О красоте технического решения

Автор carlos, 23.03.2005 18:20:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

carlos

Не секрет, что в технике (и в космонавтике в частности) нередко встречаются удивительные по своей красоте вещи. Здесь имеется в виду красота не эстетического плана, а красота технического решения. Классический пример - стартовый комплекс "семерки", когда ракета подвешена над стартовым столом за счет собственного веса. Или тонкостенный бак "Атласа" сохраняющий устойчивость благодаря избыточному внутреннему давлению. Газоструйные рули на первой ступени "Пионера". И многое другое. Предлагаю обсудить полет нетривиальной инженерной мысли.
Еще не все потеряно!

X

Цитировать...полет нетривиальной инженерной мысли
почему-то сразу вспонились свинцовые чушки в СА Союза :)

а если серьезно ,  большинство этих шедевров не от любви к суперкрасивым техническим решениям ,  а из-за необходимости решать поставленные задачи в жесткие сроки Вот и получались диковинные чудности. Потом-то , неспеша, делали ракетам уже  нормальные старты.

wolf

Действительно, в большинстве случаев все определялось жесткими временными и технологическими ограничениями. Это вполне объяснимо, но, к великому сожалению, до сих пор многие последствия таких "узких рамок" объясняются совершенно другими причинами. Например, двигатели Кузнецова для Н-1 были такой размерности (150 тонн) вовсе не из-за того, что это все, на что было способно это КБ. Просто технологические возможности советских предприятий не позволяли, как оказалось, выпускать в то время двигатели тягой в 300, а тем более 600 тонн. Вот и пришлось ставить 30 движков, да еще и КОРД в придачу.... Правда, Глушко, в свою очередь, постарался и вскоре сделал РД-270, но.... :(

Bell

Лично мне нравится такое техническое решение, как семейство РН Ангара.
1 относительно простой УРМ позволяет собирать 4+ РН различной грузоподъемности, которые покрывают все мыслимые потребности отечественной космонавтики.

Отдельный приз за блестящий маркетинг  :wink:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

carlos

ЦитироватьВот и получались диковинные чудности. Потом-то , неспеша, делали ракетам уже нормальные старты.
Вы серьезно? Да семерочный старт - это же поэма в железе! Вдумайтесь: заправленая ракета подвешена над стартом. Как только тяга маршевых двигателей становится равной весу изделия - противовесы "раскрывают тюльпан" и ракета уходит. Никакой сложной автоматики. Эх... Слов не хватает! (Ролик бы анимационный найти.) Полувековой опыт эксплуатации - лучшее подтверждение. И эта система еще нас переживет. Если барминский старт - "не нормальный" - значит семерка плохая ракета. У Вас хватит смелости для подобного утверждения?
 
ЦитироватьВот и пришлось ставить 30 движков, да еще и КОРД в придачу....
Ну это-то да... (про КОРД и 30 движков). Это пример того, как пытались выкрутиться от нищеты своей... В рамках темы скорее стоило бы потолковать о сферических подвесных(!) баках Н-1...
ЦитироватьЛично мне нравится такое техническое решение, как семейство РН Ангара.
Мне тоже. Только ведь все в проектах пока... Было уже подобное (11К55, Зенит, Энергия, Гроза, Вулкан... Delta-4 опять же) Вот только  не осталось бы и от "Ангар" в итоге минимального легкого варианта.
Еще не все потеряно!

VK

Цитироватьа если серьезно ,  большинство этих шедевров не от любви к суперкрасивым техническим решениям ,  а из-за необходимости решать поставленные задачи в жесткие сроки Вот и получались диковинные чудности. Потом-то , неспеша, делали ракетам уже  нормальные старты.
Надеюсь, Вы не про подвеску "семерки"? Это решение изумительно тем, что дает статически определимую схему нагружения, не создавая дополнительных усилий в конструкции при захолаживании и неравномерном сходе со стартовых креплений.

"Потом-то, не спеша", сделали "нормальный" старт "Энергии", где прочнистам пришлось на ушах стоять, чтобы решить вопросы прочности при заправке и сходе со стартовых шпилек.  :evil:

X

Еще можно было бы повосхищаться "Полюсом", точнее его запуском вперед ногами. Вот уж действительно нетривиальное решение. Только не сработало :)

X

Такой старт для семерки - не от хорошей жизни, а от требования максимальной ПН (почитайте "Авиация-космонавтика", статья Гладких). Что красивого в "семерке" - так это схема отделения и увода боковых блоков (без всяких дополнительных средств), и конструктивная схема (ни одного точеного шпангоута большого диаметра, не было тогда таких карусельных станков).
  Почему-то никто не говорит, что для "семерки" приходится держать в МИКе уйму народа для сборки и установки. Дешевая рабочая сила военных?

fagot

ЦитироватьКак только тяга маршевых двигателей становится равной весу изделия - противовесы "раскрывают тюльпан" и ракета уходит. Никакой сложной автоматики.
Бродяга считает, что все несколько сложнее :wink:

fagot

ЦитироватьТакой старт для семерки - не от хорошей жизни, а от требования максимальной ПН (почитайте "Авиация-космонавтика", статья Гладких)
Это в общем-то и так известно, Черток например о том же говорит. А номер журнала не подскажете?

wolf

ЦитироватьВ рамках темы скорее стоило бы потолковать о сферических подвесных(!) баках Н-1...
Сферические баки -- это отдельная песня. До какой степени это все же вынужденное решение? Встречал противоречащие друг другу утверждения. С одной стороны сферические баки Н-1 -- это, мол, предел по массе и прочности. С другой -- воспоминания Хрущева-младшего о мечтах Королева, который якобы хотел когда-то начать строить ракеты со стартовой массой в 6000 (!) тонн, 12000 (!!) тонн и даже 18000 (!!!???), утверждая, что это позволяет конструкция ракеты именно со сферическими баками, а американцы при этом безнадежно отстанут. Что-то с огромным трудом верится в такие планы. Хотя разрабатывались варианты Н-1 с грузоподъемностью что-то порядка до 250 тонн. Где здесь грань между физическими пределами и фантастикой? Акустические нагрузки и прочие проблемы при старте сверхракет я и не упоминаю... :)

Fakas

RL-10. Паровоз это что-то.
РД-253 изящно, просто в понимании, изготовлении и управлении.
Sapienti sat !

carlos

ЦитироватьСферические баки -- это отдельная песня.
Тут еще вот что интересно. Казалось бы, баки НЕнесущие навсегда ушли в прошлое еще во времена Р-2 - Р-5. Ан нет. Так чем же все-таки вызвано применение такого, казалось бы, архаизма на Н-1? Где-то в "Авиации и космонавтике" видел обоснование (давно, в нач. 90-х). Но сейчас не вспомнить, а до старых журналов не добраться...
Еще не все потеряно!

carlos

ЦитироватьЧто красивого в "семерке" - так это схема отделения и увода боковых блоков
Есть такое дело. Помнитсь, увидев "семерку" вблизи, больше всего был поражен тем, что боковушки передают усилие на центральный блок через одну точку.
Еще не все потеряно!

Николай Павловский

Система управления посадкой Е-6 ("автоматическое" построение направления вектора скорости). Тут, правда, скорее математическое, чем инженерное, решение.

Наддув баков впрыском второго компонента в Р-36.

ЦитироватьРД-253 изящно, просто в понимании, изготовлении и управлении.
А что в нем особенного по сравнению с другими движками замкнутой схемы?
Большому кораблю - малую тягу!

Лютич

ЦитироватьТак чем же все-таки вызвано применение такого, казалось бы, архаизма на Н-1?

Идеей фикс Мишина- управлением рассогласованием тяги двигателей, стоящих кольцом. Это потащило за собой все остальное - поскольку у нас не было технологии сварки несущих баков такого диаметра, который требовался к кольцу из 24 НК-9.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Николай Павловский

"привод" открытия панелей СБ на первых Марсах и Венерах.
открытие производилось заранее сжатыми пружинами, а вот расчековка - песня!- чека выдергивалась веревкой, привязанной к последней ступени, все происходило "само" при отделении АМС от РН.

Скафандры линейки "Орланов" - ранец-"дверь" в жесткой кирасе.
Большому кораблю - малую тягу!

carlos

ЦитироватьСистема управления посадкой Е-6 ("автоматическое" построение направления вектора скорости). Тут, правда, скорее математическое, чем инженерное, решение.
На Е-6 вообще вся система мягкой посадки (и надувной аммортизатор, и сам ПА - "неваляшка") достойны упоминания в данном контексте.
ЦитироватьНаддув баков впрыском второго компонента в Р-36
В смысле? Разве наддув производился не продуктами сгорания?
Еще не все потеряно!

carlos

Цитироватьа вот расчековка - песня!- чека выдергивалась веревкой, привязанной к последней ступени, все происходило "само" при отделении АМС от РН.
Да! Это пожалуй вне конкуренции!  :wink:
Еще не все потеряно!

X

Относительно силовой схемы Н-1 - все несколько сложнее. Нам читали в МАИ, и сопоставление схем Н-1 и Сатурн 5  приведено, если не ошибаюсь, в учебнике "Ракеты-носители". Если ракетный блок нагружен усилием сверху, при определенных условиях уже нельзя компенсировать  это наддувом бака (как на Атлас), и обечайка становится вафельной, чтобы не потерять устойчивость. Трудоемкость изготовления - очень высокая. У Н-1 разделены силовые наборы, воспринимающие нагрузки от компонентов и от верхних ступеней. Баки-шары - очень легкие, силовые панели - клепаная технологичная конструкция. Маловато места для подробного изложения, это тема для целой главы ("что общего между ракетой и сосиской?" ) :D  :D