Луна-25 – Союз-2-1Б/Фрегат – Восточный 1С – 11.08.2023 02:10:57 ДМВ

Автор zandr, 03.04.2018 23:32:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

Serge V Iz

#4120
Цитата: Штуцер от 23.08.2023 08:05:08Нельзя откалибровать или проверить БИУС Луны при выдаче импульсов Фрегатом?
Такая идея приходила в голову разработчикам, и несколько раз даже реализовывалась (кроме, собственно, информации об измеренных ускорениях и угловых скоростях необходимо продраться через налаживание информационного взаимодействия независимо разрабатываемых аппаратов и исключительно точного согласования их бортовых временных шкал, короче, немного муторно, но возможно).

Но в случае непредсказуемого изменения характеристик измерителей позже - тоже не спасёт.

Bell

Цитата: Serge3leo от 23.08.2023 05:11:19Какие десятки минут?! Десятки секунд, но нужно было минимум два импульса, один что б не упасть, и один-два на корректировку.
Оговорка, конечно секунд. Но десятки. То есть очень точно дозированный импульс, не маршевый врубить.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

ZOOR

Цитата: Serge3leo от 23.08.2023 08:42:03
Цитата: ZOOR от 23.08.2023 08:30:43
Цитата: Serge3leo от 23.08.2023 08:11:31Сомнительно, что на современном этапе исследования Луны возможно создать достаточно точный спидометр для окололунных орбит. Это около Земли - пожалуйста, без проблем.

А чем принципиально гироскопия у Земли и у Луны отличается?
Зная начальную скорость берется акселерометр и интегрируется.
Если он барахлит у Луны -- так и у Земли какашка будет.
Земное гравитационное поле (ускорение свободного падения) хорошо известно и хорошо описывается полем стандартного эллипсоида.

А Луна мало того, что имеет форму чемодана, но эта форма по сию пору хреново изучена, и это не считая на порядок, другой больших возмущений со стороны Земли и Солнца.

Незнание ГПЛ и возмущения -- это величины второго порядка малости при маневре на десяток м/с.
Пока не поставлена задача обеспечения попадания в квадрат 100х100 на гироскопии -- ими можно пренебречь.
Тем более, что у Луны отсутствует атмосфера -- вот там возмущения на порядок больше.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Штуцер

Цитата: Serge V Iz от 23.08.2023 08:45:18Но в случае непредсказуемого изменения характеристик измерителей позже - тоже не спасёт.
Но кто то предсказует... что были звоночки.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Yuri Ant

Выскажу свое мнение на причины неудач в космосе. Виной тому логика, которую можно условно назвать циклограммой. Её суть сводится к тому, что алгоритм сводится к последовательности действий (например сработка тех или иных исполнительных механизмов) и результат достигается если все элементы в цепочке действий срабатывают со 100% надежностью. Такая надежность достигается жестким контролем на этапе тестирования и сборки аппарата. Парирование нештатных ситуаций крайне ограничено на уровне отдельных элементов и сводится к прекращению работы циклограммы.
Операторы меняют циклограмму на другую, добавляя или исключая ее элементы и запускают снова. Это работает до тех пор, пока есть время на такую реакцию.
  Другая логика состоит в том, что алгоритм действий гибкий и изначально построен на анализе текущего состояния системы и сценариях реакции на разные события. Сценарии могут учитывать удаленные последствия (потеря связи, разрядка батареи и т.п.) что значительно повышает живучесть космического аппарата и повышает успешность миссии.
Кроме того аппаратная архитектура также должна соответствовать таким возможностям.
На возражения о неоправданном усложнении я отвечу, что технике стоимостью в миллионы можно позволить такой подход. Иначе это будет выглядеть как песочные часы на золотой цепочке.

АниКей

Цитата: Павел73 от 23.08.2023 08:26:36Системность нужна.
2Павел73
чисто для справки
1. Луну отрабатывали на Земле. Кроме лунной машины, было сделано  по памяти 16 (11) изделий для наземной экспериментальной отработки (тепловакумные, .... двигательные с огневыми испытаниями ДУ ... см статья Казмирчука 21г, ссылка где-то в теме была выше). Причем машина для тепловакуумных электрорадиотехнических испытаний выполнялась по протополетной технологии, то есть она после испытаний и полетела. Все что можно на Земле - то и проверили разработчики-изготовители.
2. Этапы полета РН Союз- Фрегат - это этапы на уже отработанных летавших неоднократно
3. Дальше пришел этап неизведанного, то есть в дело вмешались вакуум-холод космоса и тепло ЖРД - невесомость-персонал-программы и их совместная работа, новая машина плюс те условия и люди, что ранее не встречались
4 Жизнь продолжается, несомненно разберутся, что случилось и почему, и учтут, проектируя-отрабатывая посадку 
5. Насчет дублирования. На минутку представьте, что летят 2 машины, в которых одинаковая засада. Упадут обе. Оно вам надо
6. Повторять бессмысленно. Два раза в одну воду не войти. В развитии космонавтики главный фактор - время. Вчера для науки было интересно одно, сегодня другое, завтра никто не знает что, интерес меняется с каждым днем с получением новой информации о жизни. Напр. после индийского приземления черпалочка луны-25 может и потерять актуальность
Все это ИМХО, разумеется, не для дискуссии ;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Штуцер

#4126
Цитата: Yuri Ant от 23.08.2023 09:03:12Виной тому логика, которую можно условно назвать циклограммой. Её суть сводится к тому, что алгоритм сводится к последовательности действий (например сработка тех или иных исполнительных механизмов) и результат достигается если все элементы в цепочке действий срабатывают со 100% надежностью.
Циклограмма - да.
А вот жесткость исполнения - нет. В циклограмму закладываются ветвления в зависимости от данных чувствительных элементов. В том числе и парирование некоторых отказов.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Serge3leo

#4127
Цитата: ZOOR от 23.08.2023 08:54:05Незнание ГПЛ и возмущения -- это величины второго порядка малости при маневре на десяток м/с.
Для Луны они малы при маневрах в области радиусом десятки километров (а сами скорости к ошибкам интегрирования имеют малое отношение).

При посадке - пожалуйста. Собственно, это одна из причин по которой, почти все, делают апоселений перед посадкой как можно меньше.

Serge V Iz

Цитата: Yuri Ant от 23.08.2023 09:03:12Другая логика состоит в том, что алгоритм действий гибкий и изначально построен на анализе текущего состояния системы и сценариях реакции на разные события.
Вы выше говорите о том, что алгоритм проводит классификацию наблюдаемой ситуации, и идентификацию, в пределах класса, ее параметров. Чтобы применить один из сценариев реакции, с также параметрами, соответствующими тем, что были идентифицированы.

Так это общий принцип построения сложных, многорежимных автоматических систем. Это есть всегда. Можно задать лишь вопрос о сложности и "богатстве" множества рассматриваемых СУ возможностей и ситуаций... (И сложности отработки, собственно, подтверждения правильности работы системы во всех этих ситуациях  :) )

Alex-DX

Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:51. Повторять бессмысленно. Два раза в одну воду не войти. В развитии космонавтики главный фактор - время. Вчера для науки было интересно одно, сегодня другое, завтра никто не знает что, интерес меняется с каждым днем с получением новой информации о жизни. Напр. после индийского приземления черпалочка луны-25 может и потерять актуальность
Программа для получения компетенции, перепрыгнуть не получится. Запускали не ради черпалки.

Vysotnik

А я бы еще рассматривал точку зрения, что в виду того, что Луна-25 изрядный долгострой, а значит все элементы аппарата тестировались и перепроверялись бесконечное число раз. И могло случиться так, что какой-нибудь условный клапан или реле уже был на пределе. После этапа выведения (жуткая тряска и все остальные крайне неблагоприятные факторы) просто вышел из строя. Пример с Наукой, которая также буквально внутренне развалилась сразу после вывода на орбиту. Дотестировались на Земле.

АниКей

#4131
Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:51и учтут, проектируя-отрабатывая посадку
Цитата: Alex-DX от 23.08.2023 09:18:23
Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:51. Повторять бессмысленно. Два раза в одну воду не войти. В развитии космонавтики главный фактор - время. Вчера для науки было интересно одно, сегодня другое, завтра никто не знает что, интерес меняется с каждым днем с получением новой информации о жизни. Напр. после индийского приземления черпалочка луны-25 может и потерять актуальность
Программа для получения компетенции, перепрыгнуть не получится. Запускали не ради черпалки.
да. не получится.
но не тупо повторяя программу.
да, надо учиться садиться.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

opinion

Если вероятность успешной посадки 50%, как говорил Борисов, то если запустить несколько аппаратов, вместо одного, можно рассчитывать, что какой-то из них сядет. Будет ли это означать, что вы научились садиться?
There are four lights

АниКей

При бросании монетки вероятность приземления орлом всегда 50%, сколько не запускай ;)

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Serge V Iz

Есть другая формулировка вопроса.

На какое точно значение вероятности успешного приземления приходится граница между "научились" и "не научились"?  ;D

Павел73

Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:511. Луну отрабатывали на Земле. Кроме лунной машины, было сделано  по памяти 16 (11) изделий для наземной экспериментальной отработки (тепловакумные, .... двигательные с огневыми испытаниями ДУ ... см статья Казмирчука 21г, ссылка где-то в теме была выше). Причем машина для тепловакуумных электрорадиотехнических испытаний выполнялась по протополетной технологии, то есть она после испытаний и полетела. Все что можно на Земле - то и проверили разработчики-изготовители.
А в космосе получилась авария. Ещё одна протополетная машина есть? Которую можно было бы запустить с учётом ошибок первой. Нет? Плохо.

Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:512. Этапы полета РН Союз- Фрегат - это этапы на уже отработанных летавших неоднократно
3. Дальше пришел этап неизведанного, то есть в дело вмешались вакуум-холод космоса и тепло ЖРД - невесомость-персонал-программы и их совместная работа, новая машина плюс те условия и люди, что ранее не встречались
Ещё один довод в пользу дублёра.

Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:514 Жизнь продолжается, несомненно разберутся, что случилось и почему, и учтут, проектируя-отрабатывая посадку
 
Время! Пенсия. Люди другие. Всё по новой. Не должно быть трех-четырехгодичных перерывов.
Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:515. Насчет дублирования. На минутку представьте, что летят 2 машины, в которых одинаковая засада. Упадут обе. Оно вам надо
Нет конечно. Поэтому изготовление дублёров должно быть параллельным, а вот запуски - последовательными. То есть каждый следующий запускается с учётом ошибок предыдущего и внесением необходимых изменений и доработок.

Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:516. Повторять бессмысленно. Два раза в одну воду не войти.
Повторение необходимо. Оно мать учения.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Yuri Ant

Цитата: Штуцер от 23.08.2023 09:15:47
Цитата: Yuri Ant от 23.08.2023 09:03:12Виной тому логика, которую можно условно назвать циклограммой. Её суть сводится к тому, что алгоритм сводится к последовательности действий (например сработка тех или иных исполнительных механизмов) и результат достигается если все элементы в цепочке действий срабатывают со 100% надежностью.
Циклограмма - да.
А вот жесткость исполнения - нет. В циклограмму закладываются ветвления в зависимости от данных чевствительных элементов. В том числе и парирование некоторых отказов.
Возмем конкретный пример. На первой ступени 5 двигателей, после старта они работают 160с и регулируют тягу в процессе работы. Допустим на 90с аварийно отключился один двигатель (произвольный), остальные работают нормально. Как циклограмма может парировать этот отказ? Надо же пересчитать время работы и тягу оставшихся двигателей.

Serge3leo

Цитата: Павел73 от 23.08.2023 10:07:55
Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:515. Насчет дублирования. На минутку представьте, что летят 2 машины, в которых одинаковая засада. Упадут обе. Оно вам надо
Нет конечно. Поэтому изготовление дублёров должно быть параллельным, а вот запуски - последовательными. То есть каждый следующий запускается с учётом ошибок предыдущего и внесением необходимых изменений и доработок.
В русской рулетке нет серебряных пуль. ;) Можно вспомнить королевские Е-6, аккурат тот случай, о котором говорит @АниКей . Две или три серии от ОКБ-1, всего 11 АЛС псу под хвост (6 на старте, 5 около Луны). А вот передали КБ Лавочкина, те переделали, и Луна-9 села с первого раза (всего 1 отказ около Луны на 6 успешных пусков плюс 3 аварийных пуска Блока Л или РН).

Так что серийность - не панацея. Правда, серийные машины недорогие, это ж Вам не на НИР/ОКР деньги распиливать.