Госкорпорация "Роскосмос"

Автор Liss, 20.12.2014 01:56:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

АниКей

Цитироватьkommersant.ru

  Газоборонзаказ – Газета Коммерсантъ № 85 (6079) от 17.05.2017
Иван Сафронов, Александра Джорджевич, Юрий Барсуков


Как стало известно "Ъ", 23 мая в научно-производственном объединении "Сатурн" в Рыбинске состоится совещание c участием вице-премьера Дмитрия Рогозина и главы "Газпрома" Алексея Миллера. Главная тема — загрузка мощностей Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) и двигателестроительных предприятий госкорпорации "Роскосмос" заказами оборудования и комплектующих для перекачки газа. По итогам планируется составить список предприятий, которые могут быть задействованы в программе.
Спойлер

О предстоящем совещании на "Сатурне" "Ъ" рассказали несколько топ-менеджеров предприятий оборонной промышленности и подтвердил собеседник в "Газпроме". По словам одного из них, вместе с господами Рогозиным и Миллером в Рыбинске высадится "руководящий десант" из ОДК и двигателестроительных предприятий "Роскосмоса" (в частности, речь идет об "Энергомаше", "Протоне-ПМ", "Искре", Воронежском механическом заводе и др.), представители которого доложат о том, как они попробуют помочь "Газпрому". То, что совещание стоит в повестке руководства ОДК, подтвердили "Ъ" в корпорации. "Мы рассчитываем рассмотреть вопросы, связанные с поставкой нашей продукции в интересах ТЭК по линии импортозамещения, обсудить комплексную долговременную программу сотрудничества с "Газпромом" и совместно определить возможность реализации инвестиционного контракта на поставку газотурбинных энергетических установок мощностью свыше 110МВт — ГТД-110М",— заявили "Ъ" в ОДК. В "Роскосмосе", "Газпроме" и аппарате Дмитрия Рогозина от комментариев вчера воздержались.
Необходимость загрузить двигателестроительные предприятия сторонними заказами остро встала после инцидента на Воронежском механическом заводе.
Тогда, напомним, был использован неверный припой в двигателях РД-0210/0211 и РД-0213/0214, устанавливающихся на вторую и третью ступень ракет-носителей "Протон-М" соответственно. В ходе разбора полетов выяснилось, что завод нуждается в срочной технологической модернизации, а его сотрудники — в повышении зарплаты. Имеющихся заказов не хватало, поэтому Дмитрий Рогозин в феврале поручил загрузить ВМЗ сторонними заказами со стороны энергетиков.
Теперь вопрос ставится гораздо шире — речь идет о целой двигателестроительной отрасли, говорит источник "Ъ" в оборонной промышленности. По словам собеседника "Ъ" в "Газпроме", на совещании речь может идти о закупках российских газоперекачивающих агрегатов (ГПА). Он подчеркнул, что их подавляющая часть и так российского производства. А зарубежные большой мощности, которые не производятся в России, "Газпром" в последнее время покупал только для экспортных морских газопроводов Nord Stream и "Турецкий поток". В то же время у монополии есть необходимость в замене деталей и обслуживании агрегатов украинского производства ("Зоря-Машпроект"), отношения с украинскими поставщиками прерваны с 2014 года. Наконец, наиболее современные ГПА "Ладога" мощностью 32 и 16 МВт, созданные в партнерстве и по лицензии GE Oil&Gas, которые активно закупаются "Газпромом", в том числе для "Силы Сибири", локализованы пока не полностью — GE поставляет для агрегатов камеры сгорания и лопатки турбин.
Участие в таком проекте выгодно "Газпрому" с точки зрения независимости от режима санкций, убежден высокопоставленный сотрудник аппарата правительства. Он напомнил, что именно санкции стали серьезной проблемой для ввода в Симферополе и Севастополе двух парогазовых ТЭС по 470 МВт каждая, которые должны были решить вопрос с энергоснабжением Крыма. Схема предполагала использование четырех больших газовых турбин — либо импортных, либо выпущенных по лицензии СП "Силовых машин" с Siemens в Петербурге (ГТЭ-160), но оба варианта упирались в западные санкции. По данным "Ъ", во время одного из совещаний Дмитрий Рогозин предлагал отказаться от варианта с иностранными газотурбинами, передав заказ ОДК: ее продукция обладала меньшей мощностью, но этот вопрос решался путем увеличения количества турбин. Однако против выступил вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий развитие Крыма. Надежды были связаны с закупкой турбин в Иране (переговоры ведет "Технопромэкспорт" — "дочка" госкорпорации "Ростех"), однако 12 апреля глава Минэнерго Александр Новак впервые публично признал проблемы с поставками оборудования для двух строящихся ТЭС в Крыму (см. "Ъ" от 13 апреля).
Есть для "Газпрома" и политические дивиденды, говорят кремлевские и правительственные чиновники: программа промышленного импортозамещения находится на особом контроле у Владимира Путина, по особо важным вопросам ему докладывают практически ежедневно. Отметим, что 25 апреля президент посещал "Сатурн", где дал старт испытаниям нового корабельного газотурбинного агрегата и провел совещание по импортозамещению, назвав его "принципиально важным для надежного обеспечения технологической независимости". По данным "Ъ", по итогам совещания господа Рогозин и Миллер определят список предприятий, возможности и компетенции которых подходят для выполнения заказов "Газпрома".
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#4121
Цитироватьtass.ru
 Генеральный директор НПО Лавочкина: все российские лунные миссии будут стартовать с космодрома Восточный

В начале апреля российское НПО Лавочкина, предприятие — разработчик лунных спутников, разгонных блоков "Фрегат" и аппарата для проекта "ЭкзоМарс", стало акционерным обществом. Об итогах работы предприятия, планах на этот год, проблемах с телескопом "Спектр-РГ" и полетах к Луне, Венере и Юпитеру рассказал в интервью ТАСС генеральный директор НПО Лавочкина Сергей Лемешевский.
Спойлер
— Как закончили 2016 год?
— Неплохо, выполнили все плановые экономические показатели. К сожалению, не сумели до конца решить проблемы прошлых лет, в частности закрыты не все этапы договоров с Роскосмосом. У нас есть просроченные обязательства по их выполнению.
Это произошло по двум причинам. Отчасти по вине самого предприятия, вторая причина — явное несовершенство законодательства, особенно 44-го закона (ФЗ №44 о госзакупках. —  Прим. ТАСС). Иностранцы очень удивляются, когда слышат, что нам предъявляют штрафные санкции за научный космос. Например, в рамках отношений Европейского космического агентства (ЕКА) с предприятиями по научным программам штрафных санкций не бывает.
Когда же случилась задержка по поставке немецкого телескопа eROSITA (позволит изучить скопления галактик, черные дыры и получить данные о природе темной материи. —  Прим. ТАСС) для проекта "Спектр-РГ" (российско-германская обсерватория для изучения Вселенной в рентгеновском диапазоне. —  Прим. ТАСС), то за это именно нам ГК "Роскосмос" предъявила огромные штрафы, в соответствии с действующим законодательством.
— И предприятие будет выплачивать эти штрафы?
— Нет, я думаю, что мы сумеем доказать в суде, что не могли отправить на орбиту космический аппарат без телескопа. Процедура будет такая: ГК "Роскосмос" предъявит нам иск, мы не соглашаемся, опротестовываем. Затем госкорпорация подает в суд, где мы будем доказывать, что в связи с несовершенством законодательства есть большие проблемы с области производства продукции для научного космоса.
— Сохраняется ли срок запуска космического аппарата "Спектр-РГ" в марте 2018 года?
— Мы составляем график пуска на сентябрь. В частности, необходимо перепрограммировать бортовой комплекс управления в связи с тем, что не все на телескопе eROSITA спроектировано так, как планировалось. Кроме того, необходимо будет проверить новое программное обеспечение. Поэтому срок запуска "Спектра-РГ" немного сдвинется.
— Произведена ли адаптация космического аппарата к ракете-носителю "Протон-М"? Учитывая перепроверку двигателей второй и третьей ступеней этой ракеты, нет ли опасений в надежности запуска  или в том, что он будет отложен?
— Мы не видим проблем, адаптация к "Протону" никак не скажется на аппарате. Более того, с точки зрения космического аппарата, баллистики его запуска и воздействия на него солнечных лучей использование именно "Протона" выгоднее и целесообразнее.
— Какие планы у НПО Лавочкина на этот год?
— План один: выполнить поставленные задачи — и в производстве, и в экономике предприятия. В частности, планируем увеличить выручку на 26% по сравнению с 2016 годом. Мы должны выйти на объемы в 17,2 млрд руб. по итогам года. Рост прибыли полагаем обеспечить за счет увеличения портфеля заказов. В 2014–2015 годах выручка НПО Лавочкина составляла 9 млрд руб., в 2016 году — 13,5 млрд руб. Задача номер один на этот год — отладить наши бизнес-процессы, не допускать срывов разработок. Большие планы по количеству запусков: семь разгонных блоков "Фрегат" выведут аппараты в космос в этом году.
— На каком этапе находится реализация российской лунной программы? Есть ли затруднения?
— Программа предусматривает запуск четырех аппаратов — "Луна-Глоб", "Луна-Ресурс" (орбитальный и посадочный), а также "Луна-Грунт". Но не до конца решены вопросы по ряду приборов для аппарата "Луна-Грунт". Еще уточняется участие европейских партнеров.

Что касается "Луны-Глоб" и "Луны-Ресурс" орбитального, то здесь решены все вопросы с международной кооперацией, но остались еще проблемы, связанные с дефицитом по массе и энергетике. Но мы понимаем, в каком направлении двигаться и как их решить.


— Есть ли трудности с получением электронно-компонентой базы для лунных аппаратов?
— Проблем нет.
— Определены ли сроки запуска миссии "Луна-Глоб"?
— Да, это конец 2019 года. Мы работаем с учетом этого срока. Изготовление аппарата уже идет полным ходом. Заключены все контракты, мы на финишной прямой по конструкторскому макету. Параллельно готовим тепловой макет.
— Откуда будет произведен запуск — с космодрома Восточный или с Байконура?
— Принято решение, что вся лунная программа будет начинаться с Восточного.
— Будет ли доставлен на Луну российский флаг или другой символ страны в рамках миссии "Луна-Глоб", поскольку она первая из четырех?
— Практически все космические посадочные аппараты НПО Лавочкина были с государственными символами — в металле. Думаю, что и этот тоже будет.
— Предусмотрен ли дублер (резервный спутник) у посадочного аппарата "Луна-Ресурс"?
— Мы не планируем делать резервный космический аппарат, потому что лунная программа построена так, что мы должны на примере "Луны-Глоб" отработать проблемы и вопросы, которые надо устранить уже перед запуском "Луны-Ресурс".
— К какому сроку могут быть созданы орбитальный и посадочный аппараты "Луна-Ресурс"?
— Если говорить о сроках, которые прописаны в Федеральной космической программе до 2025 года, то это 2020 и 2021 годы соответственно. Если говорить о целесообразности, то лучше сделать их в 2021 и в 2022 годах, потому что между орбитальным и посадочным аппаратами перерыв должен быть не больше года. Нужно проверить, как отработает "Луна-Глоб", учесть все проблемы, которые там могут накопиться в ходе миссии, и исправить их к запуску "Луны-Ресурс".
— Участвует ли НПО Лавочкина в научно-исследовательской работе "Луна-Луноход", предусматривающей выбор районов Луны для исследования с помощью луноходов ? С кем сотрудничаете по этому направлению?
— Да, участвуем и плотно контактируем с другими организациями, такими как ЦНИИмаш, НИИ "Трансмаш", ГЕОХИ РАН (Институт геохимии и аналитической химии имени В.И. Вернадского.  Прим. ТАСС).
— Есть ли планы по внесению этого проекта в следующую Федеральную космическую программу?
— Я считаю, что будущие планы должны быть скорректированы по итогам выполнения текущей Федеральной космической программы. Надо сначала выполнить нашу текущую лунную программу, а уже по ее итогам смотреть.
— Как идут работы по подготовке посадочной миссии "ЭкзоМарс"?
— Напряженно идут, в согласованном с европейцами графике. Сейчас мы пересчитываем, уточняем, исходя из тех проблем, которые были с первым посадочным модулем (от запущенного в 2016 году аппарата "ЭкзоМарс-2016" отделился модуль — демонстратор технологий "Скиапарелли", который разбился при посадке на Марс. —  Прим. ТАСС).
Мы работаем в команде и внимательно смотрим на тот опыт — пусть и негативный, но поучительный, — чтобы не повторить. Сейчас все прорабатываем, исходя из телеметрии, которая была получена при неудачной посадке первого модуля в 2016 году. Перепроверяем свой же перерасчет, чтобы понять: надо ли дорабатывать наш десантный модуль, или нет. И если надо, то как, в чем конкретно.
— Российская межпланетная станция "Бумеранг" должна будет доставить около 600 граммов грунта с Фобоса, спутника Марса, то есть выполнить задачу, с которой в 2011 году не справился КА "Фобос-Грунт". Удалось ли заручиться поддержкой иностранных партнеров для его реализации? Или можем самостоятельно выполнить эту программу?
— Я бы по-другому сформулировал этот вопрос: будут ли на этом аппарате установлены иностранные приборы? Любой проект, который делается в рамках Федеральной космической программы, самостоятелен. Мы можем осуществить этот проект и сами, но это нецелесообразно, поскольку гораздо лучше, да и дешевле, объединять усилия.
— Сохраняются ли сроки запуска в 2024 году, как было заявлено ранее?
— Я думаю, сроки сдвинутся. Как вы знаете, в 2017–2019 годах финансирование по многим проектам Федеральной космической программы будет урезано: произошел секвестр бюджета ФКП. К тому же пока не ясно, что произойдет с финансированием в 2020–2022 годах. Поэтому в проекте "Бумеранг" все будет зависеть только от выделения средств.
— Будет ли НПО им. Лавочкина продолжать участвовать в проекте "Венера-Д", одной из задач которого является поиск следов жизни из прошлого или существующей сегодня в неблагоприятных условиях Венеры? Если да, то какие задачи будет выполнять предприятие в рамках этой миссии?
— Это зависит от того, что будет прописано в Федеральной космической программе после 2025 года. Пока мы участвуем в переговорах с NASA, совместно с Институтом космических исследований (ИКИ) РАН прорабатываем облик аппарата. Недавно составили инженерную записку по его облику. В проекте обязательно будем участвовать. Что касается задач, то мы будем создавать сам аппарат, у нас большой опыт в разработке научных аппаратов для изучения Венеры, а научные приборы, скорее всего, будут от ИКИ РАН.
— Согласно информации на сайте НПО Лавочкина, запуск миссии "Лаплас" к Юпитеру планируется на 2026 год. А сейчас какие-то предпроектные или иные работы по этому проекту ведутся?
— Контракт заключен, работы начались. В данный момент мы разрабатываем техническое предложение. (Одной из главных задач российской миссии "Лаплас" является поиск признаков жизни на спутнике Юпитера Ганимеде. —  Прим. ТАСС).
— Предусматривается ли международное сотрудничество по "Лапласу"?
— Пока рано об этом говорить. Техническое предложение — это даже не эскизный проект. На этом этапе мы делаем только предложение по облику, по подходам.
Я убежден, что любой научный космический аппарат должен предполагать международную кооперацию.
— Продолжает ли работу аппарат "Электро-Л" №1, или он полностью вышел из строя в прошлом году?
— Шансы, что он продолжит работу, есть, но они невелики.
— Когда может состояться запуск нового аппарата серии "Электро-Л"?
— Наши контрагенты, к сожалению, задержали сроки поставки научной аппаратуры. Исходя из новых условий и сроков поставки, мы планируем запуск в октябре 2018 года. Это комплекс научных приборов для исследования воздействия Солнца, электромагнитного излучения.
— Состоится ли в 2018 году запуск спутника в рамках проекта "Арктика"?
— Ситуация с "Электро-Л" и "Арктикой" полностью идентична. "Арктика" тоже сдвигается, но на начало 2019 года.
— В чем принципиальное отличие этих аппаратов?
— Они не абсолютно идентичны, но принципиальных отличий нет. У них разные орбиты: "Электро-Л" работает на геостационарной орбите, а для "Арктики" нужна высокоэллиптическая орбита с наклоном 64,5 градуса.
(Спутники серии "Электро-Л" и "Арктика" нужны для мониторинга погоды и климата, анализа условий для полета авиации, чрезвычайных ситуаций.  Также аппараты "Арктика" будут вести экологический контроль окружающей среды в Арктическом регионе. —  Прим. ТАСС).
Беседовал Алексей Песляк
 
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

PIN

ЦитироватьАниКей пишет:
Например, в рамках отношений Европейского космического агентства (ЕКА) с предприятиями по научным программам штрафных санкций не бывает.
Подскажите г-ну Лемешевскому, что это не так. 

General Clauses and Conditions for ESA Contracts - см. приложение 3.
Подробности и практика применения штрафов - см., например "Contracting for Space: Contract Practice in the European Space Sector", стр 176-177

Новый

Цитировать... мы сумеем доказать в суде, что не могли отправить на орбиту космический аппарат без телескопа. Процедура будет такая: ГК "Роскосмос" предъявит нам иск, мы не соглашаемся, опротестовываем. Затем госкорпорация подает в суд, где мы будем доказывать, что в связи с несовершенством законодательства есть большие проблемы с области производства продукции для научного космоса.
Феерично! Просто высший пилотаж управления отраслью и наглядная демонстрация того, "во что уходит весь пар".

НПОЛ не может напрямую убедить ГК "Роскосмос" в том, что претензии необоснованны, хотя это совершенно очевидно. Т.е. Лемешевский не может за 7 минут объяснить Комарову, что Спектр-РГ без телескопа не имеет никакого смысла.

Для этого нужно: загрузить работой юридические службы НПО и ГК, заплатить госпошлины, подать в суд, подождать назначения заседания, посудиться пол года - год, получить судебное решение и... не платить штраф.

АниКей

#4124
ЦитироватьВ этом году на Петербургском экономическом форуме корпорация «Роскосмос» выставит уникальный стенд, стоимость которого составляет практически 13 миллионов рублей.

 
 
Один стенд "Роскосмоса" на ПМЭФ будет стоить около 13 млн рублей
  ФБА "Экономика Сегодня"
 
 Высота экспозиции составит не менее 4 метров, и на ней будут представлены макеты как последних разработок ракетно-космической корпорации «Энергия» имени Королева, так и первого искусственного спутника Земли, модель Международной космической станции в масштабе 1:50.
Среди самых интересных новинок – многоразовый пилотируемый космический корабль, который пока находится только в разработке. Данный российский корабль – совершенно новый вид космической техники, который вызывает повышенный интерес со стороны других «космических» держав. Вес макета, выполненного из фанеры, превысит 100 килограммов.
 https://rueconomics.ru/247613-roskosmos-tolko-na-odin-stend-na-peterburgskii-ekonomicheskii-forum-potratit-bolee-12-mln
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьРоскосмос опубликовал фото Восточного с борта МКС
Амурская область, 17 мая, ИА «Порт Амур». Портфолио космодрома Восточный пополнилось фотографией с необычного ракурса — теперь взглянуть на космическую гавань России можно из космоса.
 
 «Космонавт Роскосмоса Олег Новицкий сфотографировал с борта Международной космической станции космодром Восточный. Стартовый комплекс, с которого в апреле прошлого года был осуществлен первый пуск, находится слева, а в центре — монтажно-испытательные корпуса для подготовки наших ракет-носителей к предстоящим стартам. На фото также видно, что все площадки космодрома соединены железной дорогой, по которой происходит транспортировка ракет», — сообщается на официальном аккаунте Роскосмоса в соцсетях.
 
 
 
 На страничке автора фото много различных фотографий городов, рек, гор и, конечно же, космоса.
 
 А вот и сам Олег Новицкий на борту Международной космической станции.
 
 
 
 Напомним, ранее другой космонавт Сергей Рыжиков сделал фотографии ночного Благовещенска. Многие пользователи отметили, что он очень яркий. А кто-то даже заметил, что очертаниями он напоминает жирафика. 
 
 
 Фото: instagram.com
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

mihalchuk

ЦитироватьНовый пишет:
Цитировать... мы сумеем доказать в суде, что не могли отправить на орбиту космический аппарат без телескопа. Процедура будет такая: ГК "Роскосмос" предъявит нам иск, мы не соглашаемся, опротестовываем. Затем госкорпорация подает в суд, где мы будем доказывать, что в связи с несовершенством законодательства есть большие проблемы с области производства продукции для научного космоса.
Феерично! Просто высший пилотаж управления отраслью и наглядная демонстрация того, "во что уходит весь пар".

НПОЛ не может напрямую убедить ГК "Роскосмос" в том, что претензии необоснованны, хотя это совершенно очевидно. Т.е. Лемешевский не может за 7 минут объяснить Комарову, что Спектр-РГ без телескопа не имеет никакого смысла.

Для этого нужно: загрузить работой юридические службы НПО и ГК, заплатить госпошлины, подать в суд, подождать назначения заседания, посудиться пол года - год, получить судебное решение и... не платить штраф.
Тут объяснения с глазу на глаз бесполезны. Нужно составить правильную бумагу, и отправить её в юридический отдел Роскосмоса. Даже юристом быть необязательно, чтобы это сделать. Но действительно феерично.

АниКей

Цитироватьnovayagazeta.ru
 «Маск — это прежде всего про деньги». Мнение члена-корреспондента Российской Академии космонавтики


В № 37 от 10 апреля 2017 года Сергей Кричевский, доктор философских наук и космонавт-испытатель, изложил свой взгляд на развитие мировой и отечественной космонавтики, в том числе комментируя успешную демонстрацию технологии возвращаемой ступени ракеты носителя Falcon 9 Илона Маска.
Сегодня мы публикуем рассказ, раскрывающий в сравнении детали экономики космической индустрии разных стран. Это во многом альтернативный общепринятому взгляд Андрея Ионина, кандидата технических наук и члена-корреспондента Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.
— Для меня и коллег по отрасли повторное использование 31 марта первой ступени Falcon 9 — повод для трезвых размышлений. Предстоит решить целый ряд проблем, которые должно поставить перед отраслью экспертное сообщество. Хотя в России и мире уровень аналитики, призванной осмыслить прошлое и предсказать будущее в космической индустрии, снизился в последние годы почти катастрофически.
Аналитика в мире вообще во многом теперь сродни карнавалу масок. Она приобрела черты сиюминутности, грешит субъективностью и ангажированностью, ее сводят к «лайкам» и «твитам». Характерный пример — некритичная реакция мировых СМИ и экспертов на заявления Маска о том, что он совершил в марте революцию в космонавтике.
Спойлер
Из истории космических технологий понятно, что сам запуск — совсем не революция. Но теперь такие заявления уже и экспертами простодушно принимаются за чистую монету. Обвинять Маска в PR своего бизнеса, конечно, нельзя. Но и относиться некритично к его высказываниям специалистам непростительно.
Тихая революция
Надо понимать, что такое сам этот феномен — Илон Маск. Он, безусловно, визионер, гениальный менеджер, человек с высочайшей мотивацией и оригинальными идеями. Но, в первую очередь, бизнесмен.
Маск — мировой чемпион по привлечению денег в свои проекты, «царь Мидас» в мире инноваций: все, что он говорит, воспринимается практически без критики и превращается в огромные инвестиции в его проекты или даже в проекты, которые он просто поддержал.
Фото: EPA/JEROME FAVRE
Основа его бизнеса — автомобилестроительная компания Tesla. Связь между словами о революции в космонавтике (их бесплатно тиражировали все мировые СМИ) и резким скачком стоимости принадлежащих ему акций Tesla нельзя не замечать. Вслед за этой глобальной PR-кампанией стоимость Tesla сначала обогнала стоимость компании Ford, а через неделю и General Motors. Сегодня по рыночной стоимости Tesla — самая дорогая автомобильная компания США. При том что она «планово убыточная», серьезно зависит от дотаций правительства, налоговых льгот на электромобили и производит в 100 раз меньше машин, чем GM.
Справка «Новой»
За всю 10-летнюю историю существования компания Tesla ни одного года не была прибыльной. Прошлый год она закончила с чистым убытком $675 млн, а GM — с прибылью $9,43 млрд.


Но переворот в космонавтике Маск действительно совершил, хотя не 31 марта, а гораздо раньше. С 50-х годов ракетостроение и космонавтика в СССР и США развивались в условиях жесточайшего цейтнота времени и неограниченного финансирования. Вопрос для обеих стран стоял о выживании в возможной мировой войне. Ресурсы не экономили, задачи решали очень быстро. Надо было построить завод — строили, надо было создать институт — создавали. В результате в обеих странах сложилась индустрия, выпускавшая единичную уникальную продукцию в кооперации с огромным числом предприятий.
Разработчикам ракет постоянно не хватало массы выводимого груза, стояла главная задача: дальше — больше. Это достигалось новыми, все более изощренными техническими решениями на пределе возможного: из техники выжимали все. Это резко увеличивало стоимость любой «гайки». Это важнейшие причины, по которым космическая техника стоила и стоит дорого. Такая производственная модель просуществовала до наших дней.
Менялись технологии, свершилась цифровая революция, но все это мало влияло на глобальную отрасль. И через 50 лет Маск впервые подошел к этому вопросу как бизнесмен. Он заявил, что ракеты должны быть дешевыми: «Надо мной не довлеют сроки и военные задачи — будем делать дешево!»
Революцию он совершил, предложив новую производственную модель в ракетостроении, когда создавал еще Falcon 1. Его девиз «Все, что могу — делаю сам. Все, что не могу — беру на рынке». Маск кардинально сократил кооперацию, это сразу резко снизило стоимость ракеты. Везде, где возможно, он использовал готовые «дешевые» решения из других отраслей.
В результате в США, где очень высокие зарплаты и страховки, цены на материалы, он смог сделать ракету в 3-4 раза дешевле, чем у американских конкурентов. И даже дешевле российских ракет. Это и была подлинная революция.
Для сравнения: технологии многоразового использования, со слов самого Маска, позволят снизить стоимость запуска «всего лишь» на 30%. И то, если все пойдет как надо. Если недавно купившая плавучий космодром Sea Launch компания Владислава Филева S7 засучит рукава и использует бизнес-подход к космонавтике, как у Маска, то в будущем тоже может добиться похожего результата.
«Space Shuttle» — уникальный по технической сложности проект, в котором сконцентрировался весь 20-летний опыт, знания и надежды великой команды, создавшей американскую космонавтику. Ракета Маска технологически неизмеримо проще, хотя и сделана через 30 лет. Но и многократно дешевле за счет этого. Понятно желание конструкторов и инженеров отрасли во всем мире решать все более сложные задачи, создавать уникальные аппараты. Но это романтическое и технократическое мышление прямо противоречит бизнес-логике рынка запусков.
Нам надо учитывать это объективное противоречие и переходить от слов о дешевой ракете к делу. Вот так и об «Ангаре» в середине 1990-х произносились абсолютно правильные слова: «за счет унифицированных блоков и модульной конструкции мы сможем снизить стоимость ракеты». Но в ходе разработки возобладали сложные технические решения, потому что инженерам они интереснее. А вот Маск выбрал самые дешевые.
Космические бюджеты
Пока неясно, насколько «частная космонавтика» и космические проекты Илона Маска могут существовать без постоянной подпитки со стороны государства. Не секрет, что и коммерческие пуски европейской ракеты «Ариан-5» сидят на прямой бюджетной дотации. Американские «Боинг» и «Локхид» не раз подавали в суды на «неравные условия конкуренции».
Но главная поддержка национальных космических компаний осуществляется за счет государственных, в том числе оборонных, заказов, которые распределяются «вне рынка». А государственный заказ — это более 80% мирового ракетного и космического производства.
Все ракеты компаний «Боинг» и «Локхид» были созданы за счет госзаказа. Представьте, что на деньги инвесторов вы построили завод, но всю его продукцию считаете своим доходом, а инвесторам сказали: «Большое спасибо». Но именно так и развивалась космонавтика всех стран, создав на госденьги производство, технологии и изделия, потом оказавшиеся на рынке.
Это невероятная ситуация для любого «нормального» бизнеса. 70% государственных средств в космосе — деньги США, и быстрее всех «расслабились» именно американские компании. Неудивительно, что в середине 2000-х «Боинг» и «Локхид» ушли с рынка запусков — цены их ракет стали много выше, чем у конкурентов. Поэтому на 10 лет настало время нашего «Протона» и европейского «Ариан-5».
Но, в отличие от «Роскосмоса» или китайских космических корпораций, у «Боинг» и «Локхид» космос — всего лишь 10% от всего бизнеса. Для них уход с высококонкурентного рынка запусков не катастрофа, а оптимизация: им хватает государственных заказов по линии НАСА и Пентагона.
Стоимость запуска складывается из стоимости ракеты, затрат на страхование, подготовку и проведение запуска, дохода организующей рыночный процесс компании-оператора. Для каждой из ракет известны лишь индикативные цены. Они могут меняться в зависимости от соотношения спроса и предложения, но стоимость конкретного запуска — это всегда коммерческая тайна.
Falcon 9. Фото: EPA/SPACEX
Маск объявил индикативную цену на свой Фалькон 9 — 65—70 млн долларов. Однако год назад он получил лицензии на запуски в интересах Пентагона и НАСА. И из данных о прибылях и убытках SpaceX за последние годы можно сделать вывод, что государству-то он продает свои ракеты по $90 млн — на 50% дороже, чем на коммерческом рынке. Вот так себя ведет первый по-настоящему крупный бизнесмен в космосе.
В логике бизнеса и прибыли мы и должны рассматривать все его действия. Наша стратегическая задача — развитие. В разворачивающейся на наших глазах конкурентной борьбе в космонавтике мы должны думать о создании новой ракеты, с самого начала следуя логике коммерции.
Россия не должна повторять за Маском — так мы обречем себя на роль догоняющих, а на дворе — время «великого перелома». Например, спутники всегда были существенно дороже ракет. И речь не об уникальных военных спутниках, а обо всех. Сегодня, как и 20 лет назад, спутник связи для геостационарной орбиты стоит $150-300 млн за штуку, а его запуск — $100 млн. Это соотношение всегда было таким на рынке запусков.
Но ракеты замерли на уровне стоимости 1990-х, а быстрое развитие микроэлектроники удешевило спутники в разы. Появились легкие микроспутники, наноспутники и даже пикоспутники (массой до 1 кг). Если недавно спутник дистанционного зондирования высокого разрешения массой 150 кг стоил $30 млн, то сегодня уже $15 млн, а через несколько лет производители обещают продавать их по $5 млн.
Справка «Новой»
Mitsubishi Electric объявила о строительстве нового цеха по производству спутников в городе Камакура, Япония. Это позволит одновременно работать над изготовлением 18 спутников.


Планируется создание грандиозной группировки космического интернета OneWеb из 700 спутников на орбите 750 км. Создатели системы утверждают, что их спутники с массой 150 кг будут стоить уже по $0,5 млн. Даже если ракета Маска выведет в одном запуске 20 таких спутников, их общая стоимость будет $10 млн, а сама она даже при снижении стоимости за счет возвращаемых ступеней на 30% не будет дешевле $45 млн. Пропорция становится обратной: запуск в пять раз дороже полезного груза. Получается, что уже буквально завтра нам нужна ракета индикативной стоимостью $10 млн. И это уже не Falcon 9, тем более не «Протон», «Ангара», Ariane-5 или Delta-4.
Неизвестно, будет ли группировка OneWeb создана в заявленном составе, будет ли она коммерчески выгодна, учитывая историю первоначального банкротства так и не ставшей массовой системы «Иридиум» — предыдущего начинания в области массовой космической связи. Кстати, концепция нашей аналогичной системы «Гонец» скоро должна быть полностью изменена под современные технологические и рыночные возможности.
В процессе преобразований нельзя забывать, что технологии чаще рождаются в небольших компаниях, даже в стартапах (в крупных — новшества далее дорабатываются до требований массового производства и капитализируются). И России такие компании тоже необходимы.
Сейчас у нас вновь обсуждают проект многоразовой первой ступени «Байкал» с поворотным крылом, раскрываемым хвостовым оперением и шасси. Хотя специалисты всегда понимали, что существенного снижения стоимости запуска эта схема сама по себе не даст — те же 30% (не более), как и в схеме Маска.
Мне посчастливилось — я знаком с Юрием Кузнецовым, разработавшим эту идею в своей докторской диссертации. Это, на мой взгляд, гениальная разработка с точки зрения техники. Но со снижением стоимости тут не все так хорошо. Возвращая первую ступень, вы спасаете, главным образом, двигатель, это около 30% стоимости всей ракеты. Но, как и у Маска, вы должны создать запас топлива на возвращение, увеличить массу конструкции за счет крыла, шасси, оперения, органов управления.
Это уменьшит массу выводимого на орбиту груза примерно на одну пятую. То есть одноразовая ракета выведет условно 10 тонн, а возвращаемая — 8. И недаром Илон Маск скрывает эту разницу, это важный параметр для оценки эффективности и дальнейших коммерческих перспектив всего его проекта. В случае с Falcon 9 я грубо оцениваю снижение полезной нагрузки в те же 20%.
Но и это не все. Вы не можете привезти спасенную ступень сразу на старт. Необходимо провести дефектацию — способна ли она на повторный полет? А это не такие уж маленькие затраты. Например, принцип повторного использования (до сотни запусков на один корабль) как важнейший фактор снижения затрат в проекте Space Shuttle считался неоспоримым. Ведь там не только сам корабль, но и боковые твердотопливные ускорители первой ступени тоже возвращались и повторно использовались — Маск тут вовсе не пионер!
Но все ответственные процедуры проверки и восстановления корабля перед повторным запуском с людьми привели к тому, что стоимость запуска не уменьшилась, а выросла! На этом примере видно, что многоразовость сама по себе не дает преимуществ, дьявол в деталях. И Маск сейчас скрывает от экспертного сообщества сумму, которую он потратил на все процедуры проверки и доведения отработавшей ступени заново до стартовой готовности.
Фото: EPA/GARY I ROTHSTEIN
Наконец, надо учитывать «эффект масштаба», который действует и в космической отрасли — чем больше ракет вы производите, тем каждая дешевле. Основные мощности уже построены, если Маск начнет на них производить вместо дюжины ракет в год только две, зато возвращаемые, они при том же количестве рабочих площадей, оборудования и персонала неизбежно станут дороже.
Мои коллеги в России, зарубежные специалисты, конечно, обсуждают эти три фактора увеличения стоимости ракет с возвращаемыми ступенями. Логика всем технарям понятна. Это красиво решенная сложнейшая техническая задача, давшая сильную мотивацию, позволяющую мобилизовать коллектив. Но сама идея коммерческого успеха таких многоразовых систем у специалистов пока под сомнением и весьма обоснованным.
Отказ «Airbus» и руководителей европейской космической индустрии от давних планов создания многоразовых систем порожден именно этой логикой. Хотя в последнее время и они поддаются популистским требованиям «...сделать, как у Маска».
При этом Маск пока не создал новых рынков, не нашел новых заказчиков, бурного роста количества запусков пока нет. Сегодня в год во всем мире менее сотни запусков. Была бы тысяча, все сомнения отпали бы. Ракет мы можем (по выражению Хрущева) наделать «как сосисок». А что на них запускать? И Маск пытается сам найти способ расширить рынок запусков для своих ракет. Например, подал патент на создание системы связи из 5000 спутников!
Сценарии для России
К такому повороту должны готовиться и мы. Но у ракеты всего две характеристики, которые волнуют потребителя: надежность и цена. Парадокс ракетостроения в том, что чем старше ракета, тем — при прочих равных — выше ее надежность и ниже цена. Ведь все давно отработано и отлажено. Ракеты «Союз» отработаны настолько, что с ними очень трудно конкурировать в их нише. Если задача десятилетиями не меняется, зачем тратить огромные средства на разработку все новых и новых систем?
Но подходы в космонавтике все же меняются, это связано с лоббистской деятельностью корпораций, требующих новых контрактов и многомиллиардных программ развития. Лоббистские возможности «Локхид» и «Боинг» грандиозны, рядом с ними лоббисты «Роскосмоса», выбивающие свои деньги в бюджете, смотрятся очень скромно (вспомним недавнюю историю с Федеральной космической программой до 2025 года, которая «усохла» с 3 трлн до 1,4 трлн рублей).
Да и в России все хотят производить новое, на предприятиях об этом в голос говорят. Планы есть, и я не вижу среди руководства отрасли ретроградов, держащихся за старые системы и технологии. Но ключевой вопрос: в какой модели отрасли будет создано новое поколение нашей космической техники?
Фото: EPA/PAUL BUCK
Космические ракеты — не боевые. Тут ключевой фактор «надежность». Надо с максимальной вероятностью вывести дорогой спутник на орбиту. Именно поэтому космические ракеты так тщательно готовят к старту. Мировой рекорд принадлежит американской ракете «Титан 4», которую готовили на старте полтора года!
А когда проектируют ракету для запуска людей (в России это ракета «Феникс»), главное уже не просто вероятность выведения, а вероятность спасения экипажа на всех этапах полета. И пусть Space Shuttle — надежное (за 30 лет в 135 пусках всего 2 аварии) и гениальное техническое решение. Но каждая авария привела к гибели всего экипажа. Это перечеркивает все.
А за 50 лет запусков ракет «Союз» с пилотируемыми кораблями были аварии и на старте, и на участке выведения, но к жертвам они не приводили. И какая ракета больше подходит именно для запуска людей, а не для работы на рынке?
[свернуть]
Конечно, я верю в будущее нашей космонавтики. Хотя, первоочередная задача команды «Роскосмоса» сейчас другая — оздоровление и реформирование отрасли. Она тяжело больна, и никто этого не скрывает. Помимо оптимизации структуры, стандартизации, восстановления системы контроля качества надо решить и острую кадровую проблему.
Если мы хотим, чтобы космонавтика как объединяющий народы России политический и технологический проект жила, нам необходим не просто рост экономики. Космическая отрасль в одиночку не может решить проблему перекоса в социальных приоритетах, когда к инженерам у нас относятся, как к людям второго сорта. Про отношение к рабочим специальностям и говорить не хочется. Конечно, на дворе уже не 90-е годы, когда слова «инженер» и «неудачник» были синонимами. Но движение тут у нас в стране очень медленное.
Для меня создание госкорпорации и начало реформы отрасли — в целом, позитивная новость. Я, возможно, не во всем согласен с окончательной конфигурацией, но рад, что это наконец состоялось. Начинать реформирование надо было еще в 90-е годы. Но не было ни денег, ни политической воли. К сожалению, реформа не произошла и в двухтысячных, хотя и политическая воля, и деньги уже были. На мой взгляд, руководство страны слишком доверилось самой отрасли.
Решили, что достаточно выделить деньги, а эти умные люди «из космоса» сами себя реформируют. В результате мы начинаем реформу на четверть века позже США и Евросоюза. Ведь до 90-х годов там, как и у нас, космические отрасли насчитывали десятки головных предприятий. В конце 80-х начался процесс укрупнения, приведший к созданию в США двух, а в ЕС полутора многопрофильных авиационно-космических холдингов. Мы этого не сделали, и потому до сих пор проигрываем в эффективности.
Поскольку экономика России почти в десять раз меньше американской, то и бюджет на космос у нас всегда будет меньше. Создание госкорпорации позволит сконцентрировать ресурсы и повысить эффективность, но бюджет не изменит. И если мы хотим заниматься в космосе всем, то делать это мы сможем только в формате широкой производственной кооперации с другими странами. Например, если мы делаем очень хорошие ракетные жидкостные двигатели, то это и может стать нашим местом в такой кооперации.
И надо понимать, что МКС — это все-таки сотрудничество, а не кооперация. Сотрудничество в космосе с США и Евросоюзом у нас есть и, надеюсь, в будущем останется, но кооперация с ними для нас уже практически невозможна. Значит, надо искать других партнеров: Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, страны ШОС и ЕАЭС. И не надо бояться копирования наших технологий, о чем часто говорят, намекая на некоторых партнеров. Если ты сам не останавливаешься в своем развитии, партнер тебя не догонит, тем более когда он уже заложник твоей скопированной технологии.
Представьте, для меня отзыв 71 дефектного ракетного двигателя на Воронежский завод — тоже хорошая новость. Это свидетельствует, что реформа идет и система контроля качества восстанавливается. И хорошо, что это не скрыли под ковром, а вынесли в СМИ. Это признак выздоровления.
Это же видно и в многочисленных судебных процессах, которые «Роскосмос» ведет со своими же предприятиями, исполнителями космических проектов. Так восстанавливается практически утраченная за 25 лет договорная дисциплина. А без нее никаких успехов не будет.
Чтобы конкурировать с Маском, недостаточно просто демпинговать. Единственный путь для всех — отойти от исторически присущего космонавтике технократического подхода, перейти на новую производственную модель. А общественному мнению надо понять и принять: чудес не бывает, выздоровление ожидается долгое. Как сказано в «Драконе» Шварца: «Зима будет долгой. Надо приготовиться».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Новый

Цитировать«Маск — это прежде всего про деньги».
Мнение члена-корреспондента Российской Академии космонавтики.
читая аналитику Андрея Ионина, с одной его мыслью я согласен на 100%:
Цитироватьв России и мире уровень аналитики, призванной осмыслить прошлое и предсказать будущее в космической индустрии, снизился в последние годы почти катастрофически.

Apollo13

ЦитироватьСоздатели системы утверждают, что их спутники с массой 150 кг будут стоить уже по $0,5 млн. Даже если ракета Маска выведет в одном запуске 20 таких спутников, их общая стоимость будет $10 млн, а сама она даже при снижении стоимости за счет возвращаемых ступеней на 30% не будет дешевле $45 млн. Пропорция становится обратной: запуск в пять раз дороже полезного груза.
Кажется пчелы начали что-то подозревать.

Атяпа

ЦитироватьАниКей пишет:
Пока неясно, насколько «частная космонавтика» и космические проекты Илона Маска могут существовать без постоянной подпитки со стороны государства. Не секрет, что и коммерческие пуски европейской ракеты «Ариан-5» сидят на прямой бюджетной дотации.
Не понял - Маск получает прямые госдотации?! На это намекает союз "и" в "... и коммерческие пуски европейской ракеты «Ариан-5» сидят на прямой бюджетной дотации."
И днём и ночью кот - учёный!

Новый

Я прямо физически ощущаю скрип шестеренок в мозгу этого "аналитега", когда он делает такие сложные калькуляции и с трудом "впихивает" 20 ванвебов под обтекатель Фалкона. Член-корреспондент явно не в курсе, что даже Союз будет выводить их по 36 штук, а уж Фалкон-то сдюжит и поболее?

Также доставляет забавный "клиентский" подход: завтра ему нужна ракета за $10 млн, все остальное пофигу - выводимая масса, трассы, объем под обтекателем и прочие скучные глупости. Если ему сказать "нет, пнх", он воскликнет "как нет?! ведь у меня патент на создание системы связи из 5000 спутников!"

triage

#4132
Понравилось
Цитироватьвзгляд Андрея Ионина, кандидата технических наук и члена-корреспондента Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.
— Для меня и коллег по отрасли повторное использование 31 марта первой ступени Falcon 9 — повод для трезвых размышлений. Предстоит решить целый ряд проблем, которые должно поставить перед отраслью экспертное сообщество.
экспертное сообщество ставит проблемы перед отраслью....

ЦитироватьИ если мы хотим заниматься в космосе всем, то делать это мы сможем только в формате широкой производственной кооперации с другими странами. Например, если мы делаем очень хорошие ракетные жидкостные двигатели, то это и может стать нашим местом в такой кооперации.
И надо понимать, что МКС — это все-таки сотрудничество, а не кооперация. Сотрудничество в космосе с США и Евросоюзом у нас есть и, надеюсь, в будущем останется, но кооперация с ними для нас уже практически невозможна. Значит, надо искать других партнеров: Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, страны ШОС и ЕАЭС
Это с кем он хочет кооперироваться и в чем? Что получение электроники и производства спутников было не кооперация, а сотрудничество? Европейские производители закрыли поставку разного и российскую локализацию?

АниКей

#4133
Замдиректора завода РКС попал под «космический откат»
Цитироватьrosbalt.ru
Замдиректора завода РКС попал под «космический откат»

    Следствие инкриминирует мошенничество заместителю директора завода ракетно-космического приборостроения (РКП, структурно входит в РКС) Игорю Крылову. Он находится под стражей.
    Корреспонденту «Росбалта» стало известно, кто стал обвиняемым  по  делу о хищениях средств «Российских космических систем» (РКС) и РКК «Энергия». Следствие инкриминирует мошенничество заместителю директора завода ракетно-космического приборостроения (РКП, структурно входит в РКС) Игорю Крылову. Он находится под стражей.
Спойлер
   Как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах, осенью 2016 года были проведены масштабные обыски и выемки в фирмах, работающих по контрактам с РКС и РКК «Энергия», а также в самих «Российских космических системах». Изучив полученные документы, следователи в декабре 2016 года провели обыски в РКП. По их итогам был задержан замдиректора завода Игорь Крылов. Ему предъявили обвинения по части 4 статьи 159 УК РФ (хищение путем мошенничества в особо крупном размере). По решению суда Крылов был взят  под стражу. В марте ему был продлен срок заключения на три месяца. «В самое ближайшее время в деле появятся новые обвиняемые», — отметил источник агентства.
    Схема хищений, по версии следствия, выглядела следующим образом. РКС, «Энергия» и их структурные подразделения, в том числе РКП, переводили фирмам-подрядчикам значительные суммы на проведение опытно-конструкторских работ. Для получения бюджетных денег всем подрядчикам было поставлено условие: крупный процент от получаемых сумм должен уходить назад в качестве «отката». Подрядчики вынуждены были по фиктивным контрактам переводить деньги, полученные от РКС и структурных подразделений, на счета фирм-однодневок в различных банках. Затем эти суммы обналичивались, потом в пакетах и чемоданчиках их забирали специальные курьеры. На данный момент, как считают в правоохранительных органах, таким образом было «откачано» около 300 млн рублей. Именно такова предполагаемая сумма ущерба.
  В деле о «космическом откате» появились обвиняемые
    Как уже сообщал «Росбалт», эта криминальная история началась еще весной 2016 года. Тогда в Москве была обнаружена «площадка», через которую обналичивались крупные средства. ГСУ ГУ МВД по Москве возбудило дело по статье172 УК РФ (незаконная банковская деятельность). И, наверное, это расследование осталось бы рядовым, не обрати оперативники внимания на одну характерную особенность. Пути от «отмытых» и обналиченных средств вели к фирмам, которые выполняют подряды и субподряды по госконтрактам с РКС и РКК «Энергия». Они, в частности, занимались разработками для создания новейшей космической техники.
    Более того, оказалось, что выявленная «площадка» далеко не единственная, через которую структуры космической отрасли обналичивали деньги. К расследованию было подключено 4-е управление МВД, занимающееся выявлением преступлений на спецобъектах, в том числе — на предприятиях, связанных с космосом.
    В ходе разработки фирм, пользовавшихся услугами теневых банкиров, было установлено, что через них «отмывались» и обналичивались средства, получаемые как раз по контрактам с РКС и РКК «Энергия». Причем некоторые руководители фирм начали сотрудничать со следствием.
    После этого 4-е управление МВД возбудило отдельное уголовное дело — о хищении бюджетных средств путем мошенничества. Был проведен оперативный эксперимент. Крупную сумму денег, предназначенную в виде «отката», пометили специальным раствором, был задержан посредник, пришедший за этими деньгами.
    Юрий Вершов
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Veganin

Как недавно сказал SOE, уголовная хроника какая-та.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

АниКей

ЦитироватьТед Круз предложил "коммерциализировать" Договор о космосе 1967 года

МОСКВА, 17 мая – РИА Новости. Американский сенатор Тед Круз предложил поменять формулировки Договора о космосе 1967 года, основополагающего документа об отношениях стран в космосе, сделав его более дружелюбным для частного освоения Луны и дальнего космоса, сообщает SpaceNews.
"Это соглашение, подписанное в пик противостояния сверхдержав, не отражает современные реалии. Его главная цель заключалась в том, чтобы не допустить развития ядерной гонки в космосе. С этой задачей он замечательно справился, но прошло уже 50 лет и мы живем в совершенно ином мире", — заявил сенатор от штата Техас, выступая на пресс-конференции в Вашингтоне.....
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьVeganin пишет:
уголовная хроника какая-та
;) , см. выше #4128
ЦитироватьЭто признак выздоровления.
ЦитироватьА общественному мнению надо понять и принять: чудес не бывает, выздоровление ожидается долгое. Как сказано в «Драконе» Шварца: «Зима будет долгой. Надо приготовиться»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#4137
Арбитражный суд Москвы отклонил встречный иск «Даурии» к ...
Цитироватьrns.online
 Арбитражный суд Москвы отклонил встречный иск «Даурии» к «Роскосмосу» — Rambler News Service

Арбитражный суд Москвы в предварительном порядке рассмотрел исковое заявление госкорпорации «Роскосмос» к частной космической компании Научно-производственное предприятие «Даурия», а также встречный иск ответчика к истцу, сообщил корреспондент RNS из зала суда.
Согласно исковому заявлению, «Роскосмос» намерен взыскать с «Даурии» по госконтракту, заключенному 20 декабря 2012 года, неустойку за нарушение сроков исполнения обязательств по третьему и четвертому этапам работ. Сумма неустойки определена в размере 16,5 млн рублей. Решением суда, иск оставлен в судебном производстве. Судебное решение по нему будет вынесено на заседании 15 августа.
В то же время судья вернул ответчику встречное исковое заявление к госкорпорации «Роскосмос» на 13,2 млн рублей, ссылаясь на несоблюдение ряда юридических норм подачи таких заявлений.
Юристы истца и ответчика не стали комментировать RNS вынесенное решение.
В Арбитражном суде Москвы находится в производстве еще одно исковое заявление госкорпорации «Роскосмос» к «Даурии» на взыскание неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств по первому и второму этапам работ по тому же госконтракту. Истец обратился в суд с просьбой объединить оба иска в одно дело.
Частная космическая компания Dauria Aerospace занимается разработкой и производством малых космических аппаратов нового поколения и предлагает комплектующие для них. Ранее генеральный директор компании Сергей Иванов сообщил в интервью RNS, что Dauria Aerospace изготовила для «Роскосмоса» спутники микрокласса. Два космических аппарата «МКА-Н» по стандарту CubeSat имеют полезную нагрузку в виде аппаратуры дистанционного зондирования Земли в трех спектральных диапазонах с разрешением 10–50 метров и возможностью высокоскоростной передачи целевой информации.

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#4138
«Роскосмос» узнал свой слоган в рекламе МТС

Госкорпорация «Роскосмос» увидела свой слоган в новой рекламе мобильного оператора

Цитироватьizvestia.ru
«Роскосмос» узнал свой слоган в рекламе МТС
Евгений Девятьяров

 


В госкорпорации «Роскосмос» крайне удивились, услышав новый слоган МТС «Подними глаза». Он сейчас активно задействован оператором связи в его новой масштабной рекламной кампании. В «Роскосмосе» уверены, что по своей смысловой нагрузке и звучанию он практически полностью идентичен слогану «Подними голову!!», который уже второй год используется в целях популяризации российских космических программ.
МТС в конце апреля запустила новый рекламный ролик с актером Дмитрием Нагиевым, в котором, в частности, многократно повторяется песенная фраза: «Подними глаза, здесь вон какое в небесах...» Смысловой посыл ролика в том, что нужно оторваться от телефона и не бояться потерять остатки минут и трафика, поскольку теперь они переносятся на следующий месяц. Однако использование слогана «Подними глаза» вызвало недоумение в «Роскосмосе», который уже второй год продвигает следующую идейную линию: «Подними голову!! Отвлекись от суеты, поверь в себя и двигайся вперед! Вместе с «Роскосмосом!».
Изучая рекламную концепцию МТС, представители «Роскосмоса» задумались, а как можно поднять глаза, не поднимая головы?.. А если этого нельзя сделать, то означает ли это то, что два слогана аналогичны?
— Мы очень удивились выбором слогана «Подними глаза» для рекламной кампании сотового оператора. Хотя, с другой стороны, мы, конечно, рады, что наша кампания продвижения российского космоса, ставшая по-настоящему народной, привлекла интерес одного из ведущих операторов связи. И этот оператор решил использовать для своей рекламы практически идентичный по сути слоган, — заявил «Известиям» исполнительный директор «Роскосмоса» по коммуникациям Игорь Буренков.
Спойлер
Стартовавшая более года назад рекламная кампания «Подними голову!!» будет продолжаться в этом году в рамках мероприятий, связанных с празднованием начала космической эры, — 60-летия запуска первого искусственного спутника Земли. Возможно, именно поэтому появление схожей чужой рекламной кампании насторожило «Роскосмос».
В МТС «Известиям» сообщили, что им пока ничего не известно о недовольстве госкорпорации их новой рекламной концепцией.
— С точки зрения здравого смысла такие претензии кажутся странными: следуя этой логике, в рекламе продуктов нужно запретить использовать глагол «ешь», в рекламе напитков — «пей», в рекламе кроссовок — «беги», и всем нужно забыть об упоминании слов «покупай» и «подключай», поскольку эти слова уже неоднократно звучали в рекламных роликах, — парировал пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников.
По мнению экспертов, в МТС не нарушают законодательство в сфере интеллектуальной собственности, поскольку у двух компаний сферы деятельности никак не пересекаются и они не являются конкурентами друг другу.

— Я не усматриваю в действиях МТС ни недобросовестной конкуренции, ни злоупотребления правом, ни плагиата, ни нарушения прав на товарный знак, — заявил «Известиям» партнер компании Patentus, патентный поверенный Дмитрий Марканов.
Академик Российской академии рекламы Дмитрий Бадалов считает, что эти две рекламные кампании невозможно сравнивать, так как они абсолютно разные и разновеликие. При этом он отметил, что целевые аудитории у обеих кампаний совпадают, а оба слогана, по его мнению, являются очень близкими с точки зрения эмоционального восприятия широкими слоями населения.
— Вполне вероятно, что МТС мог заимствовать удачную концепцию и использовать схожий рекламный слоган. Ролик оператора связи сейчас широко тиражируется, а это значит, что выражение «Подними глаза» достаточно прочно забивается в сознании потребителей. Таким образом, создается фоновый шум, который может несколько размыть рекламную кампанию «Роскосмоса» и в конечном итоге снизить ее эффективность, — сказал «Известиям» Дмитрий Бадалов.
«Роскосмос» разработал концепцию программы «Подними голову!!» к 55-летию полета Юрия Гагарина. При этом данный слоган был зарегистрирован в Роспатенте. С момента старта кампании в конце февраля 2016 года эта акция освещалась во многих СМИ России и мира. Символика и слоган присутствовали в фотографиях ведущих телеканалов, агентств, в интернете и печатных СМИ. Кроме того, символика рекламной кампании размещена на объектах космодромов Байконур и Восточный. За эту работу «Роскосмос» получил ряд призов в области продвижения и рекламы.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

Проповедников религиозного культа на них нет.... "Подними голову свою и помолись Богу." Той рекламной компании незнай сколько веков...