"Энергия-Буран". Четверть века прошло...

Автор grach, 01.11.2013 18:45:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#История#Памятная дата#Буран
15.11.2021 00:40
Буран — полет, опередивший время
Спойлер

















































[свернуть]

33 года назад, 15 ноября 1988 года, совершил свой триумфальный полет многоразовый корабль «Буран». Он дважды облетел Землю и совершил первую в истории автоматическую посадку крылатого космического аппарата на посадочный комплекс космодрома Байконур.
Это событие стало венцом самой сложной и наиболее дорогой программы отечественной космонавтики, начавшейся в середине 1970-х годов в качестве ответной меры на разработку американских шаттлов. Можно смело утверждать, что программа создания многоразовой космической системы «Энергия — Буран» стала самым масштабным космическим проектом в нашей истории. За 12 лет практически «с нуля» в нашей стране были созданы:
  • Самый мощный в мире кислородно-керосиновый ЖРД РД-170/171;
  • первый отечественный кислородно-водородный ЖРД РД-0120 тягой более 100 тс;
  • сверхтяжелая ракета-носитель 11К25 «Энергия»;
  • двухступенчатая ракета-носитель среднего класса 11К77 «Зенит»;
  • многоразовый воздушно-космический самолет 11Ф35 «Буран» стотонного класса, способный осуществлять беспилотный космический полет с авиационным спуском в атмосфере во всем диапазоне скоростей от орбитальной до посадочной;
  • система автоматической посадки ВКС;
  • единственный отечественный универсальный комплекс стенд-старт, позволяющий проводить наземные огневые испытания и пуски ракет-носителей сверхтяжелого класса;
  • технология воздушной транспортировки крупногабаритных элементов космических систем с заводов-изготовителей на космодром;
  • межотраслевая система управления, позволившая реализовать национальную программу подобного уровня сложности.
Созданный в годы «звездных войн», «Буран» стал великим творением советских конструкторов. Его единственный полет в ноябре 1988 года и спуск на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера вошел в «Книгу рекордов Гиннеса».
Для появления «Бурана» потребовалось создать тысячи новых материалов, технологий, производственных процессов, стендов, лабораторий, провести десятки тысяч различных испытаний, измеряемых циклами, трубными, стендовыми и летными часами наработки многочисленных узлов, агрегатов, макетов, летающих лабораторий и опытных изделий. Фактически была перевооружена вся ракетно-космическая отрасль, а наша авиация вплотную подошла к практическому освоению гиперзвука.
Старожилы космического порта, видавшие и мощную ракету «Протон», и гигантскую лунную царь-ракету Н1, увидев «Энергию», не сразу понимают, что на их глазах вершится история. Подготовка к пуску шла секретно, но в момент старта жители города ракетчиков высыпают на крыши.
«Столько труда... работали день и ночь, круглые сутки, не жалея себя, — вспоминает Александр Козловцев, ведущий инженер корабля ,,Буран". — Причем работали даже за идею, потому что было интересно. У нас никогда такого не было — ,,Союзы"и ,,Прогрессы" — это одно дело, а тут на тебе самолет! Да еще какой»!
Орбитальный корабль «Буран» — космический корабль многоразового использования, способный совершать длительные полеты, орбитальное маневрирование, управляемый спуск и самолетную посадку на специально оборудованный аэродром. С помощью «Бурана» можно было доставлять в космос космонавтов и полезные грузы массой до 30 тонн, а также проводить ремонт и обслуживание космических аппаратов непосредственно на орбите.
Над системой «Энергия — Буран» работала вся страна — при ее создании были объединены усилия сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских организаций, военных строителей, эксплуатационных частей космических сил. Всего в разработке системы участвовало 1286 предприятий и организаций из 86 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры. На систему «Энергия — Буран» работало более 2,5 млн человек по всей стране, причем более миллиона из них непосредственно были заняты ее созданием. По состоянию на начало 1992 года общие прямые расходы на программу составили 16,4 млрд рублей.
Второй запуск ракеты-носителя «Энергия» оказался последним. В 1993 году программа «Энергия-Буран» из-за отсутствия финансирования была закрыта.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Роман Б

#421
Цитата: Павел73 от 08.09.2021 21:59:54Нахрена нам вообще сдался этот Буран?! Чтобы помнить, как бездарно на него были потрачены колоссальные ресурсы?
С одной стороны был огромный шаг вперёд. с другой - я с Вами согласен. Если еще ракета "Энергия", в принципе. могла найти применение, например запуск 5 спутников на ГСО для покрытия территории СССР телефонной связью, выведение полупромышленных модулей в космос для выращивания сверхчистых кристаллов, создание отражателя для освещения одного из северных городов, захоронение радиоактивных отходов в космосе и пр., то без "Бурана" можно было запросто обойтись.

С. Тушин(ский)

Да, время летит быстро. Многое стало забываться... Я вот, например, не помню
 Александра Козловцева, ведущего инженера корабля ,,Буран". Конечно, на НПО "Молния" (головной организации по ОС "Буран") работало около 6000 человек, всех не упомнишь... Проверил по сайту Лукашевича (там есть перечень, хотя и неполный, участников создания системы "Энергия-Буран"), тоже нет. Я есть, моя жена есть (там мы и познакомились), все мои товарищи есть, все начальники есть... А ведущего инженера Козловцева нет. В общем, царь, похоже, ненастоящий.
Да, еще. Насколько я помню, автоматическая система посадки полностью называлась "система автоматического захода на посадку и посадки" (собственно автоматической посадкой назывался этап, начинающийся на высоте 30 метров у среза ВПП до остановки после пробега по полосе)

grach

Цитата: Роман Б от 16.11.2021 13:03:38
Цитата: Павел73 от 08.09.2021 21:59:54Нахрена нам вообще сдался этот Буран?! Чтобы помнить, как бездарно на него были потрачены колоссальные ресурсы?
С одной стороны был огромный шаг вперёд. с другой - я с Вами согласен. Если еще ракета "Энергия", в принципе. могла найти применение, например запуск 5 спутников на ГСО для покрытия территории СССР телефонной связью, выведение полупромышленных модулей в космос для выращивания сверхчистых кристаллов, создание отражателя для освещения одного из северных городов, захоронение радиоактивных отходов в космосе и пр., то без "Бурана" можно было запросто обойтись.
Буран, как и Шаттл, создавались романтиками освоения космоса, как космические транспортные системы. Тонны груза туда и обратно. Миссию "космических бомбардировщиков" им прицепили военные, чтобы оправдать свою причастность к теме. Оказалось, что транспортировать нечего...

grach

Цитата: С. Тушин(ский) от 16.11.2021 20:27:21Да, время летит быстро. Многое стало забываться... Я вот, например, не помню
 Александра Козловцева, ведущего инженера корабля ,,Буран". Конечно, на НПО "Молния" (головной организации по ОС "Буран") работало около 6000 человек, всех не упомнишь... Проверил по сайту Лукашевича (там есть перечень, хотя и неполный, участников создания системы "Энергия-Буран"), тоже нет. Я есть, моя жена есть (там мы и познакомились), все мои товарищи есть, все начальники есть... А ведущего инженера Козловцева нет. В общем, царь, похоже, ненастоящий.
Да, еще. Насколько я помню, автоматическая система посадки полностью называлась "система автоматического захода на посадку и посадки" (собственно автоматической посадкой назывался этап, начинающийся на высоте 30 метров у среза ВПП до остановки после пробега по полосе)
Точное название системы омплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "ВЫМПЕЛ".
Подробно здесь:

Arzach

Цитата: grach от 18.11.2021 11:47:07Буран, как и Шаттл, создавались романтиками освоения космоса, как космические транспортные системы. Тонны груза туда и обратно. Миссию "космических бомбардировщиков" им прицепили военные, чтобы оправдать свою причастность к теме. Оказалось, что транспортировать нечего...

Обычным транспортным романтикам из NASA никто бы достаточных денег под это не дал. На начальных стадиях проекта, когда возник вопрос о финансировании, эти романтики обратились к несколько другим романтикам - из ВВС. В результате Шаттл стал гораздо больше и сложнее, а круг его задач заметно расширился. Под чисто военные задачи было решено построить отдельный комплекс на базе ВВС Ванденберг, а впоследствии Шаттл планировался как рабочая лошадка для выведения, постройки и обслуживание орбитальных платформ и спутников военного назначения (в частности - в рамках программы СОИ). Буран же стал симметричным ответом. Но главная угроза в виде СССР схлопнулась, и подобные задачи оказались неактуальными.

Тем не менее, Шаттлы достойно завершили свою миссию, построив самое грандиозное сооружение на орбите Земли. А "Буран" продемонстрировал высокие научно-технические и технологические возможности советского оборонно-промышленного комплекса, но оказался его "лебединой песней".

С. Тушин(ский)

Цитата: grach от 18.11.2021 12:02:36
Цитата: С. Тушин(ский) от 16.11.2021 20:27:21Да, еще. Насколько я помню, автоматическая система посадки полностью называлась "система автоматического захода на посадку и посадки" (собственно автоматической посадкой назывался этап, начинающийся на высоте 30 метров у среза ВПП до остановки после пробега по полосе)
Точное название системы омплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "ВЫМПЕЛ".
Подробно здесь:
Не совсем так. "Вымпел" - это название "железа", которое обеспечивало информацией систему автоматического управления.
Вот как об этом сказано в экспресс-отчете (цитата из отчета по указанной Вами ссылке):

Комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "Вымпел" для орбитального корабля "Буран" универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия" предназначен для:
-измерения навигационных параметров для коррекции автономно счисленных системой управления координат орбитального корабля с высоты 40 км и дальности 400 км до входа в зону радиотехнической системы посадки комплекса;
-измерения навигационных параметров орбитального корабля в зоне действия радиотехнической системы посадки для обеспечения автоматического полета по глиссаде, приземления и пробега ОК по посадочной полосе;
Сама система автоматического управления на разных этапах полета использовала совершенно разные алгоритмы управления. Так, на этапе захода на посадку (высота от 4 км до 30 м) управление движением в боковом канале осуществлялось путем изменения угла крена. А с высоты 30 метров (точнее, с момента передачи управления при пересечении торца ВПП системе автоматической посадки) управление осуществлялось рулем направления. Почувствуйте разницу!

С. Тушин(ский)

Цитата: Arzach от 18.11.2021 12:59:17
Цитата: grach от 18.11.2021 11:47:07Буран, как и Шаттл, создавались романтиками освоения космоса, как космические транспортные системы. Тонны груза туда и обратно. Миссию "космических бомбардировщиков" им прицепили военные, чтобы оправдать свою причастность к теме. Оказалось, что транспортировать нечего...

Обычным транспортным романтикам из NASA никто бы достаточных денег под это не дал. На начальных стадиях проекта, когда возник вопрос о финансировании, эти романтики обратились к несколько другим романтикам - из ВВС. В результате Шаттл стал гораздо больше и сложнее, а круг его задач заметно расширился. Под чисто военные задачи было решено построить отдельный комплекс на базе ВВС Ванденберг, а впоследствии Шаттл планировался как рабочая лошадка для выведения, постройки и обслуживание орбитальных платформ и спутников военного назначения (в частности - в рамках программы СОИ). Буран же стал симметричным ответом. Но главная угроза в виде СССР схлопнулась, и подобные задачи оказались неактуальными.

Тем не менее, Шаттлы достойно завершили свою миссию, построив самое грандиозное сооружение на орбите Земли. А "Буран" продемонстрировал высокие научно-технические и технологические возможности советского оборонно-промышленного комплекса, но оказался его "лебединой песней".
Шаттл оказался сильно переразмерен как раз из-за требований военных, которые уже к первому полету тихо "слились". Огромный отсек для возвращения ПН массой 14 тонн (читай: спутник оптической фоторазведки KH-11 "Key Hole") и большие крылья для обеспечения требования по аэродинамическому маневру при спуске (1500 км по боку) определили облик Шаттла. Без этих требований отсек ПН был бы одноразовый, а с орбиты можно было бы возвращать до 5 тонн груза (кроме военных, никому такие возвращаемые массы с орбиты не требовались), но масса Шаттла была бы меньше, а главное, доля выводимой на орбиту ПН в составе всей системы была бы больше, а стоимость эксплуатации были бы существенно ниже.
Собственно говоря, это не мое мнение. В 1977-1979 годах в Сенате США проходили слушанья по эффективности расходов на проект Шаттл, стенограммы заседаний публиковались и были доступны в спецбиблиотеке МАИ. Так что данные оттуда.
А мне нужно было "тысячи" по английскому сдавать, вот я и объединил приятное с полезным - переводил и получал зачет по английскому языку и использовал этот материал в лекциях по космонавтике (я с 1976 года был член общества "Знание" и активно "зарабатывал" деньги - 4 рубля 50 копеек за лекцию)
 

Arzach

Цитата: С. Тушин(ский) от 18.11.2021 18:06:49Шаттл оказался сильно переразмерен как раз из-за требований военных, которые уже к первому полету тихо "слились".
Я бы сказал, что "слились" они чуть позже - после "Челленджера", эффект которого подкосил всё громадьё их намерений и привёл к серьёзной перетряске планов, практическому закрытию старта на Ванденберге и т.п.

Вадим Лукашевич

Друзья!

У вас осталось всего 10 часов, чтобы заказать календарь с "Бураном" на следующий год.
Срок возможности заказа продлеваться не будет, иначе мы не успеем напечатать его до Нового года.
Сделай эксклюзивный новогодний подарок себе и/или своим близким на https://planeta.ru/campaigns/buran2022



Ваш Вадим Лукашевич

grach

Цитата: Вадим Лукашевич от 21.11.2021 13:38:28Друзья!

У вас осталось всего 10 часов, чтобы заказать календарь с "Бураном" на следующий год.
Срок возможности заказа продлеваться не будет, иначе мы не успеем напечатать его до Нового года.
Сделай эксклюзивный новогодний подарок себе и/или своим близким на https://planeta.ru/campaigns/buran2022



Ваш Вадим Лукашевич
Красивый и уникальный календарь! Но каждый раз, смотря на него, мне будет больно. И так - в течении года...

Вадим Лукашевич

Друзья, у меня для вас отличная новость - мы начали подготовку к печати календаря с "Бураном" на 2022 год.

Для лучшего календаря нужна и лучшая типография - с этой целью на прошлой неделе я лично посмотрел оборудование и образцы продукции четырех московских и двух подмосковных типографий, из которых было выбрано четыре, которым заказаны цветопробы.

Каждая из четырех типографий напечатает несколько листов календаря с наиболее сложным сочетанием цветов. Причем для "чистоты эксперимента" разные типографии будут печатать одинаковые листы (обложку, "июнь" и "август"), но каждая - по своей технологии предпечатной подготовки макета и на своем оборудовании.

Из полученных цветопроб мы выберем лучшие - это и определит типографию, которая будет печатать весь тираж календаря.

На заказ календаря на https://planeta.ru/campaigns/buran2022 у вас осталось всего 38 часов - сделайте эксклюзивный новогодний подарок себе и/или свои близким!


triage

Цитироватьhttps://ria.ru/20211212/buran-1763325338.html

10:36 12.12.2021

МОСКВА, 12 дек - РИА Новости. Представители авиационной отрасли России, летчики-испытатели и депутаты просят директора музея техники Вадима Задорожного оставить купленный им "Буран" в Жуковском и предлагают создать на его базе филиал музея, следует из письма, копия которого имеется в распоряжении РИА Новости.
...
Там отмечается, что Задорожный осенью 2021 года стал владельцем советского космического корабля "Буран" (изделие 2.01), который с 2011 года находился на территории ЛИИ имени Громова, и собирается вывезти его с территории ЛИИ.
...

Arzach

Цитата: triage от 12.12.2021 21:03:27просят директора музея техники Вадима Задорожного оставить купленный им "Буран" в Жуковском и предлагают создать на его базе филиал музея
То есть, он спокойно гнил на задворках ЛИИ им. Громова с 2013 года, а как только его купили, чтобы вывести в публичное пространство, так сразу кому-то захотелось музей сделать, причём, как я понял, ещё и за деньги купившего?

https://yandex.ru/maps/-/CCUyI0V6WD

Игорь Годунов

Цитата: Arzach от 12.12.2021 21:53:25
Цитата: triage от 12.12.2021 21:03:27просят директора музея техники Вадима Задорожного оставить купленный им "Буран" в Жуковском и предлагают создать на его базе филиал музея
То есть, он спокойно гнил на задворках ЛИИ им. Громова с 2013 года, а как только его купили, чтобы вывести в публичное пространство, так сразу кому-то захотелось музей сделать, причём, как я понял, ещё и за деньги купившего?

https://yandex.ru/maps/-/CCUyI0V6WD
Это более чем типичное явление...

Arzach

Цитата: triage от 12.12.2021 21:03:27и собирается вывезти его с территории ЛИИ
Возможно, уже вывез в филиал музея на аэродроме Медынь, если верить неподтвержденной информации в конце этого подробного фотоотчета об изделии 2.01.

Бертикъ

В Медыне его уже дожидается тот самый МиГ-25ПУ №22, который встречал Буран на Байконуре и попал в кинохронику и на известное фото.
Вы не можете просматривать это вложение.
Вы не можете просматривать это вложение.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

grach

Цитата: Arzach от 12.12.2021 21:53:25
Цитата: triage от 12.12.2021 21:03:27просят директора музея техники Вадима Задорожного оставить купленный им "Буран" в Жуковском и предлагают создать на его базе филиал музея
То есть, он спокойно гнил на задворках ЛИИ им. Громова с 2013 года, а как только его купили, чтобы вывести в публичное пространство, так сразу кому-то захотелось музей сделать, причём, как я понял, ещё и за деньги купившего?

https://yandex.ru/maps/-/CCUyI0V6WD
ОК 2.01 никакого отношения к ЛИИ не имеет. Его там только изуродовали при "реставрации". Отношение имеет БТС, но он известно где и как... А у Задорожного его ждёт ЛЛ-22 и это правильно!

Arzach

Цитата: grach от 13.12.2021 10:02:56ОК 2.01 никакого отношения к ЛИИ не имеет. Его там только изуродовали при "реставрации".
Значит всё же имеет (имел), если кто-то имел право его там уродовать. Или это не он на фотокарте?

А то, что 22-й 25-й, его, судя по всему, дождался, это хорошо.

grach

Цитата: Arzach от 13.12.2021 10:16:41
Цитата: grach от 13.12.2021 10:02:56ОК 2.01 никакого отношения к ЛИИ не имеет. Его там только изуродовали при "реставрации".
Значит всё же имеет (имел), если кто-то имел право его там уродовать. Или это не он на фотокарте?

А то, что 22-й 25-й, его, судя по всему, дождался, это хорошо.
При освобождении площадей бывшего ТМЗ его просто "выбросили" за пределы территории... Но кто-то "сжалился"... Благо маршрут транспортировки по Москве-реке отработан. А что было дальше - см. 
http://buran.ru/htm/newsold14.htm
Новость от 16.08.2011