Сверхтяжелые носители "ЦСКБ-Прогресс"

Автор Дмитрий В., 03.07.2013 21:36:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

pkl

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Хммм... А что, "ЦСКБ-Прогресс" уже планирует на своих супертяжах ЯРД или ЭРД с ЯЭСУ? Нет? Тогда к чему плодить оффтоп, джентльмены?
Мы немножко забегаем вперёд. Ведь супертяжи - ракеты для дальнего космоса, в основном. И им нужны высокоимпульсные двигатели. При этом те решения, которые мы закладываем в конструкцию супертяжа сейчас, определят всю его дальнейшую эволюцию. Так, если у нас на верхних ступенях водород, то переход в перспективе на ЯРД различных схем не составит большого труда. При этом рост у.и. будет весьма заметным. Если же мы будем использовать метан или ацетам, то это становится практически невозможным: к расходам на создание двигателей прибавляются расходы по дооборудованию стартовых комплексов под водород; конечно, можно использовать и метан либо аммиак, но рост у.и. едва ли оправдает расходы по созданию ЯРДов.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

ЦитироватьAlex_II пишет:
Цитироватьpkl пишет:
Поэтому лучше делать одноразовые РБ. ЯРД будет работать минут 15-20. Ну и чёрт с ним, с охрупчиванием.
Ну, это вы батенька, хотеть много кушать... Даже у РД-0410 ресурс двигателя был емнип больше часа... Стыдно было бы хотя бы не повторить то, что было сделано в 80е... А вообще -надо бы лучше сделать...
А зачем ему большой ресурс? Разогнались - и отбросили. Имхо, наоборот, лучше попытаться сделать двигатель пропроще и подешевле.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Дмитрий Инфан

ЦитироватьSalo пишет:
ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
Цитировать2025 пишет:
А запуск тоже в климат контейнере? Как без этого Шаттл обходился?
Шаттл возили от МИКа до стартового стола. Ступень с самарского завода везти придётся значительно дальше.
Бак возили на барже с завода в Мичуде.
Бак - это не ступень. У него ни двигателей нет, ни электронной начинки.

Дмитрий В.

Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Хммм... А что, "ЦСКБ-Прогресс" уже планирует на своих супертяжах ЯРД или ЭРД с ЯЭСУ? Нет? Тогда к чему плодить оффтоп, джентльмены?
Мы немножко забегаем вперёд. Ведь супертяжи - ракеты для дальнего космоса, в основном. И им нужны высокоимпульсные двигатели. При этом те решения, которые мы закладываем в конструкцию супертяжа сейчас, определят всю его дальнейшую эволюцию. Так, если у нас на верхних ступенях водород, то переход в перспективе на ЯРД различных схем не составит большого труда. При этом рост у.и. будет весьма заметным. Если же мы будем использовать метан или ацетам, то это становится практически невозможным: к расходам на создание двигателей прибавляются расходы по дооборудованию стартовых комплексов под водород; конечно, можно использовать и метан либо аммиак, но рост у.и. едва ли оправдает расходы по созданию ЯРДов.
Супертяжам не нужны ни ЯРД, ни ЯЭСУ. Им нужны дешевые надежные двигатели.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

2025

pkl, потом эта ядерная ступень вернется на головы страждущих. Давайте заканчивать этот офтоп.

Дмитрий, на стартовом столе стоит она и в дождь, и в снег. Ниего. К тому же на этапе проектирования можно заложить возможность защиты электроники и двигателей при транспортировке. Самим бакам точно ничего не сделается. Да и Союзы с Прогрессами в любую погоду возят. Думаю, что тента будет достаточно.

Тут еще такой вопрос. Если говорим о платформе, долгосрочном проекте, потенциальной ПН в 550 тн, то имеет ли смысл и возможно ли реконструировать существующую платформу РККЭ или проще/дешевле строить новую?
.

pkl

Цитировать2025 пишет:
Цитироватьpkl пишет:
Да и в космосе его удельная тяга довольно мала и подъём даже на ГСО затянется на месяцы.
Это неправда. Все определяется энергетикой и расходом РТ. Если взять ЯРД и ЯЭРД одинаковой мощности, то характеристики у них будут различаться конечно в разы, но не на порядки.
Удельная тяга - на порядки. Если в ЯРД тепло активной зоны будет сразу расходоваться на нагрев рабочего тела, допустим водорода, то в ЯЭДУ это тепло будет несколько раз преобразоваться /нагрев теплоносителя, кинетическая энергия турбогенератора, электрическая энергия/, прежде чем дойдёт до ЭРД. Отсюда неизбежные потери. Поэтому же ЯЭДУ В ПРИНЦИПЕ не может быть таким же маленьким, простым и лёгким, как ЯРД - ей придётся таскать на себе целую электростанцию с радиаторами. Но... да, высокий у.и., недостижимый даже для гфЯРД. Поймите, у них разные ниши и разные области применения.
Цитировать
Цитироватьpkl пишет:
Договора можно пересмотреть. Конечно, не сразу, брать надо тихой сапой: сначала приучить общественность к ядерной энергии в космосе.
Если я вас правильно понял, вы редлагаете сначала развить ЯЭРДУ, а лет через цать, когда она будет обкатана в хвост и в гриву, начать заниматься ЯРД? А с чего вы взяли, что после таких инвестиций в ЯЭРДУ, ЯРД вообще кого-то будет интересовать? Как бы после цати лет использования ЯЭРДУ появятся крутая энергетика нового поколения, появятся двигатели нового поколения и пр. Тем более смысла нет мечтать о ЯРД на такую далекую перспективу в теме про сейчас разрабатываемый сверхтяж.
Почему двадцать? Как только сделаем ЯЭДУ, можно замахиваться на ЯРД. Сначала твердофазные. И это будет проще и дешевле, потому что будет кое-какой задел. И, что немаловажно, будут преодолены психологические барьеры /мол, трудно, дорого, почти невозможно/. ЯРД не конкуренты ни ЖРД, ни ЯЭДУ. Они все дополняют друг друга и прекрасно вписываются в концепцию дальнейшего исследования и освоения Солнечной системы. Если она /концепция/ будет, разумеется.

И, я уже говорил, что реализуемость этого направления целиком зависит от того, КАКИЕ ИМЕННО технические решения будут положены в основу конструкции супертяжа сейчас. Думать надо на перспективу, в т.ч. и очень далёкую. На весь XXI век.
Цитировать
Цитироватьpkl пишет:
У метана температура кипения - 161,6°C , у кислорода −182,96 °C. 21 градус разницы. Поэтому просто баки с общим дном не получатся.
Видел патент, где эта проблема решена добавками этана в метан.
Цитироватьpkl пишет:
Но это надо менять всю инфраструктуру, что непросто и недёшево.
Вы полагаете, что водород без инфраструктуры будет закачиваться в баки? Кстати, инфраструктура метана крайне дешева - трубопровод, газоочистка и криогеника. А трубопровод будет вдобавок еще и город обслуживать. Дешевле только даром. Даже керосин в подметки не годится, который уже давно синтезируют. А водород и подавно из того же метана получают дешевле всего.
Ладно, хорошо. На первых ступенях я не против метана, тем более, что керосиновые ЖРД могут работать на нём практически без переделки. Но наверху - водород, однозначно.
Цитировать
Цитироватьpkl пишет:
К тому же, стоимость запуска составляет процентов 20 от стоимости программы. Примерно такая же доля стоимости топлива в стоимости запуска. Экономятся копейки. Может, куда перспективнее заменить керосин на синтетическое углеводородное горючее, типа синтина?
Не, куда перспективнее внедрить элементы многоразовости, чтобы экономить эти самые оставшиеся 80%.
Расходы на многоразовые элементы настолько велики, что сожрут всякую копеечную экономию на топливе.
Цитировать
Цитироватьpkl пишет:
У РД-0410 температура активной зоны, кажется 1500 К, ресурс работы - 1 час, рабочее тело - водород и гептан. У создаваемой сейчас ЯЭУ температура 500-800 К, ресурс работы - 7 лет, рабочее тело - гелий и ксенон. РД-0410 создаёт тягу, ЯЭУ - электроэнергию.
1. Вот ссылка на конкурс Роскосмоса: http://www.federalspace.ru/download/2010_05_26_konkurs_tem.doc
Найдите там: температура в реакторе 1600К, температура турбины 1500К, температура холодильника 1200К.
Гм... забыл.  :(  Похоже, они уже готовят задел для ЯРД.

Да, сейчас перепроверил: у РД-0410 и его прототипов температура активной зоны достигала 2650К - 3100К. Так то.
http://traditio-ru.org/wiki/Твёрдофазный_ядерный_реактивный_двигатель
Цитировать2. Оба реактора создают ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ, которая передается ГАЗУ. Газ в одном случае выбрасывается в пространство, в другом крутит турбину, охлаждается и подается обратно. Это вся разница принципиальная. Если в ЯЭРДУ вместо турбины поставите теплообменник для нагрева водорода, то получите систему, которая будет работать 7 лет с тягой РД-0410 (это я утрирую конечно).
Всё правильно. В этом и состоит врождённый порок ЯЭДУ: у них энергия несколько раз преобразовывается. Кстати, тепловая мощность РД-0410 - почти 200 МВт. Сравните с параметрами ТЭМ.
Цитировать
Цитировать
Цитироватьpkl пишет:
Судя по у.и., топлива /метан + кислород/ понадобится раза в два больше.
Я не готов оперировать конкретными числами. Все надо считать, а не брать с потолка. Я еще раз повторю, что при всех прелестях водорода, он менее плотный (требуются бОльшие баки), более криогенный (требуется бОльшая теплоизоляция) и более дорогой. Думаю, тот, кто проектирует в ЦСКБ сверхтяж, эти вещи просчитал и принял окончательное решение.
Если я правильно понял, в ЦСКБ предполагается на верхних ступенях использовать водород. Метан - только на нижних. А массу баков можно и уменьшить за счёт алюминиево-литиевых сплавов, технология не бог весть какая.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

ЦитироватьMark пишет:
ЦитироватьБольшой пишет:
Вообще-то здесь про супертяж из Самары. ЯРД в другом месте.
Правильно так и нужно быть !!!  
 Да, вижу что и в форумах нет дисциплины  :evil:  
 
Одно без другого никак. В создаваемый сейчас супертяж надо заранее закладывать потенциал на будущую модернизацию. Чтобы потом не рвать волосы, как с Байконуром.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать2025 пишет:
На просторах тырнета видел такой проект.
Делается полностью водородный сверхтяж. Он грузится в той же Самаре на баржу и по системе каналов через Азовское, Черное, Средиземное моря отправляется в Атлантику. Где-нибудь в Карибах стоит платформа наподобие Морского старта, возле нее Плавучая АЭС электролизом получает водород из окружающей воды, тут же его сжижает и заполняет баки.
Типа преимущества:
1) гоняется пустая ракета без топлива, топливо получается на месте без транспортировок;
2) на баржу любой размер можно водрузить, т.е. ракета может быть хоть 8, хоть 10 метров в диаметре, т.е. можно обойтись без ББ;
3) запуск близок к экватору;
4) ступени падают в океан: первая в Атлантику, вторая в Тихий.
Не проще ли на Восточном или где-нибудь поблизости, допустим, в Комсомольске-на-Амуре, построить производство баков большого диаметра?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

SFN

Как говорил персонаж А.Райкина, - Вот слушал я вас всех долго, терпеливо и внимательно и наконец понял: Ну и     надо 7,7м сначала сделать.

Shestoper

ЦитироватьБольшой пишет:
 

Вариант РНСТК от ЦСКБ. ББ - СПГ+кислород, бл.Ц - Н2+О2 ( Классика! )
190-тонник симпатичен. Но как подумаешь, что на 1-2 ступенях у него 22 двигателя и сравнишь с семью у Ареса...

Shestoper

ЦитироватьSFN пишет:
надо 7,7м сначала сделать
7,7 м возникло из условия авиаперевозки. Для РЛА Глушко вначале планировал ЦБ вроде 9 м.
Если возить не по воздуху, нет причин зацикливаться именно на 7,7.

Alex_II

ЦитироватьShestoper пишет:
7,7 м возникло из условия авиаперевозки. Для РЛА Глушко вначале планировал ЦБ вроде 9 м.
Если возить не по воздуху, нет причин зацикливаться именно на 7,7.
Лучше всего, конечно, возить водой. Практически любые диаметры (хоть 15м) на относительно серийном транспорте. Но тогда надо завод и космодром где-то у воды, чтоб погрузка/выгрузка не создавала проблем... И мы как обычно приходим к тому или иному варианту Си Дрэгона... Заколдованный он что ли? ;)
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

pkl

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Супертяжам не нужны ни ЯРД, ни ЯЭСУ. Им нужны дешевые надежные двигатели.
Так ЯРД это и есть двигатель. Один из вариантов.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать2025 пишет:
pkl, потом эта ядерная ступень вернется на головы страждущих. Давайте заканчивать этот офтоп..
Если всё сделать правильно, то не вернётся, а выйдет на орбиту, а потом -  и на отлётную траекторию.

Если Вам неинтересно - как хотите, заканчиваем.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать2025 пишет:
Тут еще такой вопрос. Если говорим о платформе, долгосрочном проекте, потенциальной ПН в 550 тн, то имеет ли смысл и возможно ли реконструировать существующую платформу РККЭ или проще/дешевле строить новую?
.
О чём это Вы?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

SFN


pkl

ЦитироватьShestoper пишет:
ЦитироватьБольшой пишет:
 

Вариант РНСТК от ЦСКБ. ББ - СПГ+кислород, бл.Ц - Н2+О2 ( Классика! )
190-тонник симпатичен. Но как подумаешь, что на 1-2 ступенях у него 22 двигателя и сравнишь с семью у Ареса...
А сколько камер у "Союза"? ;)  Если делать нормально, допустим, ненапряжённые модификации РД-170... хотя лучше, наверное, что-то вроде F-1.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Павел73

Цитироватьpkl пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Супертяжам не нужны ни ЯРД, ни ЯЭСУ. Им нужны дешевые надежные двигатели.
Так ЯРД это и есть двигатель. Один из вариантов.
Дешёвый и надёжный?
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

pkl

ЦитироватьAlex_II пишет:
ЦитироватьShestoper пишет:
7,7 м возникло из условия авиаперевозки. Для РЛА Глушко вначале планировал ЦБ вроде 9 м.
Если возить не по воздуху, нет причин зацикливаться именно на 7,7.
Лучше всего, конечно, возить водой. Практически любые диаметры (хоть 15м) на относительно серийном транспорте. Но тогда надо завод и космодром где-то у воды, чтоб погрузка/выгрузка не создавала проблем... И мы как обычно приходим к тому или иному варианту Си Дрэгона... Заколдованный он что ли?  ;)
У Си Драгона другая проблема, я уже писал: он с воды стартует; после вертикализации ракеты двигатель первой ступени оказывается на приличной глубине, метров 100, где и давление приличное. В принципе, можно при запуске выталкивать ракету наверх понтоном. Что-то вроде миномётного старта, прости Господи. :|
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Shestoper

ЦитироватьAlex_II пишет:
 И мы как обычно приходим к тому или иному варианту Си Дрэгона... Заколдованный он что ли?
Он оптимальный.