Одноразовый челнок.

Автор Вика, 05.12.2011 21:52:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Зомби. Просто Зомби

Олимпийские игры 1980-го (это которые - "вместо объявленного на этот год коммунизма") - последняя победа социализма в СССР.

Но тоже уже с привкусом "афгана".

А потом было еще только кино "про Алису".

Упоминание в котором про дурдом придавало фантастической истории грусные нотки реализма.

А дальше физическая дряхлость руководства становилась лишь все более и более ощутимой и сказывалась уже, кажется, буквально на всём.

А еще дальше пошел уже откровенный сюр со сменой одного престарелого лидера на престоле на другого, на фоне почти пустых полок и продовольственных заказов по предприятиям.

Финита, так сказать, ля комендия.
Не копать!

jre

Цитировать
ЦитироватьНу,на второй ступени по-моему никто шаровой бак для водорода делать не предлагает.

Было дело, фантазировал я на тему дешевого массового супертяжа. Разработанного для снижения вывода килограмма ПН при большой серийности производства (от 100 ракет и выше).
Получилось такое:  моноблочный тандем, ПН на LEO 300-400 тонн, стартовая масса 10-15 тысяч тонн.  

Первая ступень керосиновая, с вытеснительными ЖРД. Конструктивно подобная ступеням Н-1: два подвесных сферических бака. Поскольку при вытеснительной подаче баки главная тяжесть, их облегчение за счет сферичности существенно повысит массовое совершенство. На ступени порядка 30 двигателей (тяга КС 500-700 тонн) двумя концентрическими кольцами.
Управление разнотягом, чтобы двигателям рулевые машинки не требовались.
Давление в баках порядка 50 атмосфер.

Простенький расчет для наглядности порядка величин. Пусть у нас есть сферический бак диаметром 20 метров, расcчитанный на 50 атмосфер с полуторным запасом прочности. Бак изготовлен из стали с пределом прочности на разрыв 90 кгс/мм2.
В таком случае понадобятся стенки бака толщиной 42 мм.
Если залить в бак воду (её плотность близка к средней плотности керосин-кислородного топлива) - её масса будет в 10 раз выше, чем масса оболочки бака.

Вторая ступень водородная. Удлинение 2,5-3, совмещенные днища баков. В общем увеличенная в размерах вторая ступень Сатурна-5.
6 двигателей класса RS-68 в высотном варианте. Двигатели открытой схемы, давление в КС ~ 100 атмосфер.

Третья ступень (она же разгонный блок) - уменьшенный вариант второй ступени с одним двигателем.

Баки второй и третьей ступени собираются из панелей с прокатанными стрингерами, подкрепленных наборным каркасом из стрингеров и шпангоутов большой высоты.
Все равно при диаметре баков более 10 метров одной вафлей без наборного каркаса не обойтись, слишком толстая исходная плита понадобится.

Каркас ступеней и баки свариваются на космодроме. По железной дороге привозят "лепестки" гладких подвесных баков первой ступени и панели со стрингерами для второй и третьей. Привозят уже гнутые.

Где-то так примерно.
Дубовее сделать сложно, а мю ПН вполне приличное, порядка 2,5-3%
Второя и третья ступени уже не вытеснительные, это минус в удорожание!
движки первой ступени не существующие в природе, Никто такие делать не умеет, тем более вытеснительные! Да и сомнительно если кто сумеет сделать, У Глушкова не вышло, у Маска даже и глушковские не вышли!
Гигантский сферический бак, это охрененно сложно и дорого, тем более толстые сварные швы делать, но учесть надо, что шов должен быть еще толше, чтоб не лопнул!
Еще забыли про офигенные акустические нагрузки, и соответственно про демпферы для крепления ЖРД. В бешенные денежки обойдется ракетка, никому не по-карману.

Ковать листы для баков ох и сложно будет, если и возможно для такой толщины!
Впрочем возможны и гораздо большие монстры.

Shestoper

Цитироватьдвижки первой ступени не существующие в природе, Никто такие делать не умеет, тем более вытеснительные!

Ну да, и F-1 в природе не существовало. Их не создали за несколько лет на технологиях 60-ых. Вместо реальных движков на Сатурне стояли картонные макеты.

ЦитироватьДа и сомнительно если кто сумеет сделать, У Глушкова не вышло, у Маска даже и глушковские не вышли!

Двигатели Глушко - это не "даже". Это крутейшая круть в области двигателестроения. Это рекордный уровень параметров.
Мне не очень нравится применение таких рекордных изделий на серийных носителях, но не признать квалификацию конторы Глушко нельзя.

ЦитироватьГигантский сферический бак, это охрененно сложно и дорого

Газохранилища видели?

ЦитироватьЕще забыли про офигенные акустические нагрузки, и соответственно про демпферы для крепления ЖРД.

Акустические нагрузки пропорциональны четвертой степени УИ двигателей. Ещё и поэтому мне нравятся двигатели с невысокими удельными параметрами на очень больших ступенях.

Дмитрий Инфан

Кое в чём jre прав (ИМХО): лучше по-максимуму использовать уже существующие узлы и элементы, чем с нуля создавать новые. На первой ступени лучше использовать РД-170 (6-8 штук) или РД-191 (24-30 штук). А экономить надо на топливе, полностью отказавшись от водорода (керосин и инфраструктура под него дешевле в разы). Полезная нагрузка будет где-то 100-130 т., что на сегодня более чем достаточно. Короче, это должна быть Н-1, но выполненная по-современному.

Shestoper

У РД-170 меня настораживает надежность. ПН у супертяжа дорогие, терять не хочется.
Не могу поверить, что отработка вытеснительного ЖРД с давлением в КС порядка 20-40 атмосфер - очень сложная задача для КБ, которые создавали двигатели с сотнями атмосфер в КС, трубопроводах, газогенераторах, ТНА.
Причем даже не обязательно требуются очень большие КС. Вытеснительные ЖРД конструктивно просты и надежны, их можно ставить на ступень десятки без особого риска.

Что до водорода - то чем больше характеристическая скорость, тем больше его преимущество над керосином. Поскольку главное поле деятельности для супертяжа выше НОО - польза от водорода ощутимо перевешивает его минусы.

jre

Цитировать
Цитироватьдвижки первой ступени не существующие в природе, Никто такие делать не умеет, тем более вытеснительные!

Ну да, и F-1 в природе не существовало. Их не создали за несколько лет на технологиях 60-ых. Вместо реальных движков на Сатурне стояли картонные макеты.

ЦитироватьДа и сомнительно если кто сумеет сделать, У Глушкова не вышло, у Маска даже и глушковские не вышли!

Двигатели Глушко - это не "даже". Это крутейшая круть в области двигателестроения. Это рекордный уровень параметров.
Мне не очень нравится применение таких рекордных изделий на серийных носителях, но не признать квалификацию конторы Глушко нельзя.

ЦитироватьГигантский сферический бак, это охрененно сложно и дорого

Газохранилища видели?

ЦитироватьЕще забыли про офигенные акустические нагрузки, и соответственно про демпферы для крепления ЖРД.

Акустические нагрузки пропорциональны четвертой степени УИ двигателей. Ещё и поэтому мне нравятся двигатели с невысокими удельными параметрами на очень больших ступенях.
Невысокие параметры выгодны лишь на АКС, а с акустикой можно бороться, это не нечто запредельное.
Вот технологии 60-х они не позволяли еще строить предельные ЖРД, которые появились лишь позднее, кстати эти технологии до сих пор секретные, и за ними охотятся те же китайцы и не только но пока безуспешно! Глушкова даже называли богом огня, но и ему не удалось взять рубех не только в 700 т, но даже и существенно выше 200.
Гахозранилица,сферические? Для дешевого носителя это нонсенс!
Может и возможны сверхмощные ЖРД вытеснительные, но их надо реально испытывать. 20 атм. - камера сгорания будет слишком велика! А при больших давлениях масса бака растет катастрофически.
Тем болеечто при низких давлениях большие потери будут по противодавлению на срезе сопла!
Проекты можно придумать какие угодно, вот достать средства под них, гораздо более сложная и важная задача,
Поэтому заниматься надо совсем другим, не изобретательством, а добычей средств

октоген

Shestoper

Копни в сторону движков с пневмоприводом турбонасоса. Таковые упоминались в, кажись, Королевских чтениях. Современные резервуары гелия или водорода уже держат 1000 атм. Для ненапряженных ЖРД это всяко лучше вытесниловки будет.

jre

Неизбежно возобновление лунной гонки, когда у американцев появятся тяжелые ракеты, они наверняка захотят вернуться на Луну, и вот тут то дозреют китайцы и некоторые другие, и гонка снова возобновится.
Можно было бы дать отмашку уже сейчас, но не стоит спешить, ибо нам тоже надо выиграть время и поискать средства, а тогда можно будет попытать счастье.

Дмитрий В.

ЦитироватьНеизбежно возобновление лунной гонки, когда у американцев появятся тяжелые ракеты, они наверняка захотят вернуться на Луну, и вот тут то дозреют китайцы и некоторые другие, и гонка снова возобновится.
Можно было бы дать отмашку уже сейчас, но не стоит спешить, ибо нам тоже надо выиграть время и поискать средства, а тогда можно будет попытать счастье.

Вы список миссий SLS видели?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

jre

Когда амеры захотят вернуться на Луну, МКС для них окажется слишком тяжелой обузой, и они от нее несомненно откажутся, европейцы в одиночку тянуть ее тоже не будут, если частники не захотят ее приватизировать, тогда ее просто утопят, что касается отправкии ее вокруг Луны, то это маловероятно, слишком дорогое удовольствие и опасное, вследствие высокой радиации

Дмитрий В.

ЦитироватьКогда амеры захотят вернуться на Луну, МКС для них окажется слишком тяжелой обузой, и они от нее несомненно откажутся, европейцы в одиночку тянуть ее тоже не будут, если частники не захотят ее приватизировать, тогда ее просто утопят, что касается отправкии ее вокруг Луны, то это маловероятно, слишком дорогое удовольствие и опасное, вследствие высокой радиации

Да? :shock:  И что это США заговорили о продлении эксплуатации МКС до 2028 года? :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

jre

ЦитироватьВы список миссий SLS видели?
Этот список особого значения не играет, если НАСА первыми не объявят возвращение на Луну, это сделает или Маск, или еще кто другой, а тогда лунная гонка неизбежна.

jre

ЦитироватьДа? :shock:  И что это США заговорили о продлении эксплуатации МКС до 2028 года? :wink:
Пусть говорят себе, когда они ввяжутся в лунную гонку, у них попросту не будет средств на МКС

Павел73

ЦитироватьДа? :shock:  И что это США заговорили о продлении эксплуатации МКС до 2028 года? :wink:
Это чтобы в 2028 сбросить её с орбиты; и - сразу, без перерыва заняться Луной, Марсом, астероидами, или что им там в голову взбредёт...:roll:

А вот нам однозначно надо Луной заняться. И тоже без перерыва.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьДа? :shock:  И что это США заговорили о продлении эксплуатации МКС до 2028 года? :wink:
Пусть говорят себе, когда они ввяжутся в лунную гонку, у них попросту не будет средств на МКС

Нет, у них просто не будет средств на Луну.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

jre

Королев проиграл в лунной гонке главным образом потому, что Хрущев слишком долго думал и слишком поздно дал приказ на участие в ней, можно представить как матюкался Королев по этому поводу!
Поэтому чтоб победить в гонке, надо начать первыми и желательно с большим отрывом, и чтоб соперники попозже спохватились.
Неужели у нас нет ни одного прогрессивного олигарха? Может Абрамовичу предложить построить по-дешевке виллу на Луне, или туристскую базу с дельфинарием и тому подобным? Под прозрачным куполом.
Кстати не плохо бы слетать на место посадки первой экспедиции американов на Луну, и забрать их флаг, а вместо него свой водрузить, их флаг можно продать за большие бабки на аукционе, ну и там всякую мелочевку подобрать, плюс лунный грунт, и экспедиция себя окупит

jre

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДа? :shock:  И что это США заговорили о продлении эксплуатации МКС до 2028 года? :wink:
Пусть говорят себе, когда они ввяжутся в лунную гонку, у них попросту не будет средств на МКС

Нет, у них просто не будет средств на Луну.
Маск найдет способ как сильно съекономить средства для полета на Луну, НАСА ничего не останется, как согласиться, или оказаться на этот раз на обочине

Старый

ЦитироватьКоролев проиграл в лунной гонке главным образом потому, что Хрущев слишком долго думал и слишком поздно дал приказ на участие в ней, можно представить как матюкался Королев по этому поводу!
Да, блин, можно представить что напредставляет себе jre если вдруг попытается судить о Королёве и истории космонавтики...

ЦитироватьПоэтому чтоб победить в гонке, надо начать первыми...
А больше ничего не нада?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

jre

Надо, надо я же сказал, нужен прогрессивный олигарх Ну или на худой конец очередь из туристов на Луну, при стоимости билета около 100 лимонов должны найтись, единственно вопрос в гарантиях безопасности, все остальное уж мелочи будут.
Вы или не знаете Королева, как он умел ругаться по поводу и без повода! Не думаю что он сильно обрадовался, когда его с таким большим опозданием нагрузили!
Возможно что он сам раньше предлагал поучавствовать, но Хрущев из за отсутствия средств колебался.

Старый

ЦитироватьНадо, гнадо я же сказал, нужен прогрессивный олигарх
И всё?

ЦитироватьВы или не знаете Королева, как он умел ругаться по поводу и без повода! Не думаю что он сильно обрадовался, когда его с таким большим опозданием нагрузили!
Возможно что он сам раньше предлагал поучавствовать, но Хрущев из за отсутствия средств колебался.
Думаю что лучше вас знаю по каким поводам ругался Королёв.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер