Баллистика полета "Востока". Точка посадки

Автор hlynin, 11.11.2005 00:26:28

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

Цитата....Куйбышев и Кряж постоянно упоминает в своих дневниках Н. П. Каманин. Часто встречается там и фамилия Мурысева.
Рабочий день 10 марта 1961 года Александр Сергеевич начал с поездки на Кряжский аэродром, где его познакомили с двумя строго засекреченными персонажами. Собачка Чернушка и манекен «Иван Иванович» накануне приземлились в Татарии, были доставлены куйбышевскими поисковиками на Кряж, «переночевали» там в одном из кабинетов и готовились к отправке в Москву.
А 16 марта в Куйбышев прилетели основные герои предстоящего события. В военном санатории «Волга» поселили шесть молодых летчиков. Валерий Быковский, Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Герман Титов должны были на самолетах Ил-14 совершить облет территории штатной посадки «Востока». И конечно, Мурысев не мог не заехать вечером в санаторий, не познакомиться с теми, на кого вот уже несколько лет работала вся область, создавая ракеты и двигатели!
Утром 12 апреля, уходя на работу, Александр Сергеевич сказал жене и дочкам: «Обязательно включите радио и телевизор».
С аэродрома Кряж вылетели поисковые группы, а затем самолет-салон Ил-14. Во второй половине дня первого космонавта доставили на заводской аэродром. Его встречали прилетевшие с Байконура товарищи по отряду, Н. П. Каманин, местные руководители. На мурысевском служебном ЗИСе Юрия Алексеевича отвезли в загородную резиденцию обкома КПСС (так называемые обкомовские дачи), где его ждали московские медики.
На следующее утро, после доклада членам Государственной комиссии, Юрий Алексеевич поставил свои автографы на свежем выпуске областной газеты «Волжская коммуна», а руководители куйбышевских предприятий вручили ему самые первые в биографии космонавта номер один памятные подарки.
«Российский космос» № 10, 2010.
 http://tvroscosmos.ru/frm/zhurnal/2010/1010_2.php
«От братьев-космонавтов с благодарностью»
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

Цитата...
Южная часть Куйбышевской области тогда была определена как место штатной посадки космического корабля "Восток". При определении места исходили из того, что поблизости должно быть много населенных пунктов, в каждом из которых в то время находились спецгруппы московских медиков. А в местные райбольницы на случай экстренной хирургической помощи даже были завезены запломбированные контейнеры с кровью нужных групп - для космонавта N 1 и его дублера. В пригороде Куйбышева на военном аэродроме "Кряж" тренировались московские врачи-парашютисты, которым предстояло в случае необходимости десантироваться на место приземления.

Под контролем КГБ были сформированы поисковые группы из надежных местных жителей. Утром 12 апреля десятки таких групп, по три человека в каждой, расположились на вершинах холмов в заволжской степи. Все эти поисковые "тройки" получили только одну задачу: внимательно смотреть, не появится ли в небе огромный парашют. Люди прождали несколько часов, но так ничего и не увидели. Откуда этим поисковикам было знать, что "заданным районом" и в то время, и много лет спустя будет именоваться любое фактическое место приземления, как бы далеко от назначенного оно ни находилось?

.....

...Уже в машине Максимов рассказал, что несколько минут назад ему позвонил главный редактор: "Гагарин прилетает в Куйбышев". А тому сообщил об этом "по секрету" его старый друг из командования ВВС.

Дежурный по штабу окружных ВВС опять же по секрету сказал, что командующий неожиданно уехал на аэродром местного авиазавода. Охрана главных ворот аэродрома была непреклонной: "В списках не значитесь". Но Виктор Ляшенко вспомнил, что много раз попадал на этот аэродром, который был "местом подскока" во время учений истребителей местных ПВО, через "задние" ворота, куда обычно проходили топливозаправщики. Там обычно дежурила бабулька - божий одуванчик. Так было и на этот раз. Увидев много больших звезд на погонах Максимова, она спросила только: "Вам куда?". Нашлись: "Туда же".

На аэродроме уже стояли высокие военные и гражданские чины. По оживлению начальства догадались: с минуты на минуту что-то будет. Шоферу сказали, чтоб двигатель не глушил. Когда Ил-14 приземлился и стал уходить к краю летного поля, водитель дал газу и "уазик" военных газетчиков подоспел к самолету вторым. Первой была "Волга" с номерами КГБ.

Виктор ждал, что когда откроется люк, то в его проеме покажется человек в майорском мундире. Но вместо майора в проеме неожиданно появился кто-то в летном комбинезоне и шлемофоне. Ляшенко даже не сразу сообразил, что это и есть Юрий Гагарин. И нажал на спуск своего "Зенита-122" только тогда, когда первый космонавт дошел уже до середины металлического трапа-лесенки. А второй снимок кагэбэшники уже не разрешили сделать.

- Хорошо, хоть пленку тогда не засветили, - довольно улыбается сейчас Виктор Григорьевич. Оказывается, "дядька" космонавтов генерал Каманин дал тогда запрет на съемку еще не переодетого в парадную майорскую форму Юрия Гагарина. И Виктор Ляшенко до сих пор жалеет, что не смог снять его вместе со старшим лейтенантом, который, минуя большезвездных генералов, первым кинулся к Гагарину с радостным воплем: "Юра!" Уже тогда он понял, что этот старший лейтенант-дублер Гагарина, а потому будет вторым. И через несколько месяцев, снимая прилет в Куйбышев уже Германа Титова, убедился в своей правоте.

Не успели Илья Максимов и Виктор Ляшенко вернуться в редакцию, как туда же примчались спецкоры из "Правды", "Известий" и ТАССа. Выхватывая еще не просохшие отпечатки, они мчались на фототелеграф. Назавтра снимок Гагарина на трапе-лесенке Ил-14 с его еще не ставшей знаменитой улыбкой появился в центральных газетах СССР. А под снимком стояло "А. Алексеев. ТАСС".

Виктору поначалу обидно было до слез. Но он понимал, что из соображений секретности его фамилию давать было нельзя. Но гонорар за снимок он все-таки получил. Сто рублей заплатил ТАСС. Это была царская оплата. В то время в своей газете Виктор Григорьевич получал максимум три рубля за снимок, а его оклад был всего 80 рублей. Еще по 25 рублей прислали "Правда", "Известия" и "Красная звезда". А своему региональному фотокорреспонденту руководство ТАСС вручило "за организацию снимка" золотые часы.

Уже через несколько месяцев справедливость все же восторжествовала. Снимок Германа Титова, прилетевшего с места приземления опять же на аэродром Куйбышевского авиазавода, "Здравствуй, Земля!" был тогда опубликован в "Правде" уже за подписью автора.

По сей день Виктор Григорьевич считает главным делом своей жизни тот самый снимок улыбающегося Юрия Гагарина, который помимо газет и журналов вошел потом в книги, энциклопедии, буклеты. И благодарит судьбу за то, что она позволила сделать его вопреки всем жизненным обстоятельствам.

Сразу же после съемки пленку редакционные "секретчики" у Ляшенко отобрали - "до лучших времен". Потом, правда, ее вернули автору, и недавно он передал ее вместе с другими "космическими" пленками музею самарского завода "ЦСКБ - Прогресс", на котором и делался первый "Восток", поднявший в космос Юрия Гагарина.
Человек, который первым снял улыбку Гагарина
http://www.rg.ru/2005/04/01/gagarin.html
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

Цитата....Подполковник медицинской службы и опытный парашютист Виталий Волович руководил группой врачей-спасателей, которые должны были прийти на помощь Юрию Гагарину, если бы во время приземления что-то пошло не так. Суматоха началась с раннего утра 12 апреля. На аэродроме поселка Кряж, что под Куйбышевом, спешно готовили к вылету самолет с  врачами. Но тот завяз в грунте аэродрома по самые шасси. Спасателей погнали в обычный грузовой Ил-14.

К предполагаемому месту посадки подошли в точно назначенное время. Но гагаринский «Восток» приземлился совсем в другом месте. Когда врачи оказались над степью, по которой стелился огромный оранжевый купол корабля, космонавт на вертолете уже летел в город Энгельс, в НИИ ВВС. Обследовать Гагарина после приземления, как это требовалось, не удалось!

Прорывался сквозь толпу возле КП на аэродроме в Энгельсе Волович, размахивая пистолетом. Ринулся на второй этаж, где находился Гагарин.   Обнялись, расцеловались. Гагарин что-то рассказывал окружавшим его людям, рапортовал по телефону в Москву о том, как проходил полет. А Воловичу все никак не удавалось провести обследование.

Сразу после первого обследования. Слева от Гагарина - В. Г. Волович, справа - И. Г. Борисенко, судья Международной авиационной федерации, он регистрировал мировое спортивное достижение Гагарина, и конструктор скафандров А. М. Бахрамов.

Только в спецсамолете, летящем в Куйбышев, врач наконец смог расстегнуть рукав комбинезона Гагарина,   измерить давление. 120 на 75! Пульс - 65! И всего 12 вдохов в минуту!

- Все отлично!  - выдохнул врач.

В Куйбышеве  самолет с Гагариным встречала несметная толпа. Юрий Алексеевич растерянно смотрел на бортовой журнал полета, вертел в руках пистолет в кобуре, побывавший в космосе: что с ними делать? И протянул все Воловичу.

Чуть позже, уже на обкомовской даче, куда увезли Гагарина, к Воловичу подошел незнакомый человек в изрядно помятом костюме и спросил: «А вы что здесь делаете?» - «Я - врач, обследовал Гагарина». - «А-а, ну и как он?» - «Все отлично. Только его пистолет и бортовой журнал не знаю, кому отдать...» - «А вон Быковский идет. Ему и отдайте».

Волович подошел к Быковскому (космонавт первого отряда, в космос полетел пятым): «Валера, а кто это?» - И кивнул на гражданина в мятом костюме. Быковский расхохотался: « Это же Королев!»
http://www.kp.ru/daily/23687.5/51837/
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Liss

Нашел черновик фрагмента текста известной статьи Г.Н.Формина "Почему полеты "Востоков" и "Восходов" были безаварийными" (НК №6 и №7, 2004), поясняющий порядок разделения СА и ПО. Воспроизвожу по рукописи со всеми особенностями орфографии.

ЦитатаВ упомянутом материале по обеим кораблям имеется замечание к процессу разделения. Давайте поближе познакомимся с этим процессом. Спускаемый аппарат (СА) и приборный отсек (ПО) стягиваются четырьмя лентами, которые имеют единый узел крепления на вершине СА и 4 пирозамка на срезе ПО (рис. 1). Пирозамки разрывают механическую связь ПО - СА и имеют ножницы для перерубания высокочастотных кабелей, проходящих по стягивающим лентам в ПО. Электрическая связь аппаратуры, установленной внутри ПО, с аппаратурой внутри СА осуществляется по кабелям, проходящим через гермоплату ПО, по кабель-мачте и через гермоплату СА.

Команда на разделение ПО - СА формируется в ПО и одновременно поступает на коммутационные реле, которые подают напряжение для срабатывания пиропатронов пирозамков-ножниц и пиропатронов отделения гермоплаты.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Так, окончательное подтверждение.

ЦитатаЮг Куйбышевской области -- а именно Пестравский район -- был определен как место штатной посадки первого "Востока".

ЦитатаСамолеты, поисковые группы были сосредоточены в районе Пестравки, где ориентировочно должен был приземлиться Юрий Гагарин.

Полетаева В. Шагнувшие к звездам. -- Самара: ЦСКБ-Прогресс, 2006 -- стр.131, 141

Координаты райцентра Пестравка -- 52.4041°с.ш., 49.9629°в.д. От центра Самары 89 км, от Кряжа 79 км.

Недолет расчетного места посадки -- 300 км ровно.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

Цитата...из желания восстановить куйбышевские дни Юрия Алексеевича Гагарина, а это, как известно, 12-14 апреля, и появилась книга "Шагнувшие к звездам". Ее напечатал "ЦСКБ-Прогресс" в 2006 году, и она успела в Звездный городок к празднованию 45-летия полета Ю.Гагарина. Не за горами уже полувековой юбилей первого пилотируемого полета, и новый вариант книги будет, пожалуй, раза в полтора больше. Ведь в нашем городе не найдешь района, в котором не было бы памятных мест, связанных с космической историей! Кроме всем известной загородной гостиницы обкома партии, что на 1-й просеке, это и санаторий "Волга", в котором останавливались космонавты, и аэродром Смышляев-ка - именно оттуда шесть летчиков, кандидатов на первый полет в космос, вылетели на осмотр предполагаемого места посадки "Востока". Это аэродром Кряж - там находился штаб поисково-спасательных групп, которым руководил командующий ВВС ПриВО К.Т.Цедрик, и именно с Кряжского аэродрома вылетел в г. Энгельс самолет Ил-14, на котором доставили в Куйбышев Ю.А.Гагарина....
http://news.samaratoday.ru/news/142295/
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Liss

ЦитатаТак, окончательное подтверждение.

ЦитатаЮг Куйбышевской области -- а именно Пестравский район -- был определен как место штатной посадки первого "Востока".

ЦитатаСамолеты, поисковые группы были сосредоточены в районе Пестравки, где ориентировочно должен был приземлиться Юрий Гагарин.

Полетаева В. Шагнувшие к звездам. -- Самара: ЦСКБ-Прогресс, 2006 -- стр.131, 141

Координаты райцентра Пестравка -- 52.4041°с.ш., 49.9629°в.д. От центра Самары 89 км, от Кряжа 79 км.

Недолет расчетного места посадки -- 300 км ровно.

Так, все страньше и страньше :-)

Фотокопия (т.е. ошибка исключена!) полетного задания Ю.А.Гагарина, утвержденногого председателем Госкомиссии К.Н.Рудневым, приведена в 1-м томе сборника Роскосмоса на цветной вкладке после стр. 256.

По полетному заданию время старта 9:07 ± 7 мин, полное время полета 1 час 46 мин, дальность полета 1.03 оборота, координаты расчетной точки приземления -- 52.5°с.ш., 47.7°в.д.

Этим координатам соответствует деревня Герасимовка вблизи разъезда Дубовый Гай на линии Сенная -- Сызрань. В Саратовской области, к западу от Волги. Примерно в 150 км к западу от Пестравки, названной в книге В.Полетаевой.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Как все это понимать, я по-прежнему не понимаю :-(

Итак, расчетное место посадки имеет координаты:
52.5°с.ш., 47.7°в.д. -- по полетному заданию, подписанному К.Н.Рудневым;
52.4°с.ш., 49.9°в.д. -- примерные координаты райцентра Пестравка, названного В.Полетаевой со ссылкой на поисковиков

Объективные данные внешнетраекторных измерений, выраженные в двустрочных элементах NORAD на 3-ю ступень от пуска "Востока" и на "Восток-2", позволяют оценить трассу полета корабля, если бы он не сошел с орбиты. Нас интересует пересечение параллели 52.5°с.ш. (различием в 0.1° между Герасимовкой и Пестравкой пренебрегаеам).

Время от старта,  Широта Долгота
чч:мм:сс

01:35:51  52.50  48.50  "Восток-2" (штатное выведение)
01:36:18  52.50  48.59  3-я ступень "Востока-1" (нештатное выведение, высокий апогей)


Итак, без схода с орбиты "Восток" пересек бы параллель 52.5°с.ш. в районе Никольское на восточном берегу Волги напротив Хвалынска, в 60 км восточнее точки Руднева и в 94 км западнее точки Полетаевой.

Сход с орбиты и вход в атмосферу означают, что КА прекращает полет в (условно) инерциальной системе отсчета и начинает испытывать снос к востоку со скоростью вращательного движения Земли (283 м/с для данной широты). Правильно ли я понимаю, что результатом будет уход к востоку относительно условной точки пролета? Надо посмотреть по современным посадкам "Союзов", хотя там разница между широтой района посадки и наклонением орбиты меньше...
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

Цитата....Произошло катапультирование приблизительно около километра, может быть, даже меньше, от берега Волги. Думаю, ветерок сейчас меня потащит туда, буду приводняться в Волгу. Потом отцепляется стабилизирующий, вводится в действие основной парашют. И тут мягко так, я даже ничего не заметил, кресло ушло от меня, вниз пошло. Я стал опускаться на основном парашюте. Ну, на основном парашюте меня опять развернуло к этим городам, к Волге. Смотрю один город большой на том берегу, здесь - поменьше.

Я, когда еще учился в Саратове, знаю -- прыгали мы за этим лесом, много летали. Там железная дорога, мост через железную дорогу и длинная коса в Волгу к этому мосту. Думаю, наверное, Саратов здесь. В общем, я приблизительно опознал.

Затем раскрылся запасной парашют.

Наблюдал за местностью: видел, где приземлился шар - спускаемый аппарат. Белый парашют, шар лежит недалеко от берега Волги. Приземлился он примерно километров около четырех от меня. Затем лечу, смотрю - справа от меня полевой стан. Там видно много народу, машины едут, дорога проходит. Я уже дорогу прошел, еще шоссе идет. Дальше такой овраг проходит и за оврагом тоже домик. Вижу женщину. Ну, думаю, сейчас я угожу как раз в этот самый овраг. Несет меня и несет, ничего не сделаешь. Купола красивые, а чувствую, все смотрят. Хорошо идет спуск. Потом я смотрю, приземляюсь как раз на пашню. Спиной меня несет, но трудно развернуться, не развернешься.

Перед Землей, метрах в 30-ти, меня плавно повернуло прямо лицом. Ветерок метров 5-6. После посадки ногами ткнулся, собрался, покатился, ничего не повредив. Приземление очень мягкое было, на пашню. Я сам и не понял, как стою на ногах. На меня падает задний парашют, передний парашют пошел вперед. Я его погасил, снял подвесную систему. Посмотрел, все цело, жив-здоров....
http://rusarchives.ru/12april/pages/02_87.php
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Старый

ЦитатаПравильно ли я понимаю, что результатом будет уход к востоку относительно условной точки пролета?
А не к западу?

ЦитатаНадо посмотреть по современным посадкам "Союзов", хотя там разница между широтой района посадки и наклонением орбиты меньше...
Лучше по координатам посадок Зенитов-2 (в НК была таблица с координатами). Орбиты у них практически такие же как и у Востоков, особенно наклонение.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Старый

ЦитатаПравильно ли я понимаю, что результатом будет уход к востоку относительно условной точки пролета?
О! Т.к. период обращения был больше расчётного то за время одного витка Земля успела провернуться на больший угол и трасса сместилась к западу.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Liss

Цитата
ЦитатаПравильно ли я понимаю, что результатом будет уход к востоку относительно условной точки пролета?
О! Т.к. период обращения был больше расчётного то за время одного витка Земля успела провернуться на больший угол и трасса сместилась к западу.
Период был больше на 45 секунд или около того, так что сдвиг не превысил 0.2°. Расчет для 3-й ступени "Востока" и для "Востока-2" дает разницу в 0.09°.
А насчет посадок проверим :-)
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Цитата
ЦитатаПравильно ли я понимаю, что результатом будет уход к востоку относительно условной точки пролета?
А не к западу?

Действительно к западу!

Гагарин:
* фактические координаты места посадки 51.27°с.ш., 46.00°в.д.
* расчет дает пролет широты 51.27°с.ш. на долготе 46.84°в.д.

Титов:
* фактические координаты места посадки 50.85°с.ш., 47.02°в.д.
* расчет дает пролет широты 50.85°с.ш. на долготе 48.24°в.д.

Мораль: приведенные в полетном задании координаты расчетного места посадки считать достоверными, а сведения В.Полетаевой, увы, ошибочными.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Старый

Интересно получается. С точки зрения банальной эрудиции более высокая орбита и недоработка ТДУ должны давать перелёт, а дали недолёт...
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Liss

ЦитатаИнтересно получается. С точки зрения банальной эрудиции более высокая орбита и недоработка ТДУ должны давать перелёт, а дали недолёт...
Если считать, что включение ТДУ жестко привязано по циклограмме к отделению от 3-й ступени (а теперь уже достоверно известно, что никаких команд на "Восток" по КРЛ не передавалось), то все логично: включение было в расчетный момент времени, но -- из-за высокой орбиты -- на большем удалении от расчетной точки, чем планировалось.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации