AMOS 6 - Falcon 9-029 - Канаверал SLC-40 - 3-4 сентября 2016

Автор Salo, 27.07.2016 15:01:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

oby1

Цитироватьus2-star пишет:
А что, китайцы совсем не интересуют?
 Они шифруются,хрен их поймёш. Инопланетяне.

andr59

Дико извиняюсь, но ведь заправка - стандартная процедура, может быть КЗ - короткое замыкание в корпусе второй ступени?

LRV_75

Цитироватьandr59 пишет:
Дико извиняюсь, но ведь заправка - стандартная процедура, может быть КЗ - короткое замыкание в корпусе второй ступени?
Это тоже рабочая версия. Коротнуло при переключении питания с наземной КПА на бортовой аккумулятор СИ,СУ, который(которые) как раз на второй ступени.
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

andr59

ЦитироватьLRV_75 пишет:
Это тоже рабочая версия. Коротнуло при переключении питания с наземной КПА на бортовой аккумулятор СИ,СУ, который(которые) как раз на второй ступени.
Просто без искры там нечему взрываться при заправке.

andr59

Надо идти обратным ходом - если был взрыв, значит было то, что его создало. а что его могло создать? КЗ.

И вот от короткого замыкания и начинать исследования. Чисто как наблюдатель могу сказать.

pkl

ЦитироватьВалерий Жилинский пишет:
То есть вы хотите, чтобы отечественная индустрия работала по принципу "лишь бы подороже"?
А по поводу низкой з/п у Маска вы нашим инженерам и техникам расскажите.
Я хочу, чтобы отечественная индустрия работала по принципу "лишь бы качественно и в срок".

Наши инженеры и техники не в Америке живут.
ЦитироватьИ, обратите внимание - Роскосмос в возне с многоразовостью никак не замечен. И что?
Чего? Вы с дуба упали? А МРКС?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Штуцер

Цитироватьandr59 пишет:
Надо идти обратным ходом - если был взрыв, значит было то, что его создало. а что его могло создать? КЗ.
Других причин для взрыва не может быть?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

Цитироватьandr59 пишет:
Надо идти обратным ходом - если был взрыв, значит было то, что его создало. а что его могло создать? КЗ.
И вот от короткого замыкания и начинать исследования. Чисто как наблюдатель могу сказать.
Для начала неплохо бы узнать что взорвалось то? Само КЗ? ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

http://www.reuters.com/article/us-spacex-blast-idUSKCN11C2CK?feedType=RSS&feedName=scienceNews&utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter
ЦитироватьTue Sep 6, 2016 3:32pm EDT
Spacecom CEO wants 'several safe flights' before using SpaceX again
 By Irene Klotz | CAPE CANAVERAL, Fla.       
 
 The chief executive of Israeli satellite operator Space Communication Ltd said on Tuesday he wants to see "several safe flights" from SpaceX before using Elon Musk's space firm again to launch one of his company's satellites.
In an interview with Reuters, Spacecom CEO David Pollack also said he does not know what caused the explosion last Thursday that destroyed a SpaceX Falcon 9 rocket along with his company's $200 million AMOS-6 communications satellite.
The cause of the explosion is under investigation by SpaceX and agencies of the U.S. government overseen by the Federal Aviation Administration.
"They have not yet discussed with us what they found," Pollack said, referring to SpaceX. "I don't believe that there is even the slightest chance that (the problem) was coming from the satellite ... but still nothing can be ignored. They have to look at everything."
Spacecom said on Sunday that SpaceX owes it $50 million, or a free launch, as a result of the explosion.
Asked what SpaceX had to do to give him confidence to use the company again, Pollack replied: "I don't know how many, but several safe flights."
Pollack said Spacecom does not have a satellite it could put aboard a launcher soon.
"We don't have a satellite, so I believe until we are ready to fly they will have some safe flights," he said. "In principle, I think that Falcon 9 is a nice launcher."
Facebook and Eutelsat had planned to use the AMOS-6 satellite to expand internet access in Africa.
SpaceX is owned and led by technology entrepreneur Musk, who is also chief executive of electric car maker Tesla Motors Inc and chairman of solar energy company SolarCity Corp.
The explosion occurred as SpaceX was fueling a Falcon 9 rocket on a launch pad in Florida in preparation for a test-firing of the booster's first-stage engines. No one was hurt in the explosion. SpaceX said it was not yet releasing images or details about launch pad damage.
SpaceX also declined to discuss Spacecom's claim for compensation.
"We don't disclose contract or insurance terms," SpaceX said in an emailed statement on Sunday.
Pollack said he was watching television on a JetBlue flight from New York to Orlando and saw images of the accident.
"I saw the smoke after the explosion, but the Cape is a big place. It took a little bit until I realized it was us," Pollack said.
The loss of the AMOS-6 satellite, which Spacecom had intended to operate for at least 15 years, is presenting the company with financial and operational challenges, Pollack said.
Pollack said Spacecom was not insured for revenue that would have been generated from AMOS-6 leases to companies, including Facebook and Eutelsat.
The company said it expects to receive money from an insurance policy purchased by satellite builder Israel Aerospace Industries to pay off bonds sold to finance the satellite.
Pollack said he is looking at options to buy services on other companies' satellites to fill the gap until an AMOS-6 replacement can be built and launched.
It also is continuing negotiations with Beijing Xinwei Technology Group Co Ltd, which had planned to acquire Spacecom in a deal valued at $285 million pending the successful launch and operation of the AMOS-6 satellite.

 (Reporting by Irene Klotz; Editing by Joseph White and Will Dunham)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

LRV_75

#1549
Отличный разбор "полета"
https://cosmos.dirty.ru/gadaem-o-prichinakh-i-posledstviiakh-avarii-falcon-9-pervogo-sentiabria-1170765/

Отбраковка
Безусловно, без данных телеметрии, видеофиксации и доступа к стартовой площадке, мы можем только гадать, что именно случилось. В то же время, по имеющимся данным можно отбросить некоторые версии, которые точно не могут быть причиной взрыва.

НЛО
Тот факт, что в кадре недалеко от ракеты двигалась черная точка, заставил некоторых особо некритичных пользователей заявить, что Falcon, не много, ни мало, сбили пришельцы.

Если вы прислушаетесь к оригинальному видео, то услышите звуки достаточно активно живущей фауны, а в кадре будут в разных направлениях двигаться черные точки. Эта черная точка, скорее всего, пролетевшее близко насекомое. С меньшей вероятностью — птица чуть подальше. Разнообразная фауна регулярно становится поводом для красивой фотографии, вроде этой сороки при старте «Экзомарса».

Разрушение шар–баллона с газом наддува
Немного похожая история произошла со второй ступенью Falcon 9 в прошлом году. Крепление баллона наддува было изготовлено с нарушениями технологии. Крепление сломалось, баллон стал смещаться и потерял герметичность. Вторая ступень, фактически, лопнула от избытка давления. Но в подобном случае мы бы увидели сначала картину разлетающихся осколков и потоков жидкого кислорода, а потом уже — пожар. Поскольку керосин и кислород не самовоспламеняются при контакте, потребовалась бы мощная искра, чтобы топливо воспламенилось.

Включение двигателя спутника

На самом спутнике тоже есть двигатель. Если бы люди или техника дали ошибочную команду на его запуск, то события бы развивались по другому — сначала бы сорвало головной обтекатель или переходник между второй ступенью и головным обтекателем, и был бы хорошо виден поток газов от работающего двигателя. Авария развивалась слишком быстро для такого сценария.

Дополнительная информация
На фото вспышки можно видеть четыре луча засветки. По ним можно попытаться построить точное место взрыва на ракете:

Также можно найти примерную циклограмму реального пуска. Поскольку прожиг первой ступени является максимально приближенным к полноценному пуску тестом, эта циклограмма должна быть близка к тому, что происходило на площадке. Показан участок с Т–10 минут до Т–7 минут.


T–0:10:00 Stage 2 Venting for LOX Fast Fill — начало дренажа второй ступени для быстрого заполнения жидким кислородом.
T–0:09:50 Flight Software Final Setups complete — закончены последние настройки полетного программного обеспечения.
T–0:09:45 TEA–TEB Ignition System Setup — настройка системы зажигания двигателей (самовоспламеняющаяся смесь триэтилалюминия–триэтилборана).
T–0:09:45 Stage 2 Transmitter Re–Activation — повторное включение передатчика второй ступени.
T–0:09:30 M1D Trim Valve Cycling — циклические переключения клапана M1D.
T–0:09:15 Stage 1 Helium Topping — заполнение баков наддува.
T–0:07:45 MVac Fuel Trim Valve Setup — настройка топливного клапана MVac
T–0:07:30 Engine Chill Readiness — готовность к захолаживанию двигателя (здесь может быть пауза в подготовке к пуску, если готовность не достигнута)
T–0:07:00 Engine Chilldown (Bleed Valves Open, both Stages — захолаживание двигателей первой и второй ступеней — открытие дренажных клапанов.

Из этого списка первая операция была однозначно выполнена — на видео хорошо заметен белый дымок испарившегося из баков кислорода. А последние две операции однозначно не были выполнены — не было паузы в дренаже испарившегося кислорода.

Дополнительно можно попробовать оценить происходящее по видео с синхронизированным звуком — камера стояла в нескольких километрах, и звук пришел сильно позже. А тут авария звучит как если бы камера стояла совсем рядом.

Ну и, наконец, весьма любопытно, что пользователь Reddit, утверждающий, что он работал в SpaceX, уверенно говорит, что проблема в наземном оборудовании, а не ракете.

Версии

Какие события могли вызвать такой мощный и быстрый взрыв? Версии расположены в произвольном порядке.

Утечка компонентов и короткое замыкание
В районе заправочных горловин могла начаться утечка компонентов топлива и окислителя. Затем короткое замыкание поджигает эту смесь, получается небольшая бомба объемного взрыва. В пользу этой версии говорит то, что авария произошла при заправке ракеты. С другой стороны, утечку не так сложно заметить, и требование второй аварии — короткого замыкания для воспламенения делает такую комбинацию менее вероятной.

Нарушение чистоты кислородных магистралей
Промасленная тряпка в трубопроводе кислорода может стать источником самовозгорания — масло может загореться в чистом кислороде. Либо большое масляное пятно забыли на стенке бака окислителя. В этом случае не нужна сложная цепь причин, но требуется серьезное нарушение (или ошибка в инструкциях) персонала. По похожим причинам в истории случались катастрофы с жертвами среди стартовой команды.

Утечка из системы зажигания
Судя по циклограмме, примерно в это время настраивается система запуска двигателей на самовоспламеняющихся компонентах триэтилалюминий–триэтилборан. Утечки этих компонентов достаточно для возгорания.

Ошибочное срабатывание системы подрыва
Ракеты, стартующие с мыса Канаверал, обязательно оснащаются системами подрыва при аварии. Неизвестно, где стоят такие заряды на Falcon 9, но ошибочная команда на подрыв вполне может обеспечить похожую картину происшествия.

Прожигать или не прожигать
То, что авария произошла при подготовке к тестовому прожигу первой ступени, вызвало дополнительную критику прожига как метода испытания ракет–носителей. На мой взгляд, этот тип испытаний, как любое техническое решение, имеет свои плюсы и минусы. Такой тест максимально близок к реальному пуску, например, прожиг «Зенита» мог бы поймать проблему с бортовым источником мощности, из–за которой на первых секундах полета произошла авария на «Морском старте» в 2013 году. В то же время «почти настоящий пуск» при прожиге дополнительно расходует ресурс двигателей, клапанов и прочего, что повышает вероятность аварии в реальном полете. Да, сейчас каждый будет советовать Маску, чтобы он прожигал только первую ступень, чтобы не терять полезную нагрузку, но это означает интеграцию второй ступени и полезной нагрузки уже после прожига, то есть дополнительные операции, которые не проверяются на нем. Может быть, прожиг вообще не имеет отношения к данной аварии — взрыв произошел на второй ступени, кто знает, может быть она так же разрушилась бы 3 сентября при подготовке к реальному пуску?

Ну и, наконец, стоит отметить, что Маск не единственный, кто использует прожиг ракеты–носителя на стартовом сооружении. То же самое делает (временно, до строительства полноценного тестового стенда) Orbital с ракетой Antares. И, при всем имеющемся тестовом оборудовании, прожигали даже Спейс Шаттл. Подобный тест — операция не часто встречающаяся, но все–таки используемая в ракетной технике. Главное так построить процессы, чтобы плюсы прожигов перевешивали минусы.

Последствия

Без сомнения, эта авария очень серьезно ударила по SpaceX. Стартовый комплекс получил серьезные повреждения, как минимум, до конца года новых пусков на нем не будет. Шесть из восьми планируемых пусков SpaceX 2016 года должны были производиться с разрушенного стартового комплекса, и они однозначно будут серьезно задержаны — пуски на геостационарную орбиту нельзя перенести на другой стартовый комплекс на космодроме Ванденберг. Есть некоторые шансы, что строящаяся площадка LC39A для Falcon Heavy будет готова раньше, чем закончится ремонт поврежденной LC40, но это, в любом случае, серьезно собьет пусковой график. А если причина аварии обнаружится в ракете, потребуется ее доработка, и тогда пуски всех Falcon 9 с любых космодромов будут приостановлены до устранения проблемы, а в космонавтике такие сроки измеряются месяцами.

Также серьезный удар получила фирма Spacecom, спутниковый оператор. В конце 2015 года вышел из строя AMOS 5, проработав всего четыре года вместо расчетных пятнадцати. А погибший AMOS 6 должен был стать самым тяжелым и мощным спутником группировки. В СМИ появилась информация, что авария укладывается в страховку на транспортировку спутника, поэтому Spacecom все–таки получит страховые деньги, но время, увы, потеряно безвозвратно.


Самый Главный Вопрос

Кто–то может считать меня «маскофилом», кто–то — «маскофобом», на самом деле, я просто стараюсь предостеречь от излишнего фанатизма. Шок «как такое могло случиться у Гения Всех Времен И Народов» и злорадство «наконец–то этот жулик начал получать по заслугам» одинаково ошибочны. Ракеты падали, падают и будут падать у всех, кто их запускает. Вопрос в другом. Запуск AMOS 6 должен был стать 29 стартом ракеты–носителя Falcon 9 (модификаций 1.0, 1.1 и Full Thrust). Предыдущая авария с потерей спутника в 2015 году была на 19 по счету пуске. В 2013 году на четвертом пуске у первой ступени разрушился один из двигателей, и была потеряна попутная полезная нагрузка. Как ни считай, статистика аварийности пока выходит так себе. Авария AMOS 6 не убьет SpaceX, но если у Маска и дальше будет падать одна ракета в год (или на десять пусков), то ему будет очень сложно конкурировать на рынке пусковых услуг и за контракты NASA. А все красивые идеи с повторным использованием ступеней или колонизацией Марса, увы, не реализуемы без финансирования от NASA и дохода от коммерческих запусков.


UPD: Появилась информация, что Spacecom потребовала у SpaceX $50 млн или бесплатный пуск, также есть информация о возможном судебном иске к SpaceX. Если суд действительно будет, то репутационные потери могут еще возрасти.
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

LRV_75

#1550
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Максим

#1551


SpaceX Launch of Falcon 9, Second Flight COTS 1
На 1:02 возгорание в том же месте, где инициировался взрыв в этой миссии.

UPD: кадр возгорания
 
Будущее никогда не наступает.

us2-star

ЦитироватьУтечка из системы зажигания
Судя по циклограмме, примерно в это время настраивается система запуска двигателей на самовоспламеняющихся компонентах триэтилалюминий–триэтилборан. Утечки этих компонентов достаточно для возгорания.
Недопонял, это какой ступени касается?
"В России надо жить долго.." (с)
"Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся.." (с)

LRV_75

Цитироватьus2-star пишет:
ЦитироватьУтечка из системы зажигания
Судя по циклограмме, примерно в это время настраивается система запуска двигателей на самовоспламеняющихся компонентах триэтилалюминий–триэтилборан. Утечки этих компонентов достаточно для возгорания.
Недопонял, это какой ступени касается?
Второй
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Alex_II

Цитироватьoby1 пишет:
Чёртова авария,теперь до конца года,как минимум, никакого шоу не
будет.
Думаю к ноябрю будет таки пуск с Ванденберга. Подождем, пока разберутся с аварией, там видно будет...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Alex_II

Цитироватьpkl пишет:
Наши инженеры и техники не в Америке живут.
И поэтому деньги им можно платить по минимуму - чтоб только с голоду не дохли? А они потом датчики на Протоне вверх тормашками ставят...
Цитироватьpkl пишет:
Чего? Вы с дуба упали? А МРКС?
А по ней что-то делается кроме красивых картинок?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Валерий Жилинский

Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьВалерий Жилинский пишет:
То есть вы хотите, чтобы отечественная индустрия работала по принципу "лишь бы подороже"?
А по поводу низкой з/п у Маска вы нашим инженерам и техникам расскажите.
Я хочу, чтобы отечественная индустрия работала по принципу "лишь бы качественно и в срок".
Я бы тоже этого хотел. Но в реальности мы часто наблюдаем ИБД.

Цитироватьpkl пишет:
Наши инженеры и техники не в Америке живут.
ЦитироватьИ, обратите внимание - Роскосмос в возне с многоразовостью никак не замечен. И что?
Чего? Вы с дуба упали? А МРКС?
Вот это как раз и есть яркий пример ИБД.
   
Но не в том смысле, что инженеры, разрабатывающие МРКС, занимаются имитацией бурной деятельности. Нет, они-то как раз работают всерьёз. А вот Роскосмос на эту работу выделил столько ресурсов, по сравнению с показушной активностью на строительстве Города Солнца" и созданием "ракеты Столетия" планами Лунной Базы в 2030 году, что становится очевидна их роль в этом спектакле - служить одним из фиговых листков, прикрывающих ИБД системы.

Max Andriyahov

ЦитироватьSpaceX Launch of Falcon 9, Second Flight COTS 1
На 1:02 возгорание в том же месте, где инициировался взрыв в этой миссии.

Блин, точно

Max Andriyahov

ЦитироватьТак что у вас там потекло то?  
ЦитироватьНапример - хладагент из системы термостатирования. Как вариант.

Старый

ЦитироватьMax Andriyahov пишет:
ЦитироватьТак что у вас там потекло то?
ЦитироватьНапример - хладагент из системы термостатирования. Как вариант.
В качестве хладагента - нитроглицерин? ;)
Хотя уже просто хадагент на Амосе - забавная версия. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер