Состояние и перспективы систем электроснабжения КА

Автор Zorg_79, 18.06.2012 20:37:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

lemon

Цитировать
ЦитироватьНа работу в компанию СПУТНИКС (www.sputnix.ru) требуется аккумуляторщик и специалист по системам управления энергопитанием для космического применения. Готовы сформулировать список задач и условия работы конкретнее, пишите в личку или на karpenko at sputnix.ru

А дистанционно ?
Можно, пока дело не дошло до железа.
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать

Юрий Шепетов

ЦитироватьТри года на низкой орбите - это около 15000 циклов заряд-разряд.
Добрый день, уважаемый коллега!
На самом деле циклы на орбите это не совсем те циклы, которые указывает производитель в качестве ресурсной характеристики аккумулятора. В паспорте идет речь о т.н. лабораторных циклах - на всю глубину располагаемой емкости АК до уровня датчика минимального напряжения. В реальной работе глубина циклирования гораздо меньше.
У того же, доброй памяти, КС5 МФ-2 глубина разряда недеградиовавшей БХ 22НКГ4СК при штатной циклограмме нагрузки и при максимальной длительности тени была порядка 4%. Но это редкий случай. У Египтсата было, порядка, 10%. Вот для таких режимов работы производитель и указывает примерный срок службы в годах.

Глубина циклирования и срок службы АБ примерно связаны обратной логарифмической зависимостью

expert1

Цитировать
ЦитироватьТри года на низкой орбите - это около 15000 циклов заряд-разряд.
Добрый день, уважаемый коллега!
На самом деле циклы на орбите это не совсем те циклы, которые указывает производитель в качестве ресурсной характеристики аккумулятора. В паспорте идет речь о т.н. лабораторных циклах - на всю глубину располагаемой емкости АК до уровня датчика минимального напряжения. В реальной работе глубина циклирования гораздо меньше.
У того же, доброй памяти, КС5 МФ-2 глубина разряда недеградиовавшей БХ 22НКГ4СК при штатной циклограмме нагрузки и при максимальной длительности тени была порядка 4%. Но это редкий случай. У Египтсата было, порядка, 10%. Вот для таких режимов работы производитель и указывает примерный срок службы в годах.

Глубина циклирования и срок службы АБ примерно связаны обратной логарифмической зависимостью

Реальная глубина циклирования АБ как правило меньше проектной(запасы). Но если глубина циклирования 4%, то 96% массы АБ выведено на орбиту зря. Такие глубины циклирования - это либо ошибочный проект, либо непрвильно выбран тип АБ . Принятые во всем мире глубины циклирования - на НОО от 20 до 40%, на ГСО до 80%. Иначе удельные характеристики СЭП ниже плинтуса.
Без борьбы нет победы

Юрий Шепетов

Цитировать...96% массы АБ выведено на орбиту зря.
Не совсем так, хотя в данном случае, насколько помню, не нашлось у НИАИ меньшего подходящего типоразмера. Располагаемая емкость БХ  в течении срока эксплуатации снижается примерно по экспоненте + ниспдающая линейная функция. Причем, говорить с какой-то приемлемой достоверностью можно лишь о каком-то "коридоре", ограниченном оптимистическим и пессимистическим прогнозом деградации емкости. Искусство проектировщика СЭС состоит, в том числе, и в выборе как раз такого номинала емкости БХ, чтобы к концу ресурса обеспечить надежность электроснабжения КА с приемлемым риском при возможно минимальной массе БХ.

А с остальным согласен.

expert1

Цитировать
Цитата: "expert1

А с остальным согласен.[/quote
Конечно. при расчете энергобаланса берут в расчет пессимистический прогноз ресурса АБ. Этим в т.ч. и обусловлены пректные запасы.
Но вот SAFT, например, на свою продукцию дает в виде рекламы 8% деградации емкости при 15 летнем ресурсе и 70% глубине циклирования на ГСО. Это кажется фантастическим.
Без борьбы нет победы

Юрий Шепетов

ЦитироватьНо вот SAFT, например, на свою продукцию дает в виде рекламы 8% деградации емкости при 15 летнем ресурсе и 70% глубине циклирования на ГСО. Это кажется фантастическим.

Меня тоже в своё время смутили эти их обещания. Слишком уж это выглядит шикарно, чтобы сразу в это поверить. Кто бы еще это подтвердил по результатам летной эксплуатации?

Здесь есть еще такой нюанс - вполне может быть, что они обещают такую деградацию для отдельного элемента. Может быть. Но в последовательной АБ есть свои собственные механизмы деградации.

В середине 90-хх в НИАИ "Источник" был проведен эксперимент, в ходе которого выполнялось длительное циклирование БХ  18НКГ-110КА (17МО59). Циклирование на полную глубину разряда БХ производилось в течении почти трех лет (2 года и 9 месяцев). После окончания ресурсных испытаний разрядная емкость БХ составила 27 А•ч. Батарея была разобрана и все составляющие ее аккумуляторы были подвергнуты контрольным циклам. По результатам контрольных циклов емкость наихудшего аккумулятора составила 78 А•ч, а значения емкостей всех других аккумуляторов находились в диапазоне 100...110 А•ч. Результаты эксперимента показали,  что основной причиной снижения емкости БХ при длительной эксплуатации явился разбаланс емкостей составляющих ее аккумуляторов.

expert1

ЦитироватьЮрий Шепетов пишет:
 
Цитироватьexpert1 пишет:
 
Здесь есть еще такой нюанс - вполне может быть, что они обещают такую деградацию для отдельного элемента. Может быть. Но в последовательной АБ есть свои собственные механизмы деградации.

Такую деградацию, как мне известно, дают на емкость АБ
Без борьбы нет победы

Дем

В современных литиевых батареях при последовательном соединении - поэлементный контроль скорей норма, чем редкость.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Юрий Шепетов

Цитировать...Такую деградацию, как мне известно, дают на емкость АБ
Ну что тут сказать? Молодцы! Ни НИАИ, ни Сатурн таких характеристик пока обещать не могут. КБЮ сейчас больше на SAFT и ориентируется.

Юрий Шепетов

ЦитироватьВ современных литиевых батареях при последовательном соединении - поэлементный контроль скорей норма, чем редкость.
С середины девяностых это норма таже и для НКГ и НВ АБ космического назначения (кроме уж совсем небольших). Но поэлементный контроль не устраняет разбаланс емкостей, а только позволяет избежать его неприятных последствий - это когда отдельные аккумуляторы могут выйти на переполюсовку еще до того, как вся батарея разрядится до уровня датчика минимального напряжения.

expert1

Кстати, кто интересуется состоянием развития литий-ионных аккумуляторов в нашей стране, ответы здесь: http://www.li-conf.kuban.ru
Без борьбы нет победы

expert1

Украинский спутник ДЗЗ Сич-2 вывели из эксплуатации из-за проблем системы энергопитания. Кто знает какие там аккумуляторы использовались?
Без борьбы нет победы

PIN

Никель-Кадмиевые :)
А при чем тут батарея? Где-то слили, что именно в ней была проблема? Чаще PCDU мрут.
Египтсат-1, покойничек, на той же платформе, кстати.

roodme Буков

Может кого-то различные тумблеры и переключатели интересуют? По ссылке: http://nkk.su/products/ можно ознакомиться с полным каталогом продукции, реализацией которой занимается компания под названием 
NKK. Как-то обращался к ним сам, может и вам интересно будет.

PIN

Не относятся эти "тумблеры и переключатели" к теме ветки.
Спам это. Удалите сами, пожалуйста.

Ded

ЦитироватьЮрий Шепетов пишет:
ЦитироватьВ современных литиевых батареях при последовательном соединении - поэлементный контроль скорей норма, чем редкость.
С середины девяностых это норма таже и для НКГ и НВ АБ космического назначения (кроме уж совсем небольших). Но поэлементный контроль не устраняет разбаланс емкостей, а только позволяет избежать его неприятных последствий - это когда отдельные аккумуляторы могут выйти на переполюсовку еще до того, как вся батарея разрядится до уровня датчика минимального напряжения.
Кроме того, используется "выравнивание" ячеек. По-моему меняют режим заряда.
Все возможно

expert1

Страховой случай произошел в результате нештатной работы химической батареи, которая привела к полной потере энергообеспечения космического аппарата и невозможности его дальнейшей эксплуатации на орбите, сообщает "Новый регион".
Без борьбы нет победы

Старый

Цитироватьexpert1 пишет:
 Страховой случай произошел в результате нештатной работы химической батареи, которая привела к полной потере энергообеспечения космического аппарата и невозможности его дальнейшей эксплуатации на орбите, сообщает "Новый регион".
Это про какой аппарат?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Вал

ЦитироватьСтарый пишет:
Цитироватьexpert1 пишет:
 Страховой случай произошел в результате нештатной работы химической батареи, которая привела к полной потере энергообеспечения космического аппарата и невозможности его дальнейшей эксплуатации на орбите, сообщает "Новый регион".
Это про какой аппарат?
КФ, наверное имеют в виду.
5359055087344250

Старый

1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер