Баллистика полета "Востока". Точка посадки

Автор Liss, 11.11.2005 00:26:28

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

Цитировать....Куйбышев и Кряж постоянно упоминает в своих дневниках Н. П. Каманин. Часто встречается там и фамилия Мурысева.
Рабочий день 10 марта 1961 года Александр Сергеевич начал с поездки на Кряжский аэродром, где его познакомили с двумя строго засекреченными персонажами. Собачка Чернушка и манекен «Иван Иванович» накануне приземлились в Татарии, были доставлены куйбышевскими поисковиками на Кряж, «переночевали» там в одном из кабинетов и готовились к отправке в Москву.
А 16 марта в Куйбышев прилетели основные герои предстоящего события. В военном санатории «Волга» поселили шесть молодых летчиков. Валерий Быковский, Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Герман Титов должны были на самолетах Ил-14 совершить облет территории штатной посадки «Востока». И конечно, Мурысев не мог не заехать вечером в санаторий, не познакомиться с теми, на кого вот уже несколько лет работала вся область, создавая ракеты и двигатели!
Утром 12 апреля, уходя на работу, Александр Сергеевич сказал жене и дочкам: «Обязательно включите радио и телевизор».
С аэродрома Кряж вылетели поисковые группы, а затем самолет-салон Ил-14. Во второй половине дня первого космонавта доставили на заводской аэродром. Его встречали прилетевшие с Байконура товарищи по отряду, Н. П. Каманин, местные руководители. На мурысевском служебном ЗИСе Юрия Алексеевича отвезли в загородную резиденцию обкома КПСС (так называемые обкомовские дачи), где его ждали московские медики.
На следующее утро, после доклада членам Государственной комиссии, Юрий Алексеевич поставил свои автографы на свежем выпуске областной газеты «Волжская коммуна», а руководители куйбышевских предприятий вручили ему самые первые в биографии космонавта номер один памятные подарки.
«Российский космос» № 10, 2010.
 http://tvroscosmos.ru/frm/zhurnal/2010/1010_2.php
«От братьев-космонавтов с благодарностью»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать...
Южная часть Куйбышевской области тогда была определена как место штатной посадки космического корабля "Восток". При определении места исходили из того, что поблизости должно быть много населенных пунктов, в каждом из которых в то время находились спецгруппы московских медиков. А в местные райбольницы на случай экстренной хирургической помощи даже были завезены запломбированные контейнеры с кровью нужных групп - для космонавта N 1 и его дублера. В пригороде Куйбышева на военном аэродроме "Кряж" тренировались московские врачи-парашютисты, которым предстояло в случае необходимости десантироваться на место приземления.

Под контролем КГБ были сформированы поисковые группы из надежных местных жителей. Утром 12 апреля десятки таких групп, по три человека в каждой, расположились на вершинах холмов в заволжской степи. Все эти поисковые "тройки" получили только одну задачу: внимательно смотреть, не появится ли в небе огромный парашют. Люди прождали несколько часов, но так ничего и не увидели. Откуда этим поисковикам было знать, что "заданным районом" и в то время, и много лет спустя будет именоваться любое фактическое место приземления, как бы далеко от назначенного оно ни находилось?

.....

...Уже в машине Максимов рассказал, что несколько минут назад ему позвонил главный редактор: "Гагарин прилетает в Куйбышев". А тому сообщил об этом "по секрету" его старый друг из командования ВВС.

Дежурный по штабу окружных ВВС опять же по секрету сказал, что командующий неожиданно уехал на аэродром местного авиазавода. Охрана главных ворот аэродрома была непреклонной: "В списках не значитесь". Но Виктор Ляшенко вспомнил, что много раз попадал на этот аэродром, который был "местом подскока" во время учений истребителей местных ПВО, через "задние" ворота, куда обычно проходили топливозаправщики. Там обычно дежурила бабулька - божий одуванчик. Так было и на этот раз. Увидев много больших звезд на погонах Максимова, она спросила только: "Вам куда?". Нашлись: "Туда же".

На аэродроме уже стояли высокие военные и гражданские чины. По оживлению начальства догадались: с минуты на минуту что-то будет. Шоферу сказали, чтоб двигатель не глушил. Когда Ил-14 приземлился и стал уходить к краю летного поля, водитель дал газу и "уазик" военных газетчиков подоспел к самолету вторым. Первой была "Волга" с номерами КГБ.

Виктор ждал, что когда откроется люк, то в его проеме покажется человек в майорском мундире. Но вместо майора в проеме неожиданно появился кто-то в летном комбинезоне и шлемофоне. Ляшенко даже не сразу сообразил, что это и есть Юрий Гагарин. И нажал на спуск своего "Зенита-122" только тогда, когда первый космонавт дошел уже до середины металлического трапа-лесенки. А второй снимок кагэбэшники уже не разрешили сделать.

- Хорошо, хоть пленку тогда не засветили, - довольно улыбается сейчас Виктор Григорьевич. Оказывается, "дядька" космонавтов генерал Каманин дал тогда запрет на съемку еще не переодетого в парадную майорскую форму Юрия Гагарина. И Виктор Ляшенко до сих пор жалеет, что не смог снять его вместе со старшим лейтенантом, который, минуя большезвездных генералов, первым кинулся к Гагарину с радостным воплем: "Юра!" Уже тогда он понял, что этот старший лейтенант-дублер Гагарина, а потому будет вторым. И через несколько месяцев, снимая прилет в Куйбышев уже Германа Титова, убедился в своей правоте.

Не успели Илья Максимов и Виктор Ляшенко вернуться в редакцию, как туда же примчались спецкоры из "Правды", "Известий" и ТАССа. Выхватывая еще не просохшие отпечатки, они мчались на фототелеграф. Назавтра снимок Гагарина на трапе-лесенке Ил-14 с его еще не ставшей знаменитой улыбкой появился в центральных газетах СССР. А под снимком стояло "А. Алексеев. ТАСС".

Виктору поначалу обидно было до слез. Но он понимал, что из соображений секретности его фамилию давать было нельзя. Но гонорар за снимок он все-таки получил. Сто рублей заплатил ТАСС. Это была царская оплата. В то время в своей газете Виктор Григорьевич получал максимум три рубля за снимок, а его оклад был всего 80 рублей. Еще по 25 рублей прислали "Правда", "Известия" и "Красная звезда". А своему региональному фотокорреспонденту руководство ТАСС вручило "за организацию снимка" золотые часы.

Уже через несколько месяцев справедливость все же восторжествовала. Снимок Германа Титова, прилетевшего с места приземления опять же на аэродром Куйбышевского авиазавода, "Здравствуй, Земля!" был тогда опубликован в "Правде" уже за подписью автора.

По сей день Виктор Григорьевич считает главным делом своей жизни тот самый снимок улыбающегося Юрия Гагарина, который помимо газет и журналов вошел потом в книги, энциклопедии, буклеты. И благодарит судьбу за то, что она позволила сделать его вопреки всем жизненным обстоятельствам.

Сразу же после съемки пленку редакционные "секретчики" у Ляшенко отобрали - "до лучших времен". Потом, правда, ее вернули автору, и недавно он передал ее вместе с другими "космическими" пленками музею самарского завода "ЦСКБ - Прогресс", на котором и делался первый "Восток", поднявший в космос Юрия Гагарина.
Человек, который первым снял улыбку Гагарина
http://www.rg.ru/2005/04/01/gagarin.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать....Подполковник медицинской службы и опытный парашютист Виталий Волович руководил группой врачей-спасателей, которые должны были прийти на помощь Юрию Гагарину, если бы во время приземления что-то пошло не так. Суматоха началась с раннего утра 12 апреля. На аэродроме поселка Кряж, что под Куйбышевом, спешно готовили к вылету самолет с  врачами. Но тот завяз в грунте аэродрома по самые шасси. Спасателей погнали в обычный грузовой Ил-14.

К предполагаемому месту посадки подошли в точно назначенное время. Но гагаринский «Восток» приземлился совсем в другом месте. Когда врачи оказались над степью, по которой стелился огромный оранжевый купол корабля, космонавт на вертолете уже летел в город Энгельс, в НИИ ВВС. Обследовать Гагарина после приземления, как это требовалось, не удалось!

Прорывался сквозь толпу возле КП на аэродроме в Энгельсе Волович, размахивая пистолетом. Ринулся на второй этаж, где находился Гагарин.   Обнялись, расцеловались. Гагарин что-то рассказывал окружавшим его людям, рапортовал по телефону в Москву о том, как проходил полет. А Воловичу все никак не удавалось провести обследование.

Сразу после первого обследования. Слева от Гагарина - В. Г. Волович, справа - И. Г. Борисенко, судья Международной авиационной федерации, он регистрировал мировое спортивное достижение Гагарина, и конструктор скафандров А. М. Бахрамов.

Только в спецсамолете, летящем в Куйбышев, врач наконец смог расстегнуть рукав комбинезона Гагарина,   измерить давление. 120 на 75! Пульс - 65! И всего 12 вдохов в минуту!

- Все отлично!  - выдохнул врач.

В Куйбышеве  самолет с Гагариным встречала несметная толпа. Юрий Алексеевич растерянно смотрел на бортовой журнал полета, вертел в руках пистолет в кобуре, побывавший в космосе: что с ними делать? И протянул все Воловичу.

Чуть позже, уже на обкомовской даче, куда увезли Гагарина, к Воловичу подошел незнакомый человек в изрядно помятом костюме и спросил: «А вы что здесь делаете?» - «Я - врач, обследовал Гагарина». - «А-а, ну и как он?» - «Все отлично. Только его пистолет и бортовой журнал не знаю, кому отдать...» - «А вон Быковский идет. Ему и отдайте».

Волович подошел к Быковскому (космонавт первого отряда, в космос полетел пятым): «Валера, а кто это?» - И кивнул на гражданина в мятом костюме. Быковский расхохотался: « Это же Королев!»
http://www.kp.ru/daily/23687.5/51837/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Liss

Нашел черновик фрагмента текста известной статьи Г.Н.Формина "Почему полеты "Востоков" и "Восходов" были безаварийными" (НК №6 и №7, 2004), поясняющий порядок разделения СА и ПО. Воспроизвожу по рукописи со всеми особенностями орфографии.

ЦитироватьВ упомянутом материале по обеим кораблям имеется замечание к процессу разделения. Давайте поближе познакомимся с этим процессом. Спускаемый аппарат (СА) и приборный отсек (ПО) стягиваются четырьмя лентами, которые имеют единый узел крепления на вершине СА и 4 пирозамка на срезе ПО (рис. 1). Пирозамки разрывают механическую связь ПО - СА и имеют ножницы для перерубания высокочастотных кабелей, проходящих по стягивающим лентам в ПО. Электрическая связь аппаратуры, установленной внутри ПО, с аппаратурой внутри СА осуществляется по кабелям, проходящим через гермоплату ПО, по кабель-мачте и через гермоплату СА.

Команда на разделение ПО - СА формируется в ПО и одновременно поступает на коммутационные реле, которые подают напряжение для срабатывания пиропатронов пирозамков-ножниц и пиропатронов отделения гермоплаты.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Так, окончательное подтверждение.

ЦитироватьЮг Куйбышевской области -- а именно Пестравский район -- был определен как место штатной посадки первого "Востока".

ЦитироватьСамолеты, поисковые группы были сосредоточены в районе Пестравки, где ориентировочно должен был приземлиться Юрий Гагарин.

Полетаева В. Шагнувшие к звездам. -- Самара: ЦСКБ-Прогресс, 2006 -- стр.131, 141

Координаты райцентра Пестравка -- 52.4041°с.ш., 49.9629°в.д. От центра Самары 89 км, от Кряжа 79 км.

Недолет расчетного места посадки -- 300 км ровно.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

Цитировать...из желания восстановить куйбышевские дни Юрия Алексеевича Гагарина, а это, как известно, 12-14 апреля, и появилась книга "Шагнувшие к звездам". Ее напечатал "ЦСКБ-Прогресс" в 2006 году, и она успела в Звездный городок к празднованию 45-летия полета Ю.Гагарина. Не за горами уже полувековой юбилей первого пилотируемого полета, и новый вариант книги будет, пожалуй, раза в полтора больше. Ведь в нашем городе не найдешь района, в котором не было бы памятных мест, связанных с космической историей! Кроме всем известной загородной гостиницы обкома партии, что на 1-й просеке, это и санаторий "Волга", в котором останавливались космонавты, и аэродром Смышляев-ка - именно оттуда шесть летчиков, кандидатов на первый полет в космос, вылетели на осмотр предполагаемого места посадки "Востока". Это аэродром Кряж - там находился штаб поисково-спасательных групп, которым руководил командующий ВВС ПриВО К.Т.Цедрик, и именно с Кряжского аэродрома вылетел в г. Энгельс самолет Ил-14, на котором доставили в Куйбышев Ю.А.Гагарина....
http://news.samaratoday.ru/news/142295/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Вован

После просмотра во многих фильмах кадров тренировок космонавтов: выброс космонавта с вышки вверх в сторону, раскрытие парашюта, возник вопрос. Если это выброс с высоты РН на старте, то катапультирование из стоящей на старте и начавшей полет ракеты  до пресловутой 40-й секунды нормального раскрытия парашюта, несмотря на малую высоту, успешно спасало космонавта?
Байконур надолго - навсегда

Сторонний

ЦитироватьПосле просмотра во многих фильмах кадров тренировок космонавтов: выброс космонавта с вышки вверх в сторону, раскрытие парашюта, возник вопрос. Если это выброс с высоты РН на старте, то катапультирование из стоящей на старте и начавшей полет ракеты  до пресловутой 40-й секунды нормального раскрытия парашюта, несмотря на малую высоту, успешно спасало космонавта?
Смотря что случится, если ракета развалится сразу, то наверно не спасёт, а если успеет улететь, то да.

 Вован, не можете подсказать где конкретно кадры с вышкой?
"Multiscitia non dat intellectum"

Anton Pervushin

ЦитироватьПервушин А. 108 минут, изменившие мир. -- М.: Эксмо, 2011. -- 528 с.



Как только что выяснилось, минут было 106...

Ну и прекрасно. Значит, поправки во втором издании будут. Я в опоре на утверждения МПК завышал время полета. Теперь занизим, если появились новые доказательства.  :D  Ну а издательское название к сути книги отношения не имеет.
С уважением,
Антон Первушин

Anton Pervushin

Правда, сразу возникает вопрос, а насколько можно верить _предварительному_ отчету.  :D
С уважением,
Антон Первушин

Liss

#52
ЦитироватьПравда, сразу возникает вопрос, а насколько можно верить _предварительному_ отчету.  :D

Это точно :-)

Посадка Гагарина, в отличие от старта, с самого начала обросла целым ворохом сплетен и слухов. Прекрасный сборник документов "Человек. Корабль. Космос", выпущенный РГАНТД к юбилею, позволяет приблизиться к истине... но не факт, что это приближение окончательно.

Итак, старт состоялся 12 апреля 1961 года в 09:06:59.7 ДМВ, и "Восток" был выведен на орбиту в 09:18:07 по докладу самого Гагарина во время полета или в 09:18:28 согласно "Предварительному отчету" от 29 мая. Есть еще время наступления невесомости из медицинского отчета ГНИИ АиКМ -- 11 мин 27.1 сек от момента старта...

С отделением автоматически запустился цикл спуска в бортовом программно-временном устройстве "Гранит-5В", и через 67 минут включилась тормозная ДУ, расположенная в приборном отсеке корабля.

ТДУ запустилась в 10:25:04 и отключилась спустя 44 секунды по аварийному таймеру, не набрав необходимого импульса -- "Восток" уменьшил орбитальную скорость на 132 м/с вместо 136 м/с по плану.

Следствиями нештатной работы ТДУ стали закрутка корабля после ее выключения и неразделение отсеков, ожидавшееся через 4-8 секунд после выключения.

Тем не менее "Восток" сошел с орбиты и примерно в 10:37 стал входить в атмосферу. Произошло разделение отсеков, и в течение пяти минут спускаемый аппарат гасил свою почти орбитальную скорость, отдавая энергию ударной волне и нагреваясь.

Измерения автономного регистратора "Микрон" были зашумлены, и восстановить точный ход перегрузки оказалось невозможно, но моделирование показало, что в течение 300 секунд она выросла от нуля до 12g, продержалась на этом уровне несколько секунд и пошла на спад. Подтверждением результатов моделирования стал послеполетный доклад Ю.А.Гагарина, который сообщил о появлении серой пелены перед глазами.

Спустя 300 секунд после начала перегрузок спускаемый аппарат уже снижался в атмосфере с установившейся скоростью порядка 210 м/с.

В 10:42 по сигналу барореле на высоте около 7000 м над волжским разливом, образованным плотиной Сталинградской ГЭС, прошел отстрел крышки люка и состоялось катапультирование кресла с пилотом. Через 0.5 сек ввелся тормозной парашют площадью 2 м2, обеспечивший стабилизированный спуск кресла со скоростью 60-70 м/с до высоты примерно 4000 км.

Здесь по сигналу барореле ввелся основной парашют площадью 82.5 м2. Одновременно произошел сход пилота с кресла и отделение контейнера с носимым аварийным запасом, включая надувную лодку. Последний должен был зависнуть в 15 метрах ниже Гагарина, но оторвался и упал (и не был найден).

На высоте 3000 м автоматически ввелся спасательный парашют пилота площадью 54 м2. В этот день был сильный ветер, и спасательный парашют наполнился, хотя по условиям штатного ввода при скорости спуска 6-7 м/с он мог остаться ненаполненным.

Сильный ветер северо-западного (в приземном слое -- западного) направления отнес Ю.А.Гагарина на сушу. В 10:53 ДМВ (а не в 10:55, как было объявлено 50 лет назад и с тех пор не подвергалось сомнению) космонавт приземлился восточнее деревни Смеловка, в 4 км от берегового обрыва.

На спускаемом аппарате на высоте 4000 м прошел отстрел крышки парашютного люка и был введен вытяжной купол площадью 1.5 м2, затем тормозной купол площадью 18 м2, и наконец на высоте 2000 м при скорости 70 м/с -- основной купол площадью 574 м2. На нем СА приземлился на самом краю высокого берега Волги в 10:48 со скоростью 10-12 м/с. "Шарик" подпрыгнул, упал и остановился в трех метрах от точки первоначального касания.

На первом рисунке из отчета НИЭИ ПДС от 28 августа 1961 г. показано взаимное положение объектов, найденных на месте приземления Ю.А.Гагарина: кресла пилота, крышки парашютного люка с камерой вытяжного купола СА, тормозного купола СА, спускаемого аппарата с основным куполом, и в пяти километрах восточнее -- двух куполов пилота. На месте не были найдены снаряд с камерой тормозного купола от кресла пилота и вытяжной купол СА с камерой тормозного купола.

Вы не можете просматривать это вложение.

На втором рисунке приведены результаты моделирования хода катапультирования и спуска от момента выхода кресла пилота над Волгой примерно в 1 км от берега и до посадки СА и пилота. Расстояния на этой схеме получились примерно в полтора раза больше реальных.

Вы не можете просматривать это вложение.

За спуском Гагарина наблюдал командир дивизиона ПВО майор Ахмед Николаевич Гасиев, который направил своего политрука К.В.Копейкина к месту посадки СА, а сам выехал к месту приземления Гагарина. По отчету Гасиева, он зафиксировал посадку космонавта в 10:55 и сам был рядом с ним в 10:59. На колесном артиллерийском тягаче Гасиева Гагарин был доставлен в дивизион, откуда доложил об окончании полета командиру корпуса ПВО.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Lev

Черток вчера рассказал в числе прочих два факта про посадку Гагарина. Не знаю известно или нет.
1- После отстрела у Гагарина раскрылись сразу и ОСП и ЗСП. Он так и садился на двух куполах.
2- Гагарин садился практически в Волгу. Чтобы перелететь реку он отрезал ножом и сбросил НЗ массой около 30 кг.
Делай что должен и будь что будет

Liss

ЦитироватьЧерток вчера рассказал в числе прочих два факта про посадку Гагарина. Не знаю известно или нет.
1- После отстрела у Гагарина раскрылись сразу и ОСП и ЗСП. Он так и садился на двух куполах.
2- Гагарин садился практически в Волгу. Чтобы перелететь реку он отрезал ножом и сбросил НЗ массой около 30 кг.
Первое правда, причем это было запланировано.
Второе вряд ли: в НАЗе была надувная лодка, и при угрозе посадки в водохранилище (а там в реальности не Волга, а верхняя часть Волгоградского водохранилища) я бы лично НАЗ отрезать не стал.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Lev

Цитировать
ЦитироватьЧерток вчера рассказал в числе прочих два факта про посадку Гагарина. Не знаю известно или нет.
1- После отстрела у Гагарина раскрылись сразу и ОСП и ЗСП. Он так и садился на двух куполах.
2- Гагарин садился практически в Волгу. Чтобы перелететь реку он отрезал ножом и сбросил НЗ массой около 30 кг.
Первое правда, причем это было запланировано.
Второе вряд ли: в НАЗе была надувная лодка, и при угрозе посадки в водохранилище (а там в реальности не Волга, а верхняя часть Волгоградского водохранилища) я бы лично НАЗ отрезать не стал.
Ну, Черток говорил про это как про факты.
Касаемо второго момента - Черток говорил что Гагарин перед посадкой отрезал и сбросил  висевший рядом НАЗ, тем самым облегчил свой вес и это способствовало его перелету через Волгу.
Все со слов Чертока.
Я хорошо понимаю что Черток не истина в последней инстанции. Тем не менее я передаю слова Чертока как он сказал.
Делай что должен и будь что будет

Bell

Цитировать
ЦитироватьЧерток вчера рассказал в числе прочих два факта про посадку Гагарина. Не знаю известно или нет.
1- После отстрела у Гагарина раскрылись сразу и ОСП и ЗСП. Он так и садился на двух куполах.
2- Гагарин садился практически в Волгу. Чтобы перелететь реку он отрезал ножом и сбросил НЗ массой около 30 кг.
Первое правда, причем это было запланировано.
Второе вряд ли: в НАЗе была надувная лодка, и при угрозе посадки в водохранилище (а там в реальности не Волга, а верхняя часть Волгоградского водохранилища) я бы лично НАЗ отрезать не стал.
Рядом со Смеловкой очень даже Волга :) Не формально, а строго фигуриально. Вот севернее, за Энгельсом там затоны, а ниже по течению - нормальная река. Я проверял :)

Если бы он спускался на двух куполах, то просто не смог бы управлять парашютами. Взаимоисключающие параграфы. Смысла сразу вводить ЗСП нет никакого, в случае чего он выйдет сам, по автомату, а так будет только мешать.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Вован

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЧерток вчера рассказал в числе прочих два факта про посадку Гагарина. Не знаю известно или нет.
1- После отстрела у Гагарина раскрылись сразу и ОСП и ЗСП. Он так и садился на двух куполах.
2- Гагарин садился практически в Волгу. Чтобы перелететь реку он отрезал ножом и сбросил НЗ массой около 30 кг.
Первое правда, причем это было запланировано.
Второе вряд ли: в НАЗе была надувная лодка, и при угрозе посадки в водохранилище (а там в реальности не Волга, а верхняя часть Волгоградского водохранилища) я бы лично НАЗ отрезать не стал.
Ну, Черток говорил про это как про факты.
Касаемо второго момента - Черток говорил что Гагарин перед посадкой отрезал и сбросил  висевший рядом НАЗ, тем самым облегчил свой вес и это способствовало его перелету через Волгу.
Все со слов Чертока.
Я хорошо понимаю что Черток не истина в последней инстанции. Тем не менее я передаю слова Чертока как он сказал.

По Чертоку было 11 отказов в полете Гагарина - это какие? До пуска проблемы считаем?
Байконур надолго - навсегда

Старый

ЦитироватьЕсли бы он спускался на двух куполах, то просто не смог бы управлять парашютами.
А он какраз и не смог.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Bell

Цитировать
ЦитироватьЕсли бы он спускался на двух куполах, то просто не смог бы управлять парашютами.
А он какраз и не смог.
Ну значит брехня, что он уходил о воды. Как несло, так и спускался.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун