О запрете закупки иностранных телекоммуникационных КА

Автор Старый, 15.11.2013 08:07:58

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

bavv

ЦитироватьОлег Остапенко быстро освоился в космосе

За спиной "Космической связи" Роскосмос начинает коммерческие войны с EADS
15.11.2013, 00:00

Спойлер
Как стало известно "Ъ", Россия может отказаться от практики размещения за рубежом заказов на изготовление космических аппаратов связи, вещания и ретрансляции гражданского назначения. Инициатор отказа — новый глава Роскосмоса Олег Остапенко считает ее скрытой формой дотации зарубежных производителей. В результате европейский концерн EADS может лишиться части российских контрактов, а единственным поставщиком гражданских спутников связи может стать ОАО "Информационные спутниковые системы". Заказчик аппаратов серии "Экспресс" — ФГУП "Космическая связь" считает подобную инициативу нарушением "не только принципов ВТО, но и закона о конкуренции".

Предложение сделать ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) монопольным поставщиком телекоммуникационных спутников содержится в письме главы Роскосмоса Олега Остапенко на имя курирующего отрасль вице-премьера Дмитрия Рогозина ("Ъ" располагает его копией). Роскосмос настаивает на отказе от услуг иностранных поставщиков такой техники, поскольку "обеспечение за счет федерального бюджета создания средств выведения и услуг по запуску космических аппаратов, заказанных у зарубежных компаний, является скрытой формой государственной дотации их научно-технического и производственного потенциала", говорится в документе. В этой связи, отмечает господин Остапенко, вопросы создания средств выведения и обеспечения запусков космических аппаратов "Экспресс-АМУ2", "Экспресс-АМУ3", "Экспресс-АМУ4" будут рассмотрены Роскосмосом и Россвязью при формировании Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы "с учетом размещения заказов на поставку указанных космических аппаратов у единственного поставщика — ОАО ИСС".

ОАО ИСС имени академика М. Ф. Решетнева создано в 2008 году на базе образованного в 1959 году восточного филиала ОКБ-1 С. П. Королева в Красноярске-26 (ныне Железногорск). В советское время специализировалось на выпуске космических аппаратов типа "Молния-1", на базе которых в 1960-х годах в СССР впервые в мире была создана система связи и телевещания на высоких эллиптических орбитах. С начала 1980-х годов занимается развитием орбитальной группировки системы ГЛОНАСС. Выручка по итогам 2011 года — 18,74 млрд руб., чистая прибыль — 634,95 млн руб., стоимость чистых активов — 16,15 млрд руб.

Сейчас крупным поставщиком спутников связи для ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) является EADS Astrium (входит в концерн EADS), которая занимается их изготовлением на базе спутниковой платформы Eurostar 3000. Первый спутник серии "Экспресс-АМ4", запущенный 18 августа 2011 года, не был выведен на расчетную орбиту в связи с нештатной работой разгонного блока "Бриз-М". 25 марта 2012 года был затоплен в Тихом океане. На страховую премию за утерянный спутник в размере 7,5 млрд руб. ГПКС заказало в EADS Astrium новый спутник "Экспресс-АМ4R", идентичный потерянному. В марте 2012 года был подписан контракт на изготовление "Экспресс-АМ7", а в начале 2013 года EADS Astrium выиграла конкурс на изготовление, поставку, выведение на орбиту, проведение испытаний на орбите, сдачу в эксплуатацию и поддержку на орбите космического аппарата "Экспресс-АМУ1" (стоимость контракта — 6,23 млрд руб.).

При этом в Роскосмосе не скрывают, что при выполнении гражданских заказов ОАО ИСС вынуждено привлекать "зарубежных соисполнителей". Так, модификация серии "Экспресс-А" была разработана российской компанией совместно с Alcatel Space, а два спутника непосредственного вещания "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2" создаются в партнерстве с французским подразделением компании Thales Alenia Space.

Правда, из письма Олега Остапенко следует, что сейчас ИСС испытывает сложности с выполнением текущих заказов. Так, запуск космического аппарата "Экспресс-АМ8" может быть осуществлен не ранее августа 2014 года "в связи с задержкой поставки и ремонтом бортовой техники", говорится в документе. "В протоколе июльского выездного совещания Роскосмоса и Россвязи (проходило 12 июля в офисе ИСС в Железногорске.— "Ъ" ;)  зафиксировано поручение ИСС обеспечить готовность этого спутника к запуску в срок до 30 мая",— сообщил "Ъ" источник в правительственной комиссии по связи.

Но в самом ИСС уверены, что справятся с изготовлением всех спутников серии "Экспресс". "В случае назначения нас единственными исполнителями проблем с производственными мощностями не возникнет: в советское время мы изготавливали до 28 спутников в год,— заявил "Ъ" гендиректор ИСС Николай Тестоедов.— За последние семь лет отстроили два новых цеха и ежегодно изготавливаем порядка 20 космических аппаратов". По его словам, при текущем раскладе заказчик тратит не менее года на проведение тендера, а после подведения его итогов зачастую вносит изменения в уже согласованное техническое задание, что ведет к срыву сроков. "Назначение ИСС единственным исполнителем по производству спутников серии "Экспресс" позволит нам заранее готовить элементную и производственную базу. Такой режим работы для ИСС более удобен",— подчеркнул господин Тестоедов.

В свою очередь, в EADS Astrium "Ъ" вчера заявили: "Никаких официальных уведомлений о планах Роскосмоса в отношении сотрудничества по аппаратам "Экспресс" нам не предоставлялось". Там также добавили, что если подобное решение будет принято, они будут вынуждены согласиться с позицией заказчика.

В ГПКС к предложению Роскосмоса отнеслись крайне негативно. "Это прямое нарушение не только принципов ВТО, но и закона о конкуренции — мы обязаны проводить открытые конкурсы, и нам непонятно, почему необходимо создавать прецедент,— заявили "Ъ" в ГПКС.— Мы будем переводить разбор этой ситуации в юридическую плоскость".

Глава Россвязи Олег Духовницкий вчера отказался от комментариев.

Елена Ъ-Киселева, Иван Ъ-Сафронов
[свернуть]

АниКей

#1
ЦитироватьОлег Остапенко быстро освоился в космосе
 
За спиной "Космической связи" Роскосмос начинает коммерческие войны с EADS
                                
15.11.2013, 00:00                                                                               Как стало известно "Ъ", Россия может отказаться от практики размещения за рубежом заказов на изготовление космических аппаратов связи, вещания и ретрансляции гражданского назначения. Инициатор отказа — новый глава Роскосмоса Олег Остапенко считает ее скрытой формой дотации зарубежных производителей. В результате европейский концерн EADS может лишиться части российских контрактов, а единственным поставщиком гражданских спутников связи может стать ОАО "Информационные спутниковые системы". Заказчик аппаратов серии "Экспресс" — ФГУП "Космическая связь" считает подобную инициативу нарушением "не только принципов ВТО, но и закона о конкуренции".
Предложение сделать ОАО "Информационные спутниковые системы" (ИСС) монопольным поставщиком телекоммуникационных спутников содержится в письме главы Роскосмоса Олега Остапенко на имя курирующего отрасль вице-премьера Дмитрия Рогозина ("Ъ" располагает его копией). Роскосмос настаивает на отказе от услуг иностранных поставщиков такой техники, поскольку "обеспечение за счет федерального бюджета создания средств выведения и услуг по запуску космических аппаратов, заказанных у зарубежных компаний, является скрытой формой государственной дотации их научно-технического и производственного потенциала", говорится в документе. В этой связи, отмечает господин Остапенко, вопросы создания средств выведения и обеспечения запусков космических аппаратов "Экспресс-АМУ2", "Экспресс-АМУ3", "Экспресс-АМУ4" будут рассмотрены Роскосмосом и Россвязью при формировании Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы "с учетом размещения заказов на поставку указанных космических аппаратов у единственного поставщика — ОАО ИСС".
ОАО ИСС имени академика М. Ф. Решетнева создано в 2008 году на базе образованного в 1959 году восточного филиала ОКБ-1 С. П. Королева в Красноярске-26 (ныне Железногорск). В советское время специализировалось на выпуске космических аппаратов типа "Молния-1", на базе которых в 1960-х годах в СССР впервые в мире была создана система связи и телевещания на высоких эллиптических орбитах. С начала 1980-х годов занимается развитием орбитальной группировки системы ГЛОНАСС. Выручка по итогам 2011 года — 18,74 млрд руб., чистая прибыль — 634,95 млн руб., стоимость чистых активов — 16,15 млрд руб.
Сейчас крупным поставщиком спутников связи для ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) является EADS Astrium (входит в концерн EADS), которая занимается их изготовлением на базе спутниковой платформы Eurostar 3000. Первый спутник серии "Экспресс-АМ4", запущенный 18 августа 2011 года, не был выведен на расчетную орбиту в связи с нештатной работой разгонного блока "Бриз-М". 25 марта 2012 года был затоплен в Тихом океане. На страховую премию за утерянный спутник в размере 7,5 млрд руб. ГПКС заказало в EADS Astrium новый спутник "Экспресс-АМ4R", идентичный потерянному. В марте 2012 года был подписан контракт на изготовление "Экспресс-АМ7", а в начале 2013 года EADS Astrium выиграла конкурс на изготовление, поставку, выведение на орбиту, проведение испытаний на орбите, сдачу в эксплуатацию и поддержку на орбите космического аппарата "Экспресс-АМУ1" (стоимость контракта — 6,23 млрд руб.).
При этом в Роскосмосе не скрывают, что при выполнении гражданских заказов ОАО ИСС вынуждено привлекать "зарубежных соисполнителей". Так, модификация серии "Экспресс-А" была разработана российской компанией совместно с Alcatel Space, а два спутника непосредственного вещания "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2" создаются в партнерстве с французским подразделением компании Thales Alenia Space.
Правда, из письма Олега Остапенко следует, что сейчас ИСС испытывает сложности с выполнением текущих заказов. Так, запуск космического аппарата "Экспресс-АМ8" может быть осуществлен не ранее августа 2014 года "в связи с задержкой поставки и ремонтом бортовой техники", говорится в документе. "В протоколе июльского выездного совещания Роскосмоса и Россвязи (проходило 12 июля в офисе ИСС в Железногорске.— "Ъ") зафиксировано поручение ИСС обеспечить готовность этого спутника к запуску в срок до 30 мая",— сообщил "Ъ" источник в правительственной комиссии по связи.
Но в самом ИСС уверены, что справятся с изготовлением всех спутников серии "Экспресс". "В случае назначения нас единственными исполнителями проблем с производственными мощностями не возникнет: в советское время мы изготавливали до 28 спутников в год,— заявил "Ъ" гендиректор ИСС Николай Тестоедов.— За последние семь лет отстроили два новых цеха и ежегодно изготавливаем порядка 20 космических аппаратов". По его словам, при текущем раскладе заказчик тратит не менее года на проведение тендера, а после подведения его итогов зачастую вносит изменения в уже согласованное техническое задание, что ведет к срыву сроков. "Назначение ИСС единственным исполнителем по производству спутников серии "Экспресс" позволит нам заранее готовить элементную и производственную базу. Такой режим работы для ИСС более удобен",— подчеркнул господин Тестоедов.
В свою очередь, в EADS Astrium "Ъ" вчера заявили: "Никаких официальных уведомлений о планах Роскосмоса в отношении сотрудничества по аппаратам "Экспресс" нам не предоставлялось". Там также добавили, что если подобное решение будет принято, они будут вынуждены согласиться с позицией заказчика.
В ГПКС к предложению Роскосмоса отнеслись крайне негативно. "Это прямое нарушение не только принципов ВТО, но и закона о конкуренции — мы обязаны проводить открытые конкурсы, и нам непонятно, почему необходимо создавать прецедент,— заявили "Ъ" в ГПКС.— Мы будем переводить разбор этой ситуации в юридическую плоскость".
Глава Россвязи Олег Духовницкий вчера отказался от комментариев.
Елена Ъ-Киселева, Иван Ъ-Сафронов
 http://www.kommersant.ru/doc/2343717
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Иван Моисеев

ЦитироватьАниКей пишет:
обеспечение за счет федерального бюджета создания средств выведения и услуг по запуску космических аппаратов, заказанных у зарубежных компаний, является скрытой формой государственной дотации их научно-технического и производственного потенциала
Еще большие дотации из федерального бюджета идут в ходе закупок импортных автомобилей и компьютеров. Надо бы с них начать.
im

supermen

#3
ИСС ежегодно изготавливает 20 аппаратов??? Это каких??? 
А вообще аннулировать действующие контракты - это совсем не комильфо. Да и вообще не совсем понимаю , если Решетневцы легко могут все сами сделать , то чего конкурс проиграли, неужели не знали кому , чего , куда нести??? Лукавят бродяги... А если в ответ кааая-нибудь условная Еврокомиссия запретит поставки ЭКБ в Россию, что делать будем?
Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.  /Юрий Гагарин/


ZOOR

#5
С одной стороны КС - ФГУП, и вопросы прибыли перед ней остро не стоят. Можно спокойно дотировать собственного производителя, который без западного партнера все равно ничего путного не выдаст.

С другой стороны, образовывается естественная монополия - у нее свои + и минусы. Даже не образовывается, а юридически оформляется - только недавно разрешили за рубежом КА заказывать ЕМНИП. Вот например
Цитировать"Назначение ИСС единственным исполнителем по производству спутников серии "Экспресс" позволит нам заранее готовить элементную и производственную базу. Такой режим работы для ИСС более удобен",— подчеркнул господин Тестоедов.
может как снизить цену аппарата, так и поднять  ;)

Кстати, это была единственная конкретная позиция Остапенко - "лоббирование собственного производителя" - высказанная ем в интервью.
Остапенко с белорусами встретился, полобызались, а то, что ИСС проиграло конкурс на белорусский связник - вспоминали?
http://www.federalspace.ru/19993/
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

pkl

Цитироватьsupermen пишет:
ИСС ежегодно изготавливает 20 аппаратов??? Это каких???
А вообще аннулировать действующие контракты - это совсем не комильфо. Да и вообще не совсем понимаю , если Решетневцы легко могут все сами сделать , то чего конкурс проиграли, неужели не знали кому , чего , куда нести??? Лукавят бродяги... А если в ответ кааая-нибудь условная Еврокомиссия запретит поставки ЭКБ в Россию, что делать будем?
Придётся учиться делать самим. Мне нынешний руководитель Роскосмоса нравится всё больше и больше! :)  Главное, довести решение, потому что, как я понимаю, сопротивление прикормленных заказчиков будет отчаянным.

В принципе, для развития кокуренции, можно РКК "Энергию" привлечь. И НПОЛ. И хруников.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Veganin

Присоединяюсь к вопросу. Зачем? И были ли такие случаи раньше и чем аргументировали необходимость?
А для ИСС очень хорошая новость - в новостях сообщают, что Остапенко против закупки гражданских спутников за бугром - скрытая дотация иностранных производителей. Уже обратился с соотв. предложением к Рогозину :)
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Echidna


Старый

ЦитироватьEchidna пишет:
Порочная идея с этим запретом закупок...
Очень замечательная идея.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Veganin

#10
ЦитироватьEchidna пишет:
Порочная идея с этим запретом закупок...
Почему? ПН все равно пока будет импортная, надежная. Европейцам и так приличный кусок достанется. Своих надо поддерживать (и драть за качество) - чужим они нужны только в гробу.

ЦитироватьВедомство считает, что такие меры необходимы, так как покупка спутников у иностранных компаний представляет собой «скрытую форму» дотации зарубежного научно-технического и производственного потенциала из средств российского бюджета.
В связи с этим Роскосмос и Россвязь намерены отдать заказы на изготовление средств выведения и обеспечения запусков аппаратов «Экспресс-АМУ2», «Экспресс-АМУ3», «Экспресс-АМУ4» компании «Информационные спутниковые системы». Из письма Остапенко следует, что ИСС уже сейчас испытывает трудности с выполнением текущих заказов, отмечает издание.
http://lenta.ru/news/2013/11/15/roskosmos/
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Чебурашка

А если Запад станет вдруг против запуска иностранных спутников на русских ракетах?
Скрытая дотация. Своих надо поддерживать.

Veganin

#12
ЦитироватьЧебурашка пишет:
А если Запад станет вдруг против запуска иностранных спутников на русских ракетах?
Скрытая дотация. Своих надо поддерживать.
ПН составляет приличный кусок в стоимости современного спутника. Почти половина. Европейцы в накладе не останутся. Просто появится работа у сибиряков. Вы против?  :)  Тем более, уже заказанный европейцам спутник АМУ-1 (и "Экспресс-АМ7") от них никуда не денется. А это более 6 млрд. рублей.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Старый

ЦитироватьЧебурашка пишет:
А если Запад станет вдруг против запуска иностранных спутников на русских ракетах?
Скрытая дотация. Своих надо поддерживать.
Вообщето США запускают правительственные спутники (сделанные за счёт бюджета) только на своих ракетах. А как может быть иначе?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

#14
И вообще за бюджетные деньги надо покупать только продукцию произведённую в России. И автомобили и компьютеры. 
 Если иностранные компании хотят откусить свой кусок от нашего бюджета - пусть строят заводы здесь.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

mik73

#15
ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьEchidna пишет:
Порочная идея с этим запретом закупок...
Очень замечательная идея.
Ну будут закупать импортные борты через как-нибудь созданное тут СП. Как с АМ-4 было, вечная ему память. Строил EADS Astrium, но формально при деле был Хруничев.
Тем более, что СП Astrium с Энергией уже есть.

А что замечательного в идее - не знаю... Из 7 Экспрессов-АМ, с заявленным САС 12 лет, построенных, выведенных и начавших работать с 2003 года по сей день - три уже совсем памятники (АМ11, АМ1, АМ2).
Из двух выведенных и работавших "Яхт" (КазСат и Экспресс МД1) - памятники оба.
Ямалы-200 (201 и 202) - отличные аппараты, но им уже лет... и продолженния на Энергии эта серия пока не получила (по отдельным причинам, но не получила).
Про новые платформу от ИСС пока ничего не известно - есть только Ямал-300К, отличная штука, но еще и года  не работает. И не дай бог с ним что... (стучу по всему окрестному дереву, держу пальцы плюю через плечо и т.п.).
Нужны ж не железки как таковые на орбите, а услуги с них. Для ГПКС - частотный ресурс, чтобы продавать, для нас грешных, которые у ГПКС этот ресурс берут - чтобы оно работало долго и счастливо с заявленными параметрами. Потому как если что, то наши клиенты. которым мы на этом ресурсе улуги подаем, с нас тут же голову снимут и без штанов оставят. А на чьей железке этот ресурс работает - да конечному потребителю (вам, например, который через этот ресурс телевизор смотрит) - да глубоко фиолетово.

За "качество" со спутникостроителей можно спрашивать сколько угодно. Но когда выяснится, что настала пора спрашивать - будет уже поздно. И злые клиенты побегут снимать скальпы с операторов. Которым перейти со сдохшего борта нынче все равно некуда.

Пока не окажется над нами отечественных бортов в  достаточном количестве, проработавших и САС и маленько сверх САС  (а не 4 из 7-ми с трудом, причем до заявленного САС еще никто не дожил) -  класть все яйцы в одно место - очень стремно.

Старый

Цитироватьmik73 пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьEchidna пишет:
Порочная идея с этим запретом закупок...
Очень замечательная идея.
Ну будут закупать импортные борты через как-нибудь созданное тут СП.
А что, Следственный комитет и Генпрокуратуру уже упразднили? Ато я не успеваю отслеживать эти административные инновации...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитироватьmik73 пишет:
За "качество" со спутникостроителей можно спрашивать сколько угодно. Но когда выяснится, что настала пора спрашивать - будет уже поздно. 
А что, Следственный комитет и Генпрокуратуру уже упразднили? Ато я не успеваю отслеживать эти административные инновации...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитироватьmik73 пишет:
Нужны ж не железки как таковые на орбите, а услуги с них. Для ГПКС - частотный ресурс, чтобы продавать, для нас грешных, которые у ГПКС этот ресурс берут - чтобы оно работало долго и счастливо с заявленными параметрами. Потому как если что, то наши клиенты. которым мы на этом ресурсе улуги подаем, с нас тут же голову снимут и без штанов оставят. А на чьей железке этот ресурс работает - да конечному потребителю (вам, например, который через этот ресурс телевизор смотрит) - да глубоко фиолетово.
Я понимаю что по законам рынка выгодно продавать нефть и газ и покупать всё остальное от спичек до частотного ресурса. Но тут некоторые намекают что не всё определяется законами рынка...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

supermen

#19
Цитироватьpkl пишет:
В принципе, для развития кокуренции, можно РКК "Энергию" привлечь. И НПОЛ. И хруников.
Да че там и МИТ до кучи , а еще и частники подтянуться . Даурии и прочее. Только вот что-то есть ощущение , что проблема ни в голоаных предприятиях , а немного ниже. Но это ладно, главное не пущать супостата в свое болото и пилить народное бабло в одном всем удобном месте.
Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.  /Юрий Гагарин/