ЦитироватьСистема электроснабжения является "сердцем" КА и включает в себя в типовом варианте солнечную батарею,Я добавлю вопрос, - на кого вы работаете, Zorg_79? ;)
аккумуляторную батарею, аппаратуру управления и коммутации.
Соответственно, вызывает большой интерес состояние отечественных разработок в
традиционной космической энергетике.
Причем, особый интерес вызывают аккумуляторные батареи, где химическая природа процессов является безусловно
наиболее критичным параметром с позиции ресурса системы электроснабжения, а соответственно и КА.
Каково состояние разработок солнечных и аккумуляторных батарей в РФ?
Насколько в этом компоненте мы зависим от импорта изделий, комплектующих, материалов?
Каков сравнительный уровень наших батарей в сравнении с западными аналогами, тенденции?
Что отечественного в сухом остатке производят наши ведущие предприятия-изготовители КА (конечно, в кооперации), если
системы электроснабжения сделаны в основном из импортных элементов?
ЦитироватьЯ добавлю вопрос, - на кого вы работаете, Zorg_79? ;)На профессора задавшего курсовую.
ЦитироватьТянет на реферат.ЦитироватьЯ добавлю вопрос, - на кого вы работаете, Zorg_79? ;)На профессора задавшего курсовую.
ЦитироватьА на кого работает профессор? :)ЦитироватьЯ добавлю вопрос, - на кого вы работаете, Zorg_79? ;)На профессора задавшего курсовую.
ЦитироватьGaAs СБ у нас разве не производят?http://www.saturn.kuban.ru/solar_geo_spec.html
ЦитироватьПо мнению Салихова, основная вина лежит на петербургском предпрятии-поставщике химических батарей - ОАО "Источник". http://niai.ru/
"Однако последующий анализ ситуации со спутником показал, что НИИЭМ как автор спутника допустил некоторую перенагрузку батарей во время эксплуатации космического аппарата, что также ускорило их деградацию", - отметил собеседник агентства.
"Мы сделали определенные выводы, в частности, о том, что к подбору различных составляющих частей для спутников надо подходить более критично. Кроме того, в программе наземной предстартовой подготовки таких спутников необходимо больше времени отрабатывать тренировки. Нужно тестировать как части спутника, так и сам космический аппарат в условиях максимально приближенных к реальным, то есть, как в космосе", - добавил Салихов.
ЦитироватьСегодня на МС «Чибис-М» функционирует аппаратура дистанционного обслуживания космическим аппаратом (ДОКА-Б), информацию с которой мы сейчас принимаем, анализируем её, учимся её обрабатывать, чтобы понять, что в данный момент происходит на борту МС.http://pr.bmstu.ru/?p=14234
Кстати сказать, это делается ещё и для того, чтобы работать точно с такой же системой, которая будет стоять и на «Бауманце-2», проектируемом в НПО машиностроения, правда уже доработанной, модернизированной. На нем же будет стоять интегрированный модуль, это совершенно новое изобретение в науке, такого ещё никто не делал. Идея его родилась в ОАО «ВПК «НПО машиностроения», в разработке принимает участие и ЗАО «Карбин», которое работает с Московским институтом физической химии и занимается темой: «Двумерно упорядоченные линейные цепочки углерода», или так называемыми «квантовыми нитями» углерода. Эти цепочки имеют уникальные свойства по электрической химии и ионной проводимости. У нас в отделении 08 уже получен хороший практический результат при создании литий-полимерных ячеек для аккумуляторов, работающих по этой технологии. Мы создаем плоский аккумулятор, плоский фотоэлемент, делаем на основе углерода электронику, то есть всякие диоды, транзисторы. При этом используется наша конструкция, наши расчеты и наша технология сборки, а технология изготовления самого углерода принадлежит ЗАО «Карбин». У нас с этим предприятием четкое разделение работ по имеющимся договорам, и мы имеем уже достаточно хорошие результаты.
Входящие в комплект аппаратуры МС служебная Система электропитания с двумя панелями солнечных батарей (НПП «Квант») суммарной площадью 0,53 м2 с фотоэлектрическими преобразователями на основе арсенида галлия, а также никель-металлгидридная аккумуляторная батарея производства ОАО «ВПК «НПО машиностроения» и СКБ КП ИКИ полностью обеспечивают электричеством все бортовые приборы.
ЦитироватьКстати, а почему SAFT, а не, к примеру, Quallion
ЦитироватьОАО ИСС -основной потребитель АБ "Сатурна"- крепко "сел " на химическую иглу француской SAFT-http://www.npopm.ru/?cid=mass_media&nid=1038.ОАО ИСС может и проиграть. Сол и Ак Батареи Сатурна в сравнении с ....
Пора специалистам Сатурна (аккумуляторщикам) бежать выращивать помидоры, пока ВТО и эту возможность не прикрыло.
ЦитироватьВ теории мы практически всегда впереди планеты всей."Создание в ФТИ им. А.Ф.Иоффе впервые в мире в 1969 году солнечных элементов на основе AlGaAs-GaAs гетероструктур открыло новую страницу в солнечной фотоэнергетике"
А кто может это производить?
Проблемы не только с аккумуляторными батареями и солнечными, но и с электронными приборами систем электропитания. Насколько я понял, последняя разработка датирована 2006 годом.
http://polus.tomsknet.ru/?id=212
ЦитироватьА сейчас в России изготавливают солнечные батареи на основе арсенид-галлия?Похоже, да: http://www.saturn.kuban.ru/solar_dev.html
ЦитироватьПохоже, да: http://www.saturn.kuban.ru/solar_dev.htmlточно изготавливают
Цитировать12.12.2011 Запущен космический аппарат «Луч-5А».
На нем используется продукция ОАО «Сатурн»:
1. Фотоэлектрический генератор на основе арсенида галлия на струнном каркасе активной площадью 12,32 квадратных метра, имеющий КПД 28 % (28
ЦитироватьПросмотрев сайт Сатурна а также ОАО ИСС -увидел, что ОАО Сатурн- монополист в России по аккумуляторным батареям (химия) , а также пытается стать таковым в солнце. Вопрос- у кого есть сведения по надежности продукции этой краснодарской фирмы -случаи отказов и т.п.?
Цитироватьчто VES-180 - это аккумулятор емкостью 50 Ач и с энергией 180 Вт*ч (50Ач*3,6В).
ЦитироватьНаверное поэтому я не встречал информации, что SAFT может на VESах работать при напряжении свыше 4,1 В.
ЦитироватьDed писал(а):
Вы таки работаете на их конкурентов?
А они есть в России у Сатурна?
ЦитироватьЦитироватьDed писал(а):
Вы таки работаете на их конкурентов?
А они есть в России у Сатурна?
Не стоит так скептически... Конкурент появляется элементарно - создается посредник который является прямым представителем зарубежной фирмы-производителя и продвигает ее продукцию под видом своей за небольшой процент. Подобное в разных областях неоднократно проводилось...
ЦитироватьDed писал(а):
Вы таки работаете на их конкурентов?
А они есть в России у Сатурна?
ЦитироватьЕсть и обратные примеры...Так Вы радуйтесь, что обратные примеры есть.
ЦитироватьЦитироватьDed писал(а):
Вы таки работаете на их конкурентов?
А они есть в России у Сатурна?
Есть.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьDed писал(а):
Вы таки работаете на их конкурентов?
А они есть в России у Сатурна?
Есть.
А можно поподробнее?
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьDed писал(а):
Вы таки работаете на их конкурентов?
А они есть в России у Сатурна?
Есть.
А можно поподробнее?
По солнечным батареям - Квант.
По аккумуляторным - по-моему, серьезного нет (для больших САС).
ЦитироватьПо аккумуляторным батареям в части производства по-моему тоже конкурентов в России нет. Только французы и американцы.http://www.niai.ru/
ЦитироватьЦитироватьПо аккумуляторным батареям в части производства по-моему тоже конкурентов в России нет. Только французы и американцы.http://www.niai.ru/
ЦитироватьLanista писал(а):
expert1 писал(а):
По аккумуляторным батареям в части производства по-моему тоже конкурентов в России нет. Только французы и американцы.
http://www.niai.ru/
Что-то сайт не открывается
ЦитироватьНе гоните волну, обратите внимание на время и дату и перестаньте пользоваться ИЭ :DЗлобный баг с датой и в хроме есть.
ЦитироватьУ меня открылся.Я так понял что эти ребята больше в космос не полетят...
Литий-Ионные срок службы 5 и 7 лет при 500 циклах.
ЦитироватьЦитироватьУ меня открылся.Я так понял что эти ребята больше в космос не полетят...
Литий-Ионные срок службы 5 и 7 лет при 500 циклах.
ЦитироватьДаже с магнитным подвесом ротора?Вот только еще головняка с нескомпенсированным моментом вращения на борту КА не хватало. :)
ЦитироватьДа... с такими характеристиками в космосе делать нечегоЭто мне напомнило одну историю, которую я слышал от главного технолога луганского аккумуляторного завода. В своё время профессор Теньковцев из НИАИ "Источник" в 60-хх гг. поставил на свой "Москвич" НКГ АБ и ездил на ней почти 30 лет. В начале 90-хх луганчане усиленно искали рынки сбыта для своей продукции и обращались, в том числе, к каким-то немцам (уже не помню к кому - какой-то известный автомобильный бренд) с предложением поставлять автомобильные АБ на основе НКГА, по цене несколько большей, чем свинцово-кислотные АБ, но с гарантированным ресурсом 15 лет. Немцы тогда почесали в затылке и сказали, что они вообще-то все узлы рассчитывают только на 5 лет эксплуатации.
ЦитироватьТри года на низкой орбите - это около 15000 циклов заряд-разряд.ЦитироватьДа... с такими характеристиками в космосе делать нечегоЭто мне напомнило одну историю, которую я слышал от главного технолога луганского аккумуляторного завода. В своё время профессор Теньковцев из НИАИ "Источник" в 60-хх гг. поставил на свой "Москвич" НКГ АБ и ездил на ней почти 30 лет. В начале 90-хх луганчане усиленно искали рынки сбыта для своей продукции и обращались, в том числе, к каким-то немцам (уже не помню к кому - какой-то известный автомобильный бренд) с предложением поставлять автомобильные АБ на основе НКГА, по цене несколько большей, чем свинцово-кислотные АБ, но с гарантированным ресурсом 15 лет. Немцы тогда почесали в затылке и сказали, что они вообще-то все узлы рассчитывают только на 5 лет эксплуатации.
Это я к тому, что существует масса КА, которые запускаются с назначенным ресурсом 3-5 лет.
ЦитироватьНа работу в компанию СПУТНИКС (www.sputnix.ru) требуется аккумуляторщик и специалист по системам управления энергопитанием для космического применения. Готовы сформулировать список задач и условия работы конкретнее, пишите в личку или на karpenko at sputnix.ru
ЦитироватьМожно, пока дело не дошло до железа.ЦитироватьНа работу в компанию СПУТНИКС (www.sputnix.ru) требуется аккумуляторщик и специалист по системам управления энергопитанием для космического применения. Готовы сформулировать список задач и условия работы конкретнее, пишите в личку или на karpenko at sputnix.ru
А дистанционно ?
ЦитироватьТри года на низкой орбите - это около 15000 циклов заряд-разряд.Добрый день, уважаемый коллега!
ЦитироватьЦитироватьТри года на низкой орбите - это около 15000 циклов заряд-разряд.Добрый день, уважаемый коллега!
На самом деле циклы на орбите это не совсем те циклы, которые указывает производитель в качестве ресурсной характеристики аккумулятора. В паспорте идет речь о т.н. лабораторных циклах - на всю глубину располагаемой емкости АК до уровня датчика минимального напряжения. В реальной работе глубина циклирования гораздо меньше.
У того же, доброй памяти, КС5 МФ-2 глубина разряда недеградиовавшей БХ 22НКГ4СК при штатной циклограмме нагрузки и при максимальной длительности тени была порядка 4%. Но это редкий случай. У Египтсата было, порядка, 10%. Вот для таких режимов работы производитель и указывает примерный срок службы в годах.
Глубина циклирования и срок службы АБ примерно связаны обратной логарифмической зависимостью
Цитировать...96% массы АБ выведено на орбиту зря.Не совсем так, хотя в данном случае, насколько помню, не нашлось у НИАИ меньшего подходящего типоразмера. Располагаемая емкость БХ в течении срока эксплуатации снижается примерно по экспоненте + ниспдающая линейная функция. Причем, говорить с какой-то приемлемой достоверностью можно лишь о каком-то "коридоре", ограниченном оптимистическим и пессимистическим прогнозом деградации емкости. Искусство проектировщика СЭС состоит, в том числе, и в выборе как раз такого номинала емкости БХ, чтобы к концу ресурса обеспечить надежность электроснабжения КА с приемлемым риском при возможно минимальной массе БХ.
ЦитироватьЦитата: "expert1
А с остальным согласен.[/quoteКонечно. при расчете энергобаланса берут в расчет пессимистический прогноз ресурса АБ. Этим в т.ч. и обусловлены пректные запасы.
Но вот SAFT, например, на свою продукцию дает в виде рекламы 8% деградации емкости при 15 летнем ресурсе и 70% глубине циклирования на ГСО. Это кажется фантастическим.
ЦитироватьНо вот SAFT, например, на свою продукцию дает в виде рекламы 8% деградации емкости при 15 летнем ресурсе и 70% глубине циклирования на ГСО. Это кажется фантастическим.
ЦитироватьЮрий Шепетов пишет:
Цитироватьexpert1 пишет:
Здесь есть еще такой нюанс - вполне может быть, что они обещают такую деградацию для отдельного элемента. Может быть. Но в последовательной АБ есть свои собственные механизмы деградации.
Такую деградацию, как мне известно, дают на емкость АБ
Цитировать...Такую деградацию, как мне известно, дают на емкость АБНу что тут сказать? Молодцы! Ни НИАИ, ни Сатурн таких характеристик пока обещать не могут. КБЮ сейчас больше на SAFT и ориентируется.
ЦитироватьВ современных литиевых батареях при последовательном соединении - поэлементный контроль скорей норма, чем редкость.С середины девяностых это норма таже и для НКГ и НВ АБ космического назначения (кроме уж совсем небольших). Но поэлементный контроль не устраняет разбаланс емкостей, а только позволяет избежать его неприятных последствий - это когда отдельные аккумуляторы могут выйти на переполюсовку еще до того, как вся батарея разрядится до уровня датчика минимального напряжения.
ЦитироватьЮрий Шепетов пишет:Кроме того, используется "выравнивание" ячеек. По-моему меняют режим заряда.ЦитироватьВ современных литиевых батареях при последовательном соединении - поэлементный контроль скорей норма, чем редкость.С середины девяностых это норма таже и для НКГ и НВ АБ космического назначения (кроме уж совсем небольших). Но поэлементный контроль не устраняет разбаланс емкостей, а только позволяет избежать его неприятных последствий - это когда отдельные аккумуляторы могут выйти на переполюсовку еще до того, как вся батарея разрядится до уровня датчика минимального напряжения.
Цитироватьexpert1 пишет:Это про какой аппарат?
Страховой случай произошел в результате нештатной работы химической батареи, которая привела к полной потере энергообеспечения космического аппарата и невозможности его дальнейшей эксплуатации на орбите, сообщает "Новый регион".
ЦитироватьСтарый пишет:КФ, наверное имеют в виду.Цитироватьexpert1 пишет:Это про какой аппарат?
Страховой случай произошел в результате нештатной работы химической батареи, которая привела к полной потере энергообеспечения космического аппарата и невозможности его дальнейшей эксплуатации на орбите, сообщает "Новый регион".
ЦитироватьСтарый пишет:Коронас Фотон
"КФ" это кто?
ЦитироватьСтарый пишет:Оказывается, нет! Погуглив обнаружил, что процитированная фраза относилась вовсе не к Коронасу:
Аааа...
ЦитироватьСтарый пишет:Вот блин, аж вздрогнул! :D
Хорошо что не успел сказать "спасибо". :)
ЦитироватьСтарый пишет:Из обсуждений здесь и в других местах, получается, что это снова была допущена системная ошибка в проектировании системы электроснабжения. Проектировщики заложили допустимый разряд батарей до четырех-шести процентов от их емкости. И, при прохождении теневых витков, максимальный разряд, совпал с максимальными тенями. После выхода из тени на солнечные витки, аппарат уже был заморожен. Как-то так.
Кстати, что и как сдохло на Коронасе я так и не понял. :(
ЦитироватьВал пишет:Проектировщики - полный отстой. Или Вы не совсем точно изложили проблему...ЦитироватьСтарый пишет:Из обсуждений здесь и в других местах, получается, что это снова была допущена системная ошибка в проектировании системы электроснабжения. Проектировщики заложили допустимый разряд батарей до четырех-шести процентов от их емкости. И, при прохождении теневых витков, максимальный разряд, совпал с максимальными тенями. После выхода из тени на солнечные витки, аппарат уже был заморожен. Как-то так.
Кстати, что и как сдохло на Коронасе я так и не понял.
О, кстати, Lanista в теме про Коронас-Фотон, выложил ссылку на замечательный материал! Спасибо!
ЦитироватьSOE пишет:Насколько эта задача сложна - вопрос неодназначен. В принципе, наверное, можно было бы вывести аппарат на ССО, и тогда, возможно аппарат работал бы и до сих пор. Но насколько можно было бы обеспечить тепловой режим? По всей видимости, в данном случае, проектировщики не смогли решить задачу в рамках той платформы, на основе которого строили телескоп. Платформа герметичная, и ранее, кажется, на ССО не летала. И создать нормальный тепловой режим, если пускать аппарат на ССО, оказалось невозможным. имхо, конечно.
Странно. Неужели не моделировали при проектировании? Задача-то не сказать, что сложная. Уровня "для студента"...
Цитировать"Однако последующий анализ ситуации со спутником показал, что НИИЭМ как автор спутника допустил некоторую перенагрузку батарей во время эксплуатации космического аппарата, что также ускорило их деградацию", - отметил собеседник агентства.
ЦитироватьZOOR пишет:Тогда вообще не понятен выбор орбиты. Если платформа позволяла все время находиться на солнце, что помешало вывести на ССО? Солнечный телескоп не на солнечно-синхронной орбите - это ж додуматься надо!
Позвольте не согласиться :)
ЕМНИП К-Ф был как раз на ССОшной платформе Метеор-М. И именно предельный режим батарей при обогреве в тени привел к их безвременной кончине. Салихов так и сказал http://ria.ru/science/20110819/420013203.html
ЦитироватьLanista пишет:
http://mymaster.livejournal.com/298716.html
Цитировать- А чо на солнечно-синхронную орбиту не получалось вывести?
не умеют што-ли наши?
- Это дорогая орбита. Родина не потянула...
ЦитироватьZOOR пишет:Баллистика для меня наука, ткскзть, за пределами :) Это действительно так? А в чем проблема?
- Это дорогая орбита. Родина не потянула...
ЦитироватьВал пишет:Скорее всего, банально в возможностях РН.
Это действительно так? А в чем проблема?
ЦитироватьSOE пишет:Слегка отклонясь от темы - а была ли хоть какая-то возможность Циклоном вывести КФ на ССО? Пусть и на более низкую орбиту?ЦитироватьВал пишет:Скорее всего, банально в возможностях РН.
Это действительно так? А в чем проблема?
А емкости батарей, похоже, просто не хватало на платформе, которую использовали. И работали они, соответственно, либо с повышенными токами заряда до более высоких, чем до того, напряжений, либо более глубоко разряжались.
В ссылке на ЖЖ выше много поразительного для меня. Это диверсия, а не подготовка к операциям с КА.
ЦитироватьВал пишет:Энергетически была. А вот насчёт наклонения... Для широты Плесецка разница в азимуте запуска наверно градусов на 90. Если при отказе 3-й ступени вместо острова Врангеля ракета залетит в Канаду то это никому не понравится.
Слегка отклонясь от темы - а была ли хоть какая-то возможность Циклоном вывести КФ на ССО? Пусть и на более низкую орбиту?
Требуемое наклонение в общем-то не очень силно от штатного для Циклона-3 отличается - 82 и 98.
ЦитироватьСтарый пишет:Измучил гугль и яндекс запросами и так и не нашел - был ли хоть один запуск на ССО Циклонами с Плесецка.ЦитироватьВал пишет:Энергетически была. А вот насчёт наклонения... Для широты Плесецка разница в азимуте запуска наверно градусов на 90. Если при отказе 3-й ступени вместо острова Врангеля ракета залетит в Канаду то это никому не понравится.
Слегка отклонясь от темы - а была ли хоть какая-то возможность Циклоном вывести КФ на ССО? Пусть и на более низкую орбиту?
Требуемое наклонение в общем-то не очень силно от штатного для Циклона-3 отличается - 82 и 98.
ЦитироватьВал пишет:Зачем мучить? Спросили бы меня... :)
Измучил гугль и яндекс запросами и так и не нашел - был ли хоть один запуск на ССО Циклонами с Плесецка.
ЦитироватьСтарый пишет:Старый - найдется всё! Пора запускать сервис, типа Старгль или Старндекс :)ЦитироватьВал пишет:Зачем мучить? Спросили бы меня... :)
Измучил гугль и яндекс запросами и так и не нашел - был ли хоть один запуск на ССО Циклонами с Плесецка.
ЦитироватьВал пишет:По части космоса- точно!
Старый - найдется всё!
ЦитироватьОАЯ пишет:
Переход на более высокую орбиту и более продолжительно освещенную продлил агонию на месяц. Разве не так?
ЦитироватьСолнечные батареи. Создание производства солнечных батарей для космических аппаратов
Поставщик: РОСНАНО, ОАО, ОАО «НПП «Квант», ОАО «ИСС» им. академика М.Ф. Решетнёва Ключевые слова: РОСНАНО, солнечные батареи, элементы солнечных батарей, космические аппараты Регион: Москва
Проект нацелен на защиту российских интересов в программе освоения космоса. Успешное выполнение проекта будет способствовать решению крайне важной для отечественной космической отрасли задачи — создания собственного полного цикла производства современных солнечных батарей для космических аппаратов, что существенно снизит зависимость от иностранных поставщиков. Проект закрыт решением Совета директоров РОСНАНО 06.09.2011 года.
06.09.2011 года решением Совета директоров РОСНАНО проект закрыт.
Цель проекта
Создание на базе ОАО «НПП «Квант» в Москве собственного предприятия полного цикла по производству современных солнечных батарей на фотоэлементах из арсенида галлия для космических аппаратов и орбитальных станций.
Новое производство полностью обеспечит российскую космическую отрасль отечественными солнечными батареями и позволит отказаться от импорта.
Участники проекта
ГК «Роснанотех»
ОАО «НПП «Квант»
ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва» (соинвестор, основной потребитель продукции проекта)
Финансирование проекта
Общий бюджет проекта составит 600 млн рублей.
Из них:
РОСНАНО
550 млн руб. (долгосрочный заём сроком на 5 лет)
ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва»
50 млн. руб. (в качестве займа)
Этапы реализации
Первые образцы продукции будут выпущены уже в 2009 году.
Выход на полную проектную мощность — производство солнечных элементов площадью 240 м2 — ожидается в 2012 году.
ОАО «НПП «Квант» уже заключены договоры с производителями космических аппаратов на поставку солнечных батарей на основе арсенида галлия на период с 2009 по 2016 гг., что обеспечивает заказами 60% продукции, произведенной за эти годы. Планируется, что потребителями продукции также будут зарубежные производители космических аппаратов.
Ход реализации проекта
июль 2009 года
Наблюдательный совет РОСНАНО одобрил участие корпорации в проекте
сентябрь 2011 года
Совет директоров РОСНАНО принял решение о закрытии инвестиционного проекта
Продукция
Продукцией проекта станут солнечные батареи, предназначенные для космических спутников и орбитальных станций. Их основой является арсенид галлия, который позволяет вдвое — с 15 до 32% поднять эффективность батарей, по сравнению с кремниевыми. Новые батареи создаются на основе трехкаскадных солнечных элементов — до 30 чередующихся слоев толщиной 10–15 нм, каждый из которых поглощает и преобразует свет определенной части спектра.
Новые батареи будут полностью соответствовать требованиям мировых производителей космических аппаратов к солнечным энергосистемам. Их КПД в условиях космоса составит около 30%, ресурс работы — 15 лет, что соответствует уровню лучших мировых аналогов. Высокое качество продукта сочетается с конкурентоспособной ценой, получаемой за счёт более низкой стоимости производства солнечных фотоэлементов, по сравнению с закупаемыми в настоящий момент иностранными аналогами.
http://www.rusnanonet.ru/download/nano/file/solarbattery_rosnano_kvant.pdf
http://www.rusnanonet.ru/download/nano/file/kvant.pdf
http://www.rusnanonet.ru/download/nano/file/reshetnev_as_ga.pdf
ЦитироватьZOOR пишет:Шедеврально.
что обеспечивает заказами 60% продукции, произведенной за эти годы.
ЦитироватьSalo пишет:
http://www.iss-reshetnev.ru/images/File/newspaper/2013/351.pdf (http://www.iss-reshetnev.ru/images/File/newspaper/2013/351.pdf)ЦитироватьВ союзе промышленности и науки
На нашем предприятии подготовлен проект программы, в рамках которой в России будет разработана технология изготовления фотоэлектропреобразователей для солнечных батарей с характеристиками мирового уровня. В результате реализации программы предполагается к 2017 г. создать полный цикл производства фотоэлементов с КПД 35%. В то время как сейчас солнечные батареи, которые изготавливает отечественная промышленность, имеют КПД 26%, а при использовании импортных фотопреобразователей – 29%.
Создание фотоэлектропреобразователей солнечных батарей с увеличенным коэффициентом полезного действия имеет целью повышение энерговооружённости российских космических аппаратов.
Проект программы подготовлен по инициативе генерального директора ОАО «ИСС», члена-корреспондента Российской академии наук, профессора Николая Тестоедова, а также вице-президентов РАН, академиков Жореса Алфёрова и Александра Асеева. Согласно проекту, в реализации программы примут участие ведущие научные учреждения страны и предприятие интегрированной структуры «ИСС» – НПП «Квант» (Москва).
ЦитироватьРоманенко Алексей Сергеевич
РЕЗЕРВИРОВАННАЯ АППАРАТУРА РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ МАЛОГО КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА
Специальность 05.09.12 - Силовая электроника
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Томск- 2013
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/91515.png) БУПТ-2 (http://orbitaenvo.ru/products-space.html#) | (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/91521.png) БСШ-2 (http://orbitaenvo.ru/products-space.html#) | (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/91518.png) РТ-50-2 (http://orbitaenvo.ru/products-space.html#) |
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/91516.png) ПТАБ-2 (http://orbitaenvo.ru/products-space.html#) | (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/91517.png) БФ-2 (http://orbitaenvo.ru/products-space.html#) | (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/91522.png) СНТ-28/120 (http://orbitaenvo.ru/products-space.html#) |
ЦитироватьМосква. 8 февраля. ИНТЕРФАКС-АВН - Холдинг "Российские космические системы" ("РКС") завершил создание модернизированной системы электрической защиты для солнечных батарей отечественного производства.
"Её применение позволит существенно продлить срок работы источников питания космических аппаратов и сделает российские солнечные батареи одними из самых энергоэффективных в мире", - сказано в сообщении пресс-службы "РКС", поступившем в "Интерфакс-АВН" в среду.
Основу системы защиты солнечной батареи составляют диоды - небольшие устройства, устанавливаемые на каждый фотоэлектрический преобразователь (ФЭП), из которых состоит солнечная батарея. Диоды являются одним из ключевых элементов, от качества которых зависит ее энергоэффективность и срок активного существования.
Отмечается, что "отработанная групповая технология производства позволяет "РКС" выпускать более 15 тыс. диодов нового поколения в год". "Их поставки планируется начать уже в 2017 году", - сообщает холдинг.
По словам старшего научного сотрудника сектора разработки технологий "РКС" Павла Дидыка, "благодаря инновационным конструкторским решениям срок активного существования солнечной батареи космического аппарата, оснащенной новыми диодами, увеличился до 15,5 лет". "Ещё пять лет диод может храниться на Земле. Таким образом, общий гарантийный срок эксплуатации диодов нового поколения составляет 20,5 лет. Высокая надежность устройства подтверждена независимыми ресурсными испытаниями, в ходе которых диоды выдержали более семи тысяч термоциклов", - отметил П.Дидык, которого цитирует пресс-служба.
Руководитель участка физико-термических процессов цеха полупроводниковых изделий РКС Алексей Ануров в свою очередь отмечает, что по своим электрическим, массо-габаритным и надежностным характеристикам изделия "находятся на уровне лучших мировых аналогов, а по ряду параметров опережают их".
"При этом стоимость российских диодов более чем в два раза ниже", - цитирует А.Анурова пресс-служба.
Руководитель группы разработчиков защитных диодов Андрей Басовский отметил: "Опыт эксплуатации продемонстрировал, что применение нашей системы электрической защиты снижает деградацию солнечных батарей примерно в 10 раз".
Сб ал
Цитироватьpetr-2000 пишет:РКС изобрел байпасные диоды? Круто блин.
Москва. 8 февраля. ИНТЕРФАКС-АВН - Холдинг "Российские космические системы" ("РКС" ;) завершил создание модернизированной системы электрической защиты для солнечных батарей отечественного производства.
"Её применение позволит существенно продлить срок работы источников питания космических аппаратов и сделает российские солнечные батареи одними из самых энергоэффективных в мире", - сказано в сообщении пресс-службы "РКС", поступившем в "Интерфакс-АВН" в среду.
ЦитироватьIltis пишет:Развязывающие диоды ставятся по паре штук на модуль. В составе БС их всего лишь несколько десятков.
15 тыс диодов = Макс. 20 кВт солн. батарей, что тоже немного - пара средних спутников на ГЕО орбите.
ЦитироватьIltis пишет:Дык байпасные диоды интегрированы в ФЭП :)
Я бы согласился, но в статье четко написано, что диоды ставятся на каждый ФЭП, как и делают с байпасными диодами.
ЦитироватьIltis пишет:Кстати, интересно - по каким параметрам?
которым до уроня мировых аналогов еще далековато
ЦитироватьIltis пишет:Именно потому и спросил - в проектной документации вижу панели российского производства с ФЭП эффективностью 28%, что вполне современно.
Пока чисто российские приборы, к сожалению, уступают.
ЦитироватьIltis пишет:Понятно, по деградации (в наборе типовых условий) далеко не все делятся информацией, так что, тут и сравнивать не с чем.
Ну и на EOL тоже стоит смотреть.
ЦитироватьIltis пишет:Не дозы, а эквивалентного флюенса 1 МэВ электронов (судя по порядку величины).
по крайней мере до 1е15 см-2 дозы
ЦитироватьIltis пишет:А кто сказал, что она не указывается? :)
Хотя сути сказанного не меняет: радиационная стойкость является одной из важнейших характеристик и должна указываться в техданных.
ЦитироватьIltis пишет:Ну так это с товарищем SOE не делятся :)
Товарищ SOE в сообщении #126.
Цитироватьthunder26 пишет:Именно, я вижу то, что используется в проектируемых или летающих аппаратах, там без баланса по электричеству на конец эксплуатации не обойтись.
Ну так это с товарищем SOE не делятся :)
ЦитироватьКорифеи научного космоса
Решетнёвская фирма и НПО имени Лавочкина продолжают расширять сотрудничество.Одним из важнейших результатов совместной работы двух предприятий стало внедрение в производство солнечных батарей фотопреобразователей на основе трёхкаскадного арсенида галлия, которые более чем в два раза эффективнее фотопреобразователей из кремния. Успешно освоив работу с ними в ходе реализации заказов НПО Лавочкина, теперь компания «ИСС» все новые разработки солнечных батарей проводит с учётом использования именно этих фотопреобразователей. Удельные массовые и энергетические характеристики таких солнечных батарей производства «ИСС» находятся на уровне лучших мировых образцов.Спойлер
80-летний юбилей в этом году отмечает Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина – ведущее предприятие отечественной космической отрасли в области создания космических аппаратов для фундаментальных научных исследований. И вот уже более 30 лет длится его сотрудничество с компанией имени Решетнёва – российским лидером в области создания спутников прикладного назначения. Этот «звёздный» союз привлекает сибиряков к самым передовым научным проектам в космической отрасли и открывает московским создателям исследовательской космической техники возможность применять в ней уникальные технические решения, которыми славятся решетнёвцы.
А началось сотрудничество предприятий с использования для запуска сибирских спутников ракет с разгонными блоками и головными обтекателями, созданными лавочкинцами. В свою очередь, партнёры из подмосковного предприятия в своей продукции применяли изделия точной механики, разработанные и изготовленные сибиряками.
Современный и наиболее плодотворный этап сотрудничества двух предприятий стартовал в 2004 году, когда Решетнёвская фирма приступила к разработке элементов полезной нагрузки и служебных систем для космических аппаратов производства НПО Лавочкина. В результате более чем 10-летней работы в компании «ИСС» были разработаны и изготовлены солнечные батареи для космических аппаратов «Электро-Л» №1 – №3 , «Спектр-Р», «Арктика-М», «Спектр-УФ», «Спектр-РГ», а для двух последних и механизмы наведения остронаправленныхантенн. А сегодня решетнёвцами рассматриваются технические задания на разработку и изготовление привода остронаправленной антенны для космического аппарата «Луна-Ресурс-1».[свернуть]Спойлер
Для орбитальных научно-исследовательских аппаратов «Электро-Л» №2 и №3 решетнёвцы разработали и изготовили также систему автономной навигации. Она отличается тем, что весь комплекс целевых задач решает с помощью собственного программного обеспечения, благодаря чему нет необходимости создавать канал связи прибора-навигатора с бортовым комплексом управления. Это принципиально новое решение специалистов компании «ИСС». Бортовой «космический компас», позволяющий аппаратам максимально точно определять свою орбитальную позицию, успешно опробован. Лётные испытания космического аппарата «Электро-Л» №2, созданного с его использованием, успешно завершились в 2016 году, и сегодня аппарат продолжает исправно функционировать.
Ввиду этого рассматривается вопрос о поставке систем автономной навигации производства «ИСС» и для следующих космических аппаратов НПО Лавочкина – «Электро-Л» №4 и №5.
В настоящее время оба предприятия совместно участвуют в решении научных задач в области изучения космоса, выступая соисполнителями по созданию космической астрофизической обсерватории «Миллиметрон». Этот проект реализуется Астрокосмическим центром ФИАН им. П.Н.
Лебедева[свернуть]
ЦитироватьУльтралегкие интегральные каркасы солнечных батарей спутника «Аист-2Д» «РТ-Химкомпозит» успешно прошли летные испытания в космосе
02.05.2017
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/233942.jpg)
Накануне годовщины первого запуска с космодрома Восточный малый космический аппарат «Аист-2Д» был введен в эксплуатацию, завершив летные испытания в космосе. «Аист-2Д» стал первым космическим аппаратом, укомплектованным изготовленными холдингом «РТ-Химкомпозит» (входит в Госкорпорацию «Ростех») и не имеющими аналогов в мире ультралегкими каркасами солнечных батарей из углепластика интегрального типа.
«Использование ультралегких каркасов солнечных батарей интегрального типа весом всего около 500 г/кв м позволит значительно уменьшить вес космических аппаратов. Данная конструкция не имеет аналогов в мире и запатентована только в России», - отметил генеральный директор холдинга «РТ-Химкомпозит» Кирилл Шубский.
В составе космического аппарата «Аист-2Д» использованы панели терморегулирования производства ведущего производственного предприятия холдинга «РТ-Химкомпозит» ОНПП «Технология» им.А.Г.Ромашина, одновременно являющиеся площадкой для установки приборов. Они способны увеличивать жизненный цикл спутника за счет небольшого веса и выполняемых функций.
Бортовые системы «Аист-2Д» функционируют штатно, аппарат управляем, нет проблем со снабжением электроэнергией и тепловым режимом. Космический аппарат уже провел фотосъемку более 14 млн кв. км земной поверхности, включая 4 млн кв. км территории России.
ЦитироватьНовые спутники получат рекордные «солнечные крылья»
Дмитрий Струговец (https://iz.ru/author/dmitrii-strugovetc)
Российские военные и гражданские спутники связи получат солнечные батареи рекордного размера. Для электропитания аппаратов на основе новой тяжелой спутниковой платформы высокой мощности налажено производство батарей площадью более ста квадратных метров. До сих пор на отечественных телекоммуникационных космических аппаратах использовались панели размером не более 88 кв. м. Разработавшая новую платформу компания «Информационные спутниковые системы» имени Решетнева» (ИСС) намерена предложить ее российским и зарубежным заказчикам.
По мнению экспертов, применение мощных спутников позволит уменьшить габариты и массу приемо-передающих терминалов, которые носят с собой пользователи.
Как рассказал «Известиям» генеральный директор ИСС Николай Тестоедов, космические аппараты повышенной мощности, требующие высокой энергетики, планируется создавать на новой спутниковой платформе. Она стала развитием уже пять лет используемой в российских аппаратах платформы «Экспресс-2000». Нововведением станут увеличенные «крылья» — солнечные батареи площадью около 112 кв. м. Они построены по современной технологии — с КПД на уровне 28–30%.
— Зарубежные, а за ними и российские заказчики стали выдвигать требование по обеспечению энергетики мощностью до 20 и более киловатт. Мы пришли к выводу, что нужно двигаться в этом направлении, — рассказал Николай Тестоедов.
ИСС — единственное в России предприятие, которое разрабатывает и серийно изготавливает телекоммуникационные космические аппараты для национального оператора «Космическая связь» и Минобороны РФ. Из всей продукции ИСС наибольшие по площади солнечные батареи имели спутники «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» (запущены на орбиту в 2013–2014 годах) для «Космической связи». Общая площадь их «крыльев» достигала 88 кв. м. Мощность этих аппаратов — 14 КВт. Аналогичный уровень мощности и у спутников серии «Благовест», которые использует для связи Минобороны России. В настоящее время на орбите работает один такой аппарат (запущен в 2017 году). Всего планируется создание группировки из четырех подобных спутников.Спойлер
Повышенное электропитание требуется в первую очередь для телекоммуникационных космических аппаратов, используемых для широкополосного доступа в интернет, спутниковой связи и телевещания. С развитием новых диапазонов вещания, увеличением мощности сигнала перспективным спутникам потребуется больше энергии.
Как пояснил «Известиям» независимый эксперт в области космонавтики Виталий Егоров, применение мощных спутников связи позволит пользователям на Земле носить с собой менее массивные терминалы.
— Можно будет, к примеру, облегчить переносные спутниковые терминалы, что даст возможность использовать такую связь солдатам на поле боя, — рассказал Виталий Егоров. — Облегченные модули связи позволят эффективнее пользоваться беспилотниками за счет обмена данными через спутники. В целом энергия — одно из узких мест, ограничивающих возможности любого космического аппарата. Для спутника связи и ретрансляции это особенно важно. Увеличенная мощность позволяет передавать больше данных или установить более стабильный канал связи, уменьшить размеры принимающего оборудования на земле.
Солнечные батареи — главный источник энергии для всех космических аппаратов, вращающихся вокруг Земли. Самые крупные панели (общая площадь около 1,2 тыс. кв. м) развернуты на Международной космической станции — они обеспечивают работоспособность научной аппаратуры и жизнедеятельность экипажа из шести человек. Первые отечественные солнечные батареи были установлены на третьем искусственном спутнике Земли. Этот советский аппарат проработал в космосе почти два года — с 1958-го по 1960-й.[свернуть]
ЦитироватьХимикам удалось продлить жизнь горячим электронам в солнечных батареях
Группа химиков из Нидерландов и Франции разработали новый тип гибридных солнечных модулей на основе перовскитов. Результаты исследования показали, что время жизни горячих носителей заряда примерно в тысячу раз больше, чем в свинцовых перовскитах, пишет Nature Communications..
Как сообщается, ученые создали новый тип гибридных солнечных модулей на основе перовскитов. Изначально их КПД составил 9%. Однако затем было обнаружено, что если задействовать энергию так называемых горячих электронов, то эффективность новых солнечных элементов можно повысить до рекордных 66%.
КПД солнечных батарей напрямую зависит от достижения «золотой середины». Для преобразования фотонов в свободные электроны необходимо идеально выверенное количество энергии. Если ее слишком мало, то фотон «проскальзывает» сквозь солнечный модуль, а если энергии слишком много, то ее излишки превращаются в тепло и не способствуют увеличению электрического напряжения.
В ходе исследований ученые заменили токсичный свинец в солнечных панелях на менее вредное олово и добились КПД 9%. В дальнейшем они обнаружили, что горячие электроны в модулях на основе олова растрачивали энергию намного медленнее, чем обычно.
«Горячие электроны рассеивали энергию спустя несколько наносекунд, а не несколько сотен фемтосекунд», – рассказала автор исследования Мария-Антуанетта Лои.
Благодаря этой «суперспособности» энергию, рассеиваемую горячими электронами, можно собрать до того, как она превратится в тепло и тем самым увеличить напряжение. По подсчетам ученых, использование горячих электронов позволит повысить КПД новых солнечных элементов до 66%.
Добавим, что добиться таких результатов удалось пока что только в лабораторных условиях.
ЦитироватьИсследование показало способность перовскитных солнечных элементов работать в ближнем космосе
Пекин, 16 марта /Синьхуа/ -- Перовскитные солнечные элементы способны сохранять большую часть своей эффективности преобразования энергии в ближнем космосе. К такому выводу пришли китайские исследователи после проведения экспериментов.
Солнечные батареи из перовскита в последние годы представляют огромный интерес для академического сообщества и фотоэлектрической промышленности в связи с высокой эффективностью и низкими производственными затратами по сравнению с кремниевыми солнечными элементами.
По мнению ученых из Пекинского университета, Академии наук Китая и Северо-Западного политехнического университета, перовскитные солнечные элементы обладают большим потенциалом для разработки энергетических устройств нового поколения для исследования космоса. При этом вопрос их стабильности в экстремальной космической среде остался малоисследованным.
С применением аэростата китайские исследователи в автономном районе Внутренняя Монголия отправили устройства с закрепленными солнечными элементами в ближний космос. Летательный аппарат поднялся на высоту 35 км.
Согласно итогам экспериментов, один из типов перовскитовых солнечных элементов, используемых в исследовании, сохранил более 95 процентов своей первоначальной эффективности преобразования энергии.
Достижение исследователей опубликовано в научном журнале Science China Physics, Mechanics & Astronomy.
Перовскит - редкий минерал, титанат кальция, который был впервые найден в Уральских горах и назван в честь русского государственного деятеля Льва Перовского.
За последние несколько лет ученые усовершенствовали "рецептуру" перовскита и технологии его изготовления, что привело к значительному повышению эффективности преобразования энергии, превысив максимальную эффективность некоторых видов кремниевых солнечных элементов.
Цитировать21 МАР, 12:01
Российские ученые выявили слабые места перовскитных солнечных батарей
Входящие в их состав гибридные бромидно-йодидные комплексные галогениды свинца не продемонстрировали необходимую устойчивость к высоким дозам гамма-излучения
МОСКВА, 21 марта. /ТАСС/. Группа исследователей Сколтеха, Института проблем химической физика РАН, МГУ имени М. В. Ломоносова и Уральского федерального университета открыла новые свойства перовскитных солнечных батарей, которые пока не позволяют использовать их на космических кораблях и спутниках. Об этом в четверг сообщила пресс-служба Сколковского института науки и технологий.
Перовскит - название редкого минерала, титаната кальция. Перовскитные солнечные батареи легче и дешевле кремниевых, их производство не токсично, а сами элементы можно делать тонкими и гибкими, что делает их перспективными для использования в космосе.
Оценивая возможности использования перовскитных солнечных батарей на космических кораблях и спутниках, российские специалисты рассмотрели их радиационную стабильность по отношению к действию гамма-лучей. Результаты работы были опубликованы в Journal of Physical Chemistry Letters (https://pubs.acs.org/journal/jpclcd).
"Ученые выяснили, что гибридные бромидно-йодидные комплексные галогениды свинца пока не подходят для использования в космосе и необходим поиск более стабильных материалов, на чем и сосредоточены сейчас усилия исследовательского коллектива под руководством профессора Сколтеха Павла Трошина", - говорится в сообщении.
В космосе солнечные батареи должны выдерживать не только повышенную солнечную радиацию, но и проявлять устойчивость к высоким дозам гамма-лучей. Это необходимо для поддержания стабильной работы устройств на орбите в течение нескольких лет.
Цитироватьtnt22 пишет:С легкой руки журналистов, к ИИКП еще и доза гамма-излучения добавилась.
но и проявлять устойчивость к высоким дозам гамма-лучей
ЦитироватьВ России создали новый полупроводниковый материал для солнечных батарей
МОСКВА, 13 мая. /ТАСС/. Группа российских ученых создала новый полупроводниковый материал без использования свинца, который может быть применен в солнечных батареях для повышения их эффективности. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба одного из участников исследования Сколковского института науки и технологий (Сколтеха).
"Сотрудничество исследователей из Сколтеха, Института неорганической химии им. А.В. Николаева Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) и Института проблем химической физики РАН позволило создать перспективные бессвинцовые полупроводниковые материалы для использования в солнечных батареях на основе комплексных галогенидов сурьмы и висмута. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Materials Chemistry и анонсированы на его обложке", - говорится в сообщении.
Большой интерес для использования в настоящее время представляют солнечные батареи на основе комплексных галогенидов свинца, то есть соединения свинца с элементами 17-й группы периодической таблицы Менделеева (фтором, хлором, бромом или иодом), с перовскитной структурой - напоминающей структуру минерала перовскита, кристаллы которого имеют кубическую форму. Такие батареи отличаются низкой стоимостью, простотой изготовления и высокой эффективностью преобразования света.
Массовое производство и внедрение перовскитных батарей в настоящее время ограничивается двумя факторами: низкой стабильностью комплексных галогенидов свинца и токсичностью этих соединений. Поэтому во всем мире активно ведется разработка альтернативных бессвинцовых материалов, в частности на основе галогенидов висмута и сурьмы. Однако все ранее полученные образцы имеют низкую эффективность преобразования света. Команда российских ученых доказала, что причиной является неоптимальное строение соединений висмута и сурьмы.
"Мы выяснили, что низкая размерность анионной решетки таких соединений (нулевая, иногда 1D и крайне редко - 2D), не позволяет реализовать беспрепятственный транспорт дырок и электронов, необходимый для эффективной работы солнечных элементов. В результате материалы данного класса могут демонстрировать эффективную работу в латеральных фотодетекторах, но не работают в солнечных элементах," - сказал профессор Центра энергетических исследований Сколтеха Павел Трошин, его слова приводятся в сообщении.
Физики разработали принципиально новый материал для солнечных батарей на основе перовскитоподобного комплексного бромида сурьмы (ASbBr6, где А является органическим положительно заряженным ионом). Солнечные батареи на основе этого материала показали рекордные для галогенидов сурьмы и висмута КПД преобразования света. По словам Трошина, эта работа открывает принципиально новые возможности для развития перовскитной электроники.
ЦитироватьПлейшнер пишет:
chel_3d ,
а почему вы решили что на лошарике литиевые батареи, а не например никель-кадмиевые?
Цитироватьchel_3d пишет:Для атомной подлодки, в отличии от дизельной, АКБ большой емкости не требуются, поэтому на первый план выходят не массогабаритные характеристики АКБ а куда важнее надежность и долговечность. Как и в авиации.
Одна из версий озвученная вчера фонтакой- кз литийионной аб
Цитироватьchel_3d пишет:На "Морском старте" разок было. Но не в полёте, конечно. При хранении в береговом хранилище одна разрушилась.
взрыв литийионной АБ. Что то подобное было на КА где батареи этой системы в тренде?
ЦитироватьИсточники энергии
Российскому производителю элементов питания космического назначения ПАО «Сатурн» – 55 лет.
Краснодарское предприятие «Сатурн» выступает партнёром фирмы Решетнёва по созданию источников питания для космических аппаратов уже более полувека. Первые солнечные и аккумуляторные батареи для спутников в нашей стране создавались по инициативе и при активном участии специалистов «ИСС».
К производству солнечных батарей космического назначения коллектив «Сатурна» приступил в начале 1970-х годов. Первые кремниевые солнечные батареи, созданные краснодарскими партнёрами решетнёвцев, были установлены на спутниках «Молния-3». Их группировка, в частности, использовалась для ретрансляции программ Центрального телевидения на сеть станций «Орбита». Всего Решетнёвское предприятие создало 54 таких аппарата. В дальнейшем кремниевыми солнечными батареями производства ПАО «Сатурн» оснащались все спутники системы ГЛОНАСС.
Со временем специалисты «Сатурна» значительно усовершенствовали технологии производства. К началу 2000-х годов кремниевые фотогенераторы производства ПАО «Сатурн» по своим характеристикам достигли мирового уровня. За свою историю краснодарское предприятие изготовило более 800 квадратных метров солнечных батарей данного типа для 50 спутников.
Новая эпоха в создании солнечных батарей началась с приходом 21 века. На смену кремниевым фотопреобразователям пришли трёхкаскадные арсенид-галлиевые. К их освоению приступили и специалисты «Сатурна». Первым лётным образцом из таких фотопреобразователей с КПД 27,5 % стала солнечная батарея, изготовленная в «ИСС» по заказу НПО им. С. А. Лавочкина в 2007 году.
В настоящее время в рамках программы импортозамещения ПАО «Сатурн» создаёт отечественную линейку многокаскадных арсенид-галлиевых фотопреобразователей. Планируется, что впервые они будут установлены на солнечных батареях перспективных навигационных аппаратов «Глонасс-К2». Их КПД составит 28,5-29 %.
Ещё одно важнейшее направление деятельности ПАО «Сатурн» в области космической энергетики – разработка и производство химических источников тока, в частности, никель-водородных аккумуляторных батарей. Освоить новую тематику коллективу «Сатурна» предложил лично Михаил Фёдорович Решетнёв. К их созданию краснодарцы приступили в середине 1980-х годов. Первый полёт комплект таких батарей совершил на спутнике «Экран-М» и вместо гарантийных трёх лет отработал на орбите девять.
На сегодня лётный опыт эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей ПАО «Сатурн» составляет более 35 лет. Но и в этой области прогресс не стоит на месте. В начале 2000-х никель-водородную электрохимическую систему коллеги из Краснодара начали заменять на более современную – литий-ионную. Эти батареи существенно превосходят никель-водородные, так как их удельная энергия в два раза больше, а тепловыделение и саморазряд почти на порядок меньше. Экспериментальный батарейный модуль с литий-ионной аккумуляторной батареей разработки ПАО «Сатурн» был создан в декабре 2008 года. Он был запущен в космос на одном из спутников производства «ИСС», его лётная квалификация успешно завершилась в 2011 году.
Первая штатная литий-ионная аккумуляторная батарея, изготовленная в ПАО «Сатурн», была выведена на геостационарную орбиту в 2014 году в составе спутника «Луч». Сегодня на геостационаре успешно эксплуатируется ещё восемь подобных батарей в составе тяжёлых аппаратов «Благовест». Все космические аппараты, разрабатываемые «ИСС» по федеральной программе, комплектуются литий-ионными батареями из ПАО «Сатурн». Их удельные характеристики находятся на уровне лучших мировых аналогов, которые выпускают фирмы SAFT и GS-YUASA. И даже превосходят их за счёт конструкции батареи. Важно отметить, что переход на литий-ионные батареи позволил сэкономить примерно 120 кг массы для аппаратов, создаваемых в «ИСС» на базе спутниковой платформы типа «Экспресс-2000».
Специалисты ПАО «Сатурн» постоянно совершенствуют характеристики своей продукции. Они занимаются исследованиями в области импортозамещения материалов для изготовления электродов аккумуляторов, повышением их ресурса, надёжности и безопасности. Также ими разрабатываются новые технологии и новые методики испытаний этой продукции.
В части развития солнечных батарей ПАО «Сатурн» стремится к повышению их КПД и радиационной стойкости, снижению массы фотопреобразователей. Специалисты предприятия участвуют в реализации отраслевых программ, направленных на создание отечественных технологий производства многокаскадных арсенид-галлиевых солнечных батарей. В частности, «Сатурн» выступает индустриальным партнёром красноярской фирмы «Германий», которая разрабатывает отечественный германий, применяемый в производстве подложек для фотопреобразователей.
Взаимодействие специалистов «ИСС» и «Сатурна» всегда конструктивное и взаимовыгодное. Его характерная особенность – нацеленность на решение задач, позволяющих сделать следующий шаг в разработке космических источников энергии.Благодарим заКоллектив ПАО «Сатурн» изготовил более 250 аккумуляторных батарей, которыми были оснащены свыше 140 космических аппаратов различного назначения. В их числе созданные в «ИСС» спутники «Экран», ГЛОНАСС, Sesat, «Экспресс» и другие. Начиная с проекта SESAT, «Сатурн» вышел на европейский рынок. Аккумуляторные батареи из Краснодара поставлялись в Германию, Францию, Китай и Казахстан.
предоставленный материал
Михаила Нестеришина,
Владимира Шанаврина и Александра Коренко