Композиты

Автор Salo, 05.03.2011 01:06:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Sаlyutman

А у нас тенденция - уход от композитов (очень дорого) обратно к люминию.

Сергей

#161
ЦитироватьSаlyutman пишет:
А у нас тенденция - уход от композитов (очень дорого) обратно к люминию.
Ну если говорить о насадках, то для РН на верхних ступенях наиболее экономично применение ниобиевых сплавов, потяжелее, но и дешевле, чем из УУКМ, и можно делать и в ЦиХе, оборудование определенно подходящее имеется.  Что касается остального , то рентабельно в переходных отсеках, обтекателях - примерно так и у Маска.
А для более широкого применения КМ у вас серийность маловата, габариты большие, изготовителю придется заказывать оборудование и отводить производственные площади под практически штучное производство, отсюда и цена.

Alex Degt

ЦитироватьSаlyutman пишет:
А у нас тенденция - уход от композитов (очень дорого) обратно к люминию.
Как-то так композиты на истребителях "пятого поколения" себя дискредитировали очень даже...

Сергей

ЦитироватьAlex Degt пишет:
ЦитироватьSаlyutman пишет:
А у нас тенденция - уход от композитов (очень дорого) обратно к люминию.
Как-то так композиты на истребителях "пятого поколения" себя дискредитировали очень даже...
Там дело не в прочности, а в том , что при циклическом нагреве и охлаждении быстро меняются характеристики отражения и поглощения ЭМИ в спецпокрытиях, приходится часто восстанавливать. Для РН это по барабану. А уж в последних моделях Боинга и Аэробуса деталей из КМ предостаточно.

Sаlyutman

ЦитироватьСергей пишет:
ЦитироватьSаlyutman пишет:
А у нас тенденция - уход от композитов (очень дорого) обратно к люминию.
Ну если говорить о насадках, то для РН на верхних ступенях наиболее экономично применение ниобиевых сплавов, потяжелее, но и дешевле, чем из УУКМ, и можно делать и в ЦиХе, оборудование определенно подходящее имеется. Что касается остального , то рентабельно в переходных отсеках, обтекателях - примерно так и у Маска.
А для более широкого применения КМ у вас серийность маловата, габариты большие, изготовителю придется заказывать оборудование и отводить производственные площади под практически штучное производство, отсюда и цена.
ПО и ГО возможно снова будут делать из алюминиевых сплавов.

Сергей

ЦитироватьSаlyutman пишет:
ПО и ГО возможно снова будут делать из алюминиевых сплавов.
Вполне допускаю.
ЦитироватьСергей пишет:
А для более широкого применения КМ у вас серийность маловата, габариты большие, изготовителю придется заказывать оборудование и отводить производственные площади под практически штучное производство, отсюда и цена.
Если будет критичен вес, то из прежнего технологического опыта можно использовать сотовые конструкции из алюминиевых сплавов, правда детали технологического процесса уже не помню.

Sаlyutman

Критична цена. Есть прямое указание снизить стоимость используемых материалов минимум на 10%. Если производители материалов не пожелают снизить цены, значит заставят переходить на более дешёвые заменители. Что очень печально. Ведь дешевле далеко не всегда лучше.

Сергей

#167
ЦитироватьSаlyutman пишет:
Критична цена. Есть прямое указание снизить стоимость используемых материалов минимум на 10%. Если производители материалов не пожелают снизить цены, значит заставят переходить на более дешёвые заменители. Что очень печально. Ведь дешевле далеко не всегда лучше.
"прямое указание" - это понятно "эффективные менеджеры" рулят. Но поскольку поставщики (а это вероятно ЦНИИСМ с Композитом) на оборудование уже потратились и вопрос стоит отбить деньги на капвложения в оборудование, имеет смысл вашим разработчикам опуститься на землю и поработать с поставщиками в части использования более дешевых КМ с примерно такими же ТТХ за счет несущественного увеличения толщин и веса, повышения технологичности путем незначительной модернизации конструкции, да и "эффективные менеджеры" просто обязаны поработать с поставщиками - при переходе на алюминий поставщики лишаются ваших заказов и в условиях долгосрочного  кризиса не успевают отбить капвложения и вполне могут упасть на 10%, просто удлинится срок амортизации оборудования.

silentpom

ЦитироватьAlex Degt пишет:
Как-то так композиты на истребителях "пятого поколения" себя дискредитировали очень даже..
не выдержали стрельбу из пушки вообще-то. по РН вроде никто не стреляет
хотя кое-где остались

Unlike conventional aircraft, only 35% of the F-22 mid fuselage structure is aluminum. Composites make up 23.5% and titanium is nearly 35%
The aft fuselage is 67 percent titanium, 22 percent aluminum and 11 percent composite by weight. 

By weight, the Boeing-built portion of the wing is 42 percent titanium, 35 percent composite, and 23 percent aluminum, steel, and other materials
т.е. доля композитов не такая уж и маленькая

Salo

#169
http://tass.ru/kosmos/3478376
ЦитироватьУченые разработали способ изготовления сверхлегких радиаторов для космических аппаратов
22 июля, 18:32 UTC+3
 Уже сейчас по новой технологии изготовлены и успешно прошли приемочные испытания 4 радиатора для отечественного метеорологического космического аппарата "Арктика"
 
КАЛУГА, 22 июля. /Корр. ТАСС Алевтина Зубрилина/. Ученые обнинского научно производственного предприятия "Технология" в Калужской области разработали новый способ изготовления сверхлегких радиаторов для космических кораблей. Его суть - в нанесении термооптического покрытия, сообщили корр. ТАСС в пресс-службе компании.
"Вес радиаторов с термооптическим покрытием, которые обеспечивают стабильный температурный режим оборудования космических аппаратов, уменьшен на 25% благодаря использованию вместо алюминиевых сплавов сверхтеплопроводного углепластика. Снижение веса системы терморегулирования позволит обеспечить больший запас топлива на космическом аппарате, что закономерно увеличит срок его активного существования", - сказали в пресс-службе.
Также за счет уменьшения общей массы спутников появится возможность установки на них дополнительного оборудования и расширения за счет этого спектра задач, выполняемых космическим аппаратом на орбите. Данная технология изготовления радиаторов была впервые применена в Европе.
Уже сейчас по новой технологии изготовлены и успешно прошли приемочные испытания 4 радиатора для отечественного метеорологического космического аппарата "Арктика", произведенного НПО им. С.А.Лавочкина. Запуск аппарата запланирован на 2017 год.
"С высокотехнологичной продукцией "Технологии" на орбиту выведено 35 космических аппаратов для 11 стран мира. Только за последние три года изготовлено более 400 уникальных изделий для космической техники", - отметил генеральный директор "РТ-Химкомпозит" Кирилл Шубский.
ОНПП "Технология" входит в структуру госкорпорации "Ростех" в составе холдинга "РТ-Химические технологии и композиционные материалы". Основное направление деятельности этих предприятий - проведение научных исследований и инновационных разработок в области создания новых материалов, уникальных конструкций, технологий и серийное производство наукоемкой продукции для космоса, авиационной техники, наземного и водного транспорта. ОНПП "Технология" уже имеет опыт создания высокотехнологичных изделий конструкционной оптики для глубоководного аппарата "Мир" и атомного ледокола "Россия".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#170
https://technologiya.ru/section.aspx?section=65&lang=rus
ЦитироватьКосмос



Предприятие давно и тесно связано с космонавтикой. Еще в 1970-х годах в космос начали отправляться аппараты, изготовленные с нашим участием. За это время были изготовлены и поставлены агрегаты для многих космических аппаратов России, США, Германии, Италии, Франции, Египта, Белоруссии, Казахстана. 
 
На сегодняшний день ОНПП «Технология» им. А.Г.Ромашина – ведущий российский производитель композиционных материалов и изделий для ракетно-космической отрасли.
Обечайки ракет-носителей

Конические, цилиндрические и биконические обечайки головных обтекателей и приборных отсеков ракет-носителей
 
 
представляют собой трехслойные конструкции с алюминиевым сотовым заполнителем и обшивками из углепластика.
 
 
Назначение:
защита полезного груза на атмосферном участке полета и в условиях наземной эксплуатации. Используется в конструкциях ракет-носителей Протон-М, Рокот, Ангара 1.2.
 
Характеристики:
• наружный диаметр до 5100 мм, длина до 4000 мм.

Обечайки в форме замкнутого контура цилиндр-конус переднего отсека ракет‑носителей
 
представляют собой трехслойные конструкции с алюминиевым сотовым заполнителем и обшивками из углепластика.
 
Назначение:
предназначены для размещения приборов. Используются в конструкции ракеты-носителя «KSLV».
 
Характеристики:
• наружный диаметр до 2900 мм, длина до 2300 мм.
Фотографии


Тепловые сотопанели космических аппаратов

​представляют собой трехслойные конструкции с алюминиевым сотовым заполнителем и алюминиевыми или углепластиковыми обшивками.
 
Назначение:
представляют собой элементы корпуса КА. Обеспечивают поддержание температур на элементах конструкции КА, приборах и агрегатах в допустимых пределах на всех этапах штатного функционирования. Используются в КА Спектр-Р, Спектр-РГ, Электро, Луна Глоб, Луна Ресурс, КазСат, Канопус В, ЕКС, Резонанс, МКА ФКИ и др.
 
Характеристики:
• точность установки приборов 0,05 мм, межосевое расстояние между элементами до 0,1 мм на всей поверхности панели;
• увеличение срока службы КА до 12-15 лет; 
• с момента выдачи технического задания до изготовления конечной продукции не более 3 месяцев.
Фотографии


Ультралегкие каркасы солнечных батарей из углепластика

 
 
Назначение:
несущая подложка для фотоэлектрических преобразователей (ФЭП) в составе БС КА. Обеспечивает повышение энергомассовых характеристик КА. Используется в КА Луна Глоб, Луна Ресурс, Резонанс, Аист, Интергелиозонд и др.
 
Характеристики:
• вес каркаса не более 500 г/м2;
• увеличение срока активного существования КА до 15 лет. 
Фотографии


Размеростабильные конструкции космических аппаратов

​углепластиковые размеростабильные платформы, параболические оболочки радиотелескопов, маховики антенно-поворотного устройства, прецизионные трубы каркаса, силовые трубы
 
Назначение:
элементы конструкции космического аппарата.
Фотографии
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Сергей

#171
ЦитироватьSalo пишет:
http://tass.ru/kosmos/3478376
ЦитироватьSalo пишет:
ОНПП "Технология" входит в структуру госкорпорации "Ростех" в составе холдинга "РТ-Химические технологии и композиционные материалы".
ЦитироватьSalo пишет:
https://technologiya.ru/section.aspx?section=65&lang=rus
Хорошие работы, технологии сотовых конструкций подобного типа разработаны в 70-80х годах, причем технологии в значительной степени автоматизированы, и переход с КМ на алюминий в конструкции ПО,ГО у хруников по ценовым критериям как то смотрится криво. В холдинге к лидеру (лидерам) прицепили предприятия, которые сами бы померли вне холдинга. Но это далеко не единственные производители изделий из КМ для ракетно-космической отрасли. Просто другие больше загружены на оборонку и имеют поэтому очень скромные сайты.
А вообще проектировать узлы из КМ очень интересно, есть где развернуться и проектировщикам, и технологам.

Salo

http://www.rt-chemcomposite.ru/novosti/2579/
ЦитироватьРТ-Химкомпозит поставил 35 конструкций для ракет-носителей и 425 корпусных панелей терморегулирования и каркасов солнечных батарей для космических аппаратов за 2013-15 гг.
31.10.2016                      
                                                        
Ведущее научно-производственное предприятие холдинга «РТ-Химкомпозит» (входит в Госкорпорацию «Ростех») ОНПП «Технология» им.А.Г.Ромашина отмечает очередную годовщину со дня основания – 57 лет. В текущем году на предприятии «РТ-Химкомпозит» началась реализация программы серийного производства улучшенных звукопоглощающих конструкций для авиадвигателя SaM146, а созданное хвостовое оперение для отечественного авиалайнера МС-21, успешно прошло все этапы наземных испытаний. Также к выходу на рынок готов новый тип остекления из поликарбоната для современных летательных аппаратов
«Сегодня ОНПП «Технология» выпускает свыше 400 видов изделий для авиации и космонавтики, а также более 250 наименований продукции для железнодорожного транспорта. Только за 2013-2015 годы предприятие поставило 35 крупногабаритных углепластиковых конструкций для ракет-носителей и 425 корпусных панелей терморегулирования и каркасов солнечных батарей для космических аппаратов», - отметил генеральный директор холдинга «РТ-Химкомпозит» Кирилл Шубский.
На предприятии трудятся более 2500 специалистов, 900 из которых - научные сотрудники. ОНПП «Технология» сегодня - это ведущий российский центр компетенций в сфере разработки и серийного выпуска продукции из композиционных материалов, стекла и керамики. Лидирующие позиции на рынке наукоёмкой продукции не раз получали экспертное подтверждение. Так, в 2016 году научно-производственное предприятие стало лучшей инновационной компанией национального рейтинга российских высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний «ТехУспех-2015», и в очередной раз подтвердило статус Государственного научного центра Российской Федерации.  
 «На земле, в небесах и на море» - так определил сферу применения продукции «Технологии» её первый генеральный директор Александр Гавриилович Ромашин. Созданные здесь уникальные материалы и изделия действительно крайне востребованы в авиации и космонавтике, железнодорожной и судостроительной индустриях. И границы применения нашей продукции постоянно расширяются", - сказал генеральный директор предприятия холдинга «РТ-Химкомпозит» ОНПП «Технология» им.А.Г.Ромашина Андрей Силкин.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.rt-chemcomposite.ru/novosti/2580/
ЦитироватьРТ-Химкомпозит разработал катализаторы для ракеты-носителя «Союз-СТ»
02.11.2016
                                                       
Для выполнения запусков ракеты-носителя "Союз-СТ" с Гвианского космического центра холдинг «РТ-Химкомпозит» (входит в Госкорпорацию «Ростех») разработал катализаторы и один из основных материалов при его производстве - борное волокно. Разработанные катализаторы не содержат драгметаллов, характеризуются высокими физико-механическими показателями и используются в приводе турбонасосных агрегатов специального катализатора ракеты-носителя. Борное волокно в свою очередь является армирующим материалом с высокими механическими характеристиками и используется при изготовлении металлических композиционных материалов на основе алюминия в качестве матрицы, которые успешно применяются в виде трубчатых распорок для каркасов космических аппаратов.
«Для «Союз-СТ» мы создали уникальную и единственную в РФ научно-испытательную базу, где проводится изучение эффективности и контрольные испытания по аттестации и паспортизации промышленно выпускаемых катализаторов, а также высококонцентрированного пероксида водорода различных марок. Специально разработанное волокно обладает уникальной прочностью 3200 Мпа, коэффициентом вариации менее 15, деформацией при растяжении 2,8% и при этом в диаметре остается 140 мкм», - отметил генеральный директор «РТ-Химкомпозит» Кирилл Шубский.  
Разработанный холдингом «РТ-Химкомпозит» процесс получения и освоения в промышленном масштабе высокоэффективной технологии производства специальных катализаторов разложения высококонцентрированного пероксида водорода типа Ж-30-С-О используются также в турбонасосных агрегатах ракетных двигателей 11Д511, 11Д512, 11Д511У, 14Д21, 14Д22 ракет-носителей «Союз», «Прогресс», «Союз-ФМ», «Союз-2».  
Разработка «РТ-Химкомпозит» - борное волокно, является одним из наиболее востребованных армирующих материалов с высокими механическими характеристиками, и используется в изготовлении металлических композиционных материалов на основе алюминия в качестве матрицы, которые успешно применяются при изготовлении лент-препрегов с эпоксидной смолой. Такие ленты также используются в авиации для изготовления следующих частей: горизонтальный и вертикальный стабилизаторы, хвост, каркас лонжерона, элементы крепежа.
Последние разработки «РТ-Химкомпозит» обеспечивают выполнение задач Федеральной космической программы, в том числе в части пилотируемых космических полетов, как с традиционных космодромов, так и с космодрома Куру (Французская Гвиана, Южная Америка) и широко используются при создании космической техники. На сегодняшний день с Гвианского космического центра уже состоялось 15 успешных запусков ракеты-носителя "Союз-СТ".
 /Фото из архива Госкорпорации "РОСКОСМОС"/      
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://ria.ru/science/20161103/1480639034.html
ЦитироватьРоссийские физики "сплели" из нанотрубок космически прочный материал
16:25 03.11.2016

МОСКВА, 3 ноя – РИА Новости. Ученые из России разработали технологию, которая позволяет "сшивать" многослойные углеродные нанотрубки и создавать на их базе сверхпрочные материалы, способные выдерживать космические нагрузки, говорится в статье, опубликованной в журнале Applied Physics Letters.
"На образование связей между нанотрубками расходуется внешняя оболочка, в то время как внутренние слои оказываются незатронутыми. Это позволяет сохранить уникальную прочность исходных нанотрубок", — раскрывает секрет создания материала Михаил Попов из Московского физико-технического института, чьи слова приводит пресс-служба вуза.
Как отмечает Попов и его коллеги, данный материал может быть полезен там, где критически важна прочность и целостность даже в экстремальных условиях, к примеру, в аэрокосмической отрасли.
С момента открытия углеродных нанотрубок в 1991 году им прочили большое будущее в современной промышленности. Они обладают множеством полезных свойств — хорошей электро- и теплопроводностью, высокой прочностью и механической устойчивостью. Первые же эксперименты показали, что нанотрубки крайне сложно применять на практике из-за их малых размеров и сложностей в  соединении и сплетении в единые волокна.
Российские физики решили эту задачу, проследив за тем, что происходит с нанотрубками при больших давлениях. Для этого они использовали компьютерное моделирование и реальные физические эксперименты.
К большой неожиданности ученых, многослойные нанотрубки, которые раньше считались менее перспективным материалом, чем их однослойные кузины, крайне необычным образом реагируют на давления. Они выдерживают сжатие до значений, превышающих давление в Марианской впадине в сотни и тысячи раз.
Более того, оказалось, что если эти нанотрубки будут касаться друг друга и сдвигаться относительно друг друга при сжатии, то тогда они будут в буквальном смысле "спаиваться", образуя прочные межатомные ковалентные связи в той точке, где трубки "терлись" друг об друга.
После того, как давление возвращается к нормальным значениям, трубки восстанавливают свою форму благодаря двуслойной структуре, и в результате получается более длинная и прочная наноуглеродная нить.
Последовательно склеивая нити подобным образом, можно получить сверхпрочную ткань и более плотные материалы, которые будут обладать прочностью, аналогичной этому показателю для одиночных нанотрубок, и превосходить по прочности и легкости самые лучшие сорта авиационных и космических сплавов и материалов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://ria.ru/science/20161121/1481806116.html
ЦитироватьСибирские ученые придумали защиту для гиперзвуковых космических аппаратов
14:22 21.11.2016

НОВОСИБИРСК, 21 ноя – РИА Новости. Ученые Томского госуниверситета (ТГУ) разработали новые способы тепловой защиты перспективных гиперзвуковых ракетно-космических аппаратов, что позволит им работать в экстремальных условиях, в том числе при вхождении в плотные слои атмосферы Земли, сообщает в понедельник пресс-служба вуза.
В университете отмечают, что в настоящее время ведутся работы по созданию новых гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЛА) для ракетно-космической отрасли. Двигаясь по сложным траекториям в условиях интенсивного маневрирования, они испытывают огромную тепловую нагрузку. Аэродинамический нагрев приводит к разрушению поверхности аппарата, изменению его формы и ухудшению функциональных характеристик, в связи с чем требования к их тепловой защите существенно возрастают.
"В ходе проведенных исследований ученые создали математические и физические модели. На их основе разработали программное обеспечение, с помощью которого протестировали ряд материалов для космической отрасли — углепластик, пористые металлы (сталь, вольфрам) в условиях, приближенных к реальному полету с гиперзвуковой скоростью", — говорится в сообщении.
В вузе отметили, что теплозащитные материалы подвергались воздействию высоких температур и давлений. Ученые выявили степень влияния радиационно-конвективного нагрева на теплозащитное покрытие и процессы его термохимического разрушения. При этом исследователям удалось отрегулировать тепловые нагрузки на композиционные материалы, в частности, снизить максимальную температуру поверхности на некоторых частях конструкции на 20%.
"Данная мера позволяет уменьшить негативное влияние высоких температур на защитное покрытие космических аппаратов. Расчеты ученых были подкреплены серией лабораторных экспериментов, в ходе которых покрытия гиперзвуковых летательных аппаратов подвергали воздействию низкотемпературной плазмы", — сообщает пресс-служба.
В ТГУ добавили, что проект в рамках госзадания был рассчитан на три года и сейчас находится на завершающей стадии. Полученные данные о выявленных закономерностях разрушения материалов и рекомендации для разработчиков могут быть использованы в ведущих исследовательских и проектных организациях: АО "Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева", Московский институт теплотехники, ОАО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения" (Реутов Московской обл.) и других.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#176
http://uacrussia.livejournal.com/57189.html
ЦитироватьС небес на землю: Обнинские композиты в авиации, в космонавтике и даже в адронном коллайдере

Как худеют «Протоны»

Именно космос стал является настоящим полигоном для испытания российских композитов. В 1970-х годах впервые в СССР здесь создали композитный корпус первые композитные изделия для автоматических межпланетных станций серии «Венера». Материал позволял выдерживать экстремальные перепады температур – нагрев от +200°С и охлаждение до -200°С. И это при давлении 100 атмосфер на поверхности Венеры! Корпус из Во многом именно благодаря применению инновационного материала станции добрались до Венеры, проделав путь протяженностью более чем в 100 млн километров, передали с поверхности планеты фотографии, научные данные об атмосфере, провели бурение грунта.

С годами производство композитов в Обнинске шло по нарастающей. В 1980-х здесь выпустили инновационные створки для грузового отсека космического корабля многоразового использования «Буран». Примечательно, что из 100 тонн сухой массы корабля 10 тонн – композиты, керамика и стекла – было произведено именно в цехах и лабораториях ОНПП «Технология».

А в 1990-х, когда Роскосмос приступил к модернизации ракеты-носителя «Протон», обнинские ученые сумели разработать крупногабаритные композиционные интегральные конструкции головного обтекателя.
Благодаря этому масса конструкции снизилась на полторы тонны.

«Переход на композиты позволил кардинально изменить экономику запусков. По подсчетам экономистов, в космонавтике тонна груза по цене соответствует тонне золота», – отмечает Николай Вымороков. За последние два десятка лет «Протон» неоднократно модернизировался. Сейчас спутники выводит на орбиту уже четвертое поколение носителей. Но процесс модернизации продолжается, как продолжается и увеличение доли композитов, пусть в снижении веса счет сегодня идет уже не на тонны, а на десятки и сотни килограммов. Совсем недавно в Обнинске разработали новый обтекатель, который сэкономил «Протону» еще около 150 килограммов.

Углепластиковые агрегаты для ракет-носителей, при минимальном весе, имеют внушительные габариты – диаметром более 4 метров и площадью более 30 квадратных метров. Только за 2013-2015 годы предприятием обеспечена комплектация 35 ракет-носителей «Протон-М», «Рокот» и «Ангара». В прошлом году объем производства углепластиковых конструкций для космических нужд превысил 18 тонн.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитироватьzandr пишет:
https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2017/newspaper-419.pdf
ЦитироватьНОВЫЕ РОССИЙСКИЕ КОМПОЗИТЫ
Специалисты «ИСС» участвуют в создании перспективных материалов космического применения.
21-й век – это век компози­тов, утверждают материаловеды всего мира. Лёгкие, прочные композиционные материалы весьма эффек­тивно заменяют собой метал­лические сплавы. Например, конструкции современ­ных спутников компании «ИСС» на 80% состоят из композитов.
К разработке и созданию новейших материалов решет­нёвцы привлекают специалистов из ведущего предприятия космической отрасли по данному вопросу – ОАО «Композит» (г. Королёв). Сотрудничество «ИСС» с коллегами из Подмосковья реализуется по нескольким направлениям, например, в части конструк­ционных материалов, жид­костей, различных видов смазки, материалов для при­борного производства.
В настоящее время глав­ная задача, которая стоит перед материаловедами – это импортозамещение ино­странной продукции российскими аналогами без потери их физико-механических свойств . Дело это долгое, учитывая, что выбор сырья для производства матери­алов космического назна­чения в России пока недо­статочный, а его качество находится на невысоком уровне.
Исправить ситуацию помогают совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Новые материалы, разработанные специ­алистами предприятия «Композит», проходят испы­тания в Решетнёвской фирме . В первой половине этого года в «ИСС» на испытания посту­пит партия препрега (полуфабриката для создания изде­лий из композита), изготов­ленного на основе российских составляющих. Эта разра­ботка, после подтверждения характеристик материала, может найти применение в производстве высокоточных рефлекторов антенн косми­ческих аппаратов.
Ещё одна важная задача: для работы в космосе изде­лия из композитов должны быть не только жёсткими и прочными, но и размеростабильными. То есть с высо­кой точностью сохранять свои параметры в течение всего срока службы спутника на орбите. К самым размеростабильным материалам относят композиты, создан­ные из углеродных составля­ющих. Российский вариант углерод-углеродного композиционного материала, разра­ботанный в «Композите», уже прошёл механические испы­тания в «ИСС», подтвердив­шие – новый углерод-углерод­ный материал подходит для космического производства. Конструкторы предприятия уже рассматривают возмож­ность использования этого композита в конструкции космической обсерватории «Миллиметрон» .
Специалисты «ИСС» с коллегами из «Композита» ведут обсуждение материа­лов будущего. Ещё недавно казались фантастикой так называемые интеллектуаль­ные композиты. А сегодня специалисты-материаловеды уже представляют, как их можно сделать. Заместитель гендиректора «Композита» Анатолий Тимофеев пояс­нил: «Если метеорит пробил, например, панель из такого композита, то, во-первых, датчик, который встроен в этот материал, расскажет нам об этом. А во-вторых, за счёт неких конструкторско-технологических ухищрений эта пробоина может «самоза­лечиваться». И такие впечат­ляющие проекты могут стать реальностью уже в наши дни. В том числе и для этого объ­единяют свои усилия лучшие российские спутникострои­тели и материаловеды.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Алексеев С.В., Аксенова И.В., Иванова Е.К., Харитонова Е.В., Лохов А.А.
    К вопросу создания конструкции защитного теплового экрана космического аппарата «ИНТЕРГЕЛИО-ЗОНД»

https://www.laspace.ru/upload/iblock/c1d/c1d4330a58a437cdce27cd471b97975c.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.rt-chemcomposite.ru/novosti/2609/
ЦитироватьВедущее предприятие «РТ-Химкомпозит» ОНПП «Технология» и НПО им.С.А.Лавочкина подписали контракт на производство гражданской продукции для космической отрасли
12.04.2017

Контракт на сумму 250 млн рублей предусматривает участие ведущего предприятия холдинга «РТ-Химкомпозит» (входит в Госкорпорацию «Ростех») ОНПП «Технология» им. А.Г.Ромашина в международном проекте ЭкзоМарс-2020. Документ подписан 10 апреля 2017 года, накануне Всемирного дня авиации и космонавтики.
 
«Космическая отрасль – одно из ключевых направлений для развития компетенций холдинга «РТ-Химкомпозит» в гражданском секторе. Только в 2016 году объем производства нашим ведущим предприятием ОНПП «Технология» углепластиковых конструкций для космических аппаратов превысил уровень 20 тонн», - отметил генеральный директор холдинга «РТ-Химкомпозит» Кирилл Шубский.
 
Государственный научный центр Российской Федерации ОНПП «Технология» им. А.Г.Ромашина изготовит композитные элементы десантного модуля и поверхностную платформу для доставки марсохода на поверхность Марса в 2020 году. По условиям соглашения, предприятие выпустит четыре комплекта конструкций, первый из которых будет предназначен для отработки технологий, два следующих – для динамических и тепловых испытаний. Лётный экземпляр будет поставлен заказчику в 2018 году. Также для проекта ЭкзоМарс-2020 «Технология» изготовит панели терморегулирования для обеспечения требуемого теплового режима работы аппаратуры.
 
 «В текущем году портфель заказов нашего предприятия для космической отрасли сформирован на сумму 630 млн рублей. Мы планируем изготовить более 300 изделий, предназначенных для комплектации космических аппаратов», - сказал генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин.                   
"Были когда-то и мы рысаками!!!"