Луна-25 – Союз-2-1Б/Фрегат – Восточный 1С – 11.08.2023 02:10:57 ДМВ

Автор zandr, 03.04.2018 23:32:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

Serge V Iz

#4120
Цитата: Штуцер от 23.08.2023 08:05:08Нельзя откалибровать или проверить БИУС Луны при выдаче импульсов Фрегатом?
Такая идея приходила в голову разработчикам, и несколько раз даже реализовывалась (кроме, собственно, информации об измеренных ускорениях и угловых скоростях необходимо продраться через налаживание информационного взаимодействия независимо разрабатываемых аппаратов и исключительно точного согласования их бортовых временных шкал, короче, немного муторно, но возможно).

Но в случае непредсказуемого изменения характеристик измерителей позже - тоже не спасёт.

Bell

Цитата: Serge3leo от 23.08.2023 05:11:19Какие десятки минут?! Десятки секунд, но нужно было минимум два импульса, один что б не упасть, и один-два на корректировку.
Оговорка, конечно секунд. Но десятки. То есть очень точно дозированный импульс, не маршевый врубить.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

ZOOR

Цитата: Serge3leo от 23.08.2023 08:42:03
Цитата: ZOOR от 23.08.2023 08:30:43
Цитата: Serge3leo от 23.08.2023 08:11:31Сомнительно, что на современном этапе исследования Луны возможно создать достаточно точный спидометр для окололунных орбит. Это около Земли - пожалуйста, без проблем.

А чем принципиально гироскопия у Земли и у Луны отличается?
Зная начальную скорость берется акселерометр и интегрируется.
Если он барахлит у Луны -- так и у Земли какашка будет.
Земное гравитационное поле (ускорение свободного падения) хорошо известно и хорошо описывается полем стандартного эллипсоида.

А Луна мало того, что имеет форму чемодана, но эта форма по сию пору хреново изучена, и это не считая на порядок, другой больших возмущений со стороны Земли и Солнца.

Незнание ГПЛ и возмущения -- это величины второго порядка малости при маневре на десяток м/с.
Пока не поставлена задача обеспечения попадания в квадрат 100х100 на гироскопии -- ими можно пренебречь.
Тем более, что у Луны отсутствует атмосфера -- вот там возмущения на порядок больше.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Штуцер

Цитата: Serge V Iz от 23.08.2023 08:45:18Но в случае непредсказуемого изменения характеристик измерителей позже - тоже не спасёт.
Но кто то предсказует... что были звоночки.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Yuri Ant

Выскажу свое мнение на причины неудач в космосе. Виной тому логика, которую можно условно назвать циклограммой. Её суть сводится к тому, что алгоритм сводится к последовательности действий (например сработка тех или иных исполнительных механизмов) и результат достигается если все элементы в цепочке действий срабатывают со 100% надежностью. Такая надежность достигается жестким контролем на этапе тестирования и сборки аппарата. Парирование нештатных ситуаций крайне ограничено на уровне отдельных элементов и сводится к прекращению работы циклограммы.
Операторы меняют циклограмму на другую, добавляя или исключая ее элементы и запускают снова. Это работает до тех пор, пока есть время на такую реакцию.
  Другая логика состоит в том, что алгоритм действий гибкий и изначально построен на анализе текущего состояния системы и сценариях реакции на разные события. Сценарии могут учитывать удаленные последствия (потеря связи, разрядка батареи и т.п.) что значительно повышает живучесть космического аппарата и повышает успешность миссии.
Кроме того аппаратная архитектура также должна соответствовать таким возможностям.
На возражения о неоправданном усложнении я отвечу, что технике стоимостью в миллионы можно позволить такой подход. Иначе это будет выглядеть как песочные часы на золотой цепочке.

АниКей

Цитата: Павел73 от 23.08.2023 08:26:36Системность нужна.
2Павел73
чисто для справки
1. Луну отрабатывали на Земле. Кроме лунной машины, было сделано  по памяти 16 (11) изделий для наземной экспериментальной отработки (тепловакумные, .... двигательные с огневыми испытаниями ДУ ... см статья Казмирчука 21г, ссылка где-то в теме была выше). Причем машина для тепловакуумных электрорадиотехнических испытаний выполнялась по протополетной технологии, то есть она после испытаний и полетела. Все что можно на Земле - то и проверили разработчики-изготовители.
2. Этапы полета РН Союз- Фрегат - это этапы на уже отработанных летавших неоднократно
3. Дальше пришел этап неизведанного, то есть в дело вмешались вакуум-холод космоса и тепло ЖРД - невесомость-персонал-программы и их совместная работа, новая машина плюс те условия и люди, что ранее не встречались
4 Жизнь продолжается, несомненно разберутся, что случилось и почему, и учтут, проектируя-отрабатывая посадку 
5. Насчет дублирования. На минутку представьте, что летят 2 машины, в которых одинаковая засада. Упадут обе. Оно вам надо
6. Повторять бессмысленно. Два раза в одну воду не войти. В развитии космонавтики главный фактор - время. Вчера для науки было интересно одно, сегодня другое, завтра никто не знает что, интерес меняется с каждым днем с получением новой информации о жизни. Напр. после индийского приземления черпалочка луны-25 может и потерять актуальность
Все это ИМХО, разумеется, не для дискуссии ;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Штуцер

#4126
Цитата: Yuri Ant от 23.08.2023 09:03:12Виной тому логика, которую можно условно назвать циклограммой. Её суть сводится к тому, что алгоритм сводится к последовательности действий (например сработка тех или иных исполнительных механизмов) и результат достигается если все элементы в цепочке действий срабатывают со 100% надежностью.
Циклограмма - да.
А вот жесткость исполнения - нет. В циклограмму закладываются ветвления в зависимости от данных чувствительных элементов. В том числе и парирование некоторых отказов.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Serge3leo

#4127
Цитата: ZOOR от 23.08.2023 08:54:05Незнание ГПЛ и возмущения -- это величины второго порядка малости при маневре на десяток м/с.
Для Луны они малы при маневрах в области радиусом десятки километров (а сами скорости к ошибкам интегрирования имеют малое отношение).

При посадке - пожалуйста. Собственно, это одна из причин по которой, почти все, делают апоселений перед посадкой как можно меньше.

Serge V Iz

Цитата: Yuri Ant от 23.08.2023 09:03:12Другая логика состоит в том, что алгоритм действий гибкий и изначально построен на анализе текущего состояния системы и сценариях реакции на разные события.
Вы выше говорите о том, что алгоритм проводит классификацию наблюдаемой ситуации, и идентификацию, в пределах класса, ее параметров. Чтобы применить один из сценариев реакции, с также параметрами, соответствующими тем, что были идентифицированы.

Так это общий принцип построения сложных, многорежимных автоматических систем. Это есть всегда. Можно задать лишь вопрос о сложности и "богатстве" множества рассматриваемых СУ возможностей и ситуаций... (И сложности отработки, собственно, подтверждения правильности работы системы во всех этих ситуациях  :) )

Alex-DX

Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:51. Повторять бессмысленно. Два раза в одну воду не войти. В развитии космонавтики главный фактор - время. Вчера для науки было интересно одно, сегодня другое, завтра никто не знает что, интерес меняется с каждым днем с получением новой информации о жизни. Напр. после индийского приземления черпалочка луны-25 может и потерять актуальность
Программа для получения компетенции, перепрыгнуть не получится. Запускали не ради черпалки.

Vysotnik

А я бы еще рассматривал точку зрения, что в виду того, что Луна-25 изрядный долгострой, а значит все элементы аппарата тестировались и перепроверялись бесконечное число раз. И могло случиться так, что какой-нибудь условный клапан или реле уже был на пределе. После этапа выведения (жуткая тряска и все остальные крайне неблагоприятные факторы) просто вышел из строя. Пример с Наукой, которая также буквально внутренне развалилась сразу после вывода на орбиту. Дотестировались на Земле.

АниКей

#4131
Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:51и учтут, проектируя-отрабатывая посадку
Цитата: Alex-DX от 23.08.2023 09:18:23
Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:51. Повторять бессмысленно. Два раза в одну воду не войти. В развитии космонавтики главный фактор - время. Вчера для науки было интересно одно, сегодня другое, завтра никто не знает что, интерес меняется с каждым днем с получением новой информации о жизни. Напр. после индийского приземления черпалочка луны-25 может и потерять актуальность
Программа для получения компетенции, перепрыгнуть не получится. Запускали не ради черпалки.
да. не получится.
но не тупо повторяя программу.
да, надо учиться садиться.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

opinion

Если вероятность успешной посадки 50%, как говорил Борисов, то если запустить несколько аппаратов, вместо одного, можно рассчитывать, что какой-то из них сядет. Будет ли это означать, что вы научились садиться?
There are four lights

АниКей

При бросании монетки вероятность приземления орлом всегда 50%, сколько не запускай ;)

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Serge V Iz

Есть другая формулировка вопроса.

На какое точно значение вероятности успешного приземления приходится граница между "научились" и "не научились"?  ;D

Павел73

Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:511. Луну отрабатывали на Земле. Кроме лунной машины, было сделано  по памяти 16 (11) изделий для наземной экспериментальной отработки (тепловакумные, .... двигательные с огневыми испытаниями ДУ ... см статья Казмирчука 21г, ссылка где-то в теме была выше). Причем машина для тепловакуумных электрорадиотехнических испытаний выполнялась по протополетной технологии, то есть она после испытаний и полетела. Все что можно на Земле - то и проверили разработчики-изготовители.
А в космосе получилась авария. Ещё одна протополетная машина есть? Которую можно было бы запустить с учётом ошибок первой. Нет? Плохо.

Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:512. Этапы полета РН Союз- Фрегат - это этапы на уже отработанных летавших неоднократно
3. Дальше пришел этап неизведанного, то есть в дело вмешались вакуум-холод космоса и тепло ЖРД - невесомость-персонал-программы и их совместная работа, новая машина плюс те условия и люди, что ранее не встречались
Ещё один довод в пользу дублёра.

Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:514 Жизнь продолжается, несомненно разберутся, что случилось и почему, и учтут, проектируя-отрабатывая посадку
 
Время! Пенсия. Люди другие. Всё по новой. Не должно быть трех-четырехгодичных перерывов.
Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:515. Насчет дублирования. На минутку представьте, что летят 2 машины, в которых одинаковая засада. Упадут обе. Оно вам надо
Нет конечно. Поэтому изготовление дублёров должно быть параллельным, а вот запуски - последовательными. То есть каждый следующий запускается с учётом ошибок предыдущего и внесением необходимых изменений и доработок.

Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:516. Повторять бессмысленно. Два раза в одну воду не войти.
Повторение необходимо. Оно мать учения.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Yuri Ant

Цитата: Штуцер от 23.08.2023 09:15:47
Цитата: Yuri Ant от 23.08.2023 09:03:12Виной тому логика, которую можно условно назвать циклограммой. Её суть сводится к тому, что алгоритм сводится к последовательности действий (например сработка тех или иных исполнительных механизмов) и результат достигается если все элементы в цепочке действий срабатывают со 100% надежностью.
Циклограмма - да.
А вот жесткость исполнения - нет. В циклограмму закладываются ветвления в зависимости от данных чевствительных элементов. В том числе и парирование некоторых отказов.
Возмем конкретный пример. На первой ступени 5 двигателей, после старта они работают 160с и регулируют тягу в процессе работы. Допустим на 90с аварийно отключился один двигатель (произвольный), остальные работают нормально. Как циклограмма может парировать этот отказ? Надо же пересчитать время работы и тягу оставшихся двигателей.

Serge3leo

Цитата: Павел73 от 23.08.2023 10:07:55
Цитата: АниКей от 23.08.2023 09:10:515. Насчет дублирования. На минутку представьте, что летят 2 машины, в которых одинаковая засада. Упадут обе. Оно вам надо
Нет конечно. Поэтому изготовление дублёров должно быть параллельным, а вот запуски - последовательными. То есть каждый следующий запускается с учётом ошибок предыдущего и внесением необходимых изменений и доработок.
В русской рулетке нет серебряных пуль. ;) Можно вспомнить королевские Е-6, аккурат тот случай, о котором говорит @АниКей . Две или три серии от ОКБ-1, всего 11 АЛС псу под хвост (6 на старте, 5 около Луны). А вот передали КБ Лавочкина, те переделали, и Луна-9 села с первого раза (всего 1 отказ около Луны на 6 успешных пусков плюс 3 аварийных пуска Блока Л или РН).

Так что серийность - не панацея. Правда, серийные машины недорогие, это ж Вам не на НИР/ОКР деньги распиливать.