Где взять жидкий водород для ракет?

Автор Прасковья Иванова, 13.04.2010 10:54:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Astrodrive

#780
Цитата: Dulevo от 18.07.2023 16:37:05Может пора бы признать это дело тупиковой ветвью?

Пока нет!

Есть теория получения Водорода на Сибирских ГЭС. Потом заправка им всех тяжёлых грузовиков - типа этих новых роботизированных Камазов.

Тяжёлые грузовики на Водороде развозят грузы по всей России. Везде где есть проложенные правительством качественные дороги.

Водород получается дешёвым электролизом из воды с помощью Платиновых катализаторов. ГЭС работает без перерыва и часть энергии (не востребованной локальной экономикой) используется для получения Водорода.

Водород можно получать и на АЭС. В Сибире вот только много рек и можно построить дополнительные ГЭС.

Топливные Элементы сами по себе не очень сложная технология. Цена их эксплуатации возможно снизится с их массовым внедрением.

Полученный электролизом из воды Водород можно экспортировать в другие страны в стальных баках под давлением на любые расстояния. Можно построить и трубу для его перекачки. Всё в зависимости от объёма его производства.
Я вернулся на этот форум.

Дем

А зачем переводить электричество на водород, если его можно напрямую отправить в автотранспорт?
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Astrodrive

Цитата: Дем от 19.07.2023 10:51:08А зачем переводить электричество на водород, если его можно напрямую отправить в автотранспорт?

Потому что это электричество не полностью потребляется локальной экономикой, включая электро-машины. Всё электричество, что остаётся, пускают на производство Водорода.
Я вернулся на этот форум.

Dulevo

А можно запасать в мегапаках Теслы. 
Серийно производимых.

Astrodrive

#784
Цитата: Dulevo от 19.07.2023 17:25:05А можно запасать в мегапаках Теслы.

Водород можно гнать по дешёвой трубе хоть в Китай.

Тесла Мегапаки частично выходят из строя через два года и нужны деньги на их ремонт.

Вы видели как Китайцы строят Бетонные Блоки для поднятия на высоту и сохранения электрической энергии. У них что пресной воды для электролиза Водорода нет?

Вот в принципе и смысл Водорода - сохранение не используемой электрической энергии для быстрого экспорта куда угодно, в любом количестве.

Тесла Мегапаки стационарны и хранят ограниченное количество энергии только для локального города.
Я вернулся на этот форум.

Dulevo

Цитата: Astrodrive от 19.07.2023 17:30:34Вы видели как Китайцы строят Бетонные Блоки для поднятия на высоту и сохранения электрической энергии. У них что пресной воды для электролиза Водорода нет?
Ну да. Тут ведь как всегда два обьяснения:
1) Китайцы дураки, не знают что такое водород.
2) Китайцы не дураки, посчитали сколько это будет стоить с водородом, плюнули и начали возиться с бетонными блоками.

Мне почему то кажется 2-ое обьяснение верным.
Цитата: Astrodrive от 19.07.2023 17:30:34Тесла Мегапаки частично выходят из строя через два года и нужны деньги на их ремонт.
И поэтому их производство растет бешеными темпами не успевая за спросом?
Рост в 4 раза по сравнению с прошлым годом.

Кто-то явно мутит воду преувеличивая их недостатки.

Цитата: Astrodrive от 19.07.2023 17:30:34Водород можно гнать по дешёвой трубе
Водород - и дешевые трубы - не сочетается.
 Водородная экономика — HiSoUR История культуры
>>> Водородные трубопроводы дороже, чем даже междугородные электрические линии. Водород ускоряет растрескивание стали (водородное охрупчивание), что увеличивает затраты на техническое обслуживание, скорость утечки и материальные затраты.

Astrodrive

#786
Цитата: Dulevo от 19.07.2023 17:45:542) Китайцы не дураки, посчитали сколько это будет стоить с водородом, плюнули и начали возиться с бетонными блоками.

Возится с бетонными блоками это регресс.

Цитата: Dulevo от 19.07.2023 17:45:54И поэтому их производство растет бешеными темпами не успевая за спросом? Рост в 4 раза по сравнению с прошлым годом.

Тесла Мегапаки быстро выходят из строя и их нужно менять.

Цитата: Dulevo от 19.07.2023 17:45:54>>> Водородные трубопроводы дороже, чем даже междугородные электрические линии. Водород ускоряет растрескивание стали (водородное охрупчивание), что увеличивает затраты на техническое обслуживание, скорость утечки и материальные затраты

Говорят что сталь марки 316/316L хорошо подходит для перекачки Водорода. Хром-Никель-Молибден. Выдерживает даже Хлориды.
Я вернулся на этот форум.

АниКей


tass.ru

Япония планирует активизировать совместный с Индией проект поиска воды на Луне
ТАСС


ТОКИО, 25 августа. /ТАСС/. Правительство Японии намерено активизировать сотрудничество с Индией в исследовании Луны в рамках программы LUPEX (Lunar Polar Exploration Mission), направленной на поиск запасов водяного льда около южного полюса естественного спутника Земли. Она предусматривает отправку совместной миссии в этот район примерно в 2025 финансовом году (завершится 31 марта 2026 года), сообщает ведущая японская деловая газета Nikkei.
Проект LUPEX был в предварительном порядке согласован еще в 2017 году. Новый импульс этой договоренности, по данным Nikkei, придал нынешний успех индийской программы "Чандраян-3", в рамках которой была совершена успешная посадка автоматического модуля, доставившего луноход на спутник Земли. В настоящее время индийский аппарат работает в районе южного полюса Луны.
LUPEX в целом напоминает программу "Чандраян-3", однако более масштабен и основан на разделении обязанностей между двумя странами. Японская сторона предоставит тяжелую ракету-носитель для отправки на Луну посадочного модуля. Она же разработает луноход-ровер, который будет собирать образцы пород с поверхности, а также вести бурение. Индийская сторона берет на себя создание посадочного модуля, способного доставить не менее 350 кг полезного груза. Главная цель экспедиции - поиски запасов замерзшей воды, которые, как полагают, в существенных количествах могут иметься в районе южного полюса Луны.
Лед предполагается использовать для нужд будущих лунных пилотируемых экспедиций. В частности, из воды предполагается извлекать водород, который станет одной из основ энергетики постоянных баз на Луне и послужит топливом для будущих космических экспедиций
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zero17


zero17

2-я ступень РН На жидком водороде

zero17



АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей


atomic-energy.ru

Академику Николаю Пономареву-Степному исполнилось 95 лет



Никола Николаевич Пономарёв-Степной возглавлял знаменитый «Сектор 6», летал на самолете с реактором, разрабатывал ядерные установки для космоса и высокотемпературные реакторы для производства водорода, а сейчас последовательно продвигает идею развития атомно-водородной энергетики. 3 декабря исполнилось 95 лет Николаю Пономареву-Степному, который не раз становился героем наших публикаций.
Будущий атомщик родился в городе Пугачеве Саратовской области. Родители были артистами, от этой профессии и пошла двойная фамилия, рассказывал Николай Пономарев-Степной в интервью «СР»: «Когда отец решил стать артистом, он поехал в Саратов, там гастролировал театр Корша — первый в России частный театр. Пришел и заявил: «Хочу к вам в труппу». Удивительно, но его взяли. Сказали: «Как раз нет героя-любовника. Как фамилия? Знаешь, у нас в афише один Пономарев уже есть. А ты родом откуда? Из саратовских степей? Ну, будешь Пономаревым-Степным».
Окончив школу, Николай отправился в Москву, ехать пришлось на крыше поезда: билета не хватило. Знакомых в городе не было, поэтому требовался институт с общежитием и стипендией. Подвернулся Московский энергетический институт. Отучившись на физико-энергетическом факультете, Пономарев-Степной попал по распределению в Институт атомной энергии — будущий Курчатовский.
Цитировать«Тогда все решали за нас, — вспоминал он. — Меня распределили в п/я 3393, Курчатовский институт. В 1951 году я начал работать. Попал в шестой сектор. Если помните фильм «Девять дней одного года», там есть сцена, которую снимали в Курчатовском институте. Смоктуновский с Баталовым беседуют в лаборатории, раздается грохот, они переглядываются, и кто-то говорит: «Опять в шестом секторе взрывают». Им руководил Владимир Меркин — очень интересный человек. Был главным технологом первого промышленного реактора. Шестой сектор первоначально ориентировался на разработку атомной бомбы, в нем тогда числился и Юлий Харитон. Когда образовали Арзамас‑16, бомбовая часть ушла туда... Я пришел в институт, когда первый промышленный реактор уже был запущен. Нам, вчерашним студентам, предложили выбрать тему, и мы решили разработать проекты самолетов с ядерным реактором. Я взял проект с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Информации, конечно, не было никакой, но образование позволяло понять, что примерно делать».
Вот история из того периода от директора отделения ядерных реакторов Курчатовского института Николай Кухаркин:
Цитировать«Из-за режима секретности мы не знали, кто какой тематикой занимается. Но Пономарев-Степной, окончивший институт раньше меня, по старой дружбе поделился со мной кое-какой информацией. Часть сотрудников занималась промышленными реакторами, часть — атомными лодками. Я спросил: «А ты?» — «А я — самолетом». — «Тогда бери меня к себе». Вот так я и включился в работу. К этому времени группа, в которой был Пономарев-Степной, уже сделала ряд дипломных проектов, где была показана возможность создания самолетов и особенно крылатых ракет. В 1952 году четыре диплома по разным типам самолетов сделали Пономарев-Степной, Савушкин, Виноходов, Осмачкин. На основании всей этой работы был подготовлен итоговый отчет, с которым вышли на руководство».
В конце 1950‑х годов реактор разместили в бомбовом отсеке Ту‑95, вокруг расставили детекторы. Реактор нужно было просто поднять в воздух, чтобы проверить вопросы, связанные с распространением излучения. «Собрали команду испытателей, в которую вошел и я, — рассказывал в интервью Пономарев-Степной. — Так что я летал на самолете с атомным реактором. Многие не верят. Но вообще я считаю решение отказаться от самолета с ядерным движком правильным. Как «последний выстрел» использование такого самолета еще возможно. Но в роли постоянного компонента авиации — нет. Существует опасность аварии, падения самолета. И я не вижу технической возможности обеспечить герметизацию радиоактивности в таком случае».
В 1960‑е годы Николай Пономарев-Степной переключился на создание ракет с ядерным реактором. Был сконструирован двигатель с высокотемпературным реактором, который нагревал водород до 3 тыс.°C. Но по разным причинам направление не получило серьезного развития — решили, что задачу доставки атомных бомб лучше всего решат подлодки.
Эти разработки пригодились для космоса. Когда задумались об освоении Солнечной системы, вернулись к ракетам с ядерным двигателем. Начали прорабатывать разные космические маршруты. Американцы первыми высадились на Луну. «А мы хотели на Марс, — вспоминает ученый. — 28 июля 2018 года я сделал снимок — вот он висит на стене (в кабинете в «Росэнергоатоме»; Николай Пономарев-Степной работает научным консультантам гендиректора концерна). Это полное затмение Луны и великое противостояние Марса — когда он находится ближе всего к Земле. Для меня это знаковая фотография. В начале 1980‑х мы планировали именно к 2018 году совершить экспедицию на Марс. С людьми. Технически это можно было сделать, используя ракетные двигатели, о которых я рассказал, и космические аппараты, которыми мы тоже занимались. Но увы, пока я ограничился только фотографией Марса. Помешала перестройка, чернобыльская авария, развал СССР, сумятица 1990‑х, изменение структуры атомной отрасли. Следующее великое противостояние Марса будет в 2035 году».
Теперь Николай Пономарев-Степной последовательно продвигает идею атомно-водородной энергетики и считает, что это одно из самых перспективных на сегодня направлений, а его масштабы когда-нибудь будут сопоставимы с ядерной электроэнергетикой.
Цитировать«Я думаю, что водород должен стать новым ключевым продуктом «Росатома», — говорит Николай Пономарев-Степной. — Водород и его производные — востребованный товар для внутреннего и зарубежного рынков. Создание продуктовой линейки водорода должно базироваться на разработанных в России ядерных технологиях нового поколения, к примеру с использованием высокотемпературного газоохлаждаемого реактора. На основе накопленного в стране опыта надо разработать и построить атомный химико-технологический кластер по переработке природного газа в водород с использованием модульных высокотемпературных гелиевых реакторов».
Николай Пономарев-Степной принадлежит когорте ученых, заложивших ключевые направления развития атомной энергетики. Вот как отзывается о нем Юрий Драгунов, в недавнем прошлом директор, а сейчас научный руководитель космических ядерных установок Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники:
Цитировать«На меня особое впечатление производит способность Николая Николаевича быть не на шаг, а на век впереди. Благодарен ему за идеи при разработке космического мегаваттника, за роль в создании усовершенствованного топлива для установок различного типа, за умение смотреть в корень любой проблемы и находить пути решения. Желаю, чтобы вдохновение и удача всегда были на его жизненном пути!»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zandr

https://russian.news.cn/20250223/4329ac53a6fa47e593bf1fc330c73eaf/c.html
ЦитироватьКитайские исследователи установили новую планку эффективности производства водорода на солнечных батареях
2025-02-23 10:13:30丨Russian.News.Cn
Пекин, 23 февраля /Синьхуа/ -- Группа китайских исследователей достигла рекордной эффективности производства водорода с помощью солнечной энергии - 10,36 проц., которая сохранялась более месяца, что открывает путь к крупномасштабному производству экологически чистого водорода, сообщает в субботу китайская газета "Кэцзи жибао" / Science and Technology Daily/.

Согласно исследованию, недавно опубликованному в разделе Nature Communications, исследователи из Научно-технического университета Китая и Уханьского университета разработали новую структуру фотоэлектрода с использованием нанопроводов нитрида галлия на основе кремния, чтобы добиться этого прорыва.

Эта структура обеспечивает высокую эффективность производства солнечного водорода в полуэлементной конфигурации и стабильное производство водорода в течение более 800 часов при высокой плотности тока. Согласно исследованию, это также продлевает срок службы фотоэлектрода с нескольких часов до нескольких месяцев, преодолевая проблемы эффективности и надежности, с которыми сталкиваются традиционные фотоэлектрические устройства для производства водорода.

Фотоэлектрохимическое расщепление воды - это технология, которая напрямую преобразует солнечный свет и воду в экологически чистый водород. Это стало важным направлением исследований в области экологически чистой энергетики. Однако многие традиционные фотоэлектродные материалы подвержены коррозии и снижению каталитической активности, что ограничивает долговечность фотоэлектродов.

Группа разработала конструкцию, пригодную для массового производства, и добавила в нее наночастицы золота в качестве сопутствующего катализатора. Этот новый подход повышает каталитическую активность реакции выделения водорода, предотвращает отслоение наночастиц золота в процессе реакции и предотвращает снижение каталитической активности.

Согласно результатам исследования, новая структура может быть распространена на другие сложные полупроводниковые и каталитические реакционные системы. Ожидается, что она будет играть важную роль в преобразовании энергии и поддерживать глобальный энергетический переход и устойчивое развитие.

zandr

https://russian.news.cn/20250223/4329ac53a6fa47e593bf1fc330c73eaf/c.html
ЦитироватьКитайские исследователи установили новую планку эффективности производства водорода на солнечных батареях
2025-02-23 10:13:30丨Russian.News.Cn
Пекин, 23 февраля /Синьхуа/ -- Группа китайских исследователей достигла рекордной эффективности производства водорода с помощью солнечной энергии - 10,36 проц., которая сохранялась более месяца, что открывает путь к крупномасштабному производству экологически чистого водорода, сообщает в субботу китайская газета "Кэцзи жибао" / Science and Technology Daily/.

Согласно исследованию, недавно опубликованному в разделе Nature Communications, исследователи из Научно-технического университета Китая и Уханьского университета разработали новую структуру фотоэлектрода с использованием нанопроводов нитрида галлия на основе кремния, чтобы добиться этого прорыва.

Эта структура обеспечивает высокую эффективность производства солнечного водорода в полуэлементной конфигурации и стабильное производство водорода в течение более 800 часов при высокой плотности тока. Согласно исследованию, это также продлевает срок службы фотоэлектрода с нескольких часов до нескольких месяцев, преодолевая проблемы эффективности и надежности, с которыми сталкиваются традиционные фотоэлектрические устройства для производства водорода.

Фотоэлектрохимическое расщепление воды - это технология, которая напрямую преобразует солнечный свет и воду в экологически чистый водород. Это стало важным направлением исследований в области экологически чистой энергетики. Однако многие традиционные фотоэлектродные материалы подвержены коррозии и снижению каталитической активности, что ограничивает долговечность фотоэлектродов.

Группа разработала конструкцию, пригодную для массового производства, и добавила в нее наночастицы золота в качестве сопутствующего катализатора. Этот новый подход повышает каталитическую активность реакции выделения водорода, предотвращает отслоение наночастиц золота в процессе реакции и предотвращает снижение каталитической активности.

Согласно результатам исследования, новая структура может быть распространена на другие сложные полупроводниковые и каталитические реакционные системы. Ожидается, что она будет играть важную роль в преобразовании энергии и поддерживать глобальный энергетический переход и устойчивое развитие.

testman11

Все говорят про газообразный водород. А ведь тема "Где взять ЖИДКИЙ..." Мало получить водород. Его еще нужно ожижить и хранить в специальных емкостях и транспортировать по специальным трубопроводам. Так что большая часть темы-флуд. 

Bell

#798
Цитата: testman11 от 24.02.2025 07:48:27Его еще нужно ожижить и хранить в специальных емкостях и транспортировать по специальным трубопроводам.
ЖВ возят в цистернах-дюарах.
Если надо сравнительно небольшой объем, а тем более на удаленном космодроме, то проще на месте получать электролизом или конверсией метана (значительно дешевле), а потом сжижать на КАЗе и хранить до пуска в стационарных дюарах.

ЦитироватьВсе говорят про газообразный водород. А ведь тема "Где взять ЖИДКИЙ..."
На рынке отсутствует СПРОС на "жидкий водород для ракет". Поэтому отсутствует и предложение. С этой точки зрения флудом является сам вопрос о наличие того, что никому не нужно и никто этого не делает.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

zandr

И о5 оффтоп  :P
https://russian.news.cn/20250415/0b9fd4b793a2470db23fcc992842982b/c.html
ЦитироватьВ Китае появилась первая межрегиональная магистраль для тяжелых грузовиков на водороде
2025-04-15 09:53:45丨Russian.News.Cn
Пекин, 15 апреля /Синьхуа/ -- Китайская нефтехимическая компания /"Синопек"/, крупнейшая в нефтеперерабатывающей отрасли страны, в понедельник объявила об официальном завершении строительства первой в Китае межрегиональной магистрали для тяжелых грузовиков, работающих на водороде. Это событие ознаменовало собой знаковый шаг в развитии индустрии водородной энергетики в западных районах Китая.
Маршрут, который будет введен в регулярную эксплуатацию, простирается на 1150 км от города Чунцин /Юго-Западный Китай/ до порта Циньчжоу в Гуанси-Чжуанском автономном районе /Южный Китай/, проходя через провинцию Гуйчжоу на юго-западе страны.
Вдоль этой магистрали компанией "Синопек" было построено четыре водородные заправочные станции, чтобы обеспечить надежную сеть снабжения водородным топливом для транспортных средств во время поездок.
В вышеупомянутых регионах, которые богаты водородными ресурсами, в практику были широкомасштабно внедрены технологии производства водорода, включая электролиз воды и диссоциацию аммиака.
С годовым объемом производства водорода в качестве промышленного побочного продукта в более 400 тыс. тонн, эти регионы могут сообща удовлетворить потребности в топливе 360 тыс. водородных транспортных средств, занятых для нужд логистического сектора страны.
Этот "водородный коридор" является не только логистическим каналом, но и промышленным узловым пунктом. Ожидается, что объем грузоперевозок по нему в обоих направлениях будет составлять 220 тыс. стандартных контейнеров /двадцатифутовый эквивалент, TEU/ в год.