Популяризаторы космонавтики - прогрессоры человечества

Автор АниКей, 20.06.2018 12:09:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

v-kosmose.com              «Космос: возможные миры» возвращает нас во вселенную науки      
     
                                     


Постер нового сезона сериала Космос. Фото: https://www.92y.org/

 Новый сезон документального сериала «Космос» вышел на экраны вчера, 9 марта, спустя год после последней серии.


Как и второй сезон, ведущим третьего сезона стал астроном  популяризатор Нил де Грас Тайсон. Первая часть этого сериала вышла в  далеком 1980 году. Тогда её ведущим был астроном Корнелльского  университета Карла Сагана. Эта картина познакомила большое количество  людей миром космоса. Новый сезон, который будет транслировать на канале  National Geographic, будет иметь эти же цели.


Выпуск третьего сезона сериал «Космос» был задержан на год, из-за  скандала вокруг Нила Тайсона. В конце концов, все обвинения были сняты, а  Тайсон публично извинился за любое неправильное понимание его  поведения.


Новый сезон будет состоять из 13 эпизодов с различными сюжетами,  среди которых проект Аполлон, 20-летняя миссия Кассини и посещение  Нью-Йоркской всемирной ярмарки 2039 года. Наиболее трогательным будет  эпизод прощания с космическим кораблем Кассини, финал которого пришел в  атмосфере Сатурна.

       https://www.youtube.com/watch?v=Bl-s4tqR8Bc&feature=emb_logo


//www.youtube.com/embed/Bl-s4tqR8Bc?feature=oembed

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

//www.youtube.com/embed/uWNQVsVFEyY?feature=oembedhttps://www.youtube.com/watch?v=uWNQVsVFEyY&feature=emb_logo
              Открытая лекция, проведенная в Университете Иннополис в Татарстане: https://university.innopolis.ru  Поддержите выход новых лекций: https://www.patreon.com/zelenyikot   Почему Марсу так много внимания? Атмосфера Марса Марсианские пещеры: как они формируются и подходят ли для убежища Сезонные изменения на полюсах Марса, водяной и углекислотный лед Ледники Марса   Загадка марсианского метана Радиация на Марсе и в полете к нему, и почему до сих пор не полетели на Марс Есть ли жизнь на Марсе? Пирамиды, статуи, сфинксы Марса Теплое и влажное прошлое Марса Марсиане заселили Землю или земляне заселили Марс? Как изучался Марс? Как и когда запускают на Марс космические аппараты? Проекты пилотируемых полетов к Марсу План SpaceX и Илона Маска колонизации Марса Терраформирование Марса Зачем нужно терраформировать Марс? Местные ресурсы для терраформирования Можем ли мы разбомбить Марс? Можем ли мы сбрасывать на Марс кометы? Улетучивание атмосферы Марса Вулканы, как источник атмосферы Луна для Марса
     
https://zelenyikot.livejournal.com/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

При запуске спутников Starlink разрушился двигатель первой ступени ракетыMarch 18th, 17:01

Компания  SpaceX продолжает развитие своей спутниковой группировки Starlink для  глобального интернета. Сегодня прошел шестой удачный запуск шестидесяти  аппаратов, даже несмотря на разрушение двигателя первой ступени.
Read more... )
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Орбитальное обслуживание — фантастика ставшая реальностьюMarch 10th, 7:30

25  февраля 2020 года на расстоянии 36 тысяч километров от Земли  космический аппарат MEV-1 сблизился с телекоммуникационным аппаратом  Intelsat 901 и схватил его, чтобы вернуть на «правильную» орбиту. Это  должно продлить жизнь старому спутнику еще как минимум на пять лет. По  просьбе «Медузы» рассказал насколько важно это достижение для космонавтики и космической экономики.
Читать дальше и узнать больше... )
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

В Московском Планетарии состоится онлайн-лекция о Луне11:21 10.04.2020
1408



© РИА Новости, Московский Планетарий




МОСКВА, 10 апр - РИА Новости. Московский  Планетарий совместно с информационным агентством РИА Новости подготовил  онлайн-лекцию, посвященную Луне. Присоединиться к просмотру и задать  вопросы спикерам можно будет 10 апреля в 16:00. Трансляция будет вестись  на нашем официальном канале Youtube и в соцсетях: VK и Facebook.

Первая  обитаемая станция на Луне – сюжет для писателя-фантаста или проект,  который не только может, но и должен быть реализован в обозримом  будущем? Нужна ли лунная база человечеству? Какие технологии могут  помочь нам построить первый стационарный внеземной дом? Какова вообще  история Луны и что мы можем найти, опустившись на ее поверхность?

На онлайн-лекции "Прилунились" вы узнаете:


Что нужно, чтобы добраться до Луны и обосноваться на ней со всеми удобствами?

Когда может состояться пилотируемый полет в окололунное пространство?

Как доставить на Луну грузы, необходимые для строительства базы и поддержания жизни отряда космонавтов?

Какие технологии могут быть использованы в этом проекте?


В  первой части вы услышите рассказ о фильме "Обитаемая Луна", о том, как  он создавался и где его можно посмотреть. Узнаете, как побывать на  виртуальной Лунной станции с помощью мобильного телефона в проекте РИА  Новости "Лунная станция".

     
 


А  во второй части вас ждет лекция Виталия Егорова о том, что нужно, чтобы  добраться до Луны и обосноваться на ней со всеми удобствами, зачем и  когда мы сможем туда полететь, какие технологии нам для этого  пригодятся.

СПИКЕРЫ:

Тамара Столбова, специалист по производству полнокупольного контента Московского Планетария и режиссер фильма "Обитаемая Луна";

Наталья Лосева, заместитель главного редактора МИА "Россия сегодня", руководитель VR-проекта "Лунная станция";

Виталий  Егоров, популяризатор космонавтики, энтузиаст космических исследований,  блогер, журналист, автор проекта "Открытый космос".


VR-ПРОЕКТ РИА НОВОСТИ "ЛУННАЯ СТАНЦИЯ"
Московский Планетарий приглашает всех желающих погрузиться в проект РИА Новости в виртуальной реальности!

Проект  "Лунная станция" позволяет заглянуть в 2038 год, когда в соответствии с  российской лунной программой на поверхности естественного спутника  Земли должен появиться полноценный комплекс сооружений: жилые блоки для  космонавтов, лаборатория, радиационное убежище, астрофизическая  обсерватория и другие элементы инфраструктуры. Пользователи VR-истории  могут побывать на месте космонавта, прогуляться по лунным тропинкам,  посмотреть, какие технологии позволят человечеству организовать жизнь на  других планетах.

Иммерсивная версия проекта доступна в приложении РИА.Lab

Полезные ссылки:
Читать о проекте "Обитаемая Луна"

Проект "Открытый космос"
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Видео: Факты о космосе в которые трудно поверить April 19th, 18:00

Первоапрельская,  но без обмана, лекция о неочевидных и небанальных свойствах космоса, о  которых сложно догадаться опираясь лишь на земной опыт. Тепло или  холодно в космосе, как защититься от космической радиации и пролететь  через пояс астероидов, где найти воду в Солнечной системе, и некоторые  другие вопросы.
Collapse )


Подпишитесь на канал Youtube, если интересен такой формат передачи информации.

zelenyikot
Поддержать выход новых постов на youtube и в ЖЖ можно через сервис Patreon.




https://www.youtube.com/watch?v=6EghRDVTFUM&feature=emb_logo[url=//www.youtube.com/embed/6EghRDVTFUM?feature=oembed]//www.youtube.com/embed/6EghRDVTFUM?feature=oembed[/URL]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Инопланетные кентаврыentry is in top500 rating
May 12th, 9:00

В настоящее время, когда пачками открываются планеты у других звезд, а земляне отправили первые звездолеты,  кажется, что наша домашняя Солнечная система уже хорошо изучена и  знакома. Однако, временами появляются новости, которые если не шатают  устои мировоззрения, то как минимум порождают восклик «а-хри-неть!»  Именно такую реакцию у меня вызвало новое исследование, согласно которому в Солнечной системе находится два десятка космических тел прилетевших от других звезд.
Читать дальше и узнать больше... )
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Старый бак разгонного блока «Фрегат» лопнул на орбитеMay 10th, 18:01

Американские ВВС сообщили  о разрушении (breakup) сбрасываемого топливного бака российского  разгонного блока «Фрегат-СБ», который в 2011 году запустил радиотелескоп  «РадиоАстрон». Роскосмос не сразу, но подтвердил  разрушение. По данным американцев, на месте бака появилось 65  фрагментов космического мусора, и нет данных о столкновении с чем-либо.
Читать дальше и узнать больше... )
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Китай запустил в космос перспективный транспортный корабль нового поколенияMay 5th, 16:59

Космический  корабль массой около 22 тонн должен провести в космосе трое суток,  поднять орбиту до 8000 км, а затем вернуться на Землю для испытания  технологии вхождения в плотные слои атмосферы на скорости выше первой  космической. Этот корабль в легкой модификации будут использовать в  работе будущей многомодульной космической станции Китая, а в тяжёлой — в  полётах к Луне.
Читать дальше и узнать больше... )
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Space books

https://vk.com/club.spacebooks?w=wall14035574_28040


                   Виталий Егоров

Книга ушла в печать :f09f9a80:

                   Через две-три недели на прилавках книжных магазинов (когда они  откроются) появятся эти материализовавшиеся 442 дня моей жизни. 27  февраля 2019 года подписан договор с Издательством Альпина нон-фикшн, а  сегодня финальный PDF ушел в типографию. Между этими днями полтысячи  кружек кофе, десятки бессонных ночей, тысячи просмотренных фотографий,  сотни изученных статей, публикаций и препринтов.

                   Результат получился, вроде бы, неплохой, что видно из отзывов  от профессиональных и опытных людей в космической теме. Самое сложное  было удержаться между бесконечным изобилием научных фактов и популярным  изложением, для наиболее широкой доступности. Старался избегать  излишнего наукообразия, злоупотребления сложной терминологией и ссылками  на источники. Рекомендуемая литература вынесена на отдельные страницы.

                   Если бы знал сколько времени и сил уйдет на эту работу, никогда  бы за нее не взялся. Есть всё-таки какая-то польза от отсутствия опыта,  хотя это не первая книга. Зато самоизоляция апреля 2020 прошла  незаметно, ведь у меня она началась в октябре 2019.

                   Предзаказ на книгу можно оформить уже сейчас, и только через сайт издательства:
https://www.alpinabook.ru/catalog/book-634507/

                   Также обещаю выслать экземпляр с авторской подписью всем, кто поддерживает мою работу через сервисы:
https://sponsr.ru/zelenyikot
https://www.patreon.com/zelenyikot
Эта поддержка очень помогла в дни работы над книгой и стимулирует продолжать дальнейшую популяризацию космонавтики.

                   

                   


aaa1

ЦитироватьДмитрия R4UAB, получившего фото с орбиты, зовут на работу в РКС


Автор: Наталья Веденеева

В далекой мордовском городке Рузаевка солнечного затмения, случившегося 20 марта, было почти не видно. Однако самые эксклюзивные снимки события, которое случается раз в сто лет, все-таки оказались именно у местного жителя Дмитрия Пашкова! Он работает системным администратором в Рузаевском политехническом техникуме, а в свободное время увлекается радиоделом. Вот 20 марта он взял, да и перехватил в момент затмения сигнал с действующего российского метеоспутника «Метеор-М2». Когда все наблюдали эклипс снизу вверх, он, наоборот, любовался событием , как будто разглядывая Землю, сидя на Луне, наблюдая за ее тенью, проходящей по нашей планете. «МК» связался с Дмитрием и узнал, как это вообще возможно и что ему за это было.
Дмитрий R4UAB
 

- Это не первый мой опыт перехвата сигнала с космических спутников, - говорит Дмитрий, - Раньше я ловил информацию от нашего аппарата «Чибис-М», она была доступна всем радиолюбителям. Правда, там я просто получал телеметрическую информацию о спутнике, к примеру, о состоянии его батарей. А однажды мне прислали даже благодарственное письмо от ... президента Литвы за то, что я стал одним из трех радиолюбителей, получивших сигнал от их первого спутника. Потом была благодарность из Эстонии...


- Скажи, насколько все это сложно?


- В отличие от американской метеорологической сети NOAA, чья программа доступна для любого желающего (достаточно просто включить приемник, и она сама «снимет» сигнал в нужное время, в нужном месте, обработает и выложит на твоем рабочем столе готовую картинку), наши спутники более «законспирированы». Нет, сигнал от них никто не скрывает, но чтобы его декодировать, обработать нужным образом, надо отыскать несколько программ (для записи звука, редактирования и т.д), освоить их. Для этого нужны знания компьютера и опыт в обработке информации. В общем, надо изрядно повозиться.


- А откуда ты берешь программы?


- Они имеются в разных источниках, в том числе и у разработчиков самого «Метеора-М2».


- Оборудование, наверное, дорогое?


- У меня дорогой программно-настраиваемый SDR-радиоприёмник (но можно, не зацикливаясь, купить и за 1 тысячу рублей и, немного переделав, получить все, что нужно). Еще из дорогого у меня: мачта для крепления антенны, поворотное устройство к ней, посеребренный высокочастотный кабель для лучшего получения сигнала. Но есть у меня и самодельная часть устройств. К примеру, я сам сделал для приемника усилитель сигнала (волны, поступающие из космоса очень слабые), сам сделал и антенны.


- Из чего?


- Из обычных алюминиевых трубок. Их я установил на крыше нашего многоэтажного дома, отчего у меня периодически возникают трения с кабельными операторами, чьи усилители создают помехи для моих антенн.


- Да, хлопотное дело — перехват спутниковой информации... Сколько времени у тебя ушло, чтобы получить фото Норвежского моря с проходящей по нему тенью от солнечного затмения?


- Много, около часа... Наша Рузаевка находится на 54 параллели, а «Метеор-М2» проходил в момент затмения в районе северного полюса. Пришлось долго настраиваться.


- Если получение информации от наших спутников реально для любителей, не воспользуются ли их данными потенциальные противники?


- В метеоснимках нет ничего секретного. Во-первых, у них минимальное разрешение, не позволяющее нанести какой-то урон безопасности, во-вторых, если и есть информация, которую надо скрыть, то ее обязательно закроют для любителей, как я.


- Говорят, тебе уже позвонили из ракетной промышленности?


- Да, во вторник во второй половине дня мне позвонил руководитель предприятия, предложил мне приехать в компанию, посмотреть, и может быть потом прийти к ним работать.


- Для тебя это хороший шанс...


- Посмотрим, думаю можно будет отпроситься с работы и съездить посмотреть.


Как пояснили «МК» в РКС, где в последнее время взяли курс на привлечение в свои ряды молодой талантливой молодежи, им нужны такие, как Дмитрий Пашков, - увлеченные, настырные, умеющие добиваться того, чего хотят. Как только во вторник появилась информация о гении из Мордовии, генеральный директор Андрей Тюлин действительно снял трубку и пригласил Пашкова на предприятие. «Вы только представьте, - говорил мне пресс-секретарь «РКС» Роман Кириллов, - парень по сути сделал самостоятельно то, чем у нас занимается целый отдел в нашем подразделении, - в Научном центре оперативного мониторинга Земли!». «МК» будет поддерживать связь с Дмитрием и информировать читателей о его карьерном росте.




Обновлено 30.12.2018 16:44:10
Статью прислал - Наталья Веденеева
Источник: https://www.mk.ru/scien ... ut-na-rabotu-v-rks.html

Источник: QRZ.RU https://www.qrz.ru/articles/article_r4uab-meteor-satellite_797



АниКей

Цитироватьpolit.ru              Публичные лекции. Космос
                                                                                                                                                                                                                                          
                                                       


               млечный путь                            

           
                                                                                        Космос — действительно  необъятная тема. Многое можно рассказать и об истории его освоения, и о  том, как люди ждут от него подвоха, и о его загадках. Именно космосу  будет посвящена сегодняшняя подборка лекций.

                              Борис Штерн  — об истории космологии. Как она развивалась до революции 1917 года?  Как в 50-х годах вычисляли возраст Вселенной? Что такое космическая  инфляция? 


Владимир Сурдин  — о мифах и заблуждениях о Вселенной. Развевается ли флаг на Луне?  Почему люди перестали туда летать? И зачем сейчас нужны космонавты?


И он же — о спутниках Земли. Почему Луна так важна?  Зачем она вообще нужна человечеству? Как люди создали искусственные  спутники?


Дмитрий Вибе  — об Угрозах Из Космоса. Может ли неизвестная планета скрываться на  окраине Солнечной системы? Опасна ли солнечная активность? Ждет ли нас  конец света?


Валерий Рубаков  — о загадках микромира и Вселенной. Если величайшими загадками  микромира считаются бозон Хиггса и взаимопревращение нейтрино, то для  космологии это, конечно же, темная материя.



А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

yandex.ru              Завораживающая видео-анимация: если бы ракеты были прозрачными -
       19.05.2020






YouTube-канал Hazegrayart   выложил завораживающую и удивительно реалистичную видеоанимацию.  Дизайнеры показали нам, как выглядели бы старт и полет ракет-носителей в  режиме реального времени, если бы они были прозрачными. Место запуска –  Космический центр имени Кеннеди (Флорида, США). Количество сожженного  топлива, отделение ступеней – все увидите сами. В ролике "участвуют" 4  космических аппарата, все американского производства:

    [/li]
  • Сатурн V – сверхтяжелый космический аппарат, самый большой и грузоподъемный;
  • "Шаттл" – космический челнок НАСА. Завершил работу в 2011 г;
  • Falcon Heavy – сверхтяжеловес от SpaceX. Первая ступень ракеты возвращается на Землю;
  • Space Launch System (SLS)  – система космического запуска за пределы орбиты Земли ("космический  лифт"), разработка НАСА. Первый старт планируется в ноябре 2021 г.
Разными цветами на видео обозначены виды топлива:

    [/li]
  • красный – керосин RP-1, похож на реактивное топливо;
  • оранжевый – жидкий водород (LH2). Ракетное топливо, чаще всего используемое НАСА;
  • синий – жидкий двухатомный кислород (LOX).
  • Красный – керосин RP-1, похожий на реактивное топливо.
//www.youtube.com/embed/su9EVeHqizY?feature=oembed
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#174
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

newsru.com

Виталий Егоров: "Сегодня наша космонавтика отстала на 10 лет"


Запуск космического корабля Crew Dragon, 30 мая 2020 года
"Многие думают, что сегодня Америка догнала Россию в пилотируемой космонавтике. На самом деле сегодня наша космонавтика отстала на 10 лет. Дело здесь не в модном белом корабле, стильных скафандрах с резиновыми сапогами и тачскрине на пульте управления. Даже ноги на ракете ни при чем. Дело в другом корабле и другой ракете", - пишет в
популяризатор науки и космонавтики в связи с запуском к МКС корабля Crew Dragon.
"Межпланетный космический корабль Orion уже практически готов к полету до Луны, беспилотному, но технически это завершенное изделие. Следующий в серии - пилотируемый, уже производится по готовым чертежам. Сверхтяжелая ракета SLS готовится к испытаниям блока двигателей первой ступени, который покажет готовность ракеты к покорению лунной орбиты. Сверхтяжелая ракета Falcon Heavy уже летает.
Наш ПТК НП/"Федерация"/"Орел" сейчас в том состоянии в каком Orion был десять лет назад. Испытательный полет нашего нового корабля, который обещают в 2023 году, Orion совершил в 2014-м. Сверхтяжелая ракета "Дон"/"Енисей" там же, где была SLS 10 лет назад. А учитывая курс нефти и последствия неудачно съеденной в Китае летучей мыши, вряд ли наша экономика позволит Роскосмосу воплотить эти проекты в железе даже за 10 лет.
Сегодня Россия в космосе стала третьей. Готовимся разделить это место с Индией. Про автоматические межпланетные станции даже вспоминать не хочется...
Единственное решение - международное сотрудничество. Миру наша космонавтика нужна больше, чем нам самим. Если нам нужен космос, то другого пути просто нет!"
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

svpressa.ru

Роскосмос хоронить рано. Лет 10 он ещё поживёт - Свободная Пресса
Запуск Crew Dragon компании SpaceX к МКС изменил все для российской космонавтики
Ольга Слабада
Ольга Слабада

Материал комментируют:

Александр Хохлов

Впервые за девять лет американские астронавты отправились на Международную космическую станцию не на российском «Союзе». В субботу, 30 мая Дуглас Херли и Роберт Бенкен стартовали к МКС с космодрома на мысе Канаверал на американском Crew Dragon компании SpaceX. В число их задач входила проверка системы ручного управления при сближении со станцией. Стыковка прошла успешно.
Кто-то (в том числе и основатель SpaceX Илон Маск) вспоминает шутку Дмитрия Рогозина про батут, с помощью которого глава Роскосмоса в 2014 году предлагал США отправлять своих астронавтом на МКС.
В самом же Роскосмосе делятся планами — грандиозными и разными. Дмитрий Рогозин в интервью говорит о том, что у России больше нет необходимости настолько сильно, как раньше сокращать свои экипажи.
Насколько выполнимы эти планы, «Свободная Пресса» спросила у популяризатора космонавтики, космического конструктора, члена Северо-Западной организации Федерации космонавтики РФ Александра Хохлова.
«СП:» — Действительно ли, как говорят отдельные люди, Роскосмос — похоронен? Какое будущее теперь его ждет? Какое будущее ждет Россию в космосе?
— Нет, Роскосмос хоронить пока рано. Контрактные деньги за доставку иностранных партнёров на Международную космическую станцию были большим плюсом, на них в том числе модернизировался корабль «Союз», закупалось новое оборудование для производства кораблей. Из них сотрудники отрасли получали зарплату, премии, командировочные. Но всё равно основным заказчиком Роскосмоса является Россия через Федеральную космическую программу, утверждаемую раз в десять лет правительством, и ряд целевых программ, в том числе связанных с Министерством обороны.
Партнёрство Роскосмоса и NASA по программе МКС продлится, скорее всего, до 2030 года. Появление новых пилотируемых кораблей только повысит эффективность всей программы. Планируется обмениваться членами экипажей кораблей так, чтобы на случай каких-то форс-мажорных обстоятельств на сегменте был представитель стороны, которая его изготавливала — американской или российской. Станция стала настолько большой и сложной, что космонавты и астронавты, в основном, готовятся к работе на своей части, а о другой знают только азы, хотя в нулевых годах, когда она только строилась, изучали её полностью.
Говорить же на столь глобальную тему как будущее России в космосе очень сложно, в том числе из-за отсутствия внятной космической стратегии и постоянного невыполнения в срок запланированного в Федеральной космической программе.
«СП»: — Дмитрий Рогозин в интервью «Комсомольской правде» говорит, что теперь у нас появится возможность отправлять на станцию больше своих космонавтов. Потому что теперь не нужно резервировать столько мест для других космонавтов. Действительно это так? Будем пользоваться этой возможностью?
— Дмитрий Олегович лукавит. С 2009 по начало 2017 года из России на МКС летало четыре «Союза», на двух было два российских космонавта, на двух — по одному. То есть в сумме в год шесть космонавтов. По Федеральной космической программе до 2025 года заложено по два «Союза МС» в год. Даже если бы летали по три наших космонавта, было бы шесть человек в год. Разве это больше?
Но, конечно, есть нюансы. К примеру, сейчас в РКК «Энергия» им. С. П. Королёва изготавливается два корабля по коммерческим контрактам, то есть в 2021 и 2022 будет три «Союза» в год. В этих коммерческих кораблях только командир будет россиянином. Но даже в двух кораблях, создаваемых по ФКП, вряд ли будет три космонавта. Роскосмос планирует продавать места астронавтам третьих стран, как это было, например, в сентябре 2019 года, когда на МКС летал представитель ОАЭ Хаззаа Аль-Мансури.
И сейчас, в октябре, на нашем корабле полетят не только российские члены экипажа. На случай проблем с испытательным полетом корабля Crew Dragon или с задержкой первой штатной миссии с четырьмя астронавтами NASA заключило с Роскосмосом контракт на полет американского астронавта Кэтлин Рубинс на российском корабле «Союз МС-17» в октябре 2020 года. За этот полет агентство заплатит более $ 90,25 млн. Также в рамках контракта в течение 2,5 лет NASA дополнительно доставит на Международную космическую станцию 800 кг российских грузов на грузовых кораблях компаний SpaceX и Northrop Grumman. Это самая большая цена за «кресло в Союзе» за всю историю!
А своём интервью Дмитрий Рогозин ориентировался на ситуацию 2017−2019 годов, когда пять мест в российских «Союзах» Роскосмос отдал американцам за долг РКК «Энергия» перед корпорацией «Боинг» за космодром «Морской старт», долг равнялся примерно $ 330 млн. Странно, что он это не пояснил.
«СП»: — Вообще, какие-то плюсы есть от того, что наши корабли теперь не обязательное условие для того, чтобы попасть на МКС?
— Это повысит возможности по использованию станции в научных целях. Если с 2009 по 2020 год основной экипаж МКС состоял из шести человек, то теперь будет семь (так как на американских кораблях штатно будут доставляться четыре человека, а на наших три). Это повысит резервирование — мало ли что может случиться. Как я уже сказал, в будущем планируется обмениваться членами экипажей кораблей.
«СП»: — В Твиттере Владимир Устименко написал, что Роскосмос уже в этом году проведет испытания двух новых ракет, а в следующем — возобновит лунную программу. Что значат слова про возобновление Лунной программы? Что именно возобновят и насколько серьезно?
— Речь, скорее всего, шла о продолжении лётных испытаний ракет «Ангара 1.2» и «Ангара-А5» на космодроме «Плесецк». Эти испытания вообще-то должны были быть в прошлом году, а первый раз летали в 2014 году, после чего наступил долгий перерыв.
Под лунной программой очевидно подразумевается первый после очень долгого ожидания, почти в 30 лет, российский межпланетный полёт — станции «Луна-25».
Эта автоматическая межпланетная станция, известная ранее также под названием «Луна-Глоб» по существующим планам должна стартовать 1 октября 2021 года и через несколько дней мягко сесть в районе кратера Богуславского (южная полярная область Луны).
Фактически Россия должна заново научиться прилуняться, предыдущее поколение специалистов уже покинуло этот мир или люди ушли на пенсию. По первоначальным планам этот аппарат должен был сесть на Луну в районе 2014 года и в проекте принимала участие Индия.
«СП»: — Будет ли еще мир пользоваться нашими Союзами? Как долго?
— Минимум до 2030 года, пока существует программа Международной космической станции, «Союзы» будут летать. Дальше что-то прогнозировать невозможно. К тому времени будет создано большое количество новых пилотируемых кораблей (США, Китай и Индия).
«СП»: — Какие у Роскосмоса и у России в целом есть значимые для мировой космонавтики проекты?
— В данный момент это астрофизическая космическая обсерватория «Спектр-РГ», которая сейчас находится в районе точки Лагранжа L2 системы Солнце — Земля и биологический спутник «Бион-М» (№ 2), который планируется запустить в космос в 2023 году. И, конечно, участие в программе Международной космической станции — без России этот значимый для всего мира проект не был бы возможен.
«СП»: — Для мировой космонавтики была ли разница: победит Boeing или SpaceX?
— Нет, их гонка не более чем престиж конкретной компании. В общем-то не важно было, кто из них полетит первым с людьми. Важно, чтобы обе компании приступили к штатной эксплуатации своих кораблей для доставки экипажей на МКС, а затем и к работе с частными заказчиками.
К примеру, в ближайшем будущем Crew Dragon будет использоваться не только для доставки астронавтов NASA и их партнеров, но и для частных заказчиков. NASA выдало разрешение компании Axiom Space на создание коммерческого сегмента МКС из трех модулей. Доставлять частных астронавтов для Axiom Space будут корабли SpaceX.

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

rureporter.com

У разбитого батута. Почему запуск Crew Dragon выбьет Россию с мирового рынка пилотируемых полетов

"чтоли почерк Ивана Михайловича? ;) "


01.06.2020
Корабль Crew Dragon 31 мая успешно пристыковался к МКС. Впервые в истории астронавтов доставила на станцию частная компания. Роскосмос, который в последние 9 лет был единственным, кто мог осуществлять подобные запуски, оказался в затруднительном положении — у SpaceX запуски стоят намного дешевле. Руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает, что России остается переориентироваться на внутренний рынок — на международном для страны всё потеряно.
30 мая в 22:23 по московскому времени с площадки LC-39A Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал стартовыми командами компании SpaceX при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла запустили ракету-носитель Falcon-9 с кораблем Crew Dragon 2. На борту были командир корабля Дуглас Джеральд Хёрли и командир миссии Роберт Луис Бенкен, для обоих это третий полет в космос. Площадка LC-39A знаменита тем, что с нее стартовали космические корабли Аполлон, доставлявшие людей на Луну. За стартом, несмотря на пандемию и призывы NASA смотреть запуск онлайн, наблюдали 150 тысяч человек (на старт первой экспедиции на Луну в июне 1969 года приехал посмотреть миллион человек).
Уже традиционно первая ступень Falcon-9 совершила посадку на морскую платформу Of Course I Still Love You в Атлантическом океане в 510 км от места старта. «Конечно, я все еще люблю тебя» — экспедиционный корабль Контакта из романа фантаста Иэна Бэнкса. Небольшой штрих к характеру Илона Маска.
31 мая в 17:11 по Москве Crew Dragon 2 пристыковался к Международной космической станции. В 20:30 Дуглас Хёрли и Роберт Бенкен перешли на станцию. Предполагается, что корабль будет находиться в составе МКС около 4 месяцев.
Что человек делает в космосе
Многие окрестили запуск Crew Dragon 2 историческим и грандиозным событием. С такими характеристиками можно согласиться, но полезнее оценить реальную роль пилотируемой космонавтики и конкретно этого пуска. Деятельность человечества в космосе можно разделить на два направления. В группу «Полет к Земле» входят космические проекты, цель которых повышение качества жизни на Земле. В группу «Полет к звездам» попадают проекты исследования и освоения внешнего космического пространства.

Двоичное дерево целей космической деятельности.
«Полет к Земле» – это космическая связь, дистанционное зондирование планеты, навигация. Сюда же относится и военный космос, который использует перечисленные направления плюс некоторые специфические. Все они характерны наличием конкретного заказчика/потребителя, готовых финансировать тот или иной проект.
Цель проектов группы «Полет к звездам» – либо получение знаний, либо расширение сферы присутствия человека: запуск автоматических станций для исследования Луны и планет Солнечной системы, работа космических телескопов, пилотируемые полеты. Такие проекты не дают прямого экономического эффекта, что определяет необходимость их финансирования из государственного бюджета и полной ответственности властей за выбор таких проектов и их реализацию.
Пилотируемые полеты здесь особенно важны: они имеют мировоззренческое значение, формируя в обществе представление о человечестве как о космической цивилизации. В техническом смысле пилотируемые полеты требуют особенно мощных технических средств, создание которых расширяет возможности на всех других космических направлениях. Вот как распределялись деньги на разные сектора космической деятельности  за всю космическую эру. Среднегодовые расходы NASA на пилотируемую космонавтику – $2,5 млрд, Роскосмоса – $0,4 млрд.

Как распределяются «космические» деньги
Какие бывают корабли
За все время существования пилотируемой космонавтики прошло 1288 человеко-старта, суммарная стартовая масса ракет-носителей, стартовавших по пилотируемым программам — 470 тыс тонн, наработка в космосе: 1 279 372 человеко-часов или 53 307 человеко-дней. С технической точки зрения старт Crew Dragon 2 – это запуск девятого типа пилотируемого корабля и первый запуск космического корабля третьего поколения. Вот все летавшие пилотируемые космические корабли, корабли, прошедшие беспилотные летные испытания и планируемые к запуску в текущем десятилетии.

Корабли первого поколения — это «Восток» (СССР), Mercury (США), «Восход» (СССР). Это одноместные корабли с баллистическим неуправляемым спуском в атмосфере. Баллистический спуск приводит к большим, почти предельным перегрузкам. Небольшой жилой объем кабины: Восток и Восход – 1,6 м3, Mercury — 1,7 м3. На первых двух «Восходах» летали 3 и 2 человека соответственно, но использовалась кабина «Востока», в которой за счет беспрецедентного снижения требований по безопасности разместили лишние кресла.
Корабли второго поколения — Gemini (США), «Союз» (СССР), Apollo (США), «Шеньчжоу» (Китай). Это многоместные корабли (2 человека в Gemini, по 3 в остальных) с аэродинамическим управляемым спуском в атмосфере. Баллистический спуск приводит к большим, почти предельным перегрузкам. Увеличен жилой объем кабины. «Союз» был рассчитан на полеты к Луне, а Apollo 9 раз летал к Луне в пилотируемом режиме.
Корабли третьего поколения — Crew Dragon (США), STS-100 Starliner (США), Orion (США), «Орел» (РФ), пока еще безымянный китайский корабль. Увеличена численность экипажа – от 4 до 7 человек, увеличен примерно вдвое жилой объем кабины, серьезно увеличена масса доставляемого и возвращаемого груза. Все корабли многоразовые (возможность повторного использования — 10 раз) и могут быть модифицированы для полета к Луне.
Spaсe Shuttle – уникальная транспортная космическая система и стоит особняком.
SpaceX vs Роскосмос
Последние годы любители космонавтики с большим интересом наблюдают за Twitter-дискуссией между гендиректором Роскосмоса Дмитрием Рогозиным и главой SpaceX Илоном Маском. Это непривычное для советских/российских инженеров явление, ведь традиционно руководители нашей космической отрасли высказывались публично весьма редко, скромно и только по техническим вопросам, оставляя самовосхваление и критику империализма газете «Правда» и лекторам общества «Знание». Нынешний руководитель Роскосмоса решил взять эти заботы на себя. Роскосмос заключил контракт на отслеживание информации СМИ и запретил своим работникам выступать публично без согласования с руководством, которого на практике приходится ждать неделями).
Спасибо, сэр, ха-ха. Мы рассчитываем на взаимовыгодное и процветающее долгосрочное сотрудничество.
— Elon
— Elon Musk (@elonmusk) May 31, 2020
Если не заниматься патриотической пропагандой, а посмотреть, как оно есть на самом деле, то четверка космических лидеров выглядит так: На первом месте – США, которые в космосе делают больше, чем все остальные страны вместе взятые. За второе место борются Европа и Китай. Россия на четвертом месте. Но мы попробуем сравнить уровень Роскосмоса даже не с другими государствами, а с американской компанией SpaceX. В России (да и в Штатах тоже) делают особый упор на то, что SpaceX — частная компания. Это так, но... в США в космической отрасли почти нет государственных предприятий. SpaceX появилась только в 2002-м, и на ней NASA впервые опробовала новую схему взаимодействия — передала все труды и заботы промышленным фирмам, оставляя за собой только получение и оплату конечного результата, контроль за ходом работ и обеспечение безопасности.
После «детских болезней» 2002—2009 гг. (неудачная ракета Falcon-1) в 2010 году SpaceX запускает ракету-носитель Falcon-9 и бросается на завоевание международного космического рынка запусков. Falcon-9 ориентирована на экономическую эффективность. На этой ракете использованы простые, надежные, дешевые, но технически устаревшие двигатели открытой схемы Merlin. Примерно такие же двигатели использовались для запуска первого спутника в 1957 году и сейчас установлены на ракеты-носители типа «Союз». Но самая радикальная новация – повторное использование первой ступени. Практически никто не думал, что такое вообще возможно — инерция мышления. Но инженеры SpaceX посмотрели, посчитали, и у них все получилось. Все работы по возвращению первой ступени фирма SpaceX делала за свои деньги, но и весь экономический эффект ей и достался. А это примерно 30% стоимости запуска. Кроме того, с 2010 по 2018 год SpaceX провел пять глубоких модернизаций РН Falcon-9, доведя ее грузоподъемность с 9 тонн в первой версии до 23 тонн в последней.
Никто не думал, что возвращать первую ступень вообще возможно, но у SpaceX получилось
6 февраля 2018 года успешно запустили Falcon Heavy, ракету сверхтяжелого класса (аналогичную ракету-носитель Рогозин обещает создать к 2028 году, но это вряд ли удастся). Второй и третий (уже коммерческие) пуски были успешно произведены 11 апреля и 25 июня 2019 года. До SpaceX рынок делили примерно поровну Европа (Arianespace) и РФ (Центр Хруничева) с относительно небольшим участием ULA (США) и Китая. Вот сравнение частоты запусков Falcon SpaceX и «Протон-М» Центра Хруничева.

Ежегодное число запусков ракет-носителей «Протон» и Falcon
Любопытно объяснение снижения числа запусков Falcon в 2019 году – Маск все «съел». Имея большое число готовых к запуску ракет-носителей, SpaceX запустила все готовые спутники. Теперь нужно некоторое время, чтобы спутниковая промышленность приспособилась к возросшим возможностям, а пока SpaceX наращивает частоту запусков за счет пусков собственных спутников связи Starlink.
У Роскосмоса по сравнению со SpaceX есть следующие преимущества: научный спутник Спектр-РГ, слабые (по сравнению с США) военная группировка и группировка метеоспутников и спутников дистанционного зондирования Земли. В целом можно говорить, что Российская Федерация и американская фирма SpaceX находятся на одном уровне объема космической деятельности. Принципиальная разница по двум аспектам: SpaceX демонстрирует быстрый рост своих космических возможностей, Российская Федерация столь же быстрый спад; в SpaceX работают 8 тысяч сотрудников, в космической отрасли РФ – 250 тысяч.
Россия и SpaceX на одном уровне, только у Маска работают 8000 человек против 250 тысяч в Роскосмосе
Итоги
В 2014 году Рогозин, тогда вице-премьер, предложил США вместо ракет использовать батут. Штаты не стали жаловаться и требовать извинений — Конгресс США начал финансирование пилотируемых программ SpaceX и Boeing в полном объеме. До «батута» финансирование было весьма скромным. Экономные сенаторы считали, что российский «Союз» вполне годится вплоть до окончания работы МКС. Но здесь уже пошла политика. В результате 30 мая 2020 года Илон Маск сказал: «Батут сработал».
Из-за нескольких слов вице-премьера Россия потеряла несколько миллиардов долларов. В этом месяце был заключен явно последний контракт на полет американца на «Союзе» в октябре 2020 года. Нечто похожее произошло с контрактом по двигателю РД-180. В 2013 году один из членов Совета безопасности России пригрозил США прекращением поставок двигателей, если они будут использоваться для решения задач Минобороны США. А кто будет покупать автомобиль, который работает только по четным числам? Опять же, Конгресс выделил финансирование на заказ новых двигателей, и контракт на поставку РД-180 закрывается. А так бы дешевый и эффективный РД-180 ставили и на новые ракеты, контракт стал бы постоянным. Таким образом, Россия потеряла свою долю на международном космическом рынке, львиная часть которой приходилась на запуски тяжелых спутников «Протонами» и доставку экипажей из США, Европы и Японии на МКС. И то, и другое теперь потеряно.
Что делать?
Самая большая польза от сегодняшнего достижения SpaceX может быть, если российское руководство отложит в сторону обещания светлого космического будущего, постоянно даваемые Роскосмосом, и задумается о сегодняшних проблемах российской космонавтики. Это неэффективная система государственного управления (госкорпорация), некомпетентное руководство космической отраслью РФ, ускоряющийся процесс потери компетенций, прекращение производства космических модулей, оптимальная стратегия российской пилотируемой космонавтики сильно зависит от решений NASA и президента США.
Помимо перечисленных застарелых проблем необходимо учитывать негативную среду, в которой существует отечественная космонавтика. Необходимо переориентировать стратегию развития на внутреннее потребление – обратно в международный рынок нас не пустят (исключая небольшие в основном случайные контракты). Необходимо решить проблему производительности труда, технологической модернизации (сейчас большая часть технологий, как собственно космических, так и производственных) имеют полувековой возраст. Это самый краткий список, но для решения только этих проблем потребуется не менее 10 лет.
Источник: The Insider

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

realnoevremya.ru

«Роскосмос» больше SpaceX. Но меньше, чем NASA»
07:00, 05.06.2020 1


Популяризатор космонавтики Виталий Егоров — о полетах Илона Маска и будущем России в космосе
Полет космического корабля Crew Dragon компании SpaceX Илона Маска стал сенсацией в мире космонавтики — астронавтов впервые в истории в космос запустила частная компания. В свете этого вновь зашла речь об отставании России от США в «космической гонке». «Реальное время» поговорило с популяризатором космонавтики Виталием Егоровым, известного также как Zelenyikot, о том, в чем именно заключается это отставание, как оно появилось и что с этим делать (спойлер — России следует стать «космическим извозчиком» для всего мира).
Илон Маск и полочка NASA
— Запуск Crew Dragon воспринимается как триумф космонавтики и в особенности частной космонавтики. Так ли это?
— Для Америки и NASA взаимодействие с частной космонавтикой, в общем-то, не новость. Но SpaceX — она относится к так называемом new space, этот термин в России почти не применяется. Это такие новички, которые пришли уже в XXI веке, достигли или пытаются достичь значительных успехов. Мы увидели приход новой компании, которая правдами или неправдами достигла такого успеха, как пилотируемый запуск, а запуск пилота в космос — это высшая лига космонавтики. Америка вернула себе возможность запускать людей в космос наряду с Россией и Китаем — это, конечно, очень важно.
Для космонавтики в мире важны достижения SpaceX как демонстрация возможностей частной космонавтики, привлечение к ней внимания и привлечение инвестиций. Для стран с сильным государственным участием в космонавтике, как Китай или Россия, важнее привлечения инвестиция стала именно демонстрация частников в космосе. Соответственно, государство тоже должно приложить усилия для развития своей частной космонавтики. США во многом именно благодаря этому достигли таких результатов. Дело даже не в деньгах, которые США в лице NASA и Пентагона передают Илону Маску, дело в той правовой базе, которая была для этого подготовлена и которая обеспечила возможность прихода таких компаний.
Фото twitter.com/SpaceX
Цитата: undefinedМы увидели приход новой компании, которая правдами или неправдами достигла такого успеха, как пилотируемый запуск, а запуск пилота в космос — это высшая лига космонавтики
— А в чем уникальность этой правовой базы?
— Например, в США есть четкий запрет для государственных организаций вкладывать в разработку тех продуктов и услуг, которые уже представлены на рынке. Даже скандалы были, когда частная компания что-то разработала, а государство потом открывает госконтракт на разработку такой же системы. И частная компания потом вполне обосновано подавала в суд на государство и выигрывала. Такое и Маск делал, и другие прецеденты были. Это очень важно: в России такое немыслимо.
Другой момент: Маска много критикуют, что он взял все технологии на полке у NASA. Это очень отдаленное изложение правды, огромное количество технологий Маск осваивал сам. Но определенные элементы конструкции и принципы работы он не с потолка взял, какая-то база уже была, и многое из этого было оплачено государством. После этого у нас говорят: «Вот, он на самом деле не частник, он все у государства взял, это ему ЦРУ помогло секретные разработки получить», — такая демонстрация, что частная компания не способна достичь таких успехов в космонавтике.
Реально же, в США это норма. Во-первых, если у NASA есть все эти разработки на полке, почему оно тогда русские двигатели РД-180 у нас покупает? Значит, не все у NASA на полке все-таки есть. Но у NASA на полке лежит очень много всего интересного, и это интересное любой — не только Илон Маск, а любой частный предприниматель в США — при получении лицензии и подписании особого соглашения может пойти и взять. И примеров таких много.
Например, Bigelow Aerospace взяла разработку надувного модуля у NASA, вложила свои полмиллиарда долларов, запустила модуль на МКС. Сейчас из-за «коронакризиса» им пришлось закрыться — может быть, откроются в последующие годы. Другой пример — компания Moon Express. Она взяла у NASA технологию посадки на Луну малого космического аппарата, развивала ее несколько лет на свои деньги, привлекла 90 млн инвестиций и сейчас получила госконтракт от NASA на доставку полезной нагрузки на Луну.
Фото instagram.com/nasa
Цитата: undefinedУ NASA на полке лежит очень много всего интересного, и это интересное любой — не только Илон Маск, а любой частный предприниматель в США — при получении лицензии и подписании особого соглашения может пойти и взять
— И на каких условиях тогда частник может взять у правительства США технологию с «полочки»?
— На простых: приходи и бери. Если ты американец, если твоя компания платит налоги в бюджет США, приходи и бери. У них принцип: та технология, которая разработана за государственный счет, принадлежит народу. Поэтому любой американец может пойти и взять эту технологию.
Там даже скандал был: одна компания на деньги NASA разработала технологию, а компания-конкурент пошла в NASA, взяла эту технологию и применила у себя. Тогда первая компания возмутилась: «NASA, ты чего это технологию всем раздаешь?» А вот так можно! В итоге они какой-то компромисс нашли. Но в целом это в порядке вещей, и SpaceX тут никакими преференциями не обладают. Они просто пользуются заложенными в законодательстве США возможностями.
— После запуска Crew Dragon вы писали у себя в блоге об отставания российской космонавтики от американской на 10 лет. В чем, помимо успехов SpaceX, оно проявляется?
— Многие восприняли вот эту мою фразу как отставание России от конкретно SpaceX. На самом деле, нет: «Роскосмос» по-прежнему обладает большей широтой компетенций в космической деятельности. «Роскосмос» больше SpaceX. Но меньше, чем NASA. Если мы возьмем все направления, по которым развивается американская космонавтика, одним из важнейших показателей будут межпланетные пилотируемые корабли (а в Америке к испытаниям блока двигателей первой ступени готовится межпланетный космический корабль Orion).
Фото nasa.gov
Цитата: undefinedЕсли мы возьмем все направления, по которым развивается американская космонавтика, одним из важнейших показателей будут межпланетные пилотируемые корабли
По этому направлению в России по этому поводу есть пока только указ президента, денег на это не выделялось. Космический корабль «Орел» должен был стать аналогом Orion'a — его сначала делали из углепластика, потом поняли, что это слишком дорого. Потом его делали на основе немецкой технологии, но после Крыма стало ясно, что эту технологию в Россию не дадут, и пришлось возвращаться на алюминий. И я так понимаю, что на этом этапе деньги закончились. На сегодня шевеление есть, но есть и неопределенность, на какой ракете он будет летать и куда. Так что работа по-прежнему на бумажной стадии. Может быть, сделаны какие-то отдельные детали, но к 2023 году, к заявленным срокам, сделать его не удастся. Сделать космический корабль за 4 года абсолютно нереально.
В сумме у нас набирается: по ракете — только распоряжение президента, по кораблю — состояние года 2010—2011 того, что было с кораблем Orion. Вот и получается 10 лет отставания. Другое дело, непонятно, нужна ли нам Луна, нужно ли это. Но если сравнивать именно возможности, то — 10 лет.
Космос как предвыборная программа
— Кстати, все время идет сравнение успехов в космической отрасли России и Америки или России и других стран. Между тем тот же Маск назвал полет CrewDragon достижением всего человечества. Уместен ли тогда такой «национальный» подход в оценке успехов?
— В этом подходе есть определенный смысл. Сколько бы мы ни говорили, что Земля у нас одна, человечество одно, бюджеты у каждого государства свои. И каждое государство самостоятельно принимает решения, стоит ли вообще выделять деньги на космонавтику и сколько именно выделять. А народ этого государства своей экономической деятельностью обеспечивает возможности, наполняет бюджет. Ну и народ страны выражает (или не выражает) поддержку тем направлениям, на которые расходуется бюджет.
Вместе с тем космос используется как пропаганда возможностей государства. Во внутренней политике — «смотрите, какие мы крутые, какие у нас есть ракеты!» И во внешней политике эти возможности демонстрируются на международную арену — смотрите, какие у нас крутые наука, экономика и (особенно актуально было в эпоху Советского Союза) образ жизни. Последнее сейчас уже утрачено, образ жизни у нас — капитализм, хотя и с российской спецификой.
Фото facebook.com/WhiteHouse
Цитата: undefinedУ Америки эта идеологическая составляющая есть и сейчас: они себя позиционируют как авангард человечества, который ведет всех к «правильному образу жизни и светлому будущему»
Во многом эта идеологическая составляющая и поддерживала развитие космонавтики в СССР. У Америки эта идеологическая составляющая есть и сейчас: они себя позиционируют как авангард человечества, который ведет всех к «правильному образу жизни и светлому будущему». Это дает им определенное преимущество и на международной арене, и во внутренней политике.
Нынешняя лунная программа США — это целиком предвыборная программа Трампа. Они обещают отправить на Луну астронавта или астронавтку к 2024 году — это конец гипотетического президентского срока Трампа. Соответственно, он говорит: «Выбирайте меня, и американец будет на Луне к концу его президентства».
Когда мы говорим, что «Роскосмос» хочет на Луну, условное министерство финансов спрашивает: а какая польза от этого будет президенту? Не лучше ли будет, если решить какие-то более земные проблемы — построить больше мостов или дороги отремонтировать? Денег не так много в бюджете, задач очень много, а с приходом коронавируса стало еще больше. Так что вероятность, что «Роскосмос» полетит на Луну, сейчас еще меньше, чем полгода назад.
— Вообще какие шансы у «Роскосмоса» полететь на Луну и когда?
— Вот этот вопрос к Министерству финансов. Если же говорить о технической возможности, то при достаточном финансировании он мог бы решить эту задачу, доставить россиянина в окололунное пространство в течение 10 лет. Может быть, даже высадить на поверхность Луны. Но в текущих реалиях это очень сомнительно.
Фото vk.com/roscosmos
Цитата: undefinedКогда мы говорим, что «Роскосмос» хочет на Луну, условное министерство финансов спрашивает: а какая польза от этого будет президенту? Не лучше ли будет, если решить какие-то более земные проблемы — построить больше мостов или дороги отремонтировать?
— Вы также упоминали, что выход из сложившейся в российской космонавтике ситуации заключается в международном сотрудничестве. С кем и в чем сотрудничать?
— Россия, как и США, может стать проводником человечества в космос. Я имел в виду не то, что мы при помощи международного сотрудничества догоним американцев — догнать вряд ли получится. Но как минимум сможем повысить финансирование нашей космической отрасли и дать стимул этой отрасли. Разработка новых ракет, новых космических станций — все это можно было бы сделать для международного сотрудничества.
В целом Россия по-прежнему обладает колоссальными возможностями в космической деятельности. Единственное, что нас отдаляет, это межпланетные пилотируемые запуски. В остальном Россия может все, что может Китай или Америка. Все остальные страны этого не могут, но некоторые из них имеют свои интересы в космосе — например, Австралия, ОАЭ, Новая Зеландия.
Новая Зеландия — космическая держава, многие ли в России готовы это понять? У них есть свой космодром, своя ракета. Пусть она сделана на деньги США, и компания называется Rocket Lab USA, но запускаются-то из Новой Зеландии — значит, их космонавтика. Или ОАЭ, они уже запустили камеру на китайском спутнике, которая сфотографировала Луну. То есть арабы сфотографировали Луну, а Россия еще не сфотографировала.
— Кстати, был же проект такой, как раз по вашей инициативе — полететь, сфотографировать Луну и определиться, были там американцы или нет. Что с ним?
— Да, мы решили, что на просто «полететь и сфотографировать» финансирования найти не получится. На государственную поддержку тоже рассчитывать не получится. Поэтому мы решили, что нужно делать бизнес, делать услугу по запуску полезной нагрузки на межпланетную орбиту. На та платформу, которую мы разрабатывали под эту задачу — долететь до Луны и сфотографировать, можно ставить другие, исследовательские или коммерческие нагрузки и запускать с различными целями.
Фото vk.com/roscosmos
Цитата: undefinedРоссия может отправлять в космос космонавтов других стран — собственно, она уже это делает, но это можно расширять. Не только американцами предлагать эти услуги. А всему миру
Это как раз пример, как можно взаимодействовать. Мы не собираемся требовать много миллионов за это с Российской академии наук, потому что у наших ученых и так денег особо нет, но есть другие академии наук. Можно взять российский спутник на российской ракете, поставить на него полезную нагрузку — ту же фотокамеру — от другой страны, они нам за это заплатят, а мы будем средством доставки. Да, это, как говорят, «извозчики», но это услуга. И опираясь на возможности России, мы можем это делать.
И это лишь одна из возможностей. Россия может отправлять в космос космонавтов других стран — собственно, она уже это делает, но это можно расширять. Не только американцами предлагать эти услуги. А всему миру. У «Роскосмоса» это направление долгое время не считалась приоритетным.
— Насколько вообще и чем загружен сейчас «Роскосмос»?
— Российскому государству не нужно столько, сколько «Роскосмос» способен сделать. Об этом и Дмитрий Рогозин (глава «Роскосмоса», — прим. ред.) говорил — что «Роскосмос» обеспечен государственным заказом на 40%. Получается, как будто половину рабочего времени люди там непонятно что делают. Отсюда идут и новости о том, что «предприятие «Роскосмоса» начало производить лифты с голосом Гагарина» — недавно совсем было. Это называется конверсия — заводы, не имея космических заказов, переориентируются на «земные задачи». И они могут их решить, но мы так потеряем нашу космонавтику. Люди на заводах останутся, но в космос мы уже летать не будем — в эту сторону все сдвигается.
И здесь, если мы хотим увеличения космических заказов, выход только один — нужно предлагать услуги всему миру, чтобы мир платил за наши ракеты, а предприятия «Роскосмоса» производили технику, которая был летала. Путь не для нас, но с точки зрения инженера, который собирает ракеты — ему же все равно, главное — что компетенции в создании ракет будут у нас. Та индустрия, которая была создана в Советском Союзе, она останется у нас.
Фото vk.com/roscosmos
Цитата: undefinedЕсли мы хотим увеличения космических заказов, выход только один — нужно предлагать услуги всему миру, чтобы мир платил за наши ракеты, а предприятия «Роскосмоса» производили технику, которая был летала
Я, как человек, который хотел бы, чтобы тот космос, про который я в детстве читал, жил и развивался — считаю, что именно это нам и нужно развивать. Рогозин неоднократно транслировал мысль о том, что нам не нужны никакие заказчики, у нас и так все хорошо. Но это не совсем верно: хорошо, но мы начинаем производить лифты, и это не лифт на Луну. У заводов все хорошо, но у космонавтики не все хорошо.
Эту мысль я и хочу донести: нужно признать, что у нас в космонавтике не все хорошо, и чтобы стало лучше — нужно стараться наши услуги разворачивать лицом к миру и говорить: «Мир! Ты если в космос хотел, тут есть возможность, лети!»
Интернет-газета «Реальное время»
Общество
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

artmoskovia.ru

Виталий Егоров: «Люди смогут полететь на Марс не менее чем через 10 лет»



7 июня 2020 года на официальном YouTube-канале Библиотек центра Москвы (ЦБС ЦАО) в рамках проекта «Авторы Научки» состоялась встреча с популяризатором космонавтики, автором множества книг и статей о космосе – Виталием Егоровым. Ведущий проекта – руководитель Отдела «Научка» Центральной детской Библиотеки № 14 Артём Акшинцев.

Виталий – автор множества статей о космосе (Meduza, Популярная механика, Ведомости, N + 1 и пр.). Основатель сообществ «Открытый космос» и «Curiosity – марсоход». Ведущий блога «Zelenyikot» и лауреат Беляевской премии, финалист премии «За верность науке». И, наконец, автор книг «Делай космос» и «Люди на Луне. Главные ответы».
В формате прямого эфира Виталий Егоров ответил на множество вопросов: почему его так увлекла тема космоса? Как он пишет книги? Что привело его к сотрудничеству с одной из влиятельнейших государственных российских корпораций – Роскомосом? Что любит автор и, как проводит свой досуг?
Виталий позиционирует себя, как научного блогера и отмечает, что в основном рассказывает аудитории о тех явлениях космической отрасли, которые ему были интересны или мало звучали в обществе. Речь идёт о Марсе, Луне, успехах компании «SpaceX» Илона Маска. Все статьи Виталия в итоге вылились в две книги: «Делай космос» и «Люди на Луне. Главные ответы»:
Цитировать«Моя задача дать наиболее объективный обзор того, как развивается наша космонавтика, какие у неё могут быть изъяны и как их устранить. У меня выходило несколько статей в "Ведомостях", посвящённых проблемам российской космонавтики и моим видением того, как их исправить. Надо признать, что эти статьи находили отклики у экспертов».

По словам автора в научно-популярной литературе сложно соблюдать баланс изложения текста – между научным, сложным языком с изобилием терминов и популярным, более доступным, понятным широкому кругу аудитории:
Цитировать«Нужно говорить правду и транслировать её так, чтобы тебя слушали и понимали», – отметил Виталий.

Гость поделился историей о том, как начал контактировать с национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства – «NASA», с целью поиска разбитого марсохода.
Не обошли и тему недавнего, важного с исторической точки зрения космического запуска ракеты-носителя «Falcon 9» и корабля «Crew Dragon», который осуществила американская компания Илона Маска «SpaceX»:
Цитировать«На мой взгляд, Илон Маск отличный популяризатор космонавтики», – подчеркнул Виталий Егоров.

Автор рассказал, какие фильмы о космонавтике порекомендовал бы и это: «Время первых«, «Апполон-13» и другие.
Цитировать«В моих планах открыть свою космическую компанию и сотрудничать в том числе с Роскосмосом», – не стал скрывать гость.

На наиболее, волнующий сейчас многих, вопрос о полётах на Марс Виталий Егоров ответил так:
Цитировать«В этом десятилетии люди точно не полетят на Марс. Это случится не менее чем через 10 лет, если на постоянной основе будет выделяться бюджет на космическую отрасль».

Смотрите полную версию трансляции на нашем официальном YouTube-канале ()
«Авторы Научки» – проект, нацеленный на привлечение внимания к авторам российской научно-популярной литературы. В формате онлайн-беседы ведущие проекта и авторы научпопа обсуждают творческие планы на ближайшие годы и идеи, науку, вкусы в музыке, кино. Лейтмотивом всего проекта выступает девиз "Авторы тоже люди!". Мы показываем и рассказываем: создатели серьёзных научно-популярных трудов (о физике, химии, биологии, экологии, астрономии и др.) такие же люди, как и мы с вами – со своими желаниями и предпочтениями.
Каждое воскресенье смотрите прямой эфир бесед с авторами русскоязычной научно-популярной литературы.
Ведущий – заведующий Отделом «Научка» Центральной детской Библиотеки № 14 – Артём Акшинцев.
Центральная детская Библиотека № 14 (Отдел «Научка») активно поддерживает научно-популярное направление. В первую очередь, это обусловлено особенностями фонда читальни – здесь можно почитать или взять на дом интересную публицистическую и научно-популярную литературу.
В рамках проекта «Научка» в библиотеке также проходят научно-популярные лекции и серьезные дебаты на различные темы.
«Научка» поддерживается силами академического сообщества учёных Российской Академии Наук (РАН). Все книги, перед тем как попасть на полки, проходят экспертную оценку.
Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!