Многоразовость как бизнес кейс

Автор Salo, 03.01.2016 16:13:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Виктор Кондрашов

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Оценка снизу.
Предположим стоимость пуска одноразовой РН 100 единиц. Из них, по оценкам Маска, 75 единиц - стоимость 1-й ступени. Предположим, первая многоразовая ступень может использоваться неограниченное количество раз, тогда в пределе ее стоимость стремится к 0. Тогда стоимость пуска в пределе составит 25 единиц, и снижение составит в 4 раза. И это предел, т.к. есть еще стоимость топлива, межполетного обслуживания и т.д.
Эти оценки - для Ф9. А если взять, например, ФХ? А если взять какую-нибудь будущую ракету с возвращаемой второй ступенью?

Дмитрий В.

ЦитироватьВиктор Кондрашов пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Оценка снизу.
Предположим стоимость пуска одноразовой РН 100 единиц. Из них, по оценкам Маска, 75 единиц - стоимость 1-й ступени. Предположим, первая многоразовая ступень может использоваться неограниченное количество раз, тогда в пределе ее стоимость стремится к 0. Тогда стоимость пуска в пределе составит 25 единиц, и снижение составит в 4 раза. И это предел, т.к. есть еще стоимость топлива, межполетного обслуживания и т.д.
Эти оценки - для Ф9. А если взять, например, ФХ? А если взять какую-нибудь будущую ракету с возвращаемой второй ступенью?
Для Хэви еще не вполне понятна схема спасения ЦБ и "цена вопроса".
Если полностью многоразовую, то при незначительном снижении затрат на пуск получим рост удельной стоимости выведения.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Apollo13

#562
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Для Хэви еще не вполне понятна схема спасения ЦБ и "цена вопроса".
Есть подозрение, что при запуске Хэви на ГПО спутника массой 7 т условия посадки ЦБ будут гораздо легче, чем при пуске обычным Фалконом-9 на пределе возможностей. О возврате ЦБ к месту старта ИМХО речи быть не может.

LRV_75

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Оценка снизу.
Предположим стоимость пуска одноразовой РН 100 единиц. Из них, по оценкам Маска, 75 единиц - стоимость 1-й ступени. Предположим, первая многоразовая ступень может использоваться неограниченное количество раз, тогда в пределе ее стоимость стремится к 0. Тогда стоимость пуска в пределе составит 25 единиц, и снижение составит в 4 раза. И это предел, т.к. есть еще стоимость топлива, межполетного обслуживания и т.д.
Спасибо.

Ну т.е. предел снижения (гипотетический) = 62/100*25 = $15,5 млн. 
Назовем это ДНО (в хорошем смысле этого слова   ;)  )
 
Итак, экспертные оценки стоимости запуска для многоразового Falcon-9 (оценки проведены в условиях неопределенности и отсутствия подтверждающей информации по многим параметрам оценки): 

LRV_75 - $49,9 млн
Georgea - $32,2 млн.
 
Дмитрий В.   - Стоимость пуска в пределе ( с учетом неограниченного использования и без учета стоимости топлива, межполетного обслуживания и т.д.) -  $15,5 млн. 

Еще будут экспертные оценки?

Еще предлагаю сделать оценки по срокам достижения данной цены   ;)  

LRV_75 - $49,9 млн не ранее 2019 года
Georgea  - $32,2 млн. срок ???
Дмитрий В.   - Стоимость пуска в пределе ( с учетом неограниченного использования и без учета стоимости топлива, межполетного обслуживания и т.д.) -  $15,5 млн.  срок ???
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Искандер

#564
$15.5млн это слишком грубая нижняя граница для F9 и тем более не нижняя граница для многоразовых РН.
Для F9 $62млн это не стоимость железа, это стоимость пуска. А 25% тогда нужно брать от стоимости именно железа, т.е. нижняя грань вообще не 15,5млн, а заметно больше Величина затрат на логистику, обслуживание, предпусковое и после пусковое обслуживание, ремонт и восстановление, услуги космодрома, вояк и утилизацию и т.д. сюда не входят. Для многоразовых систем эти затраты будут другими и не всегда и во всем больше, но в целом больше наверняка. Потом, разве F9 эталон? А кто сказал, что вторую ступень невозможно сделал многоразовой?
Короче, сделать вменяемую оценку многоразовой РН сейчас не имея достоверных данных, информации о ресурсе, износе двигателей, усталости материалов, состоянии теплозащитного покрытия, трудоемкости регламентных работ, а также о возможности улучшения этих параметров бессмысленно. Даже если рассматривать конкретно только F9. Вот сейчас много разговоров о трещинах в турбинах Мерлинов и мы не можем точно знать на сколько увеличит ресурс решение этой проблемы.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Georgea

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Оценка снизу.
Предположим стоимость пуска одноразовой РН 100 единиц. Из них, по оценкам Маска, 75 единиц - стоимость 1-й ступени. Предположим, первая многоразовая ступень может использоваться неограниченное количество раз, тогда в пределе ее стоимость стремится к 0. Тогда стоимость пуска в пределе составит 25 единиц, и снижение составит в 4 раза. И это предел, т.к. есть еще стоимость топлива, межполетного обслуживания и т.д.
Нет, потому что такое радикальное снижение цены вероятнее всего изменит рынок (сильно увеличит), а за ним изменит масштаб производства (и себестоимость) вторых ступеней и поделит в несколько раз все текущие накладные расходы на 1 пуск. То есть что именно будет - неизвестно; но если снижение себестоимости подойдет к 50% (при наличии широкого рынка и конкуренции) - то можно ожидать перестройку структуры производства и затрат, влекущие дополнительное снижение себестоимости.


ЦитироватьLRV_75 пишет:
Georgea - $32,2 млн. срок ???
При способности рынка покупать запуски SpaceX каждую неделю и наличии дееспособных конкурентов - лет через 5-10 после начала регулярных полетов ф/п ступеней. Но обязательно нужны дееспособные конкуренты, без них смысла ужиматься для Маска не будет.

Могу еще немного попрогнозировать:
    [/li]
  • Снижение стоимости в первых повторных запусках - 10-15% (ну, тут капитанство получается...)
  • Через 2-3 года - 20 - 30%.
  • Еще лет через 5-10 - под 50% и больше; но только при наличии конкуренции.

октоген

ЦитироватьВиктор Кондрашов пишет:
 Эти оценки - для Ф9. А если взять, например, ФХ? А если взять какую-нибудь будущую ракету с возвращаемой второй ступенью?
Я буду очень рад, если америкосы ввяжутся в многоразовость второй ступени. Не забывайте, что на каждый килограмм приращения массы второй ступени нужно увеличить массу первой минимум на 3 кг.   Т.е. многоразовость второй ступени=чистый убыток. Доказано дохлым шаттлом.

октоген

Господа, ваши расчеты дна не учитывают более высокой предполагаемой аварийности многоразовых систем.


ПМСМ вложение денег в одноразовый метановик открытого цикла тонн на 800 тяги более выгодно будет.

Дмитрий В.

#568
Цитироватьоктоген пишет:
Господа, ваши расчеты дна не учитывают более высокой предполагаемой аварийности многоразовых систем.


ПМСМ вложение денег в одноразовый метановик открытого цикла тонн на 800 тяги более выгодно будет.
А если учитывать все факторы, то это уже и не дно. Есть куча всяких вещей (стоимость РВР, аварии и т.п.) которые могут превратить многоразовость из бизнес-кейса в бизнес-фэйк. Или в бизнес-фэйл.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

avmich

Я пока осторожно соглашусь с LRV_75 в том, что данных маловато. Даже оценки снизу мне выглядят небесспорными - после работы над 2 ступенью вполне видны будут стимулы снижать стоимость разных накладных расходов. Или, например, аварийность - немало людей считают, что у проверенных, отработанных многоразовых систем аварийность должна быть меньше. И так далее.

Цена на рынке зависит не только от себестоимости, но и от активности конкурентов. Чем надо бы как раз заниматься уже вчера. Пока что есть Безос... и мало кто ещё.

Кубик

Отож стоны и плач про многоразовость у Маска..А у нас есть летающие ракеты , которые проектировались под это  или могут быть переделаны в многоразовые? Чего страдать? Стройте машину времени, отправляйтесь в те годы, когда, по-вашему, надо было всерьёз начинать, и.. :|
И бесы веруют... И - трепещут!

LRV_75

#571
Цитироватьavmich пишет:

Цена на рынке зависит не только от себестоимости, но и от активности конкурентов. Чем надо бы как раз заниматься уже вчера. Пока что есть Безос... и мало кто ещё.
Думаю, что вы ребята рано списываете со счетов Протон.
Если они переживут текущий факап и вернуться к пускам, то вполне будут конкурировать со SpaceX.
Если успешно проведут ближайший запуск в мае/июне, то могут выйти на 3-4 запуска в этом году (абсолютно не важно коммерция или госзаказ).
Тогда в 2018-2019 году могут выйти на свои привычные мощности по 10 запусков в год. Из них, например, 4-5 коммерческих.
Это будет хороший конкурент SpaceX.
К тому же Хруничев обозначил цену в $60 млн.
SpaceX снижает цену на 10% на re-used запуски, т.е. до $55 млн
При этом у Фалькона-9 текущий предел на ГПО 5,3 тонны. 
Маск сказал, что спутник 5,5 тонн полетит на Фалькон-Хэви. Только где и когда будет этот Фалькон-Хэви пока тоже вопрос.
С учетом того, что Протон на ГПО выводит до 6,3 тонны, то пока получается, что ТА САМАЯ цена за килограмм в космос у Протона и Фалькона-9 (даже при скидке 10%)  одинаковая.
Плюс, все что выше 5,3 тонны пока автоматом уходит на Протон, Ариан и Дельту-Хэви, ну и на Фалькон-Хэви, а он дороже в полтора раза Фалькон-9 (упс   ;)  )
А еще не забываем про Алтас-5, который в 2 раза дороже Фалькона-9, но и надежней, что важно для ВВС США.
А еще не забываем про очередь заказчиков SpaceX , которые могут и начать переходить к конкурентам как только будет для этого возможность.

В общем, имхо, предел многоразовости Фалькон-9 мы узнаем в ближайшие 2-3 года (к 2020-му году). Рынок заставит Маска нащупать этот предел, а мы посмотрим на результаты и сравним с этой темой   ;)  

Так что, господа, прошу добавлять ваши экспертные оценки   ;)
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Сергей

Лично я считаю, что конкурентам Маска особо опасаться снижения цен в связи с многоразовостью пока не стоит. Скидка за использование б/у первой ступени будет не более 10-15%, и б/у ступени Маск будет использовать в основном в своих пусках при создании собственной спутниковой группировки. Реально снижение цен на уровень порядка 20+-5% будет только на новых РН с метановыми движками. Сейчас опробован демонстратор с земной тягой порядка 100 т, потом планируется на примерно 300 т , причем схема газ-газ с максимальным УИ. Если получится как задумано и достаточно быстро, то Маск завоюет максимальную долю рынка пусковых услуг, да и марсианские планы получат материальное обеспечение. Если придется изменить схему на более простую, то на пятки наступает Безос. Оба варианта интересны, посмотрим у кого лучше получится.

avmich

Скидка на повторные будет такой, чтобы как раз успевать обслуживать всех желающих - конечно, с учётом себестоимости, но 10% тут не выглядят отлитыми в бетоне. Радует, что, похоже, ближайшие годы скучать не получится.

Что касается Протона - мне кажется, что зря сбрасывается со счетов как раз-таки Ангара-5.

LRV_75

#574
Цитироватьavmich пишет:
Что касается Протона - мне кажется, что зря сбрасывается со счетов как раз-таки Ангара-5.
Старый, выходи!   :D   http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum16/topic15832/message1618582/#message1618582
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Искандер

#575
Цитироватьоктоген
 
Я буду очень рад, если америкосы ввяжутся в многоразовость второй ступени. Не забывайте, что на каждый килограмм приращения массы второй ступени нужно увеличить массу первой минимум на 3 кг. Т.е. многоразовость второй ступени=чистый убыток. Доказано дохлым шаттлом.

А разве мало ПН с недогрузом идут? Поэтому точно также как есть одно- и многоразовый варианты первой ступени могут существовать и два варианта для второй.
Маск отказался от конструирования многоразовой второй скорее из-за того что возни там больше чем выгоды, а время - деньги. Хотя возни с парашютной посадкой с подхватом вертолетом ~4-5т ступени не должно быть много. Это не реактивная посадка.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Georgea

ЦитироватьИскандер пишет:

А разве мало ПН с недогрузом идут? Поэтому точно также как есть одно- и многоразовый варианты первой ступени могут существовать и два варианта для второй.
Маск отказался от конструирования многоразовой второй скорее из-за того что возни там больше чем выгоды, а время - деньги. Хотя возни с парашютной посадкой с подхватом вертолетом ~4-5т ступени не должно быть много. Это не реактивная посадка.
Много возни с многоразовой теплозащитой, как я понимаю.

Виктор Кондрашов

ЦитироватьLRV_75 пишет: ...
...
При этом у Фалькона-9 текущий предел на ГПО 5,3 тонны.
Маск сказал, что спутник 5,5 тонн полетит на Фалькон-Хэви. Только где и когда будет этот Фалькон-Хэви пока тоже вопрос.

И/или на Ф9 Блок 5. Который должен быть уже к концу года. И который им сделать явно проще, чем монстробразный ФХ (т.е. шанс, что она таки через 10-12 месяцев появится - весьма велик). :)

LRV_75

ЦитироватьВиктор Кондрашов пишет:
ЦитироватьLRV_75 пишет: ...
...
При этом у Фалькона-9 текущий предел на ГПО 5,3 тонны.
 Маск сказал, что спутник 5,5 тонн полетит на Фалькон-Хэви. Только где и когда будет этот Фалькон-Хэви пока тоже вопрос.

И/или на Ф9 Блок 5. Который должен быть уже к концу года. И который им сделать явно проще, чем монстробразный ФХ (т.е. шанс, что она таки через 10-12 месяцев появится - весьма велик).  :)
Хорошо. Замечание принимается
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

avmich

ЦитироватьLRV_75 пишет:
Цитироватьavmich пишет:
Что касается Протона - мне кажется, что зря сбрасывается со счетов как раз-таки Ангара-5 .
Старый, выходи!  :D  http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum16/topic15832/message1618582/#message1618582
Я так понимаю, основная претензия к Ангаре-5 сейчас - дороговизна по факту. Но, как и отсутствие запусков, это может быть улучшено дальнейшими усовершенствованиями и ростом производства. В этой теме это оффтоп, извиняюсь :) можно перейти в соответствующую.