О красоте технического решения

Автор carlos, 23.03.2005 18:20:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

carlos

И-и, какой хитрый дяденька! (с)
ЦитироватьСлучай 1. Конус, наполненный жидкостью, стоит на основании на горизонтальной поверхности. На конус действует осевая нагрузка, обусловленная весом.
Вы забыли осевую нагрузку от второй ступени, висящей на носике конуса .
Цитироватьиз цитаты Чертока следует то, что когда ракету проектировали, то о том, а как же ее запускать, сразу не подумали.
:) :)
Еще не все потеряно!

X

ЦитироватьИ-и, какой хитрый дяденька! (с)
ЦитироватьСлучай 1. Конус, наполненный жидкостью, стоит на основании на горизонтальной поверхности. На конус действует осевая нагрузка, обусловленная весом.
Вы забыли осевую нагрузку от второй ступени, висящей на носике конуса .

В полете эти носики конусов толкают вторую ступень вперед. Так что нагрузка примерно та же...

Цитировать
Цитироватьиз цитаты Чертока следует то, что когда ракету проектировали, то о том, а как же ее запускать, сразу не подумали.
:) :)

А вот мне не смешно. Ракета уже спроектирована, и тут начинается поиск вариантов, а как ее запускать: то ли на четыре стола сразу ставить, то ли подвешивать...

frost_ii

ЦитироватьА вот мне не смешно. Ракета уже спроектирована, и тут начинается поиск вариантов, а как ее запускать: то ли на четыре стола сразу ставить, то ли подвешивать...

Это ладно, а когда у изготовленной ракеты оказывается первая со второй ступени не собираются...

carlos

Цитировать
ЦитироватьВы забыли осевую нагрузку от второй ступени, висящей на носике конуса .
В полете эти носики конусов толкают вторую ступень вперед. Так что нагрузка примерно та же...
В полете - тяга первой ступени минус тяга второй ступени.

Вам не кажется, что пора завязывать? Ход нашей дискуссии уже можно прогнозировать на несколько дней вперед... :) Может, о чем-нибудь другом?

ЦитироватьА вот мне не смешно. Ракета уже спроектирована, и тут начинается поиск вариантов, а как ее запускать: то ли на четыре стола сразу ставить, то ли подвешивать...
Можно Веллеру предложить. Как сюжет для нового романа
Еще не все потеряно!

fagot

ЦитироватьГость писал(а):
Можно еще упомянуть РТ-23, установка которой на ж/д платформу потребовала применения ряда оригинальных конструкторских решений.

Секретных? :)
Очень :wink:  Надувной кончик головного обтекателя, раздвижные сопловые насадки 2-й и 3-й ступеней, аэродинамические рули на ГО для управления по крену на участках работы первых двух ступеней, заваливание ракеты перед запуском маршевого двигателя. И главное, без чего все остальное не работало бы, - дрын для отвода проводов контактной сети. :)

carlos

Про РТ-23:
ЦитироватьНадувной кончик головного обтекателя
Зачем?
Цитироватьаэродинамические рули на ГО для управления по крену на участках работы первых двух ступеней
А насчет места установки (на ГО) - грамотно! Кончается атмосфера, рули не нужны - но не нужен и ГО. Сбрасываем все вместе! Красота... Или это из других соображений?
Цитироватьзаваливание ракеты перед запуском маршевого двигателя
По телеку видал не раз. Но смысл сего действа так и не постиг... :(
Еще не все потеряно!

X

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВы забыли осевую нагрузку от второй ступени, висящей на носике конуса .
В полете эти носики конусов толкают вторую ступень вперед. Так что нагрузка примерно та же...
В полете - тяга первой ступени минус тяга второй ступени....

М-да, как все запущено...

Для оценки усилия, передаваемого носами боковых блоков на центральный в полете, не обязательно сопромат помнить, достаточно законов Ньютона.

Для случая ракеты из пяти блоков (центрального и четырех боковых), каждый из которых имеет двигатель с тягой F, масса центрального блока - M, а бокового - m, сила N, передаваемая носом бокового блока на центральный, есть

N=F*(1-5m/(4m+M))

(Вывод формулы предоставляется в качестве упражнения ;) )

Перед выключением первых ступеней, когда m<
Материал для численных оценок можно взять, например, у того же Уэйда: http://www.astronautix.com/lvs/r7.htm . Там указано, что тяга двигателей - около 100Т, а начальный вес центрального блока - также около 100Т.

Т.к. вес центрального блока при установке боковых на столы распределился бы между четырьмя боковухами, то нагрузка на стыковочный узел при "стоянии на столах" составила бы около 25Т, а в конце работы 1-х ступеней - около 100Т.

ЦитироватьВам не кажется, что пора завязывать?

Согласен. Ловить Вас на незнании школьной программы по физике - занятие не из самых интересных...

ЦитироватьМожно Веллеру предложить. Как сюжет для нового романа

При чем тут веллеры-шмеллеры? Черток все уже описал, и очень здорово...

Сергей Г.У.

А не подскажите ли, уважаемые фанаты и антифанаты семерки, мне ответ на такой совсем простой вопрос. Заодно чуток отвлечетесь от Р7. Вот мы все много много раз видели как взлетающий шаттл выполяет Roll Program. А зачем она вобще им нужна эта "програм"?  Тоже оригинальное техническое решение?

X

ЦитироватьА не подскажите ли, уважаемые фанаты и антифанаты семерки, мне ответ на такой совсем простой вопрос. Заодно чуток отвлечетесь от Р7. Вот мы все много много раз видели как взлетающий шаттл выполяет Roll Program. А зачем она вобще им нужна эта "програм"?  Тоже оригинальное техническое решение?

Имеется в виду поворот вокруг продольной оси?

Так это просто. Допустим, нам надо выводить шаттл в направлении на северо-восток. Т.е. на 45 градусов к северу от направления на восток. А стартовый комплекс (опять же допустим) построен так, что установленный на нем шаттл смотрит самолетом точно на восток.

После отрыва и подъема на высоту выше башни обслуживания шаттл начинает крутиться вокруг продольной оси, чтобы самолет смотрел на северо-восток (т.е. разворачивается на 45 градусов против часовой стрелки, если смотреть сверху), затем останавливает вращение и начинает заваливаться "на спину", самолетом вниз, на требуемый азимут.

Т.е. таким образом машина "ложится на курс".

Т.к. наклонения орбит - разные при разных запусках, то стартовый комплекс нельзя построить "с правильной ориентацией" на все случаи жизни, вот и приходится вертеться.

Более старые и более легкие ракеты (ту же семерку) вращают вокруг вертикальной оси до старта - вместе со стартовым устройством, чтобы повернуть ее на нужный азимут выведения. Причина - система управления (видимо, мало отличающаяся от СУ Фау-2), не умеющая делать разворот вокруг оси.

ДмитрийК

ЦитироватьВот мы все много много раз видели как взлетающий шаттл выполяет Roll Program. А зачем она вобще им нужна эта "програм"?  Тоже оригинальное техническое решение?
http://www.aerospaceweb.org/question/spacecraft/q0127a.shtml
http://www.faqs.org/faqs/space/schedule/
Причин несколько:
* Уменьшение динамических нагрузок на крылья.
* Облегчается маневр "возврат на базу" в случае неисправности (это ж блин какой должен быть маневр что его проще начинать кверх ногами)
* Антенны смотрят в сторону земли
* Экипаж видит в окна горизонт.
....и прочие отмазки :) На самом деле такой старт им достался в наследство от Сатурна-5 :)

X

ЦитироватьНа самом деле такой старт им достался в наследство от Сатурна-5 :)

На самом деле так взлетают все ракеты, которые стартуют с неповоротного стартового устройства: вначале вертикальный подъем и поворот вокруг продольной оси, чтобы лечь на требуемый азимут, потом - заваливание в плоскости выведения и наклонный разгон. Сатурн-5 - лишь один из примеров, хотя и хорошо описанный:

Public Affairs Officer - "We have cleared the tower. Tower clear at 13 seconds."
000:00:14 Borman: Roll and pitch program.
000:00:16 Collins: Roger.

(The Flight Plan calls for Frank to report to Mission Control the accomplishment of many of the events that occur during ascent. He has already reported lift-off and like many other commanders, has not reported the yaw maneuver. Frank does report the initiation of the roll and pitch program.)
(Clear of all the pad's ironwork, the rocket can safely rotate around its longitudinal axis by 17.876° from its launch roll angle of 90 ° to its flight azimuth of 72.124°. With the roll completed, it will begin pitching over to fly along this bearing with the crew in a heads-down attitude. All these maneuvers are pre-programmed - although the rocket's computer 'knows' where it is, it is not using that information to adjust its flight path. It will dumbly fly a precise set of maneuvers, known as the tilt sequence, until the second stage has taken over. This sequence has been computed to place as little sideways aerodynamic force on the vehicle as possible while it gets through the thicker atmosphere.)

Старт Аполлона-8, http://history.nasa.gov/ap08fj/01launch_ascent.htm .

Fakas

ЦитироватьПро РТ-23:
ЦитироватьНадувной кончик головного обтекателя
Зачем?
Наверно по весу и по длине получается лучше. По длине точно ограничения есть.
Цитироватьзаваливание ракеты перед запуском маршевого двигателя
По телеку видал не раз. Но смысл сего действа так и не постиг... :(
А это что бы рельсы и ПУ не сдуть.
Sapienti sat !

fagot

Ну вот, опередили :(
А рули если на цилиндрической части делать, то их раскладывать придется, что не очень удобно.

Дем

ЦитироватьА это что бы рельсы и ПУ не сдуть.
Остроумно, но глупо.
ПУ одноразовая по-определению. Да и рельсы жалеть, когда такие ракеты в дело пошли - какой смысл?
----------------------
Кстати - а на какой угол семёрку-протон доворачивают? Они же симметричные - 360 обеспечивать вроде не надо...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Fakas

Цитата: "Дем"
ЦитироватьА это что бы рельсы и ПУ не сдуть.
Остроумно, но глупо.
ПУ одноразовая по-определению. Да и рельсы жалеть, когда такие ракеты в дело пошли - какой смысл?

Угу, а учебные пуски ? А если одна ушла, снесла свой вагон а тот потянул за собой второй, кот-й еще не отработал ?
Sapienti sat !

carlos

ЦитироватьПУ одноразовая по-определению. Да и рельсы жалеть, когда такие ракеты в дело пошли - какой смысл?
Разве одноразовая? Без возможности перезарядки?
Еще не все потеряно!

fagot

ЦитироватьРазве одноразовая? Без возможности перезарядки?
Это только ТПК одноразовый, а ПУ - многоразовая, а зачем - Fakas уже ответил.

fagot

Дем, а по вашему и ШПУ одноразовые? И для чего по-вашему ракету склоняют перед запуском двигателя?

X

ЦитироватьМ-да, как все запущено...

....

(Вывод формулы предоставляется в качестве упражнения )

....

Согласен. Ловить Вас на незнании школьной программы по физике - занятие не из самых интересных...


Я совершенно не уверен, что оппонент знает законы Ньютона хуже. Это просто такой способ подать себя: оппонент мудак, законов Ньютона не помнит, а я весь в белом. В просторечии именуемый хамством.

hcube

Семерка вообще не крутится. Ее система управления это не позволяет, там только стабилизация есть по углу ;-). Вместо этого ее крутят вместе со стартом. Собственно, СУ которая будет уметь крутить РН на нужный азимут, будет только на Союзе-2. Из Куру точно будет летать такой, в котором СУ это умеет, бе в Куру старт будет некрутящийся ;-)
Звездной России - Быть!