SpaceX

Автор igorvs, 14.08.2013 21:08:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Streamflow

Это вряд ли.

zandr

#4201
И ускорение к концу года - тоже вряд ли - время штормов.

ExDi

#4202
Цитата: zandr от 03.02.2025 20:40:53И ускорение к концу года - тоже вряд ли - время штормов.
Вы не можете просматривать это вложение.
в 2023 было так
Вы не можете просматривать это вложение.
в 2024 так
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru", "буцетам","streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

V.B.

Из-за разного масштаба по вертикальной оси создается визуальное впечатление, что число запусков в 2023 и 2024 годах примерно одинаковое, или даже уменьшилось в 2024 ;)

ExDi

Цитата: V.B. от 06.02.2025 16:11:00Из-за разного масштаба по вертикальной оси создается визуальное впечатление, что число запусков в 2023 и 2024 годах примерно одинаковое, или даже уменьшилось в 2024 ;)
да, но изначально целью было только посмотреть - как распределяется частота пусков в пределах года, я наспех в маткаде слепил по табличке пусков из вики. мне самому хочется поправить и сделать сводную гистограмму - но пока руки не доходят.
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru", "буцетам","streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

zandr

https://x.com/SpaceX/status/1897376764105478206
ЦитироватьSpaceX  @SpaceX
Recent media reports about SpaceX and the FAA are false.
SpaceX is working in coordination with @L3HarrisTech—the prime contractor for the FAA's telecommunications infrastructure— and the @FAANews to test the use of @Starlink as one piece of the infrastructure upgrades so badly needed along with fiber, wireless, and other technologies.
Starlink is a possible partial fix to an aging system. There is no effort or intent for Starlink to "take over" any existing contract – that's just FUD.
Given the critical safety issues, SpaceX signed a loan agreement with L3Harris, providing Starlink kits and service free of charge for an initial testing period. Beyond this initial testing deployment, SpaceX is working with L3Harris and the FAA to identify instances where Starlink could serve as a long-term infrastructure upgrade for aviation safety.

Arzach

Просто красивая фотография сегодняшнего пуска:

Вы не можете просматривать это вложение.

cross-track

три запуска за 13 часов
Live and learn

zandr

https://x.com/SpaceX/status/1900892299086770602
ЦитироватьSpaceX  @SpaceX
Falcon 9 completes three missions in ~13 hours, launching four astronauts to the @space_station, 74 rideshare payloads to orbit, and adding 23 @Starlink satellites to the constellation

V.B.

В 1-м квартале 2025 SpaceX выполнила 38 запусков (36 F9 + 2 Starship).
Для сравнения: в 1-м квартале 2024 SpaceX выполнила 32 запуска (31 F9 + 1 Starship).

cross-track


ЦитироватьSpaceX и немецкая компания Exolaunch, подписали (https://payloadspace.com/exolaunch-secures-spacex-rides-through-2028/?utm_source=x&utm_medium=organic-social&utm_campaign=post) контракт на множество запусков до 2028 года.

Ранее Exolaunch, занимающаяся интеграцией и выводом полезной нагрузки, развернула более 400 аппаратов за 20 запусков SpaceX, включая все миссии Transporter и Bandwagon. В новых решениях будут интегрироваться аппараты вплоть до тонны. Открываются офисы в Токио (Япония) и Тулузе (Франция).

Как видно, концепция "много разных спутников под одним капотом" пользуется успехом!
Live and learn

zandr

https://x.com/SpaceX/status/1926517798211047514
ЦитироватьSpaceX @SpaceX
These are the first drogue parachutes built entirely in-house by SpaceX. Tested earlier this year, they include key data-driven upgrades such as stronger joints and ribbons and a re-positioned pack for smoother deployment and inflation
<видео>
https://vk.com/spacex?from=groups&w=wall-41152133_524711
ЦитироватьВ рамках возвращения корабля Cargo Dragon миссии CRS-32, компания впервые испытала в реальном полёте новые тормозные парашюты
SpaceX:
— Это первые тормозные парашюты, которые полностью созданы SpaceX. Испытанные в начале этого года (видео), они включают ключевые усовершенствования, такие как: более прочные соединения и нервюра, а также переконфигурированная укладка парашюта для более плавного раскрытия и наполнения.
Как ранее заявляла компания, данные полученные во время прошедшего возврата грузового корабля, будут использованы ей и для модернизации тормозных парашютов пилотируемой версии корабля Dragon 2.
Вы не можете просматривать это вложение.

V.B.

Интервью Маска Эрику Бергеру (Ars Technica) непосредственно перед 9-м полетом Starship.

ЦитироватьArs Technica : Как вы оцениваете успех сегодняшнего запуска?

Илон Маск : Эти запуски — это все о данных. Самое главное — это данные о том, как улучшить конструкцию плитки, так что это в основном данные во время фазы сильного нагрева, повторного входа в атмосферу, чтобы улучшить плитки для следующей итерации. Так что у нас есть около дюжины или больше экспериментов с плитками. Мы пробуем разные покрытия на плитках. Мы пробуем разные технологии изготовления, разные технологии крепления. Мы варьируем заполнитель зазоров для плиток. И также мы хотим убедиться, что мы решили проблемы, которые вызвали взрывы в последних двух полетах в отсеке двигателя верхней ступени.

Арс : Вы считаете, что решили эту проблему?

Маск : Я чувствую, что у нас есть 80% — я не хочу испытывать судьбу, я собирался сказать 90% — но у нас есть около 80% шансов решить эти проблемы. Чтобы действительно иметь 100% шанс, требуется итерация конструкции двигателя. И отчасти это было то, что мы должны были обнаружить, что нам нужно затянуть болты, которые крепили камеру тяги к головке инжектора после срабатывания. Так вот, после первого срабатывания, как оказалось, именно это заставило некоторые болты немного ослабнуть; как будто некоторые из них, иногда, ослаблялись, и это позволяло в основном топливу и газу смешиваться. Потому что уплотнение, которое обычно блокирует проход топлива и окислителя, немного зазорило, и достаточно лишь небольшого количества топлива и кислорода, смешивающихся в плохом месте, чтобы взорвать двигатель.

Ars : Вы упомянули плитки. Является ли возвращение верхней ступени самой большой технической проблемой, стоящей на пути к полностью, быстро повторно используемому Starship?

Маск : Да. Я имею в виду, что мы много раз доказывали возможность повторного полета ускорителя. Теперь это более эффективный повторный полет ускорителя, потому что ускоритель буквально возвращается, его ловит башня и помещает на стартовый стенд. Это гораздо эффективнее, чем приземляться на беспилотный корабль с ногами, а затем корабль должен вернуться в порт. Это занимает несколько дней, и в Falcon 9 есть десятки мелких вещей, которые нужно ремонтировать между полетами. Это довольно быстрый ремонт, но он занимает несколько дней, в то время как ускоритель Starship предназначен для немедленного повторного полета. Так что он буквально возвращается, и в принципе, менее чем через 10 минут вы можете заправлять топливо в ускорителе.

Ars : Вы упомянули модернизированные двигатели, решающие проблему с верхней ступенью Starship. Каковы сроки запуска двигателей Raptor 3?

Маск : Это конец года. У модернизированных Raptor полностью переработана задняя часть ускорителя и корабля. Так что, поскольку нам не нужен тепловой экран вокруг верхней части двигателя, это значительно упрощает основание ускорителя и корабля. Он будет выглядеть немного, честно говоря, голым, особенно со стороны ускорителя, потому что двигатели будут просто там, как будто без вещей вокруг них. Если вы посмотрите на текущую конструкцию, вы увидите сопла, но вы не увидите камеру тяги и турбонасос, потому что каждый из них находится в индивидуальной ячейке с огнезащитным экраном. Но Raptor 3 спроектирован так, чтобы не требовать тепловой экран вокруг камеры тяги и турбонасоса. И это часть того, что делает его таким чистым. И это изменение конструкции, на которое мне действительно пришлось очень сильно надавить на команду, чтобы избавиться от любой вторичной структуры и любых деталей, которые могут сгореть, потому что не будет никакого теплового экрана. Так что все станет ясно, когда у нас появится Raptor 3. Версия 3 корабля и ускорителя имеет довольно радикальную переработку.

Ars : Десять лет назад вы сделали большие ставки на Starship и Starlink, и большинство людей, вероятно, ожидали, что один или оба из них потерпят неудачу.

Маск : Включая меня.

Арс : Да. Это были огромные ставки.

Маск : Меня интервьюировали в первые дни Starlink, и они спрашивали меня, какова цель Starlink? Я сказал, что цель номер один: не обанкротиться, как обанкротились все остальные [низкоорбитальные] коммуникационные группировки, и мы не хотим присоединиться к ним на кладбище. Поэтому любой исход, который не приведет к смерти, будет хорошим исходом.

Ars : Starlink стал действительно успешным. Он помог мне во время урагана. И Starship тоже на подходе. Если смотреть на ближайшие 10 лет, на что вы сейчас делаете ставку, что действительно принесет плоды SpaceX через десятилетие?

Маск : Ну, безусловно, самое главное — это Starship. Если программа Starship будет успешной, а мы видим путь к успеху, то это всего лишь вопрос того, когда мы создадим первую полностью многоразовую орбитальную ракету-носитель, которая, как вы знаете, является святым Граалем ракетостроения. Так что никто никогда не делал полностью многоразовую орбитальную ракету, и даже те части, которые были многоразовыми, было чрезвычайно трудно повторно использовать, так что экономика на самом деле была хуже, чем у одноразовой ракеты во многих случаях. Каноническим примером является шаттл, где полностью загруженный шаттл, стоимость всей программы, я полагаю, составляла около миллиарда долларов за полет.

Ars : Я видел одну исследовательскую работу , в которой полная стоимость оценивалась примерно в 1,5 миллиарда долларов.

Маск . Да. И это примерно эквивалентно стоимости Saturn V. Но Saturn V как одноразовая ракета имела в четыре раза большую грузоподъемность, чем шаттл. Так что шаттл был похож на принцип повторного использования, но исполнение, к сожалению, не было. Шаттл был обременен таким количеством безумных требований. Знаете, у меня есть этот пятишаговый процесс первых принципов, чтобы сделать вещи лучше. И первый шаг моего пятишагового процесса — сделать требования менее глупыми. А для правительства все наоборот. Правительство делает требования более глупыми.

Ars : То есть создание быстрого и многоразового корабля Starship является главной целью SpaceX на ближайшие 5–10 лет?

Маск : Да, конечно.

Ars : Вы работаете в космической отрасли уже почти 25 лет. И за это время SpaceX прошла долгий путь к решению проблемы запуска. Так что если бы вы пришли в отрасль сегодня в возрасте 20 с небольшим лет, знаете, с парой сотен миллионов долларов, какую проблему вы бы хотели решить? Над чем должны работать новые компании, филантропы и другие в космосе?

Маск : Мы строим эквивалент железной дороги Union Pacific и поезда. Так что как только у вас есть транспортная система на Марс, тогда открывается огромный набор возможностей, чтобы сделать что угодно на поверхности Марса, что включает, знаете ли, все, от строительства полупроводниковой фабрики до пиццерии, по сути, построение цивилизации. Поэтому мы хотим решить транспортную проблему, и это может позволить филантропам и предпринимателям делать что-то на Марсе, а это все, что нужно для цивилизации. Посмотрите, скажем, на Калифорнию. В Калифорнии было очень мало людей, пока не была достроена Union Pacific, а затем Калифорния стала самым густонаселенным штатом в стране. И посмотрите на Кремниевую долину и Голливуд и все остальное. Так что это наша цель. Мы хотим доставить туда людей, и если мы сможем доставить туда людей, то там буквально откроется мир возможностей.

Ars : NASA сосредоточено на Артемиде и возвращении на Луну. Я думаю, у вас смешанные чувства, возможно, по поводу этой программы.

Маск : Да, я думаю, что его амбиции слишком низкие.

Ars : Так имеет ли для вас значение, вернется ли Китай на Луну раньше США? Вас это волнует?

Маск : Я думаю, что США должны нацелиться на Марс, потому что мы уже были на Луне несколько раз. Да, если Китай сравняется с ним, я думаю, ладно, конечно, но это то, что Америка сделала 56 лет назад. Если посмотреть на программу «Аполлон», когда Кеннеди произнес эту знаменитую речь, речь шла о постановке цели, которая намного превосходит то, что уже было сделано. Это не было похоже на то, что давайте сделаем то, что уже сделали русские.

Ars : Верно. Кеннеди хотел добиться чего-то гораздо большего, чем сделали Советы.

Маск : Мы должны отправиться в 1000 раз дальше и отправиться на Марс. Марс в 1000 раз дальше Луны. И если мы собираемся отправиться на Луну, я думаю, нам следует сделать лунную базу или что-то, что будет следующим уровнем после Аполлона.

Ars : Вы провели последний год, уделяя много внимания политике. Мне интересно, считаете ли вы, что это замедлило SpaceX или навредило SpaceX?

Маск : Я думаю, что я, вероятно, потратил слишком много времени на политику, меньше, чем люди думают, потому что СМИ будут переоценивать любые политические вещи, потому что политические разногласия получают большую поддержку в СМИ. Это не то, чтобы я ушел из компаний. Это просто относительное распределение времени, которое, вероятно, было немного завышено со стороны правительства, и я значительно сократил его в последние недели.
https://arstechnica.com/space/2025/05/elon-musk-turns-his-focus-back-to-space-says-starship-and-mars-matter-most/

Streamflow

Н-да, взрывы потому, что гайки на фланцах раскручиваются. А он вообще в курсе, что после каждого взрыва изменялись режимы работы двигателей, и взрывы после этого прекращались? И именно для этого иногда приходилось что-то ранее установленное сбрасывать?
Да, и что Марс, и что Калифорния, разницы не нет :o

simple

Цитата: Streamflow от 29.05.2025 20:06:55А он вообще в курсе, что после каждого взрыва изменялись режимы работы двигателей, и взрывы после этого прекращались?
разные режимы разные частоты вибраций, разные вибрации могут как откручивать одну и туже гайку так и закручивать, обычное дело, а вот почему их не законтрили вопрос

Брабонт

Цитата: V.B. от 29.05.2025 14:14:33Интервью Маска Эрику Бергеру (Ars Technica) непосредственно перед 9-м полетом Starship.
За Маска-то можно быть спокойным - размаха шаги саженьи. Как Вы сами оцениваете результаты девятого полёта?

Streamflow

Цитата: simple от 29.05.2025 20:19:47
Цитата: Streamflow от 29.05.2025 20:06:55А он вообще в курсе, что после каждого взрыва изменялись режимы работы двигателей, и взрывы после этого прекращались?
разные режимы разные частоты вибраций, разные вибрации могут как откручивать одну и туже гайку так и закручивать, обычное дело, а вот почему их не законтрили вопрос
Когда всё разносит взрывом в клочья, законтровка вряд ли поможет.

V.B.

Цитата: Брабонт от 29.05.2025 20:25:13Как Вы сами оцениваете результаты девятого полёта?
Хуже чем ожидалось, но лучше чем распил В14 и S35 на металлолом. Если они обнаружили места, где были утечки, значит что-то придумают на будущее. Представьте себе гигантский стенд, на котором Старшип прожигают на полную длительность. Причем этот стенд моделирует условия вакуума и перегрузки. Вот это то, что было сделано в 9-м полете, только без затрат на строительство такого стенда.

zandr

https://vk.com/spacex?from=groups&w=wall-41152133_525673
ЦитироватьСобрали самые интересные тезисы из интервью Илона Маска для космоблогера Everyday Astronaut'а, косможурналиста Эрика Бергера и автоэксперта Сэнди Манро, взятые всего за несколько часов до 9-го полёта Starship
— В 9-м полёте Starship компания сделала основной упор на тесты крепления плиток теплозащиты во время взлёта и последующего входа в атмосферу. Основная инженерная задача по этой части, чтобы не отваливалось сразу много плиток (ред. - и как мы уже знаем, плитки показали себя очень хорошо в новом полёте) т.к. это помешает быстрому повторному использованию корабля

 Что для вас успешный испытательный полёт Starship?
— "Испытательный полёт - это о данных, что мы можем получить. Самое главное - как улучшить конструкцию плиток для следующей итерации корабля. У нас есть около дюжины или больше экспериментов с плитками. Мы пробуем разные покрытия, методы изготовления и крепления, а также заполнитель между плитками. И мы также хотим убедиться, что решили проблемы в двигательном отсеке Starship, которые вызвали потери кораблей в двух полётах. Вероятность решения данных проблем составляет 80%, я бы сказал даже 90%, но лучше пусть будет 80% (ред. - и как мы знаем, двигатели корабля успешно отработали во время подъёма и S35 вышел на расчётную траекторию орбиты, став первым кораблём V2 сделавшим это). Чтобы дать 100% - требуется итерация дизайна двигателя.

Мы обнаружили, что нам нужно лучше затягивать болты, которые крепили основную камеру двигателя к головке инжектора. Как оказалось, после запуска двигателя, некоторые болты немного ослабевали, что позволяло топливным компонентам встретиться вместе, а это не хорошо. В уплотнение, которое обычно блокирует проход топлива и окислителя возникал зазор, и было достаточно лишь небольшого количества метана и кислорода, встретивших в "плохом месте", чтобы устроить взрыв".

 Является ли возвращение корабля самой большой технической проблемой, стоящей сейчас перед вами?
— "Да. Наиболее проблемные места для теплозащиты корабля - петли и области вокруг крыльев. В некоторых зонах имеет смысл использовать плитки с метановым охлаждением, но это слишком сложно для последующей эксплуатации и у компании есть несколько идей, включая решения без использования активного охлаждения"

— Ускоритель Super Heavy проектируется с таким подходом, чтобы менее чем через 10 минут после его возвращения можно было заправлять в него топливо и готовить к новому полёту, а корабль Starship так, чтобы он был готов к повторному полёту в течение 1 часа

— На StarFactory инженерный отдел и производственные цеха буквально находятся под одной крышей, чтобы инженеры могли сразу видеть их работу "в железе".

 Каковы сроки первого полёта двигателей Raptor 3?
— "Конец этого года. Из-за Raptor 3 в новых ускорителях и кораблях будет полностью переработана кормовая часть. Честно говоря, это будет выглядеть немного голо. Raptor 3 разработан так, что ему не нужна теплозащита и отдельные отсеки с оборудованием для тушения пожаров. Это изменение конструкции, которое мне действительно пришлось отстаивать перед командой разработки, чтобы избавиться от любых вторичных структур, в которых могут быть пожары".

— SpaceX планируют отправить на Марс в начале от 3-х до 5-и кораблей Starship. "Срок 2026 года - очень амбициозен, скорее всего у нас не получится успеть, но может быть и получится. Нам нужно решить ещё множество технических задач, включая орбитальную дозаправку, которая является ключевой технологией для полётов к Марсу"

— "Starship может долететь до Марса за 6 месяцев, если существенно снизить ПН, то и за 3, но это имеет мало смысла и ставит ряд проблем. SpaceX не планируют использовать ионные двигатели на корабле, но в будущем это может быть рассмотрено, как одна из доп. опций"

— SpaceX ставят цель достичь стоимости доставки грузов на Марс меньше $100 000 за 1 тонну (сейчас она составляет около $1 млрд).

 Десять лет назад вы как бы сделали большие ставки на Starship и Starlink, и большинство людей, вероятно, ожидали, что один или оба из них потерпят неудачу. На что вы делаете большую ставку сейчас, что принесет плоды SpaceX через десятилетие?
— "Включая меня... Да. Это были огромные ставки. Сегодня, безусловно, самая большая ставка на Starship. Если программа Starship будет успешной, а мы видим путь к её успеху, вопрос только в том, когда мы создадим первую полностью многоразовую РН орбитального класса, что является святым Граалем ракетной техники.

Полностью и быстро повторно используемая система Starship - главная цель SpaceX на ближайшие 5-10 лет. Никто никогда не делал полностью многоразовую РН для орбитальных запусков, и даже те части, которые были многоразовыми, было чрезвычайно трудно повторно использовать. Каноническим примером является Space Shuttle, где c учётом подготовки к повторному полёту его стоимость составляла около $1 млрд за миссию. Это примерно эквивалентно стоимости ракеты Saturn V. Но Saturn V, как одноразовая ракета, имела в четыре раза большую грузоподъёмность, чем Shuttle. Так что он был похож на принцип многоразовости, но исполнение, к сожалению, было не лучшим. Он был обременён таким количеством безумных требований! Знаете, у меня есть 5 принципов, чтобы сделать любые вещи лучше. И первый шаг - сделать требования менее глупыми. А для правительства всё наоборот. Правительство делает требования ещё более глупыми!"

 Какую проблему могли бы решить другие компании space?
— "Мы строим эквивалент железной дороги Union Pacific и сами поезда. Так что, как только у нас появится транспортная система для Марса - откроет широкий набор возможностей для того, чтобы сделать что угодно на поверхности Марса, от строительства полупроводниковых фабрик до пиццерий. По сути, вам надо построить цивилизацию. Так что мы хотим решить транспортную проблему, а остальные потом могут делать там всё остальное. Это как с Калифорнией. В Калифорнии было очень мало людей, пока не была завершена железная дорога Union Pacific, а затем Калифорния стала самым густонаселенным штатом в США. Так что такова наша цель. Мы хотим, чтобы люди были на Марсе, и если мы сможем это сделать, откроется буквально мир возможностей для всего остального".

 Для вас имеет значение, высадится ли Китай на Луну раньше новой высадки США на спутник Земли?
— "Я думаю, что США должны нацелиться на Марс, потому что мы уже несколько раз были на Луне. Если Китай сделает это, то это будет примерно то же, что Америка сделала 56 лет назад. Когда Кеннеди произнёс свою знаменитую речь, речь шла о постановке цели, которая намного превосходит то, что уже было сделано СССР в космосе. Мы должны отправиться в 1000 раз дальше (Луны) на Марс. Цели программы Artemis - слишком просты, необходимо ставить их выше, например создать постоянную базу на Луне, а не просто повторить миссии Apollo. SpaceX могли бы доставить много людей на Луну, но планета не так хорошо подходит для главной цели компании, поэтому для этого и был выбран Марс".

 Последнее время вы уделяли много внимания политике. Считаете ли вы, что это навредило SpaceX?
— "Я думаю, что, вероятно, потратил слишком много времени на политику (но меньше, чем люди думают, или же это освещалось в СМИ). Я не уходил из своих компаний, это было просто другое распределение времени, которое, вероятно, было немного завышено на политические и общественные дела, но я уже значительно сократил его в последние недели".

zandr

https://vk.com/spacex?from=groups&w=wall-41152133_526371
ЦитироватьСтатистика запуска миссии Starlink-15.6
— 6-й запуск SpaceX в июне
— 15-й полёт ступени Falcon 9 B1081
— 72-й плановый запуск SpaceX этого года
— 120-я успешная посадка ускорителей компании подряд
— 372-я успешная посадка ступеней компании на платформу
— 461-я успешная посадка ускорителей ракет Falcon
— 489-й пуск ракеты Falcon 9
— 500-я полностью успешная миссия на ракетах Falcon
— 505-й плановый запуск SpaceX.

 Компания осуществила 500-ю полностью успешную миссию на ракетах Falcon, из которых: 487 были на Falcon 9, 11 на Falcon Heavy и 2 на Falcon 1.

На то, чтобы выполнить 100-й полностью успешный запуск, SpaceX понадобилось 12 лет (4409 дней), 200-й - более 2-х лет (801 день), 300-й - больше 1 года (376 дней), 400-й - менее 10 месяцев (296 дней) и 500-й - немногим более 7 месяцев (219 дней).