Рейтинг самых красивых стартов РН

Автор George, 21.04.2012 21:25:58

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

G.K.

ЦитироватьТолько Днепр-Сатана...
Не беспокойтесь, вы увидите не старт, а финиш  :wink:
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

ronatu

Цитировать
ЦитироватьТолько Днепр-Сатана...
Не беспокойтесь, вы увидите не старт, а финиш  :wink:

Почему в будущем времени?
Я уже видел и то и другое.
И почему я не должен беспокоиться?
:shock:
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Petrovich

ЦитироватьНет ничего красивше благородного прозрачного факела гептиловых "карандашей". И примкнувшего к ним Зенита.
Тогда вот идеал !  :D

может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

George

Британская РН "Блэк Эрроу", космодром Вумера. Оригинальная топливная пара - керосин и пероксид водорода. В обновленном рейтинге ей найдется место.  :)

Patriot

ЛУЧШИЕ СТАРТЫ КОСМОДРОМА БАЙКОНУР
30 стартов 2009-2011
TOP10-2009, TOP10-2010, TOP10-2011

Съемочная группа ЦЭНКИ - КЦ Южный
DVD 1,6 Гб

ISO-образ
качайте на здоровье!

George

Рейтинг самых красивых стартов РН (по моему мнению) 2.0[/size]

1.   РН «Сатурн-5»

Несмотря на мое, скажу помягче, неравнодушное отношение к российской космонавтике, я вынужден признать, что самым красивым стартом и полетом РН считаю старт и полет американской свертяжелой РН «Сатурн-5», самой большой из созданных на сегодняшний день. Причем удивительно то, что она создана еще в 60-х годах прошлого века. Первый пуск «Сатурна-5» состоялся всего лишь через 11 лет после запуска Первого спутника Земли. Прогресс тогда шел двадцатимильными шагами.

Также удивительно то, что все пуски РН «Сатурн-5» и ее младших версий («Сатурн-1» и «Сатурн-1Б») были почти безаварийными. Принимая во внимание то, как «становились в лет» тогдашние РН, достижение достойно всяческого уважения. Также старты для «Сатурнов» были первыми, с которых могли летать РН разных модификаций, опередив свое время на десятилетия.


Пуск "Апполона-8"

http://www.youtube.com/watch?v=MXh3YRtTiGg&feature=related
Он же.


Единственный ночной пуск РН "Статурн-5" с КК "Апполон-17".

2.   «Энергия» – «Буран»

Единственный старт РН «Энергии» с кораблем «Буран» был фееричным. Не помешала ни плохая погода, ни ночь, ни низкая облачность. Сам старт и полет РН и корабля были безупречными. При создании РН «Энергия» был достигнут такой уровень, который не превышен и сегодня. Это единственная в мире РН с боковым расположением ПН. Оба пуска РН прошли без аварий, то есть показанная надежность – 100%. То есть, «Энергия» и сегодня может считаться современной РН и она может послужить основой для создания серии РН для Луны и Марса. Все что меньше – компромиссы.


Последний триумф советской космонавтики.

3.   Спейс Шаттл

Эта программа продолжалась дольше всех в США. Она закончилась совсем недавно, а всего она длилась 40 лет. Началась она в эпический период истории НАСА по время полетов на Луну. Тогда была эйфория от успехов и от шаттлов ожидали многого. Полагали, что это будет дешевый доступ на орбиту и полеты туда будут как на самолете, ну чуть дороже. За счет шаттлов рассчитывали снова вернутся на Луну, построить орбитальную станцию и отправится на Марс. Ну и коммерция. НАСА впервые вышло на рынок пусковых услуг с шаттлами, рассчитывая заработать. Но увы, все перечеркнул грубый просчет в экономической эффективности шаттлов и отсутствие САС на участке полета на ТТУ.

Тем не менее, шаттл – корабль с уникальными возможностями, далеко опередившими свое время. Впоследствии выяснилось, что его возможности по монтажу крупногабаритных конструкций, ремонту и снятию с орбиты спутников, запусков уникальных КА не очень нужны из-за их колоссальной цены. Если бы шаттлы были подешевле, то они бы и сегодня летали.

И если бы рейтинг составлялся по оригинальности конструкций, летавших в космос, то шаттл был бы вне конкуренции. Ничего подобного ранее не было и в будущем не предвидится. Это единственная в мире пилотируемая РН. Шаттл – первый и пока единственный в мире пилотируемый КК, в составе которого были ТТУ, самые большие двигатели такого рода.

Всего было построено шесть кораблей. Вопреки СМИ, «Энтерпрайз» предназначался для орбитальных полетов, но ошибки при его создании привели к тому, что дешевле оказалось превратить макет OV-099 в орбитальный корабль, названный «Челленджером». На начальном этапе НАСА вылазило из кожи, стараясь подогнать характеристики шаттлов до заявленных. Все закончилось гибелью «Челленджера» со всем экипажем.

Это привело к уходу шаттлов с рынка пусковых услуг и удорожанию полетов. И даже после этого стоимость полетов была пока на уровне, хотя и дороговато. Первый полет «Индевора» был коммерческим. Его заказчиком был оператор спутниковой связи, захотевший спасти свой спутник после неудачного пуска. Полет был успешным, что только подтвердило уникальность шаттлов.

Но шаттлы больше не вернулись на рынок пусковых услуг. Их использовали для исследовательских полетов и для сборки МКС. А гибель «Колумбии» поставила крест на этой программе. Отсутствие САС и возросшая стоимость полета шаттлов до 800 млн долларов за полет прикончили шаттлы и они были списаны. Также это была самая кровавая программа, при которой погибло два корабля с 14 астронавтами. Тем не менее, американцы заслуживают признания за этот опыт, который они поставили на себе, сделав попытку создать дешевое многоразовое средство достижения околоземного космоса.

http://www.youtube.com/watch?v=OnoNITE-CLc&feature=related
Теперь это уже история.

4.   «Зенит»

Пуски «Зенитов» с самым мощным двигателем в мире всегда были фееричными. Как с Байконура, так и с «Морского старта». К сожалению, создатели «Энергии» не предусмотрели пуски «Зенитов» со стартов «Энергии», что было непозволительным расточительством.


Один из лучших пусков 2011 года.

http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&NR=1&v=rCWUXCe7Dtg
Морской старт – уникальный космодром для «Зенита». Вот только приписка платформы не в США, а в Либерии, в ее столице Монровии. Базовый порт в Лонг Бич – это только место стоянки судов космодрома.

5.   «Протон»

Пуск «Протона» всегда зрелищный. Что днем, что ночью. Это самая лучшая РН в мире на гептиле. Ничего равного «Протону» на гептиле не создано. И он будет лучшим, так как РН на гептиле уходят в прошлое. Сам «Протон» мог бы летать еще долго, если бы его старты не были бы за границей России. Ему на смену создают РН «Ангара», которая будет летать с территории России и ее топливо куда более экологично, чем гептил. Именно оно не дает возможности перенести «Протон» на территорию России.

Помимо этого, я считаю, что вывоз на старт РН «Протон» является самым изящным в мире в своем классе. Остальные РН («Ариан-5», «Дельта-4Н», «Сатурн-1Б», особенно монструозная «Титан-4»), выглядят архаизмами на его фоне. И это было создано в начале 60-х годов XX века!



6.   «Атлас-3»

Это переходная комбинация РН «Атлас-2» на которую поставили РД-180. Именно он делает пуск РН зрелищным, создавая красивый факел. «Атлас-5» хуже выглядит из за своей большей длины, толщины и креплений для ТТУ.



7.   «Сатурн-1Б»

Это одна из первых РН, пускаемых с разных СК. Это была площадка №34 Восточного испытательного полигона и площадка №39 центра имени Кеннеди. Причем с центра имени Кеннеди пуск выглядел очень оригинально. Никто еще не пускал РН с решетчатой башни.


Пуск "Апполона-7" с площадки №34


"Скайлаб 4" Площадка №39.

8.   Р-7

РН «Союз» – самая востребованная и титулованная РН в мире. Слово «первый» и перечисление этого самого «первого» в послужном списке этой РН будет занимать не одну страницу. Достаточно сказать, что Р-7 открыли космическую эру и это единственная РН в России для пилотируемых пусков.

И сегодня РН на уровне. Да, многое осталось со времен ее создания, но на это мало кто обращает внимание и не имеет особого значения. Европейцы выбрали ее для своего космодрома и гордятся тем, что у них есть старт для «Союза-2». Отрадно, что здравый смысл возобладал и в России, когда новое руководство Роскосмоса убрало «потемкинскую деревню» в виде новой РН для нового космодрома Восточный и приняло куда более реалистичный проект космодрома Восточный с РН «Союз-2» и «Ангара». Эта комбинация позволит в сжатые сроки получить замену Байконуру на территории России.


Классика.

http://www.youtube.com/watch?v=PCUT0JL7sz4&feature=related
На момент создания поста это единственная РН для пилотируемых полетов на МКС. Надеюсь увидеть старт РН «Союз 2-1а» с КК «Союз МС» с космодрома Восточный. Правда, там кругом лес будет.

http://www.youtube.com/watch?v=_NZ208wXXoE&feature=related
Первый пуск РН «Союз-2» с европейского космодрома Куру.

9.   Н-1

Старт и полет этой РН был зрелищным. Это первая гражданская РН в СССР, в которой не было военной составляющей, то есть не на базе МБР.

К сожалению, Н-1 держит несколько печальных рекордов, особенно на фоне почти 100% надежности «Сатурн-5». Надежность – 0%, самые большие взрывы во время полетов и крупнейший взрыв на старте.

Я полагаю, что это рука судьбы. Проект полета на Луну на Н-1 был на 90-% смертельной затеей. Лететь на РН с пятью ступенями, то есть с высоким риском отказа блока «Д», который отказал в первом же полете на РН «Протон-К» в 1967 году. Разные «перевертоны» на подлете к Луне на давали оптимизма для успешного завершения полета. Да и другие ступени так и не увидели огня в полете, то есть их надежность так и осталась неизвестной.

Тем не менее, кое что осталось от Н-1. Это двигатели НК-33, которые полетят в составе аж двух РН и блок Д, который упомянут в проекте СК «Ангары» для Восточного. РН «Ангара» еще сможет полететь с РБ ДМ-3, который приходится потомком блоку «Д» РН Н-1.



10.   «Атлас-5»

Это новая РН, на создание которой ушло около 10 лет. От старого «Атласа» там почти ничего не осталось, кроме РБ «Центавр». Двигатель РД-180 и придает старту и полету РН некоторую изящность.



11.   «Фалкон-9»

Одна из первых американских РН, собираемых и вывозимых на старт в горизонтальном положении. Внешне напоминает «Зенит».


Есть мнение, что это новая эра в американской космонавтике.


Исторический пуск РН «Фалкон-9» с грузовым КК «Драгон», посетившему МКС. В отличие от других кораблей, созданных по заказу НАСА, «Драгон» не перешел на баланс НАСА, а остался в собственности СпейсХ. На сегодня и в обозримом будущем КК «Драгон» является единственным возвращаемым грузовым кораблем.

12.   «Дельта-4»

Единственная в мире РН на криогенном топливе, которая может оторваться от Земли без ТТУ.



http://www.youtube.com/watch?v=XB5_j1RYMYg&feature=related
Первый полет РН «Дельта-4Н». До первого пуска она стояла на старте около 13 месяцев. Потрясающе!

13.   «Ариан-5»

Это самая красивая РН европейского производства. Наконец-то Европа выдала что-то похожее на РН. Предыдущие РН были довольно уродливыми.

http://www.youtube.com/watch?v=-nTX-tTgV8o&feature=related

14.   «Пегас»

Крылатая РН «Пегас» – единственная на сегодняшний день РН, пускаемая с самолета, который служит первой ступенью РН, причем пилотируемой. СК «Пегаса» находится на атолле Кваджелейн, там же, где и СК «Фалкон-1». СК состоит из МИКа, ВПП для самолета. ИМХО, время старта РН нужно отсчитывать от момента отрыва самолета от ВПП. В качестве первой ступени РН используется переоборудованный гражданский самолет L-1011. А ранее «Пегас» пускался со стратегического бомбардировщика Б-52, взлетавшего с авиабазы Эдвардс.



15.   «Днепр»

Самая летающая РН, пускаемая из шахты. Минометный старт 200-тонной РН не может оставить равнодушным, меня по крайней мере.



16.   «Рокот»

Единственная в России, которая собирается на старте в вертикальном положении. Все из-за ТПК, в котором находится РН. При старте образовывается огромная туча ядовитого дыма. Будет заменена на «Союз 2-1в» и «Ангара-1».



17.    «Фалькон-1»

Первая работа СпейсХ. Такое впечатление, что ее пускали с «коленки», если посмотреть на их космодром на атолле Кваджелейн. Считается, что это первая РН разработанная на деньги частников, но это не совсем так. РН «Дельта-3» была раньше.



18.   «Циклон»

Сначала пускаемая без лотка, но у РН «Циклон-3» он уже есть. В Бразилии он тоже будет.



19.   «Космос»

Похожие на «Циклон», но меньшего размера.

20.   «М-5»

Самая красивая японская РН. Уникальность ее в том, что она пускается с наклонного пускового стола, как геофизическая ракета. Это дань основателю японской космической программы Хидео Итокаве, который создал на основе геофизических РН первую японскую РН «Лямбда», пускаемую с наклонного станка. РН твердотопливная, место старта – космодром Утиноура, что на острове Хоккайдо, на берегу Тихого океана. К сожалению, «М-5» сегодня не пускают.


Крайний на сегодня пуск с АМС «Хаябуса» к астероиду Итокава.

21.   «Старт-1»

РН «Старт-1», пускаемая с мобильного старта, представляет собой МБР «Тополь» и его пусковая установка секретна. СК находятся на космодромах Плесецк и Свободный. На первом РН испытывалась, а на Свободном РН начала относительно регулярные полеты. К сожалению, динамика развития космодрома Свободный была вялой (закрытие проекта «Стрела», не прошедшего экологическую экспертизу) привела к консервации космодрома. Сегодня в районе законсервированного Свободного строят гражданский космодром Восточный с РН «Союз-2» и «Ангара». Но СК «Старт-1» секретна и не может быть передана гражданским. Если СК «Старт-1» и суждено ожить, то это будет в виде возрождения космодрома Свободный, пуски с которого будут поддерживаться средствами космодрома Восточный.

Надеюсь, что Свободный при Восточном оживет и оттуда РН «Старт-1» еще полетит.



22.   Прочие твердотопливные РН

От «Скаута» до «Веги. Их полеты похожи и поэтому на одной позиции. Также забавна бразильская VLS-2 с кучей ускорителей и всего пару сотней кг ПН.


Первый полет "Веги". Когда полетит следующая, неизвестно.


VLS-2, второй полет, неудачный. Пока с космодрома Алькантара не выведено ни одного спутника.

23.   «Блэк Эрроу»

Единственная РН британского производства, которая при четырех полетах вывела единственный британский спутник на национальной РН. После пуска спутника «Просперо» Британия закрыла производство РН и отказалась от космодрома Вумера, который тоже был закрыт и сегодня лежит в руинах. Это одна из самых оригинальных РН в мире. Первая ступень использовала уникальную топливную пару «пероксид водорода – керосин», почти не оставлявшей инверсионного следа. Вторая ступень была твердотопливной, стабилизируемой вращением.


http://www.youtube.com/watch?v=xVc3u1Uyjhg&feature=relmfu
http://www.youtube.com/watch?v=rsPg8-vxWPs&feature=relmfu
Более оригинального изделия я не видел. Также интересны кадры аварии РН «Блэк Эрроу», она полетела не сразу.

24.   «Арес-1»

Единственный полет прототипа РН, разработка которой отменена, оставила противоречивые отзывы. ИМХО, зря отменили, ею можно было бы пускать «Орион» на околоземную орбиту.


"Палка".

25.   «Атлас-1, -2»

Этой РН принадлежат фееричные полеты, особенно аварии. Таких красочных аварий в исполнении РН «Атлас», ни у кого не было. Если бы рейтинг был бы по красочности аварий, то РН «Атлас» была бы впереди с большим отрывом. Тем не менее, при пилотируемых пусках аварий не было. Бог сжалился над американскими астронавтами.

http://www.youtube.com/watch?v=13qeX98tAS8&feature=related
Там есть и аварии в исполнении РН "Атлас".

http://www.youtube.com/watch?v=g8ed849GYas&feature=related
РН «Атлас-2А» ровно 10 лет назад. «Паровоз в космос улетел». Что интересно, этот старт на Западном испытательном полигоне сохранился и его переоборудовали под «Атлас-5». А на Восточном испытательном полигоне все старты для «Атлас-2» были уничтожены.

26.   «Титан-2».

Приспособленная МБР, пускаемая с наземного старта. Обеспечивала полеты КК «Джемини», аварий при пусках оных не было.


"Титан-2" в 1962 году.

27.   «Титан-3, -4».

Это самые грязные РН в истории. Мало того, что они использовали огромные ТТУ, так еще они работали на гептиле. Монструозные СК для них. Да и цена больно кусачая. Даже для правительства США. Стремление снизить цену и было одной из причин разработки «Атлас-5» и «Дельта-4». Цель достигнута, оные дешевле предыдущих, но все равно дороги.


Последний полет РН "Титан-4" в 2005 году.

28.   «Дельта-1, -2, -3»

Полет РН с ТТУ, особенно в таком количестве, создает впечатление беспомощности РН, которая не может подняться в небо без посторонней помощи. На костылях далеко не уйдешь, тем не менее, у семейства хороший послужной список, кроме «Дельты-3».


Сборная солянка из разных видов топлива.

29.    «Великий поход»

Должен сказать, что китайцы делают относительно неплохие РН на вид. Но все равно, сначала собирать РН в здании вертикальной сборки, потом разбирать, а затем снова собирать на старте смотрится странно. Правда, к «Чанджен-2Ф» это не относится. Ее собирают только один раз и это уже хорошо. Старты поражают монструозностью, а ведь они класса «Союз», у которого все намного проще. Их полет оставляет странное впечатление, особенно если есть ускорители, выдающие уродливый след.

Тем не менее, если составлять рейтинг среди китайских РН, то самой красивой среди них будет РН «Чанджен-2Ф» с КК «Шеньжоу».


Пуск первой китайской орбитальной станции.

http://www.youtube.com/watch?v=dOQht3L8aOs&feature=related
Самая красивая китайская ракета и самая мощная из них. Более мощных на гептиле не будет.

30.   GSLV

Оригинальная индийская РН с ТТУ на первой ступени и жидкостным ускорителями по бокам.



31.   «Ариан-1, -2, -3, -4»

Не знаю, почему так вышло, что европейские РН довольно уродливы на вид, особенно РН «Ариан-3» с ускорителями. Ее старт напоминает след от тарахтящего старого «Ижа» где-то в селе.

http://www.youtube.com/watch?v=ddITKnMskrY&feature=related
Хороший ролик о не очень красивых РН.

Прототипом «Ариан-1, -2, -3, -4» является РН «Европа», попытка Европы совместно создать свою РН, чтобы не зависеть от американцев. Это одна из самых неудачных РН в мире, которая не вывела в космос ни одного спутника. Ее СК находились на космодроме Вумера, что в Австралии и на космодроме Куру, что во Французской Гвиане. Что интересно, СК на Вумера отдаленно напоминал СК «Союза» на Байконуре.


Напоминает Байконур, тоже в пустыне. Что-то пустынным космодромам не везет, то бросают, то меняет юрисдикцию территория, приходится оставлять, то поля падения в другом государстве.

Сегодня СК «Европы-2», «Ариан-1, -2, -3»,  после долгого перерыва, отдан первой национальной итальянской РН «Вега».

32.   «Диамант»

Не могу сказать, что французская РН «Диамант» меня впечатлила. Такая маленькая РН и столько возни на старте, кстати, башня оригинальная. Тем не менее, этим изделием был запущен первый французский спутник.

http://www.youtube.com/watch?v=flu2FX-7050&feature=related
Космодром Хаммагир, с которого пускалась РН «Диамант», напоминает Байконур по местности. Видать, Байконур разделит судьбу Хаммагира. Не везет космодромам в пустыне.

33.   И наконец, лидер антирейтинга, японские РН, стартующие с космодрома Танегасима, в частности, Н-2а и Н-2б.

Японские РН всегда производили на меня странное впечатление. Похоже, их создатели пересмотрели мульфильмы ужасов в стиле аниме. Очень странная система крепления ТТУ, которая, кстати, их уже подводила. Видать, японцы в ужасе от пиропатронов вблизи от баков с криогенным топливом. Ни одна из них не летает без ТТУ, производя впечатление неполноценных РН. ТТУ разных размеров – фишка Н-2а.

http://www.youtube.com/watch?v=H1E8oynAsC4&feature=related
Подготовка и пуск грузового корабля "Конотори-2" на МКС.