Перспективы системы ГЛОНАСС

Автор Gradient, 28.02.2005 02:26:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий Виницкий

А спутниковый телефон-то тут причем?
+35797748398

Сторонний

ЦитироватьА спутниковый телефон-то тут причем?
Я говорю про тот вариант если обратная связь будет осуществляться тоже через спутник, - неоднократно слышал, "что ГЛОНАСС это будет делать".
 Сотовая связь есть далеко не везде.
"Multiscitia non dat intellectum"

Дмитрий Виницкий

Где нет сотовой связи - там нет автобусов. А ежели где в тайге сломается вахтовка, так достаточно сообщить по спутниковому телефону - на каком километре.
А уж в случае экспедиции какое-то принудительное огланашивание смешно.
+35797748398

Frontm

Цитировать
ЦитироватьЯ неоднократно слышал то, что система управления транспортом с помощью ГЛОНАСС будет определять местоположение объекта с навигатором.

 Это действительно так планируется и как это осуществимо?

Точно так же как и сейчас - по сотовой связи "обьект" докладывает свое местоположение "центру". А вот само местоположение обьект узнает по навигатору. Если про то, что бы совместить аварийные буи и навигацию - это точно не для повседневного применения.
Для транспорта Москвы вполне достаточно технологии Яндекс-пробки :D  :D
Получил кооррдинаты - отправил смс.
Конструктивно совмещать навигатор и мобилу в одно устройство или не совмещать выбор потребителя.

Alex_II

ЦитироватьГде нет сотовой связи - там нет автобусов. А ежели где в тайге сломается вахтовка, так достаточно сообщить по спутниковому телефону - на каком километре.
Ага. Хуже - когда та вахтовка куда-нибудь не туда свернет и потеряется нафиг... Я как-то в таком случае битый час по глобаловскому телефону дорогу выяснял...
ЦитироватьА уж в случае экспедиции какое-то принудительное огланашивание смешно.
Ну да, чего нас оглонащивать, если мы уже оджипиэсились? Только для того чтоб мы Garmin не пойми на что поменяли?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Frontm

Цитировать
ЦитироватьГде нет сотовой связи - там нет автобусов. А ежели где в тайге сломается вахтовка, так достаточно сообщить по спутниковому телефону - на каком километре.
Ага. Хуже - когда та вахтовка куда-нибудь не туда свернет и потеряется нафиг... Я как-то в таком случае битый час по глобаловскому телефону дорогу выяснял...
В этом примере нужен навигатор, но не надо в диспетчерскую сообщать свои координаты. Если понадобится - словами по телефону скажете.

X

ЦитироватьГде нет сотовой связи - там нет автобусов. А ежели где в тайге сломается вахтовка, так достаточно сообщить по спутниковому телефону - на каком километре.
А уж в случае экспедиции какое-то принудительное огланашивание смешно.

Не так. Где нет сотовой связи, там вообще нет жизни.  :D  Не только автобусов  :D

X

И, следовательно, там не нужен ГЛОНАСС для слежения за расписанием.

trewm

ЦитироватьА вы - специалист?

От того, специалист я или нет, GPS c автобусов в указанных городах не исчезнет, фирмы, производящее такое оборудование не разорятся, а мнение властей насчёт таких систем не изменится.

ЦитироватьВот прямо без жпс не может автобус по городу, ну - никак.

Да всё можно. Можно табло, показывающее маршрут, следующую остановку и т.п. из салонов убрать - без много чего можно обойтись. Можно вообще на лошадиной тяги пассажиров развозить.
Но речь-то не об этом.

Цитировать
ЦитироватьНа Земле Прага - одна.
Как минимум - три.

Чудесная Прага г-на D.Vinitski - одна.

Дмитрий Виницкий

Странно, что электронные табло функционируют в транспорте уже десятки лет без всякой GPS.
+35797748398

trewm

ЦитироватьСтранно, что электронные табло функционируют в транспорте уже десятки лет без всякой GPS.
Странно, что они вообще функционируют! Как будто без них "не может автобус по городу, ну - никак"! Баблопил?

Дмитрий Виницкий

Может, но удобней с табло. Никаких дополнительных удобств на маршруте в городской застройке GPS не даёт. Кроме удобства отката под вывеской заботы и работы. Организовать движение гораздо дешевле бюджету и хлопотней для чиновников. Поэтому из спутниковой навигации делают кормушку с заклинаниями о выполнении непосильного труда на благо уж и не знаю кого. В московском случае уж точно не избирателей.
+35797748398

Блудный

ЦитироватьОн пояснил, что запуски «Глонассов-М» в 2011 году будут осуществляться следующим образом: три спутники выведет ракета-носитель «Протон-М» с космодрома Байконур и два аппарата по одиночке на ракетах-носителях «Союз-2» с космодрома Плесецк.

Даже не знаю...

Может быть тогда уж лучше с Плесецка пока Кашками "развлекаться", а с Байконура два раза по 3 эМки пустить? (Немного подождав шестую.)

А уж с 12-го года довтыкивать одиночные эМки куда потребуется.

Дем

ЦитироватьМожет быть тогда уж лучше с Плесецка пока Кашками "развлекаться", а с Байконура два раза по 3 эМки пустить? (Немного подождав шестую.)
А если все три запуска - в разные плоскости?
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

АниКей

Цитировать"В мире существуют только две функционирующие глобальные навигационные спутниковые системы"[/size]
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=8cfe2055-c1e9-4859-b027-9d71076e7a2b&docsid=1586051   
Приложение к газете "Коммерсантъ" № 5 (60) от 21.02.2011  

Юрий Урличич
Фото: РИА НОВОСТИ

О перспективах системы ГЛОНАСС рассказал генеральный директор — генеральный конструктор ОАО "Российские космические системы" ЮРИЙ УРЛИЧИЧ.

BUSINESS GUIDE: Юрий Матэвич, каковы, по-вашему, перспективы международного использования системы ГЛОНАСС? Какие страны проявили свой интерес к российской системе? В чем ее конкурентное преимущество по сравнению с той же американской GPS или японской QZSS?

ЮРИЙ УРЛИЧИЧ: На сегодняшний день в мире существуют только две функционирующие глобальные навигационные спутниковые системы — ГЛОНАСС (РФ) и Navstar, больше известная как GPS (США). Сейчас только они могут самостоятельно обеспечивать свои потребности в спутниковой навигации, проводить в этой области независимую политику, то есть гарантировать свой навигационный суверенитет.

В перспективе (после 2015 года) ожидается увеличение орбитальных группировок навигационных космических аппаратов всех стран, имеющих или создающих глобальные спутниковые навигационные системы: ГЛОНАСС (РФ), GPS (США), Galileo (ЕС), COMPASS (Китай). В каждой из них будет насчитываться до 30 космических аппаратов. При этом проект ЕС испытывает серьезные трудности — и финансовые, и организационно-технические. Поэтому, по последним оценкам, срок создания Galileo отодвигается до 2017-2018 годов. Постоянный перерасход бюджета европейского проекта и удлинение сроков его реализации, похоже, лишают Galileo какой-либо экономической целесообразности.

Такой вывод обозначен в докладе, представленном на заседании правительства Германии, которое рассматривало создание навигационной системы в октябре 2010 года. Также ведутся работы по развитию и созданию региональных навигационных спутниковых систем в США (WAAS), России (СДКМ), Европе (EGNOS), Индии (GAGAN), Китае (Beidou), Японии (QZSS) и Тайване (TRNSS).

Система ГЛОНАСС предоставляет два вида услуг — одни в интересах обороны и безопасности, вторые бесплатные с открытым доступом. В связи с тем что ГЛОНАСС является безальтернативной основой национальной системы навигационно-временного обеспечения, конкурентов у нее при оказании услуг военным и специальным потребителям нет. Во втором случае можно говорить о некоей конкуренции за потребителей. Если говорить о навигации только по системе ГЛОНАСС или только по GPS, то в реальных условиях города за счет высотных зданий и узких улиц вполне возможна ситуация потери навигации при полностью исправном оборудовании, поскольку для успешного решения задачи навигационного определения необходимо получать качественный сигнал одновременно от четырех спутников, а при "каньонной" застройке участок так называемого чистого неба весьма ограничен. Это характерно и для местности со сложным рельефом.

Применение двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS, а именно об использовании такой аппаратуры в интересах социально-экономического развития, а вовсе не об аппаратуре, работающей только по сигналам ГЛОНАСС, и идет речь, практически удваивает количество одновременно доступных спутников, и потери навигации случаются гораздо реже, сокращается и время "холодного старта". На сегодняшний день проведено не одно исследование возможностей потребителей, работающих по радиосигналам спутников ГЛОНАСС, GPS и совмещенной группировки, которые однозначно показывают, что две системы лучше, чем одна.

Системы ГЛОНАСС и GPS удачно дополняют друг друга. Совместное использование сигналов обеих систем дает потребителю независимость. И преимущества ГЛОНАСС заключаются в имеющихся отличиях от GPS.

Во-первых, хотя ГЛОНАСС работает в общих навигационных диапазонах частот, но в самом популярном диапазоне L1 (1,6 ГГц) несущие частоты радиосигналов ГЛОНАСС отстоят от несущих частот радиосигналов GPS на 25 МГц. Наглядный пример: в мире все большую популярность приобретают постановщики помех GPS, которые используются водителями коммерческого транспорта (например, в США) и помогают им уклоняться от контроля со стороны диспетчеров. Так вот эти устройства не работают на частотах ГЛОНАСС, и поэтому двухсистемная аппаратура ГЛОНАСС/GPS позволяет решать задачи мониторинга транспортных средств даже в условиях применения таких постановщиков помех.

BG: Приемники ГЛОНАСС разве не проигрывают GPS-аналогам в стоимости и компактности? Объявленные характеристики ГЛОНАСС-приемников, спроектированных за рубежом, превосходят имеющиеся в России разработки. Например, устройство, созданное французской STMicroelectronics, по размерам и цене оказалось меньше, чем модели российского КБ "Навис".

Ю. У.: Не могу полностью согласиться с этим утверждением. Мы из собственных средств финансируем совместную с компанией "Геостар" разработку нового чипсета ГЛОНАСС/GPS "Геос-3", который скоро придет на смену самому эффективному на сегодняшний день на российском рынке по критерию "цена-качество" приемнику "Геос-1М". В настоящее время КБ "Навис" на средства госбюджета и фирма STMicroelectronics только планируют завершить разработки своих ГЛОНАСС/GPS-приемников NV08C и STA 8088 EX в 2011 году. Только тогда, когда все эти приемники будут изготовлены, можно будет сравнить их реальные характеристики и определить преимущества и недостатки по отношению друг к другу.

BG: Каковы состояние и перспективы развития орбитальной группировки ГЛОНАСС?

Ю. У.: В настоящее время орбитальная группировка ГЛОНАСС состоит из 26 космических аппаратов ГЛОНАСС-М. Из них по целевому назначению используется 22. В ближайшее время планируется запуск и начало летных испытаний спутника нового поколения ГЛОНАСС-К с дополнительными навигационными сигналами на частоте L3 и кодовым разделением. Кодовое разделение сигналов позволит повысить точность навигационных определений за счет использования более широкополосных сигналов в частотных диапазонах, выделенных для системы ГЛОНАСС. Одновременно кодовое разделение может обеспечить в рамках международного космического сотрудничества совместимость и взаимодополняемость существующих и создаваемых глобальных и региональных навигационных спутниковых систем. В середине нынешнего года планируется запуск трех спутников ГЛОНАСС-М одной ракетой-носителем, что позволит завершить создание орбитальной группировки из 24 космических аппаратов, используемых по целевому назначению.

BG: Сообщается, что до 2012 года правительство примет законопроект, облагающий импортные мобильные телефоны и навигаторы, не оснащенные микрочипами для работы с системой ГЛОНАСС, таможенной пошлиной в размере 25% от их стоимости. В обязательном порядке навигаторами ГЛОНАСС теперь будут оснащаться все автомобили российского производства, что, по оценкам экспертов, увеличит их цену примерно на €500. Что вы можете сказать по поводу принятия подобных мер? Насколько они корректны в современной конкурентной среде? Насколько корректно государству обязывать людей устанавливать систему ГЛОНАСС, которая еще находится в стадии разработки?

Ю. У.: Я не готов комментировать несуществующие законодательные акты. Надо отметить, что все государства принимают те или иные меры протекционистского характера. Это нормальная ситуация. Меры по защите российского навигационного рынка надо вводить продуманно, чтобы повышение пошлин на ввозимые GPS-устройства стало позитивным фактором, стимулирующим производителей готовых изделий к использованию ГЛОНАСС/GPS, а розничные торговые сети — к продаже аппаратуры на базе приемников ГЛОНАСС/GPS. Поскольку российский рынок спутниковой навигации составляет менее 1% от мирового, особое значение я бы придал снижению или отмене экспортных пошлин на аппаратуру ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, а также ввозных пошлин на комплектующие для нее. Это поддержит отечественного производителя и приведет к снижению цен на выпускаемую продукцию за счет увеличения объемов выпускаемых серий.

Оценка автомобильного терминала в €500, на мой взгляд, завышена.

Например, по данным федерального сетевого оператора "Навигационно-информационные системы", стоимость терминала ЭРА ГЛОНАСС колеблется в пределах 3 тыс. рублей в зависимости от функционала.

BG: В последние дни власти много говорят о том, что существенно повысить безопасность граждан можно именно с помощью ГЛОНАСС. Насколько, по-вашему, эффективной может быть система в этом отношении? Или это очередной пиар-ход по поддержке процесса внедрения системы?

Ю. У.: ГЛОНАСС является технологической основой для интеллектуальных транспортных систем (ИТС), создание которых позволит эффективно решить целый комплекс существующих проблем. Вам известно, что, по оценкам Российской академии транспорта, каждый час, проведенный в пробке легковым автомобилем, обходится государству в 500 рублей? Ущерб от пробок только по Москве составляет 38-40 млрд рублей в год. А внедрение создаваемых ИТС позволит получить колоссальный экономический эффект от их применения.


Также мы разрабатываем еще один проект федерального уровня — "Социальный ГЛОНАСС", который направлен на обеспечение дополнительной безопасности и улучшение качества жизни граждан. По данным МВД, в России пропадает свыше 120 тыс. человек ежегодно, из них 23 тыс.— несовершеннолетние, из которых находятся только 80%. Требуются новые, более современные методы определения местоположения пропавшего человека. В рамках проекта "Социальный ГЛОНАСС" создается система персонализированной навигационно-информационной поддержки и обеспечения оказания экстренной помощи людям на основе технологии ГЛОНАСС. Ее внедрение позволит повысить качество жизни людей с ограниченными физическими возможностями и оперативность оказания экстренной помощи.

Мировая статистика стихийных бедствий, несчастных случаев и катастроф демонстрирует рост рисков, связанных с крупными инженерными сооружениями (дамбами, тоннелями, мостами, высотными зданиями), опасными природными явлениями (оползнями, извержениями вулканов, землетрясениями). Значительные смещения конструктивных элементов этих сооружений приводят к их разрушению. Для определения смещений этих элементов применяется высокоточный мониторинг смещений инженерных сооружений (ВМСИС), использующий систему ГЛОНАСС. Разработанная нами программа ВМСИС позволяет определить смещения с миллиметровой точностью. На основе полученных данных проводится анализ и принимается решение о защите или эвакуации населения. Система высокоточного мониторинга смещений инженерных сооружений может также использоваться для наблюдения за смещениями земной коры и тектоническими процессами.

Системой мониторинга, использующей аппаратуру ГЛОНАСС, сейчас оснащено 54 пожарных гарнизона в различных городах страны, что позволяет наблюдать за перемещением, а также своевременностью прибытия техники к месту чрезвычайной ситуации.

Недавно "Российские космические системы" получили гранд ЕС на создание методов диагностирования предвестников землетрясения. Мы проводим исследования в области верхней атмосферы на основе информации, поступающей от наземной топографической сети мониторинга ионосферы, размещенной на территории Сахалинской области. Станции мониторинга состояния ионосферы в городах Южно-Сахалинск, Поронайск и Ноглики являются новейшими разработками нашей организации и не имеют аналогов в мире. Наши станции могут принимать сигналы не только от отечественных, но и от зарубежных космических систем.

В 2010 году наша организация завершила разработку первой очереди системы комплексного диагностирования предвестников землетрясений и приступает к ее автономным испытаниям в одном из сейсмически активных регионов мира — на Сахалине.

В начале 2010 года на первом всероссийском форуме глобального развития "5+5" наша компания представила крупнейший в России инновационный проект МИР, в основе которого лежит создание автоматизированной системы комплексного государственного мониторинга объектов инфраструктуры и ресурсов РФ. Его реализация начнется в ближайшее время. Комплексное применение космических систем (ГЛОНАСС, дистанционное зондирование Земли и т. п.) в разрабатываемой системе мониторинга позволит решать целый комплекс задач: централизованный сбор, обработка и анализ информации о состоянии широкого круга экономически и социально значимых объектов инфраструктуры России, прогнозирование негативных техногенных, природных и социальных процессов и их последствий. Конкретный пример: для облегчения решения задачи поиска и спасения потерпевших бедствие самолетов, вертолетов и морских судов сегодня существует международная спутниковая система КОСПАС-САРСАТ. Оснащение аварийных радиобуев КОСПАС-САРСАТ приемниками ГЛОНАСС/GPS позволяет определить с точностью около 15 м местоположение терпящего бедствие в любой точке земного шара и, как следствие, существенно сократить время поиска пострадавших. На цифровой карте отображается место терпящего бедствие в объединенном центре приема информации систем КОСПАС/САРСАТ и КУРС.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьМ2М-технологии в службах быстрого реагирования[/size]
Приложение к газете "Коммерсантъ" № 5 (60) от 21.02.2011  
Использование телематических технологий позволит быстро взять под контроль самую сложную ситуацию

Жизнь в современном мегаполисе невозможно представить себе без автоматизированной системы управления транспортной инфраструктурой. Автоматизация рутинных процедур и перераспределения ресурсов позволяет оперативным экипажам добираться до места назначения в несколько раз быстрее. Мировой опыт внедрения телематических систем в помощь службам быстрого реагирования подтверждает их явную необходимость. В России телекоммуникационные системы на транспорте только начали внедрять.

Нашествие с востока

Одной из первых стран, где все автомобили без исключения было решено связать в единую систему за счет установки специального навигационного оборудования на каждый из них, была Япония. Здесь в середине 80-х годов прошлого века всю дорожную сеть страны оснастили интеллектуальной транспортной системой, которая подразумевала тотальную автоматизацию управления дорожным движением. Новшество подразумевало создание диспетчерской системы быстрого реагирования на всевозможные происшествия под названием ecall. Она была создана для мониторинга транспорта, определения состояния и местоположения автомобиля, передачи пользовательской информации и управляющих сигналов и обеспечения двухсторонней связи между водителем и диспетчером.

Тем самым власти Японии решили не столько упорядочить движение, сколько снизить смертность на дорогах. И им это удалось. "Особенность заключалась в том, что каждый автомобиль в этой стране был оборудован так называемым абонентским телематическим терминалом — бортовым навигационно-коммуникационным оборудованием, которое при возникновении происшествий передавало сигналы в диспетчерский центр. И диспетчеру, который получал консолидированные данные, оставалось собрать информацию и сориентировать автомобили экстренных служб,— говорит директор по развитию бизнеса ГК "Эшелон Геолайф" Игорь Хереш.— В результате существенно снизилось количество смертей в самых разных ДТП. В 2009 году в Японии погибло около 5 тыс. жителей. В планах страны количество погибших в ДТП снизить до нуля".

Как объяснили BG в российской Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум", не только в Японии, но и вообще во всех зарубежных странах уже давно признали так называемое правило золотого первого часа, в течение которого потерпевших еще можно спасти. И неуклонно этому правилу следуют. "Точной статистики об охвате системами транспортного мониторинга спецтранспорта за рубежом по крайней мере наша организация не ведет. Но с уверенностью можно сказать, что в западных странах давно осознали незаменимость таких систем, активно их применяют и добились неплохих результатов",— говорит Владимир Климов, исполнительный директор ассоциации.

Спасать по-американски

Другие развитые страны тоже постепенно оснащают национальную транспортную сеть телекоммуникационными терминалами. В США с 2001 года разрабатывался так называемый проект E911, обеспечивающий возможность автоматической передачи информации о местоположении телефона при звонках во всем известную службу спасения "911" (не секрет, что местоположение пользователя можно определить триангуляций — оценивая мощность сигналов ближайших к его сотовому телефону базовых станций GSM-сети). Американская комиссия по связи разрешила передачу данных о местоположении абонента при совершении звонков в экстренную службу — это был первый этап внедрения системы. Следующим этапом совершенствования новой системы стало обновление инфраструктуры служб экстренного реагирования. Согласно новому плану технической модернизации, каждый пострадавший может передать в службу "911" голосовую, текстовую и даже видеоинформацию с места происшествия. Причем не только с мобильного телефона, а с любого устройства связи. При этом экстренные службы при приеме звонков будут иметь возможность получать данные о местоположении от сотовых и фиксированных телефонов, датчиков и других устройств, в том числе установленных на автомобилях и автоматически срабатывающих при авариях. Исследованиями и разработками автоматизированной системы NG9-1-1 министерство транспорта США занимается с 2006 года. В 2010 году завершились все тестовые работы. В течение текущего года США планируют полностью перейти на систему NG 9-1-1.

Европа: единого стандарта нет

Немного сложнее ситуация с внедрением телематических систем в помощь службам быстрого реагирования сложилась в объединенной Европе. Для стран Евросоюза с 2001 года разрабатывается свой проект eCall. "Унифицированного стандарта здесь пока нет. Он появится к 2013 году",— говорит Игорь Хереш.

Но стандарт, уверены специалисты, обязательно появится. К 2013 году на всех новых автомобилях, продаваемых в странах-участниках, должны быть установлены навигационно-коммуникационные устройства, которые срабатывают при аварии и передают по каналам GSM-связи через номер 112 информацию об автомобиле и его координатах на ближайший или наиболее удобный пункт обработки вызовов.

Некоторые страны Евросоюза, не дожидаясь судьбоносных законов, уже начали внедрение систем на некоторых видах транспорта. Например, в Германии с 2005 года навигационно-связными приборами GPS оборудуют фуры грузоподъемностью свыше 12 тонн. А в Швеции примерно с того же времени оснащают грузовики массой свыше 3,5 тонны. Сделали это для регистрации автомобилей при пользовании платными дорогами.

Проект eCall в европейском пространстве развивается медленно. Объясняется этот факт в первую очередь задержкой в развертывании европейской спутниковой системы Galileo и административными сложностями принятия коллективных решений в соответствии с регламентами Евросоюза. Для ускорения процесса по eCall в феврале 2009 года был создан координационный совет (European eCall Implementation Platform). Этот координационный орган объединил все заинтересованные во внедрении системы стороны. На заседании Еврокомиссии 22 марта 2010 года было решено, что в начале марта 2011 года Еврокомиссия внесет в Европарламент проекты нормативных правовых актов по введению в действие системы eCall.

Российский опыт

Процесс внедрения систем мониторинга и управления транспортом в России начался сравнительно недавно. Президентский указ "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ЭРА ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации" вышел в мае 2007 года. Согласно ему, вначале на средства федерального и местного бюджетов оснастят приборами спутниковой навигации общественный транспорт, а также машины МВД, МЧС и скорой помощи.

Планируется, что система ЭРА ГЛОНАСС позволит в автоматическом режиме за счет датчика удара или ручном режиме за счет "тревожной кнопки" передать экстренным службам сигнал бедствия, включающий координаты места происшествия, а диспетчерам этих служб обеспечить скорейшее прибытие на место аварийных бригад, машин скорой помощи и милиции. Конечная цель оснащения автомобилей экстренных служб навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС/GPS и создания ведомственных диспетчерских и ситуационных центров — создание единой системы экстренного реагирования при авариях ЭРА ГЛОНАСС.

Пока что в России терминалами спутниковой навигации оснащают транспорт служб быстрого реагирования. МВД и МЧС России, как и другие органы исполнительной власти, уже ведут работы по внедрению отечественных навигационно-информационных систем на базе технологий ГЛОНАСС. На этом рынке представлено несколько серьезных решений от российских разработчиков, отличающихся своими функциональными возможностями и использующими для передачи данных различные каналы связи (GPRS, УКВ и др.). В частности, компания "М2М Телематика" внедряет "Систему управления мобильными нарядами в ГУВД по г. Москве". "В рамках внедрения системы автомобили подразделений патрульно-постовой службы, ГИБДД, вневедомственной охраны оснащаются навигационно-связным оборудованием на базе ГЛОНАСС. Уже на этапе опытной эксплуатации решение доказало свою эффективность, повысило раскрываемость преступлений по горячим следам. В 2011 году предполагается полностью оснастить транспортные средства ГУВД по г. Москве бортовым навигационно-связным оборудованием. Сейчас этот показатель составляет около 20%",— говорит Светлана Пчелинцева, директор службы по работе со спецпотребителями федерального сетевого оператора НИС ГЛОНАСС.


Как говорят специалисты, пока что спецтранспорт в стране оснащается в тестовой версии и на фоне зарубежных стран Россия выглядит скромно. "В Москве сейчас примерно 10-12% машин от общего парка скорой обладают такими системами",— говорит Владимир Климов, исполнительный директор Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум". Однако все ждут, что рынок разовьется. При этом эксперты подчеркивают, что, развивая собственную систему спутниковой навигации, российские специалисты будут разрабатывать и применять собственные наработки, а у западных производителей будут заимствованы общие системы решений реагирования в экстренных ситуациях.

Тем более что производителей телематического оборудования в РФ достаточно. Одна из таких компаний — "М2М Телематика", объединяющая разработчиков, производителей, системных интеграторов и поставщиков законченных решений и услуг на рынке транспортной телематики и спутниковой навигации. Сегодня приборами ГК "М2М Телематика" оборудовано более 1300 машин МЧС по всей России и более 1000 машин скорой помощи в 20 регионах страны, а также около 1300 патрульных машин ГУВД Москвы (в рамках внедрения "Системы управления мобильными нарядами") и более 200 машин фельдъегерской службы. Системы транспортного мониторинга внедряются и в провинции. В 2009 году в Барнауле 67 карет скорой помощи были оснащены оборудованием производства "М2М Телематики" на базе ГЛОНАСС. Применение телематических систем, как утверждают их производители, уже дало первые результаты. Например, в Хабаровске в результате внедрения систем мониторинга на базе ГЛОНАСС в одной из подстанций скорой помощи зафиксировали сокращение времени прибытия машины к больному в среднем с 19 до 16 минут. "В Барнауле время приезда бригад скорой помощи по вызовам снизилось с 21 до 10 минут, в результате примерно на 20% сократилось количество смертных случаев реанимационных пациентов. В Рязани успехи следующие: регулярность движения пассажирского транспорта возросла до 99,9%, а скорость прибытия бригад скорой помощи — на 10%",— говорит исполнительный директор ГК "М2М Телематика" Алексей Смятских.

Развитие с препятствиями

Наличие в нашей стране собственной глобальной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и внутреннего рынка с хорошим потенциалом создает предпосылки для развития новых успешных направлений бизнеса. Сами отечественные производители телематических транспортных систем считают, что российский рынок развивался бы намного быстрее, но ему мешает ряд факторов. До сих пор, по мнению некоторых из них, процессу мешало отсутствие единых стандартов. "Наши региональные партнеры, особенно в небольших проектах, часто сталкивались с различными самопальными подделками, единственным преимуществом которых была крайняя дешевизна. Приходилось доказывать, что наш продукт лучше и качественнее. Сегодня начинают приниматься национальные стандарты на системы мониторинга (ГОСТы), и мы ожидаем, что на рынке появится достаточно качественного оборудования, которое соответствует вышеуказанным стандартам",— говорит Алексей Смятских.

В то же время представители других компаний считают, что запуск спутников ГЛОНАСС еще не гарантирует России успешное повсеместное внедрение системы ЭРА ГЛОНАСС. По словам Игоря Хереша, очень важно обеспечить спутникам наземную поддержку. "В нашей стране кое-где уже внедрена система eCall и на некоторых машинах стоят абонентские терминалы. Но она работает далеко не так бесперебойно, как в той же Японии. В прошлом году в Сибири был такой случай: четверо мужчин отправились на охоту в машине, оборудованной нашей системой, и разбились, упав с обрыва. Мы в компании знаем место падения машины. Мы не можем дозвониться до клиента и спросить, в чем дело. Мы принимаем решение вызвать бригаду скорой. Но вызывали мы ее полдня. Потому что бригада находилась далеко и службы быстрого реагирования не поехали на место происшествия,— говорит Игорь Хереш.— И это не единичный случай, при котором нас подводят спасатели, милиция или медики".

Кроме того, по мнению Игоря Хереша, распространению телематических систем на российском транспорте пока что мешает высокая цена оборудования. "К примеру, одно устройство производства нашей компании с установкой стоит не менее 2-3 тыс. рублей. Сейчас это дорого. Стоимость может быть снижена при условии, если их будут массово устанавливать на автомобили. Опять же пока не ясно, кто будет платить за передачу GPRS-данных? Стоимость трафика при передаче данных об аварии может быть копеечная, но если умножить ее на количество ДТП за год, то получится очень и очень внушительная сумма",— говорит господин Хереш.

И все же, несмотря ни на какие трудности роста рынка, специалисты предрекают ему бурный рост капитализации в будущем. "Количество машин, оснащенных телематическими системами, в ближайшие годы должно увеличиться в разы,— говорит Владимир Климов из Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум".

Анна Героева
Хорошо ли подглядывать за сотрудниками?
// Прямая речь
Сергей Шишкарев, председатель комитета Госдумы по транспорту:

— Это вполне оправданно, если речь идет о выполнении сотрудниками своих рабочих обязанностей. Контроль за перемещением корпоративного транспорта — эффективный способ борьбы с различными злоупотреблениями, если, конечно, при этом не нарушаются конституционные права граждан на частную жизнь.

Роман Авдеев, владелец Московского кредитного банка:

— Конечно, плохо. Свободный труд уже давно победил, и когда мы возвращаемся к рабству — а подглядывание за сотрудниками и есть настоящее рабство, начинает попахивать деградацией. Система контроля за сотрудниками через служебный транспорт неэффективна — она просто не будет работать. Другое дело, когда следят за коммерческим транспортом и пытаются его оптимизировать. Такое решение я поддерживаю, потому что оно реально помогает сократить расходы, например, на бензин.

Андрей Свириденко, президент группы компаний SPIRIT:

— Контроль за перемещением сотрудников на корпоративном транспорте позволяет поднять эффективность бизнеса. Появляется возможность отслеживать, как сотрудники используют ресурсы компании, например бензин или рабочее время. Вообще навигационные технологии увеличивают эффективность работы транспорта, а в случае угона даже помогают найти машину. Корпоративный рынок навигации делает маршруты оптимальными, а водители грузовиков, например, перестают использовать транспорт в личных целях. Главное в этом вопросе — не играть в шпионские игры. Все же давно привыкли к тому, что сотовый оператор, зная, у какой вышки вы находитесь, может с точностью определить ваше местонахождение. Да и трансакции по банковской карте тоже выдают, где вы находитесь.

Виктор Батурин, гендиректор компании "Интеко-агро":

— Можно следить за сотрудниками, если это не превышает стоимость содержания сотрудников. Но нормальный руководитель эту услугу получает бесплатно. Они же все равно друг за другом наблюдают и докладывают начальству. У Сталина все за всеми следили, и он все знал.

Олег Сысуев, первый зампред совета директоров Альфа-банка:

— Это абсолютно расходится с этикой и моралью, но противостоять "большому брату" совершенно бессмысленно: интернет, телекоммуникации, электроника... люди должны привыкнуть к совершенно другой жизни, все постоянно будет просматриваться и прослушиваться. Возможно, мир от этого станет чище.

Ефим Шифрин, артист:

— Если не заглядывать в места, где люди занимаются личными интимными делами, то ничего особенного в этом нет. Но и спокойствия слежка не добавляет: сотрудники будут более нервными, а у начальства добавится работы. Хотя в спортзале, где я занимаюсь, видеокамеры на каждом шагу. К ним все привыкли и не обращают внимания.

Валерий Шнякин, член Совета федерации:

— Подсматривать и уж тем более следить — нет. А вот контролировать перемещения служебного транспорта — да. На то он и служебный. ГЛОНАСС позволяет успешно решать эту задачу. Причем главное тут вовсе не возможность уличить нерадивого подчиненного в отклонении от заданного маршрута, хотя и это в наших условиях порой бывает нелишним. Но представьте себе, произошло ЧП с машиной где-нибудь в глухом месте, где мобильная связь не действует. Вот тут-то ГЛОНАСС и поможет оперативно отреагировать — послать подменную машину для выполнения задачи, а может, даже спасти людей, попавших в экстремальную ситуацию...

Михаил Жуков, генеральный директор компании HeadHunter:

— Многие компании следят за своими сотрудниками — проверяют корпоративную почту, записи в блогах и социальных сетях, записывают телефонные разговоры. Некоторые даже следят за блогами сотрудников конкурентов. Особенно практика контроля персонала распространена в компаниях с государственным капиталом, на оборонных предприятиях и в банках. Степень контроля зависит от отдела: сильный контроль всегда ведется за IT-подразделениями, программистами, департаментами финансов и развития. Что касается слежки за корпоративным транспортом, то возможно несколько вариантов. Для компаний, чей бизнес связан с перевозками людей или грузов, практика отслеживания машин абсолютно нормальна и даже необходима. Оператор всегда должен знать, где его машины сейчас находятся — это основа таких бизнесов. Что касается отслеживания перемещений корпоративных автомобилей для персонала компании, то если это делается открыто, с помощью сотовых сетей или спутников,— это нормально, хотя и редко где встречается. Я слышал только об одной компании, которая ввела такую систему. Обычно водители (или их пассажиры) просто сообщают руководству или коллегам, где они сейчас и куда едут — это часть корпоративной культуры. В случае же, если это делается тайно, то это незаконно, как незаконна любая слежка за людьми, проводимая без санкции милиции или следственных органов. Вряд ли эта практика применяется даже в крупнейших госкорпорациях.

Владимир Некрасов, генеральный директор Contour Components:

— Скрытно подглядывать и подслушивать нельзя, потому что аморально. А явно — можно, потому что компания существует для клиентов по большому счету, а не для сотрудников. Все, что хорошо для клиентов и не нарушает закон, допустимо. Например, меня всегда как клиента интересовал вопрос, не плюют ли в мой суп повара. Даже если я знаком с хозяином ресторана, он не может мне этого гарантировать, не поставив камер наблюдения во все помещения, где можно плюнуть в мой суп.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1586071
ЦитироватьКосмическое око для мобильного уха[/size]
   
Приложение к газете "Коммерсантъ" № 5 (60) от 21.02.2011  
Использование М2М позволяет существенно оптимизировать транспортную логистику

Регулярные неудачи с запуском спутников ГЛОНАСС не способны поколебать оптимизм чиновников относительно будущего этой технологии. К тому же вариантов у России нет: использование чужеродной военной системы GPS стратегически опасно.

В августе прошлого года премьер-министр Владимир Путин высказал намерение к 2012 году оснастить все автомобили российского производства системами ЭРА ГЛОНАСС. Позже вице-премьер Сергей Иванов уточнил, что речь пока идет только об автомобилях для государственных нужд. Но процесс установки систем спутникового наблюдения уже начался и без указки сверху. Есть ряд преимуществ, которые дает ГЛОНАСС в связке с телематикой. В 2010 году в России оборудованием на основе технологий спутникового позиционирования ГЛОНАСС и GPS одновременно, по официальным данным Министерства транспорта, Министерства регионального развития, "М2М Телематики" и НПП "Транснавигация", экспертным оценкам аналитиков отрасли и данным СМИ, оснащено более 140 тыс. транспортных средств. По прогнозам генерального директора ОАО НИС Александра Гурко, мировой рынок спутниковой навигации в течение ближайших лет вырастет до $200 млрд против $90 млрд по итогам 2010 года. На Россию приходится всего 2% от этой цифры. В 2015 году совокупный объем навигационного рынка в РФ достигнет более 250 млрд руб. в год, а спрос на навигационное оборудование ГЛОНАСС превысит 8 млн единиц в год. А замминистра промышленности и торговли Юрий Борисов спрогнозировал, что объем российского рынка навигационных устройств ГЛОНАСС в 2011 году составит около 500 тыс. приемников, что в пять раз больше показателя прошлого года. В "М2М Телематике" ожидаемый размер российского навигационно-информационного рынка на транспорте к 2015 году оценивают в 100 млрд руб. По данным компании "Русские навигационные технологии", в 2009 году объем рынка систем спутникового мониторинга транспорта на базе ГЛОНАСС/GPS-технологий в рублевом эквиваленте составил около 920 млн руб. К 2014-2015 годам прогнозируется его шестикратный рост.

Как видно, цифры называются разные, но порядок примерно равный. В целом эксперты и участники рынка отмечают, что развитие этой отрасли уже неизбежно. Этому способствуют волевые решения, принимаемые на уровне государства и местных органов управления. Так, до конца 2011 года все автобусы в Москве планируется оснастить навигационным оборудованием ГЛОНАСС. Эта инициатива реализована уже в Калужской области, Татарии и Красноярском крае. К программе подключился 21 регион страны, где уже ведутся соответствующие работы.

Многообещающий новичок

Российский рынок систем мониторинга и диспетчеризации транспортных средств, навигационно-информационных систем на основе технологий спутникового позиционирования ГЛОНАСС и GPS начал формироваться в 2000-е годы, когда появились первые коммерческие решения, основанные на GPS-навигации. В 2007 году российский рынок систем мониторинга получил новый импульс развития благодаря реализации ФЦП "Глобальная навигационная система" по развертыванию полнофункциональной системы ГЛОНАСС и созданию навигационной аппаратуры потребителей. В настоящее время для оснащения транспортных средств представлено как односистемное оборудование (на базе GPS), так и двухсистемное на базе ГЛОНАСС/GPS. История с потерей спутников в результате аварий показала, что пока еще без "костылей" GPS не обойтись. В промышленном производстве комбинированных устройств пока нет. По словам господина Гурко, первый навигатор ГЛОНАСС/GPS появится в продаже не позже марта, а массовые продажи начнутся в конце года.

С технологической точки зрения у спутниковых навигаторов есть один существенный минус: связь со спутниками односторонняя. То есть автомобиль может определить свое местонахождение, а передать свои координаты — нет. Эту проблему решает использование навигатора в связке с устройством для мобильной передачи данных. На сегодняшний день самой проработанной технологией для этого являются GPRS, EDGE и 3G, большие надежды также возлагаются на четвертое поколение связи LTE. Собственно, комплекс из спутникового навигатора с SIM-картой — абонентский телематический терминал — является базовым потребительским "железом" для предоставления услуг телематики. Устройство может передавать сигналы посредством SMS либо через мобильный интернет. Второй вариант более совершенный.

Кроме местонахождения бортовое устройство может передавать множество параметров: уровень топлива, скорость, направление движения, контролировать момент вскрытия пломбы груза и т. д.

Типы систем различаются по видам сигналов и количеству бортовых устройств, с которыми способна работать система. Также от того, что происходит с этой информацией дальше, зависит сложность и стоимость комплекса. Так, в самом простом случае есть один автомобиль с устройством и один человек, выступающий в роли диспетчера. Существуют комплекты на базе GPS, в которых используется обычный навигатор, подключенный к сети GPS через ноутбук с мобильным телефоном в качестве модема. Сигналы с такой импровизированной системы мониторинга приходят на второй мобильный телефон.

Эту схему можно усложнять практически бесконечно. Интеллектуальная транспортная система (ITS) подразумевает сбор информации с большого количества телематических устройств, которая в автоматическом режиме обрабатывается в диспетчерском центре. Место сбора данных — это программно-компьютерный комплекс, который способен также реагировать на ситуации и подавать сигналы для управления передвижением транспортных средств. Если говорить о далекой перспективе, то ITS — первый шаг к автомобилям без водителя. Также эти системы планируется использовать как часть решения проблемы пробок в столице и других крупных городах России.

Технологии транспортной телематики делят по типам транспортных средств, на которых производится внедрение. Для пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, маршрутных такси) одним из главных вопросов является повышение безопасности перевозок. Для дорожной и строительной техники — контроль маршрута движения, расхода топлива и количества рабочих часов. Для транспорта спецслужб МВД, МЧС, машин скорой помощи основной задачей является повышение координации работы и сокращение времени реагирования на поступивший вызов.

В России процесс внедрения систем мониторинга и управления транспортом, по словам исполнительного директора ГК "М2М Телематика" Алексея Смятских, развивается в двух направлениях. Во-первых, это внедрения на общественном транспорте, технике МВД, МЧС и скорой помощи, которые проводятся в соответствии с указом президента от 17 мая 2007 года N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации" и соответствующими постановлениями правительства на средства федерального и местных бюджетов. В рамках таких проектов внедряются отработанные, стандартизированные решения, создаются диспетчерские центры.

Новая эра

Конечной целью оснащения автомобилей экстренных служб навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС/GPS и создания ведомственных диспетчерских и ситуационных центров является создание единой системы экстренного реагирования при авариях ЭРА ГЛОНАСС, терминалами которой планируется к 2013 году оборудовать весь пассажирский автотранспорт.

Объем потребности органов федеральной и муниципальной власти составляет, по разным оценкам, от 0,7 млн до 1 млн устройств. По оценкам Роспрома, ежегодный объем регулируемого рынка может составить 4 млрд руб. в год. За ближайшие два года ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИС) предстоит создать региональные диспетчерские и ситуационные центры, которые смогут справиться с этим огромным потоком информации. ГК "М2М Телематика" в этом проекте является технологическим партнером ОАО НИС и уже несколько лет работает над этим проектом. Компания насчитывает более 70 региональных представителей, а до 2013 года региональные диспетчерские центры будут созданы в каждом федеральном округе.

Система ЭРА ГЛОНАСС, о которой в августе говорил премьер-министр, во многом схожа с развиваемой сегодня в ЕС системой eCall. Она также предусматривает установку в автомобили навигационного терминала, передающего сигнал тревоги по каналам сотовой связи при нажатии водителем "тревожной кнопки" или срабатывании подушек безопасности. В случае получения такого сигнала оператор связывается с водителем и голосом выясняет причину. В этот момент в системе уже есть все данные по происшествию: координаты машины, время срабатывания детектора, номер автомобиля и т. д. Если действительно случилась авария или от водителя не получен ответ, на место происшествия отправляются службы экстренного реагирования, спасатели МЧС, скорая помощь, ГИБДД. Водитель или пассажиры могут также самостоятельно включить устройство, передать данные или связаться с оператором. Согласно распоряжению правительства от 14 мая 2010 года, единственным исполнителем госзаказа на развертывание система экстренного реагирования при авариях ЭРА ГЛОНАСС назначено ОАО НИС. Для этих целей организация получила лицензию Роскомнадзора на использование виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи. Это позволит компании заключать договоры на предоставление экстренных каналов связи с сотовыми операторами России, что существенно ускорит создание инфраструктуры ЭРА ГЛОНАСС, обеспечит максимальное географическое покрытие, сэкономит значительные государственные средства. По предварительным расчетам чиновников, использование этой системы ежегодно будет сохранять тысячи жизней, а также позволит снизить расходы бюджета на ликвидацию последствий ДТП.

Сегодня терминалами этой системы уже оборудованы школьные автобусы и транспорт, перевозящий опасные грузы, а полноценная тестовая зона системы развернута в Республике Татарстан. Некоторые результаты уже можно видеть на практике. В службе скорой помощи Хабаровска время прибытия машины к больному сократилось в среднем с 19 до 16 минут. Скорость прибытия бригад скорой помощи в Рязани возросла на 10%. В Барнауле время приезда бригад скорой помощи по вызовам снизилось с 21 до 10 минут. В 2009 году в Рязани начат проект по внедрению элементов интеллектуальных транспортных систем (ИТС). ГЛОНАСС-оборудованием оснащено более 1 тыс. транспортных средств различного назначения, и сегодня система ГЛОНАСС контролирует весь муниципальный транспорт города (автобусы, троллейбусы, машины МЧС и скорой помощи, транспорт специальных технических служб).



Спутниковый антивор

Возврат угнанных транспортных средств (ТС) представляет собой бурно развивающийся сегмент бизнеса ряда поставщиков услуг спутниковой навигации и мониторинга ТС в мире. Например, в 2009 году компания MiX Telematics заработала €37 млн (40% годовой выручки) при оказании таких услуг — главным образом в Южной Африке. Обычно такие компании продают подписку на услугу своим клиентам. В России, как и в Южной Африке, отмечается повышенный уровень угоняемости ТС. В 2008 году, например, было угнано 50 тыс. машин.

Пока использование систем навигационного мониторинга для поиска угнанных машин в России — дело будущего. Но уже сейчас ИТС способны помогать в борьбе против краж. УВД Тамбова совместно с администрацией города и компанией "М2М Телематика Тамбов" внедрили новый способ обнаружения автомобилей, объявленных в розыск в рамках плана "Перехват". Теперь к поиску могут быть привлечены водители более 400 единиц городского общественного транспорта, оснащенного оборудованием ГЛОНАСС. Номер и приметы угнанной машины поступают из дежурной части УВД в центральную диспетчерскую службу МАУ "Пассажирские перевозки", а оттуда передаются на все транспортные средства, оборудованные абонентскими терминалами M2M-Cyber GLX, и отображаются на LCD-дисплее, установленном в кабине водителя. Эффективность нововведения была проверена экспериментально: 24 ноября прошлого года в 17 часов без предварительного оповещения водителям была передана вводная о совершении в городе угона легкового автомобиля и его приметы. Похищенное транспортное средство, в роли которого выступал один из автомобилей УВД, было обнаружено водителями муниципального транспорта уже через десять минут, а его координаты переданы диспетчеру и в дежурную часть УВД. Как сказал заместитель начальника УВД по г. Тамбову, начальник штаба УВД Андрей Маков, участие граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью позволяет не только не допустить ухудшения криминальной ситуации в условиях сокращения численности личного состава органов внутренних дел, но и вовлечь граждан в правоохранительную деятельность. "Все мы живем в одном городе,— пояснил Андрей Маков,— и вместе можем бороться с преступными посягательствами, такими, например, как угон автотранспорта. Ведь раньше за конокрадами следила вся деревня, а не только тот, у кого лошадь украли. Водители общественного транспорта сами по себе люди очень внимательные, и если передать информацию, что разыскивается такой-то автомобиль, и попросить сообщить в 02 или диспетчеру, вероятность обнаружения похищенного автомобиля значительно вырастет. Так что преступникам мы ходу не дадим и они будут знать, что за ними следят не только сотрудники милиции, но и любой гражданин".

Груз под защитой

Второе большое направление телематических услуг на основе спутниковой навигации и сотовой связи — внедрения в коммерческом секторе, в частности на транспорте логистических компаний, дорожно-строительной и другой технике. Сейчас они ведутся с оглядкой на новый технический регламент и требования системы ЭРА ГЛОНАСС. Господин Смятских отмечает, что на этом рынке число игроков весьма велико, а стандартизация оборудования и технологий слаба.

Главные потребители этой технологии в коммерческом секторе на сегодняшний день логистические компании. Системы спутникового мониторинга транспорта используются ими для контроля за целевым использованием транспорта. Также проверяется действительный маршрут, пройденный транспортным средством, точки остановок, скоростной режим, расход топлива, время работы механизмов, контролируется соблюдение графика движения. На карте определяются контрольные зоны, им присваиваются понятные наименования. Например, "Автопарк", "Центральный рынок", "Магазин N 41", "Стоянка N 7" и т. д. Проверяется время пересечения границ зоны. Отчет может представляться как с использованием картографической информации, так и в текстовом виде. Текстовый отчет облегчает интеграцию системы мониторинга с другими приложениями. На основе собранной информации о большом количестве пройденных маршрутов можно выработать оптимальные пути передвижения для более экономного расходования топлива и рабочего времени сотрудников. Кроме того, для компаний, перевозящих грузы, серьезной проблемой является воровство и грабежи. Для защиты от этих неприятностей можно оснастить машину специальной кнопкой для подачи сигнала тревоги. Некоторые терминалы спутникового мониторинга могут также автоматически передавать сигнал в серверный центр в случае срабатывания штатной сигнализации автомобиля. Также транспортное средство можно оснастить детекторами, которые будут связаны с основным бортовым устройством. Кроме датчика расхода топлива устанавливают также датчик нагрузки на оси, уровня топлива в баке, температуры в рефрижераторе для хранения груза, датчики, фиксирующие изменение состояния спецмеханизмов (бетоносмесителя, стрелы крана и т. д.). Существую также детекторы, передающие сигнал при открывании двери или капота, определяющие факт наличия пассажира.

Было подсчитано, что использование систем спутникового мониторинга значительно повышает качество и эффективность работы корпоративного транспорта и в среднем на 20-25% снижает расходы на топливо и содержание автопарка.

Комплексные услуги по мониторингу автопарков оказываются специализированными компаниями, которые взимают абонентскую плату за пользование своей системой. Обычно контроллеры для транспортных средств необходимо покупать отдельно либо платить за их аренду. Самые "продвинутые" системы интегрированы с бухгалтерскими программами и ПО для управления ресурсами предприятия. Использовать системы мониторинга транспорта (СМТ) имеет смысл компаниям, в автопарке которых более сотни транспортных средств. Оснащение одного автомобиля может обойтись примерно в 20-40 тыс. руб. Стоимость зависит от количества устанавливаемых датчиков, дополнительно контролирующих работу машины, например навесных механизмов.

По данным "М2М Телематики", по результатам внедрения ГЛОНАСС/GPS-решений экономия топлива компаний, имеющих крупные автопарки, достигает 30%, общие эксплуатационные затраты на перевозку грузов сокращаются на 20%, снижаются расходы на амортизацию и ремонт транспорта. Также значительно повышается эффективность управления процессом транспортировки. По данным инвестбанка "Открытие", в отсутствие мониторинга российские грузовики демонстрируют более низкую эффективность по сравнению с европейскими. Как отмечает представитель компании "Русские навигационные технологии" (РНТ), после установки систем СМТ российские компании снижают расходы в среднем на 30%, что позволяет окупить инвестиции в течение трех месяцев. В Европе расходы снижаются в среднем на 10%, срок окупаемости инвестиций — три-шесть месяцев.

РНТ принадлежит одна из крупнейших интеллектуальных систем мониторинга, "Автотрекер". Компания, по собственным оценкам, занимает 23% рынка систем спутниковой навигации транспорта РФ по объему установленного оборудования. Летом прошлого года РНТ вышла на IPO на бирже ММВБ.

Недавнее заметное внедрение комплексного решения ГЛОНАСС/GPS "Автотрекер" было проведено на "Северстали". К "Автотрекеру" подключили большегрузные самосвалы "БелАЗ", топливозаправщики, другую спецтехнику и транспортные средства, задействованные в производственных процессах компании. Также помимо интеллектуальных бортовых блоков (ББ) системы "Автотрекер" на транспортные средства были также установлены датчики расхода топлива. И специально под этот проект был создан современный диспетчерский центр, позволяющий контролировать местонахождение, перемещения и простои техники, получать точные данные о реальном пробеге ТС, динамике расхода топлива и др. Особенностью этого решения является то, что даже когда техника выходит из зоны покрытия сотовых сетей, сбоев системы не происходит. Бортовые устройства не только снимают показания подключенных датчиков, но и производят локальную обработку первичных данных. Логика этой обработки, задаваемая загруженными в ББ правилами, полностью сохраняется даже тогда, когда ББ работает в автономном режиме, при этом первичные данные и результаты обработки автоматически передаются в диспетчерский центр, как только связь восстанавливается. В частности, правила позволяют описать маршрут машины, определить недопустимые отклонения от него, задавать требующие специальной обработки критические области и пороговые значения параметров. Анализируя последовательность событий, связанных с различными датчиками одного или нескольких ТС, бортовой блок выявляет нештатные ситуации и реагирует на них. Причем набор и индикаторы таких ситуаций и реакции на них также задаются правилами. При такой архитектуре системы мониторинга влияние центра обработки на управление автомобилем в реальном масштабе времени не является критическим, хотя центр может выдавать команды, не предусмотренные правилами, а также применять дополнительные правила.

То есть решение полностью защищает компанию от таких проблем, как ненужные рейсы, слив горючего, приписки пробега и др. "Во многих отраслях промышленности невозможность существенно повысить эффективность использования транспортного парка традиционно воспринимается как нечто неизбежное. Это приводит к тому, что в систему планирования изначально закладываются значительные издержки: предприятие покупает дорогостоящие машины, их больше, чем нужно, но они почему-то не дают намеченной отдачи. Администрация, ориентируясь на средние показатели, смотрит на любого водителя с подозрением — как на нарушителя, что, конечно, создает напряженную обстановку в коллективе. Масштаб проблемы ставит ее в один ряд с высокой стоимостью ГСМ, качеством запчастей и др.",— говорит Иван Нечаев, исполнительный директор компании РНТ. В металлургической отрасли ущерб особенно велик — из-за большого масштаба деятельности предприятий, особенностей работы транспорта и спецтехники, а также высокого удельного потребления ГСМ, характерного для большегрузной техники. Теперь в любой момент диспетчер точно знает, где находится каждая машина, имеются ли какие-либо отклонения от задания. Более того, в конце каждой смены автоматически формируются отчеты и сводки, позволяющие произвести правильный расчет с каждым водителем, оценить эффективность использования техники.

Решение на "Северстали" интегрировано с системой "1С:Управление транспортом". Это позволило полностью автоматизировать ввод в нее данных о планируемом и фактическом пробеге транспорта, использовании топлива, работе водителей. В итоге повысилась оперативность подготовки основанных на этой информации финансовых документов, полностью исчезли проблемы, связанные с неизбежными ошибками ввода первичных данных вручную.

Степень проникновения услуг спутникового мониторинга транспорта (СМТ) в России на сегодняшний день в четыре раза ниже аналогичного показателя в наиболее индустриально развитой стране мира Соединенных Штатах Америки. Коэффициент проникновения услуг СМТ в США равен 12%, тогда как в Европе он составляет 5,3%, а в России — 3%. По прогнозам ИБ "Открытие", в течение пяти лет рынок услуг СМТ в США и Европе будет расширяться со скоростью 15-22% в год, в то время как в России среднегодовые темпы роста рынка превысят 40%. По мнению аналитиков инвестбанка, есть несколько причин, по которым в течение следующих пяти-десяти лет Россия может не только догнать, но и обогнать США по степени проникновения услуг СМТ. Экономия издержек у российских владельцев автопарков будет более существенной, правительство РФ активно поддерживает развитие систем на базе технологий ГЛОНАСС. Есть большая вероятность того, что консолидация российского автопарка коммерческих ТС приведет к существенному расширению базы потенциальных пользователей услуг СМТ в России.

Светлана Рагимова

Абсолютное знание[/size]

В США транспорт местных автопарков или грузовики для дальних перевозок оборудованы блоками системы УМР почти на 80%, обеспечивая 84% соответствующей рыночной выручки. Чаще всего эти блоки представляют собой черные ящики, записывающие и передающие заданную информацию, однако растущую популярность завоевывают блоки с интерфейсом для водителя. Записываемая информация касается не только местонахождения транспортного средства (ТС), но и расхода топлива, состояния тормозной системы, температуры трейлеров-рефрижераторов и т. д. Если проводится мониторинг перевозимого груза, то он обычно отслеживается с помощью радиочастотной идентификации, но для этих целей также может использоваться и GPS.

Сложное в простом

М2М-разработки сегодня не нуждаются в долгом раскачивании — решения рождаются на лету и довольно быстро доносятся до массового потребителя. Так, совместно с ГК "Эшелон Геолайф" "Вымпелком" планирует в марте запуск "коробочного" решения по мониторингу транспорта. Продукт, по сути, будет состоять из датчика, который легко устанавливается в подвижном объекте, и организации простого и быстрого канала доступа к системе мониторинга его показателей через веб-интерфейс. Услуга имеет стандартный функционал (местоположение и скорость объекта, геозоны, маршруты, отчеты, уведомления), то есть самое необходимое. Малому и среднему бизнесу подобное решение может существенно помочь в оптимизации своих операционных, логистических и иных расходов. При этом время внедрения минимально.

Развитие систем мониторинга

Согласно данным CJ Driscoll, в 2009 году в мире использовалось 8 млн модулей систем мониторинга, при этом почти 75% из них приходилось на США и Европу, где данные технологии применяются на протяжении наиболее длительного периода. Соединенные Штаты являются самыми прогрессивными в плане использования систем УМР: там установлено приблизительно 3,9 млн бортовых модулей. При этом 3 млн модулей используется на ТС автопарков (с общим количеством ТС 25 млн), что свидетельствует о степени проникновения на уровне 12,0%. В Европейском союзе установлено 1,5 млн модулей систем СМТ при общем количестве ТС 28,5 млн, то есть уровень проникновения составляет 5,3%. Ожидается заметный рост количества смонтированных на ТС бортовых модулей. По данным CJ Driscoll, их количество в 2009-2012 годах будет расти в США с совокупным среднегодовым темпом роста 15%, при этом компания Berg Insight прогнозирует ежегодный рост до 2014 года на уровне 22%.

Источник: ИБ "Открытие
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

PIN

Много слов, не осилил.
Параграфы, которые прочитал, изобилуют демагогией.
Например, нынешняя эффективность скорой медицинской помощи и снижение смертности при ДТП на дорогах в развитом мире определяется совершенно другими факторами. В первую очередь, развитой сетью пунктов скорой помощи, оснащением автомобилей скорой помощи, обучением всех участников дорожного движения приемам неотложной помощи и вообще поведению в таких ситуациях и дисциплиной на дорогах, позволяющей оперативно прибывать на место ДТП.

Если хоть один из этих факторов в РФ удастся довести до состояния, например, в Германии - то погибших будет на тысячи меньше. А оглонашивание тут - 101й фактор.

PIN

ЦитироватьНо стандарт, уверены специалисты, обязательно появится. К 2013 году на всех новых автомобилях, продаваемых в странах-участниках, должны быть установлены навигационно-коммуникационные устройства, которые срабатывают при аварии и передают по каналам GSM-связи через номер 112 информацию об автомобиле и его координатах на ближайший или наиболее удобный пункт обработки вызовов.


Евробюрократы при поддержке ряда компаний хотели и c 2009 сделать это обязаловкой, и c 2011. На сегодня _планируется_ продавить законодательную обязаловку для новых автомобилей с конца 2013 (с оговорками) и обязаловку "фиг уйдешь" с 2015. Будет это или нет - неизвестно.

И передача MSD (с координатами в том числе) - лишь одна из функций, без голосовой связи и место аварии не всегда можно точно определить, и ложные срабатывания не отсеять.

Лютич

В Риме автобусы оджепеэсены.

Благодаря этому на многих остановках есть бегущая строка, где показывается, где находятся ближайшие подъезжающие автобусы каких маршрутов и ориентировочное время прибытия исходя из текущей средней скорости.
Таким образом можно сразу понять, стоит стоять на остановке, или надо идти в кафешку. Успел ли человек, с которым встречаешься, теоретически успеть сесть на автобус. и т.д.

Для Виницкого: в Риме выделенных полос в центре очень мало по объективным причинам. Плюс пробки. Поэтому расписание более-менее соответствует действительности только для конечных пунктов маршрута.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.