая миссия NASA по высадке на Луну под названием Artemis III запланирована уже на середину 2027 года.

Утро вторника Маск посвятил публикациям о том, что SpaceX — «единственная компания, которая успешно сертифицировала новый орбитальный космический аппарат в США для пилотируемых полетов», а также повторным публикациям критических замечаний в адрес Даффи.

Маск также отреагировал на сообщение Wall Street Journal о том, что союзник Маска Джаред Айзекман может снова претендовать на пост главы агентства, поскольку Даффи стремится полностью передать NASA Министерству транспорта.
 Ранее в этом году Трамп отозвал кандидатуру Айзекмана на пост администратора NASA — на той же неделе, когда Маск покинул свой пост в Вашингтоне. Хотя Трамп ссылался на «предыдущие связи» Айзекмана в качестве причины отзыва, CNN ранее сообщал , что часть людей из ближайшего окружения Трампа выступала против Айзекмана после того, как Маск покинул Вашингтон, и незадолго до его публичной ссоры с президентом.

«Шон Дамми пытается уничтожить NASA!» — написал Маск во вторник, а также перепостил похвалы Айзекмана от других.

Айзекман заявил CNN, что он «никогда не выражал уверенности в отношении повторного выдвижения» и что он «очень уважает министра Даффи и всегда получал удовольствие от времени, проведенного с ним».
...
Представитель Даффи в своем заявлении сказал, что министр транспорта «никогда не говорил, что хочет сохранить за собой должность (в НАСА)».

Пресс-секретарь добавил, что Даффи предположил, что NASA «могло бы выиграть от вхождения в состав Кабинета министров, возможно, даже в Министерство транспорта», но повторил, что не говорил, что хотел бы стать постоянным руководителем NASA.

«Президент попросил его поговорить с потенциальными кандидатами на пост администратора, и он с радостью помог, проверив кандидатов и дав честную обратную связь», — сказал пресс-секретарь. «Суть в том, что министр Даффи здесь, чтобы служить президенту, и он поддержит любого, кого президент выдвинет».
[свернуть]

Dulevo

Но он действительно лазил по деревьям (чемпион по лазанью по деревьям! в каком-то соревновании лесорубов)  ;D

triage

#2374
гугл перевод, и как есть, т.к. телефоне трудно копировать.
занятно как выбрали в 2021 году чтобы реализовать Трамповское к 2024 году (т.к. тогда не был утвержден администратор НАСА, то катились по рельсам предыдущей администрации)
Цитироватьhttps://edition.cnn.com/2025/10/12/science/spacex-starship-moon-race-nasa-china?iid=cnn_buildContentRecirc_end_recirc&recs_exp=up-next-article-end&tenant_id=related.en

У НАСА есть безумный план возвращения астронавтов на Луну. Вот почему эксперты начинают беспокоиться.

Обновлено 13 октября 2025 г.

Спойлер
Призывы к Соединённым Штатам вернуть астронавтов на Луну до конца десятилетия становятся всё громче и чаще, звуча как от двухпартийных законодателей, так и от сторонников науки. Но за этими призывами скрывается трясина эпических масштабов.

NASA планирует использовать Starship от SpaceX — крупнейшую ракетную систему из когда-либо созданных — на ключевом этапе лунного путешествия, но пока неясно, сработает ли этот аппарат. Кроме того, агентству наступает на пятки серьёзный конкурент.

«Национальное космическое управление Китая почти наверняка высадится на Луне в ближайшие пять лет», — заявил Билл Най, известный по сериалу «Science Guy» и генеральный директор некоммерческой организации по защите интересов исследователей The Planetary Society, во время недавней демонстрации против планов администрации Трампа сократить финансирование науки . «Это поворотный момент. Это ключевой момент в истории освоения космоса».

Starship всё ещё находится на начальной стадии долгого и трудоёмкого процесса разработки. На данный момент компоненты аппарата вышли из строя во время шести из десяти испытательных полётов. Ещё один прототип недавно взорвался во время наземных испытаний . SpaceX планирует запустить свой следующий испытательный полёт Flight 11 уже в понедельник в 19:15 по восточному времени с космодрома в Южном Техасе.

Мегарекета ещё не достигла нескольких ключевых этапов испытаний. В частности, необходимо выяснить, как пополнять запас топлива Starship, находясь на орбите Земли. Этот шаг необходим, учитывая конструкцию и огромные размеры корабля, но ранее подобные попытки не предпринимались ни на одном космическом аппарате.

Усугубляет неопределенность тот факт, что никто точно не знает, сколько танкеров с топливом SpaceX потребуется запустить, чтобы обеспечить Starship достаточным количеством топлива для миссии по высадке на Луну, которую NASA запланировало на середину 2027 года.

По оценкам одного из руководителей SpaceX , в 2024 году их число «будет примерно 10».

Однако совсем недавно инженеры Космического центра имени Джонсона в Хьюстоне подсчитали, что для одной посадки на Луну SpaceX может потребоваться запустить более 40 танкеров, представляющих собой корабли Starship, предназначенные для перевозки топлива, по словам одного бывшего сотрудника NASA, пожелавшего остаться неназванным.

Источник отметил, что эта оценка может быть актуальна для текущей версии Starship, называемой Version 2 или V2, которую запускает SpaceX. Ожидается, что компания представит обновлённую версию корабля после следующего испытательного полета в понедельник, что может изменить эти прогнозы.

Этот слайд нуждается в обновлении, но он даёт общее представление о том, к чему мы стремимся с V3 и V4.

V3 должен быть построен и испытан (возможно, запущен в полёт) к концу этого года.

V4 — 2027. Вероятно, он будет ближе к 150 м в высоту и 7500 тоннам. pic.twitter.com/5WSUR8MORt

— Илон Маск (@elonmusk) 27 августа 2025 г.
Тем не менее, даже если число дозаправочных полетов составит от 10 до 40, в целом выбранный NASA путь для возвращения на Луну является «чрезвычайно сложным», заявил на слушаниях в сенатском комитете в сентябре Джим Брайденстайн, занимавший пост администратора NASA во время первого срока президента Дональда Трампа .

«Ни один известный мне руководитель НАСА не выбрал бы эту архитектуру, будь у него выбор», — сказал Брайденстайн, имея в виду решение использовать Starship в качестве корабля для высадки астронавтов на Луну. Этот выбор был сделан в 2021 году , когда у космического агентства не было утвержденного Сенатом руководителя.

Исполняющий обязанности администратора НАСА Шон Даффи отреагировал на слушания в Сенате 4 сентября во время встречи с сотрудниками агентства, заявив, что слушания равносильны «бросанию тени на всех нас».

«Может быть, я слишком конкурентоспособен. Я был из-за этого зол», — сказал Даффи. «Будь я проклят, если это то, что мы пишем. Мы опередим китайцев в борьбе за Луну».

Представитель нынешнего руководства NASA не предоставил комментариев из-за приостановки работы правительства .

Почему NASA не повторяет «Аполлон»
Учитывая гигантские размеры Starship и необходимость его дозаправки, дорожная карта NASA для запланированной миссии по высадке на Луну под названием Artemis III выглядит куда более запутанной, чем миссии Apollo в XX веке .

Во время тех лунных походов несколько десятилетий назад НАСА запустило одну ракету — Saturn V, на борту которой уже было все необходимое астронавтам, включая капсулу экипажа Apollo и посадочные модули, такие как Eagle , на которых они доставлялись на поверхность Луны.

NASA не использует этот упрощенный подход по нескольким причинам.

Во-первых, космические полёты — это не просто сбор чертежей из старых миссий. Цепочки поставок, методы строительства и институциональные возможности, которые использовались для создания ракет-носителей «Аполлон», больше не существуют.

Даже если бы NASA удалось возродить свои ретро-ракеты, космическое агентство ясно дало понять, что этот путь не будет соответствовать его целям.

НАСА надеется, что программа «Артемида» позволит выполнить гораздо более сложные миссии, чем «Аполлон», в том числе позволит людям посетить практически неисследованный регион южного полюса Луны, где, по мнению исследователей, под пыльной поверхностью находится вода в виде льда. Посадка там сложнее из-за неровной местности и траектории полёта, требующей гораздо больше энергии. Однако воду и другие лунные ресурсы можно собирать и использовать для обеспечения лунной базы, где астронавты будут жить и работать.

Цель — как часто заявляет руководство НАСА — не просто установить флаг на Луне, а проложить путь для постоянной пилотируемой операции.

По словам бывшего администратора НАСА Билла Нельсона, возглавлявшего агентство при президенте Джо Байдене, такая концепция требует гораздо более крупных и, возможно, более универсальных лунных посадочных модулей.

«Для исследований, которые мы собираемся провести на поверхности Луны, особенно в очень труднодоступном месте — на Южном полюсе, — потребуется более крупный посадочный модуль», — сказал Нельсон CNN во время телефонного разговора в сентябре.

«Вы просто не можете взять все с собой», как это сделали астронавты «Аполлона», добавил он, «из-за законов физики».

Артемида III: Извилистый путь
Тем не менее, критики утверждают, что NASA вполне может осуществить миссию на Луну, которая, пусть и не такая простая, как «Аполлон», по крайней мере менее сложна, чем использование Starship.

Согласно текущему плану действий по программе «Артемида III», миссия начнётся с запуска одного, «базового» корабля Starship, который будет служить заправочной станцией. Этот космический корабль будет находиться на орбите, ожидая запуска других кораблей Starship, также везущих только топливо, чтобы состыковаться со станцией и дозаправить её.

Независимо от того, потребуется ли 10 запусков или 40, процесс должен быть реализован быстро, чтобы предотвратить последствия выкипания топлива, отметил Даг Ловерро, консультант, ранее занимавший должность заместителя руководителя NASA по пилотируемым исследованиям. Как ранее сообщал CNN, Ловерро ушёл из NASA из-за ненадлежащего общения с подрядчиком проекта «Артемида».

Криогенное топливо, необходимое для Starship, должно храниться при сверхнизких температурах, иначе оно испарится. И пока неясно, сколько топлива может испариться при его перемещении из одного места в другое в космосе.

«Никто не знает, насколько эффективным будет этот переход», — сказал Ловерро. «На этот вопрос практически невозможно ответить».

После того, как заправочная станция будет заполнена, SpaceX запустит корабль Starship, оборудованный для перевозки людей, называемый Starship HLS (система приземления человека), который будет оснащен всеми системами, необходимыми для поддержания жизни.

Только после того, как Starship HLS состыкуется с заправочной станцией и будет заправлен топливом, он сможет начать свой путь к Луне.

Тем временем астронавты НАСА отправятся на орбиту на борту другого транспортного средства: космического корабля «Орион», который отправится в космос с помощью ракеты-носителя НАСА Space Launch System (SLS).

После запуска «Орион» отделяется от SLS и начинает свой путь по орбите вокруг Луны. По прибытии «Орион» состыкуется с посадочным модулем Starship, совершая стыковку на орбите над поверхностью Луны. Затем двое астронавтов перейдут на Starship HLS, который доставит их на южный полюс Луны – опасный район, испещренный крутыми кратерами.

Примерно через неделю астронавты вернутся на борт корабля Starship HLS и отправятся на лунную орбиту, где снова состыкуются с кораблем Orion. Капсула Orion доставит астронавтов обратно на Землю, приводнившись в Тихом океане.

Если НАСА осуществит свою мечту и осуществит эту миссию в середине 2027 года, это превзойдет цель Китая, который должен осуществить высадку астронавта к 2030 году.

Политика Starship

Однако план НАСА «невероятно трудный, сложный» и, вероятно, будет далёк от реальности лишь через десять лет, заявил Ловерро.

Со своей стороны Ловерро заявил, что решение NASA использовать Starship в качестве лунного посадочного модуля для миссии Artemis III было принято ошибочно.

По его словам, SpaceX давала большие обещания на бумаге, имея в виду заявку компании на контракт на 2,9 миллиарда долларов . И хотя Ловерро уверен, что компания в конечном итоге выполнит свои обещания и запустит Starship, он также считает, что корабль ни за что не будет готов до того, как Китай высадит астронавтов на Луну.

SpaceX не отреагировала на просьбу прокомментировать эту статью, да и компания обычно не отвечает на запросы о предоставлении информации.

Один из бывших сотрудников НАСА, близкий к процессу отбора, рассказал CNN, что Starship превзошёл своих конкурентов в серии технических оценок , проведённых группой экспертов НАСА. В ходе этих оценок оценивались как возможности Starship, так и расходы правительства — важный фактор, учитывая ограниченность финансирования НАСА.

«На том этапе это решение не было спорным», — сказал источник, добавив, что NASA хотело бы выбрать две компании для участия в конкурсе на создание лунных модулей, но у агентства просто не было денег.

Конкурент SpaceX, компания Blue Origin, подала в суд на федеральное правительство в связи с этим решением, утверждая, что космическое агентство несправедливо отдало предпочтение SpaceX. Однако судья в конечном итоге поддержал решение NASA. (После того, как Нельсон лоббировал Конгресс и получил дополнительное финансирование, в 2023 году NASA привлекло Blue Origin в качестве второго подрядчика для строительства лунных посадочных модулей для последующего использования в программе «Артемида»).

Космический корабль Starship от SpaceX обещал не только обеспечить высадку на Луну, но и стать настоящим прорывом в космической отрасли. Эта гигантская ракета могла выполнять миссии, о которых NASA раньше могло только мечтать.

Тем не менее, критики говорят, что «Звездолет», скорее всего, был выбран из-за его перспективности, а не из-за его способности реализовать задуманное в условиях постоянно приближающегося дедлайна.

«Честно говоря, это не имеет особого смысла, если вы пытаетесь первыми отправиться на Луну, на этот раз чтобы обойти Китай», — заявил Брайденстайн во время своих показаний в сентябре.

Однако исполняющий обязанности главы NASA Даффи дал понять, что космическое агентство по-прежнему уверено в SpaceX.

«Я думаю, важно быть честным, и если бы я думал, что у нас возникнут опасения, я бы вам сказал», — сказал Даффи CBS News в августе. «И если у меня действительно возникнут опасения, я сделаю это публично».

«Понимание того, что у нас есть проблема»
Несмотря на растущий хор голосов, выражающих обеспокоенность тем, что попытка поставить исход лунной гонки под угрозу с помощью Starship может оказаться проигрышной, не многие заинтересованные стороны готовы публично осудить этот план или рекомендовать изменить курс.

Фактически, сенатор Тед Круз из Техаса, ключевая фигура в космической политике США, ясно дал понять во время слушаний в сентябре, что, по его мнению, уже слишком поздно отказываться от Starship в пользу альтернативного плана: «Любые радикальные изменения в архитектуре NASA на данном этапе ставят под угрозу лидерство Соединенных Штатов в космосе», — заявил тогда Круз.

Однако за закрытыми дверями некоторые лидеры космической отрасли выразили глубокую обеспокоенность.

Отвечая на вопрос об общественном мнении, Ловерро сказал, что, возможно, руководство космической отрасли не до конца осознало всю серьезность проблемы.

«Я думаю, что мы действительно находимся на первом этапе из 12 шагов процесса выяснения того, есть ли у нас проблема», — сказал он.

Тем не менее, другие сохраняют оптимизм, указывая на выдающийся успех SpaceX в других проектах, над которыми компания работала совместно с NASA, например, в программе коммерческих экипажей Международной космической станции .

На заседании Консультативной группы по безопасности в аэрокосмической сфере НАСА, состоявшемся 21 сентября, ее член Пол Хилл, посетивший в августе объекты по разработке Starship компании SpaceX, заявил, что сроки создания этого транспортного средства «существенно сжаты».

По словам Хилла, комитет ASAP ожидает, что автомобиль «на несколько лет опоздает» к крайнему сроку в 2027 году.

В заявлении от 23 сентября по итогам встречи пресс-секретарь NASA Бетани Стивенс сказала, что агентство «ценит возможность услышать мнения наших консультативных групп и заинтересованных сторон. ... Эти обсуждения важны для того, чтобы помочь NASA безопасно выполнять наши миссии».

Однако Хилл также похвалил SpaceX, повторив мнения, часто озвучиваемые лидерами и заинтересованными сторонами космической отрасли: даже если SpaceX отстает от графика, у компании большой послужной список превосходства, и она стремится доводить дела до конца, даже когда общепринятое мнение подсказывает, что это не удастся.
...
[свернуть]

про 40 было еще в феврале https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2705541

Шлангенциркуль

Цитата: Veganin от 22.10.2025 08:49:31Делом нужно доказывать правильность своего мнения, а не оскорблениями оппонента.
Следовать лозунгам это, конечно, хорошо, только контракт уже наверняка отдадут заинтересованным лицам. И уж потерянное время точно никто не вернет.

Paleopulo

Цитата: Шлангенциркуль от 22.10.2025 15:58:35только контракт уже наверняка отдадут заинтересованным лицам
И какие это лица? Вроде система Безоса и компании тоже требует многопуск. И тоже еще пока её нет в натуре. 
Есть еще участники, которые готовы до конца десятилетия обеспечить посадку, и готовы гарантировать это?

triage

#2377
Цитата: Шлангенциркуль от 22.10.2025 15:58:35
Цитата: Veganin от 22.10.2025 08:49:31Делом нужно доказывать правильность своего мнения, а не оскорблениями оппонента.
Следовать лозунгам это, конечно, хорошо, только контракт уже наверняка отдадут заинтересованным лицам. И уж потерянное время точно никто не вернет.
контракт на первую высадку, но после первой и второй будут и другие, и если Маск сможет сделать свою сложную схему то легко выйграет контракты.

Кот Бегемот

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Шлангенциркуль

#2379
Цитата: Paleopulo от 22.10.2025 16:59:34И какие это лица?
Да все те же, с поправкой на ушедшего в свободное плавание Безоса, учуяли жирный кусок пирога, и решили "сейчас, или никогда".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Integrated_Lander_Vehicle

Вот, как раз.
"Throughout this year, Lockheed Martin has been performing significant technical and programmatic analysis for human lunar landers that would provide options to NASA for a safe solution to return humans to the Moon as quickly as possible. We have been working with a cross-industry team of companies and together we are looking forward to addressing Secretary Duffy's request to meet our country's lunar objectives."