Композиты

Автор Salo, 05.03.2011 01:06:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://www.rt-chemcomposite.ru/novosti/2659/
ЦитироватьФорум Армия 2018
24.08.2018

Начальник лаборатории оптических покрытий ОНПП «Технология» Олег Просовский представил результаты работы по созданию многофункционального тонкопленочного покрытия (МФТП) для поликарбонатного фонаря кабины пилота Су-57. Созданная обнинскими учеными наноразмерная композиция обладает хорошей адгезией и, благодаря нанесению на внешнюю поверхность остекления, позволяет существенно снизить радиолокационную заметность истребителя. Работы по улучшению характеристик многофункциональных покрытий ведутся непрерывно и на сегодняшний день предприятие вплотную подошло к получению МФТП нового поколения.
«Сейчас мы ведем активную работу по исследованию и внедрению оптических мета-материалов, а также применению технологии плазменного асистирования реактивного магнетронного распыления (PARMS). Исследования позволят улучшить функциональные и оптические свойства многофункциональных тонкопленочных покрытий, разработать технологию получения сверхсложных оптических интерференционных светофильтров для приборной оптики (с числом слоев оптической конструкции более 200), и, в конечном итоге, получить изделия с превосходными оптическими параметрами», - подчеркнул в своем выступлении начальник лаборатории оптических покрытий Олег Просовский.
По словам докладчика, в настоящее время в Российской Федерации нет аналогов производства подобных оптических покрытий, и многие разработки обнинских ученых позволяют не только решать задачи импортозамещения, но и обеспечить лидирующие позиции Российских центров компетенций на международном рынке.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://tass.ru/kosmos/5723483
ЦитироватьРоссийские ученые хотят создать композитные материалы для двигателей космических аппаратов
Материалы могут быть использованы в двигателях космических аппаратов при температуре газов 1900 К (не менее пяти минут), 1800 К (30 минут)

МОСКВА, 26 октября. /ТАСС/. Российские ученые в 2019-2020 годах рассчитывают создать новые композитные материалы, которые можно будет использовать в двигателях космических аппаратов. Об этом говорится в программе совместных работ компании "Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева" и Сибирского отделения РАН, которая имеется в распоряжении ТАСС.
"Получение композиционных жаропрочных материалов на основе наноламинатных соединений", - говорится в документе.
Там указано, что "материалы могут быть использованы в двигателях космических аппаратов при температуре газов 1900 К (не менее пяти минут), 1800 К (30 минут)".
Ранее стало известно, что руководство компании "Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева" и Сибирского отделения Российской академии наук подписали программу совместных работ в рамках реализации научно-технического и инновационного сотрудничества на 2019-2024 годы. Целью программы является выполнение комплекса совместных исследований и разработок, направленных на повышение эффективности и результативности деятельности в области создания перспективной и конкурентоспособной на мировом рынке космической техники за счет разработки и внедрения передовых технологий.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2019/newspaper-464.pdf
ЦитироватьМАТЕРИАЛизация возможностей
Представители «ИСС» и «Композита» обсудили вопросы внедрения новых материалов.
Разработка новых материалов для спутников «ИСС» стала темой встре­чи специалистов предприятия с представителями подмосковной фирмы «Композит».
АО «Композит» – отраслевой раз­работчик в области материаловедения. Как давний партнёр «ИСС» в создании космических аппаратов он является участником практически всех проектов, реализуемых нашим предприятием.
Одним из насущных вопросов, ко­торые на этот раз обсудили представи­тели двух предприятий, стало внедрение новых полимерных композиционных материалов. Полимерные композиты составляют 80% конструкций современ­ных спутников, и в этой области у специ­алистов «ИСС» с коллегами из Подмосковья широкое поле для совместной деятельности. В частности, партнёры презентовали новую разработку на ос­нове термопластичной матрицы полиэфир-эфир-кетон. «Это уникальный ма­териал, – рассказал Анатолий Тимофеев, первый заместитель генерального ди­ректора АО «Композит». – Он легко под­даётся сварке, как и другие пластичные массы, при этом он армирован углерод­ным волокном. Из него можно создавать герметичные конструкции».
Ещё одна разработка – углерод-углеродный материал – имеет, по сло­вам разработчиков, почти нулевой ко­эффициент линейного температурного расширения. Это означает, что он не подвержен деформациям вследствие перепада температур, а значит, кон­струкции из него будут обладать вы­сокой геометрической точностью и размеростабильностью. Такие качества материала открывают широкие возмож­ности для его использования в соста­ве космической техники. Специалисты «ИСС» и «Композита» рассматривают возможность применения углерод-углеродного материала для конструк­ций, которые планируется эксплуатиро­вать в космосе при температурах, близ­ких к абсолютному нулю.
Перспективным направлением в развитии материаловедческой базы на­шего предприятия является применение аддитивных технологий, или 3D печати. Эта технология получила широкое рас­пространение в разных отраслях, но для применения в космической технике с её высокими требованиями есть свои осо­бенности. И партнёры компании «ИСС» реагируют на этот запрос. 3D печать оправдана в тех случаях, когда необхо­димо изготовить детали сложной формы и при этом лёгкие. В таких случаях фре­зерование не даёт нужного качества, и аддитивные технологии приходят на по­мощь. Благодаря сотрудничеству с «Ком­позитом» наша фирма решает эту задачу, получая уникальные детали для будущих космических конструкций в нужных ко­личествах.
Также в ходе визита обсуждались вопросы по испытанию в «ИСС» ново­го конструкционного клея разработки «Композита», созданию не имеющих аналогов в России плёночных покрытий и других конструкционных материалов.
Расширение диапазона применяе­мых материалов и технологий на их ос­нове даёт «ИСС» возможность создавать космические аппараты с повышенными техническими и эксплуатационными ха­рактеристиками.
Материалы, способные работать при температурах, близких к аб­солютному нулю, актуальны в реализации проекта по созданию ор­битальной обсерватории «Миллиметрон». Для этого космического аппарата компания «ИСС» создаёт крупногабаритный телескоп и систему из охлаждающих экранов. Поскольку телескоп должен получать неискажённые тепловым излучением сигналы от далёких планет и галактик, его необходимо будет охлаждать до температуры окружающего космического пространства.

Salo

https://ria.ru/20190522/1553632826.html
ЦитироватьКак в России делают суперлегкие детали для самолетов и ракет

МОСКВА, 22 мая — РИА Новости, Татьяна Пичугина. Российский пассажирский самолет МС-21 почти на треть состоит из углепластика, поэтому он более легкий и экономичный. "Черное" хвостовое оперение для нового отечественного лайнера производят на входящем в Ростех ОНПП "Технология" имени Ромашина в Обнинске. Подробности изготовления обтекателей ракет-носителей и корпусов космических аппаратов — в репортаже корреспондента РИА Новости с предприятия.

Переход на российское

Крыло и хвостовое оперение из композитных материалов повышает конкурентоспособность самолета МС-21 на мировом рынке, где сейчас лидируют Boeing и Airbus.
Изначально в конструкции использовали углеродные материалы американской фирмы Hexcel и японской Toray Industries. Сейчас в связи с санкциями Россия намерена перейти на российские аналоги, производство которых в Елабуге наладила компания Umatex.
"Стратегический ориентир — это импортозамещение. Мы, как изготовители крупногабаритных и силовых элементов хвостового оперения для МС-21, научились делать образцы из отечественных материалов и видим, что переход на них возможен", — комментирует РИА Новости Андрей Силкин, генеральный директор "Технологии".
"Черное" хвостовое оперение всех действующих МС-21 создано из обнинских комплектующих. Еще шесть готовых комплектов ждут очереди. Замена на российские композиты не повлияла ни на качество, ни на вес, ни на сроки, уверяют специалисты предприятия.
"Наше изделие выдерживает 130 процентов нагрузки. Для мирового авиастроения это очень хороший показатель", — говорит Силкин.
Благодаря углепластику самолет весит процентов на двадцать меньше, что существенно экономит топливо. В отличие от металла, полимерный композит не подвержен коррозии, очень стоек к агрессивным химическим и механическим воздействиям, сложным климатическим условиям.

© Корпорация "Иркут"
Распределение материалов в конструкции МС-21

Закаленные "Бураном"

"Технология" — российский лидер по изготовлению конструкций из полимерных композитов, стекла, керамики для авиации и космоса. Именно здесь делали термо- и радиационно-стойкое остекление пилотской кабины, керамическую обшивку корпуса ("шубу"), створки отсека полезного груза и другие детали космического многоразового корабля "Буран".
Первое, что видишь в цехе композитного производства, — четырехметровые детали головных обтекателей для ракеты-носителя "Протон-М". Обшиты углепластиком, внутри — заполнение из алюминиевых сот. Только в местах усиления их дополняют полимером. Конструкция очень легкая: ее может поднять и удержать один человек.

Как делают "черную" деталь

Сначала создают мастер-модель — точную копию изделия. Для этого на предприятии есть пятикоординатный станок, рассчитанный на работу с двадцатиметровыми конструкциями.
По мастер-модели изготавливают оснастку — основу, на которую выкладывают углепластиковое полотно. Она тоже из композита — чтобы деталь не деформировалась из-за разницы материала при последующем нагреве.
Затем — выкладка препрега. Так называют мягкие, еще не затвердевшие углепластиковые волокна, пропитанные полимерным связующим. Выглядит как черная, немного липкая клеенка — впрочем, по сути, это и есть клеенка.
Препреги для космических изделий на предприятии готовят из сырья самостоятельно, а для МС-21 получают готовые полотна в бобинах. Большинство этапов автоматизировано. Из станка выходят элементы хвостового оперения — панели кессона киля и стабилизатора. Остается только отправить их в автоклав.
"Углепластиковые детали для авиации и космоса мы изготавливаем автоклавным способом, это довольно дорогое удовольствие, — объясняет Анатолий Хмельницкий, заместитель генерального директора по производству. — Нужно накачать автоклав азотом, чтобы была инертная среда, поддерживать температуру 160-180 градусов, давление порядка шести атмосфер в течение долгого времени. В результате уменьшается пористость, толщина и, соответственно, вес изделия, увеличивается жесткость и прочность".
По словам Хмельницкого, в год предприятие способно поставлять десять-пятнадцать комплектов хвостового оперения для МС-21. Если докупить оборудование, производство несложно расширить.
Вполне реально сократить срок и удешевить процесс, если перейти на альтернативный способ получения композитной детали — вакуумное инфузионное формование.
"Сухой или слегка пропитанный материал выкладывается по определенной схеме и затем упаковывается герметично под вакуумную пленку, причем одновременно откачивается воздух и накачивается связующее. Потом деталь формуют в печи", — рассказывает инженер.
Таким образом можно изготовить единую конструкцию размером до семидесяти метров. Но процесс очень сложный, нужно четко все рассчитать, закачивать связующее с разных сторон, чтобы равномерно заполнить объем без пустот, потому что процесс невозможно остановить и исправить.
"Технология" освоила инфузионное формование одной из первых в стране. Здесь этот метод применяют для изготовления формообразующей оснастки и ненагруженных конструкций. Силовые же конструкции самолетов, в том числе элементы хвостового оперения для МС-21, делают автоклавным способом, как и во всем мире.
Одновременно на предприятии снижают себестоимость продукции без ущерба надежности. Нашли альтернативу автоклаву при изготовлении, например, крупногабаритных обшивок космического назначения. Первые образцы на пока единственной в России подобной установке получены, идет технологическая отработка.

На поля и Марс

В соседнем цехе — чудо малой авиации, небольшой одноместный самолет для сельскохозяйственных работ — Т-500.
У его предшественника два съемных крыла, а у новой модели — практически одно, легкое композитное, сформированное из двух частей на 12-метровом лонжероне.
Это первый российский самолет сельхозназначения, получивший сертификат типа. Десять готовых образцов уже отправились в Татарстан, где установили авионику, а также нестандартную спасательную систему: благодаря малому весу при аварийной ситуации самолет приземляется на парашюте вместе с пилотом.
Из полимерных композитов на предприятии делают каркасы для солнечных батарей многих отечественных и зарубежных космических аппаратов, детали корпусов, радиаторы. Таких на орбите сегодня более полусотни.
Продолжается работа над вторым поколением посадочной платформы и ровера "ЭкзоМарс" — российско-европейского проекта, планируемого к запуску предварительно в 2020 году. Не останется "Технология" в стороне и от проекта посадочной станции "Луна-25".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

https://ria.ru/20190619/1555694883.html
ЦитироватьСибирские физики назвали лучший материал для обшивок спутников
МОСКВА, 19 июн – РИА Новости. Ученые из Новосибирска сравнили радиационную стойкость различных отечественных композитных материалов для обшивок космических спутников и самолетов. Они выяснили, что традиционные эпоксидные углепластики в разы уступают в этом отношении новым материалам на базе цианатных эфиров, сообщает пресс-служба ИЯФ СО РАН.
"Мы провели испытания радиационной стойкости четырех типов образцов: собственно эпоксидного и цианат-эфирного связующих, а также стеклопластика и углепластика на основе цианатных эфиров. Исследования проводились при дозах в 10, 20, 50, 100, 200 и 500 мегагрэй, причем для набора последней нам понадобилось около месяца", — рассказывает Михаил Коробейников, старший научный сотрудник ИЯФ СО РАН.
Помимо вакуума, резких перепадов температур и различных механических нагрузок, жизни спутников и космических кораблей в космосе угрожает радиация, чьим источником служит как Солнце, так и космические лучи. Она не только может породить мутации в ДНК будущих марсонавтов, но и крайне негативно повлиять на работу электроники и состояние обшивок зондов и пилотируемых аппаратов.
Радиация, как объясняют ученые, особенно сильно угрожает легким и прочным композитным материалам, состоящим из углеволокон и различных клеящих материалов. Сам наполнитель почти не страдает от облучения, однако молекулы скрепляющих составов постепенно разрушаются под действием ионизирующего излучения, что может делать обшивку и внутренние компоненты спутников менее прочными.
Сегодня, как отмечает Илья Вихров, сотрудник НИИ космических и авиационных материалов в Переславле-Залесском, российские космические аппараты используют в основном материалы, изготовленные из эпоксидных углепластиков. Зарубежные разработчики спутников, в свою очередь, перешли на новые типы композитов, построенные на базе цианатных эфиров. Недавно подобные материалы начали производиться и в России.
Вихров, Коробейников и их коллеги решили сравнить эти материалы, используя ускоритель электронов ИЛУ-6, построенный на территории Института ядерной физики СО РАН в Новосибирске для решения различных промышленных задач.
Используя эту установку, ученые облучали образцы "космического" угле- и стеклопластика разными количествами заряженных частиц и замеряли то, как менялись их механические и физические свойства после подобной обработки. Максимальные дозы, как отметили физики, на несколько порядков превосходили то, как много заряженных частиц сталкивается с обшивкой зондов на протяжении нескольких десятилетий работы в космосе.
Как оказалось, новые типы углепластика значительно превосходили их эпоксидные аналоги по радиационной стойкости – они сопротивлялись действию излучения примерно в 4-5 раз дольше и меньше меняли свои свойства при бомбардировке электронами.
К примеру, эпоксидные материалы начинали быстро терять прочность при достижении отметки в 50 мегагрэй, тогда как их цианат-эфирные "конкуренты" сохраняли высокую прочность до отметки в 200 мегагрэй. При этом, что интересно, сам углепластик не менял своих свойств вплоть до дозы в 500 мегагрэй, тогда как стеклопластик потерял до 30% прочности.
Все это, как отмечают ученые, говорит о том, что российские композитные материалы на базе цианат-эфиров можно уверенно применять при сборке космических аппаратов и самолетов. Вдобавок, они могут найти применение в атомной промышленности и при создании различных ускорителей частиц, где тоже характерны высокие радиационные нагрузки.

ZOOR

Цитировать4 июля 2019 г.
Защитные композиты ТПУ стали лучшей разработкой на форуме "Армия-2019"

ТОМСК, 4 июл – РИА Томск. Радиационно-защитные композиты для электроники космических аппаратов Томского политехнического университета (ТПУ) признаны лучшей инновационной разработкой по итогам конкурса Минобороны РФ на международном форуме "Армия-2019"; всего в работе регионального стенда приняли участие 12 томских организаций, сообщила в четверг пресс-служба обладминистрации.

По данным сайта международного военно-технического форума "Армия-2019", он проходил с 25 по 30 июня в Подмосковье. Как сообщила в четверг пресс-служба, Минобороны РФ подвело итоги конкурса, который проводился среди участников форума. Томскую область на форуме представляли 12 организаций – вузов и инновационных компаний.

Цитировать"Радиационно-защитные композиты для электроники космических аппаратов и опасных объектов Томского политехнического университета признаны лучшей инновационной разработкой по итогам конкурса министерства обороны РФ на международном военно-техническом форуме "Армия-2019", – говорится в сообщении.

Отмечается, что стенд Томской области на форуме посетили около двух тысяч человек. Интерес к представленным на нем разработкам проявили концерн "Калашников", Московский авиационный институт, Kazakhstan Aselsan Engineering, китайская компания DC POWER Technologies Inc и десятки других компаний. Например, компания "Тяжмаш" заинтересовалась возможностью коммерческого применения 3D-принтера ТПУ.

"Представители СФТИ ТГУ (Сибирского физико-технического института Томского госуниверситета) рассматривают возможность заключения контрактов с STT Group, Ananth Technologies Ltd и применения универсального индукционного металлоискателя и мультисенсорного газоанализатора с делегациями Бразилии, Индии, Пакистана, Китая. Представители ТПУ договорились о совместной работе с компаниями "Сплав" (Москва), государственным лазерным полигоном "Радуга" (Радужный), "СуперОкс" (Москва), МЭИ и другими", – сообщила пресс-служба.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

zandr

#206
https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2019/newspaper-473.pdf
ЦитироватьПлюсы большого проекта
Решетнёвцы создали опытный образец 11-метрового наземного рефлектора из полимерных композитов.
Спойлер
Наше предприятие неспроста за­нялось «землёй». Дело в том, что большой диаметр наземного реф­лектора необходим для работы со спут­никами в высокочастотном Ка-диапазоне. Подобные аппараты производит компа­ния «ИСС» и готова дальше поставлять эту продукцию на рынок космической связи. Ка-диапазон очень ёмкий и обеспечива­ет большие потоки информации, а потому всё более востребован. В частности, он используется для обеспечения высоко­скоростного доступа в интернет, передачи больших объёмов данных и других услуг телекоммуникации, требующих повы­шенной пропускной способности средств связи. Но для увеличения пропускной способности антенной техники приходит­ся увеличивать их рефлекторы. А это уже накладывает необходимость решать зада­чи, связанные с увеличением массы и «па­русностью» – свойством закреплённых предметов с большой площадью обретать подвижность при сильном ветре.
[свернуть]
Задачу помогло решить применение полимерных композиционных матери­алов. Конструкция из полимеров более лёгкая, чем из алюминия, а значит, с ней проще работать, в том числе при монтаже. Кроме того, полимерные композиты дают рефлектору такое свойство как жёсткость, а значит, он не так восприимчив к ветро­вой нагрузке.
Ну, и наконец, ещё одно полезное качество – размеростабильность. Поли­мерные композиты очень устойчивы к перепадам температур, а значит, рефлек­тор можно применять в разных клима­тических зонах, не опасаясь его дефор­мации от морозов или жары. Рефлектор рассчитан на эксплуатацию в диапазоне от минус 50 до плюс 50 градусов Цельсия и может выдерживать ветер скоростью до 40 м/с. Сохранение точной геометрии рефлектора антенны – это залог качественной связи.
Проект по созданию 11-метрового наземного рефлектора из полимерных композитов реализован с участием бюд­жетных средств в соответствии с Поста­новлением-218 Правительства РФ. В его рамках компания «ИСС» выступила ин­дустриальным партнёром Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Ре­шетнёва. Совместная деятельность пред­приятия и вуза предполагает подготов­ку специалистов, а также выполнение научно-технических и инновационных проектов с использованием перспектив­ных наукоёмких технологий на базе со­временного высокотехнологичного про­изводства.
Совместно со специалистами вуза была решена задача по разработке и освоению перспективной технологии формования углепластиковых элементов рефлектора без применения специальной вакуумной печи – автоклава. «В данном случае использован процесс вакуумной инфузии, – объясняет Александр Иванов, начальник сектора разработки антенн из полимерных композиционных материа­лов и антенн со сложным механическим интерфейсом. – Это технология, при ко­торой связующее подаётся на ткань из угольных волокон с помощью вакуума. Сухой пакет из слоёв ткани укладывает­ся в матрицу. Перед подачей связующе­го конструкция герметично накрывается вакуумной плёнкой или помещается в вакуумный мешок. После этого к ней под­соединяется установка для вакуумной ин­жекции. Как только достигнут необходи­мый уровень вакуума, происходит подача связующего на подготовленный пакет из слоёв ткани через трубопроводы, связан­ные с установкой для инфузии с контро­лем выхода связующего».
Безавтоклавная технология более быстрая и требует меньше затрат на из­готовление технологического оборудова­ния и сам технологический процесс. Ещё один плюс проекта – освоенная в компа­нии «ИСС» технология безавтоклавного производства позволяет не зависеть в будущем от зарубежных поставок аналогичной продукции.
С изготовленным опытным образ­цом 11-метрового рефлектора до конца текущего года предстоит провести ком­плекс испытаний для подтверждения заявленных технических параметров. Но уже сейчас можно сказать, что си­бирские спутникостроители сделали ещё один важный вклад в обеспечение доступности высококачественных услуг космической связи.

Salo

"Что-то пошло не так!"
https://www.nasaspaceflight.com/2019/09/elon-musks-starship-presentation-12-months-progress/
ЦитироватьAs for the factory at the Port of Los Angeles, it was scrapped just weeks after Musk's 2018 presentation. The cancellation was made after a radical change of plans which saw the Starship and Super Heavy designs pivot from carbon fiber to steel.

The switch was made to reduce the technical complexity of the project and removed the need for a factory with advanced machinery.

Consequently, SpaceX is now assembling the vehicles near their launch site, as transporting a nine-meter diameter rocket for thousands of miles is less than ideal.

The move away from carbon fiber quickly paid dividends. Steel is an easier material to work with, and thus within weeks the first prototype vehicle was being assembled in Boca Chica.

The flurry of activity was a dramatic change for the local community. For years, the Boca Chica facility had sat idle as plans to launch SpaceX's Falcon 9 and Falcon Heavy rockets from the site never materialized.

However, in the final weeks of 2018, a nine-meter diameter steel structure began to rise in South Texas. It was the beginnings of Starhopper, a Starship test-bed designed to perform small hops using a full-scale Raptor engine.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2019/newspaper-477.pdf
ЦитироватьКомпактное решение
Решетнёвцы защитили эскизный проект крупногабаритного рефлектора.

В компании «ИСС» технологии создания твердотельных рефлекторов на основе углепластика и сотозаполнителя развиваются более 20 лет

Компания «ИСС» пополняет свой технический задел прорывными перспективными разработками, реализуя как собственные космические проекты, так и выступая соисполните­лем работ. Так, этой осенью решетнёвцы успешно защитили и сдали заказчику – российскому предприятию – эскизный проект по созданию рефлектора, пред­назначенного для применения на спут­нике дистанционного зондирования Земли. Для твердотельного рефлектора специалисты Решетнёвской фирмы применили трансформируемую конструк­цию, обеспечив, таким образом, воз­можность его складывания и размеще­ния под обтекателем ракеты-носителя.
«Необходимость такого подхода об­условлена размерами и формой изде­лия, – поясняют специалисты отдела разработки антенных систем и сборки полезных нагрузок. – Рефлектор имеет апертуру 5,7 метров, а зона полезного груза – диаметром всего около 3,5 метров. Для успешного решения задачи по размещению под обтекателем раке­ты-носителя, рефлектор потребовалось конструктивно разделить на три сег­мента. Длина каждого из них составляет около шести метров». Твердотельный рефлектор с сегментами таких разме­ров впервые разрабатывается в компа­нии «ИСС».
Сегменты соединены между собой прецизионными шарнирными узлами, погрешность раскрытия которых не пре­вышает 10 угловых секунд – шарнирные узлы с подобной точностью раскрытия также впервые применяются специалистами «ИСС» при создании космической техники. Это решение, весьма наукоём­кое, отрабатывалось в рамках несколь­ких опытно-конструкторских работ.
Спроектированная конструкция рефлектора представляет собой твердо­тельную структуру, выполненную из сэндвич-панелей – угольные обшивки плюс алюминиевый сотозаполнитель. С тыльной стороны конструкция оснаще­на силовыми рёбрами. Таким образом, решетнёвцы обеспечили её соответ­ствие всем требованиям по жёсткости и прочности для безупречной работы в космосе.

Salo

https://technologiya.ru/ru/news/1466
ЦитироватьКомпозитные конструкции ОНПП «Технология» обеспечат стабильность работы оборудования обсерватории «Спектр-РГ»
12 ноября 2019

Уникальный углепластиковый корпус защитит от экстремальных перепадов температур зеркальный рентгеновский телескоп ART-XC, входящий в состав российской астрофизической обсерватории «Спектр-РГ». На сегодняшний день космический аппарат завершил 100-дневный перелёт в точку своей дислокации на орбите. Сейчас идёт этап испытаний научной аппаратуры космической обсерватории, после чего стартует основная научная программа телескопа.

Трехметровый композитный корпус, созданный специалистами ОНПП «Технология» им. А. Г. Ромашина, станет своеобразным щитом от солнечных лучей для зеркального рентгеновского телескопа и другого высокоточного оборудования.

Из-за особенностей орбитальной позиции обсерватории «Спектр-РГ» один из ее бортов будет постоянно находиться под воздействием солнечных лучей, а противоположный борт – в тени, что повлечёт неравномерную температурную нагрузку на аппарат. Термоустойчивые композитные материалы защитят телескоп и конструкционные элементы астрофизической обсерватории от рисков термической деформации.

«ОНПП «Технология» имеет полувековой опыт разработки инновационных неметаллических материалов и входит в топ-5 крупнейших производителей композитов в мире. В рамках проекта «Спектр-РГ» перед нашими специалистами была поставлена задача – создать жесткий каркас для телескопа ART-XC, а также разработать ряд других элементов конструкции аппарата, выдерживающих экстремальные условия эксплуатации. Предприятие успешно справилось с этим вызовом – по специальной технологии созданы композиционные компоненты, обеспечивающие легкость, прочность и стабильность размеров при мощном охлаждении и нагревании конструкции астрофизической обсерватории», – сообщил исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко.

ОНПП «Технология» изготовило для обсерватории «Спектр-РГ» также элементы базового модуля служебных систем «Навигатор», который разработан в АО «НПО Лавочкина». В их числе – корпус, панели терморегулирования и панели радиаторов охлаждения аккумуляторных батарей.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#210
https://technologiya.ru/ru/news/1446
ЦитироватьОНПП «Технология» выпустило 1800 панелей терморегулирования для космической отрасли
30 октября 2019

Первые панели терморегулирования из композиционных материалов на ОНПП «Технология» им. А. Г. Ромашина были созданы 20 лет назад. Благодаря разработке уникальной технологии их изготовления в три раза была сокращена трудоемкость процесса производства и практически полностью исключены риски отказа аппаратуры космической техники из-за нарушения теплового режима.

В 1999 году на ОНПП «Технология» была разработана технология изготовления панелей терморегулирования для космической техники, способных функционировать в негерметичных условиях. В отличие от устанавливавшихся тогда на спутники герметичных конструкций, обнинская система обеспечения температурного режима поддерживала заданные параметры благодаря другим инженерным решениям. Это давало возможность минимизировать риски выхода из строя космической техники из-за разгерметизации системы, а значит, в разы увеличивало срок ее службы и эффективность.

При создании новых изделий впервые в России была применена технология изготовления пятислойной конструкции из композиционных материалов с двусторонним расположением тепловых труб. Уникальное инженерное решение не только повысило надежность, но и улучшило весовые характеристики космических аппаратов. Первые панели терморегулирования «Технологии» успешно прошли испытания в космосе в 2003 году.

«За двадцать лет нашими специалистами проделана колоссальная научная работа. Сегодня мы можем интегрировать каркас спутника в панели терморегулирования уже на этапе изготовления, что сокращает сроки сборки космических аппаратов. На смену алюминиевым сплавам пришел сверхтеплопроводный углепластик, и это позволяет еще на четверть снизить вес конструкций. Благодаря применению высокотехнологичной продукции и новых материалов космические аппараты становятся более надежными и могут приносить больше пользы, как науке, так и экономике страны», — отметил генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин.

С 1999 года ОНПП «Технология» изготовило 1800 панелей терморегулирования для комплектования космической техники. На орбиту запущены 56 космических аппаратов с уникальными по своим техническим и весовым характеристикам изделиями предприятия.  
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://technologiya.ru/ru/news/1470
Цитировать«Технология» представила ультралегкий композитный каркас солнечных батарей на международной выставке Space Tech Expo Europe-2019
19 ноября 2019

Композитная конструкция Обнинского научно-производственного предприятия «Технология» им. А. Г. Ромашина, экспонирующаяся на Space Tech Expo Europe-2019, позволяет повысить эффективность эксплуатации космической техники и обеспечить стабильную работу исследовательского оборудования.

Максимальный удельный вес каркаса, служащего основой для солнечных батарей, составляет около 400 гр/м2, а вес конструкции с фотоэлементами — менее 1,3 кг/м2. Это один из лучших показателей в мире. Благодаря таким характеристикам эффективность эксплуатации космической техники способна вырасти на 30%. Кроме того, высокая жесткость конструкции позволяет минимизировать возникающие механические колебания космического аппарата и обеспечить стабильное функционирование оборудования. Это, прежде всего, важно для работы оптических приборов, которые ведут наблюдение и фиксацию уникальных данных.  

«Поскольку весовые характеристики комплектующих влияют на жизнедеятельность космических аппаратов, при их создании идет борьба за каждый килограмм. Достигнутые нашими специалистами результаты позволяют в разы повысить эффективность техники. На выставке Space Tech Expo Europe-2019 мы представляем уже четвертое поколение композитных каркасов для солнечных батарей. В настоящее время предприятие ведет работу над созданием новых, еще более легких изделий. Применение таких конструкций возможно не только в космической отрасли. Аналогичную продукцию мы готовы поставлять заказчикам, работающим в сфере солнечной энергетики», — отметил генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин.

Высокий результат в решении задачи создания ультралегкого каркаса солнечных батарей достигнут благодаря разработанной в партнерстве с НПП «ТАИС» технологии производства изделия и применению новейших композиционных материалов, причем, отечественного производства. Одним из немаловажных показателей является экономическая эффективность данной продукции, стоимость которой в несколько раз ниже стоимости существующих аналогов.

ОНПП «Технология» - ведущий разработчик и производитель наукоемких изделий из полимерных композиционных материалов для космической отрасли. Предприятие ежегодно выпускает около 150 каркасов солнечных батарей для нужд космической промышленности, а в целом занимает треть российского рынка композитов, входя в пятерку ведущих предприятий отрасли в мире.

Международная выставка Space Tech Expo Europe — крупнейшая выставочная и дискуссионная площадка для предприятий и организаций Европы, специализирующихся на разработке и производстве продукции для космической отрасли. Мероприятие проходит в Бремене (Германия) с 19 по 21 ноября.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://vrntimes.ru/articles/iz-pervyh-ruk/kompozitnyy-klaster-poyavitsya-v-voronezhe-k-2022-godu
ЦитироватьКомпозитный кластер появится в Воронеже к 2022 году
Первый корпус для космического корабля «Арго» будет построен к 2023 году

Бизнесмен и депутат Воронежской областной думы Андрей Благов намерен запустить производство композитных  конструкций и корпусов для авиационной и космической отраслей в 2022 году. Таким образом, будет создан целый кластер композитных материалов на территории региона. В него войдут «Аэрокосмические композитные технологии» (АКТ) вместе со строящимся сейчас заводом диэлектриков «ИК Масловский» (торговая марка «Ламплекс Композит»), пишет «Коммерсант-Черноземье».

Ожидается, что завод композитных материалов АКТ изготовит в течение десяти лет, начиная с 2023 года, 11 корпусов многоразового грузового космического корабля «Арго» – совместного проекта «Роскосмоса» и частной компании МТКС, зарегистрированной в городе Королеве Московской области. Работа над проектом «Арго» стартовала в 2019 году. В случае его успешной реализации, этот грузовой корабль многоразового использования станет первым российским космическим аппаратом такого типа. Эксперты весьма высоко оценивают перспективы этого проекта с нетипично высокой для отечественной космической отрасли долей частных инвестиций.

МТКС также является соучредителем  ООО АКТ – юрлица завода композитных деталей. Доля подмосковной компании в уставном капитале предприятия составляет 24%, а 51% ООО принадлежит воронежской компании «ИК Масловский». Третьим участником совместного предприятия является немецкая Aerospace Composites GmbH, которая поставит технологическое оборудование. Объем инвестиций в предприятие составит более 1,3 млрд рублей.

Помимо работы в рамках проекта «Арго», завод АКТ будет выпускать и другую композитную продукцию на основе углеволокна для авиакосмической отрасли и прочих сегментов машиностроения: сопла ракетных двигателей, композитные конструкции для машин малой авиации.

Напомним, ранее сообщалось, что общий объем инвестиций в композитный кластер под Воронежем превысит 5 млрд рублей. Помимо завода композитных деталей АКТ в состав кластера войдет «ИК Масловский» (торговая марка «Ламплекс Композит») – инновационное предприятие по выпуску фольгированных диэлектриков, технических ламинатов и препрегов на высокотехнологичном европейском оборудовании последнего поколения. В июле текущего года предприятие стало первым резидентом ОЭЗ ППТ «Центр», на территории которой в настоящее время достраивается первая очередь завода. Пусконаладочные работы по этому этапу начнутся в первом квартале 2020 года. ООО АКТ также планирует подать заявку на получение статуса резидента ОЭЗ «Центр».

По мнению руководства композитного кластера, воронежское производство позволит решить стратегические задачи в авиационной, космической, медицинской, автомобильной и других отраслях промышленности РФ, связанные с защитой от возможного санкционного давления. По словам генерального директора предприятий «Ламплекс композит» и АКТ Вячеслава Курсакова, в перспективе Воронеж станет инновационной площадкой для развития отрасли композитных материалов, которая совместит производственную базу с научно-техническим и образовательным направлениями. В Воронежском государственном техническом университете будет создана кафедра композитных материалов, и студенты, обучающиеся на кафедре, смогут проходить практику на предприятиях кластера, применяя там полученные знания. Сотрудники же предприятий аэрокосмического кластера будут преподавать на новой кафедре ВГТУ.

Автор: Станислав Лихачев
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

Две новости, которые "связываются":

https://tass.ru/kosmos/7793589
ЦитироватьВ России разрабатывают метод защиты космических аппаратов от повреждений при запуске
САМАРА, 19 февраля. /ТАСС/. Исследователи Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева работают над созданием системы защиты космических аппаратов от повреждающего воздействия акустической энергии при запуске ракет-носителей. Решение позволит увеличить объем и вес выводимой на орбиту полезной нагрузки, сообщила в среду пресс-служба университета.
Акустическая энергия выделяется при запуске и во время полета ракеты-носителя. Она создает мощное звуковое давление около 160 децибел не только на саму ракету, но и на ее полезную нагрузку. Шум воздействуют на чувствительные детали и узлы бортовой и научной аппаратуры спутников и может вызвать поломки. Функцию защиты от разрушающих вибраций выполняет звукопоглощающие материалы, которыми покрываются головные обтекатели ракет-носителей. Авторы работы предлагают новый метод расположения этих элементов, который с помощью математических расчетов и компьютерного моделирования позволит сократить объем необходимого материала и увеличить полезную нагрузку аппарата.
"Сейчас подобными материалами покрывают полностью всю внутреннюю поверхность блока, где размещается спутник. Это увеличивает общий вес и уменьшает свободное пространство. Мы предлагаем метод, который даст возможность наиболее оптимально разместить звукопоглощающий материал внутри блока, сведя к минимуму количество используемого материала и занимаемый им объем. Это позволит увеличить полезный объем и полезную нагрузку ракеты-носителя, а это значит, что на орбиту можно будет выводить космические аппараты большего размера и веса", - приводит пресс-служба университета слова руководителя проекта, доцента кафедры автоматических систем энергетических установок Артура Сафина.
Ученые разрабатывают математическую модель, которая станет основой компьютерной программы для моделирования вариантов обшивки обтекателей ракет-носителей. С ее помощью можно будет точно рассчитать оптимальные параметры размещения звукопоглощающего материала для разных спутников без дорогостоящих испытаний.
"Разработка, которая поможет увеличить объем и вес выводимой на орбиту полезной нагрузки, финансируется за счет средств гранта президента РФ, который выдан на проведение исследовательских работ в 2020-2021 годах", - говорится в сообщении.

https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=527614&lang=RU
ЦитироватьВ России создали инновационный пенопласт для космоса и авиации - Ростех
       Москва. 21 февраля. ИНТЕРФАКС - Госкорпорация "Ростех" сообщила о создании российского нового инновационного полимера, который позволит заменить импортные образцы в космической отрасли и судостроении.
      "Холдинг АО "РТ-Химкомпозит" успешно завершил промышленную апробацию инновационного конструкционного полимера, не имеющего российских аналогов. Новинка готова к промышленному производству, ее потенциальные потребители - предприятия космической и радиоэлектронной отрасли, авиа- и судостроения, где отечественная разработка сможет заменить импортные образцы", - сообщили в пресс-службе Ростеха в пятницу.
       Там сообщили, что листовой конструкционный пенопласт, выпускаемый под маркой "Акримид", обладает рекордной теплостойкостью и устойчив к химическим воздействиям.
      "Материал применяется в качестве легкого заполнителя при изготовлении многослойных деталей из стеклопластика и углепластика, внутренней обшивки космических летательных аппаратов, самолетов, обтекателей двигателей, корпусной части малой авиации и беспилотной техники и др. Материал используется также при производстве композитных корпусов и палубных элементов кораблей и катеров, корпусных конструкций радиолокационного оборудования", - заявили в Ростехе
       По данным исполнительного директора Ростеха Олега Евтушенко, чьи слова привели в пресс-службе, материал уже прошел на многих предприятиях: КРЭТ, ОАК, "Высокоточные комплексы", "Росэлектроника", Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", Госкорпорация "Роскосмос". Производство материала организовано на базе "НИИ полимеров" - предприятие входит в состав дочернего холдинга Госкорпорации Ростех "РТ-Химкомпозит".

zandr

ЦитироватьЗавод XXI века
Производство «ИСС» – сплав передовых технологий и оборудования для создания космической техники.
Спойлер
Восхищение, гордость, изумление... Такими словами можно описать чув­ства человека, впервые попавшего в новые производственные цеха желез­ногорской спутникостроительной фирмы. Да и не только новички, но и люди, отра­ботавшие на предприятии не один деся­ток лет, бывают поражены масштабами произошедших на их глазах изменений.
Двадцать лет. Столько потребовалось решетнёвцам, чтобы кардинально изменить подходы и принципы создания космических аппаратов. Делать спутники не так, как делали 40 лет до этого. Пере­смотреть систему качества, перестроиться на международные стандарты в разра­ботке, производстве и испытаниях косми­ческой техники.
Негерметичные спутниковые плат­формы разной размерности – современ­ный, востребованный рынком продукт компании «ИСС». Именно они пришли на смену гермоконтейнерам, которые служи­ли основой для всех российских космических аппаратов, производившихся в со­ветскую эпоху. Создание негерметичных спутников, а также разработка перспек­тивного для предприятия направления по­лезных нагрузок повлекли за собой разви­тие иных, более совершенных технологий, организацию новых рабочих мест.
Год за годом в компании «ИСС» выстраивалась новая система производства, которая стала лучшей в отрасли. От деталей и сборочных единиц до многометровых трансформируемых конструкций спутников – вся эта высокотехнологич­ная продукция производится и проходит полный цикл наземной экспери­ментальной отработки непосредственно на предприятии. Локализация производ­ственной базы и всех видов испытаний космической техники (от механических до высокочастотных) на территории завода-изготовителя – огромное конку­рентное преимущество компании «ИСС». И предприятие его многократно усиливает, строя новые рабочие места по сбор­ке и испытаниям космических аппаратов в монтажно-испытательном корпусе, где будет сформирован замкнутый цикл их производства.
Большую часть территории «ИСС» занимают цеха заготовительного, механосборочного, приборного, гальванохими­ческого, антенного и сборочного производств компании, загрузка которых составляет более 100%. Парк технологического оборудования компании включает свыше 1900 единиц, из них более 600 – это металлообрабатывающие станки. Причём больше половины оборудова­ния эксплуатируется не более 10-15 лет. В их числе пятиосевые координатно-расточные, зубообрабатывающие, высоко­точные станки и многие другие. А также сварочное оборудование, позволяющее проводить соединение деталей в разных режимах и различными способами – аргонодуговой, точечной, сваркой трением и так далее. Для контроля геометри­ческой точности и качества изделий при­меняются трёхосевые координатно-изме­рительные машины и лазерные системы, позволяющие проводить бесконтактные высокоточные измерения объектов.
Всё это высокоточное интеллек­туальное оборудование приобретается с одной целью – обеспечить высокие технические характеристики создавае­мой космической техники. Повысить её функциональные возможности и надёж­ность. Средства на эти цели выделяются в рамках государственных космических программ и инструментов поддержки высокотехнологичных производств, а так­же из собственных средств компании.
Благодаря комплексу мер, своевре­менно предпринятых администрацией «ИСС», компания достигла конкурентных позиций по ряду направлений создания космических аппаратов и выпускает про­дукцию на уровне мировых стандартов качества.
[свернуть]
В направлении создания негерме­тичных спутников одним из первых достижений стало освоение производства облегчённых сотовых панелей. Его мощ­ность сегодня составляет около 400 квадратных метров сотопанелей в год.
Ещё одно безусловное достиже­ние железногорского предприятия – это разработки на основе полимерных ком­позиционных материалов, из которых производится до 80% силовых конструк­ций современных спутников. Изделия из угле- и стеклопластиков выпускаются на участке цеха корпусных узлов космических аппаратов компании «ИСС». Диапа­зон его продукции очень широк – это и элементы крупногабаритных трансфор­мируемых рефлекторов и каркасы сол­нечных батарей, силовые трубы каркасов спутников и элементы антенно-фидерных устройств. Специалисты участка владеют технологиями изготовления препрегов на основе угле-, стекло- и органонаполните­лей, нарезки заготовок препрега, ручной выкладки и автоматизированной намот­ки. Здесь же производится формование, прессование и испытания полученных образцов. Уровень освоенных технологий позволяет предприятию изготавливать изделия из композитов и для внешнего рынка. Так, например, компания «ИСС» единственная в России вла­деет технологией изготовления углепластиковых рефлекторов с контурной диаграм­мой направленности, позво­ляющих передавать сигнал со спутника на строго опре­делённую территорию на Земле. Также в «ИСС» идёт отработка конструкторских решений в рамках проекта создания адаптивной многолучевой антенны на базе активной фазированной ре­шётки с цифровой обработ­кой сигналов.
Мощными темпами раз­вивается производство круп­ногабаритных трансформи­руемых конструкций, таких как солнечные батареи и сетчатые рефлекторы антенн диаметром от 5 до 48 метров.
Спойлер
Новые рабочие места их сборки и испытаний соз­даются в корпусе 1Г на АФУ, который почти на 70% будет состоять из чистых производ­ственных зон. Он объединит весь комплекс работ по созданию крупногабаритных рефлекторов антенн диаметром от 4 до 12 метров, трансформируемых механических систем и антенно-фидер­ных устройств.
В рамках развития направления полезных нагрузок в Решетнёвской фирме начато изготовление пассивных ВЧ-приборов для перспективных спутни­ков, а также локализовано производство волноводов с перспективой их поставки внешним организациям, в том числе ино­странным.
Наряду с названными выше направ­лениями на предприятии активно разви­вается приборное производство. В конце 2019 года после реконструкции введён в эксплуатацию корпус 29, в котором создан участок по выпуску серийных приборов морской тематики. Освоено производство малошумящих усилителей приёмных сигналов разных частот для спутников собственной разработки. При­борные цеха оснащены оборудованием для изготовления трёхмерной бортовой кабельной сети, печатных плат пятого класса, поверхностного монтажа элемен­тов. Компетенции, которыми владеют их специалисты, позволяют выпускать про­дукцию любого назначения: от космического до наземного.
Техперевооружение и цифровиза­ция – главные спутники развития про­изводства железногорской спутникостроительной фирмы. Все изменения, проводимые на предприятии, нацелены на сохранение качества космической техники, а также устранение неоправ­данных потерь в процессе производства. Всё это повышает конкурентные преимущества продукции компании и спо­собствует её успеху на международном космическом рынке.
[свернуть]

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=DX0nON_WSQk
Цитировать2020.03.04 Компания «ИСС» и казанский вуз создали бесприводный шарнир          
                          Телеканал РАЗВИТИЕ
https://www.youtube.com/watch?v=DX0nON_WSQk2:04
Опубликовано: 4 мар. 2020 г.
Железногорские спутникостроители совместно с учёными из Казани создали необычный механизм. Специалисты назвали его бесприводным шарниром. При очень малом весе он обладает высокой надёжностью и может раскрывать большие складные конструкции космических аппаратов многократно, без потери своих первоначальных свойств.

Serge V Iz

Интересно, а сколько там угловых секунд или каких-то других "знаков после десятичной запятой" остаточных деформаций после такого сгибания )

zandr

http://russian.news.cn/2020-05/11/c_139048014.htm
ЦитироватьВ Китае создали новые нановолокнистые материалы для автомобилестроения и аэрокосмической техники
2020-05-11 19:08:41丨Russian.News.Cn
Пекин, 11 мая /Синьхуа/ -- Китайские исследователи разработали новый тип биомиметических конструкционных материалов на основе целлюлозных нановолокон, которые найдут применение в автомобилестроении и аэрокосмической технике. Об этом сообщили в Китайском научно-технологическом университете /КНТУ/.
По сравнению с традиционными сплавами, керамикой или конструкционными пластмассами, новинка оказалась более легкой, твердой и прочной.
Прочные конструкционные материалы, обладающие легким весом, формоустойчивостью при высоких температурах, а также превосходными механическими свойствами, крайне важны для технического применения, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances.
Исследователи из КНТУ в статье представили метод переработки целлюлозных нановолокон в названые материалы.
В ходе испытаний на сверхвысокоскоростное воздействие полученные материалы поглощали энергию воздействия и преобразовывали ее в тепло, демонстрируя более высокую ударную вязкость, чем авиационный алюминиевый сплав. При этом коэффициент теплового расширения новой разработки составляет менее пяти десятитысячных в условиях изменения температур в пределах ста градусов по Цельсию, говорится в статье.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=XLYEu1bTAtU
Цитата: undefinedhttps://www.youtube.com/watch?v=XLYEu1bTAtU 4:00
2020.06.19 Сибирские спутникостроители расширяют диапазон применяемых материалов

Телеканал РАЗВИТИЕ
Разработка конструкций космических аппаратов всегда сопряжена с поиском и внедрением новых материалов. Ведь материалы – это основа любых технических решений. А в случае с космической техникой к ним предъявляются особые требования.
Не так давно специалисты компании «ИСС» имени академика Решетнёва» освоили производство сотового заполнителя. Это один из основных материалов, используемых в спутникостроении. Он применяется в составе панелей, из которых делаются корпуса космических аппаратов.