Экспресс-АМ4R – Протон-М/Бриз-М – Байконур 200/39 - 16.05.2014 01:42 ЛМВ - авария

Автор Salo, 31.07.2013 22:07:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Рысьь

ЦитироватьРазрыв трубопровода между ГГ и ТНА
А как это стыкуется с тем, что зафиксировано падение давление только у одной из 4-х камер? Кроме того, разве наддув из этого ТНА идёт не общие баки для двух двигателей? Если да, то падение тяги должно быть и в основном, так?

anik

#701
А вот, что не в "курилке":

ЦНИИмаш: рассматриваем четыре версии причины аварии "Протона"
http://ria.ru/interview/20140521/1008677917.html

О предварительных причинах аварии ракеты-носителя "Протон-М" со спутником связи "Экспресс-АМ4Р" рассказал в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Александру Ковалеву председатель Межведомственной комиссии (МВК), первый заместитель генерального директора ФГУП "ЦНИИмаш" Александр Данилюк.

— Какие версии аварии "Протона-М" рассматривают специалисты комиссии?

— Межведомственной комиссией по состоянию на 20 мая 2014 года оставлены для дальнейшего анализа четыре версии возможных причин нештатной ситуации:

— разрушение узла подшипника турбонасосного агрегата рулевого двигателя третьей ступени ракеты-носителя;

— разгерметизация магистрали питания горючим рулевого двигателя третьей ступени ракеты-носителя;

— попадание посторонней частицы в регулятор расхода горючего или стабилизатор рулевого двигателя третьей ступени ракеты-носителя;

— засорение фильтра по линии горючего рулевого двигателя третьей ступени ракеты-носителя.

— Известно, что падение давления в трубопроводе генераторного газа на выходе турбины в рулевом двигателе зафиксировано данными телеметрических измерений. Означает ли это, что развитие нештатной ситуации началось с рулевого двигателя?

— Да, это так. Нештатная ситуация началась и развивалась в рулевом двигателе до его остановки, что привело к невозможности продолжения полета.

— Мог ли посторонний предмет или стружка попасть в двигатель во время сборки?

— Мог. Сам двигатель после сборки проходит пневматические и гидравлические испытания. Другими словами его продувают и промывают.

Если посторонний предмет попал в двигатель, то, скорее всего, при сборке третьей ступени.

— Принимаются ли на работу по сборке ракет-носителей "Протон" трудовые мигранты?

— Комиссия проверит это, но в любом случае к сборке ракет-носителей допускается только персонал, соответствующий установленным квалификационным требованиям. Статья 3 Трудового кодекса запрещает дискриминацию в сфере труда.

— Отказавшая ракета "Протон-М" новая и была изготовлена в феврале 2014 года. Как могло получиться, что жесткие проверки на предприятиях Роскосмоса, введенные еще при Владимире Поповкине, не привели к желаемым результатам по улучшению качества сборки?

— МВК не располагает сведениями о нарушении качества сборки. Кроме того, пока не доказано, что нештатная ситуация явилась следствием некачественной сборки.

— Намеченные на 2014 год пуски "Протонов" состоятся или крайние запуски "уйдут вправо" на 2015 год?

— Запуски ракет-носителей "Протон-М" приостановлены, но до необратимых мероприятий работы с ракетами проводить разрешено. При благоприятном развитии событий изменений в графиках запусков не будет. После установления причины нештатной ситуации будут выполнены необходимые мероприятия по устранению этой причины и запуски возобновят.

Штуцер

#702
ЦитироватьСтарый пишет:
Если ГГ-турбина то второй ГГ и турбина продолжают работать и частичная работоспособность двигателя сохраняется. Кроме того прекращается наддув соответствующего бака и это фиксируется телеметрией.
Возможно, такая картина и имела место.  Неизвестно, как в такой ситуации ведут себя регуляторы и стабилизаторы (Возможно, при падении расхода одного компонента, зажимают другой).
Поэтому не факт, что:
Цитироватьчастичная работоспособность двигателя сохраняется
По крайней мере нет фактов, опровергающих данную версию на данный момент.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Сергио

ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьСергио пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет: "ДМБ82" на борту?
шутите? я думал на такие изделия и дышать лишний раз бояться...

НЯП, там и внутри полазили. Потому и задал вопрос.
Кто-то дышать и боится. Но аппарат стоял ненужным, Устинов вообще требовал его ликвидировать.
"ДМБ..." видел своими глазами.
Когда было принято решение о запуске, его очень долго диагностировали и меняли всякие блоки, исчерпавшие ресурс.
ппц! может авария рн - подстроена, чтоб а) скрыть что аламаз не работает 2) не раздражать американцев как с полюсом/скифом.
А что там внутри было? я где то на форуме предположил что там куча цифровой аппаратуры, эльбрусы, а Старый меня высмеял.

Штуцер

ЦитироватьСергио пишет:
ппц! может авария рн - подстроена, чтоб а) скрыть что аламаз не работает 2) не раздражать американцев как с полюсом/скифом.
То, что Вы пишете, действительно ППЦ. Потому что ничего даже близко в 80-е быть не могло.  :D
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Сергио

#705
всё таки - что там внутри было?



ну, для меня 70е-80е в истории компов как то размыты. ))) 60е - точно шкафы всё на лампах, в 80е - на советском пароходе (то есть даже е в вычислительном центре каком нибудь) был комп с электронными картами, можно было стилусом нарисовать остров еслт его в памяти не было.
значит у вояк и работающих на космом всяко было что то лучше и раньше. ну это так, ход мысли, как было - не разберёшь. ну и как с другой стороны управлять ФАРом?

Сергио

я не утверждаю что у нас были компы, но вот первая попавшаяся ссылка
 
Неформальная история разработки ПК "Истра-4816"
http://www.computer-museum.ru/histussr/istr4816.htm

ВНИИЭМ передал им образцы кристаллов 8080. На "Кристалле" была сделана очень надежная серия 8-разрядных микропроцессоров, названная К580. Она была испытана в космосе в бортовых системах, причем в тех же пластиковых корпусах, но, конечно, с военной приемкой. (8080 выпущен в 1974)

Перед 1980 г. увидел свет 16-разрядный микропроцессор Интел 8086. В том же году мы имели все интеловские кристаллы. На процессоре 8080 мы собирали разные контроллеры для управления технологическими процессами, в том числе и для спутников. На этом процессоре во ВНИИЭМ была сделана для спутников многопроцессорная машина В-6 (а мы ее осваивали и ставили на борт), а затем и В-7 для управления атомными станциями.

Штуцер

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Чуи

Цитироватьanik пишет:

— разрушение узла подшипника турбонасосного агрегата рулевого двигателя третьей ступени ракеты-носителя;

— разгерметизация магистрали питания горючим рулевого двигателя третьей ступени ракеты-носителя;

— попадание посторонней частицы в регулятор расхода горючего или стабилизатор рулевого двигателя третьей ступени ракеты-носителя;

— засорение фильтра по линии горючего рулевого двигателя третьей ступени ракеты-носителя.
Все эти факторы говорят о том, что место предполагаемого отказа начинается от выхода насоса горючего и заканчивается на газогенераторе (т.е. все желтые линии на картинке). На всём её протяжении нет датчиков? Единственный датчик стоит на выходе турбины в магистрали наддува баков?

А версия о газовой магистрали ГГ-турбина отпадает. Ни одна из указанных причин там не локализуется. (Впрочем, это от 20 мая информация).

Никто не знает - когда по времени отказ возник? в начале работы 3 ступени или в конце? Если в конце, то непонятно, почему отбросили версию закономерной нехватки топлива из-за отсутствия наддува. Не надо никаких засоров - оно само не потечет. Тогда останутся клин турбины/насоса (оно же разрушение подшипника) и отсутствующие версии разрыва магистрали ГГ-турбина и магистрали наддува.

А датчик оборотов турбины должен быть. Если турбина не тормознула, но при этом нет наддува, то остается только разгерметизация магистрали наддува.

Штуцер

ЦитироватьЧуи пишет:
А версия о газовой магистрали ГГ-турбина отпадает. Ни одна из указанных причин там не локализуется. (Впрочем, это от 20 мая информация).
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Чуи

ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Если ГГ-турбина то второй ГГ и турбина продолжают работать и частичная работоспособность двигателя сохраняется. Кроме того прекращается наддув соответствующего бака и это фиксируется телеметрией.
Возможно, такая картина и имела место. Неизвестно, как в такой ситуации ведут себя регуляторы и стабилизаторы (Возможно, при падении расхода одного компонента, зажимают другой).
Поэтому не факт, что:
Цитироватьчастичная работоспособность двигателя сохраняется
По крайней мере нет фактов, опровергающих данную версию на данный момент.
При отказе одной турбины (без клина) просто снизятся обороты ТНА в целом и равно снизится расход обоих компонентов. Чтобы отказала цепь подачи одного компонента, нужен отказ в этой цепи, а не в ТНА, точнее, категорически не в ТНА.

Александр Ч.

Чуи,
Цитироватьanik пишет:
Команда на АВД сформировалась на 541-й секунде полета вследствие превышения допустимого угла в 20°. По какой оси - не "докурил"
Ad calendas graecas

Чуи

#712
ЦитироватьАлександр Ч. пишет:
Чуи ,
Цитироватьanik пишет:
Команда на АВД сформировалась на 541-й секунде полета вследствие превышения допустимого угла в 20°. По какой оси - не "докурил"
Если мне покажут циклограмму полёта - то да, я легко определю, начало это или конец работы 3 ступени.

UPD. Спасибо Википедии  :)

Включение двигателей третьей ступени   337,6 с
Выключение двигателей третьей ступени   576,4 с


Так прямо ничего не скажешь. Где-то в середине - ошибка по углу могла копиться аж с включения.

UPD2: Хотя если на картинке смотреть, то кажется, что ближе к концу.

Штуцер

Неизвестно, что показывали датчики температуры в ХО 3 ступени. Если разрушилась трубка между ГГ и ТНА - это большой выброс тепла и газа в ХО.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

supermen

Чуи,без обид , но на 90 проц ваших вопросов есть ответы в этой ветке,вики и прочем инете.
Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.  /Юрий Гагарин/

supermen

Не качественный шов есть нарушение технологии, значит предстоит поиск виноватых. А по документам должно быть все в допуске. Интересно как это объяснит внедренная система качества в ЦИХ
Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.  /Юрий Гагарин/

Штуцер

Цитироватьsupermen пишет:
Интересно как это объяснит внедренная система качества в ЦИХ
Словами собаки.

http://www.anekdot.ru/id/123119/
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Зловредный

ЦитироватьMikha пишет:
Ну вот. Какой из этого вывод? ИМХО (без имхо тут всё же не обойтись) такой: в принципе поверить в bad luck сложно, но пока ещё можно. Хотя если опять бахнется в ближ.время с российской ПН, то наверное уже точно тов.Берию можно будет звать.
Ну Вы же понимаете, что клиенты товарища Берии -- не идиоты. И не будут себя совсем напоказ раскрывать. Если это действительно злая воля, вот так оно и должно выглядеть: поверить в несчастное стечение обстоятельств сложно, но всё-таки можно.
Гробос-Фунт

Sаlyutman

ЦитироватьVeganin пишет:
У ЦиХа есть будущее, потому что он монополист, а значит, покупатель всегда неправ
Если ЦиХ не может контролировать смежников и работает с материалом, который дадут, то чья это проблема: заказчика РН/РБ или того, кто взял на себя права головника, но не обязанности?
Маск при такой философии у хруников с легкостью отберет у них коммерческий пирог. Играючи, если сам не начнет косячить.
Извините, Вы контролируете производство продуктов, которые едите, одежды, которую носите, автомобиля, на котором ездите, компьютера, с которым работаете? Вы потребляете то, что Вам продают и Ваши личные вкусы и пристрастия производителей мало беспокоят. Тоже самое и со смежниками. Маску ещё горбатится и горбатится до нашего уровня. К Вашему сведению за прошлый не самый удачный для "Хруничева" год на долю РН его производства, включая КСЛВ пришлось 18% мирового рынка пусковых услуг, у Маска - 4%. А если посчитать пуски РН на которых стоят двигатели производства наших филиалов, то Маск вообще не котируется.
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

jazat

ЦитироватьSаlyuобещат:
ЦитироватьVeganin пишет:
У ЦиХа есть будущее, потому что он монополист, а значит, покупатель всегда неправ
Если ЦиХ не может контролировать смежников и работает с материалом, который дадут, то чья это проблема: заказчика РН/РБ или того, кто взял на себя права головника, но не обязанности?
Маск при такой философии у хруников с легкостью отберет у них коммерческий пирог. Играючи, если сам не начнет косячить.
Извините, Вы контролируете производство продуктов, которые едите, одежды, которую носите, автомобиля, на котором ездите, компьютера, с которым работаете? Вы потребляете то, что Вам продают и Ваши личные вкусы и пристрастия производителей мало беспокоят. Тоже самое и со смежниками. Маску ещё горбатится и горбатится до нашего уровня. К Вашему сведению за прошлый не самый удачный для "Хруничева" год на долю РН его производства, включая КСЛВ пришлось 18% мирового рынка пусковых услуг, у Маска - 4%. А если посчитать пуски РН на которых стоят двигатели производства наших филиалов, то Маск вообще не котируется.
Ругайтесь не рурайтесь Маск зделал 100% Что обещал при затратах ... Молча ...