Рейтинг самых красивых стартов РН

Автор George, 21.04.2012 21:25:58

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

George

Рейтинг самых красивых стартов РН (по моему мнению)[/size]

1.   РН «Сатурн-5»

Несмотря на мое, скажу помягче, неравнодушное отношение к российской космонавтике, я вынужден признать, что самым красивым стартом и полетом РН считаю старт и полет американской свертяжелой РН «Сатурн-5», самой большой из созданных на сегодняшний день. Причем удивительно то, что она создана еще в 60-х годах прошлого века. Первый пуск «Сатурна-5» состоялся всего лишь через 11 лет после запуска Первого спутника Земли. Прогресс тогда шел двадцатимильными шагами.

Также удивительно то, что все пуски РН «Сатурн-5» и ее младших версий («Сатурн-1» и «Сатурн-1Б») были безаварийными. Принимая во внимание то, как «становились в лет» тогдашние РН, достижение достойно всяческого уважения. Также старты для «Сатурнов» были первыми, с которых могли летать РН разных модификаций, опередив свое время на десятилетия.


Пуск "Апполона-8"

http://www.youtube.com/watch?v=MXh3YRtTiGg&feature=related
Он же.


Единственный ночной пуск РН "Статурн-5" с КК "Апполон-17".

2.   «Энергия» – «Буран»

Единственный старт РН «Энергии» с кораблем «Буран» был фееричным. Не помешала ни плохая погода, ни ночь, ни низкая облачность. Сам старт и полет РН и корабля были безупречными. При создании РН «Энергия» был достигнут такой уровень, который не превышен и сегодня. Это единственная в мире РН с боковым расположением ПН. Оба пуска РН прошли без аварий, то есть показанная надежность – 100%. То есть, «Энергия» и сегодня может считаться современной РН и она может послужить основой для создания серии РН для Луны и Марса. Все что меньше – компромиссы.


Последний триумф советской космонавтики.

3.   Спейс Шаттл

Эта программа продолжалась дольше всех в США. Она закончилась совсем недавно, а всего она длилась 40 лет. Началась она в эпический период истории НАСА по время полетов на Луну. Тогда была эйфория от успехов и от шаттлов ожидали многого. Полагали, что это будет дешевый доступ на орбиту и полеты туда будут как на самолете, ну чуть дороже. За счет шаттлов рассчитывали снова вернутся на Луну, построить орбитальную станцию и отправится на Марс. Ну и коммерция. НАСА впервые вышло на рынок пусковых услуг с шаттлами, рассчитывая заработать. Но увы, все перечеркнул грубый просчет в экономической эффективности шаттлов и отсутствие САС на участке полета на ТТУ.

Тем не менее, шаттл – корабль с уникальными возможностями, далеко опередившими свое время. Впоследствии выяснилось, что его возможности по монтажу крупногабаритных конструкций, ремонту и снятию с орбиты спутников, запусков уникальных КА не очень нужны из-за их колоссальной цены. Если бы шаттлы были подешевле, то они бы и сегодня летали.

И если бы рейтинг составлялся по оригинальности конструкций, летавших в космос, то шаттл был бы вне конкуренции. Ничего подобного ранее не было и в будущем не предвидится. Это единственная в мире пилотируемая РН.

Всего было построено шесть кораблей. Вопреки СМИ, «Энтерпрайз» предназначался для орбитальных полетов, но ошибки при его создании привели к тому, что дешевле оказалось превратить макет OV-099 в орбитальный корабль, названный «Челленджером». На начальном этапе НАСА вылазило из кожи, стараясь подогнать характеристики шаттлов до заявленных. Все закончилось гибелью «Челленджера» со всем экипажем.

Это привело к уходу шаттлов с рынка пусковых услуг и удорожанию полетов. И даже после этого стоимость полетов была пока на уровне, хотя и дороговато. Первый полет «Индевора» был коммерческим. Его заказчиком был оператор спутниковой связи, захотевший спасти свой спутник после неудачного пуска. Полет был успешным, что только подтвердило уникальность шаттлов.

Но шаттлы больше не вернулись на рынок пусковых услуг. Их использовали для исследовательских полетов и для сборки МКС. А гибель «Колумбии» поставила крест на этой программе. Отсутствие САС и возросшая стоимость полета шаттлов до 800 млн долларов за полет прикончили шаттлы и они были списаны. Также это была самая кровавая программа, при которой погибло два корабля с 14 астронавтами. Тем не менее, американцы заслуживают признания за этот опыт, который они поставили на себе, сделав попытку создать дешевое многоразовое средство достижения околоземного космоса.

http://www.youtube.com/watch?v=OnoNITE-CLc&feature=related
Теперь это уже история.

4.   «Зенит»

Пуски «Зенитов» с самым мощным двигателем в мире всегда были фееричными. Как с Байконура, так и с «Морского старта». К сожалению, создатели «Энергии» не предусмотрели пуски «Зенитов» со стартов «Энергии», что было непозволительным расточительством.


Один из лучших пусков 2011 года.

5.   «Протон»

Пуск «Протона» всегда зрелищный. Что днем, что ночью. Это самая лучшая РН в мире на гептиле. Ничего равного «Протону» на гептиле не создано. И он будет лучшим, так как РН на гептиле уходят в прошлое. Сам «Протон» мог бы летать еще долго, если бы его старты не были бы за границей России. Ему на смену создают РН «Ангара», которая будет летать с территории России и ее топливо куда более экологично, чем гептил. Именно оно не дает возможности перенести «Протон» на территорию России.



6.   «Атлас-3»

Это переходная комбинация РН «Атлас-2» на которую поставили РД-180. Именно он делает пуск РН зрелищным, создавая красивый факел. «Атлас-5» хуже выглядит из за своей большей длины, толщины и креплений для ТТУ.



7.   «Сатурн-1Б»

Это одна из первых РН, пускаемых с разных СК. Это была площадка №34 Восточного испытательного полигона и площадка №39 центра имени Кеннеди. Причем с центра имени Кеннеди пуск выглядел очень оригинально. Никто еще не пускал РН с решетчатой башни.


Пуск "Апполона-7" с площадки №34


"Скайлаб 4" Площадка №39.

8.   Р-7

РН «Союз» – самая востребованная и титулованная РН в мире. Слово «первый» и перечисление этого самого «первого» в послужном списке этой РН будет занимать не одну страницу. Достаточно сказать, что Р-7 открыли космическую эру и это единственная РН в России для пилотируемых пусков.

И сегодня РН на уровне. Да, многое осталось со времен ее создания, но на это мало кто обращает внимание и не имеет особого значения. Европейцы выбрали ее для своего космодрома и гордятся тем, что у них есть старт для «Союза-2». Отрадно, что здравый смысл возобладал и в России, когда новое руководство Роскосмоса убрало «потемкинскую деревню» в виде новой РН для нового космодрома Восточный и приняло куда более реалистичный проект космодрома Восточный с РН «Союз-2» и «Ангара». Эта комбинация позволит в сжатые сроки получить замену Байконуру на территории России.


Классика.

9.   Н-1

Старт и полет этой РН был зрелищным. Это первая гражданская РН в СССР, в которой не было военной составляющей, то есть не на базе МБР.

К сожалению, Н-1 держит несколько печальных рекордов, особенно на фоне 100% надежности «Сатурн-5». Надежность – 0%, самые большие взрывы во время полетов и крупнейший взрыв на старте.

Я полагаю, что это рука судьбы. Проект полета на Луну на Н-1 был на 90-% смертельной затеей. Лететь на РН с пятью ступенями, то есть с высоким риском отказа блока «Д», который отказал в первом же полете на РН «Протон-К» в 1967 году. Разные «перевертоны» на подлете к Луне на давали оптимизма для успешного завершения полета. Да и другие ступени так и не увидели огня в полете, то есть их надежность так и осталась неизвестной.

Тем не менее, кое что осталось от Н-1. Это двигатели НК-33, которые полетят в составе аж двух РН и блок Д, который упомянут в проекте СК «Ангары» для Восточного. РН «Ангара» еще сможет полететь с РБ ДМ-3, который приходится потомком блоку «Д» РН Н-1.




10.   «Атлас-5»

Это новая РН, на создание которой ушло около 10 лет. От старого «Атласа» там почти ничего не осталось, кроме РБ «Центавр». Двигатель РД-180 и придает старту и полету РН некоторую изящность.


Неплохо.  

11.   «Фалкон-9»

Одна из первых американских РН, собираемых и вывозимых на старт в горизонтальном положении. Внешне напоминает «Зенит».


Есть мнение, что это новая эра в американской космонавтике.

12.   «Дельта-4»

Единственная в мире РН на криогенном топливе, которая может оторваться от Земли без ТТУ.



13.   «Ариан-5»

Это самая красивая РН европейского производства. Наконец-то Европа выдала что-то похожее на РН. Предыдущие РН были довольно уродливыми.

http://www.youtube.com/watch?v=-nTX-tTgV8o&feature=related

14.   «Рокот»

Единственная в России, которая собирается на старте в вертикальном положении. Все из-за ТПК, в котором находится РН. При старте образовывается огромная туча ядовитого дыма. Будет заменена на «Союз 2-1в» и «Ангара-1».



15.   «Днепр»

Самая летающая РН, пускаемая из шахты. Минометный старт 200-тонной РН не может оставить равнодушным, меня по крайней мере.



16.   «Фалькон-1»

Первая работа СпейсХ. Такое впечатление, что ее пускали с «коленки», если посмотреть на их космодром на атолле Кваджелейн. Считается, что это первая РН разработанная на деньги частников, но это не совсем так. РН «Дельта-3» была раньше.



17.   «Циклон»

Сначала пускаемая без лотка, но у РН «Циклон-3» он уже есть. В Бразилии он тоже будет.



18.   «Космос»

Похожие на «Циклон», но меньшего размера.

19.   Твердотопливные РН

От «Скаута» до «Веги. Их полеты похожи и поэтому на одной позиции. Особняком стоит РН «Старт-1», пускаемая с мобильного старта. Надеюсь, что Свободный при Восточном оживет и оттуда РН «Старт-1» еще полетит. Также забавна бразильская VSL-2 с кучей ускорителей и всего пару сотней кг ПН.


Первый полет "Веги". Когда полетит следующая, неизвестно.

20.   «Арес-1»

Единственный полет прототипа РН, разработка которой отменена, оставила противоречивые отзывы. ИМХО, зря отменили, ею можно было бы пускать «Орион» на околоземную орбиту.


"Палка".

21.   «Атлас-1, -2»

Этой РН принадлежат фееричные полеты, особенно аварии. Таких красочных аварий в исполнении РН «Атлас», ни у кого не было. Если бы рейтинг был бы по красочности аварий, то РН «Атлас» была бы впереди с большим отрывом. Тем не менее, при пилотируемых пусках аварий не было. Бог сжалился над американскими астронавтами.

http://www.youtube.com/watch?v=13qeX98tAS8&feature=related
Там есть и аварии в исполнении РН "Атлас".

22.   «Титан-2».

Приспособленная МБР, пускаемая с наземного старта. Обеспечивала полеты КК «Джемини», аварий при которой не было.


"Титан-2" в 1962 году.

23.   «Титан-3, -4».

Это самые грязные РН в истории. Мало того, что они использовали огромные ТТУ, так еще они работали на гептиле. Монструозные СК для них. Да и цена больно кусачая. Даже для правительства США. Стремление снизить цену и было одной из причин разработки «Атлас-5» и «Дельта-4». Цель достигнута, оные дешевле предыдущих, но все равно дороги.


Последний полет РН "Титан-4" в 2005 году.

24.   «Дельта-1, -2, -3»

Полет РН с ТТУ, особенно в таком количестве, создает впечатление беспомощности РН, которая не может подняться в небо без посторонней помощи. На костылях далеко не уйдешь, тем не менее, у семейства хороший послужной список, кроме «Дельты-3».


Сборная солянка из разных видов топлива.

25.   GSLV

Оригинальная индийская РН с ТТУ на первой ступени и жидкостным ускорителями по бокам.


 :)


26. «Великий поход»

Должен сказать, что китайцы делают относительно неплохие РН на вид. Но все равно, сначала собирать РН в здании вертикальной сборки, потом разбирать, а затем снова собирать на старте смотрится странно. Правда, к «Чанджен-2Ф» это не относится. Ее собирают только один раз и это уже хорошо. Старты поражают монструозностью, а ведь они класса «Союз», у которого все намного проще. Их полет оставляет странное впечатление, особенно если есть ускорители, выдающие уродливый след.


Пуск первой китайской орбитальной станции.

27.   «Ариан-1, -2, -3, -4»

Не знаю, почему так вышло, что европейские РН довольно уродливы на вид, особенно РН «Ариан-3» с ускорителями. Ее старт напоминает след от тарахтящего старого «Ижа» где-то в селе.

http://www.youtube.com/watch?v=ddITKnMskrY&feature=related
Хороший ролик о не очень красивых РН.

28.   И наконец, лидер антирейтинга, японские РН, в частности, Н-2а и Н-2б.

Японские РН всегда производили на меня странное впечатление. Похоже, их создатели пересмотрели мульфильмы ужасов в стиле аниме. Очень странная система крепления ТТУ, которая, кстати, их уже подводила. Видать, японцы в ужасе от пиропатронов вблизи от баков с криогенным топливом. Ни одна из них не летает без ТТУ, производя впечатление неполноценных РН. ТТУ разных размеров – фишка Н-2а.

http://www.youtube.com/watch?v=H1E8oynAsC4&feature=related
Подготовка и пуск грузового корабля "Конотори-2" на МКС.

instml

Цитировать28.   И наконец, лидер антирейтинга, японские РН, в частности, Н-2а и Н-2б.

Японские РН всегда производили на меня странное впечатление. Похоже, их создатели пересмотрели мульфильмы ужасов в стиле аниме. Очень странная система крепления ТТУ, которая, кстати, их уже подводила. Видать, японцы в ужасе от пиропатронов вблизи от баков с криогенным топливом. Ни одна из них не летает без ТТУ, производя впечатление неполноценных РН. ТТУ разных размеров – фишка Н-2а.

http://www.youtube.com/watch?v=H1E8oynAsC4&feature=related
Подготовка и пуск грузового корабля "Конотори-2" на МКС.
Уууу как :) M-5 куда запишете? :roll:


Пуск на 02:40, видео с рокеткамов присутствует.
Go MSL!

George

:) Спасибо за ролик. В списке есть твердотопливные РН, хотя М-5 годится на отдельную позицию. СК похож на СК для геофизических ракет. М-5 - гипертрофия, идущая еще со времен Хидеки Итокавы, который именно так пустил свою "лямбду" с крошечным спутником.

К сожалению, М-5 больше не пускают.

G.K.

Цитироватьhttp://www.youtube.com/watch?v=13qeX98tAS8&feature=related
А что за ракета в моменте 2:20 участвует?
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

Lanista

Твердотопливные спустили, а шатл так высоко...
а по красоте та же питарда с крыльями.
ИМХО Зенит вне конкуренции (хотя это заслуга 171го) .

Зловредный

Цитировать8.   Р-7
13.   «Ариан-5»
Всё это очень индивидуально. Для меня самая красивая ракета - Ариан-5. А самая красиво стартующая ракета - Союз (особенно там, где "джедаи готовятся к запуску").
Гробос-Фунт

Старый

Цитировать28.   И наконец, лидер антирейтинга, японские РН, в частности, Н-2а и Н-2б.

Японские РН всегда производили на меня странное впечатление. Похоже, их создатели пересмотрели мульфильмы ужасов в стиле аниме. Очень странная система крепления ТТУ, которая, кстати, их уже подводила. Видать, японцы в ужасе от пиропатронов вблизи от баков с криогенным топливом. Ни одна из них не летает без ТТУ, производя впечатление неполноценных РН. ТТУ разных размеров – фишка Н-2а.
Вот ведь, а? Шаттл значит на третьем месте а Н-2 - лидер антирейтинга? ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Лентяй

А мне вот японская понравилась, бодрячком так поднимаеца:)

Старый

Нет ничего красивше благородного прозрачного факела гептиловых "карандашей". И примкнувшего к ним Зенита.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

pragmatik

жалко что пуск энергии был ночной, и облачность высокаяя, и энергияМ ни разу не полетела, согласен со старым,  что  не заворажывает так сильно,  как  пуск с прозрачным(т.е. сгорающим полностью топливом т.е. экологичным) протоном, ну и конечно пуск зенита самой выдающийся (и не только из за 171 движка, а ещё и полной автоматики) ракеты. При просмотре пуска зенита, сразу вспоминается ангара, какая она могла бы быть.... наследница зенита на 171 движке.

А пуски больших "фейрверков", и их огромный... длинный шлейф ядовитых продуктов сгорания твёрдого топлива, мне сразу напоминают о большом ударе по экологии и всему живому на планете.

SpaceR

Цитировать
Цитировать8.   Р-7
13.   «Ариан-5»
Всё это очень индивидуально. Для меня самая красивая ракета - Ариан-5. А самая красиво стартующая ракета - Союз (особенно там, где "джедаи готовятся к запуску").
Цитировать
Цитировать28.   И наконец, лидер антирейтинга, японские РН, в частности, Н-2а и Н-2б.

Японские РН всегда производили на меня странное впечатление. Похоже, их создатели пересмотрели мульфильмы ужасов в стиле аниме.
 . . .
Вот ведь, а? Шаттл значит на третьем месте а Н-2 - лидер антирейтинга? ;)
ЦитироватьА мне вот японская понравилась, бодрячком так поднимаеца:)
Согласен. Данный рейтинг - прежде всего продукт творчества "персональных тараканов" в голове автора.

Но за подборку спасибо. )

Frontm


без КСЛВ список неполный  :D

SFN

ЦитироватьДанный рейтинг - прежде всего продукт творчества...
Так может составить список из 10,20 или 50шт и голосовать?

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьДанный рейтинг - прежде всего продукт творчества...
Так может составить список из 10,20 или 50шт и голосовать?
Можно, конечно, если уж очень хочется...
Но на мой взгляд понятие красота всё же в значительной мере субьективное, тем более в таком применении - даже не к техническому изделию, а к его "старту".

Я бы больше предпочёл поучаствовать в оценке красоты разных РН как технических решений поставленной задачи, но это уже моя личная субъективность.

pragmatik

ЦитироватьНо на мой взгляд понятие красота всё же в значительной мере субьективное,
Всё хорошее, хорошо сделанное.... должно быть красивым.

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьНо на мой взгляд понятие красота всё же в значительной мере субьективное,
Всё хорошее, хорошо сделанное.... должно быть красивым.
Да, я слышал. но тут в немалой степени присутствует некоторый самообман.
Припоминается, как (в чьих-то воспоминаниях) бывалые техники судили о ракетах в процессе "пересаживания" со старого изделия на новое. Так новая ракета после привычной освоенной казалась дикой и корявой. Пока не привыкли.  :)  Потом сами говорили "ладная...".
То есть внешний вид фактически был вообще вторичен, о "ладности" судили по процессу работы с ней. Ракета заслужила право стать любимой и красивой. )
( З.Ы. Об этом говорит даже Ваша фраза "должно быть" ;) )[/size]

То же самое и с вышеприведенным рейтингом... но я об этом уже говорил. Добавлю только, что прежде всего он показал личную нелюбовь автора к Японии и японскому. ;)

George

Цитироватьжалко что пуск энергии был ночной, и облачность высокаяя, и энергияМ ни разу не полетела, согласен со старым,  что  не заворажывает так сильно,  как  пуск с прозрачным(т.е. сгорающим полностью топливом т.е. экологичным) протоном, ну и конечно пуск зенита самой выдающийся (и не только из за 171 движка, а ещё и полной автоматики) ракеты. При просмотре пуска зенита, сразу вспоминается ангара, какая она могла бы быть.... наследница зенита на 171 движке.

А пуски больших "фейрверков", и их огромный... длинный шлейф ядовитых продуктов сгорания твёрдого топлива, мне сразу напоминают о большом ударе по экологии и всему живому на планете.

Я считаю, что шаттл красивый корабль. Также это самая оригинальная конструкция, летавшая в космос. Поэтому его третье место заслуженно.

А мне больше всего нравится "Сатурн-5". О "Протоне" я писал в первом сообщении этого топика.

А куда попадет "Ангара", я пока не знаю. Когда она полетит, то можно будет подумать, куда ее поставить. К ней и КСЛВ прилепить можно.

А у японцев РН действительно кривые. Это без всякой злобы, просто они мне не нравятся.

Petrovich

ЦитироватьРейтинг самых красивых стартов РН (по моему мнению)[/size]
Спасибо за подборку  :)  Подвигла на создание отдельной папки с этими видеофайлами.
А насчет Сатурна-5 очень понравилось и на ДВД диске про А-8 (три диска),
там был показан запуск РН с 5 точек. Но при этом с ,,angle,, эффектом,
широко разрекламированом в свое время с появлением ДВД. Т.е. просмотр
сцены съемки по желанию с нескольких точек. По выбору и в том числе и в реале смена точки просмотра.  Кроме двух рекламок на фильмы, встретил
только дважды - Одна  из песен Роллингов 5 точек (каждый по отдельности и все вместе) , и ес-но пуск А-8. Впечатляет !
Правда на последних ДВД-проигрывателей этот эффект отсуствует :cry:
Боюсь, что и последние фенечки с 3Д фильмами, пока не найдут способ
без очков, последует та же участь... Как в свое время с ,,квадро,,   :wink:
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Feol

Нынешнее '3d', кажется, уже треться реинкарнация старого доброго стереокино. Сначала эксперименты американцев еще в 50е годы, затем совестное 'стерео 70', из которого вышел IMAX, теперь нынешний бум. В предыдущих двух случаях всё угасало, как надоевший трюк. Сейчас более высокое техническое качество + возможность смотреть дома на телевизоре. Но суть всё та же - это не трехмерное изобоажение, в общем-то. За него нельзя заглянуть, например :) А некий трюк, который новое поколение, как обычно, открывает для себя заново. Но трехмерное зрение в бинокулярном смысле, на самом деле, играет очень небольшую роль в жизни человека, т. к. работает только на маленьких расстояниях. А в кино, как правило, фигурирует диапазон расстояний порядка единиц метров и больше. На таких расстояних мозг всё равно в основном достраивает 3х мерную картину по двухмерной проекции. По этому, итог нынешнего бума '3d' будет тем же - пошумят, надоест и забудут.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

Всем пользователям нравится это сообщение.