Композиты

Автор Salo, 05.03.2011 01:06:36

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

04.07.2020 09:49:33 #220 Последнее редактирование: 06.07.2020 22:12:25 от zandr
https://www.youtube.com/watch?v=eGHpAXHigHEБегущая строка:
ЦитатаВ компании "ИСС" изготовлен адаптер - устройство отделения - для телекоммуникационного спутника "Экспресс-АМУ7". Адаптер представляет собой ферменную конструкцию, которая при собственной массе 50 кг выдерживает космический аппарат массой порядка двух тонн. Адаптер изготовлен из полимерных композитов, применение которых позволяет обеспечить высокую прочность и жесткость конструкции, соединяющей спутник с ракетой-носителем.

zandr

https://rossaprimavera.ru/news/9f47ea18
ЦитатаВ России внедрят новые полимеры для космоса и откажутся от импортных
Разработку в России новых полимеров, позволяющих отказаться от импортных аналогов в космической отрасли, анонсировала 16 декабря пресс-служба госкорпорации «Ростех».
Сообщается, что до настоящего времени для производства космических аппаратов в России использовались композитные материалы импортного производства. Отечественных аналогов с необходимыми функциональными параметрами не существовало.
Сотрудниками холдинга «Росэлектроника» (входит в Ростех) впервые создана технологическая цепочка по производству полимеров с нужными характеристиками в промышленных масштабах.
Уточняется, что новые композиты имеют в качестве основы бензоциклобутен. Новый материал будет использован для производства межслойной изоляции в высокоплотных электронных модулях в качестве диэлектриков.
Применение новой разработки российских инженеров позволит исключить импортные композиты из производства космических аппаратов. Также новый материал будет применяться в микроэлектронике военного назначения.
Данное научно-инженерное изыскание проводится по заказу Минпромторга РФ, завершение разработки запланировано на конец 2022 года.

/Иван/

Цитата: zandr от 21.02.2020 20:09:17
Цитата: Москва. 21 февраля. ИНТЕРФАКС https://www.militarynews.ru/story.asp?nid=527614В России создали инновационный пенопласт для космоса и авиации - Ростех

листовой конструкционный пенопласт, выпускаемый под маркой "Акримид", обладает рекордной теплостойкостью и устойчив к химическим воздействиям

Цитата: МОСКВА, 13 мая 2021. /ТАСС/ https://tass.ru/armiya-i-opk/11360953Ростех начал выпуск новейшего отечественного материала для космических кораблей
Инновационный пенопласт "Акримид" применяется при производстве космической, авиационной и сухопутной техники, уточнили в госкорпорации

Инновационный пенопласт "Акримид", применяемый при производстве космической, авиационной и сухопутной техники, начали серийно производить в России. Он заменил импортные материалы, сообщили ТАСС в пресс-службе госкорпорации "Ростех".

"Объем выпуска в настоящее время достиг порядка одной тонны в квартал. Материал поставляется для 35 отечественных предприятий приборостроения, машиностроения, авиационной, космической отраслей", - сказали в госкорпорации.

 Читать далее:
Инновационный пенопласт разработан и серийно производится в НИИ полимеров (входит в холдинг в отрасли химической промышленности госкорпорации "Ростех", головная организация холдинга - ОНПП "Технология" им. А. Г. Ромашина).

Листовой конструкционный пенопласт, выпускаемый под маркой "Акримид", обладает высокой теплостойкостью и прочностными параметрами, а также устойчив к химическим воздействиям. Материал применяется в качестве легкого заполнителя при изготовлении многослойных деталей из стеклопластика и углепластика, внутренней обшивки и силовых элементов самолетов, вертолетов, обтекателей двигателей, корпусных элементов беспилотной техники. Материал может найти применение в конструкции корпусных и палубных элементов кораблестроения, в конструкциях радиолокационного оборудования, а также в изделиях и конструкциях техники ОПК.

Материал используется в изделиях Роскосмоса, ОСК, Объединенной авиастроительной корпорации, КРЭТ, "Высокоточных комплексов", "Росэлектроники" и КТРВ.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-520.pdf
ЦитатаБудущее, которое мы создаём
На торжественном собрании к 62-й годовщине со дня основания «ИСС» выступил генеральный директор предприятия Николай Тестоедов с докладом о перспективах и задачах, которые стоят перед нашим предприятием.
 Скрытый текст:
«Хочу поговорить с вами о будущем. Напомню, что будущее это не то место, куда мы идём. А то, что мы с вами создаём. Поэтому мы с вами будем говорить о будущем, которое мы создаём сами.
Когда мы говорим о новых спутниках, в первую очередь, все видят антенны. Это наиболее узнаваемый элемент каждого аппарата. Во многом ключевые технологии нашего предприятия касаются этих устройств. Прецизионные, размеростабильные, крупногабаритные, высокоточные... Мы безусловные лидеры в стране по разработке и производству антенн. То, что мы выиграли конкурс на выполнение опытно-конструкторской работы по созданию крупногабаритной антенны, базировалось на том, что мы по заказу Роскосмоса уже реализовали ОКР «Рефлектор» и ОКР «Нить». И сейчас мы будем золотить вольфрамовые нити толщиной 15 микрон. Это тоже одна из ключевых технологий, и кроме нас этого никто в стране уже не сделает.
Солнечные батареи не похожи на антенны, но объединяет их слово «крупногабаритные». На платформе «Экспресс-2000» площадь солнечных батарей на двух крыльях - 88 кв. м. И не случайно наши солнечные батареи находятся на научных космических аппаратах «Радиоастрон», «Спектр-РГ», которые фактически дали новые данные о Вселенной. И спутник «Электро-Л» также летает с нашими солнечными батареями.
Яркий пример нашего развития - это волноводное производство. Я уже неоднократно приводил пример, что у фирмы Thales Alenia Space, наших западных партнёров, нет волноводного производства. А на спутниках типа «Экспресс-2000» - таких элементов полторы тысячи, и все оригинальной конструкции. Те, кто помнит волноводы прошлого, - это не был волновод, а совокупность фланцев и болтов. Сегодня волноводы сварные, с гибкими секциями, с облегчённой конструкцией, любой конфигурации - это наше достижение. И ещё раз говорю, это ключевая технология.
Композиты... 30-40 лет назад Константин Геннадьевич Смирнов-Васильев написал статью для газеты, называлась она «Век композитов». О том, что все конструкции будут из композиционных материалов. «Ну, вы даёте», - сказали ему те, кто не понимает. Мы же начали считать время. Сегодня 80 процентов несущей конструкции спутника - это высокомодульные композиты. Начиная от опорных адаптеров, опорных конструкций, включая развёрнутые штыри, сотовые наполнители и т. д.
 Скрытый текст:
Неожиданный разворот, неожиданное будущее - это система «Марафон» для услуг интернета вещей. Мы их будем делать через три года, 264 спутника за два года. Один аппарат в три дня. Сегодня быстрее всех мы собираем спутники «Глонасс» - это восемь месяцев. Остальные - 14-20 месяцев. А здесь три дня. Всё получается. Это не технология, это психология. Нам надо отказаться от нескольких «священных коров». Первая - «каждый спутник пройти полный цикл испытаний». Будем испытывать один из ста или, может быть, из десяти. Вторая - «на каждом спутнике должна быть высоконадёжная элементная база space». Нет, будет обычная индустриальная база. Идея заложена в живучести и работе системы, а не аппарата. Если мы запустим 264, и 20 из них откажут, это не отразится на группировке. Именно так и работают любые многоспутниковые системы.
Это наше будущее. Я надеюсь, что те, кто придут после нас, будут строить новые спутники, о которых мы даже сегодня не догадываемся».

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2021/newspaper-520.pdf
ЦитатаСтержень спутника
Силовая конструкция корпуса - важнейший элемент любого космического аппарата.
В спутнике есть элементы не просто важные, а стратегические. Те, которые должны быть априори. Конструкторы Решетнёвской фирмы шутят: человеку необходим скелет, а космическому аппарату - силовая конструкция корпуса.
ОСОБЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Как говорят инженеры-спутникостроители, космические аппараты нового поколения буквально нашпигованы уникальными конструктивными элементами, бортовыми системами и другим оборудованием, жизненно необходимым для работы на орбите. Однако именно у силовой конструкции корпуса особое положение в «табеле о рангах». Некоторые сравнивают изделие с материнской платой компьютера, где размещаются слоты и разъёмы для подключения основных комплектующих ПК. Сравнение грубое, но позволяющее понять принципиальные вещи.
На силовую конструкцию корпуса спутника тоже «навешивают» всё самое важное: термостатируемые панели полезной нагрузки и служебных систем, антенны, ключевые элементы космического аппарата... Изделие используется и для крепления поворотного механизма солнечной батареи, баков, системы отделения и стыковки с попутным аппаратом при парном запуске.
Станислав Авкельгин, начальник группы разработки углепластиковых силовых конструкций, знает «скелеты» спутников как свои пять пальцев. В производственном цехе он демонстрирует сразу несколько силовых конструкций, напоминающих исполинские сетчатые трубы, и приводит показательный пример: высота изделия свыше трёх метров, а масса всего лишь чуть больше 50 кг.
КРЕПКИЙ ОРЕШЕК
Для спутника силовая конструкция корпуса - краеугольный камень, без которого сложно представить современный космический аппарат негерметичного исполнения. Уникальное изделие способно справиться с целой гаммой запредельных нагрузок. Во время испытаний решетнёвцы фиксируют потрясающий запас прочности, который так необходим во время транспортировки аппарата, старта внутри головной части ракеты- носителя и работы в экстремальных космических температурах.
«Эта силовая конструкция является стержнем космического аппарата, на котором держится всё. Поэтому изделие должно быть прочным, жёстким и лёгким, - рассказывает Станислав Авкельгин. - Запас прочности особо важен. Могу сказать, что некоторые конструкции способны выдержать нагрузку до 122 тонн при собственной массе чуть более 60 кг. Одни изделия имеют только спиральные и кольцевые рёбра, в других добавлены вертикальные, у третьих - двойные спиральные, кольцевые и вертикальные рёбра. Также конструкции отличаются толщиной рёбер, углом наклона, их количеством. Конструктивные особенности выбираются в зависимости от характера нагрузок конкретного спутника. Силовая конструкция должна справиться с этими воздействиями, имея при этом минимальную массу».
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД
Коллектив конструкторов в действии - это не только скрупулезное следование проекту, но и творческий полёт инженерной мысли. Решетнёвцы постоянно повышают надёжность и технологичность изделий, пытливо ищут компромиссы. Ведь главное - правильный баланс основных параметров. Только так можно эффективно снизить массу спутника. А значит - отправить на орбиту больше полезной нагрузки или одновременно несколько космических аппаратов.
Как подчёркивают инженеры «ИСС», силовая конструкция корпуса спутника создаётся из сверхлёгких композитов. Идеальный вариант для авиационной и ракетнокосмической техники. Полимерные композитные материалы, например, углепластик, позволяют снизить массу конструкции в среднем на 15-30 процентов по сравнению с изделиями из металла. А ещё это устойчивость к космическим температурам, превосходство над алюминиевыми сплавами по удельной жёсткости в 2-3 раза, а по удельной прочности - в 5-6 раз.
Создаётся такой мощный «скелет» спутника силами двух предприятий. В «ИСС» и подмосковном «Центре перспективных разработок». На протяжении всего процесса специалисты двух предприятий находятся в тесном контакте. Конструкторы Решетнёвской фирмы не только задают требования к силовой конструкции, но и совместно с москвичами подбирают параметры, обеспечивая необходимую прочность и жёсткость, досконально контролируя весь процесс.
«Каждый новый спутник начинается с разработки силовой конструкции - если ранее разработанные не подходят, - говорит Станислав Авкельгин. - Выдаётся техническое задание, в котором формируются все необходимые требования, такие как максимальные нагрузки, габаритные размеры, масса, интерфейс под замки устройства отделения, диапазон температур... Каждая силовая конструкция по-своему уникальна, поэтому немаловажно получить охранный документ для защиты интеллектуальной собственности предприятия. Эти и другие решения по созданию силовых конструкций официально включены в каталог изобретений «ИСС».
КОСМИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
Сценарий производственного процесса отшлифован до мелочей. Проектный отдел создаёт эскиз, формирует облик аппарата, а затем вступают в действие конструкторы. По их словам, порой достаточно изменить или модернизировать прежнюю конструкцию, не создавая изделие с нуля. Оперативность и эффективность - не просто громкие слова, а реальные приоритеты, которые позволяют сократить сроки изготовления спутника.
«Главное - добросовестно относиться к делу, не бояться технически выражать свои мысли. Это всё приходит с опытом, - отмечает Станислав Авкельгин. - Молодые специалисты в процессе обучения наблюдают производственный процесс и довольно быстро вникают в суть дела. Программное обеспечение позволяет им детально рассмотреть конструкцию ещё до начала её изготовления. При работе с изделиями необходима особая осторожность. Дело в том, что они изготовлены из уникального материала - специальных углепластиковых нитей, пропитанных смолой. Повреждение лишь одного ребра - это снижение прочностных характеристик всей конструкции или безвозвратная утрата сверхдорогого изделия. Поэтому следует отслеживать комплекс задач, вплоть до диаметра и толщины рёбер, которые могут повлиять на обработку элементов крепления, устанавливаемых на силовую конструкцию. К разработке элементов крепления нужно подходить не только с точки зрения прочности, немаловажен и эстетический вид. В приоритете - низкая масса конструкции, поэтому стремимся к идеальному варианту. Творческий подход: убрал всё лишнее, тем самым сэкономил массу и сохранил прочность изделия».
Как признаётся Станислав, с началом работы над новым космическим аппаратом всегда рождаются новые идеи и конструкторские решения. Это как захватывающее профессиональное приключение, в котором главное - оперативно и грамотно обойти все подводные камни и не свернуть с пути.
Вам недоступны вложения в этом разделе.
Изогридные конструкции применяются в производстве спутников разной массы. На фото - тяжёлый аппарат «Экспресс-АМ5»

Хунвэйбин

Цитата: zandr от 20.06.2021 01:05:29В «ИСС» и подмосковном «Центре перспективных разработок».
Центров таких десятки. В статье речь о Хотьковском?



На кой ляд Экспрессу эта раскладушка?

/Иван/

Цитата: ЦАГИ / https://tsagi.ru/pressroom/news/5452/#ЦАГИ коммерциализировал инновационную разработку дочерней компании «Солютерм» по неразрушающему контролю



Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») и якорный резидент Технопарка ЦАГИ ООО «Научно-инженерная компания» (ООО «НИК») подписали договор купли-продажи доли компании «Солютерм».

Подписание договора стало логическим продолжением сотрудничества в рамках партнерского соглашения между ФГУП «ЦАГИ» и ООО «НИК» по развитию компании «Солютерм», которое состоялось на площадке XV Международного авиационно-космического салона МАКС-2021. Для института это первый опыт коммерциализации, созданной с нуля инновационной технологии через продажу доли дочерней компании стратегическому партнеру.

«Уверен, подписание договора станет знаковым моментом в истории компании и позволит нам консолидировать усилия по ее развитию, а также внедрению разработок. ,,Солютерм" -- яркий и вдохновляющий пример, когда молодой перспективный стартап превращается в полноценную компанию, которую можно с уверенностью назвать значимым игроком рынка инновационных продуктов и решений. Востребованность ее разработок подтверждается, в частности, тем, что они широко применяются в ЦАГИ при выполнении научно-исследовательских работ», -- отметил генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.

Руководитель управления инновационной инфраструктуры и технологий ФГУП «ЦАГИ» Дмитрий Чернышев, комментируя подписание, подчеркнул: «Не часто приходится слышать о таких сделках в высокотехнологичных отраслях. Поэтому нам особенно приятно, что инновационная площадка ЦАГИ, на которой созданы благоприятные условия для развития инновационных проектов и тесной кооперации резидентов, приносит такие ощутимые результаты. Обе компании -- ,,НИК" и ,,Солютерм" -- развиваются в нашем Технопарке, где, кроме современных оборудованных помещений, они, как и все резиденты, получают профессиональную консультационную поддержку, в частности, по структурированию и сопровождению M&A сделок. Уверены, что можно ожидать впечатляющего эффекта для обеих компаний и, конечно, для ЦАГИ».

История компании «Солютерм» началась в 2014 году, когда ФГУП «ЦАГИ» и Airbus Group Innovations подписали соглашение об ее учреждении с целью создания технологий неразрушающего контроля. В дальнейшем компания стала дочерним предприятием института и резидентом Технопарка ЦАГИ. Также она является участником Инновационного центра «Сколково». Ключевое достижение ООО «Солютерм» -- проект по разработке нового программного комплекса для проведения неразрушающего контроля композитных конструкций методом активной количественной инфракрасной термографии. Практическим результатом этой деятельности стал полноценный инновационный продукт, широко востребованный в высокотехнологичных отраслях -- специализированное программное обеспечение «SOLIRT», позволяющее не только обнаружить наличие повреждений производственного и эксплуатационного характера, но и определить их количественные характеристики, а также спрогнозировать дальнейшее деструктивное влияние на конструкцию в целом. В сравнении с остальными методами неразрушающего контроля, созданный программно-аппаратный комплекс отличается скоростью, надежностью и точностью. Как следствие, его применение обеспечивает высокий уровень контроля для безопасной эксплуатации летательного аппарата из композитных материалов.

Технопарк ЦАГИ был создан в 2018 году ФГУП «ЦАГИ» в тесной кооперации с Министерством инвестиций, промышленности и науки Московской области. В 2019 году Правительством Московской области объекту присвоен статус Технопарка в сфере высоких технологий. В настоящее время он является динамично развивающейся площадкой, на которой ведут свою деятельность более 20 инновационных компаний и работают пять научных лабораторий, в том числе четыре лаборатории ЦАГИ. Миссия Технопарка -- формирование инновационной среды, предоставляющей необходимые ресурсы ученым, инженерам, технологическим предпринимателям и компаниям для реализации своего потенциала, проведения прикладных исследований, коммерциализации и внедрения технологий, создания малых инновационных предприятий с высоким коммерческим потенциалом.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2022/newspaper-546.pdf
ЦитатаТекстильная революция
Получены положительные результаты испытаний нового материала для создания крупногабаритных космических рефлекторов.

Новый материал предполагается использовать при создании трансформируемых рефлекторов зонтичного типа. Антенны с такими рефлекторами применяются нашим предприятием с 1980-х годов на спутниках-ретрансляторах, для которых очень важна высокая мощность сигнала. Обеспечивается она благодаря большому диаметру рефлекторов. При их крупных размерах удалось достичь относительной лёгкости и компактности для размещения в составе ракеты-носителя. И помогла в этом складная конструкция антенн и применение в качестве отражающей поверхности металлического сетеполотна.
Традиционно для сетеполотна используется микропроволока из вольфрама и молибдена. Эти тугоплавкие металлы обладают характеристиками, которые обеспечивают нашим зонтичным рефлекторам высокую прочность при складывании и раскрытии. При том, что толщина микропроволоки, из которой создаётся сетеполотно, меньше человеческого волоса и составляет от 15 до 30 микрон.
Но так же, как ушли в прошлое бытовые лампы накаливания, в которых применяются вольфрам и молибден, сетеполотна для новых космических аппаратов тоже могут поменять свою металлическую основу.
Новая отечественная разработка из металлического композитного материала прошла предварительные проверки в компании «ИСС» сначала в виде образца проволоки. Были получены положительные результаты. Поэтому следующим этапом стало создание опытного образца сетеполотна из этого материала. По техническому заданию нашего предприятия его изготовили специалисты предприятия «Триинвест» при Российском государственном университете имени А. Н. Косыгина.
Полученную металлическую сетку размером метр на метр также подвергли механическим испытаниям. Специалисты отдела материаловедения «ИСС» отмечают, что ячейки сетеполотна стали более стабильными по геометрическим параметрам. Механические характеристики, выявленные в результате испытаний, оказались на уровне сетеполотен из молибдена и вольфрама. При этом новому образцу так же, как и привычным тугоплавким металлам, свойственны высокая электропроводимость и устойчивость к различным химическим и физическим воздействиям. В пользу перспективности применения материала новой разработки говорит и экономический фактор - более низкая стоимость.

/Иван/

Цитата: Университет науки и технологий «МИСиС» / 26 июля 2022 / https://misis.ru/university/news/science/2022-07/8107/В НИТУ «МИСиС» создали новый защитный композит для космоса и авиации

Новый тугоплавкий композит для аэрокосмических применений получили ученые НИТУ «МИСиС». По словам создателей, им удалось одновременно повысить температуру плавления, теплопроводность и окислительную стойкость, а также снизить плотность материала и энергозатраты при производстве. Результаты опубликованы в журнале Ceramics International.



В ракетно-космической технике при прохождении сквозь атмосферу Земли некоторые узлы должны выдерживать интенсивные нагрузки при температурах выше 2000 °С. Для этих деталей, по словам ученых, применяют теплозащитные покрытия из композитных материалов.

Однако в таких условиях необходимо, чтобы материалы также могли противостоять интенсивному окислению. Поэтому наиболее распространенные углерод-углеродные композиты не используют при температуре больше 1600 °С, выше которой окисление становится неконтролируемым -- активное поступление кислорода и образование газообразных продуктов реакции приводит к полному выгоранию покрытия.

Группа учёных лаборатории «Конструкционные керамические материалы» Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» в составе Вероники Суворовой, Андрея Непапушева и Дмитрия Московских разработала новый композиционный материал на основе карбонитрида гафния, устойчивый как к высокой температуре, так и к окислению.

Цитата«Предложенный нами композит обладает не только высокой окислительной стойкостью при температурах выше 2000 °С, но и высокими механическими и теплофизическими свойствами. Добавка карбида кремния повысила окислительную стойкость и снизила плотность почти вдвое без падения механических свойств», -- рассказал руководитель лаборатории Дмитрий Московских.

По его словам, материал может применяться при изготовлении ответственных узлов ракетно-космической и другой перспективной техники. Сегменты конструкций, выполненные из нового композита, обеспечат эффективную теплозащиту в точках полного торможения потока, испытывающих наибольшую тепловую нагрузку, объяснили создатели.

Карбонитрид гафния, как сообщили ученые, синтезировался за счет горения смеси гафния с углеродом в атмосфере азота, а для получения объёмного материала применялось искровое плазменное спекание. По словам ученых, это простой, быстрый и энергоэффективный подход, пригодный для промышленного производства.

Исследование проведено в рамках гранта РНФ № 19-79-10280. На следующем этапе ученые намерены отработать технологию изготовления из нового композита элементов различных конструкций, эксплуатируемых в высокоскоростных газовых потоках.